Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодёжи в современном белорусском обществе
ГИУСТ БГУ (Государственный институт управления и социальных технологий)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодёжи в современном белорусском обществе»
по дисциплине: «Психология»
2018
301.00 BYN
Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодёжи в современном белорусском обществе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие социальной фрустрированности
1.2 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций
1.3 Особенности ценностных ориентаций молодежи
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи
2.3 Рекомендации по снижению социальной фрустрированности молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ценностные ориентации являются основой развития мировоззрения личности, особенно среди молодежи. Ценности выступают в роли важнейших условий на стадии ее планирования (замысла), реализации и оценки результатов. Ценности участвуют в придании цели смысла предмета потребности, они принимают непосредственное участие в оценке предвидимых результатов деятельности, а также ее последствий. Кроме того, ценностные ориентации являются важным фактором успешной профессионализации, выполняя особую роль в подготовке специалиста, определяя его позицию и активность на протяжении всей профессиональной карьеры.
Значимость ценностных ориентаций особенно возрастает в юношеском возрасте, основой приобретения ценностной системой действующего характера является осознание индивидом личностного смысла жизни. Современная молодежь характеризуется отсутствием мировоззренческих основ, размыванием ценностных основ, снижением интереса к общественной культуре, низкой активностью студенческой молодежи в решении социокультурных проблем. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей.
В постоянно меняющихся условиях современной действительности существования люди чаще встречаются с проблемой адаптации к изменениям, которая ведет к фрустрированности личности. Особенно это характерно для молодежи. Молодой возраст является важнейшим периодом в жизни каждого человека. Именно в это время происходит формирование мировоззрения, взглядов и убеждений, понимание и оценка основных социальных сфер жизнедеятельности. Основной функциональной доминантой молодого поколения является ее призвание перенимать и сохранять социально-культурные ценности и при этом обновлять их под влиянием изменившихся условий. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей в сознании молодежи.
Актуальность проблемы изучения ценностных ориентаций и социальной фрустрированности связана с тем, что сегодня субъективное благополучие молодежи в различных его аспектах привлекает внимание исследователей и ученых, так как молодежь признается в качестве будущего страны, ее будущих высококвалифицированных кадров. И от того, насколько активной, личностно зрелой и психологически здоровой она является, зависит будущее социально-экономическое благополучие и духовно-нравственное развитие любого общества.
Проблемой изучения ценностных ориентаций занимались такие отечественные ученые как И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и другие. В зарубежной психологии ценности изучались как основная характеристика ценностно-смысловой сферы личности Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и др.
В работах И.С. Кона и Д.А. Леонтьева ценностные ориентации рассматриваются в качестве необходимых и важных ориентиры для формирования направленности личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. В работах современных исследования (Г.Л. Будинайте, Н.И. Непомнящей, Т.В. Корниловой) ценности рассматриваются на контексте мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих аспектов сознания.
Проблемой изучения социальной фрустрированности занимались такие многие ученые, среди которых А.Л. Бубнов, С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева, Л.И. Ермолаева, В.В. Константинов, В.В. Дьяков, Е.М. Ревенко, А.А. Шадрин, Ю.А. Шухлов, И.Я. Стоянов и др.
Однако, исследований, направленных на выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи, недостаточно.
Цель исследования: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи в современном белорусском обществе.
Объект исследования: юноши и девушки 10-х и 11-х классов средней школы.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи.
Гипотеза исследования: существует связь между ценностными ориентациями и социальной фрустрированности молодежи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие социальной фрустрированности.
2. Рассмотреть основные подходы к изучению ценностных ориентаций.
3. Определить ценностные ориентации молодежи.
4. Выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие социальной фрустрированности
Проблемой изучения социальной фрустрированности в современной психологии занимались такие авторы как И.Н. Астафьева, А.Л. Бубнов, Л.И. Вассерман, С.Т. Джанерьян, Л.И. Ермолаева, В.В. Константинов, В.В. Дьяков, Е.М. Ревенко, А.А. Шадрин, Ю.А. Шухлова, И.Я. Стоянов и др.
В отечественной психологии фрустрация в качестве социально-психологического феномена целенаправленно не изучалась. Традиционно фрустрация изучалась исследователями с феноменами стресса (Г. Селье, Р. Лазарус) и агрессии (Д. Бандура, Д. Доллард).
Фрустрированность личности, допуская измерение, отражает интенсивность выраженности фрустрации, обусловленной выраженными негативными эмоциональными оценками и показателями адаптации-дезадаптации личности. Позитивные эффекты фрустрации, к примеру, научение избеганию фрустраторов, редко становятся предметом изучения. Исследователи акцентируют свое внимание на установление негативных последствий для личности (для субъектов различных социальных групп, общества в целом) феномена социальной фрустрированности или хронической фрустрации [12, с. 161].
В качестве основных понятий, раскрывающих сущность социальной фрустрированности, выступают понятия «фрустрация», «фрустратор», «фрустрационная реакция», «социальные потребности».
Под фрустраторами понимаются такие факторы, которые вызывают развитие фрустрации, то есть блокируют удовлетворение значимой для субъекта потребности. Фрустратор представляет собой внешнюю причину и ее воздействие на личность. Фрустрационные реакции отражают отношение к этому воздействию, выраженное во внутренних и внешних проявлениях индивида, который подвергнулся фрустрационному воздействию [44, с. 29].
В психологическом словаре фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) определяется как психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, которое проявляется в переживаниях тревоги, разочарования, раздражительности, чувства вины [9, с. 23].
Согласно концепции С. Розенцвейга фрустрация появляется в случаях, когда организм встречает непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности [44, с. 31].
В работах Н.Д. Левитова фрустрация определяется как состояние человека, которое выражается в особенностях переживаний и поведения и вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели [24, с. 74].
По мнению Л.А. Китаева-Смыка, фрустрация является психическим состоянием личности, комплексом негативных переживаний (гнев, страх, чувство вины и стыда) и поведенческих реакций, в основе которого лежит субъективная оценка непреодолимых и неустранимых препятствий при достижении личностно значимых целей. Такие преграды могут существовать и только в субъективном восприятии конкретной личности, и быть объективно представленными в реальности [18 с. 84].
Субъект фрустрации – это личность, несмотря на то, что в основе фрустрации могут лежать значимые, но не реализованные разноуровневые (в том числе, неличностные) потребности, мотивы и ценности. Фрустрирующая ситуация является разновидностью жизненной, проблемной, социальной по происхождению ситуации, которая приводит к блокаде удовлетворения потребностей, разрушению надежд и планов личности. Она создается субъективно самоочевидными, непреодолимыми материальными и идеальными преградами или фрустраторами, блокирующими достижение поставленной цели. Фрустрирование личности означает процесс, развертывающийся в психике с началом воздействия фрустратора, а фрустрированность личности - ее психическое состояние, возникающее в результате фрустрирования [11, с. 139].
Наиболее разработанной и вызывающей интерес является теория С. Розенцвейга. В 1934 году им была опубликована «эвристическая» классификация типов реакций фрустрации. Согласно С. Розенцвейгу, выделяются два типа фрустрации:
– первичная фрустрация как лишение, которая возникает в случае лишения возможности удовлетворить свою потребность;
– вторичная фрустрация предполагает наличие препятствий или противодействий на пути, ведущему к удовлетворению потребности [44, с. 32].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методика исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Сметаничская средняя школа» п. Сметаничи.
Всего в исследовании приняли участие 60 учеников 10-11-х классов (30 юношей и 30 девушек). Возраст испытуемых – 16-17 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи.
Гипотеза исследования: существует связь между ценностными ориентациями и социальной фрустрированности молодежи.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи путем тестирования;
3) математико-статистическая обработка, количественный и качественный анализ результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Назначение методики: выявление системы ценностных ориентаций, включающих ценности-цели и ценности-средства. С помощью методики исследуется ценностно-мотивационная сфера индивида. Методика основана на прямом ранжировании списков ценностей терминальных и инструментальных. Испытуемым предлагается прочитать перечень утверждений, составляющих 18 ценностей – базовых принципов, которыми они руководствуетесь в жизни и оценить их по порядку значимости от 1 (как наиболее значимая ценность) до 18 (как наименее значимая ценность).
2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
Назначение методики: выявление уровня социальной фрустрированности. С помощью методики можно выявить степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, т.е. социальное благополучие. Методика разработана в 2004 г. в НИПНИ им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А. Беребиным.
Опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Испытуемым предлагается оценить 20 утверждений по 5-балльной шкале от полностью удовлетворен до полностью не удовлетворен. При обработке по каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20. Критерии оценки уровня социальной фрустрированности:
3,5-4 балла – высокий уровень социальной фрустрированности;
3,0-3,4 балла – повышенный уровень фрустрированности;
2,5-2,9 балла – умеренный уровень фрустрированности;
2,0-2,4 балла – неопределенный уровень фрустрированности;
1,5-1,9 балла – пониженный уровень фрустрированности;
0,5-1,4 балла – очень низкий уровень;
0-0,5 балла – отсутствие или почти отсутствие фрустрированности.
Методы математико-статистической обработки данных. Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы «Statisticа» v. 7.0.
Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Критерий позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Метод основан на определении того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя вариационными рядами.
Для выявления статистической связи применялся критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена – непараметрического метода, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. Так как коэффициент является методом непараметрического анализа, проверка на нормальность распределения не требуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрыто понятие социальной фрустрированности. Социальная фрустрированность представляет собой специфический комплекс переживаний и отношений личности, который возникает в ответ на действие фрустрирующих факторов. Социальная фрустрированность является следствием невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Степень социальной фрустрированности определяется степень удовлетворенности (неудовлетворенности) в наиболее значимых сферах отношений личности. Возрастная дифференциация обуславливает специфику выраженности социальной фрустрированности, содержание фрустраторов в разных сферах жизнедеятельности Показателями социальной фрустрированности являются: снижение социальной адаптации, снижение качества жизни.
Рассмотрены основные подходы к изучению ценностных ориентаций. Ценностные ориентации представляют собой основу структуры личности, которые определяют ее направленность. Совокупность ценностей, упорядоченных по степени их доминирования, носит название ценностных ориентаций. Именно они являются главным фактором, доминирующим в мотивации поведения, регулирующим поведение личности, а также самостоятельным личностным образованием. Ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальных представлений в системе значимых ценностей, обусловливающих наиболее общие ориентиры в жизни.
Определены ценностные ориентации молодежи. Структура ценностных ориентаций в этом возрасте преимущественно обусловлена психологическими и личностями особенностями. Для юношей наиболее ценными целями жизнедеятельности являются: материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений); интересная работа; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Для девушек наиболее ценными целями жизнедеятельности являются: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); счастливая семейная жизнь; развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Юноши для достижения поставленных целей предпочитают использовать такие ценности-средства как рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). Девушки для достижения поставленных целей предпочитают использовать такие ценности-средства как широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); чуткость (заботливость); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
У юношей уровень социальной фрустрированности достоверно выше, чем у девушек. При этом, юноши имеют умеренный уровень социальной фрустрированности; девушки имеют неопределенный уровень фрустрированности. У юношей более выражена неудовлетворенность взаимоотношениями с педагогами; неудовлетворенность содержанием своей учебы в целом; неудовлетворенность обстановкой в обществе. У девушек более выражена неудовлетворенность отношениями с родителями; неудовлетворенность проведение досуга; своим образом в жизни в целом.
Выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи. Так, молодежь, которая стремится к уверенности в себе, испытывают неудовлетворенность в сфере взаимоотношений с педагогами (r= 0,57 при р≤0,05); молодежь, которая стремится к интересной работе, испытывает неудовлетворенность содержанием своей учебы в целом (r= 0,65 при р≤0,05); молодежь, имеющая высокие запросы, испытывает неудовлетворенность обстановкой в обществе (r=0,72 при р≤0,05); молодежь, которая стремиться к развитию и саморазвитию, испытывает неудовлетворенность проведением досуга (r=0,74 при р≤0,05); молодежь, которая стремится к эффективности в делах, испытывает неудовлетворенность своим образом жизни в целом (r= 0,55 при р≤0,05); молодежь, которая стремится к материальной обеспеченности, испытывает неудовлетворенность обстановкой в обществе; молодежь, которая стремится к широте взглядов, испытывает неудовлетворенность в отношениях с родителями (r= -0,51 при р≤0,05). Молодежь, которая стремиться к достижению жизненной мудрости, зрелости суждений и здравому смыслу, не испытывает социальной фрустрированности (r=-0,59 при р≤0,05). Гипотеза исследования о том, что существует связь между ценностными ориентациями и социальной фрустрированностью молодежи, подтвердилась.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
2. Балина, Т.Н. социальная фрустрированность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении / Т.Н. Балина, Н.В. Малова // Известия высших учебных заведений. – 2007. – № 1. – С. 54-59.
3. Березов, С.А. Особенности постановки целей студентами вуза в связи с уровнем их социальной фрустрированности / С.А. Березин, Е.В. Белова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2017. – № 2. – С. 54-57.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
5. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
6. Бубнов, А.Л. Социальная фрустрированность у пожарных с разным уровнем нервно-психической устойчивости / А.Л. Бубнов // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2012. – № 2. – С. 90-95.
7. Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
9. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 491 с.
10. Грень, Л.Н. Значение убеждений и усилий студентов в формировании мотивации достижения успеха / Л.Н. Грень // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 7. – С. 38-42.
11. Джанерьян, С.Т. Особенности социальной фрустрированности личности студентов вуза и работающих молодых людей / С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздева, И.Н. Астафьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2015. – № 8-2. – С. 138-142.
12. Джанерьян, С.Т. Социальная фрустрированность студентов (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 160-166.
13. Дюкова, С.В. Система жизненный ценностей и их значение в жизни человека / С.В. Дюкова // Вестник Тамбовского ун-а. – 2006. – № 3-1. – С. 227-229.
14. Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.И. Ермолаева. – М., 1993. – 23 с.
15. Истошин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / И.Ю. Истошин. – М., 1979. – 263 с.
16. Карандашев, Н.К. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / Н.К. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 69 с.
17. Каширский, Н.К. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Н.К. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. – № 1. – C. 119-123.
18. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса: монография / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Изд-во Наука, 1983. – 368 с.
19. Кленова, М.А. Социальаня фрустрированность личности на разных возрастных этапах: автореф. дис. .. канд .пед. наук / М.А. Кленова. – Саратов, 2017. – 18 с.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
21. Константинов, В.В. Социально-психологическая адаптация личности в контексте связи социальной фрустрированности и персональной идентификации / В.В. Константинов, В.В. Дьяков // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 1. – С. 48-52.
22. Кравцова, Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Г. Кравцова. – Хабаровск, 2009. – 19 с.
23. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации / Е.И. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 86-94.
24. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
25. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36–42.
26. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения: материалы научн. сессии (Санкт-Петербург, октябрь 2000). – СПб., 2000. – С. 40-44.
27. Майсак, Н.В. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста / Н.В. Майсак, Д.А. Яковец // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. – С. 1830-1837.
28. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
29. Мамчиц, Н.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи и возможности их корреляции / Н.А. Мамчиц, О.В. Баева // Future Human Image. – 2014. – № 2. – С. 90-94.
30. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
31. Мерзлякова, С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
32. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. – 28 с.
33. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 33-42.
34. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
35. Низовских, Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп / Н.А. Низовских // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 73-82.
36. Нурумов, Б.А. Роль ценностных ориентаций в структуре личности / Б.А. Нурумов, Н.Я. Большунова, Г.К. Даржуман // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 51-53.
37. Перевезенцева, Н.Л. Психологический анализ ценностных ориентаций студентов университета / Н.Л. Перевезенцева // Вестник КГУ. – 2007. – № 1. – С. 174-179.
38. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза [Текст] / Л.Т. Потанина // Вестник МГОУ. – 2011. – № 4. – С. 69-75.
39. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
40. Ретунская, Т.В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т.В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74-78.
41. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 1973. – 153 с.
42. Семенов, Д.С. Фрустрационная толерантность личности профессионала в условиях современного мегаполиса / Д.С. Семенов // Психологическая теория и практика - управлению: сборник научных трудов / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург, 2015. – С. 92-96.
43. Степанов, А.М. Сравнительный анализ социального самочувствия студентов высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Степанов // Вестник СПбГУ. – 2016. – Вып. 2. – С. 47-59.
44. Фрустрация: Понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
45. Халудорова, А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов / А.В. Халудорова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 158-163.
46. Хлудеева, И.В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И.В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
47. Шадрин, А.А. Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов / А.А. Шадрин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 145-149.
48. Шевченко, Я.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я.Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.
49. Шипицина, Н.Е. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема / Н.Е. Шипицина, Г.М. Петренко // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – № 3 (58). – С. 66-67.
50. Шухлова, Ю.А. Социальная фрустрированность как условие затруднений адаптации у современной молодежи / Ю.А. Шухлова // Личность в экстремальных условия и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 280-282.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты