Психолого-педагогические особенности личности осужденных к ограничению свободы и их учет в организации исправительного процесса
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Психолого-педагогические особенности личности осужденных к ограничению свободы и их учет в организации исправительного процесса»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2022
251.00 BYN
Психолого-педагогические особенности личности осужденных к ограничению свободы и их учет в организации исправительного процесса
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
Поделиться
Введение
Глава 1. Развитие образовательной деятельности как приоритет государственной политики Республики Беларусь в сфере исполнения наказания
1.1. Нормативно-правовая база исправительного процесса осужденных, отбывающих наказание в Республики Беларусь
1.2. Современные психолого-педагогические технологии в психокоррекционной работе для развития у осужденных устойчивых позитивных форм поведения
Глава 2. Эмпирическое исследование технологий готовности осужденного к правопослушной жизни после освобождения от наказания
2.1. Формирование готовности осужденного к правопослушной жизни после освобождения от наказания как цель воспитательной работы в ИУОТ
2.2. Психолого-педагогические технологии исправления осужденных в ИУОТ
Глава 3. Разработка методических рекомендаций по применению психолого-педагогических технологий по формированию позитивных устойчивых форм поведения осужденных после освобождения от наказания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Поскольку в современных условиях преступность продолжает расти, необходимо совершенствовать индивидуализацию наказания и оказывать психолого-педагогическую помощь каждому правонарушителю в пенитенциарных учреждениях для повышения эффективности исправления. Поскольку бывшие правонарушители имеют особое значение для общества, государство всесторонне заинтересовано в их способности стать полноценными гражданами после отбытия наказания, предоставляя им при необходимости психологическую и социальную помощь.
Несомненно, правовые положения, касающиеся воспитательной работы с правонарушителями, лишенными свободы, являются важным фактором их реинтеграции и адаптации в обществе после освобождения. Важность совершенствования и повышения эффективности правового надзора за пенитенциарной системой обусловливает необходимость разработки определенных систем организации и осуществления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.
Исправление правонарушителей состоит из непрерывного процесса, который влияет на структуру личности правонарушителя. Под влиянием сотрудников исправительных учреждений, других государственных учреждений и персонала структура личности заключенного претерпевает внешние изменения.
Основными инструментами исправления и перевоспитания осужденных являются режим отбывания наказания, труд, воспитательная работа для отбывающих наказание, обучение.
Значимость выбранной темы заключается в том, что рецидивная преступность в Республике Беларусь растет с каждым днем, что ставит вопрос об эффективности работы исправительных учреждений, и что грамотная воспитательная работа является движущей силой формирования гражданской позиции и правосознания.
Объект исследования – психолого-педагогические особенности личности осужденных к ограничению свободы и их учет в организации исправительного процесса.
Предметом исследования – психолого-педагогические технологии в психокоррекционной работе по формированию позитивных устойчивых форм поведения осужденных после освобождения от наказания.
Цель исследования состоит в комплексном и всестороннем анализе особенностей использования психолого-педагогических технологий в психокоррекционной работе по формированию позитивных устойчивых форм поведения осужденных после освобождения от наказания.
Задачи исследования:
1. Представить нормативно-правовую базу исправительного процесса осужденных, отбывающих наказание в Республики Беларусь;
2. Характеризовать современные психолого-педагогические технологии в психокоррекционной работе для развития у осужденных устойчивых позитивных форм поведения;
3. исследовать особенности формирования готовности осужденного к правопослушной жизни после освобождения от наказания как цель воспитательной работы в ИУОТ;
4. определить основные психолого-педагогические технологии исправления осужденных в ИУОТ;
5. Разработать методические рекомендации по применению психолого-педагогических технологий по формированию позитивных устойчивых форм поведения осужденных после освобождения от наказания.
Методологическая основа исследования включает в общенаучные методы, такие как анализ, синтез, так и частнонаучные методы – сравнительно-правовой, анализ нормативных правовых актов и материалов судебной практики.
Глава 1. Развитие образовательной деятельности как приоритет государственной политики Республики Беларусь в сфере исполнения наказания
1.1. Нормативно-правовая база исправительного процесса осужденных, отбывающих наказание в Республики Беларусь
В настоящее время существует достаточное количество проблем, связанных с правовым регулированием организации исправительного процесса осужденных, отбывающих наказание в Республики Беларусь. Эти проблемы не могут не волновать законодателей, правозащитников и практиков.
Так, одной из целей уголовного наказания, отраженных в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь) является исправление осужденного. Понятие «исправление осужденного» УК Республики Беларусь не дает. Оно дано в ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК Республики Беларусь), где сказано: «Исправление осужденных – это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни» [35]. Данное понятие является уголовно-исполнительным.
Если обратиться к истории, то отдельного внимания заслуживает роль Модельного уголовно-исполнительного кодекса, который был принят в Санкт-Петербурге в 1996 г. (утвержден постановлением Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) от 2 ноября 1996 г.). Как следствие, данный документ был положен в основу для подготовки национальных уголовно-исполнительных кодексов и тем самым сформировал правовые основы исправительного и воспитательного воздействия на осужденных.
Так, 11 января 2000 г. был принят Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (УИК РБ) [36]. Правовое закрепление системы элементов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в УИК РБ следует структуре Модельного кодекса. В документе предусмотрена глава «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» (гл. 14 УИК РБ). Представим статьи составляющих содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы:
– ст. 104 УИК РБ определяет основные цели воспитательной работы с осужденными, при этом важным являются формирование у осужденных уважительного (добросовестного) отношения к труду и повышение их культурного уровня. Следует выделить закрепление в УИК РБ такой цели, как формирование и укрепление у осужденных стремления к соблюдению требований законодательства. Именно посредством воспитательного воздействия при исполнении наказания у осужденного формируются необходимые знания, умения и навыки, которые впоследствии позволят не совершать новых преступлений. Как следствие, данная цель представляется одной из основополагающих в проведении воспитательной работы с осужденными. В числе особых превосходств УИК РБ необходимо выделить нашедшее закрепление понятие «воспитательная работа с осужденными», под которой понимается планомерная деятельность работников исправительных учреждений, представителей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдению требований законодательства и принятых в обществе правил поведения, на повышение их культурного уровня (ч. 1 ст. 104 УИК РБ). Анализ положений статьи позволяет выделить ряд других полезных для отечественного законодательства позиций, требующих отдельного внимания, в числе которых закрепленные в УИК РБ положения об обязательном посещении осужденными всех проводимых воспитательных мероприятий, а не только предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, и, кроме того, обязательном учете при проведении воспитательной работы поведения осужденного в период отбывания наказания [36].
Глава 2. Эмпирическое исследование технологий готовности осужденного к правопослушной жизни после освобождения от наказания
2.1. Формирование готовности осужденного к правопослушной жизни после освобождения от наказания как цель воспитательной работы в ИУОТ
На данном этапе нами также было организовано эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие 26 человек. Возраст респондентов – от 18 до 43 лет.
Задачи исследования:
1. диагностика особенностей личности осужденных;
2. диагностика степени удовлетворенности подготовкой осужденных к освобождению в исправительном учреждении открытого типа.
3. подвести итоги проделанной работы, обработать результаты.
Диагностика особенностей личности осужденных.
Своевременная диагностика особенностей личности осужденных имеет значение для дальнейшего формирования позитивных устойчивых форм поведения осужденных после освобождения от наказания.
Значительная часть осужденных являются акцентуированными личностями, т. е. личностями с ярко выраженными специфическими чертами характера. Многочисленные исследования показывают, что особенности психики осужденного и его преступная деятельность связаны между собой. Пенитенциарные психологи выделяют три группы акцентуаций характера осужденных в зависимости от криминальной активности личности:
- акцентуации характера осужденных с высокой криминальной активностью;
- акцентуации характера осужденных со средней степенью криминальной активности;
- акцентуации характера осужденных с низкой степенью криминальной активности. Рассмотренные особенности психики осужденных составляют своеобразие их личности. Описанные проявления индивидуальности личности осужденных необходимо учитывать в процессе их исправления и ресоциализации.
Поэтому с целью решения первой задачи эмпирического исследования мы разделили респондентов на 2 группы в зависимости от возраста. В 1 группу вошли осужденные в возрасте 18-30 лет (12 человек), во вторую – осужденные в возрасте 31-43 года (14 человек).
Мы предположили что, готовность к риску осужденных взаимосвязана с типом акцентуации характера осужденных.
На данном этапе в ходе диагностического исследования были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта.
Цель: выявление оценки своей смелости, готовности к риску.
Техника проведения. Осужденным раздаются бланки с вопросами. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до –2.
Выделяется пять уровней готовности к риску:
- излишняя осторожность;
- склонность к осторожности;
- средний уровень готовности к риску;
- склонность к риску;
- излишняя склонность к риску.
2. Методика А.Е. Личко определения акцентуаций характера (Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Глава 3. Разработка методических рекомендаций по применению психолого-педагогических технологий по формированию позитивных устойчивых форм поведения осужденных после освобождения от наказания
Предложим и рассмотрим некоторые мероприятия, которые могут осуществляться по тематическим блокам:
1. Социальный блок: обучение техникам установления контакта, обучение техникам эффективного межличностного общения, противостояние манипулятивному давлению, формирование новых отношений с родственниками, принятие изменений в близком окружении, способствующей поддержанию мотивации освободившегося на укрепление здоровья и решение социальных проблем, профориентация.
Мероприятие «Не оставляй меня».
Цель: восстановление и подержание социально-полезных связей.
Содержание: оказание социально-психологической защиты осужденному при разрушении социально-полезных связей путем замещения ценностей, вступления в контакт с родственниками с целью изменить его поведение.
Результат: Именно при непосредственном, продолжительном и постоянном контакте с родственниками осужденных, можно осуществить объективную социальную диагностику и реализовать необходимое позитивное воздействие на семью, а через нее на личность осужденного.
Мероприятие «Профориентация».
Цель: права осужденного при трудоустройстве. Ориентация на обучение и повышение квалификации, ориентация на рынке труда, написание резюме, эффективное взаимодействие со службой занятости
Содержание: разъяснения о правах осужденных после освобождения, права осужденных при трудоустройстве. Возможности дальнейшего обучения в средних учебных заведениях, колледжах (очная и заочная формы обучения). Информирование о возможностях проведение собеседования при приеме на работу. Правила поведения при собеседовании. Информирование о том, как работает служба занятости и ее возможности. Информирование о положении на рынке труда, о порядке и сроках, перечне документов, необходимых для взаимодействия со службой занятости. Изучение вакансий банка данных центра занятости: вакансии из других регионов, вакансии с предоставлением жилья.
Результат: развитие и актуализация знаний своих прав и обязанностей, формирование навыка использования знаний в открытой среде. Мотивирование на дальнейшее обучение (получение среднего специального образования, дистанционного образования).
Осужденные получают алгоритм конкретных шагов по поиску работы после освобождения. Встречи со специалистами из службы занятости. Обучение принципам и правилам общения со службой занятости. Изучение вакансий, которые предлагает служба занятости.
2. Психологический блок: формирование адекватной самооценки и принятие себя, коррекция ценностных ориентаций, формирование уверенности, формирование ответственности, техники выхода из стресса.
Психологическая работа по подготовке осужденных к освобождению направлена на решение задач активизации психической деятельности осужденного на свободе.
Задачи заключаются в следующем:
- развитие и коррекция представлений осужденных о себе («Я»-концепция);
- развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;
- прояснение и формирование жизненных планов осужденных;
- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил рассмотреть особенности организации исправительного процесса осужденных и нормативно-правовую базу исправительного процесса осужденных, отбывающих наказание в Республики Беларусь, направленную на регулирование проблем и организации более стабильной системы взаимодействия с осужденными в рамках исправительной системы. Проведенный анализ уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь показал достаточно большой объем принятых правовых решений в регулировании порядка организации и проведения исправительной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В настоящее время, организационно-правовую основу планирования исправительной и воспитательной работы составляют нормы статей 104-116 УИК, Инструкция по ВР и иные правовые акты Департамента, дополняющие положения указной инструкции в части проведения мероприятий организационного и методического характера.
Психологическая работа с осужденными в исправительных учреждениях является центральным направлением деятельности психологической службы на современном этапе реформирования УИС. Психкоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание, – это воздействие на психику осужденного (ценностные ориентации, социальные установки, личностные качества, психические состояния) с целью его исправления и развития посредством использования специальных программ и психотехнологий. Существуют специальные воспитательные (психокоррекционные) программы, направленные на формирование у осужденных устойчивых форм позитивного поведения, например, психосоциальный тренинг М.Г. Дебольского, программа социально-педагогического тренинга в системе нравственного воспитания осужденных А.С. Новоселовой, психолого-педагогический аутотренинг по А.С. Новоселовой. Основными методами проведения групповых занятий по социальной психологии являются: групповое обсуждение, анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, психодрама (социальная драма), психотехнические упражнения. Однако, на наш взгляд, данное направление работы является не только практически значимым, но и наиболее сложным, запутанным в теоретическом плане; отсутствуют типовые программы психокоррекционной работы с конкретными категориями осужденных; во многих учреждениях отсутствуют кабинеты для групповой работы; ощущается недостаток квалифицированных специалистов; не оказывается профильная психологическая помощь; не разработаны четкие критерии и показатели эффективности психокоррекционной работы.
Нами также было организовано эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие 26 человек. Возраст респондентов – от 18 до 43 лет. В ходе исследования мы выявили, что наиболее склонны к риску осужденные, имеющие истероидный тип акцентуации характера. Статистический анализ полученных данных показал слабую положительную связь между степенью готовности к риску и акцентуациями характера. Результаты исследования показали, что большинство осужденных находится в трудоспособном возрасте, в связи с этим вопросы о трудоустройстве после освобождения крайне важны для них. Большинство осужденных (38%) имеет только среднее специальное образование. Не имеют образование 31% осужденных. В таких условиях, без образования и без специальности, такие осужденные смогут претендовать лишь на неквалифицированную работу с низкой заработной платой. Также большинство осужденных (52%) не работали до осуждения. Именно данная категория осужденных нуждается в особой коррекционной работе и ресоциализации перед освобождением. Это подтверждают результаты тестирования. В 49% осужденные не поддерживают ни с кем отношений. Это свидетельствует о том, что наряду с прочим, осужденные нуждаются в помощи, направленной на установление социально-необходимых контактов. В 100% осужденные не собираются возвращаться в места лишения свободы, однако в результате отсутствия необходимой помощи, а также удовлетворения их потребностей, вероятность рецидива повышается в разы.
1. Алферов, Ю. А. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы / Ю. А. Алферов. - М. : Домодедово, 2014. - 411 с.
2. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства / А. Г. Амбрумова // Мед. помощь. - 1994. - № 3. - С. 15-19.
3. Антонян, Ю. М. К чему приговаривает суд, когда лишают свободы / Ю. М. Антонян // Уголов. -исполн. система: право, экономика, упр. - 2005. - № 4. - С. 4-7.
4. Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - М. , 2003.
5. Белов, Ю. Н. Проблемы медицины в местах лишения свободы / Ю. Н. Белов // Человек: преступление и наказание. - 2014. - № 1. - С. 51.
6. Беляева, Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности / Л. И. Беляева // Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. - М. , 2001. - С. 531-533.
7. Бурый, В. Е. Особенности организации исправительного процесса осужденных в местах лишения свободы : монография / В. Е. Бурый, В. И. Степаненко. - Могилев : Могилев. ин-т МВД Республики Беларусь, 2017. - 164 с.
8. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. - СПб, 2017. - 608 с.
9. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 237 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б . Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. , испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
11. Дебольский, М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе : Учеб. пособие / М. Г. Дебольский; Акад. МВД России. - М. : Акад. МВД РФ, 1996. - 87
12. Исправительная (пенитенциарная) педагогика : Учебник для слушателей и курсантов учеб. заведений МВД РФ / М. П. Стурова, С. И. Кузьмин, А. И. Зубков и др. ; Под ред. А. И. Зубкова, М. И. Стуровой. - Рязань : РВШ МВД РСФСР, 1993. - 397 с.
13. Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия : учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. - М. : Педагогическое общество России, 2012. - С. 16-25.
14. Кашинский, М. Ю. Правовое и организационное обеспечение предупреждения аутодеструктивного поведения в учреждениях уголовно-исполнительной системы: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 08 / М. Ю. Кашинский. - Минск, 2007. - 179 с.
15. Ковтун, В. Н. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ / В. Н. Ковтун // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А. В. Пилещко, В. А. Уткина. - Домодедово, 1996. - С. 3- 7.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. ). - Минск: Амалфея, 2007. - 48 с.
17. Костюк, М. Ф. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях: дис. … д-ра юрид. наук: 12. 00. 08 / М. Ф. Костюк. - М. , 2000. - 195 с.
18. Литвишков, В. М. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций / В. М. Литвишков, А. В. Митькина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 400 с.
19. Нечаев, А. Д. , Пенитенциарная преступность: положительные и отрицательные тенденции / А. Д. Нечаев, И. Д. Олейников // Вопросы современной юриспруденции. - Новосибирск: СибАК, 2015. - 98 с.
20. Новоселова, А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных : Теория и технология / А. С. Новоселова; М-во общ. и проф. образования РФ. Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 1998. - 243 с.
21. Об утверждении инструкции о порядке аттестации осужденных к наказаниям в виде лишения свободы : Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 10. 11. 2010 г. , № 353.
22. Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде ареста и лишения свободы : Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 30. 12. 2013 г. , № 572.
23. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]: [приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12. 12. 2005 г. № 238]. - http: КонсультантПлюс.
24. Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [Электронный ресурс]: Постановление Министерства Внутренних дел Республики Беларусь 20 октября 2000 г. № 174 // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015
25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд. , перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с.
26. Пастушеня, А. Н. Исправительная психология : Учебное пособие / А. Н. Пастушеня. - Минск : Академия МВД, 2019. - 271 с.
27. Пастушеня, А. Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психол. концепция / А. Н. Пастушеня. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1998. - 207 с.
28. Пастушеня, АН Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы / А. Н. Пастушеня // Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменко [и др:] ; ПОД общ. ред. ВМ. Хомича. - Минск: ГУИСТ БГУ, 2012. - 696 с.
29. Положение об отделе (отделении, группе) исправительного процесса исправительной колонии, воспитательной колоний уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудового профилактория МВД Республики Беларусь» : приказ ДИН МВД республики Беларусь № 60 от 1 апреля 2008 г. // Консультатнт Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2019.
30. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2. доп. и перераб. изд. - СПб. [и др. ] : Питер, 2000. - 1019 с.
31. Смирнова, Е. Ю. Социально-педагогические технологии работы с осужденными в исправительном учреждении / Е. Ю. Смирнова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2011. - С. 71-76.
32. Стуканов, В. Г. Исправительная педагогика : учебное пособие / В. Г. Стуканов. - Минск : Академия МВД, 2013. - 395 с.
33. Стурова, М. П. Пенитенциарная педагогика : курс лекции Н. А. Тюгаева. - Рязань : Академия ФСИН России, 2010. - 424 с.
34. Суровцев, В. А. Институционализация социальной работы в УИС, реализация различных концепций: опыт, достижения, проблемы / В. А. Суровцев // Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития. Рязань, 2013. - 220 с.
35. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 января 2000 г. , № 365-З: Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 21. 07. 2008 г. , № 417-З // Эталон - Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
36. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств – участников СНГ: сопоставительная таблица / сост. Е. А. Антонян, А. А. Захаров, М. М. Семенова ; под общ. ред. А. С. Михлина. М. ; Брянск, 2001. – 263 с.
37. Ускачева, И. Б. Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы / И. Б. Ускачева. - Москва, 2012. - 185 с.
38. Шабанов, В. Б. Аутодеструктивное поведение в учреждениях уголовно-исполнительной системы: организационные и правовые проблемы: моногр. / В. Б. Шабанов, М. Ю. Кашинский; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. - 148 с.
39. Шабанов, В. Б. Особенности влияния социальной среды в местах лишения свободы на безопасность осужденных (история и современность) / В. Б. Шабанов, А. Л. Лукьянович // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. - 2006. - № 2 (12). - С. 192-196.
40. Шарков, А. В. Уголовно-исполнительное право: Учебник / А. В. Шарков. - 2-е изд. испр. и Доп. Минск: Тесей, 2008. - 384 с.
41. Шевцов, Ю. Л. Общие положения Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь / ЮЛ. Шевцов // Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / НФ. Ахраменко [и др. | ; под общ. ред. В. М. Хомича. - Минск: ГУИСТ БГУ, 2012. - 696 с.
42. Щипанова, Н. И. Влияние социальных условий в местах лишения свободы на личность осужденного / Н. И. Щипанова, Т. В. Кухтина [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-usloviy-v-mestahlisheniya-svobody-na-lichnost
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты