Связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников»
по дисциплине: «Практическая психология»
2021
251.00 BYN
Связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица первичных эмпирических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Различия между группами врачей и медработников среднего звена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Корреляционная матрица.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы исследования связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников
1.1 Сущность профессионального самоотношения как психологического феномена
1.2 Понятие и виды аддикций
1.3 Особенности профессионального самоотношения и формирования аддикций медработников
2. Эмпирическое исследование связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.2.1 Профессиональное самоотношение медработников
2.2.2 Уровни аддикций медработников
2.2.3 Характер связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Роль медицинского работника в современных условиях существования трудно переоценить. На фоне распространения различных инфекций и роста тяжелых заболеваний медработники вынуждены выполнять свои обязанности несмотря на риски заражений, высокую нагрузку, отсутствие чувства социальной незащищенности, уверенности в социально–экономической стабильности, недостаток социальной поддержки.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается: предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения; предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Актуальность темы исследования обусловлена запросами практики, отражающими усиливающуюся тенденцию в настоящее время к смещению акцентов на межличностные отношения в профессиональной деятельности. Сегодня особое значение приобретают проблемы эффективности деятельности медицинских учреждений, функционирования внутри коллектива межличностного взаимодействия.
Работа в сфере здравоохранения – один из самых сложных и ответственных видов трудовой деятельности человека, характеризуется высоким уровнем нагрузок психологического плана, требует внимательности, выносливости, высокой трудоспособности и самоотдачи.
Врачи и средний медицинский персонал являются основными человеческими ресурсами, которые проводят значительную часть своего времени в больницах. Они должны регулярно работать в течение ночи, в чрезвычайных ситуациях, с обширной рабочей нагрузкой и стрессом, который может негативно сказаться на их производительности, качестве трудовой деятельности и жизни вне работы.
В результате повышенных производственных нагрузок, сопровождающихся стрессом, неудовлетворенности медицинского персонала заработной платой, потери интереса к труду в результате отсутствия значимых результатов в диагностике и лечении пациентов (смерть пациентов), специфика работы (медицинский профиль и контингент пациентов) и др. может привести к хандре, апатии, депрессии, а в последствии к появлению аддикций (алкоголизм, табакокурение, расстройства пищевого поведения и др.), как способ снятия напряжения.
Проблема профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников затрагивает вопросы психического здоровья, профессиональных деформаций, отражается на успешности оказания медицинских услуг населению. В связи с этим важно изучение связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
Объект исследования: профессиональное самоотношение и аддикция.
Предмет исследования: связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
Цель исследования: выявить связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
Гипотеза исследования: существует связь между профессиональным самоотношением и формированием аддикций у медработников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность профессионального самоотношения как психологического феномена;
2) рассмотреть понятие и виды аддикций;
3) охарактеризовать особенности профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников;
4) изучить структуру профессионального самоотношения медработников;
5) определить уровни аддикций медработников;
6) установить характер связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКЦИЙ У МЕДРАБОТНИКОВ
1.1 Сущность профессионального самоотношения как психологического феномена
Отношение личности к себе пронизывает все сферы ее психической активности, в том числе и профессиональную деятельность. Самоотношение тесно связано с поведением, восприятием окружающего мира и людей, и самовосприятием – переживанием собственной ценности и значимости. В самом самоотношении заложен механизм эго-защиты личности, который защищает ее от отрицательных эмоций в адрес собственного «Я», саморазрушения и потери самоценности [35, с. 81].
Исследованием проблемы самоотношения личности и профессионального самоотношения занимались психологи (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, Е.В. Шорохова, И. С. Кон, И.И. Чеснокова, Н.И. Сарджвеладзе, П.М. Якобсон, Е.Т. Соколова, А.В. Захарова, Б.С. Братусь, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, А.М. Колышко, К.В. Карпинский).
В зарубежной психологии самоотношение рассматривается в структуре Я-концепции и выступает основой для формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний, и определяется такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия, которые преломляются в положительное или отрицательное отношение к самому себе (Р. Бернс, У. Куперсмит, М. Розенберг и др.).
