Введение
В Республике Беларусь на сегодняшний день уделяется особое внимание проблемам правового обеспечения национальной безопасности. Наша республика в силу принятых мер является государством, на территории которого минимизированы проявления террористической активности, экстремизма и других подобных противоправных тенденций. Более того, Республика Беларусь ратифицировала Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов, а также боеприпасов к нему. Он дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Важная роль в противодействии хищениям, незаконному обороту вооружения отводится уголовно-правовым нормам.
Однако в государственных программах, направленных на борьбу с преступностью, отмечается рост вооруженности и организованности преступников, а также рост приобретения оружия гражданами в целом.
Согласно некоторым статистическим данным, представленным на официальных сайтах государственных органов и органов внутренних дел, граждане Республики Беларусь активно приобретают оружие на праве гражданской собственности. Например, отмечается, что собственниками такого оружия являются порядка 88 тысяч граждан, а количество единиц оружия, находящихся у них в собственности – порядка 113 тысяч.
Аналогичная ситуация характерна не только для Республики Беларусь, но и для мирового сообщества в целом. Вместе с тем, следует отметить, что с общим ростом вооружения гражданского населения, происходит рост и преступлений, совершенных с использованием оружия. При этом, такие преступления характеризуются особой жестокостью и повышенной опасностью, имеют резонансный характер, например, случаи массовой стрельбы в учебных заведениях. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Немаловажным также отметить и тот факт, что в Уголовном кодексе Республики Беларусь закреплено достаточное количество преступлений, совершаемых в сфере различных специальных предметов и веществ. Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывных устройств являются весьма распространенными.
В последние годы практически все государства столкнулись с проблемой роста именно вооруженной преступности несмотря на то, что многие из них предпринимают меры по усилению правового регулирования оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств. Тенденция роста вооруженной преступности непосредственно связана с расширением масштабов нелегального оборота оружия. Этот фактор также подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лицензионно-разрешительная деятельность призвана одновременно решать несколько задач, а именно, во-первых, осуществлять контроль за так называемым «гражданским» оборотом оружия, а во-вторых, являться своеобразным буфером для вооружения преступности. В этой связи актуальным также будет являться анализ положений законодательства на предмет наличия в нем некоторых пробелов, а также поиск возможных путей их устранения.
Целью данной работы является детальное изучение всех аспектов осуществления лицензионно-разрешительной работы в органах внутренних дел.
Исходя из цели работы, выявим основные ее задачи, которые заключаются в следующем:
- проанализировать понятие, функции и объекты лицензионно-разрешительной системы;
- изучить оружие как объект гражданских прав.
[...]
Глава 1 Правовое регулирование лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел
1.1 Понятие, функции и объекты лицензионно-разрешительной системы
Прежде чем рассматривать лицензионно-разрешительную деятельность органов внутренних дел (далее – ОВД), считаем целесообразным отметить некоторые общие положения о лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Беларусь.
Так, общие положения о лицензировании закреплены в нормах Закона Республики Беларусь «О лицензировании» [1]. Согласно положениям ст.1 Закона Республики Беларусь «О лицензировании», лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с предоставлением лицензий, их изменением, приостановлением, возобновлением, прекращением, контролем за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований. Лицензирование осуществляется в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды.
Важно отметить, что данный нормативный правовой акт предусматривает урегулирование всех вопросов, связанных с лицензионной деятельностью в Республике Беларусь. При анализе его норм, нами установлено, что они наиболее полно регулируют все наиболее важные вопросы. Так, например, им устанавливаются критерии для лицензирования того или иного вида деятельности, а именно следующих видов деятельности:
- представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан;
- связанных с высоким риском нарушения государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан;
- представляющих повышенную опасность для окружающей среды;
- лицензирование которых предусмотрено международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.
По нашему мнению, такие критерии являются обоснованными, поскольку при отсутствии урегулирования таких сфер деятельности путем установления разрешений и санкций за нарушение установленных разрешений, бесконтрольность таких отдельных видов деятельности может привести к весьма опасным последствиям. Вместе с тем, установление некоторых ограничений может нарушать конституционные права граждан, а потому лицензирование основывается на следующих важных принципах:
- приоритетности защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды;
- равенства прав соискателей лицензии и лицензиатов;
- запрета использования лицензирования видов деятельности для ограничения конкуренции;
- определения перечня лицензируемых видов деятельности, перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, исключительно исходя из необходимости достижения целей, предусмотренных законодательством;
- определения исчерпывающего перечня долицензионных и лицензионных требований с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности.
