Глава 1 Теоретико-методологические основы маркетинговой деятельности на туристическом предприятии
1.1 Организация маркетинга на туристическом предприятии
1.2 Виды маркетинга на туристическом предприятии
1.3 Методика разработки маркетингового плана на туристическом предприятии
Глава 1 Теоретико-методологические основы маркетинговой деятельности на туристическом предприятии
1.1 Организация маркетинга на туристическом предприятии
Концепция маркетинга на туристическом предприятии реализуется с помощью создания соответствующей службы маркетинга (организационной структуры), а также предполагает формирование внутреннего маркетинга и маркетинга взаимоотношений.
В маркетинговой деятельности предприятия следует различать три взаимосвязанных составляющих:
1) руководство предприятия;
2) персонал;
3) потребители.
Данные составляющие образуют три контролируемых звена:
1) «предприятие – потребитель» (традиционный маркетинг);
2) «персонал – потребитель» (маркетинг взаимоотношений);
3) «предприятие – персонал» (внутренний маркетинг).
Таким образом, для того чтобы эффективно управлять маркетингом на туристическом предприятии, следует развивать три его типа:
• Классический (традиционный) маркетинг. Данный тип маркетинга обеспечивает реализацию следующих функций:
1. проведение маркетинговых исследований,
2. выбор целевого рынка,
3. формирование маркетинговой стратегии,
4. разработка и реализация ценовой, продуктовой, коммуникационной и сбытовой политики.
Осуществление данных функций определяет необходимость создания на предприятии службы маркетинга [1].
• Маркетинг взаимоотношений. Данная концепция исходит из того, что с помощью только классических маркетинговых инструментов нельзя решение проблем, которые стоят перед предприятием в области удовлетворения запросов и предпочтений потребителей. Если исключить использование потенциала коммуникативных и социальных элементов деятельности предприятия эффективность маркетинговой деятельности будет ограничена и не позволит ей развиваться так, как того требует рыночная ситуация.
Следовательно, концепция маркетинга взаимоотношений переносит особое внимание в маркетинговой деятельности с техники маркетинга на социальные аспекты взаимодействия с потребителями, то есть развитие долгосрочных взаимоотношений. Концепция маркетинга взаимоотношений предполагает, что любое взаимодействие туристического предприятия с клиентом нужно рассматривать как индивидуальное. Отношения с потребителями становятся при этом важнейшим средством, которым владеют предприятия. Поскольку отношения создают и развивают люди, то наиболее важным фактором успеха на рынке становится не столько предлагаемый туристический продукт, сколько интеллект, способности, личностные характеристики персонала, который осуществляет коммуникацию с потребителями туристических услуг. Из этого следует чрезвычайная значимость распределения среди сотрудников предприятия философии маркетинга взаимоотношений, которая стимулирует их думать о клиенте и делать все для того, чтобы создавать и поддерживать мнение о нем как о наивысшей ценности [2].
1.2 Виды маркетинга на туристическом предприятии
Маркетинг в туризме является частью объективной реальности, неотъемлемой составляющей жизнедеятельности данной сферы. Его необходимость и эффективность обусловлены современным уровнем развития рыночных отношений.
Вариативность маркетинга значительным образом зависит от состояния рынка. Предприятия оценивают рынок как внешнюю среду, имеющую конкретную структуру и полный комплекс характеристик. Поиск методов повышения эффективности бизнеса за счет обоснованной, а не интуитивной адаптации к специфике маркетинговой среды привел к образованию большого числа видов маркетинга [7].
Учитывая положения спроса различают следующие типы маркетинга:
1. конверсионный,
2. стимулирующий,
3. развивающий,
4. ремаркетинг,
5. синхромаркетинг,
6. поддерживающий,
7. демаркетинг,
8. противодействующий.
Конверсионный маркетинг имеет место при существовании негативного спроса, к примеру, когда большая часть потребителей отклоняет услуги. В данных условиях главной задачей служб маркетинга является формирование плана маркетинга, направленного на стимулирование спроса.
Стимулирующий маркетинг связан с наличием услуг, на которые недостаточно спроса из-за полного безразличия покупателей. Задачей маркетологов становится создание такого плана маркетинга, который учитывал бы причины этого явления и мероприятия по его преодолению.
Развивающий маркетинг применяется при наличии возможного спроса в целях превращения его в реальный спрос. Спрос на некоторые услуги со временем уменьшается.
Цель ремаркетинга при этом заключается в оживлении спроса при помощи разного рода возможностей маркетинга, т.е. имеется ввиду продление жизненного цикла тура путем вкладывания в него некоторых рыночных свойств.
1.3 Методика разработки маркетингового плана на туристическом предприятии
Маркетинговое планирование всегда являлось важным аспектом в развитии и успешном существовании туристического предприятия. И именно планирование станет одним из важнейших средств управления, если предприятия продолжат борьбу за выход на рынок с новыми продуктами и предложениями. Однако никто еще не придумал, как подготовить маркетинговый план, не затратив на это много времени.
Маркетинг в туризме – это система управления и организации деятельности туристических предприятий по подготовке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью извлечения прибыли на основе повышения качества туристического товара и учета процессов, которые развиваются на мировом туристическом рынке.
Маркетинговое планирование – один из важнейших частей управления маркетингом, без которой вся система маркетинговой деятельности предприятия распадается на индивидуальные, не связанные между собой «кусочки».
Используя маркетинговое планирование, многие туристические предприятия избегают ошибок и неожиданных обстоятельств при выходе на новый туристический рынок.
Туристические предприятия разрабатывают сложные системы планирования, построенные таким образом, чтобы обратить бизнес на максимальное удовлетворение потребностей рынка [12].
Современному туристическому рынку можно дать характеристику как крупного самостоятельного хозяйственного комплекса, который состоит из групп отраслей и предприятий, деятельность которых обращена на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время.
Высшей целью любого туристического предприятия является приобретение коммерческого успеха, что предполагает извлечение максимального результата при минимуме затрат. Все планирование, осуществляемое на предприятии разрабатывается с целью извлечения прибыли для каждого предприятия отдельно, учитывая всю специфику бизнеса.
1. StudRef.com // Организация и контроль маркетинга туристского предприятия [Электронный ресурс]. – Режим работы: https://studref.com/427134/turizm/organizatsiya_kontrol_marketinga_turistskogo_predpriyatiya.
2. StudRef.com // Маркетинг взаимоотношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studref.com/427136/turizm/marketing_vzaimootnosheniy.
3. Туристическая библиотека // Внутренний маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/kotler_tourism_11.htm.
4. ВикиЧтение // Организация маркетинга на туристическом предприятии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/18081.
5. E-reading-lib.com // Организация маркетинга на туристском предприятии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/99167/164/marketing-v-socialno-kulturnom-servise-i-turizme.html.
6. Студопедия // Организация маркетинга на туристическом предприятии и оценка эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/18_58589_organizatsiya-marketinga-na-turisticheskom-predpriyatii-i-otsenka-effektivnosti.html.
7. StudRef.com // Развитие маркетинга в туризме (на примере экологического туризма) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studref.com/385431/marketing/razvitie_marketinga_turizme_primere_ekologicheskogo_turizma.
8. Студопедия // Типы и виды маркетинга в сфере сервиса и туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/15_39478_tipi-i-vidi-marketinga-v-sfere-servisa-i-turizma.html.
9. Центр дополнительного образования // Какой маркетинг выбрать: преимущества и недостатки трех стратегий охвата рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/strategija-rynok-koncentrirovannyj-differencirovannyj-nedifferencirovannyj-marketing/.
10. Studme.org // Виды маркетинга, обусловленные уровнем решаемых фирмой задач [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/166856/turizm/vidy_marketinga_obuslovlennye_urovnem_reshaemyh_firmoy_zadach.
11. Учебные материалы // Маркетинг в индустрии туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/VwrWzgl-c0g/all.html.
12. Туристическая библиотека // Маркетинговое планирование рынка туристских товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov5-3.htm.
13. Студенческая библиотека онлайн // Маркетинговое планирование рынка туристских товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/867771/marketing/marketingovoe_planirovanie_rynka_turistskih_tovarov.
14. Vuzlit.ru // Виды и структура маркетингового планирования в сфере туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/257170/vidy_struktura_marketingovogo_planirovaniya_sfere_turizma.
15. Allbest // Разработка маркетингового плана на предприятии социально-культурной сферы на примере туристской фирмы ООО «Классик-Тур» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/marketing/00240474_0.html.
16. Менеджмент туризма // Назначение маркетингового плана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfmgiu-tourism.ru/marketingovyi_plan_211/naznachenie_marketingovogo_plana_212/index.html.
17. Файловый архив студентов // Классификация планов маркетинга, алгоритм планирования маркетинговой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6897618/page:39/.