Формы и способы гражданско-правовой защиты прав потребителей: международный, зарубежный и национальный аспекты
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Формы и способы гражданско-правовой защиты прав потребителей: международный, зарубежный и национальный аспекты»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
251.00 BYN
Формы и способы гражданско-правовой защиты прав потребителей: международный, зарубежный и национальный аспекты
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.1 Общая характеристика понятия потребителя как субъекта прав
1.2 Права потребителей и их содержание
2 ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1 Формы гражданско-правовой защиты прав потребителей: международные стандарты
2.2 Государственная защита прав потребителей в Республике Беларусь и зарубежных странах
2.3 Судебная защита прав потребителей в Республике Беларусь
2.4 Общественная защита прав потребителей: международный, зарубежный и национальный аспекты
3 СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
3.1 Взыскание убытков как способ гражданско-правовой защиты прав потребителей
3.2 Взыскание неустойки как способ гражданско-правовой защиты прав потребителей
3.3 Иные способы защиты гражданских прав потребителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В развитых странах признают приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель обладает всеми возможностями для того, чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания.
Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов выступают не только социально-экономической, однако и политической функцией государства.
В целом механизм защиты прав потребителей имеет строго регламентированный характер, при этом в защите прав потребителей принимают участие как сами потребители, так и общественные организации, и, конечно же, специально уполномоченные на то государственные органы. При этом право разрешать подобные дела принадлежит, как правило, суду. Необходимо отметить, что на данный момент существенно увеличился дисбаланс в защите прав предпринимателя и потребителя в пользу последнего.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последние годы в Беларуси наблюдается тенденция применения эффективных методов защиты прав потребителей, в частности, работ и услуг. Законодательство Республики Беларусь провозгласило основные права потребителей, что полностью соответствуют международным стандартам в данной сфере. При этом готовность Беларуси защищать потребителей прямо указана в Законе «О защите прав потребителей» [4], установив в нем широкий объем прав потребителя в случае их нарушения, а также механизм их реализации.
Также важно отметить, что защита прав потребителей является актуальной в любое время и для любого государства, поскольку каждый из нас ежедневно сталкивается с тем, что он становится потребителем. При этом не всегда права потребителя соблюдаются.
В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. [24].
Объект работы – общественные отношения в области защиты прав потребителей в Республике Беларусь и зарубежных странах, урегулированные нормами международным и национальными нормами зарубежных стран.
Предмет исследования – нормы национального, международного законодательства и нормы зарубежных государств в области защиты прав потребителей и практика их реализации, а так же учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Цель исследования – выявление правовой сущности форм и способов защиты прав потребителей, разработка предложений по совершенствованию отношений в исследуемой цели.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
− дать общую характеристику понятия потребителя как субъекта прав.
− изучить права потребителей и их содержание.
− исследовать понятие и содержание нормативного регулирования защиты прав потребителей: международный и национальный аспекты.
− рассмотреть формы гражданско-правовой защиты прав потребителей: международные стандарты
− изучить государственную защиту прав потребителей в Республике Беларусь и зарубежных странах.
− исследовать судебную защиту прав потребителей в Республике Беларусь.
− охарактеризовать общественную защиту прав потребителей: международный, зарубежный и национальный аспекты.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.1 Общая характеристика понятия потребителя как субъекта прав
В теории отсутствует какая-либо целостная концепция развития правоотношений с участием потребителей, которая бы учитывала их специфику и базировалась на глубоком научном подходе.
При этом ключевым понятием в данных правоотношениях выступает понятие «потребитель» [21, с. 23].
Изначально понятие «потребитель» («потребление») было лишено всякого содержательного смысла. Оно являлось лишь частью понятийного аппарата экономической теории.
Л.Я. Баранова указывает, что в рыночных условиях механизм взаимодействия производства и личного потребления заключается в преломлении рыночного спроса через призму рыночных отношений, поэтому они проявляются в форме платежеспособного спроса. Именно последний находится в непосредственном контакте с товарным предложением, а через него – в непосредственном контакте с самим производством [25, с. 17].
В современном мире различия в правовых отношениях между предпринимателями и потребителями становятся все более очевидными. Потребители имеют ценность только в том случае, если они взаимодействуют с категорией «деловые люди». Поэтому можно сказать, что потребитель – это человек, целью которого является перенос товаров, работ (услуг) из экономической сферы в сферу личного потребления [40, с. 57].
Стоит также отметить, что термин «потребитель» стал складываться с появлением самого потребительского права в Беларуси, а именно с начала 90-х годов XX века. Причем одним из ключевых моментов в такой трактовке является противопоставление потребителя предпринимателю (как продавцу, так и изготовителю). Так, Ю.В. Романец справедливо заметил, что потребитель – это субъект рынка товаров, работ, услуг, обладающий финансовым потенциалом, определяющий возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей, то есть сторона, «противостоящая» производителю [41, с. 138].
Д.М. Ушаков дал следующее определение понятия «потребитель»: это лицо, организация, которые потребляют продукты чего-либо производства; это то же самое, что и покупатель [47, с. 178].
Необходимо помнить, что понятие «потребитель» употребляется не только в праве, но и в экономической науке, в частности. О.О. Мамалуй потребителя охарактеризовал как человека, цель которого состоит в максимальном удовлетворении собственных потребностей посредством употребления полезных качеств экономических благ и услуг [37, с. 133].
В рамках маркетинговой теории понятие «потребитель» означает окончательного потребителя, а также лицо, которое принимает решение о покупке. Известный классик маркетинга Ф. Котлер потребителя охарактеризовал как «самого важного человека, который хоть раз переступал порог вашего офиса. Потребитель – это предмет работы маркетологов» [31, с. 59].
Однако в исследуемой теме существенное значение имеет изучение понятия «потребителя» исключительно с позиции права, которое содержит большое число юридических трактовок рассматриваемого понятия. Так, В.Е. Телипко дал следующее определение понятия «потребитель»: это каждый человек, который получает товары и услуги, пользуется ими для собственных нужд и по своему усмотрению [38, с. 13].
По мнению Богдан В.В. потребитель – это широкое понятие, и его наделение какими-либо признаками приводит к возникновению термина «особый потребитель», обладающего собственным внутренним содержанием в той или иной сфере имущественного (гражданско-правового) оборота [60, с.23].
2 ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1 Формы гражданско-правовой защиты прав потребителей: международные стандарты
Существуют различные механизмы правовой защиты нарушенных прав потребителей.
Граждане имеют возможность отстоять свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты.
Формы защиты субъективного права в теории права представляют собой порядок его защиты уполномоченными субъектами.
Можно выделить следующие формы защиты прав потребителей:
1. государственная защита прав потребителей, которая в свою очередь подразделяется на административно-правовую и судебную защиту;
2. общественная защита
3. внесудебная защита;
4. самозащита [36, c. 18].
Рассмотрим зарубежный опыт по закреплению форм защиты прав потребителей в законодательстве на примере Российской Федерации.
Согласно статьям 11, 12 ГК «защита нарушенных или оспоренных прав потребителей осуществляется в форме: самозащиты, внесудебном порядке, в судебном порядке» [16].
Самозащита гражданских прав подразумевает «действие или систему действий по защите гражданских прав лица, доверенного по закону или договору, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы» [35, c. 36]. «Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и от вредных последствий, возникших в итоге данного нарушения» [27, c. 93]. В Законе о защите прав потребителей предусмотрены определенные способы защиты нарушенных прав, которые могут быть осуществлены уполномоченным лицом самостоятельно, без обращения в определенные государственные органы в рамках самообороны (ст. 23, 28) [14].
Это означает, что «в случае нарушения прав потребителя важно обратиться с устным иском к должностному лицу предприятия при оформлении покупки или заказа. Практика показывает, что «самозащита потребителя практикуется редко. Это объясняется тем, что данный способ защиты прав в исследуемой области имеет существенные отличительные черты. Покупатель (заказчик) – самый беззащитный субъект потребительского рынка от недобросовестности продавцов (производителей, исполнителей), поскольку уровень информированности граждан о собственных правах потребителей является недостаточным: умело пользоваться предоставленными законом правами, в особенности защищать их, практически невозможно» [42, c. 10-11].
Внесудебные механизмы защиты прав потребителей объединяют административный и частноправовой порядки действий. Согласно нормам статьи 40 Закона о защите прав потребителей и постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществление административного механизма защиты прав потребителей возложена на Федеральную службу по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы [17].
«Органами местного самоуправления осуществляется защита прав потребителей. В пределах территории муниципальных образований органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, давать консультации по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей» (ст. 44) [14].
3 СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
3.1 Взыскание убытков как способ гражданско-правовой защиты прав потребителей
Несмотря на то, что с позиции гражданского законодательства Беларуси и иных государств, а также международного права взыскание убытков является основной мерой гражданско-правовой ответственности.
Итак, под убытками в белорусской правовой системе понимаются [8]:
— реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества;
— упущенная выгода — неполученные доходы, которые управомоченное лицо (лицо, чье право нарушено) получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
При этом законодательством предусмотрено, что:
— при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления;
— при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска.
Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование по возмещению убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения.
Необходимо учитывать, что по общему правилу, если за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (речь идет о так называемой зачетной неустойке).
Однако законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков: когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (так называемая штрафная неустойка); когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки [46, с.45].
Кроме того, если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, то кредитор вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (иными словами, указанные проценты являются зачетными по отношению к убыткам) [8].
При этом надо учитывать обстоятельство, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законодательством может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательства или за данное нарушение определен законом. Причем убытки, подлежащие взысканию в части, не покрытой неустойкой, либо сверх неустойки, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические выводы:
1. Потребителем представляется физическое лицо, которое имеет намерение заказать либо приобрести, или же заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) либо использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для семейных, домашних и других нужд, что не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Унификация и гармонизация законодательства о защите прав потребителей стран ЕС и ЕврАзЭС уже имеет определенные достижения, вместе с тем позитивный опыт ЕС, несомненно, должен быть воспринят ЕврАзЭС в построении внутреннего рынка в целях повышения степени защиты его потребителей.
3. Под законодательством о защите прав потребителей подразумевается комплексный институт законодательства, представляющий собой вторичное структурное образование, который в перспективе может вырасти в новую отрасль законодательства. В качестве основного нормативно-правового акта в области защиты прав потребителей выступает Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
4. Под формами гражданско-правовой защиты прав потребителей понимается комплекс мер, которые нацелены на то, чтобы лишить недобросовестных продавцов и исполнителей возможности предоставить гражданину некачественный товар или услугу. К ним можно отнести: государственную, судебную, общественную, внесудебную защиту, самозащиту.
5. Международные стандарты защиты прав потребителей определены в Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 22 декабря 2015 года «О защите интересов потребителей
6. Зарубежная практика демонстрирует различные внесудебные примеры разрешения потребительских споров: арбитраж, медиация, экспертные разбирательства, омбудсмены, примирительные процедуры, третейское разбирательство и другие. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, но все они достаточно активно используются потребителями зарубежных стран, что предопределяет необходимость использования позитивного зарубежного опыта и в Республике Беларусь.
7. В Республике Беларусь можно выделить следующие формы защиты прав потребителей:
8. а) государственная защита прав потребителей, которая в свою очередь подразделяется административно-правовую и судебную защиту;
9. б) общественная защита.
10. Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы.
11. При обращении в суд процессуально-правовым способом защиты прав потребителей является иск, который подразумевает под собой требование к суду о защите нарушенного или оспоренного права, законного интереса.
12. Общественная защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется такими общественными потребительскими объединениями, как Белорусское общество защиты прав потребителей, обладающее подразделениями во всех областных центрах, Минское общество потребителей.
13. Анализ международного опыта по вопросу говорит о многообразии форм общественной защиты, потребители объединяются в различные ассоциации, зонтичной организации, а также эффективной формой защиты является институт омбудсмена.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014: Ратифиц. Законом Респ. Бел. от 9 октября 2014 года «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2 Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей: приняты Генеральной Ассамблеей ООН от 22 декабря 2015 года «О защите интересов потребителей» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4 О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь, 9 января 2002 г., № 90-З: принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года: одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года: в ред. от 13 июня 2018 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5 О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг: Закон Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 405-З: принят Палатой представителей 27 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: в ред. от 18 декабря 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6 О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 июн. 2010 г., № 4: в ред. от 30 марта 2017 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7 О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З: принят Палатой представителей 27 июня 2018 г.: одобрен Советом Республики 29 июня 2018 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8 Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года: в ред. от 29 июня 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 6 января 2021 г., № 91-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Налоговый кодекс Республики Беларусь, 29 декабря 2009 года, №71-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года: в ред. от 29 декабря 2020 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 11 ноября 2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года: в ред. от 10 декабря 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13 О некоторых вопросах защиты прав потребителей: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 14 января 2009 года, №26: в ред. от 11 сентября 2020 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., № 2300-1 (ред. от 08.12.2020 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г., № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года, № 14-ФЗ: в ред. от 27 декабря 2019 года, с изм. от 28 апреля 2020 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
17 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30 июня 2004 года, № 322 (ред. от 30.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
18 О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда: Постановление Верховного суда Республики Беларусь №7 от 28 сентября 2000 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
19 Анализ обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей за 1 полугодие 2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mart.gov.by/news/results_consumer_rights_2_2021
20 Арабей, Е.А. Правовые аспекты деятельности Европейского союза в области защиты прав потребителей : автореф. дис ... доктора юридических наук : 12.00.10 / Е.А. Арабей;- г. Москва, 2013. - 45 с.
21 Аргунов, В.Н. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей / В.Н. Аргунов, С.В. Краснов // Вестник МГУ. – 1996. – № 4. – С. 7-10.
22 Баранова, Л.Я. Личные потребности / Л.Я. Баранова. – М.: Экономика, 1984. – 200 с.
23 Богдан, В.В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России: проблемы теории и практики /В.В. Богдан/ автореф. диссер. на соис. уч. степ. канд. юр. наук – Курск, 2015 – 38с.
24 Богдан, В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.lawmix.ru/comm/3874/
25 Богдан, В.В. Становление дореволюционного российского законодательства о защите прав покупателей / В.В. Богдан // Genesis: исторические исследования. – 2014. – № 4. – С. 22-31.
26 Богданов, Е.В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е.В. Богданов. – Минск: ИООО «Право и экономика». – 2002. – 184 с.
27 Воробьев, М.К. О способах защиты гражданских прав: учебное пособие / М.К. Воробьев. – Новосибирск: Велко, 2004. – 180 с.
28 Горупа, Т. А. Альтернативные способы разрешения потребительских споров: перспективы для ЕАЭС / Т. А. Горупа // Примирительные процедуры в цивилистическом праве и судопроизводстве : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2019 года / Под общей редакцией В.П. Очередько, А.Н. Кузбагарова, С.Ю. Катуковой. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2019. – С. 67-71.
29 Горупа, Т.А. Правовое регулирование защиты прав потребителей: учебно-метод. комплекс для студ. юрид. фак. / Т.А. Горупа; Брест. Гос. ун-т, юрид. фак., каф. Гражданско-правовых дисциплин. – Брест: Изд-во Академия, 2005. – 100 с.
30 Горупа, Т.А. Унификация и гармонизация законодательства о защите прав потребителей стран Европ. союза и Евраз. Экон. союза: достиж.и перспективы // Правовое регулирование осуществления и защиты прав физических и юридических лиц : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию профессора В. Ф. Чигира (Минск, 4-5 ноября 2014 г.). – Минск, 2014. - С.100.
31 Жусупбекова, М. К. Права потребителей на получение необходимой и достоверной информации / М. К. Жусупбекова // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2019. – No 1. – С. 128–134.
32 Итоги надзора в сфере защиты прав потребителей за 1 полугодие 2021 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-centr/186-press-centr/9799-itogi-nadzora-v-sfere-zashchity-prav-potrebitelej-za-1-polugodie-2021-goda
33 Кейта-Станкевич, Т.Г. Эволюция защиты прав потребителей: мировой и отечественной опыт/ Т.Г. Кейта-Станкевич // Белор. журнал междунар. права и междун. отношений – 2000.№2. –C.29-34
34 Киселева, Т. М. Конституционно-правовые аспекты исполнения обязанности по предоставлению информ. потребит. / Т.М. Киселева / «Весник БГУ»: научно-теор. журнал Бел. гос. универ. Сер. 3. – 2013. № 3. – C.74-79.
35 Корнилов, А.Б. Рубрика «Вопрос – ответ» / А.Б. Корнилов // Спрос. – 2001. – № 6. – С. 10-12.
36 Кострома, Е. А. Защита права потребителей на получение информации о товаре / Е. А. Кострома // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие. – 2019. – No 10. – С. 16–19.
37 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2001. – 98 с.
38 Мамалуй, О.О. Основы экономической теории: учебное пособие / О.О. Мамалуй. – Киев: Юринкорм Интер, 2006. – 264 с.
39 Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) Электронный ресурс] // Режим доступа: https://konfop.ru/o-nas/
40 Райлян, А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики / А.А. Райлян // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 10. – С. 22-24.
41 Романец, Ю.В. Система договоров в гражданском праве России / Ю.В. Романец. – М.: Юристъ, 2013. – 496 с.
42 Свердлык, Г. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация / Г. Свердлык, Э. Страунинг // Хозяйство и право. – 1999. – № 1. – С. 35-37.
43 Сидоренко, О.В. Потребительское право: учеб-метод. Комплекс / О.В. Сидоренко; Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007 – 138 с.
44 Статистика Верховного суда Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/95f97011a1cc4ba2.html
45 Суды за первое полугодие рассмотрели около 2 тысячи дел о защите прав потребителей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/september/54921/.
46 Телипко, В.Е. Юридический путеводитель правоведа: науч.-практ. пособие / В.Е. Телипко [и др.]; под общ. ред. В.Е. Телипко. – Киев: Центр учебной литературы, 2010. – 349 с.
47 Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Д.Н. Ушаков. – М.: ОГИЗ, 1938. – Т. 3. – 1040 с.
48 Шерстобитов, А.Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03; Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова / А.Е. Шерстобитов. – М., 1992. – 330 с.
49 Шиманская А.В Цифровая трансформация информационнного обеспечения управления экономикой государств-членов ЕАЭС [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mfa.gov.by/kcfinder/upload/files/GUMDI/SDG_start.pdf.
50 Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок. / Р.Штобер. - М.: ВолтерсКлувер, 2008. -400 с.
51 (Regulation (EU) № 524/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on online dispute resolution for consumer disputes // OJ L 165. 18.06.2013.
52 Faculty of Advocates Dispute Resolution Service// URL: www .fdrs.advocates.org.uk/
53 UNCTAD: ManualonConsumerProtection [ЮНКТАД: Руководcтво по вопросам защите прав потребителей]. Edition 2016 [Электронный ресурс] // Режим доступа: // https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditccplp2017d1_en.pdf
54 Решение суда Первомайского района г. Витебска [ Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.advocateminsk.by/practice/301/
55 Решение суда от 11 июня 2014 г. [ Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=s914r0068s&q_id=4426913
56 Решение суда П. района г. М. [ Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=s914r0068s&q_id=4426913
57 https://etalonline.by/document/?regnum=s921o0210s&q_id=4426913 59
58 Решение Суда Октябрьского района г. Могилева от 30 марта 2021 г. Электронный ресурс] // Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=s921m0067s&q_id=4426809
59 Решение районного суда от 05.01.2018 Электронный ресурс] // Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/500259242 51
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 80.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты