Реферат
Введение
Глава 1 Понятие, сущность и виды методов государственного управления
1.1 Понятие методов государственного управления
1.2 Классификация методов деятельности органов государственного управления
Глава 2 Метод убеждения и его реализация в деятельности участкового инспектора милиции: правовая регламентация и пути совершенствования
2.1 Правовые основы применения метода убеждения в профилактической деятельности милиции общественной безопасности
2.2 Организационные основы применения метода убеждения в профилактической деятельности милиции общественной безопасности
2.3 Совершенствование применения метода убеждения в деятельности участкового инспектора милиции
Глава 3 Административное принуждение и его реализация в деятельности участкового инспектора милиции: правовая регламентация и пути совершенствования
3.1 Правовые основы деятельности участкового инспектора милиции по применению мер административно-правового принуждения в административной деятельности ОВД
3.2 Организационные и тактические вопросы применения мер административно-правового принуждения в административной деятельности участкового инспектора милиции
3.3 Совершенствование деятельности участкового инспектора милиции по применению мер административно-правового принуждения в административной деятельности ОВД
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство как таковое призвано стоять на защите законных интересов, прав и свобод граждан. Задачу эту выполняют на практике правоохранительные органы страны. В вертикали этих органов очень важны нижние звенья, состоящие из сотрудников, работающих непосредственно с людьми. В системе Министерства внутренних дел такими представителями государственной власти являются, конечно же, участковые инспекторы, закреплённые за определёнными районами в конкретном населённом пункте. Работа эта весьма и весьма непростая и очень разносторонняя, поскольку включает в себя, помимо противодействия преступности, равно и профилактические меры по предупреждению совершения преступлений.
В последнем случае довольно существенную роль играет такой метод, как убеждение, позволяющий на деле корректировать побуждающие мотивы лиц, с которыми проводятся профилактические беседы. Применение данного метода имеет под собой прочное основание в виде чёткой правовой регламентации внутри действующего административного отечественного законодательства.
Также немаловажную роль играют и меры административного принуждения, применяемые участковыми инспекторами милиции в своей деятельности. Административно-правовое принуждение позволяет правоохранительным органам эффективно контролировать и бороться с различными формами преступности и правонарушениями. Оно позволяет применять необходимые меры наказания и предупреждения в отношении нарушителей закона.
Таким образом, актуальным являются вопросы правовой регламентации и организация применения данных методов государственного управления в деятельности участкового инспектора.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающихся между государством и государственными органами, ввиду несения определённым кругом лиц государственной службы.
Предметом является действующее законодательство Республики Беларусь, регламентирующее порядок применения убеждения и принуждения как методов профилактической деятельности участковых инспекторов милиции, а также специальная юридическая литература.
Целью исследования явилось комплексное рассмотрение методов принуждения и убеждения в профилактической деятельности участкового инспектора милиции, их особенностей и правовых основ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
– изучить понятие и виды методов органов государственного управления;
– определить правовую основу применения метода убеждения в деятельности участкового инспектора милиции;
– рассмотреть организационные и тактические основы применения метода убеждения в деятельности участкового инспектора милиции;
– установить направления совершенствования применения метода убеждения в деятельности участкового инспектора милиции;
– проанализировать правовую регламентацию применения метода принуждения в деятельности участкового инспектора милиции;
– рассмотреть организационные и тактические основы применения метода принуждения в деятельности участкового инспектора милиции;
– определить направления совершенствования деятельности участкового инспектора милиции по применению мер административно-правового принуждения в административной деятельности ОВД.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучный диалектический метод познания, формально-юридический метод, метод логического анализа, метод прогнозирования.
Глава 1 Понятие, сущность и виды методов государственного управления
1.1 Понятие методов государственного управления
В настоящее время в качестве одной из самых актуальных категорий, которая характеризует непосредственным образом государственное управление в качестве объекта анализа со стороны науки административного права, наравне с категорией формы государственного управления, выступает теоретическая категория «метод государственного управления».
Следует подчеркнуть то, что понятие «метод деятельности органов государственного управления» и понятие «метод государственного управления» являются тождественным, т.е. выражают сущность общего правового явления [1].
Как отмечает Р. Н. Самойлюк: «в общепринятом понимании метод обозначает способ или прием фактической реализации чего – либо. Относительно к деятельности органов государственного управления под ним понимается прием (способ) средство фактической реализации функций и задач органа государственного управления на базе закреплённой за ними компетенцией, в определенных рамках и в соответствующей форме» [1].
Наравне с этим, А. Н. Крамник утверждает о том, что: «метод отвечает на вопросы следующего формата: каким образом, как, посредством каких средств реализуется деятельность органов государственного управления. Посредством методов происходит определенное влияние управляющих на управляемых для достижения какого – либо намеченного результата. В методах в максимальной мере находят собственное прямое проявление юридически властные правомочия субъектов государственного управления. Существенная доля методов выражается в правовой форме» [2].
Ю. Н. Старилов рассматривает метод деятельности органов государственного управления как «правовое средство, которое применяется для достижения целей, разрешения задач и реализации функций органов государственного управления» [3, c. 59].
В. М. Манохин называет методом деятельности органов государственного управления «характер волеизъявления одного участника деятельности в отношении иного участника» [4, c. 71].
В. А. Юсупов отмечает то, что: «метод деятельности органов государственного управления позволяет получить необходимые представления о том, как функционирует орган государственного управления, как фактически реализуются его управленческие функции, посредством использования каких средств. Эта категория обладает в силу этого прямым отношением к характеристике сущности процедуры реализации исполнительной власти, выступая в роли одного из ее непременного компонента. Она служит так же целям придания управлению тенденции» [5, c. 66].
Методы деятельности органов государственного управления органическим образом сопряжены с целевым назначением данной разновидности государственной деятельности, как специфического варианта фактической реализации общего государственного управления. Реализация государственного управления осуществляется органами исполнительной власти и их должностными лицами с помощью комплекса административных методов исполнительно – распорядительной деятельности.
Административно – правовые методы деятельности органов государственного управления находятся в непосредственном единстве с формами государственного управления. Последняя предопределяет выбор метода деятельности органа государственного управления.
[...]
Глава 2 Метод убеждения и его реализация в деятельности участкового инспектора милиции: правовая регламентация и пути совершенствования
2.1 Правовые основы применения метода убеждения в профилактической деятельности милиции общественной безопасности
В Республике Беларусь одним из основных нормативных правовых актов, определяющих деятельность милиции общественной безопасности является Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».
Так, ст. 16 данного Закона относит к задачам милиции общественной безопасности, в частности, «профилактику, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений».
Кроме того, в ст. 22 говорится, что обязанностью всех органов внутренних дел Республики Беларусь выступает «принятие мер общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренных законодательными актами» «в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции».
«Профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений» также определено в качестве основных задач органов внутренних дел в ст. 2 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».
Таким образом, названный Закон «определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел», а также «устанавливает обязанности и права органов внутренних дел и их сотрудников» [13].
На основании изложенного, очевидно, что правоохранительные органы в целом, и милиция в частности, являются активными участниками правореализующей управленческой деятельности государства. В свою очередь, реализация правовых норм является важнейшим способом организации государственного управления общественными процессами.
При этом милиция как правоприменитель в процессе своей деятельности осуществляет конкретизацию:
– юридических норм, сформулированных в общем виде;
– понятий, содержащихся в юридической норме, другими словами, понятийно-терминологическую правоприменительную конкретизацию;
– юридических норм при наличии пробелов в действующих нормативных правовых актах.
Вместе с тем, задачи милиции как правоприменительных органов отличаются разнообразием и увязаны с их компетенцией, включающей предметы ведения, то есть юридически определённые сферы и объекты воздействия, и властные полномочия [14, с. 380 – 381].
В это же время, в сфере внутренних дел для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средства, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих отношений [15, с. 18].
Кроме того, деятельность, в том числе, милиции общественной безопасности, подчинена Закону Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который согласно ст. 2 «регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений».
В ст. 1 вышеуказанного Закона «профилактика правонарушений» определена как «деятельность по применению мер общей или индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами действующего законодательства».
[...]
Глава 3 Административное принуждение и его реализация в деятельности участкового инспектора милиции: правовая регламентация и пути совершенствования
3.1 Правовые основы деятельности участкового инспектора милиции по применению мер административно-правового принуждения в административной деятельности ОВД
Не отрицая огромного значения метода убеждения как регулятора общественных отношений в сфере государственного управления, следует признать, что государственный механизм функционирует не только по доброй воле объединенных им субъектов, но и благодаря существованию возможности применения мер воздействия к тем, кто не следует установленным правилам. При воздействии на сознание людей путем убеждения создаются внутренние моральные стимулы, потребность в правомерном поведении. Метод убеждения служит для формирования правильных взглядов, чувств, понимания необходимости добровольного выполнения предписаний, правил, норм. Принуждение же заставляет людей изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки [23, c. 114]. Применение принуждения является, по мнению большинства исследователей, неотъемлемым признаком государства и гарантией эффективного действия права как регулятора общественных отношений.
Административное принуждение – это вид государственного правового принуждения, который имеет следующие отличительные черты:
1. Меры административного принуждения применяются в результате реализации государственно-властных полномочий.
2. Административно-правовые нормы регулируют виды мер принуждения, основания и порядок их применения, а также полномочия по их применению. Только государство может устанавливать правила принуждения и применять их.
3. Меры административного принуждения применяются только уполномоченными органами и должностными лицами, такими как органы публичной администрации и правоохранительные органы.
4. Административное принуждение имеет многообразие мер, которые могут выражаться в психическом, моральном, физическом, материальном или организационном воздействии.
5. Основания для применения мер принуждения могут быть связаны с совершением противоправных деяний, необходимостью предупреждения правонарушений или их вредных последствий, а также наступлением особых условий.
6. Цели применения мер административного принуждения включают прекращение противоправных деяний, привлечение виновных к ответственности, обеспечение общественной безопасности и предотвращение опасных последствий.
Примеры исследований и анализов говорят нам о следующем:
- исследование показало, что применение административного принуждения эффективно в прекращении противоправных деяний и обеспечении общественной безопасности;
- анализ показал, что многообразие мер административного принуждения позволяет достичь разнообразных целей, таких как предотвращение опасных последствий и локализация кризисных ситуаций;
- исследование выявило, что правовое регулирование административного принуждения является государственной монополией и обеспечивает соблюдение законов различных сфер права, таких как гражданское, трудовое, земельное, экологическое, таможенное и налоговое право.
[...]
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Государственное управление можно определить как деятельность исполнительных органов государственной власти, которые представляют собой субъектов исполнительной власти, непосредственно осуществляющих функции государственного управления в установленных пределах. К органам государственного управления относятся, в частности, органы внутренних дел, включая милицию общественной безопасности и её сотрудников, в том числе, участковых инспекторов милиции. В свою очередь, профессиональную деятельность определённых лиц в аппарате государственного управления называют государственной службой.
2. Традиционной классификацией методов деятельности органов государственного управления является их разделение на методы убеждения и принуждения.
3. Правовой основой применения метода убеждения в профилактической деятельности милиции общественной безопасности, является, прежде всего, Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», который определяет профилактику в качестве одной из задач милиции общественной безопасности. В это же время, Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» называет в качестве одного из субъектов общей и индивидуальной профилактики органы внутренних дел.
4. Как было рассмотрено, особое место в составе милиции общественной безопасности занимает служба участковых инспекторов милиции. Так, в своей деятельности участковый инспектор милиции руководствуется Основным Законом страны – Конституцией Республики Беларусь, а также действующими белорусскими законами, международным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Правительства – Совета Министров и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в частности, Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции».
5. В соответствии с действующим белорусским законодательством, в механизме управленческого воздействия, на первом месте стоит именно метод убеждения, поскольку он является наиболее гуманным и демократичным. Кроме того, приоритет в использовании средств убеждения обусловлен социальной природой человека и общества.
6. Убеждение как метод деятельности органов внутренних дел, в том числе, милиции общественной безопасности, заключается в воздействии на сознание и волю людей в целях добровольного соблюдения ими норм права, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних дел и правопорядка. Названный метод заключается в активном моральном, психологическом и материальном воздействии на сознание, а также поведение людей, в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.
7. В свою очередь, меры организационного характера в деятельности милиции общественной безопасности включают в себя меры, обеспечивающие гласность в деятельности милиции, например, агитационно-пропагандистскую работу, различные выступления сотрудников милиции, в том числе, участковых инспекторов, с докладами на правовые темы, а также меры по организационно-массовой работе среди населения, среди которых можно назвать, в частности, координацию деятельности объединений, участвующих в охране порядка.
8. Административное принуждение является важным инструментом государства для обеспечения соблюдения административных норм и правил, при этом соблюдается ряд процедурных гарантий, и возможность обжалования принятых мер.
[...]
1. Самойлюк, Р. Н. Признаки и понятие методов осуществления государственной власти // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. Крамник, А. Н. Методы государственного управления // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права / Ю. Н. Старилов. – М. : Издательство НОРМА, 2017. – 510 с.
4. Манохин, В. М. Российское административное право / В. М. Манозин. – М. : Юристъ, 2016. – 377 с.
5. Юсупов, В. А. Теория административного права / В. А. Юсупов. – М. : Юрид. лит., 2015. – 360 с.
6. Капский, Д. В. Административное право / Д. В. Капский. – Гомель : БелГУТ, 2016. – 310 с.
7. Козелецкий, И. В. Административное право: учебное пособие / И. В. Козелецкий [и др.]; под общ. ред. И.В. Козелецкого. – Минск : Академия МВД, 2019. – 479 с.
8. Крамник, А. Н. Административно-правовые основы государственного управления / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2016. – 704 с.
9. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. Минск : Амалфея, 2018. – 703 с.
10. Рябцев, Л. М. Административное право / Л. М. Рябцев. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 607 с.
11. Чуприс, О. И. Административное право Республики Беларусь / О. И. Чуприс. – Минск : Изд. центр БГУ, 2015. – 112 с.
12. Лапеза, А. В. Понятие системы и структуры органов исполнительной власти / А. В. Лапеза – Минск : БГУ, 2017. – 308 с.
13. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Зaкoн Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14. Козлов, А. А. Методы убеждения и принуждения в правоприменительной деятельности милиции / А. А. Козлов, А. И. Бурмистров // Могилёвский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – 2016. – С. 380-382.
15. Адмиралова, И. А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан / И. А. Адмиралова // NOTA BENE. – 2015. – № 1 (85). – С. 18-30.
16. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2014 г., № 122-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
17. Служба участковых инспекторов милиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mvd.gov.by/m/ru/page/glavnoe-upravlenie-ohrany-pravoporyadka-i-profilaktiki/sluzhba-uchastkovyh-inspektorov-milicii.
18. Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции: Приказ Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 28 июня 2019 г., № 177 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
19. Чуприс, О. И. Государственная служба Республики Беларусь: состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Вестник института законодательства Республики Беларусь. – 2019. – № 3 (23). – С. 35-40.
20. Чебаков, А. И. Понятие и виды методов административной деятельности полиции / А. И. Чебаков // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 128-130.
21. Сургутсков, В. И. Современные формы убеждения в административной деятельности полиции / В. И. Сургутсков, А. В. Самойлов // Научный вестник Омской академии Министерства внутренних дел России. – 2015. – № 4 (59). – С. 43-48.
22. Фиалковская, И. Д. Методы государственного управления. Вопросы теории: монография / И. Д. Фиалковская. – Казань: Бук, 2019. – 174 с.
23. Василевич, Г. А. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: учебно-методический комплекс / Г. А. Василевич. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – 137 с.
24. Сафоненков, П. Н. Административное убеждение и принуждение как методы государственного управления / П. Н. Сафоненков // Финансовое право и управление. – 2017. – № 2. – С. 1-12.
25. Малько, А. В. Российская правовая политика: учебное пособие / А. В. Малько. – Москва: Литагент Проспект, 2018. – 249 с.
26. Васильев, В. В. Убеждение и принуждение в административной деятельности полиции: стратегия допустимого компромисса / В. В. Васильев, С. А. Майорова // Выступления на круглом столе. – 2015. – № 9. – С. 173 – 174.
27. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.
28. Макарейко, Н.В. Правовое убеждение как средство повышения уровня правовой культуры / Н. В. Макарейко // Юридическая техника. – 2016. – № 10. – С. 391-395.
29. Макарейко, Н.В. Административное принуждение: проблемы теории и практики нормативного правового регулирования / Н.В. Макарейко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –. 2015. – № 5-6. – С. 256-264.
30. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск:ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
31. Козелецкий, И.В. Административное право: учебное пособие в 2 ч. / И.В. Козелецкий, А.И. Сахуркова. – Минск: Акад. МВД, 2016. – 454 с.
32. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. №91-З [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
33. Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 92-З [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
34. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 №510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
35. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 №104-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
36. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] : Постановление Сов. Мин. Респ. Беларусь от 15 мая 2007 №601 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
37. О порядке и условиях содержания лиц, помещенных в специализированные изоляторы органов внутренних дел [Электронный ресурс] : Постановление Мин. внут. дел Беларусь от 16 фев. 2015 №39 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
38. Об утверждении Инструкции о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства [Электронный ресурс] : Постановление Мин. финансов Беларусь от 26 июл. 2011 №61 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
39. Зубач, А. В. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: Учебное пособие / А. В. Зубач, А. Н. Кокорев; Московский университет МВД России. – М.: Щит-М, 2006. – 351 с.
40. Костенников, М. В. Административная деятельность ОВД: учебник для СПО / М. В. Костенников, А. В. Куракин. – М.: Юрайт, 2016. – 521 с.
41. Крамник, А. Н. Административно-правовое принуждение / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2005. – 208 с.
42. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
43. Макарейко, Н.В. Административное право: конспект лекций / Н.В. Макарейко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 189 с.
44. Васильев, В. В. Убеждение и принуждение в административной деятельности полиции / В. В. Васильев // Юридическая техника. – 2015. – № 9. – С. 171-176.
45. Круглов, В.А. Административно-деликтное исполнительное право Республики Беларусь / В.А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2008. – 228 с.
46. Рябцев, Л.М. Административное право: учеб. пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Амалфея, 2009. – 432 с.
47. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г.,17 окт. 2004 г. и 27 февраля 2024 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2024.