1. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.
2. Приведите конкретные примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.
3. Приведите конкретные примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
4. Приведите конкретные примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях (по разным классификациям).
5. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.
6. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности:
7. Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий (по своему выбору) по следующему алгоритму: выделите стадии борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки.
8. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых актуализируются способности (по разным классификациям).
1. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
2. Приведите конкретные примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.
К основным свойствам восприятия относятся:
1. Предметность восприятия –способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Например, в тетради ученик пишет задание синей ручкой – это фон, а учитель исправляет или ставит оценку - фигуры на фоне.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. Например, мы в окне мы видим только голову и плечи человека, но осознаем, что идет целый человек, даже представляем его рост, походку, положение рук. Мы воспринимаем объект целиком, часто домысливаем недостающие детали, так как общая структура уже ясна.
3. Приведите конкретные примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания — монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
4. Приведите конкретные примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях (по разным классификациям).
Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов.
Сенсорная - информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.
5. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.
В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.
Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым.
6. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности:
познавательная сфера – точное восприятие предметов и окружения, сконцентрированное внимание, яркое воображение, развитая краткосрочная и долгосрочная память, разностороннее мышление.
потребностно-мотивационная сфера –чувство собственная значимость, стремление к карьерному росту, постоянное обучение.
эмоциональная сфера- стремление к обучению, дружеские отношения, общительность, чуткость, отзывчивость, доброжелательность, уважение к другим, позитив, иногда грусть и переживания.
7. Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий (по своему выбору) по следующему алгоритму: выделите стадии борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки.
1. Помочь другу в выполнении домашнего задания.
стадии борьбы мотивов – помочь или не помочь, помочь и потратить свое время или сходить с друзьями в кафе, или сделать самостоятельное дополнительное задание, посмотреть фильм, обсуждение с друзьями
принятия решения – определить уровень важности необходимости помощи другу в выполнении задания, отказ или удовлетворение при принятии решения о важности помощи,
осознания и формирования цели – помочь другу в выполнении и разъяснении домашнего задания с целью недопущения дальнейших ошибок,
8. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых актуализируются способности (по разным классификациям).
Классификаций способностей довольно много.
Прежде всего, различают:
1. Природные (естественные) способности – биологически обусловленные.
2. Специфические способности – имеющие приобретённый, общественно-исторический характер.
Многие из природных способностей являются общими для животных и человека. Например, способности к элементарной коммуникации.
1.Общие способности определяют успехи в различных видах деятельности. Например: умственные способности, точность движений, развитая память, совершенная речь и др.