Введение
Глава 1 Понятие и сущность гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности
1.1 Понятие гражданства, его значение и сущность
1.2 Правовое регулирование института гражданства
Глава 2 Гражданство как конституционно-правовой институт в Республике Беларусь
2.1 Принципы гражданства в юридической науке
2.2 Общая характеристика принципов гражданства в Республике Беларусь
Глава 3 Способы и порядок приобретения и прекращения гражданства в Республике Беларусь
3.1 Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению, в порядке регистрации по иным основаниям. Особенности приема гражданства Республики Беларусь
3.2 Основания и порядок прекращения гражданства
Глава 4 Институт гражданства в зарубежных государствах
Заключение
Список использованных источников
Введение
Гражданство подразумевает связь человека и государства, то есть гражданин – это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти. Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.
Каждое государство само устанавливает для своих граждан и иностранцев, находящихся на его территории, соответствующий правовой статус. Он определяется как национальным законодательством, так и международными договорами.
Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина, и на подданного распространяется суверенитет государства (то есть лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, то есть гражданин – это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти.
Гражданство как субъективное право включает в себя ряд правомочий, наиболее характерные из которых следующие: правомочие проживать на территории государства, обладать всем комплексом прав, свобод, обязанностей, замещать любые государственные должности, свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства, пользоваться защитой государственной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы гражданства относятся к числу сложнейших в государственном строительстве. Гражданство выступает как элемент конституционного статуса; его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности. Гражданство напрямую затрагивает процессы реализации жизненных планов людей, а, следовательно, и человеческие судьбы.
Гражданство - очень важный элемент, который связывает человека с определенной страной и предоставляет множество прав и обязанностей, связанных с этой страной.
Гражданство по своему происхождению выступает одним из важнейших государственно-правовых институтов. Именно гражданство определяет взаимоотношения между государством и народом, главным образом, исходя из правового статуса личности.
Это связано с тем, что объем индивидуальных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции и законодательстве, непосредственно связан с гражданством.
Один человек может использовать их полностью только в том случае, если он является гражданином соответствующего государства.
Эта тема актуальна потому, что существует разница во мнениях разных авторов, изучавших проблему гражданства в разные периоды времени.
Институту гражданства непосредственно связан с проблемами взаимоотношений личности и государства и является основанием для определения правового статуса человека в нем.
Поэтому Республика Беларусь занимает активную позицию в области его развития и совершенствования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу приобретения, прекращения гражданства в Республике Беларусь.
[...]
Глава 1 Понятие и сущность гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности
1.1 Понятие гражданства, его значение и сущность Гражданство – это статус лица, признанный в соответствии с обычаями или законами государства, который наделяет это лицо (называемое гражданином) правами и обязанностями, присущими гражданству. Это включает в себя право голосовать, работать и жить в стране, а также право на возвращение в страну, помимо других прав. На гражданина также могут быть возложены определенные обязанности, такие как обязанность соблюдать закон и служить в армии. Лицо может иметь несколько гражданств, а лицо, не имеющее гражданства какого-либо государства, считается лицом без гражданства.
Зачастую в качестве синонима понятию «гражданство» используется понятие «национальность». В большинстве случаев такой феномен наблюдается в рамках английского языка в области международного права. Если разобраться, то это не совсем корректное понятие, поэтому оно не является взаимозаменяемым для термина «гражданство».
Предоставление гражданства может быть основано путем нескольких способов. В подавляющем большинстве гражданство предоставляется страной, в которой человек родился, автоматически. Но существуют еще государства, в которых необходимо прежде подать заявление и только потом человек будет наделён гражданством данного государства.
Получение гражданства по праву крови (jus sanguinis). «Если один или оба родителя человека являются гражданами этого государства, то этот человек также может иметь право быть гражданином этого государства. Раньше это могло быть применено только со стороны отца, но гендерное равенство стало обычным явлением с конца двадцатого века. Гражданство предоставляется на основе происхождения или этнической принадлежности и связано с концепцией общего национального государства в Европе. Там, где действует jus sanguinis, лицо, родившееся за границей, один или оба родителя которого являются гражданами страны, также является гражданином. Государства обычно ограничивают право на гражданство по происхождению определенным числом поколений, родившихся за границей. Эта форма гражданства распространена в странах с гражданским законодательством.
Получение гражданства по праву земли (jus soli). Большинство людей автоматически становятся гражданами того государства, в котором они родились. Эта форма гражданства возникла в Англии, где те, кто родился в пределах королевства, были подданными монарха (концепция, которая предшествовала гражданству), и распространена в странах общего права [1].
Предоставление гражданства может быть в результате заключения брака негражданина с гражданином страны (jure matrimonii). В этом случае предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства. Естественно, как только появилось это нормативное положение, сразу же нашлись люди, которые «открыли гражданский бизнес» и зарегистрировали фиктивные браки исключительно для получения гражданства той или иной страны. Таким образом, государства, в которых сегодня закреплен упрощенный режим получения гражданства при вступлении в брак с гражданином, применяют специальные меры, направленные на выявление и предотвращение фиктивных браков.
Натурализация: этот способ предусматривает, что человек прибыл в государство без нарушения законодательства и на законных основаниях проживал необходимый период времени на его территории. Натурализация осуществляется только по воле индивидуума, если лицо обратится к государству с ходатайством о вступлении в гражданство [2, с. 328]. В некоторых странах натурализация зависит от условий, которые могут включать в себя прохождение теста, демонстрирующего разумное знание языка или образа жизни принимающей страны, хорошее поведение (отсутствие серьезных судимостей), присягу на верность своему новому государству или его правителю и отказ от своего предыдущего гражданства. Некоторые государства допускают двойное гражданство и не требуют от натурализованных граждан отказа от любого другого гражданства.
[...]
Глава 2 Гражданство как конституционно-правовой институт в Республике Беларусь
2.1 Принципы гражданства в юридической науке Соотнесение национального законодательства о гражданстве с основополагающими принципами и нормами международного права является одним из условий его соответствия принятым в цивилизованном мире стандартам. Особый интерес представляет анализ норм общего права СНГ (Устав СНГ, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Декларация о международных обязательствах в области прав и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1994 г. и др. акты).
Немаловажным является и обращение к конституционной практике Республики Беларусь и Республики Молдова, что дает возможность выработать научно обоснованные меры, в том числе и в рамках СНГ, по дальнейшему совершенствованию механизма регулирования вопросов гражданства [19]. В этом отношении хорошим примером является разработанный Межпарламентской Ассамблеей СНГ рекомендательный законодательный акт «О согласованных принципах регулирования гражданства» от 29 декабря 1992 г., который устанавливает основные принципы гражданства, такие как право на гражданство (ст. 2), равенство гражданства (ст. 4), право обжалования в судебном порядке нарушенных правомочий в вопросах гражданства (ст. 14) [20].
Гражданство является одним из основополагающих институтов конституционного права и является фундаментом для правого развития личности в гражданском обществе. Но вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением известного советского ученого-конституционалиста С. С. Кишкина, занимавшегося исследованием вопросов гражданства, который определял гражданство в качестве «трудноуловимого юридического понятия» [21, с. 3]. Таким образом, возникает логическое противоречие. С одной стороны, гражданство – фундаментальное явление, что подразумевает конкретно-определенную иллюстрацию сущности правовой формы. А с другой –множественность мнений в юридической науке опровергает однозначную характеристику гражданства. И как следствие возникает следующий вопрос: возможно ли охватить общей мыслью такое многоаспектное явление, как гражданство? Ведь значение и наполненность данного конституционно-правового понятия зависит от особенностей, которыми наделяют гражданство авторы в контексте различных подходов. Кроме того, не каждый научный термин и его доктринальная характеристика встречаются в нормативно-правовых документах [22, с. 176], что создает условия для пространства правоприменительных вариаций там, где должен быть использован единый стандарт.
Однако хотелось бы уделить внимание базису отношений, возникающих при решении вопросов по поводу гражданства. В качестве правового стержня таких отношений, прежде всего, выступают законность, уважение прав и свобод человека и гражданина, гласность справедливость, единообразие и объективность. Первоначально обратимся к первоисточнику - к правовому прототипу института гражданства, зародившегося в Древнем Риме. Вопросы гражданства в Древнем Риме относились к категории res publicae («дела общественные»). В римской юридической традиции основополагающим принципом res publicae являлось доминирование целесообразности над справедливостью [23, с. 46].
Анализ принципов гражданства имеет немаловажное значение для определения его содержания, сущности, стабильности, а также характера. Традиционно в теории права под принципами понимают руководящие положения, основные идеи, которые определяют содержание и направление правого регулирования. В юридической литературе изучение вопроса принципов гражданства заслуживает особого внимания.
[...]
Глава 3 Способы и порядок приобретения и прекращения гражданства в Республике Беларусь
3.1 Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению, в порядке регистрации по иным основаниям. Особенности приема гражданства Республики Беларусь
Статья 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» №136-З от 1.08.2002 г., гласит, что гражданство в Республике Беларусь приобретается на данных основаниях:
- по рождению;
- прием в гражданство Республики Беларусь;
- в случае регистрации;
- по иным положениям, которые регламентируются настоящим Законом и некоторыми международными договорами Республики Беларусь [33, с. 12].
Относительно вопроса о получении гражданства по рождению, важно отметить, что ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь в том случае, если на день его рождения:
1) если хотя бы один из родителей ребенка – гражданин Республики Беларусь, даже не учитывая место, где родился ребенок;
2) родители или один из родителей ребенка, являются лицами без гражданства и постоянно либо временно проживают в Республике Беларусь, при том условии, когда местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь;
3) когда родители либо же один из родителей ребенка, являются иностранцами и постоянно проживают в Республике Беларусь, при таком условии, что местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, по каким-то причинам не могут выдать ребенку свое гражданство.
Такой метод приобретения гражданства, кроме случая, который отмечен в третьем пункте, не предполагает за собой непосредственно процедурного оформления. Ребенок получает гражданство Республики Беларусь в день своего рождения, если хотя бы один из его родителей имеет гражданство Республики Беларусь.
При иных обстоятельствах, когда ребенок, его родители или один из них являются гражданами иностранного государства, постоянно проживают в Республике Беларусь, родился в Республике Беларусь, а государства, гражданами которых на данный момент являются его родители, не предоставляют ему по различным причинам и обстоятельствам право на гражданство, родители могут подать в органы внутренних дел заявление о причислении ребенка к гражданам Республики Беларусь [34, с. 8].
Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос гражданства решается Президентом Республики Беларусь и рядом независимых органов внутренних дел, и эти полномочия предоставляются законом. Решение о получении или прекращении гражданства Республики Беларусь будет отменено, если оно принято на основании заведомо ложной информации или представленных поддельных документов. Поэтому следует отметить, что ключевым видом гражданства является получение гражданства при рождении.
Что касается вопроса получения гражданства в соответствии с международными договорами, Республика Беларусь приняла участие в соглашении между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенных процедурах получения гражданства (далее Соглашение) [34, с. 6].
Граждане Российской Федерации также должны приложить документ из представительства Российской Федерации в Республике Беларусь, в котором указывается, что лицо приняло заявление об отказе от российского гражданства.
На момент подачи заявления лица, которые не легализовали свой статус постоянного жителя в Республике Беларусь, как правило, должны предоставить необходимые документы, необходимые для регистрации по месту жительства в соответствии с положениями законодательства, документы о судимости или отсутствии судимости.
[...]
Глава 4 Институт гражданства в зарубежных государствах Унитарные государства характеризуются единым гражданством, потому как гражданин вступает в отношения лишь с одним государством, которое существует на данной территории. Страны с федеративной формой государственного устройства, как правило, характеризуются двойным гражданством (гражданство союза и гражданство субъектов федерации). Гражданин субъекта федерации – это каждый гражданин союза, который постоянно проживает на территории данного субъекта. К примеру, переезд, в США из одного штата в другой на постоянное место жительства автоматически влечет изменение гражданства штата [39, с. 31].
Итак, научной доктриной выработаны следующие характеристики гражданства:
- это правовое состояние, которое выражается в юридическом оформлении, общем правовом нормировании;
- это индивидуальное оформление гражданства каждого человека.
Общее правовое нормирование состоит в том, что государство в своем законе определяет основания, при наличии которых то или иное лицо признается гражданином конкретного государства; основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения таких вопросов.
Гражданство каждого конкретного человека подтверждается юридически оформленным документом: паспортом, свидетельством о рождении, иным документом.
Каждое государство, закрепляя в Основном законе порядок и основания приобретения гражданства, его прекращения, при этом закрепляет принципы такого гражданства. Соответственно, такие принципы в различных государствах также различны, однако среди них можно выделить наиболее общие принципы гражданства, свойственные для зарубежных государств.
Рассмотрим их подробнее.
Первое – единое гражданство. Данный конституционный принцип означает, что граждане государств с федеративным государственным устройством, приобретают гражданство, которое является единым на всей территории субъекта федерации и одновременно они являются гражданами самой федерации. Закрепляя данный принцип гражданства, государство создает определенные гарантии для граждан таких федеративных государств, а именно гарантия равноправия граждан вне зависимости от их временного пребывания или постоянного проживания [40, с. 93]. Наиболее абсолютным данный принцип является в унитарных государствах.
Второе – равное гражданство. Многие зарубежные государства в своих конституциях закрепляют такой принцип гражданства. В соответствии с ним граждане обладают равными правами, свободами и обязанностями независимо от оснований приобретения гражданства.
На сегодняшний день все же многие государства исключают такой принцип гражданства. В них граждане, которые приобрели гражданство в порядке натурализации, обладают наиболее широким объемом прав и свобод, нежели граждане, которые приобрели гражданство этого же государства, но в порядке филиации. Например, в США, Эстонии, на Филиппинах президентом государства может быть только гражданин по рождению, в Румынии и Эстонии натурализованные граждане в отличие от граждан по рождению могут быть в ряде случаев лишены гражданства и так далее.
Принцип равного гражданства также предполагает его равенство вне зависимости от времени его приобретения, независимо от происхождения лица, его расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, политических и других убеждений, языка, образования, рода и вида деятельности, занятия, места жительства и так потом.
Третье, наиболее важным является принцип доступности гражданства. Суть данного принципа состоит в следующем: любой человек, который желает приобрести гражданство конкретного государства, может это осуществить.
[...]
Заключение Гражданство – это особое правовое отношение между государством и человеком, при котором государство признает принадлежность лица к своим гражданам (соотечественникам), наделяет правовым статусом гражданина, что влечет за собой установление между ними политико-правовых связей, обуславливающих устойчивый характер их взаимного правового состояния.
Принципы гражданства являются исходными началами данного правового института. Действуя непрерывно, они являются основой государственного строительства в области гражданства, показателем его демократичности, а также взаимодействия между государством и личностью.
Для правильной систематизации принципов гражданства саму систему необходимо представить в виде общих и специальных принципов гражданства.
На наш взгляд, в систему принципов гражданства необходимо включать принципы, отличные свойствам начал регулирования вопросов гражданства.
При этом под общими принципами гражданства следует понимать основные начала гражданства, которые находятся во взаимосвязи с принципами демократического правового государства.
Суть специальных принципов гражданства заключается в том, что они предопределяемы определенными политическими и социальными условиями развития государства, которые способствуют разрешению задач по обеспечению баланса интересов государства, общества и личности. К специальным принципам следует отнести принцип недопустимости двойного гражданства, принцип единого гражданства
Однако приобретение лицом второго и возможно последующего гражданства порождает ряд проблем, связанных с реализацией, например, права на равный доступ к государственной службе, избирательного права, исполнением воинской обязанности, что влияет на сохранение целостности конституционных ценностей, национальной идентичности и национальной безопасности.
Ключевым видом приобретения гражданства выступает получение его по факту рождения.
При приобретении гражданства таким методом осуществляются такие принципы, как принцип «права крови» (учитывается гражданство родителей) и принцип «права почвы» (учитывается место рождения).
Получения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации является упрощенной формой получения гражданства.
К иным основаниям приобретения гражданства следует отнести приобретение гражданства при усыновлении и в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь. Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь адресуется только Президенту Республики Беларусь.
Прекращение гражданства Республики Беларусь возможно как по волеизъявлению гражданина (выход из гражданства), так и по основаниям, предусмотренным государством в целях защиты интересов государства и национальной безопасности (утрата гражданства).
Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.
Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или иным государственным органом, принявшим это решение.
В настоящий момент невыдача третьим государствам Республикой Беларусь граждан Российской Федерации и Российской Федерацией граждан Республики Беларусь по основанию одной лишь принадлежности их к гражданам Союзного государства не в полной мере будет соответствовать международно-правовым обязательствам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству обоих государств.
[...]
1. В каких странах дети получают гражданство по рождению. Режим доступа: https://immigrantinvest.com/ru/blog/birth-citizenship-blitz/.
2. Ивашкевич, Е. Ф. Натурализация как способ приобретения гражданства в зарубежных странах / Е. Ф. Ивашкевич // Наука - образованию, производству, экономике : материалы ХVI(63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 16–17 марта 2011 года. Том 1. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2011. – С. 328-330.
3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич.– Минск, 2013. – 835 с.
4. Турубинер А.М. Гражданство. Энциклопедия государства и права. Т.1. – М.: Изд-во Ком. акад., 1926 С.
5. Фарбер, И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве / И.Е. Фарбер. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 190 с.
6. Международно-правовые вопросы гражданства / Черниченко С.В. М.: Междунар. отношения, 1968. 160 c.
7. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М.: Юрид. лит., 1969. 167 с..
8. Козлова, Е.Н., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.Н. Козлова. – М., 1996. – 458 с.
9. Васильева, Л.А. Институт гражданства в Республике Беларусь: вопросы реализации / Л.А.Васильева, В.Е.Шунтов. – Минск: Тесей, 2004. – 96 с.
10. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.] // ЭТАЛОН. Международное законодательство / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
11. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 октября 1991 г., № 293-3 : утратил силу Законом от 1 августа 2002 г., № 136-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
12. Михалева, Т. Н. Правопреемство Республики Беларусь по вопросам гражданства физических лиц / Т. Н. Михалева // Юридический журнал. – 2017. – № 3. – С. 67–71.
13. Мицкевич, А. В. Комментарии законодательства государств-участников СНГ о гражданстве / А. В. Мицкевич – М. : Юрид. литература, 2016. – 272 с.
14. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г., 27 февр.2024 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 62 с.
15. Европейская конвенция о гражданстве [Электронный ресурс] : [принята в Страсбурге 6 ноября 1997 г.] // Human Rights Library. – Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/euro/Rets166.html.
16. Косаков, С. Гражданство : конституционные вопросы: автореф. дис. ... канд. юр. Наук : 08.00.05 / С. Косаков. – Алма-Ата, 2018. – 49 с.
17. Скороход, И. Г. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь и законные интересы : постановка проблемы / И. Г. Скороход. – Гродно : ГрГМУ, 2015. – 136 с.
18. Принятие присяги, языковые тесты и лишение гражданства: новации в законодательстве о гражданстве Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/izmenenija-v-zakon-o-grazhdanstve/.
19. Волкевич, О.В. теория и практика конституционно-правового регулирования гражданства Республики Беларусь и Республики Молдова О.В. Волчкевич. Режим доступа: https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/134-137_31.pdf.
20. Рекомендательный законодательный акт «О согласованных принципах регулирования гражданства» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – Режим доступа: https:// https://docs.cntd.ru/ document/901930781/.
21. Кишкин, С. С. Советское гражданство / С.С. Кишкин. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1925. 96 с.
22. Толстик, В. А. Проблемы классификации юридической терминологии / В.А. Толстик // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 176-182.
23. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации / С.М. Шахрай. М.: Статут, 2017. 624 с.
24. Омельченко, О. А. Римское право / О.А. Омельченко. М.: ЭКСМО, 2007. 224 с.
25. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С. Эбзеев. М.: Юридическая литература, 2005. 575 с.
26. Астафичев, П. А. Представительная демократия в России: 25 лет в условиях действия Конституции РФ 1993 года / П.А. Астафичев // Вестник поволжского института управления. 2018. № 5. С. 13.
27. Волчкевич, О.В. О множественном гражданстве государственных служащих // О. В. Волчкевич. – Режим доступа: https://elib.amia.by/bitstream/docs/5868/1/2021_1_167.pdf.
28. Головко, А. А. Законность - универсальное явление в жизни человека : автореф. дисс. …канд. юрид. наук : 12.00.15 / А. А. Головко. – Минск : Амалфея, 2016. – 25 с.
29. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 1 августа 2002 г., № 136-З : принят Палатой представителей 18 июня 2002 г. : одобрен Советом Республики 28 июня 2002 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
30. Скороход, И. Г. Проблема конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь как социально-правовых ценностей / И. Г. Скороход. – Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2019. – 167 с.
31. Головко, А. А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект) / А. А. Головко. – Минск : Амалфея, 2017. – 301 с.
32. Василевич, Г. А. Источники белорусского права: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Тесей, 2015. – 136 с.
33. Бровка, Ю.П. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. Минск: Амалфея, 2010. – 496 с.
34. Ермолкевич, Н. Н. Содержание конституционного права граждан Республики Беларусь на жилище / Н. Н. Ермолкевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2011. – № 2. – С. 123 – 135.
35. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Выш. шк., 2004. – 110 с.
36. Клокова, Э.Э. Институт двойного гражданства в Российской Федерации: теоретические аспекты, законодательство и правоприменение: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Э.Э. Клокова. – М., 2019. – 200 л.
37. Радькова, А. М. Гражданство Республики Беларусь как международно-правовой институт / А. М. Радькова, П. А. Концевой // Политика, образование, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы: Материалы ІІ Международной студенческой научно-практической конференции, Смоленск, 14–15 декабря 2017 года. – Смоленск: Автономная Некоммерческая Образовательная Организация Высшего Образования Центросоюза Российской Федерации «Российский Университет Кооперации» Смоленский Филиал, 2017. – С. 222-223.
38. В белорусское гражданство приняты 284 человека – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/v-belorusskoe-grazhdanstvo-prinyaty-284-cheloveka.
39. Андреева, Г.Н. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. – Т. 1–2: Часть общая / Г.Н. Андреева [и др.]; отв. ред. Б.А. Страшун. – 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: БЕК, 2017. – 671 с.
40. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин. – 17-е изд., перераб. и доп. – М.: Тесей, 2013. – 520 с.
41. Кондратович, Н.М. Институт гражданства (подданства) в зарубежных странах / Н.М. Кондратович // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – № 4. – 2003. – С. 92–98.
42. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 1997. – 568 с.
43. О гражданстве Российской Федерации: Федерального Закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года // СПС «КонсультантПлюс», 2024
44. Основной закон Федеративной Республики Германия, 23 мая 1949 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2024.
45. Овсепян, Ж.И. Филиация и натурализация как ключевые категории конституционно-процессуального института возникновения и прекращения гражданства / Ж.И. Овсепян // Северо-кавказский юридический вестник. – 2009. – № 2. – С. 37-46.
46. Сенькова, Т.В. Конституционное право зарубежных стран / Т.В. Сенькова, А.П. Грахоцкий. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 210 с.
47. Агаджанян, М. Репатриация соотечественников: вопросы правового обеспечения и эффективной реализации / М. Агаджанян // 21-й век. – 2006. – № 5. – С. 19-24.
48. Челябинский суд лишил гражданства РФ мигрантов, не вставших на воинский учет. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/ural/main/chelyabinskiy-sud-lishil-grazhdanstva-rf-migrantov-ne-vstavshih-na-voinskiy-uchet.
49. Скороход, И. Г. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь и законные интересы : постановка проблемы / И. Г. Скороход. – Гродно : ГрГМУ, 2015. – 136 с.
50. Пронякина, С.Ю. Лишение гражданства как особое основание прекращения правовой связи с государством / С.Ю. Пронякина // Юридические исследования. – 2021. – № 10. – С. 59-73.