Влияние шляхетских родовых гербов на белорусскую геральдическую традицию
Клайпедский университет
Диплом
на тему: «Влияние шляхетских родовых гербов на белорусскую геральдическую традицию»
по дисциплине: «История»
2022
251.00 BYN
Влияние шляхетских родовых гербов на белорусскую геральдическую традицию
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Герб рода Тизенгаузенов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Колюмны» - догеральдический и геральдический знак Великого княжества Литовского. Статут Яна Лаского, 1506 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Герб «Сырокомля».
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Период расцвета самостоятельной геральдики шляхты во времена ВКЛ (конец XIV- первая половина XVI века)
3 Полонизация геральдики шляхты на территории Беларуси во времена Речи Посполитой (вторая половина XVI – конец XVIII вв.)
4 Русификация геральдики шляхты вкл в период российской империи (начало XIX – начало XX века)
5 Уничтожение и пренебрежение геральдикой шляхты на территории Беларуси в годы советской власти (1917- 1991 годы)
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Шляхетская геральдика является неотъемлемой и ценной частью истории и культуры Беларуси. Из-за классового подхода, который царил в белорусской исторической науке в советское время, она была почти полностью исключена из научных исследований. Описания и изображения гербов, которые попадались ученым во многих источниках, или не замечались, или изредка использовались в качестве дополнительного и вспомогательного материала.
Герб сам по себе является оригинальной, иногда единственным источником исторических знаний, особенно в таких областях, как политическая и социальная история, генеалогия, демография господствующего сословия. Без исследования геральдических материалов невозможно полное освещение истории общественного сознания и социальной психологии. Герб имеет большую художественную ценность, которую необходимо учитывать при исследовании культуры как феодальной эпохи, так и более поздних времен. Роль и значение герба в истории метко описал знаменитый французский писатель Виктор Гюго:
«Герб – это алгебра, герб – это язык. Вся история второй половины средневековья записана в гербах, также как история его первой половины-в символике романских костелов. Это-иероглифы феодализма, пришедшие на смену иероглифам теократии».
Эмблема – это условное или символическое выражение какого-либо понятия или идеи. Превращение ее в герб было результатом развития социальных процессов в средневековом обществе. В условиях формирования феодальной иерархии и вассальных отношений произошло расширение функций догербовых эмблем. Они были приспособлены для определения места своих владельцев в роду, семье и обществе, что, в свою очередь, было тесно связано с правом владения землей и другим имуществом. Эмблемы приобретают наследственный характер. Символическое изображение, передаваемое по наследству и составленное по определенным геральдическим правилам, называется гербом.
Таким образом, гербы отражали определенную социально-правовую систему отношений, сложившуюся в эпоху Средневековья. Впервые они появились в Западной Европе во второй половине ХІІ в. и быстро распространились в рыцарском окружении, занял Ши место не только на щитах и шлемах, но и на флагах, одежде, печатях, оружии. Окончательное оформление гербов произошло во время рыцарских турниров и крестовых походов на Ближний Восток.
Объект исследования: белорусская геральдика.
Предмет исследования: шляхетские родовые гербы.
Цель исследования: определить влияние шляхетских родовых гербов на белорусскую геральдическую традицию.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ историографии и источников по теме исследования.
2. Охарактеризовать период расцвета самостоятельной геральдики шляхты во времена ВКЛ (конец XIV – первая половина XVI века).
3. Выявить особенности полонизации геральдики шляхты на территории Беларуси во времена Речи Посполитой (вторая половина XVI – конец XVIII вв.).
4. Установить особенности русификации геральдики шляхты ВКЛ в период Российской империи (начало XIX – начало XX века).
5. Проанализировать уничтожение и пренебрежение геральдикой шляхты на территории Беларуси в годы советской власти (1917 – 1991 годы).
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
Создателями геральдики как отдельной ветви знаний стали герольды, которые перед началом турнира провозглашали герб рыцаря как доказательство его права на участие в двоеборье. Первые произведения по геральдике-стихи и поэмы поэтов – герольдов-появились во второй половине XIII в. В 1320 г. издается древний справочник по геральдике – «Цюрихский гербовник».
Большую часть исторических источников по геральдике составляют изображения гербов на отдельных предметах и зданиях. Значительный слой геральдического материала сохранен в хрониках, поэмах и т.д. С XIV в. в европейских странах возникали герольдии-учреждения, которые занимались теоретическими и практическими вопросами геральдики, появилось большое количество гербовников-справочников. Гербовник – это собрание изображений гербов в виде рукописной или печатной книги, гербовая колонка (в узком смысле – гербовый сборник в виде свитка, в расширенном значении – синоним гербовника). Старейшими памятниками такого рода являются «Clipearius Theutonicorum» Конрада де Муреа (1240-е гг.), содержащий стихотворные описания 73 гербов, и геральдическая часть хроники Матвея Парижского (1244-1259 гг.) с картинками и описаниями гербов. К 1250-м годам относятся гербовые колонки «Glover» (Англия) и «Bigot» (Франция). Датировка и правдивость «Гербовника коронации Аттона IV» (1220-е гг.), сохранившийся в копии XVII в., остаются спорными. А.Р. Вагнером в 1950 г. сформулирован принцип классификации гербов по типу их составления. Основные группы гербовников – «событийные», объединяют гербы участников какого-либо события: похода, турнира и т.д.; корпоративные «общие», объединяют гербы по территориальному признаку или стремятся представить гербы всего мира; упорядоченные, группирующие гербы по принципу сходства форм в гербоведческих целях; маргинальные, (несамостоятельные), составляющие вторичную часть памятника. Характерны составные гербовники, в том числе и такие исключительные по информативности и художественному уровню, как «Гербовник Гельдерна», составленный К. Хейненом в 1370-1386 гг. Начинающийся фрагментами «случайного» и маргинального типа, а продолжается как универсальный, причем гербы в нем собраны по странам. В «Гербовнике Золотого Руна», составленном гербовым королем одноименного ордена Ж. Лефевром де Сен-Реми в 30-е гг. XV в., за гербами кавалеров ордена вслед идут гербы императора, курфюрстов, хозяев с их вассалами и подданными. Некоторые из гербовников (общинные, корпоративные) создавались и дополнялись в течение длительного срока: так, гербовник Арльбергского Братства св. Христофора велся с 1390 г. до XVIII в., Бургосское Братство св. Иакова – в XIV и XV вв.; более поздние дополнения есть и в «Гельдернском гербовнике».
Гербы вносились в гербовники в виде описаний или изображений щитов и замен, иногда изображались и в полном виде. Рисунок герба мог также заменяться фигурой персонажа в Гербовом наряде («одетого в герб»).
Датировка старейшего из дошедших до нас геральдического трактата – «Трактат Дин», спорная (1280-1300 гг., по другой версии – 1340-е гг.; сохранился в списке конца XIV в.). Трактат посвящен геральдическим правилам и отражает профессиональные взгляды герольда.
С развитием института герольдов гербарии состояли при дворах монархов, главным образом для проведения рыцарских турниров. В первой половине XV в. гербы рыцарства ВКЛ помещены в западноевропейских гербовниках: «Гербовник Линцениха» (Брюссель), «Кодекс Бергшамара» (Стокгольм), кстати, в этом гербовнике впервые помещена «Погоня», «Гербовник Золотого Руна» (Париж). Несколько гербов литовских и русских князей есть в «Хронике Константского собора 1414-1418 гг.» В. Рихенталя. Старший польский гербовник «Описание оценок и клейнодов короля и Королевства Польского (XV в.)», автором которого считают Я. Длугаша.
Одним из существенных источников белорусской геральдики была польская геральдическая традиция, которая через влияние немцев и чехов во многом восприняла общеевропейскую. В Польше и ВКЛ выработалась особая форма гербариев, в которых изображения гербов сопровождались краткими сведениями об истории рода.
Более интенсивное развитие геральдики в ВКЛ началось после заключения Городельской унии 1413 г. по ее условиям 47 наиболее знатных родов ВКЛ получили гербы, которыми до этого пользовались польские шляхтичи. Считалось, что шляхтичи ВКЛ, принявшие предложенные гербы, побратались с обладателями этих гербов.
Наиболее древние сведения по белорусской геральдике можно отыскать в найденной в Стокгольме рукописи, фландрийского происхождения, которая была составлена в XV в. Эта рукопись имеет 56 польских и 22 «литовских» частных гербов.
Польский историк Ян Длугош (1415-1480) в своих работах приводит не только описи гербов, но и историю их возникновения, приводил информацию о владельцах герба. Сверхцелью Длугаша было выработать апинию о каждом прекрасном шляхетском польском роде. При описании Грюнвальдской битвы он упоминает о военных хоругвях, украшенных гербами «Погоня» и «Колюмны».
2 ПЕРИОД РАСЦВЕТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ГЕРАЛЬДИКИ ШЛЯХТЫ ВО ВРЕМЕНА ВКЛ (КОНЕЦ XIV- ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА)
С Запада гербы постепенно проникают в страны Центральной Европы, включая Польшу. На польских землях они распространились между серединой XIII в. (Силезия)и серединой ХІV в. (Мазовия). Несмотря на то, что процесс развития геральдики в Польше был результатом геральдических влияний Запада, польские рыцарские гербы получили ряд специфических особенностей. По словам польского исследователя Юзефа Шиманьского, основанием для них послужили существенные различия в формировании польского шляхетского сословия, что, в свою очередь, было тесно связано с правом держания земли. В Польше держание земли следовало не из ленного права, как в Западной Европе, а из принадлежности к роду. На этой основе происходило и оформление польского шляхетского сословия, в результате чего, образовались род генеалогический и род геральдический. В Польше общим гербом пользовались не только представители генеалогического рода, но и совершенно чужие элементы, которые все вместе составляли сплоченный и солидарный геральдический род. К главным отличительным чертам польской шляхетской геральдики относятся ограниченное количество гербов (около 200), простота гербовых изображений, существование гербовых названий-призывов. Упомянутые особенности шляхетской геральдики резко отличали Польшу от других европейских стран, что дало основания исследователям выделить отличительную польскую геральдическую «школу».
В конце XII–XIII в., после постепенной переориентации крестовых походов с Ближнего Востока на Прибалтику, в непосредственной близости от Полоцкого княжества и литовских земель появилось западноевропейское, преимущественно немецкое рыцарство. Угроза со стороны крестоносцев была одним из факторов, который поспособствовал объединению древних белорусских и литовских земель в единое государство – Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Соседство немецким рыцарством способствовало кшталтованию в ВКЛ рыцарских обычаев и обязанностей, формы отделений и вооружения, представлений о рыцарском достоинстве и чести. Западная рыцарская культура несла в среду «русских» 2 и литовских нобиля и определенные геральдические образцы .
С другой стороны, Кревская уния 1385 связала ВКЛ тесными связями, в том числе и геральдическими, с Польшей. Особое значение для развития шляхетской геральдики ВКЛ имел Городельский Сейм 1413 г., на котором часть литовских и жемайтских бояр католического вероисповедания получила польские гербы. Благодаря польско-латинским языковым влияниям в тогдашний «русский» (старобелорусский) язык попал и закрепилось не только слово «герб», но и ряд специфических геральдических терминов: «тарча», «гелм» (шлем), «клейнот» и др.
Подобно другим феодальным странам Европы, в ВКЛ сложилась собственная геральдическая система, под которой нужно понимать всю совокупность гербов, существовавших в обществе, а именно: династический и государственный герб «Погоня», земельные гербы, гербы городов, гербы (гербики) мещан, гербы общественно-религиозных организаций, гербы цехов и торговых объединений. Но ядром геральдической системы ВКЛ была шляхетская геральдика, которой и посвящена эта книга.
Пробелы в изучении геральдической системы ВКЛ не позволяют решить определенные сложные и запутанные проблемы белорусской истории и культуры, понять истоки укоренившихся в нашем обществе стереотипов вроде: «белорусы – мужицкий, крестьянский народ» или «шляхтич – значит поляк». Уже само их существование подчеркивает необходимость и важность к следованию выбранной темы для получения глубоких и подлинных знаний по истории нашей страны.
По словам А. Грицкевича, основную массу привилегированного сословия на территории белорусских земель ВКЛ составляли потомки удельных князей из династии Рюриковичей из Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств, их бояр и дружинников. В XIV-XV вв. к русинам присоединились литовские и жемайтские нобили, получившие здесь от великого литовского князя землевладения. Уровень цивилизационного развития общества белорусских земель был более высоким, чем литовских, поэтому он сильно повлиял на все сферы внутренней жизни ВКЛ. В значительной степени это относится и к формированию эмблематической базы дворянской геральдики ВКЛ.
На древних белорусских землях, как и вообще на всей Руси, издавна существовал широко распространенный обычай помещать на различных предметах и вещах “знамена” или знаки в виде крестов, выстрелов, простых штрихов и их сочетаний. Их простота была обусловлена практическими потребностями: в бортничестве подобные знаки легко вырезались или вырубались на дереве, в гончарстве — выдавливались на глине, в животноводстве — выпекались на коже. В зависимости от способа, которым они изготавливались знамена – знаки назывались «резами», «рубежами» или «пятнами». Вероятно, именно о них упоминал Черноризец Храбр в конце IX – начале X в.
3 ПОЛОНИЗАЦИЯ ГЕРАЛЬДИКИ ШЛЯХТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ ВО ВРЕМЕНА РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI – КОНЕЦ XVIII ВВ.)
После Люблинской унии 1569 года происходит дальнейшая унификация белорусской военной геральдики, отраженная в соответствующих хоругвях.
В переизданной в 1597 году «Хронике» М. Бельского перечисляются гербы «Погоня» в Виленском, Трокском, Витебском, Подляшском, Берестейском, Мстиславльском, Минском и Полоцком воеводстве. На полотнище хоругвий красного цвета Брест – Литовского воеводства размещалась Погоня, у которой доспехи рыцаря и сбруя рыцаря были голубыми, на шесте изображался шестиконечный двойной золотистый крест.
По хоругвию Витебского воеводства известно, что на зеленом полотнище размещался красный щит с «Погоней». Хоругвь Минского воеводства представляло собой красное полотнище со щитом белого цвета в центре и «Погоней» телесного цвета.
Мсциславское воеводство имело хоругвь желтого цвета, а центре полотнища красный щит с «Погоней». Хоругвь Полоцкого воеводства представляла собой полотнище красного цвета в центре которого размещался белый щит с «Погоней», на голубом щите рыцаря изображался шестиконечный золотистый крест.
Вилейское воеводство имело хоругвь с разными сюжетами на лицевой («Погоня») и оборотной («Калюмна») сторонах. Цвет полотнища – красный, щит у рыцаря – голубой, с золотистым шестиконечным крестом, сбруя лошади и «Калюмна» - золотистые. Похожие хоругви были в Ошмянском, Лидском и Браславском поветах Вилейского воеводства, а также лицевая сторона Трокского воеводства. Гродненский и Кавенский поветы имели хоругви голубого цвета с погоней на красном щите .
Хоругвь Новогрудстского воеводства была двухсторонней. На лицевой стороне – «Погоня «на красном полотнище, аналогичная хоругви Виленского воеводства. На оборотной стороне на красном полотнище изображается ангел в черной одежде с распростертыми крыльями и золотым нимбом у головы, одна рука ангела приподнята. Браславское воеводство имело хоругвь голубого цвета, в центре которой на щите красного цвета размещался белый рыцарский крест. В центре креста изображался небольшой голубой щит с белым полумесяцем. Отряды городов, имеющих гербы, выступали в военное время под хоругвями с городской геральдикой. Цехи и братства, имевшие собственную иерархию и символику наносили на хоругви и штандарты цеховые гербы.
Белорусские магнаты Ходкевичи, Радзивилы, Сапеги и другие формировали собственные армии, на сцягах которых размещали свои родовые гербы в виде эмблемы без пышных украшений – клейнодов, наметов, щитодержателей, а чаще всего и без щитов.
Такие сцяги изображены на средневековой гравюре «Взятие Полоцка Стефаном Баторием», рисунки А. ван Вестерфильда «Осада Бобруйска войском Януша Радзивилла», картине этого же художника «Пленение казацкого полковника М. Кричевского», картине неизвестного художника «битва под Оршей XVI в.». Интересный материал представлен в библии Франциска Скорины. Художник гравер, изображая библейские времена запечатлел события в костюм своего времени. Полки Израилевы следуют в европейских доспехах под треугольными хоругвями. Среди прочих Острожских и Радзивиллов. Кроме того, со знаками – сегнетами самого издателя.
В XVI веке служившие в войске татары ВКЛ использовали свой воинский символ – татарскую «Погоню» На ней у всадника вместо меча был лук и отсутствовал щит. Боевое знамя татарской конницы было бело-красно-белым расцветки с изображением полумесяца из звезды. Сочетание звезды и полумесяца, креста и полумесяца широко использовалось и белорусской военной символике .
Таким образом, в белорусской военной геральдике этого периода наблюдается влияние как восточных, так и западных традиций. Тяготеющая в XVI веке к замене символами цветными полосами. Европейские войска воевали под полосатыми знаменами с лаконичными сюжетами, Московия воевала под сцягами со сложными религиозными сюжетами – сценами, татарские орды несли свойственные им пышность и колорит. Все это оказало влияние на белорусскую военную геральдику.
На четвертом этапе (вторая половина XVI века - первая половина XVII века) геральдика в Беларуси достигла своего расцвета, который проявлялся в росте количества гербов, их видовом разнообразии и разнообразии типов гербовых изображений. В первую очередь это относится к шляхетской геральдике ВКЛ. В отмеченный временной отрезок геральдизация находилась на этапе присоединения дополнительных геральдических элементов. Важной особенностью четвертого периода является процесс натурализации клейновых гербов. Под ним (процессом) подразумевается художественная расшифровка знаков, при которой они преображались в изображения натуралистического и реалистического характера. Данному процессу поспособствовало распространение на территорию ВКЛ искусства эпохи ренессанса и барокко. Выявляется полная и неполная натурализация. В итоге последней создавались комбинированные гербы.
4 РУСИФИКАЦИЯ ГЕРАЛЬДИКИ ШЛЯХТЫ ВКЛ В ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НАЧАЛО XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА)
С начала XIX по начало XX века происходила унификация геральдики Беларуси в составе Российской Империи, что означало ее русификацию. Как верно отметил А. Шпунт, «чиновники Геральдместерской конторы, создавая гербы по общероссийскому образцу, руководствовались единичными критериями перенося своё субъективное видение на чужеродную культурную почву».
Русификация также затронула и геральдику гражданско-религиозных объединений. Как отметил Г. Пикарда, «процесс подавления национальной символики нашел особое решение в гражданской геральдике и в гербах городов». Смена старых гербов на новые с данный период способствовала забвению геральдического наследия белорусского народа.
К моменту включения белорусских земель в состав Российской империи военная российских войск символика была достаточно унифицирована: основными цветами полотнищ знамен гвардии стали белый цвет для полков и черный для подразделений. На полотнищах изображались мифологические сюжеты, двуглавый орел и орден Андрея Первозванного. В армейских частях цветовая гамма не регламентировалась. Основой рисунка на знаменах постепенно становился городской герб, соответствующий наименованию части. При Петре II на знаменах армейских полков герб располагался в верхнем левом углу, по другим трем углам нашивались цветные наугольники – «флагмы»
Основой рисунков на знаменах постепенно становится городской герб, соответствующий наименованию части. Навершие – «гротики» знамен представляли собой копийные наконечники различных форм или кресты.
Правило – каждому полку присвоить герб одноименной с ним территориальной единицы – продолжало действовать и при Екатерине I. При Петре II на знаменах армейских полков герб провинции располагался в Верхнем левом углу .
Императрицей Анной Иоанновной повелевалось заменить на полковых знаменах полковым гербом или вензелем ее Высочества изображения Святого Георгия в центре двуглавого орла. В царствование Елизаветы цвета знамен для гвардейских частей стали определяться лично императрицей на белых знаменах по-прежнему изображался государственный герб, на цветных – полковой.
В контексте белорусской военной символики нас интересует использование в русской армии белорусских национальных геральдических символов. Примеры такого использования в военных мундирах, наградах и атрибутике достаточно многочисленны.
В 1775 году из уроженцев Белорусской губернии гусар Санкт-Петербургского легиона и Венгерского полка был сформирован Белорусский гусарский полк. Укомплектованы «до шести полных эскадронных штатов национальными людьми» вновь присоединенной к России по первому разделу Польши Белорусской губернии». Полк получил и собственный штандарт с гербом. В верхнем золотом поле герба изображен двуглавый орел, а в нижней «дольной красной части – изображение литовского вооруженного всадника на белом коне с поднятой саблей».
Известный белорусский геральдист в своей монографии «Геральдика Беларуси» разместил реконструкцию ротного знамени белорусского гусарского полка с 1776 по 1783 год. Двухкосичное знамя повторяет кавалерийские хоругви ВКЛ, полотнище поделено на горизонтальные белые и красные полосы.
В центре полотнища в картуше, увенчанном императорской короной, – овальный герб, описанный выше. Примерно в 1774 из батальонов Санкт -Петербургского легионов и егерской команды был сформирован Полоцкий мушкетерский полк, на боевом знамени которого по традиции разместили герб, «рассеченный на две части: в правой (геральдически - левой) части – половина черного двуглавого орла, в левой – (геральдически правой) – изображение герба «Погоня». К сожалению, о цвете и внешнем виде полотнища пока ничего не известно .
Еще одним примером отождествления российскими властями белорусских земель и населения с гербом «Погоня» в случае со знаменами может служить штандарт лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. В соответствии с указом от19 сентября 1827 года штандарт имел белое шелковое полотнище квадратной формы, обшитое с трех сторон серебряной бахромой, а по краям – вышитые серебряные лавры, в углах – вензеля Николая I с коронами. В середине штандарта находился двуглавый орел со щитом на груди малинового и зеленого цвета и изображением на нем «литовского» всадника. Штандарту полагалось навершие в виде шара, на котором крепился двуглавый орел, но уже со Святым Георгием в нагрудном щитке.
5 УНИЧТОЖЕНИЕ И ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ГЕРАЛЬДИКОЙ ШЛЯХТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917- 1991 ГОДЫ)
На территории Беларуси в годы советской власти (1917- 1991 годы) происходит уничтожение геральдики в Беларуси (БССР), что было идеологически аргументировано с точки зрения классовых позиций. Всё, что происходило около процесса создания державного (республиканского) герба БССР, особенно в конце 20- 30-ых годов, отражение городских гербов «с новым социалистическим смыслом» в 60-ые годы не имело никакого отношения к геральдике. Об этих продуктах «социалистического реализма» нельзя говорить, как о гербах, так как они «противоречили традициям геральдики как по смыслу, так и по стили выполнения». Геральдические памятники БНР (1918- 1939 г.) только подчеркивают общую характеристику и оценку выделенного этапа. Г. Пикарда отмечал: «фактически советская геральдика просто продлила период оскорбления (пренебрежения, уничтожения), который претерпевала белорусская геральдика, еще на 70 и более лет».
25 марта 1917 года в Минске проходил Первый Белорусский конгресс. По воспоминаниям его участников, над здание конгресса был вывешен флаг с чисто белым полотнищем, символизирующим Белую Русь. Но делегаты конгресса на волне революционных настроений посчитали белый флаг символом контрреволюции и предложили посередине разместить красную полосу, как символ революции. Автором бело -красного флага принято считать молодого архитектора выпускника Петербургского университета Клавдия Дуж-Душевского. Бело-красная символика ассоциировалась с бело-красными рушниками и орнаментом, с белыми с красным крестом стягами Святого Георгия, с красно-белой гаммой исторического герба «Погоня» Закрытие большевиками Всебелорусского съезда сделало использование белорусской символики невозможным, однако после их отступления из Минска на здании исполкома и секретариата Белорусской рады некоторое время висел бело-красный флаг, но был снят по требованию немецкого коменданта города После провозглашения в 1918 году в условиях немецкой оккупации Белорусской Народной Республики (БНР) использовались вариации бело-красной символики: лицевая сторона флага оставалась трёхполосной, оборотная могла быть белой м изображением «Погони» и лозунгом «Няхай жыве вольная Беларусь!» После занятия Минска Красной Армией в конце 1918 года правительство БНР пробралось в Вильно, где действовало до 1925 года .
В 1919-1920 годах бело-красный флаг использовали некоторые белорусские формирования в составе Литвы и Польши. На фотографии того времени запечатлен
эскадрон белорусских гусар литовской армии в г. Гродно с эскадронным значком бело-красной расцветки. Автор книги «Белорусские военные формирования 1917-1923» Олег Латышонок утверждает о наличии у этого подразделения флюгеров бело-красного цвета. В своей книге «Военная символика белорусов. Знамена и мундиры В. Ляхор указывает на памятную фотографию Белорусской отдельной роты литовского войска, на которой зафиксирован бело-красно-белый флаг. В древковой части полотнища в красном квадрате размещен герб «Погоня». Имея собственные знамена генерал С Булак-Булахович в 1920 году использовал бело-красный флаг в Полесском походе.
В 1920 году герб «Погоня» использовали участники Слуцкого восстания.
В годы гражданской войны на территории Беларуси ни у одной из противоборствующих сторон не было единого образца боевого знамени, униформы и военной атрибутики. Идеи мировой пролетарской революции не предполагали никаких национальных акцентов в символике, и белорусы в частях Красной Армии воевали под «краснозвездной символикой» другой республики РСФСР. Символика ССР была доминирующей по сравнению с республиканскими символами.
О месте и роли БССР, ее герба и флага во время Второй мировой войны можно судить по подпольным и партизанским газетам, плакатам и агитационным листовкам периода 1941-1945 года. Их образцы представлены на страницах книги «I паўстай народ…”, изданной в 2005 году в издательстве «Белорусская энциклопедия». В представленных многочисленных изданиях флаг БССР не встречается вообще, а герб БССР – крайне редко, например, на присяге белорусского партизана. Вместо этих символов на агитационных плакатах используют красные знамена с портретами Ленина – Сталина. Попытка вручить белорусам боевые знамена с национальной белорусской символикой была предпринята в ходе создания Белорусской Особой армии в 1944 году. Проект так и остался на бумаге – вместе с униформой, знаками различия и военными знаменами с белорусской символикой .
После войны в БССР вернулась советская символика. В 1951 году по поручению Верховного Совета БССР в секторе искусства Академии наук БССР был разработан вариант гербового изображения на основе рисунка, предложенного для размещения на изделиях легкой промышленности крестьянкой Матреной Маркевич. Рисунок был ранее вышит на полотняном рушнике и назывался «Восходящее солнце» еще до войны. Эталон белорусского флага был выполнен художником М. Гусевым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. Гипотеза исследования подтверждена. В результате были сформулированы следующие выводы:
В трудах авторов XVI-20-х гг. XX вв. нет научно-теоретических обобщений. Однако начиная с XVI в., наблюдается устойчивый рост интереса к геральдико-генеалогическим исследованиям, при этом они часто имеют практический фундамент: иметь возможность в любой момент подтвердить свою знатность и знатность. Это обуславливало для претендентов шанс занять определенное и часто довольно высокое место в социальной иерархии. Наиболее древние сведения по белорусской геральдике можно найти в Стокгольме рукописи XV в. Первой специализированной печатной работой, которая была посвящена геральдике Речи Посполитой, была книга Б. Упрецкого «Gniazdo cnot». Довольно значительный возраст этой и аналогичных работ делает их интересными не только с точки зрения тогдашнего понимания возникновения и употребления гербовой традиции, но и как иконографического источника. Богатый пласт именно белорусской геральдики зафиксирован в старопечатных книгах XVI-первой половины XVII вв. В XVIII в. наиболее значительные работы по геральдике оставили К. Несецкий, Ю. Яблановский, Д. Кола, В. Велядко. В период Российской империи продолжается накопление геральдических знаний, с одновременным растягиванием геральдических материалов. Авторы этого периода часто рассматривают геральдическое наследие через призму польской и российской геральдики, не покидая места для Беларуси. Возросла практическая значимость и популярность трудов прежних времен. Действия российского правительства способствовали созданию довольно значительного массива документации, связанной с частновладельческой геральдикой. В этот период достигает своего апогея стремление к нивелировке и уничтожению любых местных особенностей, начинает царить однообразие в художественном решении и резкое сужение количества эмблематических средств. Советская символика в течение семидесяти лет являлась своеобразной формой пропаганды идей казарменного социализма. В советский период геральдика воспринималась как ничтожная для познания прошлого, ненадежная в идеологических отношениях дисциплина. Официальная символика была призвана отражать «идеалы строителей коммунизма». Эти тенденции нашли свое отражение в работах, посвященных геральдике. Только в 1970-е гг. нарастающий кризис советской идеологии заставил активнее использовать пропагандистские возможности символики. Это вызвало рост числа работ о советских гербах, однако принципы отбора материала были излишне идеологизированы. Конец 80-х-начало 90-ых гг. прошлого века и события, связанные с обретением нашей страной независимости, дали новый сильный импульс геральдическим исследованиям. В это время начинается острая полемика в отношении государственной символики. Справедливости ради стоит отметить, что она в значительной степени была инспирирована исходящей с политической арены Коммунистической партией. Появляется ряд авторов, стремящихся заполнить искусственно созданный вакуум информации. В периодической печати этого времени активно печатались Г.Я. Галенченко и А.П. Грицкевич, М.А. Ткачев и А.А. Трусов, М.М. Купава, М.П. Костюк, Г.Я. Штыхов, А.К. Титов.
На смену короткого периода объединения и расцвета белорусских княжеств пришел XIV век – эпоха Великого княжества Литовского (ВКЛ). Этот период характеризуется составлением в ВКЛ первых гербов: державного (династического, великокняжеского), территориальных, княжеских и боярских. геральдика в Великом Княжестве Литовском и на территории Беларуси находилась на этапе зарождения. Большая часть феодалов все еще продолжала пользоваться личными печатками с (клейнами-знаками) старого образца без какого-либо соответствия правилам геральдики. На основании вышеупомянутого, именно второй этап можно охарактеризовать как этап зарождения геральдики на территории Беларуси и ВКЛ в целом. По существу, белорусская геральдика стала синтезом между западноевропейским геральдическим влиянием и местного эмблематического материала, который составлялся из частновладельческих эмблем и узоров христианской (как и византийско-православной, так и римско-католической) символики и иконографии.
После объединения ВКЛ и Польши в Речь Посполитую, всё чаще начинают использоваться польские шляхетские гербы. Рост польского сектора шляхетской геральдики в Великом Княжестве Литовском происходил как официально, на основании грамоты короля и великого князя Жигимонта Августа от 7 июня 1563 года. XVII век был трагичным для Речи Посполитой. На государство обрушились военные, экономические и политические неудачи. Саксонцы принесли в войско Речи Посполитой новые геральдические символы. В конце XVIII столетия тенденция отказа от сложных геральдических изображений отразилась на сюжете штандарта короля Станислава Августа Понятовского.
В 1830-ые годы XIX – начало XX вв. происходила унификация геральдики Беларуси в составе Российской Империи, что означало ее русификацию. Русификация также затронула и геральдику гражданско-религиозных объединений. Процесс подавления национальной символики нашел особое решение в гражданской геральдике и в гербах городов. Смена старых гербов на новые с данный период способствовала забвению геральдического наследия белорусского народа.
1. Адамушко В.И., Елинская М.М. Современная геральдика Беларуси; Департамент по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Белорус. Энцыкл.імя П. Броўкі, 2014. – 236 с.
2. Адамушко, В.И. Гербы и флаги Беларуси. – Минск: Беларусь, 2006. – 256 с.
3. Вяроўкiн-Шэлюта, У.М. Геральдыка // Беларуская энцыклапедыя. – Мн.: БелЭн, 1997. – Т. 5. – С. 167.
4. Вяроўкiн-Шэлюта, У.М. Герб // Беларуская энцыклапедыя. – Мн.: БелЭн, 1997. – Т. 5. – С. 171-172.
5. Вярыга-Дароўскі, А. Рускія пячаткавыя знакі. Геральдычныя тлумачэнні // Спадчына. –1992. – № 5. – С. 5-18.
6. Геральдика // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. – Мінск: Беларуская энцыклапедыя ім. П. Броўкі. – – Т. 1 – 6, 1993-2003.
7. Герб // Беларуская савецкая энцыклапедыя. – Мн.: БелСЭ, 1971. – Т. 3. – С. 436.
8. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. – М.: Наука, 1977. – 256 с.
9. Елинская, М.М. Новые возможности в развитии территориальной геральдики Беларуси // Архивы и делопроизводство. – 2005. – № 4. – С.108-110.
10. Елинская, М.М. Родовые гербы дворян как элемент современной белорусской территориальной геральдики // Архивы и делопроизводство. – 2005. – № 3. – С.108-112.
11. Заяц, Ю.А. Геральдыка // Археалогiя i нумiзматыка Беларусi: энцыклапедыя. – Мн.: БелЭн, 1993. – С. 170.
12. Каменцева, Е.И. Русская сфрагистика и геральдика. – М.: Высшая школа, 1974. – 264 с.
13. Кобрин, В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
14. Лакиер, А.Б. Русская геральдика. [Репринт. воспроизведение изд. 1855 г.]. – М.: Книга, 1990. – 299 с.
15. Левандовский, А.П. В мире геральдики. – М.: Вече, 2008. – 226 с.
16. Литвин, А.Л. Вспомогательные исторические дисциплины: историческая география и картография, сфрагистика, геральдика, генеалогия. – Казань, 2008. – 61 с.
17. Лысенка, П.Ф. Геральдыка // Беларуская савецкая энцыклапедыя. – Мн.: БелСЭ, 1971. – Т. 3. – С. 432-433.
18. Ляхор, В.А. Военная символика белорусов: знамена и мундиры. – Минск: Харвест, 2014. – 224 с.
19. Пастуро, М. Геральдика. – М.: АСТ, 2003. – 144 с.
20. Пікарда, Г. Алегарычная геральдыка Францыска Скарыны і кароткі дапаможнік па беларускай геральдыцы // Спадчына. – 1992. – № 5. – С. 60-72.
21. Пякарскi, А.I. Гербы былых намеснiцтваў, губернiй i iх цэнтраў // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. – 1975. – № 3. – С. 50-52.
22. Пякарскi, А.I. Старыя гербы // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. – 1976. – № 4. – С. 52-54.
23. Руа, Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 1996. – 244 с.
24. Слейтер, С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005. – 264 с.
25. Тираспольская, И.З. Геральдика // Советская историческая энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1963. – Т. 4. – С. 233-235.
26. Усков, И.Ю. Вспомогательные исторические дисциплины. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. - Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query =14394&ln=ru
27. Цiтоў, А. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі. – Мінск: РІВШ БДУ, 1999. – 176 с.
28. Цiтоў, А.К. Геральдыка // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн.: БелЭн, 1994. – Т. 2. – С. 512-513.
29. Цiтоў, А.К. Герб // А.К. Цiтоў. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн.: БелЭн, 1994. – Т. 2. – С. 515-517.
30. Цітоў, А. Геральдыка беларускіх местаў. – Мінск: Полымя, 1998. – 287 с.
31. Цітоў, А.К. Геральдыка Беларусі: (ад пачаткаў - да канца XX ст.). – Мінск: Мін. ф-ка каляровага друку, 2007. – 123 с.
32. Шаланда, А. «Пагоня» – дзяржаўны герб Вялікага княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага ў канцы ХІV – пачатку ХVІ ст. // Герольд Litherland. – 2001. – № 3–4. – С. 102–106.
33. Шаланда, А. Асаблівасці беларускай шляхецкай геральдыкі // Шлях у навуку: Зб. арт. / Пад рэд. І.П. Крэня, М.П.Касцюка і інш. – Мн., 1997. – С. 66-69.
34. Шаланда, А. Дзяржаўныя і зямельныя гербы Вялікага княства Літоўскага ў канцы ХІV–ХVІІІ ст. // Сельское хозяйство – проблемы и перспективы: Сб. науч. трудов УО «ГГАУ»: Международная научно-практическая конференция “Культура, наука, образование в современном белорусском обществе”. – Гродно, 2005. – Т. 1. – С. 4-8.
35. Шаланда, А. Зямельныя гербы Вялікага княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага ў ХІV–ХVІІІ ст. // Герольд Litherland. – 2001. – № 2. – С. 52-66.
36. Шаланда, А. Паганскія вытокі клейнавых гербаў шляхты ВКЛ // Актуальныя праблемы гісторыі Беларусі: стан, здабыткі і супярэчнасці, перспектывы развіцця: Мат-лы рэспуб. навук. канф.: У 4 ч./ Пад рэд. І.П.Крэня, У.І.Навіцкага, І.А.Змітровіча. – Гродна, 2003. – Ч. 1. – С. 190-196.
37. Шаланда, А. Пагоня // Вялікае Княства Літоўскае. – Т. 2 – Мн., 2005. – С. 382
38. Шаланда, А. Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ–ХVІІІ ст./ Аўтарэферат канд. дысертацыі. – Мінск: Інст-т гіст. НАН Беларусі, 2000. – 18 с.
39. Шаланда, А. Шляхецкая геральдыка Беларусі ў другой палове ХVІ–ХVІІІ ст. / Аўтарэф. ... дыс. канд. гіст. Навук. – Мінск, 2000. – 18 с.
40. Шаланда, А.I. Перыядызацыя гісторыі геральдыкі Беларусі // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дісцыпліны: навук.сб. – 2012. – №7. – С.150-156.
41. Шпунт, А.А. Класіфікацыя гарадской геральдыкі Беларусі // Веснік Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. – 2004. – № 1. – С. 47-55.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Герб рода Тизенгаузенов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Колюмны» - догеральдический и геральдический знак Великого княжества Литовского. Статут Яна Лаского, 1506 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Герб «Сырокомля».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты