Административное взыскание как мера административной ответственности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Административное взыскание как мера административной ответственности»
по дисциплине: «Административное право»
2016
251.00 BYN
Административное взыскание как мера административной ответственности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 81.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
1.1 Понятие, назначение, характерные черты административных взысканий
1.2 Система административных взысканий: понятие, признаки и административно-правовое значение
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
2.1 Виды административных взысканий
2.2 Классификация административных взысканий
ГЛАВА 3 ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
3.1 Основные положения о наложении административных взысканий
3.1.1 Общие правила наложения административных взысканий
3.1.2 Наложение административного взыскания при множественности правонарушений
3.1.3 Наложение административных взысканий при наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность
3.2 Сроки в применении административных взысканий
3.3 Проблемные аспекты обеспечения законности при выборе вида и размера административного взыскания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагается на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, а административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством, именно это обуславливает актуальность данной работы. Статья 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) предусматривает следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости.
Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
1.1 Понятие, назначение, характерные черты административных взысканий
Согласно ст. 4.1, 6.1 КоАП административное взыскание является мерой административной ответственности и применяется к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.
Каждое правонарушение служит основанием для наложения административного взыскания. Перечень и составы административных правонарушений определяются законодательством с учетом экономических и социальных потребностей, сложившихся традиций и других обстоятельств. В нашей республике административная ответственность направлена на защиту экономических основ государства, защиту прав и свобод граждан, обеспечение надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Иногда на уровень и содержание административной ответственности оказывают влияние и традиции. Например, в мусульманских странах не применяется ответственность за управление транспортным средством или появление в общественном месте в парандже, но иначе к этому относятся во Франции [13].
В юридической литературе, посвященной проблемам административной ответственности, содержатся следующие определения административного взыскания. Одни авторы рассматривают административное взыскание как меру ответственности за административное правонарушение.
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
2.1 Виды административных взысканий
Каждый вид административного взыскания обладает специфическими особенностями.
Предупреждение наиболее мягкая мера взыскания морального характера. Оно состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения и применяется в качестве самостоятельной меры взыскания за совершение незначительных административных нарушений. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путём издания письменного постановления. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.
По своему содержанию предупреждение как административное взыскание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального вреда в виде душевной подавленности от ожидания более сурового административного наказания в тех случаях, когда его применение является вполне вероятным в случае совершения нового административного правонарушения и с учетом того, что предупреждение как менее строгий вид административного взыскания не смогло обеспечить достижение целей административного наказания.
Как всякая мера властного воздействия, предупреждение имеет свой объект легального посягательства, и, как следует из вышеизложенного.
ГЛАВА 3 ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
3.1 Основные положения о наложении административных взысканий
Наложение административного взыскания является одним из основополагающих и сложных, в качестве правоприменения, аспектов в деятельности управомоченных должностных лиц органов рассматривать подведомственные им дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 5 ст. 4.2 КоАП каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Единственная форма реализации административной ответственности является административного взыскания.
При определении административного взыскания необходимо учитывать правила, установленные главой 7 КоАП «Наложение административного взыскания». К общим положениям наложения административного взыскания являются:
- общие правила наложения административного взыскания;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- наложение административных взысканий при множественности административных правонарушений.
Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административное взыскание - это предусмотренная КоАП мера ответственности за административное правонарушение, налагаемая уполномоченным субъектом в порядке, сроки и пределах, предусмотренных Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, которая способствует восстановлению справедливости, нарушенной виновным лицом, путем возмещения причиненного вреда в установленном порядке и имеет целью формирование правового порядка.
Следует отметить, что в настоящее время воспитательное воздействие мер административного взыскания не достигает требуемого уровня, поскольку наблюдается постоянное увеличение числа административных правонарушений. В определенной степени на такое положение влияет также увеличение количества составов административных правонарушений. Исходя из этого необходимо использовать наиболее эффективные меры воздействия. Например, практически стабильным остается число лиц, привлекаемых к ответственности за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Только одними штрафами ситуацию коренным образом изменить невозможно. В некоторых странах для этого изыскиваются «смежные» меры. Так, в Бельгии в 2008 году вынесен первый судебный вердикт об установке «алкозамка» в автомобиле водителя, который до этого несколько раз задерживался за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии
Реализация принципа неотвратимости ответственности в административно-деликтном праве зависит не столько от «научно обоснованной системы административных взысканий, стабильно закрепленной законом», сколько от того, в какой мере оптимален выбор административных взысканий, органично их соотношение с уголовной и гражданско-правовой ответственностью, адекватны меры административной ответственности.
1. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. М. : Зерцало, 2003. 608 с.
2. Аникин, С. Б. Административно-юрисдикционная деятельность милиции в свете конституционного обеспечения прав человека / С. Б. Аникин // Известия высш. учеб. заведений. Правоведение. 1998. № 1. С. 144-146.
3. Базылев, Б. Т. Сущность позитивной юридической ответственности / Б. Т. Базылев // Правоведение. 1979. № 9. С. 40 - 46.
4. Бартыков, И. Ф. Административные правонарушения, рассматриваемые в судебном порядке / П. С. Дагель, П. Ф. Елисейкин, В. А. Куклин, А. И. Нестеров. М. : Юрид. лит., 1964. 164 с.
5. Бахрах, Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР: учеб. пособие / Д. Н. Бахрах. М. : Изд-во Урал. ун-та, 1989; Свердловск : Юриспруденция, 1989. 204 с.
6. Бахрах, Д. Н. Административно-правовые меры борьбы с пьянством / Д. Н. Бахрах. М.: Юрид. лит., 1986. 127 с.
7. Бахрах, Д. Н. Юридическая ответственность по административному праву / Д. Н. Бахрах // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 2 - 5.
8. Бачило, А. Л. Сравнительное административное право / А. Л. Бачило, Н. Е. Сокол. Минск : НО ООО «БИП-С», 2003. 282 с.
9. Бельский, К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К. С. Бельский // Государство и право. 1999. № 12.С. 12 - 20.
10. Борисевич, К. Выпил пиво на балконе, заплати штраф! // Комсомольск. правда в Беларуси. 2010. 25 февр. 3 марта 2010 г. С. 3-6.
11. В Бельгии для любителей ездить под градусом начали применять «алкозамки» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/auto/2016/05/02/ic_news_120_315514. Дата доступа: 02.05.2016.
12. Венедиктов, В. С. Юридическая ответственность по советскому трудовому праву: учеб. пособие / В. С. Венекдитов. Киев : УМКВО, 1989. 68 с.
13. Во Франции мусульманку за рулем оштрафовали за паранджу // [Электронный ресурс]. Режим доступа http://news.tut.by/world/168001_print.html. Дата доступа: 24.04.2016.
14. Гавриленко, Д. А. Административное право и административный процесс в Республике Беларусь / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. Минск : БГУ, 2001. 262 с.
15. Дзгоев, Т. В. Административно-предупредительное правоотношение как форма реализации административно-предупредительных мер / Т. В. Дзгоев // Административное и муниципальное право. 2008. № 7. С. 12 - 14.
16. Клюшниченко, А. П. Меры административного принуждения, применяемые милицией / А. П. Клюшниченко. Киев : Науч.-исслед. и редакц.изд. отдел, 1979. 88 с.
17. Клюшниченко, А. П. Применение административных штрафов органами милиции / А. П. Клюшниченко, А. В. Самойленко. – Киев : Киев. Высш. шк. МООБ СССР, 1968. 60 с.
18. Коваль, Л. В. Административно-деликтное отношение / Л. В. Коваль. Киев: Вища школа, 1979. 230 с.
19. Кодекс Республики Беларусь об административных правонврушениях от 21 апреля 2003 г., № 194-З: с изм. и доп. 20 апреля 2016 г., № 358-З // Консультант Плюс : Беларуь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э. Н. Ренова. М. : Норма, 2004.1168 с.
21. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общ. часть: пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник. Минск :Тесей, 2004.288 с.
22. Краснов, В. И. Понятие и признаки административной ответственности / В. И. Краснов // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. трудов. Вып. 15: Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. С. 137 - 145.
23. Круглов, В. А. О понятии административной ответственности / В. А. Круглов // Юрид. журн.2009. № 3. С. 37 - 41.
24. Лазарев, Б. М. Компетенция органа государства / Б. М. Лазарев // Совет. государство и право. 1968. № 11. С. 27 - 35.
25. Лунев, А. Е. Советское административное право / А. Е. Лунев. М., 1960. 218 с.
26. Лунев, А. Е. Административная ответственность за правонарушения / А. Е. Лунев. М. : Госюриздат, 1961.188 с.
27. Макарцев, А. А. Административные комиссии в системе органов административной юрисдикции: правовой статус и проблемы повышения эффективности деятельности / А. А. Макарцев // Административное право и процесс. 2010.№ 1. С. 16 - 19.
28. Максимов, И. В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и на практике / И. В. Максимов // Государство и право. 2006. № 8. С. 29 - 37.
29. Максимов, И. В. Система административных наказаний: понятие и признаки / И. В. Максимов // Государство и право. 2005. № 4. С. 18 - 27.
30. Малахов, В. П. Единство и различие административного и полицейского права / В. П. Малахов // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 82 - 92.
31. Масленников, В. Я. Административная реформа : проблемы развития и совершенствования (IX «Лазаревские чтения») / В. Я. Масленников // Государство и право. 2006. № 5. С. 5 - 21.
32. Мельников, В. И. Актуальные проблемы реализации прав граждан при рассмотрении органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях / В. И. Мельников // Журн. рос. права. 2005. № 10. С. 128 - 140.
33. Никитин, А. С. К вопросу о признаке противоправности в административном правонарушении / А. С. Никитин // Административное и муниципальное право. 2010.№ 1.С.40-4646.
34. Никитина, А. М. Административное право в схемах / А. М. Никитина. М. : Изд-во ЮНИТИ, 2000.352 с.
35. Николаева, Л. А. Административная юстиция и административное судопроизводство. Зарубежный опыт и российские традиции / Л. А. Николаева, А. К. Соловьева.СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. 330 с.
36. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ През. Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181 : в ред. от 23 февраля 2015 г., № 95 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
37. Ортиков, Е. Зависимость уголовного преследования от решения органов по делам об административных правонарушениях / Е. Ортиков, И. Репкина // Законность.2009.№ 8. С. 27 - 28.
38. Пирбудагова, Д. Ш. К вопросу о конституционных пределах ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Д. Ш. Пирбудагова // Юрид. мир.2009.№ 12. С. 14 - 18.
39. Рогачева, О. С. К вопросу о понятии административной ответственности в современном административном праве / О. С. Рогачева // Проблемы административного и административно-процессуального права: сб. науч. труд. памяти Ю. М. Козлова М., 2005. С. 184 - 190.
40. Россинский, Б. В. Административное право. Словарь-справочник / Б. В. Россинский.М., 2000.271 с.
41. Рыбаков, В. А. Позитивная юридическая ответственность (Воспитательные аспекты) / В. А. Рыбаков.Рязань, 1988. 68 с.
42. Рябцев, Л. М. Административное право: учеб. пособие / Л. М. Рябцев. – Минск : Адукацыя і выхаванее, 2012. 386 с.
43. Салищева, Н. . Гражданин и административная юрисдикция в СССР / Н. Г. Салищева. М. : Юрид. лит., 1970. 164 с.
44. Самощенко, И. С. Ответственность по советскому законодательству / И. С. Самощенко, М. Х. Фарукшин. М.: Юрид. лит., 1971. 240 с.
45. Симакина, И. А. Правовой анализ процессуальных норм КоАП РФ, содержащих механизм выявления и устранения причин и условий административных правонарушений / И. А. Симакина // Закон и право.2009. № 8. С. 65 – 67.
46. Смирнов, В. Г. Уголовная ответственность и наказание / В.Г.Смирнов // Правоведение.1963. № 4. С. 78 - 89.
47. Студеникина, М. С. Что такое административная ответственность / М. С. Студеникина. М. : Совет. Россия, 1990. 128 с.
48. Тарасова, Ю. Н. Административная ответственность должностных и юридических лиц / Ю. Н.Тарасова // Административное право. 2008. № 2(06).С. 18 - 28.
49. Телятицкая, Т. В. Административное право / Т. В. Телятицкая.Минск : Тетрасистемс, 2007. 144 с.
50. Фаткуллин, Ф. Н. Проблемы теории государства и права. Курс лекций / Ф. Н. Фаткуллин.Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1987. 336 с.
51. Ферчук, И. Л. Вопросы квалификации административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений / И. Л. Ферчук, С. В. Добриян. Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. 88 с.
52. Фефелов, П. А. Понятие и система принципов советского уголовного права / П. А. Фефелов. - Свердловск, 1970. - 148 с.
53. Хорьков, В. Н. Административные комиссии: быть или не быть? / В. Н. Хорьков // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 14 - 16.
54. Четвериков, В. С. Административное право / В. С.Четвериков.Ростов-н/Д : Феникс, 2004. 512 с.
55. Чечот, Д. М. Административная юстиция. Теорет. проблемы. / Д. М. Чечот. Л., Изд-во Ленингр. ун-та. 1973. 134 с.
56. Юсупов, В. А. Теория административного права / В. А.Юсупов. - М. : Юрид. лит., 1985. 160 с.
57. Явич, Л. С. Общая теория права / Л. С. Явич. Л., 1976. 974 с.
58. Якуба, О. М. Административная ответственность / О. М. Якуба. М. : Юрид. лит., 1972.152 с
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 81.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты