Государственная гражданская служба в Республике Беларусь Диплом
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Государственная гражданская служба в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Административное право»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Государственная гражданская служба в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
Введение
Обзор литературных источников по теме
Глава 1 Государственная служба: исторический и теоретический аспекты
1.1 Становление и развитие института государственной гражданской службы в Республике Беларусь
1.2 Понятие и признаки государственной службы
1.3 Правое регулирование государственной гражданской службы в Республики Беларусь
Глава 2 Основы правового положения государственного служащего
2.1 Содержание понятия «государственный служащий», виды государственных служащих
2.2 Компетенция государственных служащих
2.3 Гарантии, предоставляемые государственным служащим
Глава 3 Проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в Республике Беларусь
3.1 Концептуальные проблемы законодательства о государственной службе в Республике Беларусь
3.2 Пути совершенствования законодательства о государственной службе в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Реферат
Объем исследования: __ страниц, __ использованных источника.
Перечень ключевых слов: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ, ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.
Цель исследования: комплексный анализ института государственной службы в Республике Беларусь, а также на основании проведенного анализа выявление проблем законодательства о государственной службе в Республике Беларусь и предложение путей его совершенствования.
Задачи исследования: изучить историю становления и развития института государственной службы в Республике Беларусь; рассмотреть понятие и признаки государственной службы; определить правовую основу государственной службы в Республики Беларусь (нормы, принципы, установление); охарактеризовать правовое положение государственного служащего; выявить современное состояние законодательства Республики Беларусь о государственной службе; определить концептуальные проблемы законодательства о государственной службе в Республике Беларусь и выявить пути его совершенствования.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь.
Предмет исследования: нормы права Республики Беларусь, регламентирующие понятие и принципы государственной службы в Республике Беларусь, а также учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Методы исследования: общенаучные и специальные методы исследования: историко-правовой, юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
По итогам исследования получены следующие результаты: данная работа является комплексным исследованием особенностей государственной гражданской службы в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Рэферат
Аб'ём даследавання: 66 старонак, 53 выкарыстаныя крыніцы.
Пералік ключавых слоў: ДЗЯРЖАЎНАЯ СЛУЖБА, ДЗЯРЖАЎНАЯ ПАСАДА, ДЗЯРЖАЎНА-ЎЛАДНЫЯ ПАЎНАМОЦТВЫ, ДЗЯРЖАЎНЫ СЛУЖАЧЫ, ПРАВАВЫ СТАТУС ДЗЯРЖАЎНАГА СЛУЖАЧАГА.
Мэта даследавання: комплексны аналіз Інстытута дзяржаўнай службы ў Рэспубліцы Беларусь, а таксама на падставе праведзенага аналізу выяўленне праблем заканадаўства аб дзяржаўнай службе ў Рэспубліцы Беларусь і прапанова шляхоў яго ўдасканалення.
Задачы даследавання: вывучыць гісторыю станаўлення і развіцця інстытута дзяржаўнай службы ў Рэспубліцы Беларусь; разгледзець паняцце і прыкметы дзяржаўнай службы; вызначыць прававую аснову дзяржаўнай службы ў Рэспублікі Беларусь (нормы, прынцыпы, усталяванне); ахарактарызаваць прававое становішча дзяржаўнага служачага; выявіць сучасны стан заканадаўства Рэспублікі Беларусь Аб дзяржаўнай службе; вызначыць канцэптуальныя праблемы заканадаўства аб дзяржаўнай службе ў Рэспубліцы Беларусь і выявіць шляхі яго ўдасканалення.
Аб'ект даследавання: грамадскія адносіны, якія складваюцца ў сферы прававога рэгулявання дзяржаўнай службы ў Рэспубліцы Беларусь.
Прадмет даследавання: нормы права Рэспублікі Беларусь, якія рэгламентуюць паняцце і прынцыпы дзяржаўнай службы ў Рэспубліцы Беларусь, а таксама навучальныя дапаможнікі і артыкулы ў перыядычных выданнях па тэме даследавання.
Метады даследавання: агульнанавуковыя і спецыяльныя метады даследавання: гісторыка-прававой, юрыдычны, дыялектычны, параўнальна-прававой, фармальна-лагічны, структурна-функцыянальнага аналізу, сістэмнага аналізу і іншыя метады.
Па выніках даследавання атрыманы наступныя вынікі: дадзеная праца з'яўляецца комплексным даследаваннем асаблівасцяў дзяржаўнай грамадзянскай службы ў Рэспубліцы Беларусь.
Аўтар працы пацвярджае, што прыведзены ў ёй матэрыял аб'ектыўна адлюстроўвае стан доследнага працэсу, а ўсе запазычаныя з літаратурных і іншых крыніц тэарэтычныя, метадалагічныя, метадычныя палажэнні і канцэпцыі суправаджаюцца спасылкамі на іх аўтараў.
Summary
Research volume: __ pages, __sources used.
The list of keywords: CIVIL SERVICE, PUBLIC OFFICE, PUBLIC AUTHORITY, CIVIL SERVANT, LEGAL STATUS OF A CIVIL SERVANT.
The purpose of the study: a comprehensive analysis of the institute of public service in the Republic of Belarus, as well as on the basis of the analysis to identify problems of legislation on public service in the Republic of Belarus and propose ways to improve it.
Research objectives: to study the history of the formation and development of the institute of public service in the Republic of Belarus; to consider the concept and features of public service; to determine the legal basis of public service in the Republic of Belarus (norms, principles, establishment); to characterize the legal status of a civil servant; to identify the current state of legislation of the Republic of Belarus on public service; to identify conceptual problems of legislation on public service service in the Republic of Belarus and identify ways to improve it.
The object of the study: public relations developing in the field of legal regulation of public service in the Republic of Belarus.
The subject of the study: the norms of the law of the Republic of Belarus regulating the concept and principles of public service in the Republic of Belarus, as well as textbooks and articles in periodicals on the topic of the study.
Research methods: general scientific and special research methods: historical-legal, legal, dialectical, comparative-legal, formal-logical, structural-functional analysis, system analysis and other methods.
According to the results of the study, the following results were obtained: this work is a comprehensive study of the features of the state civil service in the Republic of Belarus.
The author of the work confirms that the material presented in it objectively reflects the state of the process under study, and all theoretical, methodological, methodological provisions and concepts borrowed from literary and other sources are accompanied by references to their authors.
Введение
Актуальность темы исследования. Проблематика государственной службы изучалась учеными-правоведами ещё в советский период, хотя законодательная база данного института практически отсутствовала. Со становлением и развитием современной белорусской государственности и государственной службы (с 1990-х гг. по настоящее время) важные проблемы государственного управления остаются в поле зрения многих учёных, исследователей и практиков.
Государственный аппарат, состоящий из профессиональных управленцев, призван обеспечивать свою эффективность посредством институтов. Для этого он должен быть единой, интегрированной, вертикально подчиненной и скоординированной в действии. Именно поэтому необходимо проанализировать и недостатки современной государственной службы, и найти новые механизмы повышения эффективности работы государственных служащих.
Институт государственной службы в любом государстве – это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, а государственные служащие выступают в качестве основных исполнителей проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.
Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Государственная служба является важным элементом функционирования системы государства. За счёт государственной службы в стране реализуются, как минимум, две важнейшие задачи. Первая задача заключается в том, что посредством осуществления государственной службы происходит управление страной на государственном уровне. Суть второй задачи заключается в том, что государственная служба является гарантом конституционного права непосредственно участвовать в управлении своей страной.
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что на сегодняшний день государственная служба в нашем государстве не является достаточно урегулированной. Данный институт постоянно развивается и, соответственно, совершенствуется и его правовое регулирование.
Законодательство в рассматриваемой сфере является обширным, что обусловлено широкими масштабами самой государственной службы, которая распространяется на различные сферы власти. В связи с этим остается актуальным вопрос об определении понятия «государственная служба», которое может быть рассмотрено с различных точек зрения, о проблемах правового регулирования государственной службы и принципов, на которых она базируется.
Интерес представляет и тот факт, что 1 июня 2022 г. был принят Закон № 175-З «О государственной службе», который стал третьим законом в истории суверенной Беларуси, осуществляющим комплексное регулирование основных вопросов государственной службы. Первым был Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате», вторым – Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Новый Закон вступал в силу поэтапно, при этом первая (большая) группа его положений вступила в силу с 1 сентября 2022 г., вторая – с 1 января 2023 г., третья группа – после опубликования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие понятие и принципы государственной службы в Республике Беларусь, а также учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Цель исследования – комплексный анализ института государственной службы в Республике Беларусь, а также на основании проведенного анализа выявление проблем законодательства о государственной службе в Республике Беларусь и предложение путей его совершенствования.
Задачи исследования таковы:
− изучить историю становления и развития института государственной службы в Республике Беларусь;
− рассмотреть понятие и признаки государственной службы;
− определить правовую основу государственной службы в Республики Беларусь (нормы, принципы, установление);
− охарактеризовать правовое положение государственного служащего в Республике Беларусь;
− выявить современное состояние законодательства Республики Беларусь о государственной службе;
− определить концептуальные проблемы законодательства о государственной службе в Республике Беларусь и выявить пути его совершенствования.
[...]
Обзор литературных источников по теме
При написании дипломной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, научные труды и статьи в периодических изданиях, нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на регулирование государственной гражданской службы в Республике Беларусь.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», иные законодательные и нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Научно-теоретической основой исследования выступили учебные пособия и статьи в периодических изданиях по теме исследования таких авторов, как Л.С. Вечер, Д.А. Гавриленко, А.П. Геврасевой, В. Герменчук, В.Г. Игнатов, К.И. Кеник, Е.Ю. Киреева, А.Н. Крамник, Е.В. Охотский, А.А. Постникова, О.И. Чуприс и других.
Глава 1 Государственная служба: исторический и теоретический аспекты
1.1 Становление и развитие института государственной гражданской службы в Республике Беларусь
Государственная служба в Республике Беларусь прошла достаточно длительный и сложный путь. Зачатки этого пути просматриваются еще во времена существования древнейших белорусских государств-княжеств.
В белорусской доктрине ученые выделяют следующие периоды развития и становления государственной службы в Республике Беларусь:
− период существования древнейших белорусских княжеств-государств;
− период Великого княжества Литовского;
− период Речи Посполитой;
− период нахождения Беларуси в составе Российской империи, а затем в составе РСФСР;
− период нахождения БССР в составе СССР;
− период, который начался в момент получения суверенитета Республикой Беларусь и продолжается по настоящий день – новейший период.
Первые упоминания о существовании государственности на территории Беларуси закреплены в летописях, судя по которым можно сделать вывод о наличии предпосылок для зарождения института государственной службы на территории Беларуси. В Хронике Литовской и Жамойтской говорилось, что во второй половине XIII века власть в Полоцке принадлежала 30 «мужам» или «старцам», «которые в той час волно собе пановали и жадной зверхности над собою не мели». Таким образом, в те времена существовал постоянный орган власти, который занимался управлением государством и назывался он – Совет господ [1].
На формирование государственной службы в Республике Беларусь оказало влияние консолидация земель и княжеств, результатом которого было создание Великого княжества Литовского. В XV-XVI века начинается активное формирование законодательной системы в ВКЛ. Более весомо это ощущалось в XVI в, с принятием трех основополагающих Статутов ВКЛ – 1529, 1566, 1588 годов.
Текст Статута 1588 года по своей смысловой нагрузке был больше приближен к установлению определенной системы высших органов государственной власти ВКЛ. В нем просматривались первые официальные закрепления о воинских обязанностях, которые носили силу закона, так в нем говорилось о том, что должностные лица, а также сами князья обязаны действовать в соответствии с законом, в том числе осуществлять защиту интересов государства и народа.
Положения Статута вошли в основу законов Речи Посполитой. В 1971 году была принята Конституция, которая закрепляла положение о разделении власти на три ветви: исполнительная, судебная и законодательная. Конституция определила в государстве конституционную монархию, а значит, главенствующим государственным органом становился парламент, право короля санкционировать законы было снято с него, взамен этого вводилась обязанность о согласовании всех актов короля с министрами [2, c. 27].
Следующей вехой в развитии государственной службы на территории Республики Беларусь стало нахождение белорусских земель в составе Российской империи. В первой половине XIX века институт государственной службы пошел по иному пути развития. Этому поспособствовал великий государственный деятель России – Сперанский Михаил Михайлович. По его Указу в 1809 году было введено обязательное экзаменационное испытание для того, чтобы занимать должность государственного служащего. Были введены реформы практически во всех сферах жизни, но заключались они, преимущественно, в одном и том же – наличии образовательного ценза. Это означало, что для занятия ряда должностей человек должен был обладать высшим университетским образованием.
Однако из-за факта наличия большого количества государственных должностей эта реформа продержалась не долго, но благодаря ей были определены основные принципы государственной службы, которые, в последствии, нашли свое применение. Начиная с 1832 года, был принят ряд актов узкого профиля, которые были направлены непосредственно на установление определенных правил, принципов, условий государственной службы. В их числе: «Устав о службе гражданской» 1832 года, «Правила о порядке производства в чины гражданской службы» 1834 года, изменения в Табель о рангах, введенные в 1845 году [3, c. 95].
С течением времени условия отбора, прохождения и несения государственной службы были сильно ужесточены, в их числе: запрещалось иметь какие-либо родственные связи по службе, государственные служащие должны были вести определенный образ жизни, который бы не позволял скомпрометировать авторитет и достоинство государственной власти и государства в целом, запрещалось заниматься определенными вещами и др. Если рассмотреть все эти условия в отдельности, можно обнаружить тот факт, что все они существуют и на сегодняшний день, только некоторые имеют иные названия, но это скорее проблема терминологии.
[...]
Глава 2 Основы правового положения государственного служащего
2.1 Содержание понятия «государственный служащий», виды государственных служащих
Государственные служащие – особая категория работников. Это обусловлено спецификой государственной службы – профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности, осуществляемой в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий или обеспечения выполнения функций государственных органов.
Под государственными органами понимается образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Также, под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными гражданскими служащими (ст. 7) [12].
Необходимо обозначить и понятие государственная должность, под которой понимается должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом о государственной службе и иными законодательными актами, либо учрежденная в установленном законодательством порядке штатная единица государственного органа, воинского формирования, военизированной организации с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по выполнению и (или) обеспечению выполнения функций этих государственного органа, воинского формирования, военизированной организации (ч. 1 ст. 8) [12].
Государственные должности предусмотрены Законом государственной службе и иными законодательными актами либо учреждены в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа.
Должность определяет круг прав, обязанностей и ответственности занимающего ее лица и заключает в себе часть функций и задач госоргана (организации).
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими действующую структуру должностей госслужбы, являются:
– Закон «О государственной службе в Республике Беларусь от от 1 июня 2022 г. № 175-З [12];
– Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2022 г. № 195 «О государственных гражданских должностях» [21];
– Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2022 г. № 64 квалификационный справочник «Об утверждении выпуска 34 Единого квалификационного справочника должностей служащих» [43].
В зависимости от специализации, должностной иерархии, квалификационных требований, объема полномочий и ответственности, государственные должности подразделяются на две категории, такие как «Руководители» и «Специалисты».
Категория «Руководители» включает государственные должности:
– руководителей (директоров, начальников) самостоятельных структурных подразделений госорганов (департаментов, управлений, отделов и др.);
– руководителей (начальников, заведующих) структурных подразделений, входящих в состав более крупных подразделений госорганов: отделов, секторов, других подразделений.
Руководящие государственные должности, как правило, включаются в резерв кадров госслужащих, который создается в госорганах для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания). Порядок формирования и организации работы с резервом кадров определяется Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Наименования государственных должностей специалистов устанавливаются с учетом базовых наименований должностей (экономист, инженер, технолог и др.), содержащихся в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих».
В категории «Специалисты» допускается образование таких производных должностей, как старший, ведущий, главный. Также в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования предусмотрено внутридолжностное квалификационное категорирование работников, которое имеет значение при оплате их труда (например: специалист I категории, специалист II категории). Квалификационные категории специалистов устанавливаются руководителем госоргана на основе рекомендаций аттестационной комиссии.
[...]
Глава 3 Проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в Республике Беларусь
3.1 Концептуальные проблемы законодательства о государственной службе в Республике Беларусь
Основная проблема в регулировании государственной службы в Республике Беларусь состоит в том, что на сегодняшний день Закон является главным нормативным правовым актом, который урегулировал рассматриваемые правоотношения, однако его юридическая сила значительно ниже, в частности, кодифицированных нормативных правовых актов, которые также регулируют такие правоотношения. Практически все специализированные нормативные правовые акты имеют указания на то, что они имеют приоритет при регулировании государственной службы для отдельных категорий государственных служащих.
Из общего анализа Закона о государственной службе следует два противоречивых вывода:
– с одной стороны, он является широкомасштабным по причине применения ряда его положений к таким специфичным разновидностям государственной службы, как служба в представительных органах власти, прокурорская, судейская, таможенная,
– а, с другой стороны, при некоторой его комплексности, он носит поверхностный характер, что также подтверждается бланкетным характером его норм. Следует отметить, что в указанном Законе содержится более 130 бланкетных норм.
К недостаткам Закона о государственной службе необходимо отнести отсутствие положений об организации государственной службы, регулирующих аналогичные отношения, и включающих наряду с традиционными нормами о государственно-служебном законодательстве общие понятия о правовом статусе должности и иные положения, также определение системы и структуры органов государственной службы, системы управления ею и ее правового мониторинга, системы и классификации должностей государственной службы, их единого реестра, связей между ними в пределах каждого вида государственной службы, а также взаимопроникновения различных видов государственной службы и др.
По нашему мнению, отсутствие данных положений отражается как на комплексном правовом регулировании государственной службы, так и на практике реализации государственной служебной деятельности. Аналогичные вопросы в той или иной мере находят правовую регламентацию в законах многих современных государств (ФРГ, США, России, Украины, Казахстана и др.) Содержатся они и в Модельном законе «Об основах государственной службы», принятом в рамках СНГ.
В качестве существенного пробела в Законе о государственной службе следует оценивать отсутствие правового регулирования целой совокупности отношений, связанных с общим регулированием порядка исполнения обязанностей и реализации полномочий государственными служащими в процессе осуществления государственной службы: порядка организации работы в государственных органах, разрешения организационных дел, правил исполнения поручений и распределения в связи с этим полномочий и др., объединенных общим понятием служебного регламента, являющегося более емким, чем трудовой регламент.
В ст. 25 Закона о государственной службе общие правила реализации анализируемых отношений сформулированы как обязанности государственного служащего. Перечисленные виды управленческих действий, которые являются общими для всех государственных органов, должны иметь соответственно и общие тенденции в правовом регулировании. Однако, как правило, они регламентируются государственными органами самостоятельно, что приводит к несистемной и хаотичной их регламентации [5].
Порядок осуществления отдельной специфической деятельности государственных органов (например, осуществление правосудия, несение караульной службы) нашел в целом правовое закрепление в пределах каждого вида службы. Что касается аппаратной службы и ее разновидности – службы в органах исполнительной власти, то данные вопросы не урегулированы на уровне единого законодательного акта, что представляется необходимым.
Российский исследователь Т.Я. Дзанагова отмечает, что при регулировании государственной служб важно учитывать гендерный аспект. Это означает, что в государственной службе в равной степени должны быть допущены как мужчины, так и женщины [51, с. 214].
В.С. Комаровский отмечает, что исходное условие открытости государственных структур – доверие граждан к ним. На основе этого он сделал вывод о том, что следует повысить информированность граждан о деятельности институтов власти. Помимо этого, большая часть государственных служащих вовсе не осознает ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, однако и имеет довольно точное представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы [52, с. 14].
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, которая осуществляется в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Основные признаки государственной службы: это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственном органе; это одна из сторон организационной деятельности нашего государства; данная организационная деятельность направлена на комплектование личного состава государственных органов и иных организаций, а также правовое регулирование работы государственных служащих; особый субъект государственной службы – государственные служащие; содержание деятельности государственных служащих состоит в практическом ими выполнении задач и функций государства; особенность государственной службы – оплата работы лиц, которые пребывают на ней.
Принципы государственной службы Республики Беларусь представляют собой взаимосвязанную систему, в которой каждый из них основан или вытекает из других, то есть их существование взаимообусловлено, при этом они имеют определенную иерархическую соподчиненность. Исходя из указанного, в государственной службе можно выделить три вида принципов: общие (конституционные), специальные и специфические. Специальные принципы подлежат дальнейшему делению.
Закон предусматривает, что государственная служба построена на основании конкретных принципов, отдельные из которых являются конституционными: принцип верховенства Конституции; принцип законности; принцип гласности; принцип гуманизма; социальной справедливости и прочее. Данные принципы являются конституционными в силу того, что они закреплены в Конституции Республики Беларусь и являются общими для всех институтов права.
Помимо конституционных принципов, государственная служба строится на совокупности специальных принципов, к которым отнесены: принцип единства государственной службы; принцип профессионализма и компетентности; принцип экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих; принцип равного доступа граждан к государственной службе и прочее. Эти принципы состоят в предъявлении к государственной службе, государственным служащим определенных требований, которые, в частности, отличаются от требований, предъявляемых к обычной трудовой деятельности, работникам.
Принятый 1 июня 2022 г. Закон Республики Беларусь «О государственной службе» впервые предусмотрел единую систему государственной службы, включающую три вида государственной службы: государственную гражданскую службу; военную службу и службу в военизированных организациях, а также дал определение каждому из них. Предыдущие законы о государственной службе фактически охватывали только гражданскую службу и на другие виды государственной службы не распространялись. Характерно, что термин «государственная гражданская служба» в законодательстве Республики Беларусь начал использоваться впервые, ранее этот вид службы назывался «государственная служба».
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и исполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
В соответствии с широкой трактовкой в новом Законе о государственной службе системы государственной службы термины «государственный орган», «государственная должность» и «государственный служащий» начали распространяться на все три вида государственной службы, ранее они касались только гражданской службы.
Существует ряд оснований, позволяющий классифицировать государственных служащих в зависимости от видов государственной деятельности, в зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций, по характеру труда и др. Возможность классификации государственных служащих позволяет четко определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы Республики Беларусь. Соотнесение госслужащего к тому или иному виду определяет круг его служебных обязанностей, права и пределы государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, отражает содержание выполняемой государственным служащим работы и, наконец, определяет его правовое положение.
В новом Законе о государственной службе содержится достаточно много норм, в том числе новелл, отражающих особенности правового положения гражданского служащего. Предусмотрена также обновленная система классов для гражданских служащих.
[...]
1 Кеник, К.И. Государственная служба: совершенствование законодательства продолжается / К.И. Кеник // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/68839.
2 Кеник, К.И. Государственная служба: законодательство нуждается в совершенствовании / К.И. Кеник // Юридический журнал. – 2006. – №4 (8) – с. 27-32.
3 Павловский, В.Г. Проблемы становления государственной гражданской службы в современной научной литературе / В.Г. Павловский // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2016. – № 5. – С. 94-98.
4 Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 2016. – № 12. – С. 10-18.
5 Довнар, Т.И. Историческое развитие белорусского конституционализма / Т.И. Довнар // Конституции Республики Казахстан – 15 лет: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 10 сент. 2015 г. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – С. 50-59.
6 Овсянко, Д.М. Государственная служба: учебное пособие / Д.М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. – 296 с.
7 Нечипоренко, В.С. Теория и организация государственной службы: курс лекций / В.С. Нечипоренко. – М.: РАГС, 2018. – 418 с.
8 Кеник, К.И. Государственная служба: законодательство нуждается в совершенствовании / К.И. Кеник // Юридический журнал. – 2016. – № 4. – С. 27-32.
9 Герменчук, В. Государственная служба: традиции и современность / В. Герменчук // Банкаўскi веснiк. – 2016. – №. 10 (555). – С. 51-56.
10 Варонько, Е.В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е.В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97-98.
11 Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2015. – 415 с.
12 О государственной службе: Закон Респ. Беларусь от 1 июня 2022 г. №175-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 07.02.2023 г. № 248-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10300204.
13 Старилов, Ю.Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2015. – 120 с.
14 Геврасева, А.П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления: конспект лекций / А.П. Геврасева. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
15 Манохин, В.М. Служба и служащий. Правовое регулирование / В.М. Манохин. – М.: Юристъ, 2017. – 296 с.
16 Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: учебник / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Статут, 2019. – 592 с.
17 Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2016. – 525 с.
18 Катаева, В.И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В.И. Катаева // Материалы Ивановских чтений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108-113.
19 Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право – 2016. – № 12. – С. 10-18.
20 Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь: в 2 ч. / А.Н. Крамник – Минск: Тесей, 2018. – Ч. 1: Управленческое право – 672 с.
21 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2018. – 48 с.
22 Василевич, Г.А. Конституционное право: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с.
23 О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800370.
24 О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З// Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800424.
25 Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 285-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk0600139.
26 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6: в ред. Закона Республики Беларусь от 7 апреля 2023 г. № 261-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
27 О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. №1914-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 11 мая 2023 г. № 268-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12000065&p1=1.
28 О модельном законе «Об основах государственной службы»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников от 15 июня 1998 г. № 11-5 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1155011/.
29 Чуприс, О.И. Государственная служба Республики Беларусь: состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О.И. Чуприс // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сб. статей /Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 66-75.
30 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.: Большая Российская энциклопедия: Норинт, 1997. – 1434 с.
31 Кеник, К.И. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» / К.И. Кеник, В.В. Подгруша, А.Г. Тиковенко // Отд. кадров. – 2015. – № 2. – C. 2-112.
32 Барциц, И.Н. Правовое обеспечение государственной службы: учебник / И.Н. Барциц. – М.: РАГС, 2017. – 560 с.
33 Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02 / П.П. Сергун. – М., 2018. – 322 с.
34 Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И. Чуприс. – Минск: Право и экономика, 2019. – 310 с.
35 Штурцев, Ю.Ю. Роль принципов права в обеспечении прав человека / Ю.Ю. Штурцев // Права человека – высшее достижение современной цивилизации: материалы науч.-практ. конференции, Симферополь, 27 ноября 2015 года. – Симферополь, 2016. – С. 278-280.
36 Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: БЕК, 2016. – 683 с.
37 Лазор, О.Д. Державна служба: навч. посiбник / О.Д. Лазор. – выд. 3-э, доп. i перероб. – Київ: Дакор, 2019. – 560 с.
38 Охотский, Е.В. Государственная служба: теория и организация / Е.В. Охотский, В.Г. Игнатов, Б.В. Лытов. – Ростов н/Д, 2018. – 536 с.
39 Киреева, Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы / Е.Ю. Киреева // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 3. – С. 38-40.
40 Игнатов, В.Г. Профессиональная компетентность должностного лица государственной службы / В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Март, 2000. – 256 с.
41 Сапаргалиев, Г.С. Конституционное право: академический курс / Г.С. Сапаргалиев. – Алматы: Жеті жарғы, 2018. – 528 с.
42 О государственных гражданских должностях: Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2022 г. № 195: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 470 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
43 Об утверждении выпуска 34 Единого квалификационного справочника должностей служащих: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2022 г. № 64 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
44 Об установлении типовой формы контракта с государственным гражданским служащим: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2022 г. № 888 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
45 Греченков, А. А. Закон Республики Беларусь «О государственной службе»: комментарий основных положений / А. А. Греченков // Трудовое и социальное право. – 2022. – № 3(43). – С. 19-23.
46 Чуприс, О. И. Комплектование государственной службы Республики Беларусь: теоретико-правовой анализ института / О. И. Чуприс // Право.by. – 2022. – № 5(79). – С. 43-52.
47 Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 324 с.
48 Чуприс, О.И. Догматические и легальные подходы к определению сущностных признаков государственной службы / О. И. Чуприс // Юридическая наука и образование. – 2017. – Вып. 3. – С. 14-20.
49 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 29 июня 2023 г. № 273-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
50 Томашевский, К.Л. Очерки трудового права (История, философия, проблемы систем и источников) / К.Л. Томашевский, О. С. Курылева. – Минск: «Изд. центр БГУ», 2019. – 335 с.
51 Дзаганова, Е.Н. Оптимизация управлением образования на муниципальном уровне / Е.Н. Дзаганова. – М.: Российская академия службы при Президенте Российской Федерации, 2018. – 200 с.
52 Комаровский, В.С. Реформирование государственной службы России: проблемы и перспективы решения задач первого этапа / В.С. Комаровский // Социология власти. – 2018. – № 5. – С. 13-18.
53 Вечер, Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба: практикум / Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. – 279 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты