ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наиболее интенсивно развивающимся процессом современности является глобализация мировой экономики – преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, люди, капитал, непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия. Значимое влияние данного процесса на различные сферы деятельности человека позволяет рассматривать глобализацию не только как достижение, но и как источник проблем.
Для успешного регулирования миграционных процессов Республика Беларусь должна иметь эффективную, сбалансированную политику в сфере миграции и мобильности населения, отвечающую современным реалиям, а также социально-экономическим и демографическим интересам страны, и основанную на передовом международном опыте и стандартах в сфере прав человека, уважительном отношении к мигрантам, как одной из наиболее уязвимых групп населения.
Объект исследования: общественные отношения в области правового регулирования миграции, определяемые законодательными актами Республики Беларусь.
Предмет исследования дипломной работы – нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие миграцию в Республики Беларусь, взгляды ученых по рассматриваемой проблематике, а также практика применения этих норм.
Цель дипломной работы – изучение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся правового регулирования миграции в Республике Беларусь, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие, виды, нормативное регулирование миграции;
2. Изучить порядок въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;
3. Изучить общую характеристику правового положения беженцев в Республике Беларусь;
4. Рассмотреть основания и порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к ответственности;
5. Выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего обстоятельства, вытекающие из процесса миграции в Республике Беларусь.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: логического, формально-юридического, сравнительно-правового, структурно-функционального, статистического анализа; системный, комплексный подход, проводился анализ белорусского законодательства, международно-правовых актов.
Характеристика источников. Теоретической основой диплома послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные общенаучным проблемам международно-правовой защиты прав человека.
Вопросы международно-правового режима беженцев нашли определенное отражение в юридической литературе и специальных исследованиях. Среди авторов, занимающихся научной разработкой проблемы беженцев в нашей стране, можно назвать Н. В. Валюшко [19, 20], Л.А. Васильеву [21], М. Б. Денисенко [26], В. А. Карташкин [36], В. Г. Тихиня [53], С. В. Шевченко [56].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и общая характеристика миграционных процессов
Исследования по обоснованию терминологии и классификации определений миграции населения в разное время проводились различными учеными [15; 27; 33]. В обобщенном виде проведенные исследования можно выделить в три группы определений миграции населения.
Так, по мнению к.э.н, доцента А. Г. Злотниковa, понятие «миграция» связано только с причинами пространственных перемещений, их длительностью и предполагает пересечение лицом пространственных границ, т.е. в этих понятийных рамках должна быть дифференциация. Иначе, если мигрантом будет признаваться всякое лицо, осуществляющее любое перемещение, то использование данного определения в тексте законодательных актов будет затруднено [33, c. 34].
В этой связи ученый в области права М. Г. Вaщeбрович обосновывает две точки зрения на «миграцию»: в общем виде – как «территориальное перемещение людей (потоков людей) в физическом пространстве с целью поиска лучших условий жизни»; и применительно к сфере правового регулирования – как «совокупность правоотношений преимущественно контролируемого государством территориального перемещения людей, связанного с поиском лучших условий жизни и в большинстве случаев влекущего обретение нового правового статуса» [18, с. 145].
Обобщая ряд подходов, ученый С. В. Шевченко предлагает понимать под миграцией совокупность правовых нормативных отношений при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленную их государственным регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса [56, с. 34].
Из вышеизложенного следует, что миграция населения представляет собой достаточно сложное и неоднозначное общественное явление и как правовой институт находится на стадии законодательного генезиса.
Этимология термина «миграция» восходит к латинскому слову «migration». Слово «migration» означает пространственное перемещение, переход, передвижение, переселение. Таким образом, субстанциональная сущность миграции выражена в динамическом пространственном движении [54, с. 20].
Вместе с тем современное значение данного термина намного шире. Он применяется для обозначения социально-экономических и социально-политических явлений, которые неоднозначны как по характеру, так и по обусловливающим факторам и последствиям.
В собственном смысле слова, миграция – совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого-либо.
Однако в научной литературе чаще используется трактовка миграции как перемещения, связанного с изменением места постоянного проживания. В этой связи мигрантами можно называть группу людей, покинувших место своего постоянного проживания по экономическим, политическим, социальным или другим причинам.
Вопросы миграции, миграционных процессов и отношений все чаще становятся предметом пристального внимания ученых разных стран и в различных областях гуманитарного знания. Уже разработаны различные подходы к этой проблематике, определены основные дефиниции и термины в социологии, демографии, экономике и политологии. Однако в правовой науке и законодательстве еще не выработано четкого и единого концептуального определения понятий «миграция», «миграционная политика» и «принципы миграционных отношений» [46, c. 11].
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Регулирование въезда и выезда иностранных граждан
Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Иностранец может въезжать в Республику Беларусь, выезжать из Республики Беларусь и осуществлять транзитный проезд (транзит) через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы, если иное не определено законодательством. Президент Республики Беларусь вправе устанавливать безвизовый порядок въезда иностранцев в Республику Беларусь, их выезда из Республики Беларусь и осуществления транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь.
Виза — разрешение, предоставляющее иностранцу право на пересечение Государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в этом разрешении.
За рассмотрение ходатайства о выдаче виз взимается консульский сбор или государственная пошлина в установленных размерах [57, С.125]. В основном, ставки сбора за выдачу виз установлены в следующих размерах: транзитная виза (тип В): однократная – 20 евро, групповая однократная (с человека) – 10 евро, многократная – 40 евро. краткосрочная виза (тип С): однократная – 60 евро, групповая однократная (с человека) – 10 евро, многократная – 120 евро.
В соответствии с п. 17 Визовых правил Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 г. № 1065 в Республике Беларусь предусмотрены следующие виды виз: для въезда в республику; для выезда из республики; для выезда из республики и въезда в республику.
30-дневный безвизовый режим доступен гражданам десятков государств мира.
В течение установленного периода вы можете побывать в любой точке Беларуси, однако вам необходимо приехать и покинуть страну только через главный воздушный порт Беларуси - Минский национальный аэропорт. На сухопутной границе на международных контрольно-пропускных пунктах, а также в других аэропортах страны эта процедура не применяется.
Безвизовый въезд иностранцев в Беларусь не распространяется на тех, кто прибывает из российских аэропортов, а также тех, кто планирует лететь в российские аэропорты (эти рейсы внутренние, пограничного контроля на них нет).
Безвизовый режим также не распространяется на иностранных граждан, прибывающих в Беларусь для трудоустройства, ведения коммерческой деятельности и обучения, продолжительность которых превышает 30 дней.
Для входа в безвизовую программу на 30 дней необходимо иметь:
действительный паспорт или другой эквивалентный документ для поездки за границу;
наличными (за каждый день пребывания сумма в валюте или белорусских рублях эквивалентна не менее чем двум базовым единицам * или 50 базовым единицам, если срок пребывания составляет 30 дней);
полис медицинского страхования на сумму не менее 10 тысяч евро, действующий в Беларуси;
для граждан Вьетнама, Гаити, Гамбии, Индии, Ливана, Намибии, Самоа обязательным дополнительным требованием является наличие в документе для выезда за границу действующей многократной визы стран ЕС или Шенгенской зоны с отметкой о въезде на их территорию , а также авиабилеты с подтверждением вылета из Национального аэропорта Минск в течение 30 дней со дня въезда.
3 АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО МИГРАЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в Республике Беларусь создана система нормативных правовых актов, образующих миграционное законодательство. Многие из этих нормативных правовых актов, содержат меры по противодействию незаконной миграции. Иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности по статьям 23.53 и 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [6] за нарушение миграционного законодательства.
В соответствии со статьей 64 Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь [11].
Депортация представляет собой выдворение за пределы Республики Беларусь и применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства за совершение административного правонарушения [6].
Административное взыскание в виде депортации применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных следующими статьями КоАП РБ:
16.2. «Сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования»;
23.24. «Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством»;
23.29. «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь»;
23.30. «Нарушение пограничного режима»;
23.31. «Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь»;
23.32. «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу»;
23.55. «Нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь» [6].
Предлагаем рассмотреть составы правонарушений, совершение которых наиболее характерно для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности по ст.23.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [6] за проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной, что влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения.
Если это же правонарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, то налагается штраф в размере от двух до четырех базовых величин.
Часть 3 ст. 23.53 КоАП предусматривает ответственность за проживание без паспорта и (или) вида на жительство либо по недействительному паспорту и (или) виду на жительство. Что влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Объект правонарушения – порядок управления.
Субъект правонарушения - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона – умысел, неосторожность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Теоретические выводы
1. В целях противодействия незаконной миграции в Республике Беларусь проделана значительная законотворческая и правоприменительная работа. В стране сформировано миграционное законодательство, подписан ряд соглашений в рамках СНГ, в том числе Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ по борьбе с незаконной миграцией [46].
2. В 2019 г. иностранные граждане и лица без гражданства осуществили свыше 4,92 млн. въездов в Республику Беларусь и 5,19 млн. выездов. Основные цели въезда и пребывания иностранцев в Беларуси: гостевые, служебные, туризм, трудовая деятельность, а также транзитный проезд через территорию республики. Всем иностранцам, прибывающим на территорию Республики Беларусь и имеющим опасения, связанные с возвращением в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, гарантирован доступ на территорию страны и к процедуре предоставления статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь.
3. В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Республики Беларусь и продление срока действия транзитной белорусской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства. За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.
4. В соответствии с национальным законодательством в Беларуси социально-экономические права беженцев уравнены с правами граждан Республики Беларусь. Беженцы имеют право на проживание на территории Республики Беларусь на срок признания беженцем, самостоятельный выбор населенного пункта для поселения, работу по найму или предпринимательскую деятельность, социальную защиту, включая социальное обеспечение. Беженцам предоставлен бесплатный доступ к национальной системе образования и здравоохранения. Детям беженцев предоставлена возможность посещать детские дошкольные учреждения [13]. Для Республики Беларусь приоритетной государственной задачей на современном этапе управления миграционными процессами является обеспечение интеграции беженцев, создание условий для их активного участия в жизни общества, обеспечение равных прав и возможностей для мужчин и женщин и пресечение ксенофобии и расизма.
5. Решения о депортации или высылке иностранный гражданин или лицо без гражданства включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. Депортированному иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до пяти лет. Высланному иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до десяти лет.
1. Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] : резолюция Генер. Ассамблеи ООН, 15 нояб. 2000 г., № 55/25 ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Соглашение государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией [Электронный ресурс] : соглашение Совета глав правительств СНГ, 6 марта 1998 г., Москва // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2006. – 48 с.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 09 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2019 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З : в ред Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. № 276-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. О беженцах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 января 2006 г. № 95-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. О внешней трудовой миграции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. О Государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., № 419-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.11.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь 23 июня 2008 г., № 354-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апреля 2009 г. № 461 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 11.07.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (в ред. от 19 апреля 2012 г. № 197) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Об утверждении Визовых правил Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 июля 2010 г. № 1065 (в ред. от 16 августа 2013 г. № 725) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 №75 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Амбражевич, А. И. Миграционное поведение и миграционное настроение населения Республики Беларусь / А. И. Амбражевич // Социология. – 2014. – № 3. – С. 115–123.
18. Артюхин, М. И. Демографическое измерение миграционных процессов в Беларуси / М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук – 2014. – № 3. – С. 19–24.
19. Артюхин, М. И. Миграция населения как фактор демографической безопасности Беларуси / М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 66–72.
20. Бородич, А.И. Взаимодействие правоохранительных органов по пресечению организованной преступной деятельности через государственную границу / А.И. Бородич // Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств : материалы Междунар. конф., Минск, 27–28 нояб. 2013 г. / редкол.: А.М. Баньковский [и др.]. – Минск : Веды, 2014. – С. 44-46.
21. Вaщeбрович, М. Г. О правовом регулировании осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, лицами без гражданства в Республике Беларусь / М. Г. Вaщeбрович, М. С. Чеботарь // Проблемы управления. – 2018. – № 2. – С. 145–149.
22. Валюшко, Н. В. Международный опыт и перспективы развития системы обеспечения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко // Веснiк БДЭУ. – 2017. – № 3. – С. 89-95.
23. Валюшко, Н. В. Юридическая ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко-Орса // Законность и правопорядок. – 2017. – № 3. – С. 34–39.
24. Васильева, Л Незаконная миграция в современной беларуси: проблемы уголовной ответственности / Л. Васильева, О. И. Бахур // Журнал международного права и международных отношений – 2015 – № 1 – С. 13-15.
25. Васильева, Л. А. Институт убежища в Республике Беларусь: теоретико-правовой аспект / Л. А. Васильева // Белорусский журнал международного права и международных отношений. –2017. – № 4. – С. 18–20.
26. Войников, В. В. Европейское протранство свободы, безопасности и правосудия и миграционный кризис в Европе / В. В. Войников // Современная Европа. – 2017. – № 2. – С. 43–54.
27. Герасимчик, А. Факторы и асимметричность информации миграционных процессов в Республике Беларусь / А. Герасимчик // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. – № 5. – С. 35–40.
28. Демчук, С. Д. Миграционная политика и борьба с незаконной и криминальной миграцией / С. Д. Демчук // Государство и право. – 2010. – № 8. – С. 16-23.
29. Денисенко, М. Б. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России / М. Денисенко, Е. Чернина // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – С. 40–57.
30. Дробот, Г. А. Глобальная миграция: факторы, последствия, регулирование, диаспоры / Г. А. Дробот // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 152–170.
31. Дулевич, Л. И. Экономическое развитие регионов и миграциия населения в Республике Беларусь / Л. И. Дулевич // Аграрная экономика. – 2018. – № 6. – С. 30–34.
32. Ермак, Д. Трудовые мигранты: прибыло и убыло / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 4. – С. 31–33.
33. Загорец, В. С. Стратегия Республики Беларусь в сфере внешней миграции: новые вызовы и возможности / В. С. Загорец, И. В. Загорец // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2016. – № 1-2 (76-77). – С. 131-143.
34. Зенченко, С. В. Формирование и реализация государственной внешней миграционной политики Республики Беларусь : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Зенченко Сергей Валентинович ; Белорусский государственный университет. – Минск, 2013. – 24 с.
35. Зинченко, Н. Н. Причины и сущность социального явления незаконной миграции / Н. Н. Зинченко // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 1. – С. 138–146.
36. Злотников, А. Г. Миграция в Беларуси: тенденции и проблемы оценки / А. Г. Злотников // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2016. – № 9. – С. 33–37.
37. Иванова, Н. Ю. К вопросу о статусе беженца в международном праве / Н. Ю. Иванова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 3. – С. 74-76.
38. Кадников, Н. Г. Категоризация преступлений в зависимости от их тяжести как основа построения многих институтов общей части уголовного права / Н. Г. Кадников // Уголовное право. – 2017. – № 4. – С. 59–61.
39. Карташкин, В. А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии / В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева // Государство и право. – 2016. – № 7. – С. 37-45.
40. Кивель, В. Н. Права и обязанности беженцев и лиц, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь / В. Н. Кивель // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2012. – № 2. – С. 58-61.
41. Курина, К. А. Понятие «беженец». Особенности правового статуса / К. А. Курина // Молодой ученый. – 2018. – №25. – С. 214-216.
42. Макеев, Н. Н. Организация надзора в сфере противодействия незаконной миграции / Н. Макеев // Законность. – 2015. – № 11. – С. 24–27.
43. Маликов, Б.Н. Наказание – основная форма реализации уголовной ответственности / Б.Н. Маликов. // Уголовное право – 2013. – № 8. – С. 11 – 14.
44. Маргевич, В. С. Новации закона о внешней трудовой миграции / В. С. Маргевич // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 5. – С. 12–15.
45. Марчук, В. В. Организация незаконной миграции : проблемы квалификации / В. В. Марчук // Право Беларуси. – 2013. – № 15. – С. 59-61.
46. Международно-правовые акты // Акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravozashitnik.net/ru/2013/1/9.
47. Мукашев, С. И. Международно-правовое сотрудничество государств – участников СНГ в борьбе с транснациональной организованной преступностью / С. И. Мукашев // Право.by. – 2014. – № 1. – С. 102–107.
48. Мукашев, С. И. Правовые аспекты совершенствования сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией в СНГ / С. И. Мукашев // Право.by. – 2017. – № 2. – С. 102–106.
49. Муравьева, Т. Миграционная политика / Т. Муравьева // Планета. – 2015. – № 10. – С. 10–15.
50. Обеспечение пограничной безопасности и охрана Государственной границы Республики Беларусь: теория и практика : сб. тез. докл. 7-й Респ. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1 / редкол. : А. Е. Виноградов [и др.]. – Минск : ГУО «ИПС», 2017. – 294 с.
51. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/ obschie-itogi-migratsii-naseleniya-respubliki-belarus/.
52. Сазон, К. Д. Лица, не заслуживающие международной защиты: международный стандарт и белорусская практика / К. Д. Сазон // Юстиция Беларуси. – 2017. – № 10. – С. 51–55.
53. Смеян, А. А. О некоторых направлениях повышения эффективности борьбы с незаконным пересечением границы Республики Беларусь в противодействии незаконной миграции / А. А. Смеян // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров: сборник материалов научно-практической конференции. – Минск : Академия, 2013. – С. 30-33.
54. Справка о миграционной обстановке в Республике Беларусь за 2019 год [Электронный ресурс] // МВД Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx.
55. Таранов, С. Соотношение национального законодательства и норм международного частного права в регулировании международной трудовой миграции / С. Таранов // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 3. – С. 42–44.
56. Тихиня, В. Г. Законодательство Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции нуждается в совершенствовании: проблемы правотворчества и правоприменения / В. Тихиня, К. Сазон // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 3. – С. 36–41.
57. Федорако, А.И. Правовое регулирование въезда и временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Федорако А.И. // Право.by : научно-практический журнал / учредитель Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву. – 2011. — №4. – С.47 – 51.
58. Хацкевич, Г. А. Демографический прогноз и миграционная политика в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / Г. А. Хацкевич, Н. Г. Забродская // Бизнес. Инновации. Экономика : сборник научных статей. – Минск, 2018. – Вып. 2. – С. 19–28.
59. Черноруцкая, Н. Новеллы законопроекта о внешней трудовой миграции / Н. Черноруцкая // Юрист. – 2015. – № 3. – С. 88–91.
60. Шевченко, С. В. Современные миграционные тенденции в Беларуси / С. В. Шевченко // Наука и инновации. – 2014. – № 2. – С. 34–37.