[...]
Глава 2 Организация лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел
2.1 Состав органов, осуществляющих лицензионно-разрешительную деятельность в системе органов внутренних дел
Право граждан на оборот гражданского оружия не относится к закрепленным в Конституции правам, не является абсолютным и может быть ограничено законом, но только в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции). Тем не менее, не будучи конституционно закрепленным, право граждан иметь в собственности гражданское оружие на законных основаниях не исключается нормами Конституции [21].
Как нами уже было отмечено ранее при написании данной работы, лицензионно-разрешительная деятельность призвана одновременно решать несколько задач, а именно, во-первых, осуществлять контроль за так называемым «гражданским» оборотом оружия, а во-вторых, являться своеобразным буфером для вооружения преступности.
Функции по осуществлению такого вида лицензионно-разрешительной деятельности возложены на ОВД, а потому для анализа системы органов, осуществляющих лицензионно-разрешительную деятельность в системе органов внутренних дел, обратимся к законодательству, регулирующему полномочия ОВД.
Однако, прежде чем рассмотреть данный обозначенный вопрос, отметим, что возложение полномочий в сфере лицензионно-разрешительной деятельности именно на ОВД является обоснованным и закономерным, поскольку полномочия ОВД тесно переплетаются с задачами рассматриваемого нами вида деятельности, а потому их совокупность увеличит эффективность в достижении общих задач по борьбе с преступностью.
Вместе с тем, возвращаясь к составу органов, занимающихся лицензионно-разрешительной деятельностью отметим, что такой вид деятельности не выделен при обозначении классификации подразделений органов внутренних дел по функциональному признаку в Законе Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», поскольку такой вид деятельности законодателем отнесем к «милиции». Не указан данный вид деятельности и в задачах милиции общественной безопасности.
Таким образом, мы можем ответить, что структуры органов, осуществляющих лицензионно-разрешительную деятельность в системе органов внутренних дел как таковой на сегодняшний день на законодательном уровне не установлено. По нашему мнению, это является существенной проблемой, поскольку на органы внутренних дел возложен достаточно широкий перечень полномочий в сфере лицензионно-разрешительной деятельности, будь то контроль за гражданским оборотом оружия, контроль за деятельностью организаций в сфере оборота оружия, в частности, стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов. При этом же на практике в территориальном подразделении внутренних дел, как правило, имеется один сотрудник, который согласно своей должностной инструкции, выполняет функции лицензионно-разрешительной деятельности. Говорить об эффективности такой «структуры» сложно, поскольку объем работы несоразмерен с возможностями одного сотрудника, а потому, по нашему мнению, это является одной из проблем лицензионно-разрешительной деятельности ОВД на сегодняшний день.
[...]
Глава 3. Организация контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы
3.1 Основные направления контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы
Как нами уже было отмечено ранее, одной из основных обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, является контроль за соблюдением установленных правил открытия и функционирования объектов разрешительной системы. На это указывают и положения Закона Республики Беларусь «О лицензировании», согласно которым, лицензирование деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов (далее для целей настоящей главы – лицензируемый вид деятельности), осуществляется Министерством внутренних дел.
Лицензируемый вид деятельности включает следующие составляющие работы и (или) услуги:
- производство оружия и боеприпасов;
- реализация оружия и боеприпасов;
- ремонт оружия и боеприпасов;
- коллекционирование и экспонирование оружия и боеприпасов.
В соответствии с законодательством, учету в органах внутренних дел подлежат оружие и боеприпасы, имеющиеся у юридических и физических лиц, независимо от их вида, типа, модели и источников поступления, за исключением оружия и боеприпасов, имеющихся в государственных воинских формированиях и военизированных организациях, таможенных органах и органах прокуратуры, а также оружие, регистрация которого не предусмотрена, и боеприпасов, приобретенных гражданами Республики Беларусь к оружию, имеющемуся у них на законных основаниях в частной собственности. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия и боеприпасов, и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением, ремонтом оружия, боеприпасов, обязаны осуществлять учет оружия и боеприпасов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования.
Хранение оружия и боеприпасов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Срок действия разрешения на хранение или хранение и ношение – 5 лет со дня выдачи разрешения, он может быть продлен по заявлению владельца соответствующего разрешения при представлении документов, предусмотренных законодательными актами.
Хранение оружия и боеприпасов гражданами Республики Беларусь по месту их пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц. Хранение иностранными гражданами приобретенного в Республике Беларусь оружия разрешается в течение 10 дней на основании разрешения на его приобретение, выданного органом внутренних дел. Временное хранение оружия и боеприпасов, ввезенных иностранными гражданами на территорию Республики Беларусь в целях охоты, участия в спортивных и тренировочных мероприятиях или экспонирования, производится юридическими лицами, оформившими приглашения иностранным гражданам.
При перемене места жительства граждане Республики Беларусь, имеющие на законных основаниях в собственности оружие, должны обратиться в органы внутренних дел по месту регистрации оружия с заявлением о снятии его с учета.
[...]
Глава 4 Перспективы совершенствования лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел
В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, закреплено право на жизнь [41]. В свою очередь, Республика Беларусь возложила на себя обязательства по защите жизни человека от любых противоправных посягательств, закрепив это в ст. 24 Конституции Республики Беларусь [42].
Защита человеческой жизни, безусловно, является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения общественной безопасности, под которой понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, целями функционирования которой являются обеспечение личного и имущественного спокойствия, безопасности, создание условий для реализации прав граждан, обеспечения функционирования государственных органов, организаций [43].
Как отмечает С. С. Алексеев, правовое регулирование общественных отношений находится в неразрывном единстве с правотворчеством «освещая единый «срез» правовой действительности...» [44, с. 306].
Вместе с тем, некоторые страны, например, Российская Федерация, принимают все меры к ограничению гражданского оборота оружия ввиду некоторых произошедших ситуаций стрельбы в общественных местах, которые имели большой общественный резнанс [45].
В Парламент Российской Федерации поступают предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» в части повышения возраста получения разрешения на хранение и ношение оружия с 18 до 21 года и об усилении административной ответственности за нарушение правил обращения с оружием [46].
Как было отмечено ранее, в Республике Беларусь условия получения права на получение оружия и порядок его последующего хранения нормативно определен Законом «Об оружии», Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» (далее — Указ № 473), а также Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее — Указ № 200) [47]. В частности, в соответствии со ст. 14 Закона «Об оружии», право на приобретение гражданского оружия и боеприпасов имеют граждане старше 18 лет, получившие в органах внутренних дел разрешение на приобретение конкретного вида и типа оружия. Из ч. 7 ст. 14 Закона «Об оружии» следует, что общее количество приобретенного гражданином, постоянно проживающим в Республике Беларусь, огнестрельного оружия не должно превышать пяти единиц, за исключением случаев, когда оно является объектом коллекционирования.
Стоит отметить, что законодательство Российской Федерации, устанавливающее административно-правовой режим оборота оружия, позволяет ее гражданам иметь в собственности гораздо более внушительный арсенал, достигающий семнадцати единиц огнестрельного оружия [48].
При дальнейшем рассмотрении порядка получения разрешения на хранение и ношение оружия обнаруживается, что принятые сравнительно недавно изменения в Закон «ОБ оружии» направлены на устранение коллизии нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере оборота оружия на территории Республики Беларусь.
[...]
Заключение
В заключение приведем итоги проведенного в рамках данной работы исследования.
В Республике Беларусь на сегодняшний день уделяется особое внимание проблемам правового обеспечения национальной безопасности. Наша республика в силу принятых мер является государством, на территории которого минимизированы проявления террористической активности, экстремизма и других подобных противоправных тенденций. Более того, Республика Беларусь ратифицировала Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов, а также боеприпасов к нему. Он дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Важная роль в противодействии хищениям, незаконному обороту вооружения отводится уголовно-правовым нормам.
В этой связи лицензионная деятельность в Республике Беларусь призвана устанавливать определенные ограничения в отношении видов деятельности, связанных с опасностями для граждан. Одним из таких видов деятельности является гражданский оборот огнестрельного оружия. Данный вид лицензионно-разрешительной деятельности отнесен к компетенции ОВД.
По нашему мнению, установленные нормами действующего законодательства критерии для лицензирования некоторых видов деятельности являются обоснованными, поскольку при отсутствии урегулирования таких сфер деятельности путем установления разрешений и санкций за нарушение установленных разрешений, бесконтрольность таких отдельных видов деятельности может привести к весьма опасным последствиям. Вместе с тем, установление некоторых ограничений может нарушать конституционные права граждан, а потому лицензирование основывается на следующих важных принципах:
- приоритетности защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды;
- равенства прав соискателей лицензии и лицензиатов;
- запрета использования лицензирования видов деятельности для ограничения конкуренции;
- определения перечня лицензируемых видов деятельности, перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, исключительно исходя из необходимости достижения целей, предусмотренных законодательством;
- определения исчерпывающего перечня долицензионных и лицензионных требований с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;
- самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований;
- недопустимости приостановления и прекращения лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;
- недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в порядке и размерах, установленных законодательными актами, а также платы по договору о проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;
- максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов.
[...]
1. О лицензировании: Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З (с изм. и доп. по сост. на 06.01.2022 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. Об оружии: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З (с изм. и доп. по сост. на 06.01.2022 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 473 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4. Антонцев, В. С. Некоторые особенности деятельности сотрудников ОВД по обеспечению правил лицензионно-разрешительной системы [Электронный ресурс] / В. С. Антонцев // Курсантские исследования: сборник научных работ / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев: Могилев. высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 1 электрон. опт. диск (СD-R). ‒ С. 6‒9.
5. Аралбаев, У. С. Предпосылка уголовно-правового запрета на хищение или вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ / У. С. Аралбаев // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2011. – № 4. – С. 59-63.
6. Древнерусское государство и право: Учеб. пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак. Каф. истории гос-ва и права; под ред. канд. юрид. наук, доц. Т. Е. Новицкой; Г.А. Кутьина, доц. и др. – Москва: Зерцало, 1998. – 82 с.
7. Чулахов, В.Н. Криминалистическое значение и особенности исследования навыков изготовителя самодельного огнестрельного оружия / В.Н. Чулахов // Вестник криминалистики. Вып. 1. – М.: Спарк, 2000. – С. 68-71.
8. Сосновский, А.А. Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: проблемные вопросы квалификации / А.А. Сосновский // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2008. – №2 (16). – С. 107-111.
9. Средства поражения и боеприпасы: учеб. / А.В. Бабкин, В.А. Велданов, Е.Ф. Грязнов [и др.]; под общ. ред. В.В. Селиванова. – М.: Изд-во МГТУ, 2008. – 984 с.
10. Плескачевский, В.М. Оружие в криминалистике. Понятие и классификация / В.М. Плескачевский. – М.: Восход, 1999. – 323 с.
11. Ручкин, В.А. Оружие и следы его применения (частная криминалистическая теория) / В.А. Ручкин // Сайт изд-ва ООО «K-Press» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.k-press.ru/bh/2002/3/ruchkin/ruchkin.asp/
12. Корецкий, Д.А. Криминальная армалогия – учение о правовом режиме оружия / Д.А. Корецкий //RoyalLib.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.ru/read/koretskiy_danil/kriminalnaya_armalogiya.html#286720.
13. Лаппо, Е. Понятия «оружие» и «огнестрельное оружие» в криминалимстической науке и законодательстве / Е. Лаппо. – Законность и правопорядок. – 2014. – №4. – С.41-46.
14. Гедыгушев, И.А. Судебно-медицинская экспертиза при реконструкции обстоятельств и условий причинения повреждений (Методология и практика) / И.А. Гедыгушев. – М., 1999. – 444 с.
15. Ronson, Jon (2016). Non-lethal weapon: terms and definitions. Simon&Schuster science magazine. – С. 147-166.
16. Аханов, В.С. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения / В.С. Аханов. – Волгоград, 1979. – 215 с.
17. Данько, И.В. Приостановление и возобновление предварительного расследования: лекция / И.В. Данько. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2009. – 17 с.
18. Берова, Д. М. Применение современных технологий для систематизации следовой картины применения огнестрельного оружия при совершении террористических актов / Д. М. Берова // Общество и право. – 2013. – № 2 (44). – С.173–178.
19. Калуцких, А.М. Проблемные аспекты применения специальных знаний при производстве осмотра места происшествия / А.М. Калуцких // Юго-Западного государственного университета. – 2014. – № 2 (53). – С. 96 – 101.
20. Калуцких, А.М. К вопросу о достаточности случаев обязательного назначения судебной экспертизы по уголовным делам / А.М. Калуцких // Вестник Магистратуры. – 2012. №12. (15) – С. 78-79.
21. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2020.
22. Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / МВД Респ. Беларусь. Режим доступа: http://mvd.gov.by
23. О регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия: Указ Президента Респ. Беларусь, 24.04.2014 № 185 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2024.
24. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17.07.2007 № 263-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2024.
25. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 04.05.2012. № 360-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2024.
26. Об утверждении Правил размещения оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов при осуществлении деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурного элемента Постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь 29 ноября 2010 г. № 383 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
27. Сандригайло, Ю. П. Уголовно-правовая характеристика деяний, составляющих незаконный оборот огнестрельного оружия в Республике Беларусь / Ю. П. Сандригайло // Деятельность правоохранительных органов на современном этапе: наука, образование, практика: сборник статей по итогам VII Международного научно-практического семинара, Минск, 25 февраля 2022 года / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Б. и., 2022. – С. 95-99.
28. Шуленкова, И. В. Уголовное право. Особенная часть: учеб.-метод. комплекс / И. В. Шуленкова; РИО «БарГУ». – Барановичи, 2009. – 220 с.
29. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 2021 г., № 91-З // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
30. Об утверждении Правил безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора: Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 № 4 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
31. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.10.2004 № 32 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
32. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 года, № 275-3: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: в ред. от 05.01.2022 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
33. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 31 мая 2001 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimepro.shtml.
34. О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и кодексы Республики Беларусь об административных правонарушениях : Закон Респ. Беларусь от 17 июня 2006 г. № 147-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
35. Бикеев, И. И. Проблемы уголовной ответственности за незаконное обращение с предметами вооружения / И. И. Бикеев // Уголовное право. – 2008. – №1. – С. 13-17.
36. Медведева, Е. В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования оборота оружия на территории Республики Беларусь / Е. В. Медведева // Курсантские исследования: сборник научных работ. – Могилев: Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2020. – С. 86-88.
37. Белозеров, Ю. Н. Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств : науч.-практ. пособие / Ю. Н. Белозеров, Е. А. Нагаев. – М. : юрид. лит., 2000. – 207 с.
38. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст.ст. 294-297 УК Республики Беларусь): постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г., № 1: в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2022 г., № 2 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
39. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб.-метод. разработка / [Н.А. Богданович и др.]; под общ. ред. Э.Ф. Мичулиса, В.И. Стельмаха; [Частное учреждение образования «Минский институт управ-ления»]. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 229 с.
40. Ермолович, В. Ф. О правовом противодействии хищениям огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ / В. Ф. Ермолович, В. А. Талалаев // Право.by. – 2013. – № 3. – С. 80-85.
41. Права человека : сб. междунар.-правовых док. / сост. В. В. Щербов. — Минск : Белфранс, 1999. — 1146 с.
42. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 22 февраля 2022 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2024.
43. Об утверждении Положения о применении систем безопасности и систем видеонаблюдения [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 дек. 2012 г., № 1135: с изм. и доп. от 21.11.2017 г. № 866 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2024.
44. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев Т. 1. — М. : Юрид. лит., 1981. — 360 с.
45. В Татарстане объявлен траур по погибшим в школе Казани [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс-запад». — Режим доступа: https://interfax.by/news/obshchestvo/society-different/1296384/.
46. Пискарев, В. И. В Думе предложили ужесточить административную ответственность в сфере оборота оружия [Электронный ресурс] / В. И. Пискарев // Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». — Режим доступа: https://tass.ru/ obschestvo/11360707.
47. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 апр. 2010 г., № 200: с изм. и доп. от 16.03.2021 г. № 107 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2024.
48. Об оружии [Электронный ресурс]: Федер. закон, 13 дек. 1996 г., № 150- ФЗ: в ред. от 02.08.2019 г., № 280-ФЗ // КонсультатнтПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». — Минск, 2024.
49. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2024.
50. Терешенок, А. В. О правовом регулировании контроля за оборотом гражданского огнестрельного оружия / А. В. Терешенок // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. тр. / Могилев. институт МВД. ‒ Могилев, 2021. ‒ Вып. 9. ‒ С. 121‒126.