1. Раскройте культурно-исторические парадигмы (мифологическая, античная, средневековая, ренессансная, новоевропейская, современная)
2. Расскажите о Беларуси на стыке культур и цивилизаций
3. Расскажите о социальной стратификации и социальной мобильности
Список использованных источников
1. Раскройте культурно-исторические парадигмы (мифологическая, античная, средневековая, ренессансная, новоевропейская, современная)
Культуры, близкие в пространстве или времени, часто обладают сходными типологическими характеристиками. Это связано как с генетическим родством и взаимовлиянием культур, так и с родственностью исторических и природных условий их существования.
Мифологическая парадигма — упрощённое отображение совокупности представлений о мире внутри конкретной мифологической традиции.
Миф является прежде всего способом обобщения мира в форме наглядных образов. Отдельные аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-конкретных, наглядных образах.
Совокупность связанных между собой наглядных образов выражала мифологическую картину мира. Мифопоэтическая модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня: носители традиции могут не осознавать модель во всей её полноте.
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.
Парадигма средневекового сформировалось как единство двух богословско-философских методов - экзегетики и апологетики, которые, в принципе, в новых исторических обстоятельствах воспроизвели на ином качественном уровне интуитивно-дискурсивную методологию. Апологетика — это та же логика, только применяемая для рассуждения, доказательства и убеждения других в истинности и правоте исповедуемой веры. Основной задачей средневекового образования была гармонизация отношений между верой и разумом.
2. Расскажите о Беларуси на стыке культур и цивилизаций
Современная Беларусь представляет собой переходное общество как в политическом, так и в общецивилизационном понимании. Находясь на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), Беларусь испытывает на себе влияние каждой из них. В данной связи встает вопрос о принадлежности белорусов к определенной культурной, географической и духовной общности, обусловливающей их специфику, отличие от других народов.
Социокультурная самобытность белорусского народа формируется на базе принадлежности к определенного цивилизационному типу. По своему географическому положению Беларусь находится в центре Европе, а основная часть населения принадлежит к христианскому вероисповеданию. Поэтому одни исследователи идентифицируют Беларусь с индоевропейской (христианской) цивилизацией. Другие (Мельник) отмечает, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси (9-12 века), когда складывался особый культурно-исторический тип на собственно славянской почве под влиянием восточной, греко-византийской культуры, поэтому белорусы принадлежат в славяно-православной цивилизации. Третьи (Якодумова, Кузнецова) подчеркивают, что Беларусь находится на стыке двух цивилизаций: западной и восточной – поэтому впитала в себя как основы славяно-православной, так и западно-христианской цивилизации.
Национальное самосознание проявляется в самоидентификации с устойчивой, исторически сложившейся общностью (нацией), основанной на единстве языка, культуры, традиций, а также ощущении своей уникальности, самобытности, отличия от других народов: «мы – белорусы».
Помимо названных признаков в структуру национально-государственного самосознания входит наличие государственности. Кристаллизованным выражением национального самосознания является национальная идея, которая проявляется в высоком самосознании народа и осознании им своего особого исторического пути. Наличие национальной идеи характерно для каждого народа.
3. Расскажите о социальной стратификации и социальной мобильности
Общество, как цельная система, являет собой образование, имеющее строгую структуру. Одним из самых важных срезов общественной структуры является социально-стратификационная структура, представляющая собой совокупность разнообразных в плане социального положения, относительно устойчивых социальных общностей, слоев (страт), групп.
Социальная стратификация — это дифференцирование людей или групп на социальные классы и слои (страты), характеризующаяся неравенством по уровню доходов, властных полномочий, престижа профессии, образования и т.п. Стратификация указывает на социальные расхождения в обществе, разделение на привилегированных и непривилегированных, богатых и бедных и т.д.
В первобытном обществе неравенство было выражено в очень малой степени, в сложных же обществах у неравенства появилось выраженное проявление и выражаться оно стало в значительной форме: появились касты, потом сословия, затем классы.
Социология отождествила строение общества со строением Земли: социальные слои (страты) тоже располагаются по вертикали. Основным критериям деления служит уровень дохода: наиболее бедная прослойка занимает низшую ступень, среднюю ступень — прослойка зажиточного населения и самую высокую — богатая прослойка. Следовательно, страта — социальная прослойка людей, которые имеют схожие объективные показатели по четырем шкалам стратификации.
Четыре основных шкалы (измерения) стратификации, это уровни: дохода; образования; престижа; властных полномочий.
Если разделение труда в обществе определяет социальная структура, то социальная стратификация — это общественное распределение достижений труда, то есть социальных благ.
Социальная стратификация и мобильность — это такая система, у которой строение имеет вполне вариативный тип. В данное время социальная стратификация и мобильность отличаются более мягким характером механизмов. В современном мире у человека есть возможность легко переходить из одного класса в другой.
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 2017. - 588 с.
2. Батурин, В.К. Социология: учебник для бакалавров / В. К. Батурин, И. В. Батурина. – Москва: Юнити-Дана, 2016. – 311 с.
3. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва : Проспект, 2016. - 560 с.
4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 511 с.
5. Короленок, Л. Г. Основы политологии: пособие / Л. Г. Короленок. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 235 с.
6. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 с.