В отечественной психологии самоотношение принято рассматривать как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого зависит от степени согласованности его компонентов. Существуют различные взгляды на структуру самоотношения. В частности, А.Г. Асмолов отмечает, структуру самоотношения образуют следующие компоненты: рациональное отношение к себе как субъекту социальной активности («образ Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностное отношение к себе – переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я» [4, с. 5]. Взаимодействующие компоненты самоотношения входят с состав деятельностной и личностной саморегуляции, побуждают индивида к проявлению субъектной позиции.
В работе Н.С. Фонталовой самоотношение рассматривается как «эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции и саморазвития» [73, с. 5].
Профессиональное самоотношение рассматривается как продукт самосознания. Так, В.В. Ветрова дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней» [14, с.117]. В таком понимании профессиональное самоотношение предполагает осознание и оценку себя как профессионала.
А.К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу» [45, с. 88]. В структуре профессионального самосознания автором выделены: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя [45, с. 102].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКЦИЙ У МЕДАБОТНИКОВ
2.1 Программа эмпирического исследования
В нашем исследовании предпринята попытка выявления связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников. Мы полагаем, что положительное самоотношение препятствует формированию алкогольной и пищевой аддикции у медработников.
Объект исследования: профессиональное самоотношение и аддикция.
Предмет исследования: связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
Цель исследования: выявить связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
Гипотеза исследования: существует связь между профессиональным самоотношением и формированием аддикций у медработников.
Гипотеза и поставленная цель предполагают решение следующих задач:
1) изучить структуру профессионального самоотношения личности у медработников;
2) определить уровни аддикций медработников;
3) установить характер связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников.
База исследования: исследование проводилось на базе УЗ «Новогрудская ЦРБ».
Выборка исследования: 93 медицинских работников, из них 39 мужчин и 54 женщины; 36 врачей и 57 медработников среднего звена.
Проведенное исследование включало ряд следующих этапов:
I. Подготовительный этап.
На данном этапе проводился сбор, изучение и анализ литературы по проблематике исследования. Была определена проблема, объект и предмет исследования, сформулирована цель и гипотеза, а также подобраны методики, соответствующие цели и предмету исследования.
II. Диагностический этап.
Непосредственное проведение тестирования испытуемых включало в себя проведение следующих методик:
1. Опросник профессионального самоотношения личности (К.В. Карпинский, А.М. Колышко).
2. Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич).
3. AUDIT-тест на выявление расстройств, связанных с употреблением пищи.
III. Этап обработки и анализа полученных данных.
Для выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции rs-Спирмена. Для оценки различий между группами использовался критерий U-Манна-Уитни. Все данные обрабатывались в программе «Microsoft Excel» и «STATISTICA 12.0».
Процедура и методики исследования:
1. Опросник профессионального самоотношения личности (К.В. Карпинский, А.М. Колышко) [31].
Цель: изучение профессионального самоотношения.
Опросник профессионального самоотношения является специализированным исследовательским (диагностическим) методом, сконструированным для изучения содержания и структуры самоотношения личности как субъекта профессиональной трудовой деятельности. Он предназначен для обследования испытуемых зрелого возраста, имеющих стабильную занятость и прошедших этап адаптации к профессии или к новому рабочему месту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе теоретического анализа и результатов эмпирического исследования связи профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников могут быть сделаны следующие выводы:
1. Профессиональное самоотношение рассматривается как сложная система смысловых структур и процессов, которые отражают взаимодействие свойств личности и практической реализации мотивов труда в профессиональной деятельности. Негативное профессиональное самоотношение может привести к профессиональным деформациям сотрудника, трудностям в профессиональной самореализации, снижению эффективности труда.
2. Аддикция - зависимость от объекта, непреодолимая тяга к нему, снижение ситуационного контроля и альтернативных интересов. Аддиктивное поведение - форма девиантного поведения, отражающая стремление человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
3. Для профессиональной деятельности медработников характерны, прежде всего, высокая интенсивность общения и взаимодействия с больными, нахождение в напряжённой обстановке, влияние стрессовых факторов. Врачи и средний медицинский персонала подвержены профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию, что негативно отражается на их труде, психическом состоянии. Медицинские работники в силу особенностей профессиональной деятельности наиболее подвержены различным аддикциям - алкогольной, пищевой и др.
4. Профессиональное самоотношение медработников имеет своим особенности. У медработников среднего звена выше внутренняя конфликтность профессионального самоотношения, а у врачей – самоуважение и самопривязанность в профессии. Общий показатель позитивности профессионального самоотношения примерно одинаковый в обеих группах, средний. На достоверном уровне у женщин выше внутренняя конфликтность профессионального самоотношения, а у мужчин – самоуважение и самопривязанность в профессии. С увеличением стажа работы повышается степень самообвинения в профессии.
5. Большинство медработников находятся на уровне бытового пьянства. При этом, среди тех, кто не употребляет алкоголь, большей медработников среднего звена, чем врачей. Большая часть врачей и медработников среднего звена обладают низким уровнем пищевой аддикции. При этом, среди тех, у кого выявлен высокий и средний уровни аддикции, больше медработников среднего звена. Однако, достоверных различий между показателями аддикций в зависимости от должности, не выявлено. Большинство медработников независимо от пола находятся на уровне бытового пьянства. При этом, среди тех, кто не употребляет алкоголь, больше женщин, чем мужчин. Большая часть мужчин обладает низким уровнем пищевой аддикции. В группе женщин равное число имеет низкий средний уровни пищевой аддикции. На достоверном уровне уровень пищевой аддикции выше у женщин, чем у мужчин.
6. В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше внутренняя конфликтность, тем выше выраженность пищевой и алкогольной аддикции. Чем выше самоуважение и самоуверенность в профессии, тем ниже выраженность пищевой аддикции. Чем выше самообвинение и самоуничижение в профессии, тем выше уровень пищевой и алкогольной аддикции. Чем выше самоэффективность, саморуководство и самооценка личностного роста, тем ниже уровень пищевой и алкогольной аддикции. Гипотеза исследования о том, что существует связь профессионального самоотношения и формирования аддикций у медработников, подтвердилась.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Андреева, А.П. Алкогольная зависимость у врачей / А.П. Андреева, И.Е. Булыгина, А.В. Голенков // XIV съезд психиатров России (15-18 ноября 2005г.): материалы съезда. – М., 2005. - С. 326.
3. Асланбекова Н.В. Взаимосвязи качества жизни и психического здоровья у врачей стационарного профиля (региональный, клинико-психологический и превентивный аспекты): автореф. дис. канд. мед. наук / Н.В. Асланбекова. – Томск, 2008. – 25 с.
4. Асмолов, А. Г. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления / А. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, С. К. Бондырева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 3–9.
5. Багрий, М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.А Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
6. Бакумов, П.А. Появление эмоционального выгорания у врачей и медсестер / П.А. Бакумов // Медицина труда и промышленная экология. – 2018. - № 2. – С. 30—36.
7. Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 3(55). – С. 167-171.
8. Белоусова, Е. А. Профессиональные деформации медицинских работников / Е. А. Белоусова, М. Р. Пяткова // Актуальные вопросы теории и практики управления человеческими ресурсами. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – С. 40-44.
9. Бем, Д. Искусственное поведение / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2005. – 512 с.
10. Бодров, В.А. Профессиональная зрелость человека (психологические аспекты) / В.А. Бодров // Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: ИП РАН, 2007. – С. 174 – 197.
11. Болучевская В.В. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема / В.В. Болучевская, М.Ю. Будников // Вестн. ВолгГМУ. – 2012. – Вып. 2 (42). – С. 6-9.
12. Бурмантов, А. С. Профессиональная деформация личности / А. С. Бурмантов, А. Е. Куреннов // Вестник науки. – 2020. – Т. 4. – № 10(31). – С. 5-9.
13. Васичева, А. Н. Психологические аспекты преодоления пищевых аддикций / А. Н. Васичева, А. Е. Маринина, М. А. Мартынова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 289-292.
14. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья/ В. В. Ветрова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
15. Гапонюк, П.М. Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности / П.М. Гапонюк // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. -№ 2. – С. 775-781.
16. Гаранина, Ж. Г. Личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы / Ж. Г. Гаранина // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 378-382.
17. Гижук, Т.В. Профессиональная успешность: сущность и психологические критерии //Ступени: сб. науч. ст. студ., магистрантов и аспирантов / редкол.: Л. М. Даукша; под науч. ред. А. В. Ракицкой. - Гродно: ГрГУ, 2014. - C. 31-40.
18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
19. Говорин, И.Я. Динамика состояния психиатрической помощи за пятилетие: противоречивость тенденций / И.Я. Гурович, Л.И. Сальникова // Материалы XV съезда психиатров России. – М., 2010. – С.39.
20. Грачева, О. Г. Самоотношение как фактор эффективной профессиональной деятельности / О. Г. Грачева // Актуальные проблемы психологии и прикладной социологии: Сборник научных статей преподавателей, бакалавров и магистрантов. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «КУБиК», 2020. – С. 89-94.
21. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионализма / А.А. Деркач. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с
22. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: автореф. дис … канд. психол. наук / С.Т. Джанерьян. – Ростов-на-Дону, 2005. – 28 с.
23. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л.Г.Дикая. – М.: Изд-во ИП РАН, 2003. – 318 с.
24. Доскин, В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В.А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
25. Дружилов, С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека / С. А. Дружилов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 6. – С. 171-178.
26. Дружилов, С.А. Профессиональная «Я-концепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения-2001: Образование и психология / Тезисы научно-практической конференции. 150-летие кафедры педагогики (педагогики и психологии) и 35-летие факультета психологии в Санкт-Петербургском университете. под редакцией А. А. Крылова, В. А. Якунина. 2001. - С. 264-266.
27. Жданович, А.А Профессиональная Я—концепция в структуре целостной Я-концепции личности // Психологические проблемы профессионализации молодежи: сб. науч. ст. / УО «Мозырский гос. пед. ун-т»; под ред. М.А. Дыгуна. Мозырь, 2006. С. 45-50.
28. Завалишина, Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности / Д.Н. Завалишина // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 6. – С. 5 – 15.
29. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005 – 240 с.
30. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012 – 542 с.
31. Карпинский, К.В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: монография / К.В. Карпинский, А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 140 с.
32. Клейберг, Ю.А. Аддиктивное поведение: феноменология и современные формы проявления // Формирование здорового образа жизни. – Коломна, 2016. – С. 33-37.
33. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) / Е.А. Климов. – М.: Флинта, 2003. – 320 с.
34. Козлова, А.В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / А. В. Козлова. - Москва, 2006 – 19 с.
35. Колышко, A. M. Психология самоотношения: учеб. пособие / А. М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
36. Конькова, Д.И. Особенности самоотношения подростков, склонных к девиантному пищевому поведению / Д.И. Конькова // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 22–25 ноября 2016 г. – Хабаровск, 2017. – С. 354–357
37. Королева, А.М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции // Молодой ученый. - 2013. – № 6. – С. 651–654.
38. Короленко Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций: монография. – Germany: LAP LAMBERT, 2011. – 188 с.
39. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.
40. Котляров А.В. Другие наркотики или HomoAddictus. – М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.
41. Крылова, Ю. С. Особенности профессиональных деформаций медицинских работников / Ю. С. Крылова, О. Б. Полякова // Europeanresearch : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 декабря 2018 года / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 172-176.
42. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б.Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 2. – С. 75 – 85.
43. Линский, И.В. Метод комплексной оценки аддиктивного статуса индивида и популяции с помощью системы AUDIT-подобных тестов / И.В. Линский [и др.] // Вісникпсихіатрії та психофармакотерапії. – 2009. – № 2. – С. 56–70.
44. Малкина-Пых, И.Г. Исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения / И.Г. Малкина-Пых // Сибирский психологический журнал. - 2008. - № 2. – С. 90-94.
45. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
46. Маслова, Е. С. Пищевая зависимость как форма аддиктивного поведения / Е. С. Маслова // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2019. – № 1-2(31). – С. 48-51.
47. Матаева, Г. Понятие аддиктивного поведения / Г. Матаева //TheScientificHeritage. – 2020. - № 45. – С. 50-53.
48. Менделевич, В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
49. Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. – М : МГУ, 1994. – 336 с.
50. Мирошниченко Л. Д. Наркотики и наркомания: энцикл. слов. - М.: Перо, 2014. – 404 с.
51. Мороз Т.С. Психологические причины формирования алкогольной зависимости // Проблемы экономики и информатизации образования. – Тула, 2017. – С. 329-334.
52. Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич) // Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – С. 433-435.
53. Основы математической статистики в психологии: учеб.–метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2006. – 87 с.
54. Плотникова, А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «Эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы / А.Н. Плотникова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. - № 2. – С. 44-46.
55. Поваренков, Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков // Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2005. – С. 360 – 384
56. Поддубная, Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: автореф. дис.... канд. психол. наук. -М., 1998. – 27 с.
57. Полевая, М.В. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая. –М.: СВИВТ, 2017. - 189 с.
58. Попова, Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
59. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ, 2010. – 536 с.
60. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. - № 2(16). – С. 1-8.
61. Руженков В.А. Аддиктивное поведение студенческой молодежи: систематика, распространенность, клиника и профилактика // Актуальные проблемы медицины. – 2015. – № 2. – С. 11-23.
62. Саблина, Т. А. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер / Т. А. Саблина, Т. В. Буутенко // Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. – С. 86–90.
63. Сидоров П.И. Особенности алкоголизации и наркотизации студентов и врачей / П.И. Сидоров // Вопр. наркологии. – 2003. - № 4. – С. 5-18.
64. Скугаревский, О.А. Нарушения пищевого поведения: монография / О.А. Скугаревский. – Минск: БГМУ, 2007. – 340 с.
65. Соловьева С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2009-1-1/nomer/nomer18.php.
66. Спринц А.М., Ерышев О.Ф. Химические и нехимические зависимости. – СПб. СпецЛит, 2012. – 127 с.
67. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2006. – 366 с.
68. Сукиасян, К. Р. Выявление особенностей пищевой зависимости / К. Р. Сукиасян // Зажги свою звезду: Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Дню российской науки / Научный ред. О.Ф. Рогаль-Левицкая. – Москва: Издательство "Перо", 2019. – С. 21-25.
69. Теммоев, Д.Ч. Об актуальности алкоголизма и наркомании среди врачей: масштабы и последствия / Д.Ч. Теммоев // XIV съезд психиатров России (15-18 ноября 2005г.): материалы съезда. – М., 2005. – С.373.
70. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. – М.: Смысл, 2000. – 199 с.
71. Трафимчик, Ж.И. Феномен Я-концепции в ракурсе аддиктивного поведения личности / Ж.И. Трафимчик // Проблемы здоровья и экологии. – 2012. - № 2. – С. 50-56.
72. Федина, Е. А. Пищевая зависимость и психология переедания / Е. А. Федина, Ю. Н. Тимофеева // Живая психология. – 2018. – Т. 5. – № 3(19). – С. 267-274.
73. Фонталова, Н.С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей.: дисс… канд. психол. наук / Н.С. Фонталова. – Иркутск, 2004. – 146 л.
74. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2002. – 22 с.
75. Чухрова, М.Г. Психологические особенности и поведенческие расстройства в структуре аддикции переедания / М. Г. Чухрова, И. А. Рукавишников, Е. В. Пахомова [и др.] // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2006. – № 2(40). – С. 77-82.
76. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
77. Эннс, Е.А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения / Е.А. Эннс // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 124-127.
78. Юлдашев В.Л. Формирование наркоманий и токсикоманий у девочек подростков: автореф. дис. … докт. мед. наук. – Уфа, 1996. – 46 с.
79. Bernstein, J. The professional self-evaluation of immigrant physicians from the former Soviet Union in Israel / J. Bernstein // Journal of Immigrant Health. – 2000. – № 2. – Р. 183 – 190.
80. Carmel, S. The professional self-esteem of physicians scale, structure, properties and the relationship to work outcomes and life satisfaction / S. Carmel // Psychological Reports. – 1997. – № 80. – P. 591 – 602
81. Lord R.G., Brown D.J. Leadership processes and follower self-identity. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2004.
82. Nicholson, N. Playing to win: Biological imperatives, self-regulation, and trade-offs in the game of career success / N. Nicholson, W.De Waal-Andrews // Journal of Organizational Behavior. – 2005. – Vol. 26. – P. 137 – 154.
83. Prevalence of Alcohol Use Disoeders Among American Surgeons / Michael R. Oreskovich // Arch Surg. – 2012. – Vol. 147, № 2 – Р. 168-174.
84. Super D.E. A life-span space approach to career development // D.Brown, L.Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. P. 197–261.
85. Taubman, O. Meaning in life and personal growth among pediatric physicians and nurses / O. Taubman, A. Weintroub // Death Studies. – 2008. – № 32. – Р. 621 – 645.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сводная таблица первичных эмпирических данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Различия между группами врачей и медработников среднего звена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Корреляционная матрица.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты