Супружеские отношения как фактор отвержения ребёнка в семье
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Супружеские отношения как фактор отвержения ребёнка в семье»
по дисциплине: «Психология семьи»
2022
251.00 BYN
Супружеские отношения как фактор отвержения ребёнка в семье
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология семьи
Организация: ГрГУ им. Я. Купалы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье
1.1 Понятие супружеских отношений
1.2 Особенности влияния супружеских отношений на воспитание детей
1.3 Основные особенности супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире семья включается в нестабильную систему развития экономических и нравственных устоев. Отношение супругов друг с другом определяется во многом на основе факторов, которые помогают развивать личность ребенка. Именно на основе супружеских отношений происходит формирование и усвоение детьми определенных ценностных ориентаций, которые способствуют формированию и выражению определенных состояний.
Для любого этапа возрастного развития ребенка характерным является наличие важной роли родителей в процессе развития. Формирование и сохранение положительных взаимоотношений между родителями будет способствовать благополучному развитию личности ребенка. Отношения между супругами в семье способствуют формированию психологической уравновешенности ребенка, развития его личных качеств и помогает усвоению определенных стереотипов поведения.
Сложности современного социально-экономического положения современных людей, неблагополучная экологическая обстановка оказывает негативное влияние на процессы физического, психического и социального здоровья современных людей и их семьи. На взаимоотношения между супругами оказывают влияние такие факторы как неблагоприятные жилищные условия, нестабильность внутрисемейных и межличностных отношений, наличие вредных привычек, таких как алкоголизм, компьютерная зависимость и т.д.
Именно все вышеперечисленные факторы оказывают влияние на воспитание детей в семейной системе. Для предотвращения негативных тенденций в семейной системе работают многочисленные социальные институты, которые определяют системность в рамках изучения данной проблемы в современной психологической науке.
Исследованиями в области изучения особенностей влияния супружеских взаимоотношений на степень развития отношения к ребенку занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А.И. Антонов [5], Л.И. Божович [8], А.Я. Варга [10], Т.З. Ильясов [22], В.С. Мухина [27], Н.Н. Обозов [29], В.А. Сысенко [40], А.В. Шавлов [47], Э.Г. Эйдемиллер [49] и т.д.
Данные исследователи в рамках своих трудов выделяли особенности понятия «семья», факторах функционирования семейной системы и основных направлениях формирования отношения к ребенку в семье на основе определенного типа супружеских отношений. Были определены основные направления в рамках изучения типов семейных отношений и их влияния на отношение к ребенку в семье.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: особенности семейных взаимоотношений.
Предмет исследования: особенности супружеских отношений как фактор отвержения ребенка в семье.
Гипотеза исследования: особенности взаимоотношения между супругами оказывают непосредственное влияние на отношение к ребенку.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основное понятие супружеских отношений.
2. Выделить основные факторы супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье.
3. Выявить особенности супружеских отношений, которые влияют на процесс взаимоотношений с ребенком.
4. Провести исследование по выбранной теме.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье
1.1 Понятие супружеских отношений
Семья в современной психологической системе представляет собой определенную совокупность. Современная система семьи основана на взаимодействии с окружающей средой. Согласно Ю.П. Азарову: «семья является самоорганизующейся системой, где поведение такой системы целесообразно, и источник преобразований находится внутри ее самой. Люди, которые составляют семью, действуют под воздействием правил функционирования этой семейной системы, а не под влиянием собственных потребностей и мотивов» [1, с. 89].
По мнению В.А. Сысенко, будучи системой, характеризуется согласованным функционированием, что осуществляется путем усвоения и исполнения ожидаемой роли ее членами. Нормальное функционирование семьи является возможным при условии правильного распределения ролей и функций между ее членами [40].
Супружеские отношения в современной психологии рассматриваются как важнейшая подсистема семейных отношений (Ю.П. Азаров, Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.Н. Бардиан, О.В. Борисова и т.д.).
А.Ю. Алешина утверждает: «супружеские отношения представляют собой отношения между супругами и являются основой функционирования и развития семьи. Супружеская подсистема возникает с момента объединения мужчины и женщины с целью создания семьи. Каждый из них имеет набор тех или иных ценностей, притязаний и ожиданий. Новая система образуется при согласовании, притязаний ценностей и ожиданий обоих супругов, появления чувства принадлежности к семье» [2, с.84].
Одной из наиболее важных задач в рамках формирования особенностей развития супружеской системы, которые определяются границами, направленными на выставление пространства, удовлетворения определенных психических особенностей, которые исключают формирование вмешательства родственников и других членов семьи. Процессы развития актуальности определения границ, представляет собой усвоение определенных процессов развития жизнеспособности семейной структуры [10].
А.Ю. Алешина утверждает: «Супружеская подсистема имеет важнейшее значение для развития ребенка. Супружеская подсистема выступает как модель интимных взаимоотношений, которые проявляются в повседневном взаимодействии. В супружеской подсистеме ребенок наблюдает примеры выражения привязанности и любви, отношения к партнеру, преодолению конфликтов и др.» [3, с.60].
Высокий уровень развития супружеских отношений в основном, направлен на усвоение определенных норм морали и права, на котором основывается брак. По определению Т.В. Андреева: «брак – это легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи» [4, с.204].
Супружеские отношения – это система отношений между мужчиной и женщиной, которые связаны браком, общностью жизни и взаимной моральной ответственностью.
Известна следующая классификация типов супружеских отношений: комплементарные, частично комплементарные и некомплементарные. Эта классификация основана на статусе брата или сестры супруга в родительской семье.
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения супружеских отношений как фактора отвержения ребенка в семье
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГрГУ им. Я. Купалы. В исследовании приняли участие 30 супружеских пар в возрасте 20-45 лет. Выборка составила 30 мужчин и 30 женщин. В связи с равным количеством в выборке мужчин и женщин, нами был проведен гендерный анализ результатов исследования.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить и обосновать особенности формирования и развития семейной системы и ее влияние на воспитание ребенка.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Методики исследования:
1. Анкета «Исследование семейной жизни» (Приложение А)
Цель данной методики: определить уровень развития супружеских отношений.
Данная анкета состоит из 48 вопросов, на каждый из которых респондентам необходимо выбрать один из наиболее предпочтительных вариантов ответа. Исходя из ответов респондентов, проводится качественный анализ результатов исследования и определяется уровень развития супружеских отношений по мнению самих респондентов.
Далее происходит анализ анкет по следующим критериям:
Высокий уровень – для данного уровня развития супружеских отношений характерен высокий уровень доверительности отношений, общности интересов и низкий уровень конфликтности в семейной системе. При показателях на высоком уровне развития определяется полный уровень удовлетворенности супружескими отношениями.
Средний уровень – для данного уровня характерными являются такие особенности как наличие определенного уровня конфликтности, разобщенность интересов и временная доверительность в рамках решений той или иной проблемной ситуации. Эти показатели указывают на средний уровень развития удовлетворенности собственными отношениями в браке.
Низкий уровень – высокий уровень конфликтности, отсутствие общих интересов в процессе осуществления собственной деятельности, а также отсутствие доверительности в рамках отношений.
Проводится как общий, так и гендерный анализ полученных данных.
2. Анкета «Черты характера ребенка» (Приложение Б)
Цель данной методики: определить уровень развития реальных и ожидаемых черт характера у ребенка по мнению родителей.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что супружеские отношения в современной психологии рассматриваются как важнейшая подсистема семейных отношений. Супружеские отношения представляют собой отношения между супругами и являются основой функционирования и развития семьи. Супружеские отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак. Важнейшая детерминанта успешных супружеских отношений – это наличие между супругами глубокого взаимопонимания. Важным фактором стабильности брака является длительность супружеских отношений. На функционирование семейной системы оказывают влияние такие особенности как формирование высокого уровня нестабильности социальной системы, изучение проблем занятости и низкого уровня жизни, а также формирование изменений в процессе построения ролевой структуры семьи.
Семья является наиболее важным институтом воспитания современного человека. Супружеские отношения определяются наличием стабильного типа отношений между супругами. Было выявлено, что супружеские отношения оказывают влияние на систему воспитания детей. Именно наличие негативных отношений между супругами формирует негативное отношение к ребенку, что в последствии может привести к его отвержению. Семья является важной системой развития личности человека, что определяется именно наличием негативного влияния супружеских отношений.
Семья представляет совокупность связанных между собой элементов, которые составляют единое целое и формирует представление об определенной структуре и иерархии в семейной системе. Основными подсистемами являются такие как супружеская, детская и родительская. Супружеская система обеспечивает функционирование целой системы и обеспечивает функционирование семейной и воспитательной системы. Супружеские отношения могут стать определенными источниками травматизации ребенка, а также факторами его отвержения, что в последствии указывает на развитие негармоничного типа воспитания, что может быть итогом развития супружеских отношений.
С целью формирования представления об уровне развития супружеских отношений и влияния супружеских отношений на отвержение ребенка в семье, нами было проведено диагностическое исследование при помощи анкет на выявление супружеских отношений и детско-родительских. В ходе проведения исследования нами было выявлено, что в основном, мужчины на более высоком уровне оценивают особенности удовлетворенности собственными семейными отношениями. Женщины в свою очередь на низком уровне оценивают данные показатели, что формирует определенную степень ответственности за систему супружеских отношений.
При анализе детско-родительских отношений нами было выявлено, что мужчины в меньшей степени оценивают особенности собственного ребенка. Матери наоборот, склонны приписывать собственному ребенку как можно больше полезных качеств. Это указывает на различия в рамках взаимоотношений между женщин и мужчин с собственными детьми.
Полученные в ходе исследования результаты не указывают на то, что супружеские отношения оказывают влияние на процессы отношения родителей к детям. Детско-родительская система не поддается влиянию супружеских отношений.
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. С. Азаров — М.: Академия, 2009. — 315 с.
2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М. : Класс, 2004. – 284 с.
3. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. Психология. – 2017. – № 2. – С. 60–72
4. Андреева, Т. В. Представления молодых супругов (с ребенком–первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком / Т. В. Андреева // Психология : итоги и перспективы. Тезисы конференции. – СПб., 1996. – С. 204–231.
5. Антонов, А.И. Социология семьи / В.М. Медков. – М.: Академия, 2005. – 258 с.
6. Бакланова, О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно–семейных отношений: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Э. Бакланова. – СПб., 2012. – 25 с.
7. Бардиан, А. Н. Воспитание детей в семье. / А. Н. Бардиан — М.: Академия, 2012. — 236 с.
8. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Академия, 2008. — 296 с.
9. Борисова, О. В. Основные тенденции развития брачно–семейных отношений / О. В. Борисова // Итоги научных ученых МГУ имени А.А. Кулешова. – Могилев, 2018. – С. 221–223.
10. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 257 с.
11. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова Ю. В., Т. А. Василькова. — М.: Академия, 2009. — 246 с.
12. Виннескотт, Д. В. Разговоры с родителями / Д. В. Виннескотт — М.: Академия, 2005. — 186 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. – М.: Изд–во Академия, 2001. – 365 с.
14. Голод, С. И. «Будущая семья: какова она?» / С. И. Голод. – М.: Знание, 2010. – 64 с.
15. Голод, С. И. «Семья и брак»/ С. И. Голод. – С. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 2008. – 272 с.
16. Дементьева, И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи / И.Ф. Дементьева. – Москва, 1991. – 109 с.
17. Долгих, Н.П. Ролевые ожидания супругов и их влияния на удовлетворенность браком / Н.П. Долгих // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. – Хабаровск, 2017. – С. 223–230.
18. Дружинин, В. Н. «Психология семьи»/ В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
19. Духновский, С.В. Социально–психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция / С.В. Духновский, Л.В. Куликова // Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 12. – 2009. – С. 14−20.
20. Евграфова, Ю. А. Ролевая структура в молодой супружеской паре / Ю.А. Евграфова // Вестник Санкт–Петербургского университета. –2019. – Т. 9, Вып. 4. – С. 411–423.
21. Зубакова, Ю.В. Влияние рождения ребенка на супружеские взаимоотношения / Ю.В. Зубакова // Ученые записки Крымского инженерно–педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 67–70.
22. Ильясов, Т.З. Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция / Т.З. Ильсов // Вестник Башкирского университета. – 2017. – № 2. – С. 11–14
23. Котельникова, Ю.С. Психологическая характеристика нормативных кризисов супружеских отношений в молодой семье / Ю.С. Котельникова Наука и образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 112–116.
24. Лебедева, Л.А. Психологические особенности семейных ценностей и ролевых установок в супружеских отношениях / Л.А. Лебедева // Инженерные технологии и системы. – 2011. – № 2. – С. 121–123.
25. Леви, Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика / Д. Леви. – СПб.: Питер, 2013. – 258 с.
26. Мамонова, Е.Б. Особенности удовлетворённости браком молодых семей / Е.Б. Мамонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 437–440
27. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
28. Нечепоренко, О.П. Ролевые установки и удовлетворенность семейными отношениями у молодых супругов без детей: гендерные установки / О.П. Нечепоренко, О.В. Уфимцева // Омский научный вестник. – 2015. – № 2. – С. 144–158.
29. Обозов, Н.Н. Диагностика супружеских затруднений / А.Н. Обозова // Психологический журнал. – Т. 3. – 1982. – № 2. – С. 147–151
30. Овсяникова, Е. А. Удовлетворенность браком супругов и их взаимоотношения с детьми / Е. А. Овсяникова, Э. Н. Эдемова // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – С. 411–414.
31. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под. Общ. Ред. Н.Н. Посысоева – М.: Академия, 2004. – 196 с.
32. Петрякова, О.Л. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений / О.Л. Петрякова // Социальная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 72–75.
33. Полякова, В. В. Специфика коммуникативного взаимодействия в молодой семье после рождения ребенка / В. В. Полякова // Известия Уральского федерального университета. – 2018. – Т. 13, № 4 (182). – С. 144–153.
34. Попов, В. А. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье / В. А. Попов, К. В. Лебедева. // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 670–673.
35. Попова Л. Г. Особенности поведения супругов с разной степенью удовлетворенности браком в конфликтных ситуациях / Л. Г. Попова, С. Е. Балина // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 7. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2009. — С. 93–108.
36. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Академия, 2014. – 258 с.
37. Руденко, А. М. Социальная психология / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 332 с.
38. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Академия, 2012. – 153 с.
39. Синягина, Н.Ю. Психолого–педагогическая коррекция детско–родительских отношений / Н.Ю. Синягина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
40. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В.А. Сысенко. – М.: Академия, 2011. – 247 с.
41. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 342 с.
42. Тащёва, А. И. Особенности ролевого поведения супружеских пар с различным стажем брака / А.И. Тащёва // Психологический вестник РГУ. – 2000. – Вып. 5. – С. 140–146.
43. Фещенко, Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи / Е.М. Фещенко // Вестник БГУ, 2012. – № 1 (2). – С. 172–175.
44. Фомина, Н.А. Особенности самооценки личности у супружеских пар / Н.А. Фомина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – Рязань, 2018. – С. 286–289.
45. Фромм, Э. Душа человека, ее способность к добру и злу / Перевод В.А. Закса. – М.: Аст, Астрель, 2010. – 258 с.
46. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Т.Г. Хоментаускас – М.: Педагогика, 2009. – 160 с.
47. Шавлов, А.В. Удовлетворенность браком как субъективное восприятие эффективности функционирования семьи / А.В. Шавлов. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2009. – 512 с.
49. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2010. – 258 с.
50. Эриксон, Э. Самотождественность и жизненный цикл / Э. Эриксон. – М.: Академия, 2000. – 247 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты