Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Тереховская средняя школа №1, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностический инструментарий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования до проведения программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты исследования после проведения программы.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ проблемы психологической адаптации к обучению в школе первоклассников с хроническими заболеваниями
1.1 Проблема социально-психологической адаптации к школе в современной психологической литературе
1.2 Психологическая характеристика личности младшего школьника
1.3 Социально-психологическая адаптация к обучению в школе первоклассников с хроническими заболеваниями
2 Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
2.1 Характеристика выборки, методов и процедуры исследования
2.2 Результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
2.3 Программа по адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и оценка ее эффективности
2.4 Рекомендации по адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
На сегодняшний день в период кардинального социально-экономического переустройства общества наблюдается высокий уровень заболеваемости детей в нашей стране. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как: постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка, низкая психологическая культура родителей.
Хронические заболевания в настоящее время диагностируются в среднем у 40-45% школьников, а среди считающихся здоровыми около 70% - дети с различными морфофункциональными нарушениями. Численность полностью здоровых школьных коллективов в среднем не превышает 15%. С каждым годом заметно увеличивается доля учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с хронической патологией [1].
Дети с хроническими заболеваниями являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке. Часто болеющие дети с хроническими заболеваниями – это термин, обозначающий группу детей, выделяемую при диспансерном наблюдении, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Тяжесть хронических соматических заболеваний может отражаться на успешности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Социально-психологическая адаптация к школе выступает как процесс приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Момент поступления в школу является критическим для здоровья большинства детей. Трудности адаптации школе у первоклассников могут быть связаны с недостаточно сформированной внутренней позицией школьника, коммуникативными навыками, способностями взаимодействовать с другими детьми, неспособностью управлять своими побуждениями и поведением.
Адаптация к школе для часто болеющих детей осложняется наличием в анамнезе острых и/или хронических заболеваний. При наличии уже имеющихся хронических соматических заболеваний, стресс, сопутствующий данному этапу жизни ребенка, способствует ухудшению психического и физического состояния. Следствием длительного переживания стрессовых факторов является развитие у детей школьной дезадаптации. Ребенок, имеющий признаки школьной дезадаптации, демонстрирует наличие конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. У него снижена успеваемость, отсутствует желание учиться, соответствовать статусу «ученик». Это приводит к недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков, негативному отношению к обучению в целом, к учителям.
Негативное влияние школьной дезадаптации на личность первоклассника порождает необходимость создания условий для более успешного вхождения детей с хроническими соматическими заболеваниями в школьную среду. В этой связи большая роль принадлежит психологическом сопровождению первоклассников. Целенаправленная коррекционно-развивающая работа может оказать помощь ребенку в формировании внутренней позиции школьника, принятии социальной роли ученика, развитии навыков общения, умения принимать новый коллектив, навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Проблемой изучения адаптации к школе занимались С.П. Амплеенкова, Л.П. Баданина, М.Р. Битянова, М.М. Безруких, И.В. Дубровина, Е.А. Дрягалова, Т.В. Красникова, И.Л. Пшенцова, Ш.Т. Халикова, Г.М. Чуткина и др.
Многие исследования касаются психологический адаптации либо физической. При этом, социально-психологическая адаптация остается за пределами научных интересов современных авторов.
Особенности развития личности детей с хроническими соматическими заболеваниями рассматривал такие психологи, как: Ю.Ф. Антропов, А.В. Катасонова, В.Р. Ушакова, М.В. Милейко, Т.Г. Горячев, Н.П. Бадьина, А.А. Лифинцева, О.Б. Зерницкий.
Вместе с тем, проблема изучения особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями в современной психологии недостаточно изучена.
Цель работы – изучить особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Задачи:
- провести теоретический анализ проблемы психологической адаптации к обучению в школе первоклассников с хроническими заболеваниями;
- провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями.
1 Теоретический анализ проблемы психологической адаптации к обучению в школе первоклассников с хроническими заболеваниями
1.1 Проблема социально-психологической адаптации к школе в современной психологической литературе
К проблеме адаптации к школе обращались такие ученые, как: А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Е.А. Меньшикова, Г.А. Цукерман, Г.М. Чуткина и др.
В современной психологии адаптация к школе рассматривается как процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает от 2 до 6 месяцев [2, с. 24]. Ряд ученых согласны с тем, что учебная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей [3; 4; 5].
Белорусский психолог Л. С. Выготский проанализировал, как в динамике происходит переход от одного возраста к другому. Он пришел к выводу, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребенка происходит кризис развития и обозначил его как кризис 7 лет. Данный переломный момент возникает как раз из-за того, что происходит резкая смена игровой деятельности на учебную [6, с. 163].
Особенности социально-психологической адаптации к школе в психологии рассматриваются в тесной связи с возрастными особенностями первоклассника. Так, Б.С. Волков, И.Ю. Кулагина отмечают, что в младшего школьника активно развиваются все психические функции, особенности мышления. Эти процессы становятся произвольными, что особенно важно для успешной учебной деятельности и адаптации к школе [7; 8].
Ряд ученых (А.Л. Венгер, И.В. Дубровина и др.) называют следующие особенности адаптации детей к школе:
1. Организм ребенка адаптируется к новым для него условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В этом случае важен возраст, в котором он пошел в школу, также посещал ли детский сад или подготовка была в домашних условиях, от того насколько сформированы функциональные системы организма, на каком уровне развития произвольная регуляция поведения и организованность самого ребенка, важно знать, как обстоит ситуация в семье.
2. Первоклассник адаптируется к новым социальным отношениям и к таким связям, как:
- пространственно-временные отношения: режим дня, школьная форма, подготовка уроков, его особое место, где хранятся школьные принадлежности, признание «взрослости», предоставление самостоятельности;
- личносто-смысловые отношения: отношение ребенка к школе, к самому себе как обучающемуся, общение с одноклассниками и учителями, как относятся к нему в классе;
- характеристика деятельности и общения ребенка: как относятся к нему в семье, стиль поведения родителей и учителя, социальная подготовленность первоклассника [9; 10].
Как отмечает Е.А. Меньшикова, какой у ребенка актуальный образовательный уровень развития, который он получил в детском саду или в домашних условиях, интеллектуальное развитие, зависит, как он будет адаптироваться к новым условиям познавательной деятельности. Также важно, как он при обучении овладевает умениями и навыками учебной деятельности, от его любознательности к познавательной активности, насколько у него сформировано творческое воображение, какие коммуникативные способности при общении с взрослыми и сверстниками [11, с. 6].
Адаптация предполагает приспособление к успешному функционированию в данной среде, а также способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [12, с. 54]. По мнению М.М. Безруких, адаптация ребенка считается успешной, когда он приспособлен к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в конкретной новой педагогической среде [13, с. 172].
Основными признаками успешной адаптации младших школьников являются: физическое и психическое здоровье, овладение навыками учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний), адекватное поведение (усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене), учебная мотивация (желание учиться), успешность социальных контактов (отношения со сверстниками и учителями). По мнению С.П. Амплеенковой, «если к концу третьего месяца обучения в школе у ребенка отсутствует учебная мотивация, нет установившегося контакта с одноклассниками и учителями, развито чувство тревожности и напряжения, присуще девиантное поведение, это свидетельствует о том, что у данного ученика дезадаптация» [14, с. 186].
Современные ученые отмечают, что процесс адаптации первоклассника к обучению в школе можно рассмотреть с разных точек зрения: физиологической, социальной, психологической.
2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
2.1 Характеристика выборки, методов и процедуры исследования
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Тереховская средняя школа №1».
Характеристика выборки исследования. Выборку составили 60 первоклассников. Возраст испытуемых от 6-8 лет.
Объект исследования – психологическая адаптация к обучению.
Предмет исследования – особенности психологической адаптации к обучению в школе первоклассников с хроническими заболеваниями.
Цель работы – изучить особенности психологической адаптации к обучению в школе первоклассников с хроническими заболеваниями.
Этапы исследования:
1) изучение особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями;
2) разработка программы по адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и оценка ее эффективности;
3) разработка практических рекомендаций по адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Методики исследования:
1. Опросник «Определение адаптации первоклассников», модификация Л.М. Ковалевой.
2. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
3. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Краткое описание методик исследования:
Опросник «Определение адаптации первоклассников», модификация Л.М. Ковалевой [56].
Опросник позволяет систематизировать представления о ребенке, начинающем учиться в школе, помогает решить все вышеперечисленные задачи. Опросник состоит из 46-ти утверждений, 45 из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один – участия родителей в воспитании. Обработка данных проводиться путем подсчета суммы баллов, в ходе обработки результатов педагог обобщает результаты и получает достаточно четкие и полные сведения о ребенке.
В бланке ответов опросника все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, какой фактор или группа факторов лежит в основе адаптации ребенка.
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяет интерпретировать значения уровней адаптации первоклассников с помощью формулы: К = (n/70) * 100, где n – количество баллов, набранных ребенком.
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
- показатель до 14 % является нормальным (высокий уровень адаптации);
- показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации – адаптации;
- показатель свыше 30 % - серьезная степень дезадаптации (низкий уровень адаптации);
- если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога (Приложение А).
Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой [57]
Методика позволяет исследовать внутреннюю позицию школьника и выявить характер ориентации на школьно-учебную деятельность.
Процедура проведения методики: всего в методике пять вопросов. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.
Критерии оценки:
Высокий уровень (9-10 баллов) – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу.
Средний уровень (5-8 баллов) – положительное отношение ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника).
Низкий уровень (0-4 балла) – школьно – учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована) (Приложение А).
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) [58]
Цель: диагностика коммуникативных навыков.
Ход проведения. Дети разбиваются на пары, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару, дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара детей получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Заключение
Социально-психологическая адаптация к школе рассматривается как один из аспектов приспособления ребенка к условиям школьного обучения. Социально-психологическая адаптация к школе предполагает принятие социальной роли ученика, нормальный уровень развития коммуникативных способностей, положительное отношение к школе, желание учиться, умение выстраивать отношения со сверстниками и учителем, коммуникативные навыки. На процесс адаптации первоклассников к школе оказывают влияние такие факторы, как: состояние здоровья ребенка, его индивидуальные и личностные особенности, стиль семейного воспитания, стиль педагогического общения, особенности детского коллектива.
В младшем школьном возрасте ребенок включается в значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются родителями и учителем, осваивает новые нормы поведения, переживает школьные успехи и неудачи, стремиться к самопознанию и самооценке, расширяется круг общения, активно формируется самостоятельность, самоконтроль и волевая регуляция поведения. В этом возрасте появляются все предпосылки для успешной социально-психологической адаптации к школе: повышается стремление установлению отношения со сверстниками и учителем, формирование внутренней позиции, ответственного отношения к школьным обязанностям, учебной мотивации, чувство компетентности, рефлексия.
Социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями отличается большей длительностью и имеет ряд особенностей, обусловленных совокупностью психологических качеств. По сравнению со здоровыми сверстниками, эта категория первоклассников отличается низким уровнем дефицит организованности, слабым самоконтролем, низкой самооценкой, повышенной тревожностью, повышенной утомляемостью, сниженной работоспособностью. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями, являются детско-родительские отношения. Первоклассники с хроническими заболеваниями особенно подвержены школьной дезадаптации, которая проявляется в негативных формах поведения и снижения успеваемости. Потому процесс адаптации к школе у детей с хроническими заболеваниями должен протекать в рамках психологического сопровождения - важно создать необходимые условия для успешного привыкания к школьной среде у этой категории учащихся.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть детей с хроническими соматическими заболеваниями характеризуются средним уровнем адаптации к школе – у них имеются некоторые трудности в процессе физического и психологического привыкания к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и перехода к систематическому школьному обучению. Им нелегко адаптироваться к новому распорядку дня, ограничениям на подвижные игры, необходимости выстраивать отношения с одноклассниками и учителем, соблюдать школьные правила и требования, выполнять обязанности школьника. Большая часть детей с хроническими соматическими заболеваниями имеют средний уровень внутренней позиции школьника – они не имеют устойчивого желания к обучению в школе, им в большей степени интересна внешняя школьная атрибутика. При этом, многие дети обладают несформированной внутренней позицией школьника – они посещают школу неохотно, не ориентированы на выполнение школьных требований. Большая часть детей с хроническими соматическими заболеваниями обладает низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. Они не умеют согласовывать свои действия и установки с мнением партнера по общению, умением помогать сверстнику, желанием взаимодействовать с ним в совместной деятельности, демонстрируют неумение договориться, ориентацию на самостоятельное выполнение задания.
На основании результатов исследования разработана программа по адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями. Предложенная программа направлена на формирование навыков выполнение социальной роли ученика, внутренней позиции школьника и коммуникативных навыков. Программа включает диагностический, коррекционно-развивающий и оценочный блоки. В программе используются следующие методы и приемы: игровые: дидактические игры; словесные: диалог, беседа; практические: совместные действия детей, творческая деятельность; наглядные: рассматривание картинок. Коррекционно-развивающая программа предполагает проведение цикла групповых консультаций с родителями по вопросам адаптации ребенка к школе.
В результате повторного исследования после реализации программы было установлено, что у детей с хроническими соматическими заболеваниями после участия в программе улучшился процесс физического и психологического привыкания к новым социальным условиям, адаптация к новому распорядку дня, ограничениям на подвижные игры, необходимости выстраивать отношения с одноклассниками и учителем, соблюдать школьные правила и требования. Также у них повысилось желание посещать школу, выполнять обязанности школьника, подчиняться требованиям школы, положительное отношение к школьному обучению, то есть внутренняя позиция школьника. Дети с хроническими соматическими заболеваниями после участия в программе научились согласовывать свои действия и установки с мнением партнера по общению, помогать сверстнику, стали стремиться взаимодействовать с ним в совместной деятельности. Разработанная нами программа оказалась эффективной, так как позволяет повысить степень адаптации к школе, уровень сформированности внутренней позиции школьника и коммуникативных навыков.
1 Состояние здоровья детей в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nesvizh-hospital.by/index.php/blogi/blog-vracha-pediatra/sostoyanie-zdorovya-detej-v-respublike-belarus.
2 Халикова, Ш.Т. Психологическая адаптация ребенка к образовательному процессу / Ш.Т. Халикова // Проблемы педагогики. – 2020. – № 2. – С. 24–25.
3 Амонашвили, Ш.Л. В школу – с шести лет / Ш.Л. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2016. – 176 с.
4 Дрягалова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе / Е.А. Дрягалова. – Нижний Новгород, 2010. – 229 с.
5 Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 12. – С. 59–62.
6 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2014. – 432 с.
7 Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 90 с.
8 Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: Т.Ц. Сфера, 2008. – 480 с.
9 Венгер, А.Л. Психологические проблемы индивидуального подхода в обучении 6 летних детей / А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2015. – 145 с.
10 Дубровина, И.В. Готовность к школе. Руководство по практической психологии / И.В. Дубровина. – М.: Наука, 2015. – 174 с.
11 Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению / Е.А. Меньшикова. – Томск, 2000. – 20 с.
12 Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Просвещение, 2000. – 321 с.
13 Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 2016. – 231 с.
14 Амплеенкова, С.П. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к школе / С.П. Амплеенкова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 185–188.
15 Имакова, Л.Б. Процесс физиологической адаптации детей в школе / Л.Б. Имакова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 10. – С. 16-21.
16 Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2015. – 128 с.
17 Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
18 Чуткина, Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Чуткина. – Минск: Мин. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького, 2003. – 17 с.
19 Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
20 Божович, Л.И. Психологическое развитие школьников и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Просвещение, 2008. – 300 с.
21 Лыскова, А.Г. Формирование внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет /А.Г. Лыскова // Стриж. – 2016. – № 7. – С. 23–26.
22 Изотова, Е.Г. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 2. – С. 428–431.
23 Гринева, М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/25622.php.
24 Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? / А.Л. Венгер. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
25 Антропов, Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. – СПб.: «Речь», 2002. – 556с.
26 Мусаева, Б.Н. Проблема адаптации детей младшего школьного возраста к школе / Б.Н. Мусаева // Современные проблемы науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 128–130.
27 Пшенцова, И.Л. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период / И.Л. Пшенцова. – Екатеринбург, 2009. – 128 с.
28 Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. – М.: Знание, 2016. – 412 с.
29 Бахтина, С.В. Адаптация к школе детей с разными типами темперамента / С.В. Бахтина, В.М. Фишер // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 25. – С. 1363–1367.
31 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 345 с.
32 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2000. – 276 с.
33 Максимова, Г.В. Возрастная компетентность младшего школьника в структуре личностной готовности к обучению / Г.В. Максимова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 2. – С. 183–187.
34 Костюшина, Е.В. Проблема развития рефлексии у младших школьников в учебной деятельности / Е.В. Костюшина, О.Е. Ломонова // Наука и Образование. – 2021. – № 2. – С. 1–8.
35 Максимова, Г.В. Психолого-педагогические предпосылки формирования чувства компетентности в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/education21/issue/54147_full.shtml.
36 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
37 Щербинина, О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.А. Щербинина. – Оренбург, 2007. – 25 с.
38 Гамзатова, Д.А. Особенности формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте / Д.А. Гамзатова // Вестник университета. – 2015. – № 2. – С. 1–5.
39 Балясникова, Л.В. Самостоятельность как фактор самореализации младшего школьника: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.В. Балясникова. – Москва, 2013. – 25 с.
40 Онищенко, Э.В. Сущность и особенности адаптации первоклассников к учебной деятельности в современной начальной школе: к постановке проблемы / Э.В. Онищенко, С.П. Замахова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 75-81.
41 Катасонова, А.В. Особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Катасонова. – Томск, 2009. – 25 с.
42 Ушакова, В.Р. Переживания в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями / В.Р. Ушакова // Проблемы современного образования. – 2021. – № 3. – С. 70–80.
43 Милейко, М.В. Динамика образа «Я» у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и психологической реабилитации: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Милейко. – СПб., 2009. – 24 с.
44 Горячева, Т.Г. Отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями / Т.Г. Горячев // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Т. 5, № 1. – C. 45–60.
45 Бадьина, Н.П. Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.П. Бадьина. – Москва, 2004. – 26 с.
46 Лифинцева, А.А. Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Лифинцева. – Москва, 2005. – 28 с.
47 Зерницкий, О.Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.Б. Зерницкий. – Москва, 2005. – 27 с.
48 Сапоровская, М.П. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.П. Сапоровская. – Кострома, 2002. – 28 с.
49 Подольский, И.П. Педагогика. Теория и технологии обучения / И.П. Подольский. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 576 с.
50 Абдуллина, Л.Б. Адаптация первоклассников к школе / Л.Б. Абдуллина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 7–8.
51 Бадьина, Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе / Н.П. Бадьина. – М.: Генезис, 2007. – 152 с.
52 Семенова, Т.С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе / Т.С. Семенова. – М.: Начальная школа, 2014. – 255с
53 Красникова, Т.В. Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы / Т.В. Красникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 434–437.
54 Костоева, Л.Р. Стимулирование адаптации первоклассника к школе / Л.Р. Костоева // Профилактика зависимостей. – 2019. – № 3 (19). – С. 25–28.
55 Степенко, В.А. Психолого-педагогическая работа по адаптации первоклассников к школе / В.А. Степенко // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. – Пенза: «Наука и Просвещение», 2018. – С. 263–265.
56 Опросник «Определение адаптации первоклассников» модификация Л.М. Ковалевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5576294/page:2/.
57 Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой // Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – С. 122–124.
58 Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00475.htm.
59 Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция: монография / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
60 Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Смысл, 2002. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностический инструментарий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования до проведения программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты исследования после проведения программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты