Организация расследования массовых беспорядков
Академия МВД РБ
Диплом
на тему: «Организация расследования массовых беспорядков»
по дисциплине: «Организация расследования преступлений»
2022
251.00 BYN
Организация расследования массовых беспорядков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Организация расследования преступлений
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ.293
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
2.1 Криминалистическая характеристика массовых беспорядков
2.2 Типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования массовых беспорядков
2.3 Планирование организации расследования массовых беспорядков
ГЛАВА 3 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
3.1 Возбуждение уголовных дел по факту совершения массовых беспорядков
3.2 Особенности проведения тактики некоторых следственных действий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что с конца XX века в период демократических преобразований в Беларуси для общества типичными становятся такие явления массового характера, как проведение различных митингов, демонстраций в поддержку осуществляемых преобразований. Одновременно получают распространение и явления массового характера, несущие в себе угрозу гражданскому обществу и государству.
Среди них – организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением чужого имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств и др., посягающими на общественный порядок и безопасность, на порядок управления, на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности, на имущество граждан и организаций, и, в связи с чем, в такой период растет число тяжких и особо тяжких преступлений.
Массовые беспорядки в последнее время получили большое распространение на территории наиболее крупных городов нашей страны. Деяния такого рода представляют особую опасность как для жизни и здоровья отдельных граждан, так и для конституционного строя Беларуси, территориальной целостности государства.
Расследование преступлений указанной сферы – процесс непростой, требующий значительных временных затрат, интеллектуального ресурса. Сложность расследования таких дел заключается в множестве обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, обширной территории совершения преступлений, что значительно затрудняет сбор криминалистически значимой информации.
Имеющиеся недостатки в расследовании массовых беспорядков и связанных с ними преступлений обусловлены тем, что, с одной стороны, в науке криминалистики еще не сформировалось отдельное направление криминалистической методики расследования массовых беспорядков и сопряженных с ними преступлений, которое могло бы стать основой для разработок многих частных методик, а, с другой стороны, участились случаи следственных и судебных ошибок, последствием которых становились факты необоснованного осуждения невиновных.
Кроме того, недостаток имеющихся научных разработок способствовал и способствует тактическим просчетам в расследовании, порождает ошибки в практической деятельности при выдвижении и проверке версий и оценке доказательств, влечет иные ошибки при производстве отдельных следственных действий и принятии процессуальных решений и судебных приговоров.
Причинами просчетов и ошибок в расследовании преступлений данной категории также являются: незнание закономерностей возникновения и развития механизма массовых беспорядков, и, соответственно, особенностей процессуальных и криминалистических положений процесса доказывания каждого эпизода массовых беспорядков и каждого сопряженного с ними преступления, не владение тактической сущностью криминалистических рекомендаций при расследовании массовых беспорядков, несовершенство отдельных норм уголовно-процессуального законодательства и др.
Имеют место ошибки в организации оперативного сопровождения уголовных дел данной категории, в том числе взаимодействия следователей с оперативными сотрудниками правоохранительных органов и, в частности, в составе следственно-оперативной группы или бригады и т.д.
Совокупность обозначенных и сопряженных с ними обстоятельств свидетельствует об актуальности исследования, а также необходимости поиска новых подходов к повышению уровня эффективности расследования массовых беспорядков.
Цель исследования заключается в рассмотрении методики расследования массовых беспорядков и сопряженных с ними преступлений.
Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть генезис теоретических представлений об организации расследования преступлений, предусмотренных ст.293 УК
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ.293
Эффективность расследования преступлений, в том числе и массовых беспорядков, зависит от внедрения в правоприменительную практику научных средств и методов раскрытия и расследование преступлений. Несмотря на общие требования, предъявляемые к системе криминалистического обеспечения, она будет различаться в зависимости от конкретных видов преступлений, раскрытие и расследование которых необходимо обеспечить соответствующими криминалистическими средствами и знаниями [1, с. 2–5].
В практике борьбы с отдельными видами преступлений, безусловно, необходимо полностью учитывать комплекс криминалистических знаний, выработанных в рамках изучения криминалистикой своего предмета.
Тем не менее в его рамках криминалистические средства будут различаться в соответствии со степенью их необходимости для успешной реализации деятельности по раскрытию и расследованию конкретных видов преступлений [2, с. 54].
Заслуживает внимания точка зрения М.В. Девятьярова, который полагает, что система криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений должна быть двухуровневой. Первый уровень должен отражать систему во всем ее объеме и касаться деятельности по раскрытию и расследованию преступлений в целом, а на втором – должны строиться «частные» системы криминалистического обеспечения применительно к деятельности по раскрытию и расследованию отдельных видов преступлений [1, с. 2–5].
Попытки применить традиционные способы при расследовании массовых беспорядков не позволяют достичь задач уголовного процесса. Задачи уголовного процесса, как и требования законности, обоснованности, справедливости, всесторонности, полноты, объективности исследования обстоятельств дела, считаются ориентирами деятельности государственных органов и должностных лиц в ходе расследования и разрешения уголовных дел. Чрезвычайность обстановки совершения массовых беспорядков непосредственным образом отражается на ее криминалистической характеристике. Это обстоятельство приобретает самостоятельное правовое значение, влияет на ее квалификацию и, в конечном счете, на качество расследования.
Связь массовых беспорядков с другими совершенными в ходе них преступлениями неоднозначна, она может быть установлена по единству субъектов, места, времени совершения. Участники массовых беспорядков в процессе погромов, разрушений, поджогов совершают и другие преступления – насилуют и убивают женщин и детей, застигнутых в жилищах, совершают погромы, забирают приглянувшиеся вещи, снимают украшения.
Нередко подобные преступления совершают лица, которые сами в погромах и поджогах не участвуют, но используют обстановку массовых беспорядков в своих преступных целях. Иногда усматривается своеобразная организованность в деятельности различных преступных групп – одна идет по улицам и громит все, что попадается им на пути, другая – двигается с некоторым интервалом и, пользуясь бесхозностью разгромленных жилищ, похищает уцелевшие ценности, третья – подвозит бензин, другие горючие вещества и сжигает дома и квартиры, уничтожая следы совершенных преступлений.
Поводом массовых беспорядков могут служить различные события, как умышленные, так и непредумышленные действия, которые в сложившихся неблагоприятных условиях обостренно воспринимаются населением, вызывая резкую негативную реакцию. Это может быть и факт правомерного применения работниками правоохранительных органов оружия, и, напротив, какие-то неправомерные действия и решения органов государственной власти, ложные слухи и сообщения о действительных событиях, преступлениях, в том числе и на почве межнациональной розни.
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
2.1 Криминалистическая характеристика массовых беспорядков
Криминалистическая характеристика массовых беспорядков Криминалистический анализ массовых беспорядков проявляется в целенаправленной разработке и использовании в процессе формирования соответствующей частной криминалистической методики и в ходе производства по уголовным делам о таких деяниях криминалистической характеристики и (или) механизма массовых беспорядков, а также механизма следоообразования, как результата преступлений данной категории [5, с.106].
Криминалистическая характеристика преступлений представляет собой научную абстракцию, которая содержит возможность интерпретации явлений, охватываемых данным понятием, и служит научной базой в системе методико-криминалистических и организационных основ расследования преступных деяний.
В целом, характеристика преступлений, в том числе совершаемых в условиях массовых беспорядков, представляет собой совокупность данных из различных отраслей знания – уголовного права, криминологии, социологии и Полное ее описание складывается из совокупности данных не только собственно криминалистических, но и получаемых на стыке указанных отраслей знания.
Исходя из анализа юридической литературы и судебной практики, можно сделать вывод, что криминалистическую характеристику преступлений составляет научное понятие о модели криминалистически значимых признаков рода и вида (групп) преступлений, проявляющейся в организационно – упорядоченной совокупности существенных обстоятельств их совершения, а также закономерных связях между ними, и служащая для решения непосредственных задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений [6].
Применение представляющую собой информационную модель совершённого преступления, объединяющую значимые для расследования признаки, криминалистическую характеристику при расследовании массовых беспорядков имеет целый ряд особенностей. Эти особенности связаны со сложностью выделения тех признаков, которые могут оказаться значимыми для проводимого расследования. Ведь массовые беспорядки – это достаточно сложное явление, представляющее собой совокупность действий большого числа, участвующих в этих беспорядках, лиц [7, с. 5-8].
Хотя определений массовых беспорядков достаточно много, каждое из них преследует цель – решение вполне определённых задач с позиций отдельных наук. При этом, далеко не все эти определения в одинаковой мере приемлемы для решения всех стоящих задач. В частности, не все эти определения приемлемы для решения задач расследования, то есть представлять собой ценность для криминалистики.
Вполне очевидно, что для этого необходимо такое определение, в котором освещалась бы та сторона сущности массовых беспорядков, знание которой способно было бы оптимизировать их расследование. Таким, значимым для расследования определением может быть только такое, в котором были бы названы наиболее ценные для установления события преступления признаки.
К ним следует отнести такие, как способ совершения преступления и цель, которая им преследуется. При этом, следует отметить, что способ совершения массовых беспорядков может быть самым разным, поскольку в ходе них могут быть применены самые разнообразные предметы. Так, они часто сопряжены с погромами, уничтожением предметов, являющихся чьей-либо собственностью.
ГЛАВА 3 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
3.1 Возбуждение уголовных дел по факту совершения массовых беспорядков
Как известно с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь 1999 года (далее - УПК) в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Процесс нормотворчества применительно к УПК обусловлен различными факторами: приведением норм закона в соответствие с иными актами законодательства, необходимостью его совершенствования в связи с особенностями правоприменительной практики и т.д. Очевидно, что и в дальнейшем УПК будет подвержен изменениям и дополнениям.
Не касаясь вопроса об обоснованности и целесообразности внесения законодателем некоторых изменений и дополнений в УПК, представляется интересной в плане обсуждения особенностей (сложностей) правоприменительной практики при принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела некоторые новеллы в законодательстве, регулирующем деятельность органов уголовного преследования на стадии возбуждения уголовного дела.
Общеизвестно, что стадия возбуждения уголовного дела прошла достаточно длительную эволюцию от ее отвержения к признанию и правовому закреплению самостоятельности. Стремительно меняющиеся с каждым годом условия борьбы с преступностью требуют принятия незамедлительных адекватных мер, направленных в том числе на совершенствование процессуальной деятельности при рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
Одна из таких возможных мер - расширение перечня процессуальных действий, разрешенных законом до возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, совершенствование УПК в этом направлении возможно только на основе серьезных и обоснованных предложений, с учетом многих объективных аспектов. Развитие процессуальной формы должно происходить.
Этап возбуждения уголовного судопроизводства начинается с поступления в орган дознания сообщения о преступлении.
По уголовным делам о массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, возможно поступление сообщений о безвестно пропавших граждан.
Обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования. Заявление или сообщение о преступлении, поступившие в суд, за исключением поданных в порядке частного обвинения, направляются прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель [23, с.53].
Порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях детально регулируется ведомственными нормативными правовыми актами.
Прием заявлений и сообщений о преступлении осуществляют все территориальные органы внутренних дел. В здании территориального органа прием сообщений о преступлении круглосуточно осуществляют оперативные дежурные дежурных частей, а также и иные уполномоченные должностные лица, например: следователь, если сообщение поступило во время производства следственного действия [23, с.56].
В случае если принятие итогового решения по конкретному сообщению не входит в компетенцию органов внутренних дел, то после регистрации заявление (сообщение) с соответствующими материалами направляются по подведомственности, подследственности, подсудности (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или административного правонарушения, а равно по сохранению их следов. Отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении запрещен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность расследования преступлений, в том числе и массовых беспорядков, зависит от внедрения в правоприменительную практику научных средств и методов раскрытия и расследование преступлений. Несмотря на общие требования, предъявляемые к системе криминалистического обеспечения, она будет различаться в зависимости от конкретных видов преступлений, раскрытие и расследование которых необходимо обеспечить соответствующими криминалистическими средствами и знаниями.
В многоплановую криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых в условиях массовых беспорядков, должны включаться только наиболее общие черты, т.е. однотипные обстоятельства преступлений, показанные в интегрированном виде. Применительно к конкретному виду преступлений, совершаемому в условиях массовых беспорядков, может быть использован криминалистический анализ отдельных обстоятельств, сопоставимых с криминалистической характеристикой рассматриваемой нами группы преступлений. Исходя из этого, наиболее целесообразной представляется разработка криминалистической характеристики преступлений, находящейся в зависимости от условий их совершения.
Определение типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования массовых беспорядков позволит минимизировать временные за¬ траты на их оценку, точнее определять факторы, детерминирующие первоначальный этап расследования данных проявлений, сформулировать необходимые перечни следственных действий.
Чтобы расследование осуществлялось целенаправленно, планировать его нужно с учетом оценки существующей ситуации и ее возможных изменений в будущем, как в результате действий следователя, так и действий преступника, препятствующего установлению истины по делу. Постоянное соблюдение этого условия обеспечивает реальность, динамичность планирования. Серьезное значение имеет и третье необходимое условие. Невозможно планировать без учета тех средств и методов, которые следователь предполагает использовать для достижения намеченных целей. Преувеличение своих возможностей влечет за собой нереальность плана и планируемые мероприятия могут не дать желаемых результатов, и, наоборот, преуменьшение, недооценка указанных возможностей следователя может повлечь неоправданную задержку и ненужное расходование сил и средств. Данное обязательное условие планирования основывается на профессиональном, жизненном опыте следователя, его познаниях юридических наук. Таким образом, планирование работы по уголовному делу имеет немаловажное значение.
Основанием возбуждения уголовного дела о массовых беспорядках будет достоверная информация о начале организации массовых беспорядков, либо о начале призывов к массовым беспорядкам, либо о незаконном сборе толпы, участники которой начинают совершать хотя бы одно из противоправных деяний, относящихся к условиям привлечения к уголовной ответственности за массовые беспорядки: применение насилия, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества, оказание вооруженного сопротивления представителям власти, пресекающим беспорядки.
В процессе расследования массовых беспорядков правоохранительные органы сталкиваются с необходимостью решать сложные задачи, имеющие тенденции к повторению. Решение указанных задач путем проведения отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий неэффективно, что обусловливает необходимость разработки специальных тактических комплексов.
При расследовании массовых беспорядков работа на месте происшествия имеет многогранный характер и может быть выполнена лишь при помощи комбинирования следственных действий, организационных и оперативно-розыскных мероприятий, которые целесообразно проводить для данного преступления.
1. Девятьяров, М.В. К вопросу о понятии криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений / М.В. Девятьяров // Рос. следователь. 2010. № 22.
2. Берзинь, О.А. Криминалистическое обеспечение таможенной деятельности / О.А. Берзинь. URL: // www.juristlib.ru / book_10309.html
3. Боровиков, В.Б. Вопросы уголовно-правовой борьбы с массовыми беспорядками в современных условиях развития российской государственности / В.Б. Боровиков // Российское правосудие. – 2016. –№ 9. –С. 68.
4. Енгибарян, В.Г. Проблемы классификации методик расследования массовых беспорядков / В.Г.Енгибарян // Закон и право. –2017. –№ 7. –С. 128. 20
5. Мамайкин, В.А. Особенности информационной основы расследования массовых беспорядков/ В.А. Мамайкин // Современное право. –2014. –№ 2. –С. 106.
6. Вавилов, И.А. Криминалистика и механизм преступления / под ред. И.А. Вавилова. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», –2014. –С. 45.
7. Подольный, Н.А. Опережающая частная методика расследования преступлений / Н.А. Подольный // Российский следователь. – 2011. – № 14. – С. 5-8.
8. Подольный, Н.А. Подготовительный к расследованию этап - этап формирования информационной основы раскрытия и расследования преступлений / Н.А. Подольный// Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2014. – № 4 (15). – С. 249-257.
9. Подольный, Н.А. Предпосылки расследования преступлений / Н.А. Подольный// Российский следователь. – 2014. – № 8. – С. 7-11.
10. Подольный Н.А. Криминалистика и состязательность сторон в уголовном процессе // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2013. – № 4 (9). – С. 263-275.
11. Шамурзаев Т.Т., Данилов С.А. Уголовно-процессуальные основы и криминалистическое обеспечение расследования массовых беспорядков // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2015. – Т. 15. – № 2. – С. 172-174.
12. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Ответственность за массовые беспорядки: вопросы квалификации и доказывания // Законность. – 2015. – № 1 (963). – С. 54-56.
13. Петрусевич, М.Г. Криминалистическая характеристика личности преступника, причастного к массовым беспорядкам / М.Г. Петрусевич // Право.by. – 2014. – № 6 (32). – С. 86-90.
14. Ахмедова, С.Т. Массовые мероприятия как фактор риска возникновения массовых беспорядков / С.Т. Ахмедова // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 29. – С. 71- 75.
15. Булавчик, В.Г., Яхонтов Р.Н. Особенности механизма толпы, как фактора массовых беспорядков / В.Г. Булавчик, Р.Н. Яхонтов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (к 90-летию со дня рождения): В 3-х частях. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. – С. 25-31.
16 Петрусевич, М.Г. Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования массовых беспорядков. – Url: file:///c:/users/%d0%92%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%a3%d0%97/downloads/elibrary_35783096_52593667.pdf.
17. Лядов Э.В. Типичные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования преступлений, совершаемых в условиях массовых беспорядков лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении /Э.В. Лядов// Уголовное судопроизводство: проблемы теории, нормотворчества и правоприменения. Сборник научных трудов. Рязань: Акад. права и управ. ФСИН, 2014. – Вып. 4. – С. 103.
18. Грамович, Г.И. Криминалистика: учеб. пособие / Грамович Г.И. [и др.]; под ред. Н.И. Порубова. – Минск: Выш. шк., 2007. – 575 с.
19. Бессонов, А. А. Исторические основы возникновения и развития института криминалистической характеристики преступлений / А.А. Бессонов // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 11 (48). — С. 260.
20. Лузгин, И. М. Методологические проблемы расследования: Учебное пособие / И. М. Лузгин. М.: Союзиздат, 1973, – С. 45.
21. Белкин, Р.С. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р. С. Белкина, И. М. Лузгина. – М.: ЮРИСТЪ, 1980. – С. 156.
22. Долженко, Н.И. Планирование расследования: учебное пособие / Н.И. Долженко, Н.А. Жукова, И.А. Ярощук. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2021. – 78 с.
23. Авраменко, Е. А. Уголовный процесс: учебное пособие / Е. А. Авраменко. – Минск: Академия МВД, 2015. – 734 с.
24. Андреева, О.И. Уголовный процесс: пособие для бакалавриата юридических вузов / О. И. Андреева [и др.]. – СПб: Феникс, 2015. – 445 с.
25. Борико, С.В. О содержании стадии возбуждения уголовного дела / С. Борико // Юстиция Беларуси. – 2015. – № 3. – С. 22-28.
26. Скачёк, Р.В., Юбко Ю. Возбуждение уголовного дела: по факту и в отношении лица / Р. Скачёк, Ю. Юбко // Юстиция Беларуси. – 2015. – № 6. – С. 21-24.
27. Смирнов, А.В., Калиновский, К.Б. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. – М.: Инфра-М, 2018. – 751 с.
28. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2022.
29. Солтанович, А. В. Законность отказа в возбуждении уголовного дела / Солтанович А. В. // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции: сборник научных трудов. – Минск, 2016. – Вып. 7. – С. 207-223.
30. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2016. – 272 с.
31. Ляхов, Ю.А. Стадия возбуждения уголовного дела – гарантия эффективного предварительного расследования / Ю.А. Ляхов // Государство и право. – 2016. – № 12. – С.96-98.
32. Мороз, Д. Г. Уголовный процесс: учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы обучения / Д.Г. Мороз. – Минск: БИП-С Плюс, 2016. – 75 с.
33. Мытник, П.В. Поводы к возбуждению уголовного дела / П.Мытник // Юстиция Беларуси. – 2018. - № 4. – С. 17-22.
34. Дулов, А.В. Тактические операции при расследовании преступлений / А.В. Дулов. – Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979. – 126 с.
35. Святненко, А.И. Тактическая операция как способ решения следственных ситуаций с высокой степенью информационной неопределенности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / А.И. Святненко. – Ставрополь, 2008. – 189 л.
36. Ермолович, В.Ф. Версии при расследовании преступлений: моногр. / В.Ф. Ермолович, М.В. Галезник. – Минск: ИНБ Республики Беларусь, 2009. – 215 с.
37. Чернышев, М.А. Осмотр места происшествия как базовая тактическая операция: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / М.А. Чернышев; Моск. гос. юрид. акад. – М., 2008. – 23 с.
38. Багмет, А.М. Массовые беспорядки: криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое противодействие / А.М. Багмет. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 288 с.
39. Григорьев, В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях / В.Н. Григорьев // Правоведение. – 1992. – № 3. – С. 52 – 60.
40. Анищенко И.А. Осмотр места происшествия: практ. пособие / И.А. Анищенко [и др.]; под ред. В. М. Логвина; М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2010. – 311 с.
41. Скориков, Д.Г. Расследование преступлений экстремистской направленности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.12 / Д.Г. Скориков. – Волгоград, 2014. – 224 л.
42. Жуланов, В. Осмотр места происшествия с целью получения информации из электронных баз данных / В. Жуланов, Е. Ищенко // Законность. – 2006. – № 6. – С. 10 – 12.
43. Козлов, В.Е. Компьютерные преступления: криминалистическая характеристика и осмотр места происшествия / В.Е. Козлов. – Минск: Акад. МВД РБ, 2001. – 120 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты