1. Охарактеризуйте менеджмент, как науку. Назовите основные черты менеджмента и законы менеджмента.
2. Назовите и охарактеризуйте виды и уровни менеджмента.
3. Назовите и охарактеризуйте этапы развития менеджмента.
4. Охарактеризуйте школу научного менеджмента. Назовите представителей школы.
5. Охарактеризуйте административную школу менеджмента. Назовите представителей школы.
6. Охарактеризуйте школу человеческих отношений и поведенческих наук. Назовите представителей школы.
7. Назовите подходы к менеджменту. Охарактеризуйте системный подход.
8. Назовите подходы к менеджменту. Охарактеризуйте ситуационный подход.
9. Назовите подходы к менеджменту. Охарактеризуйте процессный подход.
10. Охарактеризуйте планирование как функцию управления. Виды планирования.
11. Охарактеризуйте организацию как функцию управления. Назовите этапы процесса организации.
12.Охарактеризуйте контроль как функцию управления. Виды контроля. Субъекты и объекты контроля.
13.Охарактеризуйте мотивацию как функцию управления. Назовите теории мотивации.
14. Сформулируйте понятие «организация» , назовите ее признаки. Опишите внутреннюю и внешнюю среду организации. Охарактеризуйте формальные и неформальные организации.
15. Объясните понятие «организационная структура», назовите её элементы. Охарактеризуйте линейную организационную структуру, постройте схему, перечислите достоинства и недостатки.
16. Объясните понятие «организационная структура», назовите её элементы. Охарактеризуйте функциональную организационную структуру, постройте схему, перечислите достоинства и недостатки.
17. Объясните понятие «организационная структура», назовите её элементы. Охарактеризуйте линейно-функциональную организационную структуру, постройте схему, перечислите достоинства и недостатки.
18. Охарактеризуйте организацию управления на сельскохозяйственных предприятиях (в сельскохозяйственных кооперативах, унитарных предприятиях, агрофирмах, агропромышленных предприятиях).
19. Объясните систему управления АПК.
20. Дайте понятие методов управления. Охарактеризуйте организационно-административные методы.
21. Дайте понятие методов управления. Охарактеризуйте экономические методы.
22. Дайте понятие методов управления. Охарактеризуйте социально-психологические методы.
23. Объясните понятие «организационная культура», назовите ее элементы. Сформулируйте нормы организационной культуры
24. Объясните понятие «организационная культура», назовите ее элементы. Охарактеризуйте типы организационных культур (клановая, адхократическая, бюрократическая, рыночная).
25. Объясните понятие «Система управления персоналом». Назовите элементы управления персоналом.
26. Охарактеризуйте Кадровую политику Республики Беларусь на современном этапе.
27. Раскройте понятие «персонал организации» и определите его структуру.
28. Раскройте процесс подбора кадров. Дайте характеристику внешнего и внутреннего рынка подбора кадров, назовите их достоинства и недостатки.
29. Объясните понятие «планирование персонала». Назовите этапы кадрового планирования.
30. Назовите методы оценки персонала. Опишите процедуру аттестация.
31. Объясните, как осуществляется подготовка новых кадров. Назовите формы обучения новых работников.
32. Опишите процесс переподготовки и повышения квалификации.
33. Раскройте понятие «коллектив», назовите его признаки и виды.
34. Раскройте понятие «коллектив». Опишите пути формирования коллектива.
35. Охарактеризуйте личность руководителя и условия её формирования. Назовите особенности мышления идеального руководителя.
36. Раскройте понятия «Власть и авторитет менеджера».
37. Объясните понятие «стиль руководства». Охарактеризуйте демократический стиль руководства.
38. Объясните понятие «стиль руководства». Охарактеризуйте авторитарный стиль руководства.
39. Объясните понятие «стиль руководства». Охарактеризуйте либеральный стиль руководства.
40. Объясните понятие «стиль руководства». Управленческая решётка ГРИД.
41. Объясните понятие «управленческая культура» и назовите её составляющие элементы.
42. Назовите особенности управленческого труда.
43. Раскройте понятие «рациональная организация труда», назовите её задачи, направления. Опишите порядок проведения бесед, собраний, совещаний, приема посетителей.
44. Объясните роль информации в процессе управления. Назовите ее виды, источники. Охарактеризуйте методы сбора информации.
45. Раскройте понятие «коммуникация». Назовите элементы коммуникационного процесса. Классификация и эффективность коммуникационного процесса.
46. Охарактеризуйте понятие «управленческий цикл», назовите его элементы.
47. Объясните понятие «управленческие решения». Назовите требования к управленческим решениям, виды и факторы принятия.
48. Объясните понятие «управленческие решения». Опишите процесс принятия управленческих решений.
49. Объясните понятие «управленческие решения». Охарактеризуйте методы принятия управленческих решений.
50. Раскройте понятие «эффективность управленческого труда». Назовите показатели эффективности.
1. Охарактеризуйте менеджмент, как науку. Назовите основные черты менеджмента и законы менеджмента
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и…
2. Назовите и охарактеризуйте виды и уровни менеджмента.
По уровням управления общий менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства предприятием (корпорацией): 1) высший уровень управления; 2) средний уровень управления; 3) нижний (операционный или технологический) уровень управления.
Состав функций, прав и…
3. Назовите и охарактеризуйте этапы развития менеджмента.
выделяют несколько исторических периодов
I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и…
4. Охарактеризуйте школу научного менеджмента. Назовите представителей школы.
Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по управлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стил компании».
Главная цель научного…
5. Охарактеризуйте административную школу менеджмента. Назовите представителей школы.
Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д. Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик…
6. Охарактеризуйте школу человеческих отношений и поведенческих наук. Назовите представителей школы.
Школы научного менеджмента и административного управления управления формировались без должного учёта влияния человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства и управления. Роль человека в организации, его способность к самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения в него творческого начала или в результате улучшения психологического климата в организации привлекли внимание социологов и менеджеров. С этим направлением связаны…
7. Назовите подходы к менеджменту. Охарактеризуйте системный подход.
Выделяют процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые…
8. Назовите подходы к менеджменту. Охарактеризуйте ситуационный подход.
Выделяют процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как…
9. Назовите подходы к менеджменту. Охарактеризуйте процессный подход.
Выделяют процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает…
10. Охарактеризуйте планирование как функцию управления. Виды планирования.
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса…
11. Охарактеризуйте организацию как функцию управления. Назовите этапы процесса организации.
Организация (процесс) как функция управления требует от менеджера свободного владения аналитическими навыками. Задача этой функции – формирование структуры предприятия, а также обеспечение его всем необходимым для нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, помещением, денежными средствами и…
12. Охарактеризуйте контроль как функцию управления. Виды контроля. Субъекты и объекты контроля.
Контроль - одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и…
13. Охарактеризуйте мотивацию как функцию управления. Назовите теории мотивации.
Мотивация как основная функция управления связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование…
14. Сформулируйте понятие «организация» , назовите ее признаки. Опишите внутреннюю и внешнюю среду организации. Охарактеризуйте формальные и неформальные организации.
Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Выделяются шесть основных признаков организации: 1.Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. 2. Обособленность можно понимать в том смысле, что…
15. Объясните понятие «организационная структура», назовите её элементы. Охарактеризуйте линейную организационную структуру, постройте схему, перечислите достоинства и недостатки.
Организационная структура - состав управленческих подразделений предприятия, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному осуществлению управленческой деятельности.
Следует выделить элементы, характеризующие структуру организации: звенья, уровни и связи. Звено управления — обособленная ячейка (орган или работник), наделенная определенными…
16. Объясните понятие «организационная структура», назовите её элементы. Охарактеризуйте функциональную организационную структуру, постройте схему, перечислите достоинства и недостатки.
Организационная структура - состав управленческих подразделений предприятия, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному осуществлению управленческой деятельности.
Следует выделить элементы, характеризующие…
17. Объясните понятие «организационная структура», назовите её элементы. Охарактеризуйте линейно-функциональную организационную структуру, постройте схему, перечислите достоинства и недостатки.
Организационная структура - состав управленческих подразделений предприятия, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному осуществлению управленческой деятельности.
Следует выделить элементы, характеризующие структуру организации: звенья, уровни и связи. Звено управления — обособленная ячейка (орган или работник), наделенная…
18. Охарактеризуйте организацию управления на сельскохозяйственных предприятиях (в сельскохозяйственных кооперативах, унитарных предприятиях, агрофирмах, агропромышленных предприятиях).
Членство в сельскохозяйственном кооперативе является организационной основой его создания и деятельности. Управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и наблюдательный…
19. Объясните систему управления АПК.
Для этого создается система управления АПК, под которой понимают совокупность управляющих органов, предназначенных обеспечить эффективное функционирование отрасли в рамках действующего законодательства. Эти органы имеют четко обозначенные места в иерархии, цели, задачи, функции, полномочия и ответственность. Естественно, основная цель подавляющего…
20. Дайте понятие методов управления. Охарактеризуйте организационно-административные методы.
Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции управления и от имеющихся или доступных в этот момент…
21. Дайте понятие методов управления. Охарактеризуйте экономические методы.
Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции управления и от имеющихся или доступных в этот момент времени средств управления. Также, немаловажное значение имеют различные внешние факторы: подбор…
22. Дайте понятие методов управления. Охарактеризуйте социально-психологические методы.
Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции управления и от имеющихся или доступных в этот момент времени средств управления. Также, немаловажное значение имеют различные внешние факторы: подбор…
23. Объясните понятие «организационная культура», назовите ее элементы. Сформулируйте нормы организационной культуры
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших…
24. Объясните понятие «организационная культура», назовите ее элементы. Охарактеризуйте типы организационных культур (клановая, адхократическая, бюрократическая, рыночная).
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. На практике организационная культура представляет собой…
25. Объясните понятие «Система управления персоналом». Назовите элементы управления персоналом.
Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами.
Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом. Все зависит от того, какой аспект данного явления…
26. Охарактеризуйте Кадровую политику Республики Беларусь на современном этапе.
Государственная кадровая политика Республики Беларусь — одно из приоритетных направлений деятельности государства по координации мероприятий, проводимых в целях развития и совершенствования всего трудового потенциала страны. Она ориентируется на социальное регулирование, охватывающее…
27. Раскройте понятие «персонал организации» и определите его структуру.
Персонал (от лат. personalis – личный) – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Главный критерий отнесения отдельного индивида к группе "персонал" – его включенность как носителя рабочей силы в трудовые отношения в рамках…
28. Раскройте процесс подбора кадров. Дайте характеристику внешнего и внутреннего рынка подбора кадров, назовите их достоинства и недостатки.
Подбор кадров — определение психологических и профессиональных качеств людей с целью определения их соответствия конкретной работе. При подборе кадров учитываются: желание или нежелание кандидата заниматься данной деятельностью, способность выполнять эффективно данную…
29. Объясните понятие «планирование персонала». Назовите этапы кадрового планирования.
Термин «планирование персонала» включает в себя все проблемы сферы персонала, которые могут возникнуть в будущем. Планирование персонала, во- первых, служит целевому планированию потребностей в области персонала и, во- вторых, планированию мероприятий, которые должны проводиться для…
30. Назовите методы оценки персонала. Опишите процедуру аттестация.
Оценка персонала – система, которая позволяет измерить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциала в разрезе стратегических задач компании.
В ходе оценки работодатель сравнивает…
31. Объясните, как осуществляется подготовка новых кадров. Назовите формы обучения новых работников.
Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность: от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные…
32. Опишите процесс переподготовки и повышения квалификации.
Переподготовка кадров направлена на освоение рабочими новой профессии. С точки зрения процесса обучения разницы между подготовкой и переподготовкой нет. Переподготовка может осуществляться как на предприятии, так и силами территориальной службы занятости…
33. Раскройте понятие «коллектив», назовите его признаки и виды.
Трудовой коллектив - это совокупность индивидов, объединенных общей работой в организации и общими интересами. Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненной работой такого же количества людей. Это происходит благодаря…
34. Раскройте понятие «коллектив». Опишите пути формирования коллектива.
Трудовой коллектив - это совокупность индивидов, объединенных общей работой в организации и общими интересами. Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненной работой такого же количества людей. Это происходит благодаря…
35. Охарактеризуйте личность руководителя и условия её формирования. Назовите особенности мышления идеального руководителя.
Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Формирование качеств сильной личности является од ним из обязательных условий работы…
36. Раскройте понятия «Власть и авторитет менеджера».
Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен…
37. Объясните понятие «стиль руководства». Охарактеризуйте демократический стиль руководства.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).
Существует три стиля руководства…
38. Объясните понятие «стиль руководства». Охарактеризуйте авторитарный стиль руководства.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий). Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется…
39. Объясните понятие «стиль руководства». Охарактеризуйте либеральный стиль руководства.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий). Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется…
40. Объясните понятие «стиль руководства». Управленческая решётка ГРИД.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий). Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется…
41. Объясните понятие «управленческая культура» и назовите её составляющие элементы.
В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как…
42. Назовите особенности управленческого труда.
Управленческий труд давно выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании…
43. Раскройте понятие «рациональная организация труда», назовите её задачи, направления. Опишите порядок проведения бесед, собраний, совещаний, приема посетителей.
Рациональная организация труда предполагает детальное изучение передовых приемов и методов труда. В результате этой работы создаются возможности для внедрения таких методов труда, которые при интенсивной работе не вызывали бы чрезмерных физических и нервных перегрузок работающего.
Одна из основных задач организации труда - совершенствование нормирования труда, внедрение…
44. Объясните роль информации в процессе управления. Назовите ее виды, источники. Охарактеризуйте методы сбора информации.
В социально-экономической системе информация является средством коммуникации между людьми. Этим и определяется её роль в производстве, осуществление которого было бы невозможно без связей, коммуникаций.
Играя важную роль в деятельности человека, информация имеет большое значение в…
45. Раскройте понятие «коммуникация». Назовите элементы коммуникационного процесса. Классификация и эффективность коммуникационного процесса.
Коммуникация - процесс информационного взаимодействия между собой двух и более людей . По происхождению как в латинском языке, так и русском подчеркивается наличие чего-то общего, вокруг чего и происходит информационный обмен.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре…
46. Охарактеризуйте понятие «управленческий цикл», назовите его элементы.
Управленческий цикл представляет собой период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом. Циклическая реализация процессов позволяет устанавливать и фиксировать…
47. Объясните понятие «управленческие решения». Назовите требования к управленческим решениям, виды и факторы принятия.
Управленческое решение – директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели. Принятие управленческого решения – главное решение в технологическом цикле управления. Управленческое решение принимается…
48. Объясните понятие «управленческие решения». Опишите процесс принятия управленческих решений.
Принятие управленческих решений - сложный многоступенчатый процесс, в котором можно выделить пять стадий:
1)изучение проблемы, состоит из этапов: постановка проблемы, делегирование полномочий, сбор информации, построение концептуальной
49. Объясните понятие «управленческие решения». Охарактеризуйте методы принятия управленческих решений.
Управленческое решение – директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели. Принятие управленческого решения – главное решение в технологическом цикле управления. Управленческое решение принимается…
50. Раскройте понятие «эффективность управленческого труда». Назовите показатели эффективности.
Организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Поэтому управление может считаться эффективным, а организация добившейся успеха, если поставленные цели достигнуты. Следовательно суть эффективности…