Реферат
Объём работы: _ страниц, _использованных источников.
Ключевые слова: КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСНОВНОЙ ЗАКОН, КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА, ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ, ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ, ГОСУДАРСТВО, НАРОД.
Объект исследования – общественные отношения, регулируемые Конституцией Республики Беларусь.
Предмет исследования составляют общетеоретические положения о Конституции, сущности и содержании Конституции Республики Беларусь как Основного закона государства, нормативные правовые акты и правоприменительная практика по данному вопросу.
Цель исследования – на основании комплексного анализа положений законодательства и специальной литературы проанализировать и обобщить теоретические положения о Конституции Республики Беларусь как Основном Законе государства, в том числе относительно ее структуры, особенностей и функций.
Методологическую основу исследования составляет общенаучные методы (диалектический, исторический, анализ и другие) и специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и другие).
Научная новизна исследования определяется выбором темы и подходом к ее исследованию. В процессе исследования были проанализированы конституция как основной источник конституционного права, конституционное развитие в Республике Беларусь, конституционная идентичность государства и правовая охрана конституции Республики Беларусь.
Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности и в дальнейших научных исследованиях.
Дипломная работа является самостоятельно выполненным исследованием.
Рэферат
Аб'ём працы: __ старонак, __ выкарыстаных крыніц.
Ключавыя словы: КАНСТЫТУЦЫЯ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ, АСНОЎНЫ ЗАКОН, КАНСТЫТУЦЫЙНАЯ РЭФОРМА, ТЛУМАЧЭННЕ КАНСТЫТУЦЫІ, ЗМЯНЕННЕ І ДАДАТАК КАНСТЫТУЦЫІ, ДЗЯРЖАВА, НАРОД.
Аб'ект даследавання-грамадскія адносіны, якія рэгулююцца Канстытуцыяй Рэспублікі Беларусь.
Прадмет даследавання складаюць общетеоретические палажэнні аб Канстытуцыі, сутнасці і змесце Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь як асноўнага закона дзяржавы, нарматыўныя прававыя акты і правапрымяняльная практыка па гэтым пытанні.
Мэта даследавання-на падставе комплекснага аналізу палажэнняў заканадаўства і спецыяльнай літаратуры прааналізаваць і абагульніць тэарэтычныя палажэнні аб Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь як Асноўным Законе дзяржавы, у тым ліку адносна яе структуры, асаблівасцяў і функцый.
Метадалагічную аснову даследавання складае агульнанавуковыя метады (дыялектычны, гістарычны, аналіз і іншыя) і спецыяльныя Юрыдычныя метады (параўнальна-прававой, фармальна-юрыдычны і іншыя).
Навуковая навізна даследавання вызначаецца выбарам тэмы і падыходам да яе даследаванню. У працэсе даследавання былі прааналізаваны Канстытуцыя як асноўная крыніца канстытуцыйнага права, канстытуцыйнае развіццё ў Рэспубліцы Беларусь, канстытуцыйная ідэнтычнасць дзяржавы і прававая ахова Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь.
Атрыманыя ў ходзе даследавання высновы могуць быць выкарыстаны ў праватворчай дзейнасці і ў далейшых навуковых даследаваннях.
Дыпломная праца з'яўляецца самастойна выкананым даследаваннем.
Summary
Volume of work: _ pages, __sources used.
Keywords: CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF BELARUS, BASIC LAW, CONSTITUTIONAL REFORM, INTERPRETATION OF THE CONSTITUTION, AMENDMENT AND ADDITION OF THE CONSTITUTION, STATE, PEOPLE.
The object of the study is public relations regulated by the Constitution of the Republic of Belarus.
The subject of the study consists of general theoretical provisions on the Constitution, the essence and content of the Constitution of the Republic of Belarus as the Basic Law of the state, normative legal acts and law enforcement practice on this issue.
The purpose of the study is to analyze and summarize the theoretical provisions of the Constitution of the Republic of Belarus as the Basic Law of the state, including its structure, features and functions, based on a comprehensive analysis of the provisions of legislation and special literature.
The methodological basis of the research consists of general scientific methods (dialectical, historical, analysis and others) and special legal methods (comparative legal, formal legal and others).
The scientific novelty of the research is determined by the choice of the topic and the approach to its research. The study analyzed the constitution as the main source of constitutional law, constitutional development in the Republic of Belarus, the constitutional identity of the state and the legal protection of the Constitution of the Republic of Belarus.
The conclusions obtained in the course of the study can be used in law-making activities and in further scientific research.
The thesis is an independently completed study.
Введение
Нормы права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди источников права важнейшее место занимает конституция. Конституция – Основной закон государства. Она занимает более высокое место в иерархии нормативных актов и обладает большей юридической силой по отношению к другим актам. Это конституция, имеющая юридическое значение, которая определяет цели и принципы организации и жизнедеятельности, установленные обществом для себя. Это Основной закон, который регулирует отношения между организацией и деятельностью государственной власти на основе демократии и гуманности, закрепляет консенсус интересов, их дифференциацию и связи, объединяет народ всей страны в единый народ – носитель власти и становится единым обществом подчиненный самой стране.
Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция является правовой основой для развития всех юридических ведомств, составляющих правовую систему. Кодексы и другие законы обычно ссылаются на действующую Конституцию, и иногда они формулируются после того, как ранее принятые акты соответствуют Конституции. Это обеспечивает единство и взаимную согласованность отраслей права, а также общность их основных принципов.
Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, которые впоследствии получают детальное правовое регулирование в текущем законодательстве. Часть норм конституции имеют и прямое действие, т. е. при своем применении не нуждаются в дополнительном регулировании.
Основным Законом Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие на территории всей республики, а также закрепляет основные права и обязанности граждан и государства.
Конституция Республики Беларусь является ядром правовой системы государства, так как в ней закреплены основополагающие принципы и нормы правового регулирования общественных отношений. Она закрепляет основные ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования. Именно Конституция даёт гарантии прав и свобод личности, политические и духовные гарантии, чётко определяет обязанности гражданина и государства.
Конституция как Основной закон любого государства является фундаментом законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и отношения с государством, Конституция в силу своего особого места в законодательной системе определяет основные правила, в соответствии с которыми разрабатываются и утверждаются другие нормативные акты. При этом Конституция отражает уровень социально-экономического и политического развития государства Соответственно изучение Конституции Республики Беларусь имеет большое значение.
Объект исследования – общественные отношения, регулируемые Конституцией Республики Беларусь.
Предмет исследования составляют общетеоретические положения о Конституции, сущности и содержании Конституции Республики Беларусь как Основного закона государства, нормативные правовые акты и правоприменительная практика по данному вопросу.
Цель исследования – на основании комплексного анализа положений законодательства и специальной литературы проанализировать и обобщить теоретические положения о Конституции Республики Беларусь как Основном Законе государства, в том числе относительно ее структуры, особенностей и функций.
Задачи исследования таковы:
изучить понятие и сущность Конституции Республики Беларусь;
рассмотреть роль и место Конституции Республики Беларусь в системе источников конституционного права Республики Беларусь;
рассмотреть классификацию Конституций;
изучить Конституции БССР;
изучить конституционное строительство в Республике Беларусь на современном этапе;
рассмотреть юридические свойства Конституции Республики Беларусь;
изучить функции Конституции Республики Беларусь;
исследовать конституционную идентичность как характерную черту правовой системы государства и роль Конституции в ее обеспечении
проанализировать правовую охрану Конституции Республики Беларусь.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования были использованы общенаучные методы (диалектический, исторический, анализ и другие) и специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и другие).
Структура дипломной работы состоит из реферата, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Объем работы составляет __ страницы. Список использованных источников включает __ наименований.
Глава 1 Конституция как основной источник конституционного права
1.1 Понятие и сущность Конституции
Термин «конституция использовался и в древности, в период рабовладельческого строя, однако это не были документы, хотя бы отдаленно напоминающие современные конституции, которые отличаются от иных юридических актов по форме, содержанию, обладают определенными юридическими свойствами» [1, c. 124].
В литературе сложилась традиция формулировать определение конституции в качестве видового понятия, пригодного для характеристики сущностных свойств лишь конституции какого-либо конкретного государства [2, с.155].
Как отмечает А. И. Казанник «Конституция – это основной закон государства, свод законов, совокупность официально признанных конституционно-правовых обычаев и судебных прецедентов, священных писаний и преданий, закрепляющих устои общества и государства, основы правового статуса человека, личности и гражданина, политико-территориальную организацию государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности, название столицы страны и основные символы государства» [3, с.54].
Столь широкое определение конституции имеет не только теоретическое, но и практическое значение. На его основе можно сформулировать видовое определение сходных между собой конституций, вскрыть сущность конституции каждого конкретного государства, последовательно освещая общепризнанную в юридической науке систему понятий и категорий низшего порядка, произвести классификацию конституций современных государств. Определение конституции как основного закона государства фактически указывает на её место в системе национального права в целом. В равной степени оно означает, что конституция служит основой национальной системы права каждого государства, но вовсе не какой-либо разновидностью его законов.
В некоторых зарубежных странах конституции официально именуются основными законами государства. В качестве иллюстраций можно назвать Основной закон ФРГ 1949 г. [4], Основной закон Республики Гвинея 1990 г. [5], Основной закон Монголии 1992 г. [6].
Вместе с тем, в конституциях ряда стран дается в самом тексте легальное определение основного закона государства или используются для его характеристики в качестве синонимов оба понятия, полностью совпадающие по своему смысловому значению. Так решается вопрос об основном законе в ныне действующих конституциях Беларуси [7], Венгрии [8], Монако [9], Норвегии [10], Польши [11], Финляндии [12], Китая [12].
Однако подавляющее большинство конституций современных государств официально не называются основными законами. Тем не менее им присущи все признаки основного закона государства, что необходимо отмечать в научном определении конституции. Свод законов является конституцией государства лишь в случае, когда в его состав входят нормативные правовые акты конституционного характера, объединенные общностью предмета правового регулирования. В форме свода законов в настоящее время действуют конституции Австрии, Швеции и Канады.
Определять сущность Конституции исключительно с точки зрения ее юридической силы является несколько неполным подходом, поскольку также необходимо учитывать круг общественных отношений, регулируемых Конституцией, а также их значимость. Важнейшими аспектами, закрепляемыми в большинстве современных Конституций, составляющими также предмет конституционного регулирования, являются провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, а также организация государственной власти (сюда также относятся форма правления, государственное устройство, основы конституционного строя).
Раскрывая сущность Конституции, необходимо также обратить внимание на то, что она являет собой одновременно политический и идеологический документ.
Сущность Конституции с точки зрения политического значения заключается в том, что она отражает отношения политических сил на момент ее разработки и принятия, выражает компромисс между ними, формирует государственно-правовую модель общества, устанавливает принципы деятельности и организации политической системы общества, закрепляет основы политического режима, а также является инструментом государственной политики. Несмотря на это, нельзя обойти стороной тот факт, что любая Конституция отражает в первую очередь интересы наиболее влиятельных политических сил.
[...]
Глава 2 Конституционное развитие в Республике Беларусь
2.1 Конституции БССР
Конституция каждой страны имеет свою историю формирования и, как правило, проходит несколько этапов, прежде чем достичь определенной зрелости. Современная Конституция Республики Беларусь создавалась не сразу.
За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 годах).
Иногда законодательные акты, которые ниже по юридической силе, чем Конституционные положения, имели реальное преимущество перед Конституцией.
Первая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (СССР) была принята Первым съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Конституция. Вторая Конституция Белорусской ССР была принята 11 апреля 1927 года VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), принята Конституция СССР 1924 г., ставшая основой для принятия республиками, которые вошли в состав СССР, своих Конституций.
Важнейшим нововведением конституции 1927 г. стало определение границ и возможностей деятельности законодательных органов высшей и центральной государственной власти Беларуси по сравнению с полномочиями аналогичных органов СССР, гораздо более детальное регулирование.
Согласно этой Конституции, Съезд Советов БССР, хотя и получил определение высшей власти, не имел верховенства во всех законодательных вопросах.
Большое значение имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.).
Новая Конституция БССР полностью соответствует Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашается, что вся власть в БССР принадлежит городским и сельским труженикам, которые представлены Советами депутатов городских трудящихся, но все важные проблемы. Государственная жизнь была доверена СССР. В конституции 1978 г. система государственной власти и управления осталась прежней.
Верховный Совет Белорусской ССР как высший орган государственной власти Белорусской ССР был уполномочен решать все вопросы, которые Конституция СССР и действующая Конституция отдавали в распоряжение Белорусской ССР.
2.2 Конституционное строительство в Республике Беларусь на современном этапе
Выделим несколько групп причин, определивших необходимость принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. Это причины исторического, политического, социально-экономического и идейно-теоретического характера.
К историческим причинам следует отнести:
1. приобретение Республикой Беларусь полного суверенитета;
2. распад СССР как государства.
Политический строй общества, однопартийная система привели к регрессу во всех сферах государственной и общественной жизни. Прежняя политическая система и ее руководящие органы не смогли обеспечить выход страны из кризиса. Потребовались глубокие демократические преобразования, включая обновление структур государственной власти, что и было сделано путем принятия новой Конституции.
К причинам социально-экономического характера отнести:
1. неспособность одного государства без участия граждан-производителей удовлетворить быстро растущие и самые разнообразные потребности общества в материальных благах.
2. утверждение новых рыночных отношений.
Идейно-теоретические причины:
1. Крушение однопартийной системы власти и ее идеологии.
2. Утверждение принципа политического плюрализма, согласно которому допускается многообразие политических институтов, идеологий и.
Все эти причины и предопределили необходимость разработки и принятия новой конституции.
История первой Конституции независимой Беларуси начинается 22 июня 1990 г. Именно в этот день на сессии Верховного Совета депутаты XII созыва решили создать специальный орган, который бы занимался вопросами, связанными исключительно с будущей Конституцией.
[...]
Глава 3 Конституционная идентичность государства и правовая охрана Конституции Республики Беларусь
3.1 Конституционная идентичность как характерная черта правовой системы государства и роль Конституции в ее обеспечении
Выдающийся русский ученый-правовед С. А. Котляревский более ста лет назад писал: «Искусство социального прогноза не принадлежит к числу тех, которые пользуются в настоящее время особым доверием; но история XIX века завещала западноевропейским народам несколько предположений об их будущей судьбе, которых не поколебали разочарования и уроки скептицизма... Самым прочным из таких предположений является идея, что будущее развитие западноевропейских народов всецело совершится под знаком демократии: это слово является как бы достовернейшим лозунгом» [46, с.104].
«Создание многофункционального электронного правительства не только снизит издержки социальных коммуникаций, но и упростит процедуры предоставления управленческих услуг, облегчит процесс реализации гражданами их прав и законных интересов. Закономерным итогом развития электронного правительства является повышение степени открытости государственного аппарата для граждан. Однако процесс этот двусторонний. Повсеместное внедрение в политическую и экономическую сферы информационных технологий повлечет и большую открытость гражданина для государственных структур. Формирование электронных регистров населения — социальных, пенсионных, медицинских и многих других, а также введение в оборот электронных денег позволят государству быть информированным о практически всех аспектах социально-экономической деятельности индивида. В условиях такой «универсальной транспарентности» мы можем ожидать изменения не только содержания отдельных конституционных прав и свобод личности, но и механизмов их правовой охраны. Например, как будет трактоваться тайна частной жизни или коммерческая тайна? Как в условиях практически мгновенного распространения информации в сети Интернет выработать действенный механизм правовой защиты чести и достоинства? Пока на эти вопросы нет четких ответов. С развитием цифрового мира, совершенствованием электронных технологий появилась возможность выстраивания принципиально новых экономических отношений. Поэтому можно предположить, что вторым фактором, определяющим содержание конституционного процесса в нынешнем столетии, станет развитие краудэкономики. Краудэкономика (англ. crowd — толпа и economy — экономика), или народная экономика, — это система экономических отношений, характеризующаяся максимальным сближением потребителя и производителя» [47].
«Такой тип экономических отношений основан на прямой коммуникации производителя с конечным потребителем, когда последний заказывает продукт непосредственно у производителя и контролирует все стадии его производства. Это позволяет отказаться от промежуточного звена — специалистов, осуществляющих планирование производства, складов и предприятий торговли. На наш взгляд, краудэкономика является закономерным этапом развития таких форм экономической активности граждан, как краудфандинг и краудсорсинг, получивших распространение в начале нынешнего века. Краудфандинг (в буквальном переводе с англ. crowdfunding — народное финансирование) представляет собой форму совместной экономической деятельности людей, которые добровольно объединяют свои денежные средства для последующей реализации экономических или социальных проектов» [48, с.13].
«Краудсорсинг (англ. crowdsourcing — использование совместных ресурсов) — это привлечение к решению комплексной задачи широкого круга лиц, обладающих необходимыми знаниями, навыками, опытом и ресурсами» [49, с.56]. «Ключевым элементом в контексте продвижения краудэкономики является использование коммуникационных интернет-технологий. Например, уже сейчас интернет-торговля товарами и услугами получила самое широкое распространение. Возможность оперативно сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки товара делает интернетторговлю все более привлекательной для покупателей. Кроме того, специализированные интернет-сайты (интернет-платформы) позволяют осуществлять аккумулирование денежных средств физических и юридических лиц для финансирования экономических, социальных или культурных проектов и инициатив. Финансовые доноры получают взамен конечный продукт или определенную долю денежных средств, поступивших от реализации профинансированного проекта. Использование интернет-технологий также делает возможным оперативное взаимное кредитование граждан и организаций, минуя банковские структуры» [50, с.195].
[...]
Заключение
Конституция - это компромисс между властью, ведущей политическую борьбу, и сознательной волей народа.
Конституция Республики Беларусь 1994 года – это документ выдающегося значения для Республики Беларусь и ее народа, который определяет судьбу нашего государства как независимого члена мирового сообщества.
Изучение конкретных правовых последствий конституционных референдумов имеет большое значение для развития теории конституционного права в целом и теоретических представлений о тенденциях нынешнего этапа развития государственного суверенитета в частности.
Особый механизм влияния Конституции на общественные отношения заключается в том, что сами конституционные нормы и принципы обладают огромным потенциалом правового воздействия и зачастую лишь определяют основные принципы правового надзора и устанавливают его пределы. Отношения с общественностью являются предметом конституционных положений и не могут и не должны регулироваться подробными правилами. Задача детального надзора возложена на другие законы и нормативные акты.
Более сложные процедуры принятия и внесения поправок в Конституцию обеспечивают стабильность подавляющего большинства конституций.
Особая защита Конституции в демократических странах заключается в том, что задача защиты положений Конституции не только входит в компетенцию почти всех государственных учреждений, но и возлагается на государственные учреждения, созданные специально для этой цели.
В многополярном мире сущность конституции может определяться только через назначение и основную цель государства, которые заключаются в сохранении, воспроизводстве и благополучии государствообразующего народа. Соответственно назначение конституции заключается в создании правовых условий для этого, чтобы играть консолидирующую роль в государстве и обществе. В этом состоит особая социально-культурная роль Конституции в государственно организованном обществе, не исчерпывающаяся формальным признанием за ней высшей юридической силы, ограничителя государственной власти или выразителя интересов господствующей социальной группы.
Важнейшим фактором, определяющим становление в Беларуси современного конституционализма, является стабилизирующая и консолидирующая роль Конституции в развитии общества и государства.
Конституционное правосудие, будучи одним из ключевых институтов гарантирования, защиты и развития принципов конституционализма, обеспечивает правовую охрану Конституции, защищает конституционные права и свободы человека и гражданина, утверждает конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении.
Содержание Конституции представляет собой совокупность конституционных норм, систем и принципов, которые определяют основы взаимоотношений между обществом, людьми и государством, а также основы организации и деятельности самого государства.
К основным функциям Конституции Республики Беларусь, как Основного Закона государства, относятся: правообразующая (юридическая), идеологическая, определение правового статуса и порядка взаимодействия с обществом и государством гражданина и человека, учредительная, правоохранительная, политическая, экономическая и социальная.
В действующей редакции Конституции Республики Беларусь нашли свое отражение множество конституционных ценностей, основанных как на общечеловеческих, универсальных ценностях, так и на ценностях, характерных для белорусского народа.
Конституция – это важнейшее средство социальной информации по доведению об основах государства до всех субъектов права. Хоть информационная функция не является основной в конституции, но она является одним из существенных факторов, позволяющих узнать всю основу государств.
Изучение конституционных процессов той или иной страны позволяет прослеживать преемственность конституции, ее особенности и поступательное развитие. Среди отличий конституции от других законов можно выделить следующие: закрепление государственного строя, основных прав и свобод; определение формы государства и системы высших органов государственной власти; высшая юридическая сила; стабильность, обусловленная особым порядком принятия и изменения; является базой для законодательства страны.
1 Василевич, Г. А. Источники белорусского права / Г. А. Василевич. – Минск: Тесей, 2005. – 136 с.
2 Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс. – Т. 1. – М., 2010. – С. 155.
3 Казанник, А. И. Понятие и классификация конституций современных государств (сравнительный анализ) / А. И. Казанник // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2015. – № 1(42). – С. 54-65.
4 Основной закон Федеративной Республики Германия. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/9482.
5 Основной закон Гвинеи. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=239.
6 Основной закон Монголии. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/3039.
7 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022). – Минск: Амалфея, 2005. – 60 с.
8 Конституция Венгрии. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/11843.
9 Конституция Монако. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/7659.
10 Конституция Норвегии. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/9724.
11 Конституция Польша. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/7539.
12 Конституция Финляндия. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/7503.
13 Конституция Китая. Режим доступа: https://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution/constitution_ch1.
14 Миклашевич, П. П. Обновленная Конституция Республики Беларусь: сущностное содержание поправок / П. П. Миклашевич // Государство и право. – 2022. – № 11. – С. 7-21
15 Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. Монография / Б. С. Эбзеев. – М.: Юрид. литература, 2005. – 567 с.
16 Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
17 Овсепян, Ж. И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции / Ж. И. Овсепян // Изв. ВУЗов. Правоведение. – 2006. – № 5. – С. 35-36.
18 Орлова, А. Н. Теоретические подходы к определению сущности конституционного строя России / А. Н. Орлова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 25 января 2023 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 93-96.
19 Курак, А.И . О понятиях «конституционный строй» и «основы конституционного строя» Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции / А.И. Курак // Материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Минск, 2008. – С.107-108.
20 Янчук, В. А. Конституция Республики Беларусь и проблема выбора государственной идеологии / В. А. Янчук // Наука - образованию, производству, экономике : Материалы 74-й Региональной научно- практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 18 февраля 2022 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 405-407.
21 Скобелев, В. П. Новеллы Конституции Республики Беларусь и их влияние на цивилистический процесс / В. П. Скобелев // Юстиция Беларуси. – 2022. – № 7(244). – С. 36-41.
22 Шупицкая, О. Н. Конституционная модель белорусского государства в свете изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь / О. Н. Шупицкая // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 6-13.
23 Василевич, Г. А Конституционное право Республики Беларусь: конспект лекций / Г. А. Василевич, Д. Г. Василевич. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2019. – 215 с.
24 Симкина, И.В. К вопросу о классификации конституций государств Западной Европы по критерию способов формулирования норм, обеспечивающих право на охрану здоровья и медицинскую помощь / И.В. Симкина И.В. // Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Вып. 1. Минск: Международный университет «МИТСО». 2016. С. 75–77.
25 Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2004. 832 с.
26 Афанасьева О.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. 6-е изд., перераб. и доп. / О.В. Афанасьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова. М.: Юрайт, 2019. 380 с.
27 Сажина, В.В. Современные методы моделирования зарубежных конституций / В.В. Сажина // Современное общество и власть. 2016. № 2. С. 118-124.
28 Богдановская, И.Ю. Классификация конституций стран «общего права» // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1. С. 80-90.
29 Пугачёв, А.Н. Форма конституции (сравнительно-правовой анализ) / А.Н. Пугачёв // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2011. № 6. С. 113–115.
30 Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997. 568 с.
31 Винников, А.Ю. К вопросу о правовых основаниях классификации деклараций / А.Ю. Винников // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 25. С. 38-43.
32 Берлявский, Л.Г., Данихно С.Н. Классификация источников конституционного права: вопросы теории и практики / Л.Г. Берлявский, С.Н. Данихно. М.: Юрлитинформ, 2019. 464 с.
33 Полывяная, Л.А. Конституция – как основной закон государства // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2009. № 1. С. 91-94.
34 Нечкин, А.В. Конституции стран СНГ и других постсоциалистических государств: сравнительно-правовой обзор / А.В. Нечкин // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 5. С. 81-91.
35 Alder, J. Constitutional and Administrative Law. 8th ed. New York: Palgrave MacMillan, 2011. 608 p.
36 Le Sueur A., Sunkin M., Murkens J.E.K. Public law: text, cases and materials / A. Le Sueur, M. Sunkin, J.E.K. Murkens. Oxford: Oxford University Press, 2010. 921 p.
37 Grimm, D. Types of Constitutions / D. Grimm // The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 98-139.
38 Loewenstein, K. Political Power and the Governmental Process / K. Loewenstein. Chicago: University of Chicago Press, 1957. 442 p.
39 Хабриева, Т.Я. Конституционные реформы в современном мире // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 7. С. 579–586.
40 Червонюк, В.И. Типология конституций // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 3. С. 102-109.
41 Интервью с председателем Омского регионального отделения РАЮН, заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимиром Александровичем Азаровым // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2015. – № 1(42). – С. 236-240.
42 Конституция Бутана. Режим доступа: https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/5214.
43 Маклаков, В. В. Конституция Великобритании (вступительная статья) // Конституции зарубежных государств : учебное пособие. – М., 1996. – С. 239
44 Фарбер, И. Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конституционного права. – Саратов, 1966. – С. 40–41.
45 Конституция Колумбия. https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/5431.
46 Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. – Т. 4 / отв. ред. Б. А. Страшун. – М., 2001. – 639 с.
47 Чуприс, О. И. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь: олицетворение самобытности основного закона и обновленной государственности [Электронный ресурс] / О. И. Чуприс // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/2022/izmeneniya-i-dopolneniya-konstitutsii-respubliki-belarus-olitsetvorenie-samobytnosti-osnovnogo-zakon/.
48 Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск : БГУ, 2006. – 125 с.
49 Бондарь, Н. С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) / Н.С.Бондарь // Журн. конституц. правосудия. 2009. № 6. С. 1 - 18.
50 Грищенко, Т. А. Конституция как закон повышенной формальной силы, особый порядок ее охраны / Т. А. Грищенко // Закон. Право. Государство. – 2021. – № 3(31). – С. 57-61.
51 Котляревский, С. Предпосылки демократии // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. II (77). С. 104.
52 Первая международная конференция по краудэкономике. Минск, 30 октября 2015 г. Режим доступа: http://www. crowdconference.by.
53 Micic, I. Crowdfunding: Overview of the Industry, Regulation and Role of Crowdfunding in the Venture Startup / I. Micic, Hamburg, 2015. P. 13-14.
54 Estellеs-Arolas, E., Gonzаlez-Ladrоn-de-Guevara F. Towards an Integrated Crowdsourcing Definition / E. Estellеs-Arolas, F. Gonzаlez-Ladrоn-de-Guevara // Journal of Information Science. 2012. №. 38. P. 195-196.
55 The 14 Parts of the Crowd Economy Landscape. Режим доступа: http://crowdsourcingweek.com/14-parts-of-the-crowd-economylandscape
56 Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. М.: Республика, 2003. 575 с.
57 Coulmas, F. Identity. A Very Short Introduction. Oxford, 2019. 176 р.
58 Jacobsohn, G. J. Constitutional identity. Cambr., L., 2010. P. 3.
59 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 352 с.
60 Блохин, П. Судебная доктрина конституционной идентичности: генезис, проблемы, перспективы / П. Блохина // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6. С.23-24.
61 Rosenfeld, M. The identity of the constitutional subject: selfhood, citizenship, culture and community / М. Rosenfeld. L.; N.Y., 2010. P. 10-12.
62 Савиньи, Ф.K. фон. О римском праве в Средние века / Ф.К. Савиньи // Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010. 211 с.
63Häberle, P. erfassungslehre als Kulturwissenschaft. Berlin, 1982; idem. Verfassungslehre als Kulturwissenschaft. Berlin, 1998; Конституционная культура: универсальные ценности и национальные особенности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Алферова, Г.Н. Андреева. М., 2011.
64 Арановский К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде // Правоведение. 2002. № 1. С.41-50.
65 Зорькин, В. Д. Конституционное правосудие стран новой демократии: вызовы и перспективы / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 3. C. 31-42.
66 Санина, А. Г. Генезис идеи идентичности в социологии и смежных науках / А.Г. Санина // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 3-4.
67 Рикёр, П. Повествовательная идентичность / П. Рикер // М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с .
68 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1995. 252 с.
69 Consolidated Version ofthe Treaty on European Union // OfficialJournal of the European Union. Vol. 55. October 26, 2012. P. 18-19.
70 Act Approving the Treaty of Lisbon Compatible with the Basic Law; Accompanying Law Unconstitutional to the Extent that Legislative Bodies Have Not Been Accorded Sufficient Rights of Participation. Press Release No. 72/2009 of 30 June 2009. Режим доступа: http:// www.bundesverfassungsgericht.de/SharedDocs/ Pressemitteilungen/EN/2009/bvg09-072.html.
71 Чигринов, С.П. Конституционная идентичность и Конституционное развитие в XXI веке / С.П. Чигринов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. №3 (58). Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-identichnost-i-konstitutsionnoe-razvitie-v-xxi-veke.
70 Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции государств (стран) мира – Библиотека Конституций Пашкова Романа. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=168.
71 Бледных В.А. Конституционный контроль: анализ американской и Европейской модели / В. А. Бледных, А. А. Чульдум // Трибуна ученого. – 2021. – №o 5. – С. 169-173.
72 Конституция Южной Кореи // Конституции государств (стран) мира – Библиотека Конституций Пашкова Романа. Режим доступа: https:https://worldconstitutions.ru/?p=35.
73 Харитонова, Н.Н. Проблемы правовой природы и классификации систем органов специализированного конституционного контроля / Н.Н. Харитонова // НОУ ВПО «Брянский институт управления и бизнеса». 2017. С. 350-353.
74 Чиркин В.Е. Организационные модели конституционного контроля в современном мире / В. Е. Чиркин // Публичное и частное право. – 2017. – №4(36). – С. 7-19.
75 Конституция Исламской Республики Иран // Конституция
государств (стран) мира – Библиотека Конституций Пашкова Романа. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=83 .
76 Конституция Французской Республики // Конституции государств (стран) мира – Библиотека Конституций Пашкова Романа. Режим доступа:https://worldconstitutions.ru/?p=138.
77 Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции государств (стран) мира – Библиотека Конституций Пашкова Романа. Режим доступа:https://worldconstitutions.ru/?p=168.
78 Конституция Японии // Конституции государств (стран) мира – Библиотека Конституций Пашкова Романа. Режим доступа:https://worldconstitutions.ru/?p=37
79 Царева Е.Д. Конституционный судебный контроль в зарубежных странах / Е. Д. Царева, В. Н. Опарин // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – No 3(43). – С. 51-56.
80 Ишеков, К.А. Реализация ответственности органов государственной власти в региональной конституционной (уставной) практике / К.А. Ишеков // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. No 6. С. 33-34.