Реферат
Введение
Глава 1 История развития договора. Понятие, признаки договора
Глава 2 Стороны, права и обязанности, порядок заключения и исполнения договора транспортной экспедиции
Глава 3 Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции
Заключение
Список использованной литературы
Реферат
Дипломная работа состоит из трех глав: ___ с., __ источников.
Ключевые слова: ЭКСПЕДИЦИЯ, ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН, СТОРОНЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА, ЭКСПЕДИТОР, КЛИЕНТ.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся между клиентом и экспедитором в рамках заключения договора транспортной экспедиции.
Предмет исследования – нормативно-правовая база Республики Беларусь, регулирующая основания и порядок заключения договора транспортной экспедиции, его содержание и ответственность сторон по договору, а также исследования отечественных и зарубежных ученых на исследуемую тему.
Цель дипломной работы: провести комплексное исследование содержания договора транспортной экспедиции и на основании полученных данных сделать вывод о надлежащем или ненадлежащем правовом регулировании данного договора в Республике Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть историю развития договора транспортной экспедиции;
– определить понятие и признаки договора транспортной экспедиции;
– установить содержание договора транспортной экспедиции (стороны, их права и обязанности), а также порядок заключения и исполнения договора;
– определить ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются: общенаучные методы такие, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и структурный анализ; а также специальные – такие, как историко-правовой, сравнительно-правовой.
Введение
Договор транспортной экспедиции играет ключевую роль в обеспечении эффективной и безопасной транспортировки грузов от отправителя к получателю.
Современные торговые отношения подразумевают глобальные поставки товаров, и договор транспортной экспедиции становится важным инструментом для всех сторон: отправителя, экспедитора и перевозчика. Он определяет обязанности и права каждой стороны, а также регулирует вопросы ответственности за потери, повреждения или задержки груза.
Сложность и разнообразие видов транспорта в современном мире, включая морское, авиационное, автомобильное и железнодорожное сообщение, требуют четких и детальных соглашений между сторонами. Экспедиторский договор должен учитывать специфику каждого вида транспорта, а также международные правила и стандарты, чтобы обеспечить согласованность и эффективность в процессе перевозки.
С ростом объемов грузоперевозок и увеличением сложности логистических сетей, становится критически важным иметь надежные механизмы управления и контроля. Договор транспортной экспедиции служит не только инструментом для регулирования правовых отношений, но и средством оптимизации логистических процессов, повышения прозрачности и устранения возможных споров.
В современном мире, где глобальная торговля и логистика становятся неотъемлемой частью бизнеса, договоры транспортной экспедиции играют ключевую роль в обеспечении эффективной транспортировки товаров от отправителя к получателю. Эти договоры являются фундаментальным элементом организации грузоперевозок, а их грамотное регулирование и понимание основных принципов важны для всех сторон участия: отправителей, экспедиторов и перевозчиков.
Исследование данной темы позволяет более глубоко понять юридические аспекты заключения, исполнения и расторжения договоров транспортной экспедиции. Акцент на регулировании ответственности за убытки, повреждения или задержки груза важен в контексте обеспечения безопасности и надежности грузоперевозок.
Таким образом, дипломная работа по данной теме предоставляет отличную возможность для глубокого исследования гражданско-правовых аспектов договоров транспортной экспедиции, а ее результаты могут быть ценными как для теоретического развития правовой науки, так и для практического применения в сфере транспортной логистики и международной торговли.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между клиентом и экспедитором в рамках заключения договора транспортной экспедиции.
Предмет исследования – нормативно-правовая база Республики Беларусь, регулирующая основания и порядок заключения договора транспортной экспедиции, его содержание и ответственность сторон по договору, а также исследования отечественных и зарубежных ученых на исследуемую тему.
Цель дипломной работы – провести комплексное исследование содержания договора транспортной экспедиции и на основании полученных данных сделать вывод о надлежащем или ненадлежащем правовом регулировании данного договора в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
– рассмотреть историю развития договора транспортной экспедиции;
– определить понятие и признаки договора транспортной экспедиции;
– установить содержание договора транспортной экспедиции (стороны, их права и обязанности), а также порядок заключения и исполнения договора;
– определить ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.
[...]
Глава 1 История развития договора. Понятие, признаки договора
Экспедиторская деятельность имеет свои корни в историческом контексте, связанном с разделением мореплавания и торговли. В древности торговля товарами и мореплавание были тесно связаны и представляли собой единое целое. Средневековый купец сопровождал свой товар, который находился на судне. Вместе с владельцем судна он заботился о размещении товара в порту отправления и выгрузке его в порту назначения.
В этот период, мореплаватели и купцы сталкивались с различными трудностями и рисками в процессе транспортировки товаров. В результате этого возникла потребность в промежуточных посредниках, которые могли бы облегчить процесс торговли и обеспечить безопасность транспортировки. Эти посредники и стали известными как экспедиторы.
Экспедиторы выполняли роль организаторов и координаторов транспортных операций. Они обеспечивали загрузку и выгрузку грузов, заботились о сохранности товаров в процессе перевозки, а также решали различные вопросы, связанные с таможенными формальностями и другими аспектами логистики. Их услуги были весьма ценными для торговых предприятий и мореплавателей.
Однако с течением времени, в XVII–XVIII веках, произошло отделение мореплавания от торговли. Этот процесс был обусловлен изменениями в торговых и транспортных практиках. По мере того как морское судоходство становилось более сложным и масштабным, возникла потребность в специализированных услугах, которые могли бы эффективно управлять грузами и организовывать их транспортировку [7].
Сначала торговые компании и купцы были вовлечены в обе деятельности – они сами владели кораблями и занимались транспортировкой своих товаров. Однако по мере того, как морское судоходство становилось все более сложным и требовательным, а торговые объемы росли, возникла потребность в специализированных услугах.
Это привело к формированию специализированных компаний и посредников, включая экспедиторов, которые стали заниматься организацией перевозок и логистикой. Компании предоставляли услуги по аренде судов, управлению грузами, страхованию и другим аспектам, связанным с морскими перевозками.
Отделение мореплавания от торговли позволило более эффективно управлять сложными логистическими задачами и рискованными аспектами морской перевозки. Это также способствовало развитию профессиональных услуг в сфере логистики и экспедиторской деятельности, что в конечном итоге сыграло важную роль в формировании современной системы международной торговли и логистики.
До XIX века основной поток грузов проходил через морские порты, и посредники начали предоставлять свои услуги на территории порта своей страны. Это привело к появлению транспортной экспедиции – деятельности, направленной на координацию и управление процессом перевозки грузов от места отправления до места назначения.
В дореволюционной Беларуси, входившей в состав Российской Империи, концепция «договора транспортной экспедиции» отсутствовала в правовых рамках. Проект Гражданского уложения Российской Империи, разработанный в 1910 году, охватывал лишь узкую трактовку договора по грузоперевозке. Создатели данного проекта не учли необходимость юридического и фактического регулирования действий в процессе грузовой перевозки [29].
Однако революционные изменения в России и последующее формирование советской власти привели к переосмыслению подходов к организации и управлению транспортными потоками. В 50-60 годах прошлого века, в рамках реформы управления автомобильным транспортом, были учреждены министерства транспорта.
[...]
Глава 2 Стороны, права и обязанности, порядок заключения и исполнения договора транспортной экспедиции
Говоря о сторонах договора, отметим, что заказчиком по договору транспортной экспедиции может быть отправитель, получатель груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза. Экспедитор по договору транспортной экспедиции может быть любое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Отметим, что для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии.
Основное содержание договора транспортной экспедиции – права и обязанности сторон. В обязанности экспедитора входит: организация перевозки груза определенным видом транспорта по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором; заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте; а также осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой.
Обязанностям экспедитора корреспондируют права и обязанности заказчика. Последний обязан:
– передать груз(ы) для осуществления экспедирования;
– получить грузы у экспедиторов;
– уплатить предусмотренное договором вознаграждение (цену);
– возместить понесенные экспедитором при исполнении его обязательств по договору расходов (если эти расходы не включены в сумму вознаграждения по соглашению сторон заранее) [21, c. 201].
Из содержания абз. 1 ст. 758 ГК Республики Беларусь следует, что экспедитор вправе осуществлять собственные обязанности лично, исключение лишь составляют вопросы по доставке грузов [1]. Указанное правомочие основывается на том, что обязательной характеристикой договора транспортной экспедиции выступает условие осуществления перевозки посредством привлечения перевозчика. При несоблюдении данного требования, договор нельзя будет характеризовать как договор транспортной экспедиции, если иное не установлено соглашением сторон.
Клиент имеет обязанность по предоставлению экспедитору всех сведений и информации (например, о свойствах груза, об условиях его перевозки), имеющей достоверный, полный и качественный характер для целей надлежащего исполнения обязательства [2]. Исходя из того, что вышеуказанное условие является юридической обязанностью клиента, отсутствие факта предоставления по каким–либо причинам документов или иной документальной информации, может повлечь наступление неблагоприятных последствий, в частности, задержание перевозимого груза должностными лицами правоохранительных органов.
В свою очередь, экспедитор имеет субъективное право на проверку достоверности предоставленной клиентом информации, для целей минимизации рисков наступления неблагоприятных последствий. Кроме этого, он вправе не осуществлять свои обязанности до того момента, пока не получит необходимую документально подтвержденную информацию в отношении отдельных характеристик груза. Поэтому, при несоблюдении надлежащего оформления перевозимого груза, могут возникнуть риски наступления неблагоприятных последствий, например, в части: причинения имущественного ущерба автотранспортному средству, осуществляющему перевозку груза; причинения вреда окружающей среде и экологии (при несоблюдении требований перевозки озоноразрушающих веществ) и т.д.
В соответствии с п. 5 ст. 755 ГК Республики Беларусь одним из важнейших условий заключения договора транспортной экспедиции является составление доверенности клиентом в отношении экспедитора.
[...]
Глава 3 Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции
Одним из самых сложных и в то же время спорных условий договора транспортной экспедиции являются положения, определяющие и устанавливающие ответственность сторон. При рассмотрении вопроса об ответственности сторон по договору транспортной экспедиции, в первую очередь, необходимо исследовать общие основания наступления ответственности.
Обычно такие договоры включают в себя перевозку груза, что связано с различными рисками и возможными непредвиденными обстоятельствами. При рассмотрении ответственности сторон, обычно обращают внимание на следующие общие основания:
1. Имплементация договора: Если сторона не исполнила свои обязательства согласно условиям договора транспортной экспедиции, это может привести к наступлению ответственности.
2. Нарушение сроков и условий перевозки: Несоблюдение сроков или нарушение условий перевозки также может привести к ответственности. Например, утеря груза, повреждение товаров в процессе перевозки и т.д.
3. Предоставление неверной информации: Если клиент предоставил неверную или неполную информацию о грузе, что привело к проблемам в процессе транспортировки, это также может повлечь за собой ответственность.
4. Форс-мажорные обстоятельства: В случае непредвиденных обстоятельств, выходящих за рамки контроля сторон (форс-мажор), вопросы ответственности могут быть освобождены. Однако договор может содержать положения относительно того, какие именно события считаются форс-мажорными.
5. Страхование: Договор транспортной экспедиции часто предусматривает вопросы страхования груза, и ответственность сторон может зависеть от наличия или отсутствия страховки [15, c. 27].
Субъекты договора транспортной экспедиции имеют ряд обязанностей и условия ответственности.
Обязательства экспедитора:
предоставление услуг в полном объеме без исключений, исходя из перечня условий и требований, описанных в договоре;
обеспечить сохранность груза в исходном виде, исключить нарушение сроков доставки и условий хранений, перевозки товара;
выполнить все условия Гражданского Кодекса о нормах оформления договора; экспедиции, проконтролировать наличие расписок и поручения с подписями сторон;
иметь лицензию, полученную государственным органом.
Обязательства клиента (заказчика):
обеспечить выплату материального вознаграждения в полной сумме, которая указывается в договоре;
оформить и выдать исполнителю весь требуемый пакет документов, который предусмотрен правилами организации внутренних и международных перевозок;
проинформировать экспедитора о составе груза, указать это в сопроводительных документах.
Законодательство позволяет разрывать договор с предварительным уведомлением другой стороны и полной компенсацией нанесенных убытков (односторонний разрыв). Письменное согласие второй стороны не требуется. Ответственность при разрыве описывается в договоре и имеет материальный характер в виде выплаты штрафных санкций.
[...]
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Договор транспортной экспедиции с точки зрения его предмета (действия экспедитора по заключению одного или нескольких договоров перевозки грузов, выполнение или организация выполнения дополнительных услуг) действительно может претендовать на роль самостоятельного договора.
2. Нами было предложено из п. 1 ст. 755 ГК исключить положения о том, что клиентом по договору может выступать грузополучатель или грузоотправитель, упразднить дифференциацию транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные на уровне ГК и изложить норму в следующей редакции:
«1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза. Перечень транспортно-экспедиционных услуг определяется законодательными актами Республики Беларусь и договором транспортной экспедиции».
3. Целесообразным видится закрепление в Законе Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон) критериев определения транспортно-экспедиционных услуг, в том числе путем конкретизации ст. 8 «Транспортно-экспедиционные услуги».
В частности, мы предложили изложить ч.1 ст. 8 Закона в следующей редакции:
«К транспортно-экспедиционным услугам относятся любые услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза любыми видами транспорта, оказываемые экспедитором клиенту вне зависимости от формы предоставления услуг. Транспортно-экспедиционные услуги могут быть оказаны с организационной, технологической, информационно-справочной, сервисной и иной, не противоречащей законодательству Республики Беларусь, целью».
4. В ч. 2 ст. 8 Закона мы предложили изложить приблизительный перечень транспортно-экспедиционных услуг, включив в существующий перечень услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о перемещаемом грузе.
5. Договор транспортной экспедиции носит комплексный и сложный характер взаимодействия сторон, который, несомненно, должен учитывать, как интересы экспедитора, так и интересы клиента. При анализе законодательства, можно обратить внимание на то, что нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, нормы специального законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности, оказывают содействие созданию обеспечительного механизма достижения равенства сторон договора, что свидетельствует о соблюдении фундаментальных принципов гражданского права в целом.
6. Предмет договора транспортной экспедиции составляют основные транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные главой 41 ГК Республики Беларусь: обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; обязанность заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза и другие, связанные с перевозкой.
7. Мы видим необходимым закрепить в главе 41 ГК Республики Беларусь следующие существенные условия договора транспортно-экспедиционной деятельности: срок, цена договора, оценка стоимости груза.
[...]
1 Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 : принят Палатой представителей 29 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
2 О транспортно-экспедиционной деятельности : Закон Респ. Беларусь, 13 июня 2006 г., № 124-З : с изм. и доп. от 9 ноября 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
3 О защите прав потребителей : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З : с изм. и доп. от 5 января 2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
4 О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг : Указ Президента Респ. Беларусь, 19 окт. 1999 г., №614 : утратил силу 29.06.2022 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
5 О признании утратившими силу правовых актов Президента Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 27 июн. 2022 г., № 215 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
6 О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей : Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2010 г. № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
7 Батяев, А. А., Бобкова, О. В., Васильчикова, Н. В. и др. 1001 договор на все случаи бизнеса / А. А. Батяев. – М. : РАВНОВЕСИЕ, 2008. // СПС «Консультант-Плюс». – М., 2023.
8 Богданова, Е. Е. Актуальные проблемы возмещения убытков в договорных обязательствах / Е. Е. Богданова // Гражданское право. – 2015. – № 3. – С. 24-32.
9 Брагинский, М.И. Договорное право : Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М. : Статут, 2003. – 716 с.
10 Витрянский, В. В., Брагинский, М. И. Договорное право / В. В. Витрянский, М. И. Брагинский. – Кн. 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. – М. : Статут, 2004. – С. 349-350.
11 Гражданское право : в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Изд. Проспект, 2005. – Т. 2 : Гражданское право. Часть 2. / А.П. Сергеев [и др.]. – 2005. – 848 с.
12 Гражданское право: учебник (часть 2) / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: Проспект,1998 – 676 с.
13 Гриневич, А. И. Цифровизация транспортных услуг: проблема определения предмета договора транспортной экспедиции / А. И. Гриневич // Государство и право в XXI веке : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета, Минск, 26–27 ноября 2020 года / Редколлегия: Т.Н. Михалёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 415-418.
14 Данилина, И. Е. Новые явления в практике транспортно–экспедиционной деятельности / И. Е. Данилина // Предпринимательское право. – 2009. – №4. – С.36–39.
15 Еловой, И. А. Правовое регулирование перевозок грузов : учеб.-метод. пособие / И. А. Еловой, Е. В. Малиновский, Е. В. Настаченко ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2023. – 210 с.
16 Еловой, И. А. Транспортно-экспедиционное обслуживание : учеб.-метод. пособие / И. А. Еловой, М. М. Колос, Е. В. Малиновский ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2018. – 69 с.
17 Иванов С. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»: аналитический обзор / С. Иванов // Международный экспедитор. – 2013. – №2. – С. 35-38.
18 Каменков, В. С. Договор транспортной экспедиции и договоры перевозки грузов: сходство и различия / В. С. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда РБ. – 2008. – № 17. – С.54-64.
19 Кулешов, В.В. Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы / В. В. Кулешов // Транспортное право. – 2014. – № 2. – С. 5-12.
20 Левченко, Д. П. История становления и развития договора транспортной экспедиции как института гражданского права / Д. П. Левченко // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2012. – Т. 3. – С. 232-237.
21 Ленковская, Р. Р. К вопросу о правах и обязанностях сторон по договору транспортной экспедиции / Р. Р. Ленковская // Проблемы экономики и юридической практики. – 2016. – № 5. – С. 200-202.
22 Лончакова, Ю. А. Правовые аспекты ответственности сторон по договору транспортной экспедиции / Ю. А. Лончакова // Гуманитраные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – №10. – С. 108-112.
23 Лукашук, Т. В. К вопросу о совершенствовании отдельных аспектов договора транспортной экспедиции / Т. В. Лукашук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/65080/1/T._V._Lukashuk.pdf.
24 Луценко, Д. В. Договор транспортной экспедиции: понятие, значение, правовое регулирование / Д. В. Луценко // Актуальные вопросы права, экономики и управления. –2020. – С. 249-252.
25 Малахова, Л. Е. Особенности договора транспортной экспедиции / Л. Е. Малахова // Молодой ученый. –2018. – № 20(206). – С. 313-315.
26 Мальцев, В. А. Общие положения ответственности сторон по договору транспортной экспедиции / В. А. Мальцев, Л. Б. Ситдикова // Транспортное право и безопасность. – 2016. – № 2(2). – С. 72-77.
27 Маслова, А. А. Актуальные вопросы правового статуса сторон договора транспортной экспедиции / А. А. Маслова // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. – 2020. – С. 92-95.
28 Медведев, Д. А., Смирнов, В. Т. Гражданское право ; под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – Т. II. – М. : ТК Велби, 2013. – 844 с.
29 Метелева, Ю. А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования / Ю. А. Метелева. – М. : Юриспруденция, 2008. 296 с. // СПС «Консультант – Плюс». – М., 2023.
30 Нестерчук, Ю.В. Договор транспортной экспедиции / Ю.В. Нестерчук // ЭЖ-Юрист. – 2006. – № 14. – С. 5–11.
31 Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 16.03.2022 по делу № 155ЭИП213834 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/0ae5468b27894b77.html.
32 Радченко, А. В. Правовые особенности договора транспортной экспедиции в системе транспортных договоров / А. В. Радченко // Университетская наука. – 2020. – № 1(9). – С. 233-235.
33 Родионова, О. М. К вопросу о правовой природе исполнения обязательств / О. М. Родионова // Право и экономика. – 2011. – № 4. – С. 65-67.
34 Токун, А. Ответственность экспедитора за несохранность груза / А. Токун [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-sud.by/useful/practice/perevozka-ekspediciya/67492.
35 Шильченок, В. Ф. Споры по договорам перевозки грузов и транспортной экспедиции– Режим доступа: https://ilex.by/spory-po-dogovoram-perevozki-gruzov-transportnoj-ekspeditsii/.