1. Специальные методики дошкольного воспитания: Дайте характеристику умениям, формируемым у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе сенсорного воспитания.
2. Специальные методики школьного обучения (СБО): Опишите приемы работы, используемые на уроках социально-бытовой ориентировки формировании умений ориентироваться на улице, в транспорте.
1. Специальные методики дошкольного воспитания: Дайте характеристику умениям, формируемым у дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью в процессе сенсорного воспитания.
- умение производить действие по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого;
- умение удерживать предмет двумя и одной руками, переносить предмет, идти по указанию взрослого по направлению к игрушке (совмещенные действия);
- умение находить знакомые игрушки по их словесному обозначению, самостоятельно называть их, правильно реагировать на просьбу взрослого;
- внимание к неречевым звукам, правильное понимание слов, обозначающих предметы окружающего быта, понимание повелительных глаголов бытового характера («дай», «возьми», «смотри» и пр.);
- использовать информацию, полученную в ходе обследования предметов при выполнении действий одевания (определять перед/спинку платья или рубашки, лицевую и изнаночную стороны одежды и пр.), умывания (определять холодную/теплую воду, сухие/мокрые руки и пр.);
- навык зрительного сосредоточения на игрушке, находящейся у ребенка или педагога в руке, умения брать игрушку, удерживать ее в руках продолжительное время, наблюдать за действиями педагога и совершать элементарные исследовательские действия — рассматривать, сжимать, перекладывать, поворачивать и пр.;
- навыки выполнения простых предметно-манипулятивных действий, наблюдения за действиями взрослого;
- умение длительно сосредоточивать внимание на игрушке, выполнять подражательные манипулятивные действия в течение продолжительного времени, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств и качеств предметов (цвета, формы, величины, фактуры материала, звучания), выбирать предмет по образцу из двух предложенных, группировать предметы по одному признаку;
- навыки выполнения более сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий промеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности предмета.
- умению использовать внешние признаки при выполнении предметных действий и в ходе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании);
- умение выполнять постройки из строительного материала, используя детали различной формы;
2. Специальные методики школьного обучения (СБО): Опишите приемы работы, используемые на уроках социально-бытовой
ориентировки формировании умений ориентироваться на улице, в транспорте.
Основными приёмами на уроках по социально-бытовой ориентировке являются следующие: демонстрация, объяснение, упражнение, экскурсия, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевая игра.
Наглядные и практические методы и приёмы.
Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Обучающимся предлагается использовать как доступные, так и сложные виды наглядности. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, расписание движения транспорта и т.д. Простая демонстрация документа не даёт желаемых результатов, так как обучающимся сложно выделить необходимые сведения из предлагаемого объекта. В помощь ученикам при анализе каждого нового документа нужно составить вопросы, отвечая на которые дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в подобного рода объектах. Например, беседуя с обучающимся о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер, создать макет), учитель последовательно задаёт ряд вопросов, которые помогают ученикам получить полную информацию.
Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода.
Объяснение, напоминание, словесная инструкция - позволяют детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками. Словесные инструкции являются своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить.
Экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.