Конспект
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Вопросы
на тему: «Конспект»
по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности человека»
2021
6.00 BYN
Конспект
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности человека
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
Модуль 1
1. Понятие «чрезвычайная ситуация». Классификация и виды чрезвычайных ситуаций.
2. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Гражданская оборона.
4. Понятие «пожарная безопасность». Законодательство Республики Беларусь в области пожарной безопасности.
5. Основные причины возникновения пожаров на объектах производственного и гражданского назначения. Основные поражающие факторы пожара. Первичные средства пожаротушения.
6. Законодательство Республики Беларусь в области организации безопасных перевозок пассажиров транспортом общего пользования.
7. Правила поведения при транспортных авариях.
8. Понятие «химически опасный объект». Классификация организаций, территорий по степеням химической опасности.
9. Краткая характеристика наиболее распространенных аварийно опасных химических веществ, их влияние на организм человека.
10. Основные способы защиты населения от аварийно опасных химических веществ.
11. Понятие «первая помощь». Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
12. Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.
13. Первая помощь при кровотечениях и ранениях.
14. Первая помощь при переломах.
15. Первая помощь при ушибах и вывихах.
16. Первая помощь при ожогах.
17. Первая помощь при отморожениях.
18. Первая помощь при шоках и обмороках.
19. Первая помощь при поражении электрическим током, молнией.
20. Помощь утопающему. Способы извлечения тонущего человека из воды, меры личной безопасности.
Модуль 21. Республика Беларусь – зона национального радиационного экологического бедствия в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Период полураспада и краткая характеристика основных радионуклидов.
3. Виды и источники ионизирующих излучений.
4. Основные радиометрические и дозиметрические величины, единицы их измерения.
5. Законодательство Республики Беларусь в области радиационной безопасности. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности.
6. Радиационно-опасные объекты: классификация, категории опасности.
7. Классификация мер защиты населения от техногенного облучения в результате аварий на атомных электростанциях.
8. Алгоритм действия населения при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ при нахождении дома.
9. Система радиационного мониторинга.
Модуль 3
Модуль 3
1. Понятие «экология». Классификация экологических проблем.
2. Взаимодействие человека и природы на современном этапе развития общества.
3. Парниковый эффект.
4. Состояние озонового слоя на современном этапе и последствия его разрушения для здоровья людей.
5. Основные источники загрязнения атмосферы, их роль в развитии заболеваний человека.
6. Источники загрязнения воды и почвы, их влияние на здоровье человека.
7. Основные загрязняющие компоненты воздуха закрытых помещений, их роль в развитии патологии человека.
8. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
9. Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь.
10. Национальная система мониторинга окружающей среды.
Модуль 41. Энергия. Невозобновляемые и возобновляемые источники энергии. Энергетические ресурсы. Энергетика. Энергетические цепочки.
2. Понятие «энергосбережение». Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» (2015).
3. Основные месторождения ископаемых ресурсов в Республике Беларусь.
4. Возобновляемые источники энергии. Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» (2010).
5. Гидроэнергетические ресурсы Республики Беларусь.
6. Ветроэнергетические ресурсы Республики Беларусь.
7. Гелиоэнергетические ресурсы Республики Беларусь.
8. Основные меры экономии тепловой энергии в быту.
9. Экономия энергии при потреблении воды.
10. Основные мероприятия по снижению потребления электрической энергии в быту.
Модуль 51. Понятие «охрана труда». Законодательство Республики Беларусь в области охраны труда.
2. Права и обязанности работающего и работодателя в области охраны труда. Инструкции по охране труда.
3. Опасные и вредные производственные факторы, их классификация и краткая характеристика.
4. Классификация условий труда (по гигиеническим критериям).
5. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности работающих.
6. Санитарно-гигиенические требования к производственной среде.
7. Электросмог.
8. Мобильная телефония как источник микроволнового электромагнитного излучения.
9. Защита от поражения электрическим током.
10. Защита от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
Модуль 1
1. Понятие «чрезвычайная ситуация». Классификация и виды чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Классификация ЧС и их виды
По природе возникновения: природные (землетрясения, вулканы, цунами, бури и т.д.); техногенные (пожар, взрывы, выброс радиоактивных веществ и т.д.); экологические (опустынивание, загрязнение среды, разрушение озонового слоя и т.д.); биологические (эпидемии, эпифитотии и т.д.); социальные (терроризм, насилие, наркомания, алкоголизм, войны и т.д.); антропогенные, являются следствием ошибочных действий людей; комбинированные, включают несколько причин возникновения ЧС.
5. Основные причины возникновения пожаров на объектах производственного и гражданского назначения. Основные поражающие факторы пожара. Первичные средства пожаротушения.
В жилых и общественных зданиях пожар в основном возникает из-за неисправности электросети и электроприборов, утечки газа, возгорания электроприборов, оставленных без присмотра под напряжением, неосторожного обращения с огнем, использование неисправных отопительных приборов, оставленных дверей топок, выброса горящей золы в близи строений.
Причинами пожаров на общественных предприятиях чаще всего бывают: нарушения допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия, а также при эксплуатации электроустановок и электрооборудования.
10. Основные способы защиты населения от аварийно-опасных химических веществ.
Основными средствами защиты населения от АХОВ являются:
1) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания;
2) использование защитных сооружений (убежищ);
3) временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях;
4) эвакуация населения из зон возможного заражения.
Каждый из перечисленных способов можно использовать в конкретной обстановке либо самостоятельно, либо в сочетании с другими способами.
Для защиты населения от аварийно химически опасных веществ заблаговременно принимают меры: создают систему и устанавливают порядок оповещения об авариях на химически опасных объектах; накапливают средства индивидуальной защиты и определяют порядок обеспечения ими людей; подготавливают укрытия, жилые и производственные здания к защите от аварийно химически опасных веществ; определяют районы эвакуации (временного отселения) людей; намечают наиболее целесообразные способы защиты населения в зависимости от обстановки и определяют комплекс мер, обеспечивающих предупреждение и ослабление поражения людей и сохранение их трудоспособности; осуществляют подготовку органов управления и сил, предназначенных для ликвидации аварий на химически опасных объектах, а также подготовку населения к защите от аварийно химически опасных веществ и к действиям в условиях химического заражения.
15. Первая помощь при ушибах и вывихах.
Вывих – это смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.
Признаки: появление интенсивной боли в области пораженного сустава; нарушение функции конечности, проявляющееся в невозможности производить активные движения; вынужденное положение конечности и деформация формы сустава; смещение суставной головки с запустеванием суставной капсулы и пружинящая фиксация конечности при ее ненормальном положении.
Первая помощь должна состоять, как правило, в фиксации поврежденной конечности, даче обезболивающего препарата и направлении пострадавшего в лечебное учреждение. Фиксация конечности осуществляется повязкой или подвешиванием ее на косынке. При вывихах суставов нижней конечности пострадавший должен быть доставлен в лечебное учреждение в лежачем положении (на носилках), с подкладыванием под конечность подушек, ее фиксацией и даче пострадавшему обезболивающего средства. При оказании первой помощи в неясных случаях, когда не представилось возможным отличить вывих от перелома, с пострадавшим следует поступать так, будто у него явный перелом костей.
20. Помощь утопающему. Способы извлечения тонущего человека из воды, меры личной безопасности.
Метод забрасывания. Если пострадавший находится недалеко и рядом имеется подходящий плавающий предмет, необходимо бросить его так, чтобы пострадавший мог за него ухватиться.
Метод вытягивания. Для спасения пострадавшего необходимо использовать такие предметы (весло, веревка), которые можно привязать к плавсредству, протянуть или бросить пострадавшему. При этом надо хорошо закрепиться на месте так, чтобы при вытягивании пострадавшего из воды центр тяжести тела располагался внизу.
Использование лодки. Необходимо приблизиться к тонущему на небольшой лодке так, чтобы бросить ему какой-нибудь плавающий предмет или протянуть шест. После этого следует решить, буксировать пострадавшего или попытаться втащить его в лодку. Не рекомендуется стоять в лодке в подобной ситуации.
Модуль 2
1. Республика Беларусь – зона национального радиационного экологического бедствия в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Закон РБ от 12 ноября 1991 года №1227-XII «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Чернобыльская катастрофа нанесла огромный ущерб Беларуси, создала опасную радиационную обстановку на значительной части ее территории. Республика объявлена зоной национального экологического бедствия.
Настоящий Закон устанавливает правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, и направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.
5. Законодательство Республики Беларусь в области радиационной безопасности. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности.
В Республике Беларусь создается национальная система нормативно-правового регулирования в сфере использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности с иерархической структурой, включающая документы разного уровня (законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, республиканских органов государственного управления и т.д.) Подробности об этой системе изложены в разделе «Законодательство/ Система нормативно-правового регулирования ядерной и радиационной безопасности».
Закон Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности», который устанавливает правовые основы функционирования системы обеспечения радиационной безопасности, обращения с источниками ионизирующего излучения и направлен на предотвращение и минимизацию вредного воздействия ионизирующего излучения на здоровье человека и окружающую среду.
Что касается наиболее важных документов, правовую основу развития ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь составляют:
Закон Республики Беларусь от 30 июля 2008 года № 426-З «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 22.12.2011)
Ряд международных договоров, конвенций, соглашений, к которым присоединилась Республика Беларусь и их ратифицировала (перечень приведен в разделе «Международные обязательства Республики Беларусь по обеспечению ядерной и радиационной безопасности»).
Модуль 3
1. Понятие «экология». Классификация экологических проблем.
Экология (от древнего греческого οἶκος – жилище, местопребывание и λόγος – учение) – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.
Классификация экологических проблем
По причине возникновения: Природно-обусловленные, антропогенные, в том числе эколого-промышленные, эколого-транспортные, эколого-селитебные, эколого-гидротехнические, эколого-земледельческие, эколого-пастбищные, эколого-сельскохозяйственные и др.
По структуре (сложности) ситуации: простые, сложные, очень сложные.
По основному изменяющемуся компоненту природы: атмосферные, водные, почвенные, геолого-геоморфологические, биотические, комплексные.
По времени возникновения: прошлые, современные, унаследованные; возникающие практически одновременно с воздействием или через определенные интервалы времени.
По времени проявления: кратковременные, длительные, практически не исчезающие.
5. Основные источники загрязнения атмосферы, их роль в развитии заболеваний человека.
Одним из наиболее значимых факторов среды обитания по степени влияния на здоровье населения является атмосферный воздух. Загрязнение воздуха происходит двумя путями: естественным и в результате жизнедеятельности человека (антропогенным).
Естественное загрязнение атмосферного воздуха имеет природное происхождение и существовало всегда. К этому виду загрязнений относится пыль, которая образуется в результате воздействия ветра на почву; вулканы, во время извержения которых в воздух выбрасываются миллионы тонн пепла и газов; природные пожары, выделения животных, птиц и др.
К источникам антропогенного загрязнения воздуха относятся:
- транспорт (образующиеся от работающего автотранспорта, поездов, судов, самолетов различные выбросы – автотранспорт является основным загрязнителем атмосферного воздуха промышленно развитых стран мира);
- предприятия черной и цветной металлургии (при выплавке руд в воздух выбрасываются твердые частицы, оксиды серы и углерода, также (в зависимости от исходных руд) могут попадать и такие вредные вещества, как марганец, свинец, пары ртути, и др.);
- тепловые и атомные электростанции, котельные, от которых в процессе сжигания твердого или жидкого топлива в атмосферу выделяется дым, который может содержать диоксид углерода и пары воды, оксиды углерода, серы, азота, углеводороды и др., твердые частицы (зола, пыль, сажа);
- свалки мусора, продукты переработки бытовых отходов, а также вещества, образующиеся при сжигании топлива, используемого для приготовления пищи человеком;
- в сельской местности основными загрязнителями являются животноводческие и птицеводческие комплексы, пестициды, используемые для борьбы с сорняками и болезнями сельскохозяйственных культур, плодово-ягодных растений и др.
10. Национальная система мониторинга окружающей среды.
Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС) создана в целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной экологической информации.
НСМОС включает организационно-самостоятельные и проводимые на общих принципах следующие виды мониторинга окружающей среды:
• мониторинг земель;
• мониторинг поверхностных вод;
• мониторинг подземных вод;
• мониторинг атмосферного воздуха;
• мониторинг озонового слоя;
• мониторинг растительного мира;
• мониторинг лесов;
• мониторинг животного мира;
• радиационный мониторинг;
• геофизический мониторинг;
• локальный мониторинг окружающей среды;
• комплексный мониторинг экосистем на особо охраняемых природных территориях.
Модуль 4
1. Энергия. Невозобновляемые и возобновляемые источники энергии. Энергетические ресурсы. Энергетика. Энергетические цепочки.
Энергия является мерой способности объекта совершить работу. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую.
Существует четыре основных источников энергии, которыми пользуется человечество: • химические и ядерные реакции, • гравитационные взаимодействия (энергия притяжения Луны), • геотермальные процессы (тепловая энергия ядра Земли), • энергия Солнца.
Источники энергии подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые (истощаемые).
Возобновляемые источники энергии это источники на основе постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков энергии (биотопливо, гидроэнергия).
Невозобновляемые источники энергии это естественно образовавшиеся и накопившиеся в недрах планеты запасы веществ, способные при определенных условиях высвобождать заключенную в них энергию (нефть, уголь, природный газ).
Энергия невозобновляемых источников в отличие от возобновляемых находится в природе связанном состоянии и освобождается в результате целенаправленных действий человека.
5. Гидроэнергетические ресурсы Республики Беларусь.
Состояние гидроэнергетики страны характеризуется соотнесением запасов ее гидроэнергетических ресурсов (гидроэнергопотенциала ее рек) и масштаба их освоения.
Запасы гидроэнергоресурсов Республики Беларусь составляет теоретический потенциал ее рек – около 7,5 млрд. кВт. часов в средний по водности год, а его часть, которая путем выработки электроэнергии на ГЭС или иными техническими средствами может быть использована (технический потенциал), – 2,5-3,0 млрд. кВтч/год.
10. Основные мероприятия по снижению потребления электрической энергии в быту.
Существует большое количество методов снижения расхода электричества, некоторые из них требуют относительно больших финансовых вложений, некоторые совершенно простые.
Среди наиболее часто применяемых:
• Замена ламп накаливания на светодиодные или люминесцентные. Потраченные средства компенсируются достаточно быстро за счет снижения потребления электроэнергии и гораздо более длительного срока службы, за время которого лампочка окупается 8-10 раз.
• Максимальное использование естественного освещения. Лучше поднять жалюзи на окнах, отдернуть или снять плотные шторы, вымыть окна. Это позволит включать свет гораздо позже. Ремонт квартиры в светлых тонах позволит реже пользоваться электричеством днем.
Модуль 5
1. Понятие «охрана труда». Законодательство Республики Беларусь в области охраны труда.
Согласно трудовому законодательству Республики Беларусь, охрана труда представляет собой систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Охрану труда регулирует закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-з об охране труда.
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.
Настоящий Закон применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
5. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности работающих.
Принцип – это идея, мысль, основное положение, цель, а
метод – это путь или способ достижения той или иной цели. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.
Средства обеспечения безопасности определяют собой конкретное материальное воплощение принципов и методов (конструктивные, организационные и т.д.).
Принципы обеспечения безопасности могут классифицироваться по нескольким признакам.
1. Ориентирующие (активность оператора, его замена, ликвидация или снижение опасности и т.п.).
2. Технические (принцип блокировки, герметизации, защиты расстоянием, слабого звена, экранирования, фильтрации и т.д.).
3. Организационные (защита временем, информации, нормирования, эргономичности, подбора кадров, резервирования и т.п.).
4. Управленческие (принцип контроля, стимулирования, эффективности и т.п.).
Обеспечение безопасности может быть достигнуто реализацией 3-х основных методов – А, Б, В.
Метод А состоит в пространственном (или временном) разделении рабочей зоны, где находится человек (гомосфера) в процессе деятельности, и пространства, в котором постоянно или периодически возникают опасности (ноксосфера). Этот метод может быть реализован дистанционным управлением техпроцесса, использованием промышленных роботов и т.д.
Метод Б заключается в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей используя комплекс средств защиты (например защитный экран на мониторе).
10. Защита от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
Вредные и опасные факторы при работе на ПК: сидячее положение в течение длительного времени; воздействие электромагнитного излучения монитора; утомление глаз, нагрузка на зрение; перегрузка суставов костей; стресс при потере информации.
В целях защиты от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере должны соблюдаться следующие условия:
1. расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
2. рабочее место с ПК в помещениях должно быть размещено в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
3. Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600-700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
4. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7.
5. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты