Конституционно-правовой статус президентов Соединенных Штатов Америки, Французской Республики и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
МИТСО (Международный университет) Витебский филиал
Диплом
на тему: «Конституционно-правовой статус президентов Соединенных Штатов Америки, Французской Республики и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2022
251.00 BYN
Конституционно-правовой статус президентов Соединенных Штатов Америки, Французской Республики и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 79.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
1.1 Процедура избрания и вступления в должность Президента Соединенных Штатов Америки
1.2 Место Президента Соединённых Штатов Америки в системе высших органов государственной власти
1.3 Ответственность Президента Соединенных Штатов Америки
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Порядок избрания Президента Французской Республики
2.2 Место Президента Франции в системе высших органов государственной власти
2.3 Ответственность Президента Французской Республики
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Порядок избрания Президента Российской Федерации
3.2 Место Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти
3.3 Ответственность Президента Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт президентства за весь период своего существования, насчитывающий немногим более 230 лет, стал самым распространенным при формировании системы высших органов государственной власти (на данный момент насчитывается более 150 государств, использующих данную модель). Это объясняется тем, что президентура наравне с институтом парламентаризма «олицетворяет» республиканскую форму правления, поскольку электорату предоставляется право не только формировать представительные органы, но и избирать главу государства (исполнительной власти), что, конечно же, невозможно в условиях монархии.
Теперь довольно трудно представить современное государство без должности президента, учитывая вышеупомянутую статистику. Стоит отметить, что за не столь продолжительный период существования институт президентства стал одним из ключевых в политической системе подавляющего большинства государств. На это указывают и пристальное внимание к процедуре избрания главы государства, и существенная роль, отводимая основными законами стран мира, а также довольно высокая степень ответственности, возлагаемая на лицо, ставшее президентом страны.
Как известно, исторически Соединенные Штаты Америки первыми внедрили вышеуказанный институт. Данная модель была с течением времени перенята многими государствами, однако в настоящее время нет ни одного государства, где президент обладал абсолютно таким же конституционно-правовым статусом, как в США. В процессе государственной практики президентство в странах-«наследницах» претерпело определенные изменения. На это повлияли многие факторы: начиная от типа политической культуры и вплоть до расположения и преобладающих климатических условий в стране.
В настоящее время, как отмечают исследователи в области института президентства, и мы не станем исключением, универсальной модели не существует в силу особенностей каждого государства в отдельности. Однако, учитывая схожести во многих моделях, можно выделить три наиболее общие модели президентуры, речь о которых пойдет в основной части дипломной работы: американская (на примере Соединенных Штатов Америки), французская (на примере Пятой Республики во Франции) и постсоветская (на примере конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации). Безусловно, данный перечень моделей не является исчерпывающим (довольно специфичны модели в ФРГ, Швейцарии, Италии и др.), однако данная работа нацелена прежде всего на всестороннее исследования именно наиболее распространенных моделей.
В связи с этим актуальность данной дипломной работы заключается в широком распространении президентства во всем мире, в том числе его применение и в Республике Беларусь с 1994 года. Путем исследования трех основных моделей президентства мы сможем выявить их достоинства и недостатки, а в последствии сформировать «гибридную» модель для нашей страны, которая позволит усовершенствовать институт главы государства в Республике Беларусь.
В свою очередь, новизна работы заключается в том, что ранее исследователи в своих трудах пытались провести сравнительный анализ не более двух стран, в которых установлен институт президентства. В нашем случае, как было указано ранее, комплексному исследованию буду подвергнуты сразу три государства.
Объектом исследования являются общие отношения, складывающиеся в области института президентства как конституционно-правовая категория, которая включает в себя процедуру избрания, место в системе высших органов государственной власти и порядок привлечения к ответственности главы республиканского государства, которые зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
1.1 Процедура избрания и вступления в должность Президента Соединенных Штатов Америки
Выборы Президента являются одним из ключевых событий в политической жизни не только Соединенных Штатов Америки, но и всего мира в целом. Период выборов наиболее точно отражает реальную картину политического спектра, идеологическую и экономическую ориентированность регионов, а также общее настроение нации.
Несмотря на то, что выборы в США уже на протяжении многих лет рассматривались как главный «индикатор» демократии, отнюдь не всегда избирательная система в Соединенных Штатах принадлежала к системам демократического типа. Так, только в 1870 году была запрещена расовая дискриминация (XV поправка к Конституции) [], в 1920 году женщины получили избирательные права (XIX поправка) [], в 1964 году был установлен запрет на ограничение активного избирательного права вследствие неуплаты избирательного налога (XXIV поправка) [] и в 1971 году возраст, по достижении которого граждане США имели право участвовать в выборах, был снижен до 18 лет (XXVI поправка) [].
Прежде чем приступить к анализу непосредственно процедуры избрания американского Главы государства, необходимо отметить тот факт, что избирательная система в Соединенных Штатах Америки постоянно развивалась в условиях существующей и по сей день двухпартийной системы, что, безусловно, значительно отразилось на всех материальных и процессуальных аспектах избрания Президента. На сегодняшний момент устоявшаяся система создала довольно значительные преграды для весомого участия в выборах кандидатов от «третьих» политических сил страны. Конечно, рассматриваемая ситуация, с одной стороны, затрудняет в полной мере реализовывать свой потенциал тем партиям и группам интересов, которые не принадлежат ни к Демократической, ни к Республиканской партиям. Однако, с другой стороны, необходимость учесть тот факт, что «третьи» политические силы имеют вес лишь в отдельных штатах. А поскольку Президент представляет интересы всех 50 субъектов, входящих в состав Соединенных Штатов, то невозможность вышеуказанных политических субъектов участвовать в предвыборных «гонках» наравне с «партиями-гегемонами» вполне объяснима.
Необходимо также заострить внимание на том аспекте, что в США до сих пор нет единого нормативного правового акта, которые регулировал бы всю процедуру избрания и вступления в должность главы исполнительной власти. На наш взгляд, Конгрессу следовало бы в будущем активно проработать данный вопрос во избежание потенциальных коллизий и пробелов в правовом регулировании выборов Президента.
Что касается требований к главе государствам, то они относительно невелики. Им может стать гражданин США по рождению, достигший 35-летнего возраста и проживающий в Соединенных Штатах в течение 14 лет. Отдельно стоит сказать о количестве сроков пребывания одного и того же лица на посту Президента. Изначально (с момента основания Соединенных Штатов Америки и принятия Конституции 1787 года) предельное количество сроков не устанавливалось каким-либо нормативным актом: данное «ограничение» было не более, чем политической традицией, заложенной первым Президентом США Джорджем Вашингтоном (ярым противником монархической формы правления; на предложения соратников выдвинуть свою кандидатуру на третий срок был дан категорический отказ со стороны Вашингтона). Данная традиция была нарушена 32-м Президентом Франклином Делано Рузвельтом (с 1932 года избирался четырежды []).
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Порядок избрания Президента Французской Республики
Все системы назначения главы республиканского государства стоят перед дилеммой, поскольку существует два способа избрания: путём прямого народного голосования или через представителей. Когда в 1958 году встал вопрос о порядке выборов Президента Франции, замена Парламента более широкой коллегией не встретила решительного возражения. Возможно, тринадцать туров президентских выборов 1953 года сыграли свою роль в дискредитации парламента [].
Аргумент о значении голосов жителей заморских территорий, конечно, имеет определённый вес – ведь их голоса были бы весьма значимы при определении результатов. Гораздо серьёзнее был страх перед избирателями, обычно голосующими за коммунистов и другие левые партии.
В 1958 году во Франции было введено не всеобщее прямое голосование, а косвенные выборы главы государства коллегией нотаблей. Конституция Пятой Республики в редакции 1958 года (ст. 6) следующим образом материализовала эту идею: «Президент Республики избирается на семь лет избирательной коллегией, куда входят члены парламента, генеральных советов и ассамблей заморских территорий, а также представители муниципальных советов». В первом туре для избрания требовалось абсолютное большинство, во втором – относительное.
Ещё до принятия окончательного текста Конституции многие учёные критиковали этот порядок, называя главу государства «избранником даже не пшеницы и свеклы, а ржи и каштана» [], то есть не просто сельскохозяйственных районов, но самых отсталых и наименее продуктивных из них. На первых (и единственных) выборах в неё вошли 81 512 выборщиков, в том числе 76 310 представителей метрополии (465 депутатов, 230 сенаторов, 3149 членов генеральных советов, 63 925 представителей муниципальных советов и 8541 дополнительный делегат, назначенный крупнейшими муниципалитетами), а также 1266 членов генеральных советов заморских департаментов, 3853 представителя заморских территорий и 83 парламентария, представляющие Алжир [].
Морис Дюверже, сопоставив эти цифры с численностью населения, констатировал «полную фальсификацию представительства страны: 16 миллионов французов, живущих в сельской местности в коммунах с населением менее 2000 жителей, представлены 39 000 выборщиков; 27 миллионов горожан, живущих в коммунах с населением свыше 2000 жителей, представлены лишь 33 500 выборщиками. То есть меньшинство выступает как большинство, а большинство как меньшинство. Более того, жители коммун с населением менее трети населения страны имеют абсолютное большинство среди президентских выборщиков, представляющих муниципалитеты (36 800 против 35 700). Само собой разумеется, что эта перестановка пропорций имеет очень ясное политическое значение, так как сельские коммуны более консервативны, чем городские. Существует ещё и экономическое последствие: коммуны с населением менее 1500 жителей представляют Францию более статичную, другие – Францию более динамичную (по сравнению с первыми)» [].
Впервые публично вопрос о возможности замены коллеги выборщиков всеобщим голосованием был поставлен де Голлем на пресс-конференции 11 апреля 1961 года. Поставленный проект действующего на тот момент Президента был утверждён 28 октября 1962 года (участвовало в голосовании 77,23% избирателей, проголосовали «за» 61,75% поданных голосов, «против» - 38, 24%). Закон № 62-1292 от 6 ноября 1962 года заменил длинный текст ст. 6 Конституции короткой фразой: «Президент Республики избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием». В связи с этим был соответственно изменён и ордонанс о порядке избрания Президента от 7 ноября 1958 года [].
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Порядок избрания Президента Российской Федерации
Выборы Президента РФ осуществляются на основе следующих нормативных правовых актов: Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ и других федеральных законов.
Конституция устанавливает, что Президент избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Положение о сроке введено Федеральным Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 декабря 2008 года и действует начиная с выборов Главы государства в 2012 году. До введения в силу данной поправки срок полномочий Президента составлял четыре года [].
Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и последующие сроки возможно, но только после перерыва, длительность которого закон не определил. Это и сделало возможным избрание В.В. Путина на третий срок в 2012 году. Конституционный Суд РФ в определении от 5 ноября 1998 года указал, что избрание первого Президента в 1991 году (то есть до принятия Конституции в 1993 году) на срок до 1996 года должно было рассматриваться как первый срок президентства и по новой Конституции, что сделало невозможным избрание Б.Н. Ельцина на новый срок в 2000 году. Конституционный Суд не увидел неопределённости в сложившемся положении и четко указал, что «два срока полномочий подряд…составляют конституционный предел, превышение которого Конституция не допускает» [].
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избрание Президента РФ прямым способом связывает его с народом более тесно и непосредственно, чем избрание парламентом (ФРГ) или косвенное избрание (в США), но различие не имеет принципиального характера с точки зрения демократизма. Главное состоит в том, что Президент получает легальный мандат и это позволяет ему в той или иной степени вести себя независимо по отношению к парламенту [].
Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет []. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат вообще не может отлучаться из страны в основном месте жительства. В то же время федеральным законом установлено, что не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Также не может быть избранным гражданин, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления или преступления экстремистской направленности и имеющий на день голосования неснятую или непогашенную судимость в течение 10 лет со дня снятия или погашения судимости за тяжкое преступление и 15 лет – за особо тяжкое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое развитие института президентства позволило сформировать три наиболее встречающиеся модели, невзирая на различия (географические, политические, экономические и др.) в тех или иных государствах.
Американская модель президентуры, несмотря на продолжительность своего существования, претерпела незначительные изменения. Институт президентства в США, являясь неотъемлемой частью конституционного строя, отражает специфику функционирования исполнительной власти в Соединённых Штатах с учетом установленного государственного режима. Система избрания Главы государства, на наш взгляд, в будущем сможет видоизмениться лишь в небольших объемах (например, искоренение «недобросовестных выборщиков»), однако сама процедура в целом (переход к прямым выборам Президента) маловероятен по причине решения серьёзных вопросов, связанных с имеющейся формой государственного устройства. Полномочия Главы государства, представляя из себя результат более чем 200-летнего взаимодействия всех ветвей власти, по нашему мнению, не претерпит каких-либо изменений в ближайшее время по причине отсутствия изъянов в отношениях между Президентом и иными государственными органами. Порядок привлечения американского Главы государства к ответственности, несмотря на отсутствие прецедентов отрешения Президента от должности, заслуживает статуса «эталонной процедуры» для других моделей. Четкое правовое регламентирование данной процедуры и разрешение вопроса об ответственности одним органом без значительного участия других позволяет ей и в будущем успешно функционировать в случае необходимости. Кардинальных изменений процедура импичмента Президента США не требует.
Французская модель президентства, отражая специфику европейского политического процесса, определяет Президента как «арбитра», регулирующего отношения между всеми ветвями власти. Как отмечалось выше, несмотря на наличие определенных полномочий, Президент Франции не определяется как Глава государства, что, безусловно, требует внедрения корректировок на уровне Конституции. Также указание в законодательстве на наличие такого элемента избирательного процесса, как праймериз, позволит привести процедуру избрания Президента в соответствии с современной политической практикой. Если же обратиться к институту ответственности французского Главы государства, то здесь абсолютно очевидна тенденция к усилению ответственности Президента. Считаем целесообразными подобные изменения в данный институт, тем самым обеспечивая его наибольшую эффективность.
Постсоветская модель президентуры, претерпев во всех странах-сторонниках значительные системные изменения в 90-е годы ХХ века, предусматривает процедуру прямого избрания Президента народом, что повышает его легитимность и авторитет, широкий спектр президентских полномочий, способствующих Главе государства в координации деятельности всех ветвей власти и обеспечении надлежащего взаимодействия между ними. Имеющиеся у Президента полномочия позволяют ему выступать как в качестве инициатора системных реформ, так и в роли их непосредственного исполнителя. Порядок привлечения постсоветского Президента к ответственности представляет собой достаточно сложную процедуру, проведение которой не способно гарантировать полноценный успех его отрешения, следовательно, обладает малой эффективностью. Несмотря на это «сильный» Глава государства - естественное и закономерное явление в процессе переходного периода, характерного для большинства постсоветских стран. Это объясняется тем, что в данных условиях только «сильный» конституционно-правовой статус Президента способен гарантировать в должной мере соблюдение положений Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также стабильность всей системы органов власти, «образующим» элементом которой он является.
1. Авакьян, С. А. Конституционное право Российской Федерации. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Формула права», 2007. – 206 с.
2. Алебастрова, И. А. Основы американского конституционализма / И. А. Алебастрова. – М.: Юриспруденция, 2001. – 160 с.
3. Ардан, Ф. Франция: Государственная система / Отв. ред. Л. М. Энтин. – М.: Юрид. лит., 1994.
4. Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран / М. В. Баглай; под общ. ред. Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. – 11-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 768 с.
6. Баглай, М. В. Президенты РФ и США. Роль, порядок выборов, полномочия / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2008. – 144 с.
7. Борисюк, В. И. Политические институты в США: история и современность / В. И. Борисюк, [и др.]; отв. ред.: С.М. Плеханов. – М.: Наука, 1986. – 279 с.
8. Бунин, И. Праймериз во Франции: история и современность / И. Бунин // Политком (Информационнный сайт политических комментариев) [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://politcom.ru/21268.html.
9. Дегтев Г. В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: Сравнительно-правовой анализ / Г. В. Дегтев. – М.: Юристъ, 2003. – 159 с.
10. Жидков, О.А. США. Конституция и законодательные акты / О. А. Жидков. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – 766 с.
11. Зяблюк, Н. Г. Федеральные выборы 2000 г. в США / Н.Г. Зяблюк. – М: ИСКРАН, 2001 – с. 101.
12. Избирательная система Российской Федерации: действующее законодательство. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 511 с.
13. Ирхин, И. В. Президентский контроль (в свете конституционно-правового статуса главного федерального инспектора по субъекту Российской Федерации) / И. В. Ирхин // Государство и право. – № 5, 2016. – с. 27–35.
14. Кондрашев, А. А. Отрешение от должности Президента Российской Федерации / А. А. Кондрашев // Государство и право. – № 9, 2012. – с. 5–13.
15. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий ученых МГЮА им. О.Е. Кутафина под рук-вом д.ю.н., проф. Е.И. Козловой. – М.: Изд-во «Библиотека РГ», 2009. – 383 с.
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993) // Консультант Плюс: Российская Федерация. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Собрание законодательства Российской Федерации. – М., 2017.
17. Краснов, М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала Президента / М.А. Краснов // Государство и право. – № 1, 2015. – с. 5–17.
18. Крутоголов, М. А. Президент Французской Республики: правовое положение / М. А. Крутоголов. – М.: Наука, 1980. – 336 с.
19. Лафитский, В. И. Конституционный строй США / В. И. Лафитский. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 272 с.
20. Лафитский, В. И. Правовое регулирование президентских выборов в США / В. И. Лафитский. – М.: РЦОИТ, 2004. – 144 с.
21. Лузин, В. В. Президентская модель разделения властей (на примере США) / В. В. Лузин // Государство и право. - № 3. – 1999.
22. Маклаков, В. В. Законодательный процесс в современной Франции: учебное пособие / В. В. Маклаков. – М.: Издательство Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2014. – 179 с.
23. Маклаков, В. В. Избирательное право современной Франции / В. В. Маклаков. – М.: Издательство Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2011. – 176 с.
24. Маклаков, В. В. Парламент и Президент Франции / В. В. Маклаков. – М., 2006. – 194 с.
25. Масловская, Т. С. Конституционная реформа во Франции (по состоянию на 06.12.2010 г.) / Т. С. Масловская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26. Масловская, Т. С. Конституционные реформы: французский опыт (1958-2008 годы) / Т. С. Масловская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
27. Михалева, Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) / Н. А. Михалева. – М.: Формула права, 2007. – 208 с.
28. Мишин, А. А. Конституция США: Политико-правовой комментарий / А.А. Мишин, В.А. Власихин. – М.: Международные отношения, 1985. – 334 с.
29. Мишин, А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США / А. А. Мишин. – М.: Наука, 1984. – 189 с.
30. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ: ред. от 18.06.2017 г. // Консультант Плюс: Российская Федерация. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Собрание законодательства Российской Федерации. – М., 2017.
31. Окуньков, Л. А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика / Л. А. Окуньков – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 240 с.
32. Окуньков, Л.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие / Л. А. Окуньков. – М.: Городец. Формула права, 1999. – 352 с.
33. Пензин, К. Е. Конституционные основы прекращения полномочий Президента Российской Федерации / К.Е. Пензин // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionnye-osnovy-prekrascheniya-polnomochiy-prezidenta-rossiyskoy-federatsii.
34. По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/government/12113889.
35. Романовский, А. А. Институт президентства во Франции и России (сравнительно-правовой анализ) / А. А. Романовский. – Воронеж, 2007. – 34 с.
36. Севостьянов, Г. Н. История США / Г. Н. Севостьянов – М.: Наука, 1983.
37. Скосаренко, Е. Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность / Е. Е. Скосаренко. – М.: Формула права, 2007. – 206 с.
38. Смирнова, О. А., Золина, Д. Исполнительная власть во Франции и её роль в офрмировании внешнеполитического курса страны / О. А. Смирнова, Д. Золина // Власть. - № 3, 2011. – с. 90–95.
39. Тарбер, Д. Разделённая демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Д. Тарбер. – М.: Прогресс, 1994. – 416 с.
40. Тязин, Е. Н. Импичмент Президента США и отрешение от должности Президента Российской Федерации: сравнительная характеристика / Е. Н. Тязин // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/impichment-prezidenta-ssha-i-otreshenie-ot-dolzhnosti-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-sravnitelnaya-harakteristika.
41. Чаннинг, Э. История Соединённых Штатов Америки / Э. Чаннинг. – СПб: Контрагенства, 1897. – 411 с.
42. Чудаков, М. Ф. Конституционное право США. Основные институты / М. Ф. Чудаков. – Минск: Тесей, 2003. – 192 с.
43. Leip, D. 2000 Presidential Election / D. Leip // U.S. Electoral College [Electronic resource]. – Mode of access: http://archives.gov/federal-register/electoral-college/votes/2000.html.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 79.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты