Товарный знак (знак обслуживания) как средство индивидуализации участников гражданского оборота Республики Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Товарный знак (знак обслуживания) как средство индивидуализации участников гражданского оборота Республики Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Товарный знак (знак обслуживания) как средство индивидуализации участников гражданского оборота Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1 Становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в Республике Беларусь
1.2 Основные понятия, используемые при регулировании товарных знаков и знаков обслуживания
1.3 Виды товарных знаков и знаков обслуживания
1.4 Функции товарных знаков и знаков обслуживания
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1 Оформление права на использование товарного знака и знака обслуживания
2.2 Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания
2.3 Регистрация товарного знака и знака обслуживания по национальной процедуре
3 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАШИТЫ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1 Гражданско-правовые меры защиты прав на товарные знаки и знаки обслуживания
3.2 Административные и уголовно-правовые способы защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания
3.3 Досудебный порядок защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания
3.4 Судебная защита исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос об индивидуализации себя и собственных товаров, услуг, работ на рынке в настоящее время встает особенно остро. Причиной этому, как показывает современный этап развития экономики, является то, что в условиях, когда качество производимых товаров, работ и услуг стандартизировано по большей части, спрос на многие товары превышает предложение. В связи с этим различные организационно-правовые формы коммерческих организаций активно применяют в своей деятельности всевозможные обозначения, которые призваны вызывать у потенциальных клиентов ассоциации, способствующие желанию приобрести эти товары (работы, услуги).
Вместе с тем белорусское законодательство ограничивает недобросовестную конкуренцию на рынке, предъявляя детальные требования к индивидуализации объектов и субъектов, используя при этом, предусмотренные для этого специальные средства.
Актуальность выбранной темы обусловлена активным использованием в предпринимательской деятельности товарных знаков (знаков обслуживания, которые являются важным механизмом продвижения товаров и услуг, развития конкуренции и реализации выбора потребителей. Указанные средства индивидуализации помогают потребителям различать продукцию одних производителей от аналогичных товаров и услуг других предприятий. Для производителя, товарный знак которого завоевал среди потребителей положительную репутацию, становится значительно легче реализовать свою продукцию на рынке.
В современном мире необходимость использования товарного знака или знака обслуживания юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем является очевидной. Когда предприниматель выводит свой товар на рынок, ему необходимо предпринять все меры для привлечения внимания покупателей к товарам определенной группы. Именно в данной ситуации понадобится товарный знак – одно из главных средств в конкурентной борьбе.
Обладая такими важными качествами и свойствами, товарный знак нуждается в защите. Необходимость действенных мер по охране товарных знаков осознается предпринимателями в Беларуси достаточно отчетливо. Этим объясняется то, что по мере развития рынка белорусские предприниматели, осознавая значимость товарного знака, более активно овладевают средствами защиты от возможных посягательств. Ввиду этого наибольшую значимость и эффективность приобретают гражданско-правовые средства регулирования.
Несмотря на актуальность данной темы, сегодня вопрос о товарном знаке (знаке обслуживания) как средстве индивидуализации участников гражданского оборота Республики Беларусь, о правах владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и, в особенности, о правовом регулировании и способах защиты прав на них не является хорошо изученным.
Объект исследования - вопросы о понятии, видах товарных знаков и знаков обслуживания, их отграничении от других объектов интеллектуальной собственности, использовании товарных знаков и знаков обслуживания, предоставлении правовой охраны, порядка регистрации их и правовой защиты в случае нарушения прав в данной сфере.
Предмет исследования - нормы права, источниками которых являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, международные договоры в сфере правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания, судебная практика Верховного Суда Республики Беларусь.
Целью данной работы является выявление особенностей правового регулирования товарных знаков, знаков обслуживания, правах их владельцев, а также проблем, которые сегодня существуют при осуществлении данного регулирования.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в Республике Беларусь;
рассмотреть основные понятия, используемые при регулировании товарных знаков и знаков обслуживания;
понятие товарных знаков и знаков обслуживания;
охарактеризовать виды товарных знаков и знаков обслуживания;
изучить функции товарных знаков и знаков обслуживания;
исследовать оформление права на использование товарного знака и знака обслуживания;
изучить правовую охрану товарных знаков и знаков обслуживания;
охарактеризовать регистрацию товарного знака и знака обслуживания по национальной процедуре;
рассмотреть гражданско-правовые способы защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания;
рассмотреть административные и уголовно-правовые способы защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания;
изучить досудебный порядок защиты прав на товарные знаки и знаки обслуживания;
изучить судебный порядок защиты исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания.
Методы исследования - система общенаучных, философских, специальных методов познания: метод системного анализа, диалектический метод, сравнительно-правовой метод, метод структурно-функционального анализа, а также такие приёмы научного познания, как анализ и синтез.
Структура дипломного исследования предопределена его целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных в работе источников.
1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1 Становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в Республике Беларусь
Будучи отдельным гражданско-правовым институтом, средства индивидуализации выполняют ряд общественно-важных функций, без которых общество было бы довольно уязвимо в области обеспечения прав потребителей и правообладателей каких-либо объектов интеллектуальной собственности.
Во-первых, средство индивидуализации, закрепляясь за правообладателем, выступает перед ним как результат труда с определенным набором неимущественных прав.
Во-вторых, юридическое лицо или ИП, идентифицируя свой продукт или услугу, например, посредством айдентики, обеспечивает защиту прав потребителей, что позволяет улучшать социальные контакты между людьми, частными компаниями, государством.
В-третьих, правовое закрепление средств индивидуализации обеспечивает легальный гражданский оборот между создателями интеллектуального творчества и заказчиками, до юридического закрепления отдельных прав на интеллектуальную собственность, т.к. существует множество способов обмануть клиента, предъявить высокие требования к работе создателя интеллектуального труда. В-четвертых, общесоциальная функция, обеспечивающая неимущественные права потребителей [29, с. 114].
Товарный знак — как правовая категория и элемент гражданского оборота имеет достаточно длительную историю, и проследить истоки возникновения товарного знака как объекта правовой охраны достаточно сложно. Так, одни из первых упоминаний о данной категории относятся к середине XIII века, когда в некоторых странах были введены требования к производителям по идентификации своей продукции. Безусловно, на ранних этапах не возникало необходимости охраны товарного знака, так как не было большой конкуренции, и у производителей конкурентов, вероятно, не возникало желание использовать «товарный знак» конкурента. Однако, экономика развивается, усиливается конкуренция и использование товарных знаков конкурентов зачастую используется в рамках недобросовестной конкуренции. В связи с чем, актуализируются и способы правовой охраны товарного знака.
К концу существования Советского Союза модернизация правовых инструментов регулирования касательно охраны интеллектуальной собственности уже началась. В 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства СССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творческого труда, задействованные в производственной деятельности [47].
В период упадка Советской идеологии и в связи с первыми очагами зарождения рыночных отношений принимались законы СССР «Об изобретениях в СССР», «О промышленных образцах», «О товарных знаках и знаках обслуживания». Советская идеология хоть дала возможность осмыслить понимание конкурентной среды, но коммунистические идеалы все-таки никто не отменял вплоть до 1991 года, поэтому реформы, которые затрагивали правовое регулирование указанных сфер деятельности всё же имели непоследовательный и неполный характер.
Данным новеллам действительно не хватало энтузиазма в полном развитии их правового потенциала, и это не удивительно, поскольку сам факт того, что в Советской системе с коммунистическими идеями о монополии государственной власти и отсутствии частной собственности, вдруг создаются правовые институты, которые в западных странах направлены на регулирование рыночных отношений, поддержание антимонопольного законодательства и защиту конкуренции, уже само по себе производило переворот в правосознании граждан и специалистов, которые понимали сущность принимаемых реформ.
Анализ правоприменительной практики показывает, что в Беларуси правовые отношения в области защиты и охраны товарного знака стали складываться в последнее десятилетие, когда в 1993 году был принят специальный закон, который сформировал правовую базу охраны товарных знаков в Республике Беларусь [42, с.67].
В Республике Беларусь первые законы об охране объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков) приняты 5 февраля 1993 г. Годом ранее было создано Государственное патентное ведомство Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь (Белгоспатент). После многочисленных преобразований эта организация получила свое нынешнее название — «Национальный центр интеллектуальной собственности» (НЦИС). В 2001 г. были утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным [7]. Спустя год первым подобным знаком в нашей республике стал товарный знак «Мiлавiца». С момента принятия первого закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» [5] началось становление национальной системы законодательства, которая развивается и по сегодняшний день. В законодательство были внесены значительные изменения. В 2016 году в Республике Беларусь был принят Закон Республики Беларусь № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания», который внес изменения в нормы законодательства об охране товарных знаков. В само содержание категории товарный знак закон не внес существенных корректив, за исключением того, что сейчас правовой защите подлежат не только товары, но и работы, что расширило сферу действия закона относительно услуг. Существенные изменения внесены в нормы, устанавливающие содержание исключительного права на товарный знак. Оно в данный момент определяется правомочием его обладателя использовать товарный знак, распоряжаться своим правом, а также запрещать применение товарного знака другим лицам.
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1 Оформление права на использование товарного знака и знака обслуживания
В связи с широким использованием товарных знаков на практике возникают вопросы, связанные с надлежащим оформлением прав на такое использование.
Согласно пп. 2 и 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон о товарных знаках) никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения его владельца. Использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения владельца товарного знака, признается нарушением исключительного права на товарный знак (п. 3 ст. 3 Закона о товарных знаках).
Владельцу товарного знака также принадлежит право запрещать его использование другими лицами (п. 1 ст. 3 Закона о товарных знаках). Таким образом, владелец может разрешить или запретить использовать его товарный знак другим лицам. Следует отметить, что отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Данное положение закреплено в статье 1229 Гражданского кодекса Российское Федерации (далее – ГК РФ).
Вместе с тем ни в законодательстве Республики Беларусь, ни в законодательстве Российской Федерации не определено, в какой форме должно быть выражено такое разрешение, в связи с чем данный вопрос является дискуссионным.
Термин «разрешение» в отношении использования соответствующего объекта интеллектуальной собственности содержится в части первой п. 1 ст. 985 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ), согласно которой по лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом использования объекта интеллектуальной собственности (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности. Таким образом, на первый взгляд, ответ очевиден: разрешение предоставляется путем заключения лицензионного договора. Однако по данному вопросу существует несколько различных точек зрения [2].
По мнению Ж.Б. Шкурдюк, подтвержденное доказательствами реальное и достаточное использование третьим лицом товарного знака в классах товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, не только в рамках заключенного письменно лицензионного договора с правообладателем, но и с устного разрешения последнего, при предъявлении к правообладателю иска о досрочном прекращении правовой охраны знака служит основанием для отказа в его удовлетворении [50, с. 29]. Данное утверждение основано на положениях п. 3 ст. 20 Закона о товарных знаках, согласно которому именно при рассмотрении указанного иска использованием товарного знака могут быть признаны действия, совершаемые как на основании договора, так и с разрешения владельца.
Несколько иной точки зрения придерживается судебная практика Российской Федерации. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А71-1525/2010 по иску ООО «Голос столицы» к ОАО «Сарапульский ликеро-водочный завод» о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака установил, что суд первой инстанции правомерно принял копию письма ООО «Голос столицы», содержащего согласие на розлив алкогольной продукции с использованием товарного знака «Шайтан-вода» без выплаты каких-либо вознаграждений, в качестве допустимого доказательства правомерного использования этого товарного знака. Согласно постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 № 17АП-7699/2010-ГК по названному делу распоряжение правообладателя принадлежащим ему исключительным правом на товарный знак может быть осуществлено не только в форме совершения договора, но и посредством согласования или последующего одобрения совершенных каким-либо лицом действий по использованию товарного знака. Такого рода согласование или одобрение также обеспечивает легитимность использования товарного знака [28]. Указанный вывод суда основан на положениях ст. 1233 ГК РФ, согласно которой перечень видов распоряжения исключительным правом не ограничивается заключением договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора. Однако представляется, что к иным способам распоряжения исключительным правом могут быть отнесены предусмотренные ГК РФ договор залога и договор коммерческой концессии (франчайзинг), а также иные договоры, содержащие элементы упомянутых договоров.
Следуя указанной позиции Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, использование товарного знака без заключения лицензионного договора, но при наличии разрешения (согласия) владельца такого товарного знака, является правомерным. Однако, по нашему мнению, такая точка зрения ставит под сомнение обязательность заключения лицензионного договора. А учитывая предусмотренное законодательством требование о регистрации лицензионного договора и уплаты в связи с этим патентной пошлины, случаев заключения лицензионных договоров будет немного.
Заслуживает внимания суждение по данному вопросу С. Широкова, который полагает, что «вид договора, которым стороны оформляют возникающие между ними правоотношения, должен соответствовать характеру этих правоотношений. Если между участниками гражданского оборота возникают правоотношения, которые соответствуют правовой природе лицензионного договора, к ним должны применяться правила ГК РФ о лицензионном договоре. Согласие (разрешение) правообладателя на использование тем или иным лицом принадлежащей данному правообладателю интеллектуальной собственности по существу означает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, поскольку речь идет о выражении волеизъявления на использование другим лицом интеллектуальной собственности тем или иным способом». Кроме того, по мнению С.Широкова, предоставление права использования интеллектуальной собственности соответствует предмету лицензионного договора и должно оформляться путем заключения лицензионного договора [50].
3 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАШИТЫ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1 Гражданско-правовые меры защиты прав на товарные знаки и знаки обслуживания
В соответствии с белорусским законодательством правообладатели в случаях нарушения их исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе на товарные знаки и знаки обслуживания, вправе прибегать к широкому спектру способов защиты [19, c.78].
При нарушении договоров об использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации применяются общие правила об ответственности за нарушение обязательств — глава 25 Гражданского кодекса.
Кроме того, способы защиты нарушенного права предусмотрены и специальными Законами в сфере интеллектуальной собственности, в частности: статьей 29 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 05.02.1993 г. № ХII, статьей 56 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17.05. 2011 г. № 262-З.
Статьей 29 Закона Республики «О товарных знаках и знаках обслуживания» предусмотрены дополнительные способы защиты нарушенных прав на эти объекты (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2016 N 352-З и 18.18.2019 № 275-З):
1. За нарушение исключительного права на товарный знак виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
2. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно применены товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения, являются контрафактными.
Владелец товарного знака или лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии, вправе требовать удаления с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно примененных товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а при невозможности удаления - изъятия из гражданского оборота и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров.
Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при введении товара в гражданский оборот, выполнении работ и (или) оказании услуг, обязано удалить товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения, с материалов, которыми сопровождаются введение этого товара в гражданский оборот, выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг, в том числе с документации, рекламы, печатных изданий, вывесок, а также из глобальной компьютерной сети Интернет.
Принятие мер, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта, осуществляется за счет виновного лица.
3. Владелец товарного знака или лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии, могут по своему выбору требовать от лица, нарушившего исключительное право на товарный знак, вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от одной до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.
Поскольку деятельность физического лица, индивидуального предпринимателя либо юридического лица по производству и (или) реализации продукции с нарушением прав на чужие товарные знаки по своей сути является противоправной, осуществляемой с нарушением законодательства, то такая деятельность и все материальные затраты на ее производство (приобретение сырья, станков и оборудования, наем рабочих и выплата им заработной платы, рекламирование продукции, транспортные расходы и т.д.) осуществляются нарушителем фактически на свой страх и риск.
В связи с этим при определении размера компенсации понесенные нарушителем материальные расходы во внимание не принимаются и не учитываются.
Такой подход следует признать законным и справедливым, поскольку суд не может признавать правомерными расходования денежных средств нарушителями на организацию противоправной деятельности, связанной с несанкционированным использованием чужих средств индивидуализации.
В отдельных случаях действующий Закон вообще не дает возможности для обжалования действий патентного органа. Так, согласно норме п. 6 ст. 10 Закона заявитель, не согласный с решением экспертизы заявленного обозначения об отказе в регистрации знака, может лишь в трехмесячный срок со дня получения решения подать в патентный орган ходатайство о проведении повторной экспертизы; обжалованию, притом первоначально в Апелляционный совет при патентном органе, подлежит лишь решение, принятое по результатам повторной экспертизы [21, c.201].
Решение проблемы видится в признании за заявителем или иным заинтересованным лицом права на обжалование любого без исключений решения патентного органа.
В завершение обзора нерешенных проблем хотелось бы обратиться к вопросу защиты прав владельцев товарных знаков. Закон в ст. 29 приводит развернутый перечень специальных мер, которые могут быть применены в отношении нарушителя. При этом в качестве возможных способов защиты Закон одновременно называет требование о прекращении нарушения, взыскание причиненных убытков, удаление с товара незаконно используемого товарного знака, арест или уничтожение товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак, а также наложение штрафа в пользу потерпевшей стороны в размере стоимости товара, в отношении которого был незаконно применен товарный знак. Основная проблема применения вышеуказанной нормы состоит в том, что законодатель не дает однозначного ответа на вопрос о том, в каких случаях и в каком соотношении правообладатель может применять данные способы защиты, в частности о возможности одновременного требования возмещения убытков и уплаты штрафа. В идеале содержание статьи 29 видится следующим образом. Во-первых, мера имущественной ответственности, применяемой в отношении нарушителя, должна быть четко определена как альтернативная мера, в соответствии с которой требование уплаты штрафа возможно по усмотрению владельца знака вместо требования о возмещении убытков. При этом сам термин “штраф”, имеющий публично-правовой характер, целесообразно заменить термином “компенсация”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в настоящее время сформирован соответствующий правовой механизм служащий основой для гражданско-правовой защиты прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания.
В ходе исследования дипломной работы необходимо отметить безусловную актуальность и значимость данной тематики, важность дальнейшего развития правовых норм, регулирующих вопросы регистрации, использования и защиты прав на товарные знаки и знаки обслуживания с учетом складывающейся правоприменительной практики, зарубежного опыта и норм международного права; важность проведения комплексных научных исследований в области правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания; значимость широкого обсуждения актуальных проблем совершенствования законодательства о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания; необходимость дальнейшей совместной работы по совершенствованию норм законодательства по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания.
Неоднократно высказывавшиеся предложения о необходимости предоставления права регистрации ТЗ только юрлицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность (ИП, ремесленникам и т.п.), не были восприняты разработчиками законопроекта. Как следствие, отложено решение существующей проблемы недобросовестной регистрации ТЗ лицами, не предполагающими их использование.
Также существуют проблемы в разграничении понятий товарный знак, торговая марка, логотип, фирменный знак, брэнд, поскольку нет однозначного четкого определения названных понятий. При этом усматривается некоторая коллизия норм административного и уголовного законодательства в отношении нарушений прав на товарные знаки и географические указания. Уголовный кодекс и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [4] не содержат четкого указания на товарные знаки или географические указания как на объекты интеллектуальной собственности, права на которые могут быть нарушены. Предполагается, что такие нарушения можно отнести к нарушениям прав промышленной собственности (как минимум в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года). Исключить такую коллизию позволит закрепление как в уголовном, так и в административном законодательстве отдельных составов нарушений в рамках трех основных групп: товарные знаки, авторские и смежные права, а также патентные права.
Кроме того, защита прав на интеллектуальную собственность в Республике Беларусь предусмотрена не только гражданским законодательством. В белорусском законодательстве предусмотрена и административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности.
Исходя из результатов исследования целесообразно внести следующие изменения в законодательство:
1.ч.3.ст.29 Закон РБ О товарных знаках и знаках обслуживания изложить в следующей редакции: «Владелец товарного знака или лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии, могут требовать от лица, нарушившего исключительное право на товарный знак, выплаты компенсации в размере от одной до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения», исключив « по своему выбору», «вместо возмещения убытков».
2. п.2.5 Положения «о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2020 № 499 изложить в следующей редакции: «на решения по результатам повторной экспертизы заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения», исключив «повторной».
3. Добавить ст.28.1. в Закон РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания» следующего содержания: «ранее зарегистрированному доменного имени, принадлежащего другому лицу, при условии, что товарный знак регистрируется в отношении товаров, однородных с теми, в отношении которых используется такое доменное имя».
Следует надеяться, что все вышеназванные проблемы найдут отражение в ходе работы по дальнейшему совершенствованию законодательства по вопросам интеллектуальной собственности. А это обновление, как минимум на уровне подзаконных актов уже ожидается.
Перечисленные выше проблемы являются наиболее значимыми и не исчерпывают всего круга вопросов, требующих своего решения. Можно уверенно говорить о том, что законодательство о товарных знаках требует не отдельных изменений, а системного пересмотра. И у законодателей, на рассмотрении которых находится законопроект, есть возможность сделать закон лучше.
1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7. дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28. окт. 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 5 января 2021 г. № 95-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 02 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.05.2021г. № 112-З г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь 21 апреля 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002г.: одобр. Советом Респ. 02 апр. 2003г.: в ред. Закона 6 января 2021 г. № 93-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII (с изм и доп. 18 декабря 2019) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719 (изм. и доп. от 4 мая 2020) //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
7. Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь: Постановление Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
8. О присоединении Республики Беларусь к Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Страсбургскому соглашению о Международной патентной классификации, Локарнскому соглашению об учреждении Международной классификации промышленных образцов: Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. №674 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
9. Об утверждении Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 № 368 (изм. и доп от 19.06.2019) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
10. О свидетельстве на товарный знак: Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 2 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
11. Об установлении форм документов, связанных с правовой охраной товарного знака и знака обслуживания: Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
12. О внесении дополнения и изменений в некоторые постановления Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (касается дополнений и изменений в приложении №25 к постановлению Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. № 1): Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 мая 2017 г. № 12 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
13. О регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке прав на патенты (удостоверения): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 1993 г.№ 437 (изм. и доп. 05.07.2018) //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
14. Положение о Национальном центре интеллектуальной собственности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641 (измю. И доп. 24.02.2014) //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
15. Положение об официальных изданиях Национального центра интеллектуальной собственности: Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26.09.2005 № 12 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
16. Об утверждении Положения об Апелляционном совете при патентном органе: Постановление Государственного комитета по науке по науке и технологиям Республики Беларусь 15 сентября 2020 г. № 13 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
17. Адуев, А. Н., Белогорская, Е. М. Товарный знак и его правовое значение. / А. Н. Адуев, Е. М. Белогорская. - М.: Юрид. лит., 1972. -иС.25
18. Ариевич, Е.А. Рекламная функция товарного знака/ Е.А. Ариевич // Вопросы изобретательства. 1981. № 7. - С. 40–43.
19. Белов, В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. / Белов, В.В. – М.:Юристъ, 2002. -320 с.
20. Белов В.В. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения: Учебное пособие / В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.Д. Денисов. – М.: Проспект, 2007. -С.288.
21. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учеб. пособие. / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова. - М. – Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2001. - 234 с.
22. Волков, С.И., Восканян, Р.С. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. / С.И. Волков, Р.С. Восканян.- М.: Путь, 1991. -116 с.
23. Гаврилов, Э. П. О средствах индивидуализации в гражданском праве/ Э.П. Гаврилов // Хозяйство и право. 2016. № 10. -С. 75–87.
24. Гаврилов, Э. П. Права на средства индивидуализации/ Э.П. Гаврилов. // Патенты и лицензии. 2016. № 5. -С. 9.
25. Гаврилов, Э. П. Право интеллектуальной собственности. Промышленные права. XXI век. / Э. П. Гаврилов. Москва: Юрсервитум, 2016.- c. 166.
26. Гульбин, Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект / Ю.Т. Гульбин. – М.: Статут, 2007. -76 c.
27. Григорьев, И. Г. Становление развития товарного знака / И. Г. Григорьев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 165-168.
28. Дело № А71-1525/2010 [Электронный ресурс]: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 30.08.2010, № 17АП-7699/2010-ГК // Сейчас.ру Новости России и мира. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/17ap/3111/. – Дата доступа: 06.09.2021.
29. Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. / В.А. Дозорцев. - М.: Статут, 2003. С. 112-115.
30. Дорофеев, А. Ю. Современные тенденции рынка товарных знаков / А. Ю. Дорофеев, В. В. Филатов, В. А. Симонова. — Текст: непосредственный // Науковедение. 2015. № 1. - С. 11-12.
31. Егорова, М.А. Коммерческое право: учебник для вузов / М.А. Егорова. – М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013. - 640 с.
32. Жохов, В.П. Практика разработки и использования товарных знаков / В.П. Жохов // Вопросы изобретательства. 1984. № 7.- С. 37–41.
33. Зинкевич, Е.В. Визитная карточка предприятия / Е.В Зинкевич // Интеллектуальная собственность в Беларуси. 1999. № 3.- С. 24–29.
34. Казаков, В.П. Стандарт предприятия на товарный знак / В.П. Казаков // Вопросы изобретательства. 1976. – № 6. - С. 56.
35. Ковалев, М. П. Интеллектуальная собственность. / М.П.Ковалев. -Экономист. 2003. N9I. -С. 38.
36. Колесникова, М.М. Право ВТО и унификация правового регулирования международной торговли / М.М. Колесникова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. № 4. - С. 50-55.
37. Коник, Н.В. Товарные знаки / Н.В. Коник, П.А. Малуев, Т.А. Пешкова. – М.: Журнал «Управление персоналом», 2006. 144 с.
38. Лаврухина, А. Изготовителю продукции с нанесением товарного знака правообладателя безопаснее заключить договор подряда [Электронный ресурс] / А. Лаврухина // ПРИОРИТЕТ. – Режим доступа: http://www.ukprioritet.ru/presscenter/articles/izgotovitelyu-produkcii-s-naneseniem-tovarnogo-znakapravoobladatelya-bezopasnee-zaklyuchat-dogovor-podryada. – Дата доступа 06.09.2021.
39. Лазарев, Я. О. Проблема определения коммерческой ценности интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности на примере товарных знаков / Я. О. Лазарев. — Текст: непосредственный // Юрист. — 2016. — № 13. — С. 38.
40. Мазаев, Д. В., Гражданского-правовая защита прав на товарные знаки. / Д.В. Мазаев.- М.: ВАКО. –2013. - С. 41.
41. Моргунова, Е.А. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы. / Е.А. Моргунова.- М.: Норма, Инфа-М, 2014. - С.176.
42. Музыкант, В.Л. Культурно-коммуникационное пространство бренда / В.Л. Музыкант // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 4.- С. 15-19.
43. Мысак, А. Д. Функции товарных знаков / А. Д. Мысак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). - С. 346-348.
44. Настольная книга руководителя организации: правовые основы // Отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2015 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05 августа 2009 г. № КГ-А41/4778–09 по делу № А41–5137/08 // доступ из СПС «КонсультантПлюс».
45. Олехнович, Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы её коммерциализации. / Г.И. Олехнович. -Мн.: Амалфея, 2003. - 160 с.
46. Основы гражданского законодательства СССР и республик от 31.05.1991 г. № 2211-1 (в ред. от 26.11.2001) // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 26. - Ст.733.
47. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность./ С.А. Судариков. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007. - 260 с.
48. Слободян, С. А. Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности: Теория и практика охраны фирменных наименований, товарных знаков и других коммерческих обозначений. / С.А. Слободян. — М.: ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2006. С. 4.
49. Филипповский, Е.Е. Патентная система и научно-технический прогресс в капиталистических странах./ Е.Е. Филиповский. – М.: Наука, 1972. 117 с.
50. Широков, С. [Электронный ресурс] / С. Широков // ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1084120/. Дата доступа: 06.09.2021.
51. Шкурдюк, Ж.Б. Принцип обязательного использования товарного знака и правовые последствия его несоблюдения / Ж.Б. Шкурдюк // Судебный вестник плюс: экономическое правосудие. 2015. № 12. - С. 29.
52. Шестимиров, А.А. Товарные знаки: Учеб. пособ. / А.А. Шестимиров. – М.: ВНИИПИ, 1995.- с.344.
53. Чигир, В.Ф. Интеллектуальная собственность: промышленность. / В.Ф. Чигир.- Мн.: Амалфея, 1997. -560 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты