Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет»
по дисциплине: «Уголовный процесс»
2022
251.00 BYN
Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Уголовный процесс
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Статистика преступности несовершеннолетних за 2017-2018 гг.
Поделиться
Введение
1 Общая характеристика производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними несовершеннолетних
1.1 Несовершеннолетние как субъекты уголовного процесса
1.2 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
2 Особенности возбуждения уголовного дела и расследования по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
2.1 Порядок возбуждения уголовных дел
2.2 Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних
2.3 Особенности применения мер пресечения
2.4 Участие законного представителя по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
2.5 Способы собирания доказательств
3 Специфика судебного производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
3.1 Особенности судебного разбирательства
3.2 Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения в отношении несовершеннолетнего
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Статья 40 Конвенции о правах ребенка устанавливает важный пункт, который определяет государственную политику контроля за уголовной ответственностью несовершеннолетних.
Как видно из текста Конвенции, страны-участницы признают, что каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, был обвинен или осужден за преступление против уголовного законодательства, имеет право на такое обращение. Такое обращение может способствовать развитию достоинства и значимости детей, укреплению уважения к правам человека и основным свободам других, а также учитывать возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции в общество и играть полезную роль в обществе [1].
Разбирательства по уголовным делам несовершеннолетних, особенно производство личных следственных действий с участием несовершеннолетних, всегда привлекали внимание, поскольку это наиболее ответственные и сложные действия на этапе предварительного расследования. Они одинаково важны на судебных заседаниях. В большинстве случаев допросы и очные ставки проводятся с участием несовершеннолетних.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Предмет исследования – выступают нормы уголовного и уголовно-процессуального права, регулирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также судебная практика, научная литература и статьи периодических изданий.
Цель работы – комплексное исследование правового регулирования особенностей производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по законодательству Республики Беларусь, выявление проблем правового регулирования в данной области и формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования:
– охарактеризовать несовершеннолетних как субъектов уголовного процесса;
– проанализировать особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
– изучить порядок возбуждения уголовных дел ;
– рассмотреть предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних;
– выявить особенности применения мер пресечения;
– исследовать участие законного представителя по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних;
– проанализировать особенности судебного разбирательства;
– рассмотреть вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения в отношении несовершеннолетнего.
При выполнении работы были использованы методы общенаучного познания: законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному и другие, а также специальные правовые методы: метод сравнительного правоведения, обобщение правоприменительной практики и другие.
Теоретическую основу составили концептуальные положения уголовного и уголовно-процессуального права Республики Беларусь.
В качестве нормативной базы исследования использовался широкий спектр юридических источников, в частности:
– Конвенция о правах ребенка [1];
– Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [5];
– Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [6];
– Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З [12] и другие.
Про формулировании положений диплома использовались исследования в области уголовного права и уголовного процесса: С.В. Борико, Л.К. Енаева, С.А. Исакова, А.М. Ларина, Н.С. Манова, П.В. Мытника, Ю.Л. Тараосовой, В.М. Хомича, А.И. Шведа и других.
1 Общая характеристика производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними
1.1 Несовершеннолетние как субъекты уголовного процесса
Лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, признается несовершеннолетним.
Производство по делам несовершеннолетних осуществляется также и в случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, к моменту производства процессуального действия достигло этого возраста, а также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть – после достижения совершеннолетия.
Как правило, уголовная ответственность за любое преступление наступает, когда лицо достигает шестнадцатилетнего возраста. В некоторых серьезных, насильственных и корыстных делах, а также в некоторых других преступлениях, предусмотренных уголовным законодательством, несовершеннолетние могут участвовать в качестве обвиняемых по достижении четырнадцатилетнего возраста.
Так, по данным судебной статистики в 2020 году за совершение различных преступлений осуждено 605 несовершеннолетних (в 2019 году – 727, то есть судимость несовершеннолетних уменьшилась на 16,8 %). Причем 157 из них совершили преступления, находясь в состоянии алкогольного опьянения (в 2019 году – 135), 11 – в состоянии наркотического опьянения (в 2019 года – 16) [2].
Из 605 осужденных несовершеннолетних 72 лицам назначено наказание в виде лишения свободы (11,9 %); применена отсрочка исполнения наказания к 98 лицам (16,2 %); условное неприменение наказания применено к 66 несовершеннолетним (10,9 %); к 164 лицам применены принудительные меры воспитательного характера (27,1 %); 15 лиц (2,5 %) освобождены по приговору от наказания по амнистии и другим основаниям; к 190 лицам (31,4 %) применены иные меры наказания [2].
При соответствующих обстоятельствах недостижение установленного возраста является ситуацией, исключающей уголовное преследование, приводящей к отказу в возбуждении уголовного дела или прекращению уголовного производства, и люди, достигшие определенного возраста, не должны нести уголовную ответственность, поскольку из-за отставания в интеллектуальном развитии, не связанного с психическими расстройствами, они не могут признать фактический характер или общественную опасность своего поведения при совершении общественно опасного поведения [3, с. 60].
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особые правила производства по уголовным делам, о преступлениях совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Это предполагает дополнительные гарантии обеспечения их прав и законных интересов. Целостность правил и процедур, регулируемых уголовно-процессуальным законодательством, создает необходимые предпосылки для справедливого отправления правосудия в таких случаях [4, с. 65].
Действующее законодательство Республики Беларусь исходит из единства процессуального порядка производства по всем уголовным делам для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также граждан, в нем участвующих (статья 1 УПК) [5]. В то же время в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – УПК) имеется ряд норм, которые предусматривают особые правила расследования и рассмотрения в суде дел в отношении отдельных категорий субъектов. Это касается, прежде всего, несовершеннолетних.
Поэтому производство по делам о преступлениях этих лиц, с одной стороны, является органической частью всего уголовного процесса, подчинено его общим задачам и принципам. С другой стороны, законодатели приняли во внимание присущие несовершеннолетним психологические и психосоциальные особенности, а также их ограниченную способность самостоятельно осуществлять предоставленные в этой связи права. В дополнение к общим нормам в УПК были включены специальные положения, регулирующие судебные процедуры таких лиц.
Кроме того, эти нормы не заменяют, а лишь дополняют общие уголовно-процессуальные нормы и устанавливают дополнительные процессуальные гарантии для обеспечения установления истины, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а также повышения воспитательного и профилактического воздействия каждого процесса.
Поэтому в делах несовершеннолетних, в дополнение ко всей системе уголовно-процессуальных гарантий, предусмотренной общими правилами, применяются также дополнительные процессуальные нормы и системы.
Для этого в ряде государств ¬– бывших советских республик в УПК имелись специальные главы о производстве по делам несовершеннолетних: в России (гл. 32), в Украине (гл. 36), Армении (гл. 36).
В Беларуси до последнего времени нормы, регулирующие производство по делам несовершеннолетних, были расположены в УПК применительно к отдельным статьям и институтам. И лишь в 1999 г. в новом УПК появилась особая глава – 45, озаглавленная «Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет». В этой главе имеется 13 статей, отражающих, по мнению законодателя, особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних [5].
Относятся они как к общим принципам уголовного процесса, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел данной категории. Однако статьи, регулирующие особенности производства по делам несовершеннолетних, не полностью сосредоточены в указанной главе нового УПК. К их числу относятся также отдельные статьи, расположенные в различных главах УПК.
2 Особенности возбуждения уголовного дела и расследования по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
2.1 Порядок возбуждения уголовных дел
Орган уголовного преследования, в силу ч. 1 статьи 172 УПК, обязан принять, зарегистрировать и разрешить заявление и сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, в том числе и о преступлении несовершеннолетних и совершенных в отношении несовершеннолетних и решить вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следует отметить, что если сам потерпевший не обратится в соответствующие органы с просьбой о привлечении несовершеннолетнего к ответственности, на несовершеннолетнего не следует налагать никаких уголовных наказаний, поскольку несовершеннолетний совершил определенные мелкие преступления детского озорного характера, а также кражу родителей или других членов семьи. Здесь лучше не возбуждать уголовных дел против таких людей [15, с. 382].
Качество и эффективность расследований преступлений среди несовершеннолетних в значительной степени зависят от своевременности возбуждения уголовного дела. Значение этого условия обусловлено необходимостью:
– быстро реагировать, чтобы пресечь преступную деятельность несовершеннолетних, которые часто совершают несколько преступлений подряд под влиянием взрослых подстрекателей или потому, что их предыдущие преступления не были раскрыты;
– предотвращать иллюзию безнаказанности за преступления среди граждан, а также среди несовершеннолетних правонарушителей и других подростков;
– не допускать, чтобы взрослые подстрекатели и организаторы «обрабатывали» несовершеннолетних для сокрытия следов совершенных преступлений и их участия;
– как можно скорее начать оказывать положительное образовательное воздействие на несовершеннолетних [9, с. 25].
Уголовные дела возбуждаются на основании фактов совершенного преступления и фактов в отношении конкретного лица. Однако в случаях, когда несовершеннолетние причастны к преступлениям, таким как преступления или другие антиобщественные действия, уголовное дело будет возбуждено только в отношении определенного лица, если в его поведении есть признаки преступлений.
В первичных материалах чаще всего могут быть следующие данные, свидетельствующие о совершении преступлений подростками:
– несовершеннолетний подозреваемый задержан па месте преступления, или после его совершения, или явился с повинной;
– потерпевшие или свидетели, не зная преступников, утверждают, что по внешнему виду и поведению они были, видимо, несовершеннолетними;
– потерпевшие или свидетели знают возраст преступников;
– обстановка места происшествия, следы и иные вещественные доказательства свидетельствуют о совершении преступления несовершеннолетними [16, с. 53].
Возбуждение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних имеет свои особенности. Они связаны с тем, что прежде чем возбуждать дело, необходимо выяснить следующие вопросы:
– может ли лицо, о котором идет речь в первичном материале, быть привлечено к уголовной ответственности по своему возрасту;
– будет ли целесообразным применение к данному лицу мер уголовного наказания;
– нет ли некоторых иных обстоятельств, исключающих с учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетнего наказуемость совершенного им деяния [17, с. 62].
При возбуждении уголовного дела по делам несовершеннолетних особое внимание надо обратить на соблюдение установленных статьей 173 УПК сроков проверки первичных материалов, этот срок должен составлять трое суток, а в исключительных случаях ввиду сложности и значительного объема проверки – до десяти суток [5].
В соответствии со статьей 173 УПК до возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, предметов, документов, освидетельствование, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация) [5].
Если несовершеннолетний преступник был выявлен в начале уголовного дела, становится особенно важным точно определить его возраст. Когда у подростков есть свидетельства о рождении или паспорта, обычно никаких трудностей не возникает. Если для выяснения этого вопроса требуется много времени, по делу следует начать расследование, чтобы определить возраст в ходе предварительного следствия.
Если лицо не достигло возраста, в котором может нести уголовную ответственность, и, если есть доказательства того, что взрослый или подросток, который может стать субъектом преступления, участвовал в общественно опасном поведении, следует заявить об этом. Причиной для предложения этой версии может быть: характер действий преступников (выбор наиболее ценных вещей, большое количество похищенного и т.д.), на месте происшествия были обнаружены следы и предметы, которые, как было известно, принадлежали взрослым, и т.д. [18, с. 55].
3 Специфика судебного производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних
3.1 Особенности судебного разбирательства
В УПК [5] все установленные правила в отношении несовершеннолетних носят общий характер и лишь глава 45 содержит особенности производства по уголовным делам в отношении данной категории лиц.
Согласно статье 1 Конвенции о правах ребенка [1] и статьи 2.2 «Пекинских правил» [6] ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним, должна иметь свои особенности в отличие от ответственности, применимой к взрослому обвиняемому.
В связи с этим для данной категории лиц в УПК выделены такие положения, как:
– решение судом вопросов при постановлении приговора несовершеннолетнему;
– участие законного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании;
– удаление при необходимости подростка из зала судебного заседания;
– прекращение уголовного преследования либо освобождение несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
– освобождение судом подсудимого от наказания с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних [5].
Кроме того, в процессе судебного разбирательства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего помимо доказывания обстоятельств, которые указаны в статье 89 УПК, необходимо установить и условия его жизни, воспитания, уровень психического развития, особенности личности, возраст несовершеннолетнего и влияние на него старших по возрасту лиц [5]. Перечисленные обстоятельства представлены в статье 439 УПК.
В случае, когда у несовершеннолетнего лица обнаруживается отставание в развитии, которое не является следствием психического расстройства, следует установить, способен ли был несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это позволит правильно определить форму и степень вины, меру, характер и содержание ответственности.
Что качается роли защитника в судебном разбирательстве по данной категории дел, то его участие является обязательным, что также обусловлено возрастными и психологическими особенностями подсудимого. Основные обязанности защитника в данном случае направлены на защиту законных интересов несовершеннолетнего; обеспечение воспитательно-предупредительного воздействия судопроизводства на несовершеннолетнего обвиняемого, его родителей или опекунов и воспитание иных несовершеннолетних и т.д.; а также на «нейтрализацию» возможного влияния возрастных особенностей несовершеннолетних участников следственного действия на его результаты.
В научной литературе уже высказывались мнения [49, с. 13] о том, что по делам рассматриваемой категории крайне желательно участие адвокатов, специально занимающихся защитой несовершеннолетних обвиняемых. В производстве по данной категории дел на защитнике лежит не только его основная функция, но и неформальная обязанность установления психологического контакта и доверительных отношений с его несовершеннолетним подзащитным.
Следовательно, для этого защитнику нужны определенные познания в области психологии и педагогики, однако закон такого требования не содержит. Заметим, что доверие, уважение и понимание необходимо в отношениях не только с несовершеннолетним, но и со взрослым обвиняемым. А поскольку практически ни в одной правоохранительной структуре, ни в судах, ни в адвокатуре не предусмотрено обучение (даже в рамках повышения квалификации) основным методам психологической диагностики и психологического воздействия на личность, навыкам практического использования психологических технологий в работе с субъектами правоохранительной деятельности и субъектами преступлений, то получить азы таких знаний возможно только в процессе получения высшего юридического образования [49, с. 14].
Поэтому представляется целесообразным предусмотреть, что программа повышения квалификации всех практикующих сотрудников правоохранительных органов, судей, прокуроров, адвокатов должна в обязательном порядке включать изучение психологии общения, психологии лжи и др. разделов психологии, необходимых для практической деятельности юриста.
Что же касается особенностей работы с несовершеннолетними в гражданском и уголовном судопроизводстве, то важным представляется в юридических вузах ввести в учебные планы дисциплину «Ювенальное право».
Так в литературе справедливо отмечается, что «адвокат, выступающий по делу несовершеннолетнего, должен уметь отличать кажущиеся интересы подсудимого от его истинных интересов: уметь противостоять неразумным требованиям родителей, соблазну добиваться, во что бы то ни стало прекращения дела со ссылкой на возраст подсудимого. Он должен помнить, что истинная гуманность в отношении несовершеннолетнего не всегда совпадает с максимальной мягкостью решения суда» [49, с. 14].
В судебном заседании обязательное участие принимает законный представитель несовершеннолетнего. Законные представители – это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
1. Несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым является лицо, которое совершило преступление в возрасте до восемнадцати лет. Исходя из возрастных, социально-психологических особенностей несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий реализации прав, законодатель установил особый порядок производства в отношении данной категории лиц.
Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности несовершеннолетних, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом.
2. Определяющим моментом статуса несовершеннолетнего, здесь является возраст, в котором было совершено преступление, а не фактический возраст лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование или происходит рассмотрение уголовного дела.
В целом уголовное законодательство сделало весьма существенный шаг в направлении создания ювенальной юстиции, выделив специальный раздел, посвященный регламентации особенностей уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.
3. К лицу, достигшему 14 лет, могут быть применены только такие наказания, как штраф, арест, ограничение свободы, лишение свободы. Все остальные наказания (общественные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы) могут быть применены судом к несовершеннолетнему лицу, достигшему 16 лет ко дню постановления приговора.
При анализе статей УК видно, что законодателем сокращен перечень наказаний, которые могут быть применены к данной категории лиц, имеется ряд особенностей реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Все это свидетельствует о более мягком подходе законодателя к наказанию несовершеннолетних и проявлению принципа гуманизма уголовного закона и уголовной ответственности.
4. Лицо, возбуждающее уголовное дело в отношении несовершеннолетнего обязано тщательно рассмотреть материалы проверки по заявлению, сообщению о преступлении и установив обстоятельства, имеющие существенное значение, принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
5. При производстве предварительного расследования важно установление следующих обстоятельств: точный возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, психическое отношение к своим действиям и возможность руководить ими, причастность или непричастность к преступлению взрослого подстрекателя. Это необходимо для выяснения личностных качеств несовершеннолетнего, для более полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и назначения соизмеримого наказания.
Соблюдение установленных особенностей средств и предмета доказывания в ходе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних позволяет принимать правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от неё, назначения ему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер.
6. В Республике Беларусь существует определенная система процессуальных правил, применяемых при расследовании преступлений несовершеннолетних. Она закреплена в законодательстве и в международных правовых актах. На формирование нормативно-правовой базы досудебного и судебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних оказали влияние международные документы в области охраны прав несовершеннолетних. В главе 45 УПК закреплены особые процессуальные нормы, применяемые к несовершеннолетним при производстве по уголовным делам.
7. Судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних носит особый характер и основывается на общих принципах обеспечения судебного процесса: законности, справедливости и гуманности по отношению к личности несовершеннолетнего. Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то наказание, которое наилучшим образом обеспечивает его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим.
Слушанье дел в отношении несовершеннолетних должно проводиться в закрытом судебном заседании, поскольку подростки в большинстве случаев очень застенчивы на суде, и им сложно выражаться открыто. Так, закрытое судебное заседание возможно в случаях, когда рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет.
При решении вопроса судом о том, какое наказание назначить несовершеннолетнему обвиняемому, суд должен учитывать некоторые обстоятельства, которые исключают назначение наказания и дают возможность назначить более мягкую меру, такую как отсрочка исполнения приговора либо назначение принудительных мер воспитательного характера, что еще раз подчеркивает и подтверждает гарантии защиты прав несовершеннолетних, которые прописаны в Пекинских правилах.
1 Конвенция о правах ребенка : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
2 Данные судебной статистики за 2020 год об осужденных несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/children/ef9e3be7a0bd45f7.html.
3 Хомич, В.М. Ювенальная юстиция в Беларуси: вопросы развития / В.М. Хомич // Cудовы веснiк. – 2020. – № 2. – С. 50-62.
4 Ларин, А.М. Уголовный процесс / А.М. Ларин, Э.Б. Мельникова, В.М. Савицкий. – Москва, 2017. – 314 с.
5 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 26.05.2021 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
6 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml.
7 Зайцева, Л.Л. Особенности производства по делам несовершеннолетних в уголовном процессе Республики Беларусь / Л.Л. Зайцева // Права человека и правосудия в Республике Беларусь. – Минск: Тесей, 2016. – С. 96-106.
8 Несовершеннолетние в Республике Беларусь. Основы правового положения, правовой защиты и ответственности: науч. практ. комент. к законодательству и иным нормат. актам о несовершеннолетних // под общ. ред. И.О. Грунтова. – Минск, 2019. – 781 с.
9 Миньковский, Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. – Москва: Норма, 2018. – 208 с.
10 О судебной практике по делам несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 № 3: в ред. от 23.12.2021 г. [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2021.
11 Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко и [и др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 407 с.
12 Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З: в ред. от 09.01.2018 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
13 Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее преступности несовершеннолетних / С.А. Исаков // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9902/.
14 Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 05.01.2022 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
15 Божьев, В.П. Советский уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. – Москва: Юридическая литература, 1990. – 432 с.
16 Енаева, Л.К. Уголовный процесс: учебное пособие / Л.К. Енаева. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
17 Леоненко, В.В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: учебник / В.В. Леоненко. – Киев, 2017. – 453 с.
18 Карев, Д.С. Советский уголовный процесс: учебное пособие / под ред. Д.С. Карева. – Москва, 1968. – 552 с.
19 Шостак, М.А. Уголовный процесс: учеб. пособие / М.А. Шостак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2018. – 630 с.
20 Шейфер, С. А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования / С. А. Шейфер. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 240 с.
21 Артамонова, Е. А. Основы теории доказательств в уголовном процессе России / Е. А. Артамонова, О. В. Фирсов. – М. : НОРМА, 2019. – 240 с.
22 Манова, Н. С. Уголовный процесс : учеб. пособие для вузов / Н. С. Манова, Ю. Ф. Францифоров. – М. : Юрайт, 2015. – 187 с.
23 Швед, А. И. Актуальные вопросы возбуждения уголовного дела в Республике Беларусь / А. И. Швед. – Минск : Харвест, 2017. – 432 с.
24 Кузнецов, Н. П. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Н. П. Кузнецов. – Воронеж, 2018. – 117 л.
25 Тарасова, Ю.Л. Уголовно-процессуальное право / Ю.Л. Тарасова. – М.: Экзамен, 2015. – 677 с.
26 Смирнов, А.В., Калиновский, К.Б. Уголовный процесс / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – СПб.: Питер, 2015. – 681 с.
27 Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2019. – 272 с.
28 Дремов, В.Г. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого и оценка его показаний в уголовном процессе: учебное пособие / В.Г. Дремов. – Москва, 2015. – 69 с.
29 Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.busel.org/texts/cat5kn/id5xwhful.htm.
30 Каневский, Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних / Л.Л. Каневский. – Москва: Юридическая литература, 2018. – 112 с.
31 Лупинская, П.А. Уголовно-процессуальное право: учебник / П.А. Лупинская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2018. – 591 с.
32 Николюк, В.В. Уголовный процесс по делам о преступлениях несовершеннолетних / В.В. Николюк. – Омск: Омский юрид. институт, 2018. – 47 с.
33 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ : принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года: в ред. от 09.03.2022 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Минск, 2021.
34 Мытник, П.В. Уголовный процесс: судебные стадии: лекции / П.В. Мытник. – Минск: Тесей, 2018. – 288 с.
35 Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь: утв. Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 28.10.1999 № 1676: в ред. от 24.06.2020 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
36 Борико, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2010. – 400 с.
37 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 18.12.2019 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
38 Рыжаков, А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – 2-е изд., изм. и доп. – Москва: НОРМА, 2017. – 688 с.
39 Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2017. – 352 с.
40 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 31.12.2021 г. [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
41 Рохлин, В.И. Уголовно-процессуальное право: учебник для вузов / В.И. Рохлин. – Санкт-Петербург: «Юридический центр Пресс», 2016. – 653 с.
42 Строгович, М.С. Курс советского уголовного процесса / М.С. Строгович. – Т.1. – М.: Наука, 1968. – 696 с.
43 Ветрова, Г.Н. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних / Г.Н. Ветрова. – М.: Просвещение, 2011. – 298 с.
44 Гуськова, А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в уголовном процессе. Учебное пособие / А.П. Гуськова. – М.: Просвещение, 2017. – 64 с.
45 Игнатьев, М. Е. Причинно-следственные связи в уголовном процессе / М.Е. Игнатьев // Библиотека криминалиста. – 2017. – № 2(31). – С. 77-87.
46 Белкин, Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории / Р.С. Белкин. – М., 1987. – 496 с.
47 Белинский, Р. Н. Использование непроцессуальной информации по уголовным делам о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну: досудебное производство : автореф. … канд. юрид. наук / Р.Н. Белинский. – М., 2018. – 35 с.
48 Мешков, B. M., Попов, В. Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия / В.М. Мешков, В.Л. Попов. – М., 2009. – 251 с.
49 Комаров, В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних : автореф. дис. канд. ю. н. / В.К. Комаров. – Свердловск, 2012. – 43 с.
50 Дикарев, И. Значение и проблемы участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в уголовном судопроизводстве / И. Дикарев // Уголовный процесс. – 2019. – № 6. – С. 73-94.
51 Макаренко, И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних / И.А. Макаренко // Следователь. – 2017. – № 13. – С. 5-12.
52 Ткачев, В.Н. Специализация судей по делам несовершеннолетних как модель будущего ювенального суда / В.Н. Ткачев // Российская юстиция. – 2020. – № 5. – С. 13-21.
53 Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии / Э.Б. Мельникова. – Москва, 2019. – С. 90-101.
54 Хисматуллин, Р.С. Современные проблемы судебной деятельности по делам несовершеннолетних : автореф. дис. д. ю. н. / Р.С. Хисматуллин. – Екатеринбург, 2018. – 45 с.
55 Дудин, Н.П., Луговцева, С.А. Судебное разбирательство уголовных дел в отношении несовершеннолетних / Н.П. Дудин, С.А. Луговцева. – Санкт-Петербург. – 2015. – С. 161-173.
56 Загорский, Г. И. Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам / Г.И. Загорский. – М. : ООО «Проспект», 2019. – 428 с.
57 Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс: учебник / Б.Т. Безлепкин. – Москва: Юристъ, 2016. – 730 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Статистика преступности несовершеннолетних за 2017-2018 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты