Введение
Семья для ребенка – это первая ступень в приобретении всех качеств, которые он сохраняет на протяжении всей последующей жизни. Именно родители ребенка являются первыми воспитателями и оказывают на них самое сильное влияние. Именно родители относятся к ребенку и любят его больше других близких людей. Но, к сожалению, наряду с этим, ни один другой социальный институт не может причинить столько вреда и вреда своему ребенку, сколько это может сделать сама семья.
Сегодня, к сожалению, все чаще можно встретить факты недоверия родителей к судьбе ребенка, поэтому основной причиной административной деликтоспособности и неконтролируемости несовершеннолетних является семейная неуспеваемость и растущее число родителей, не желающих выполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей.
Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь, «брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» [1].
Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.
Содержание и порядок выполнения родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей регулируются нормами статьями Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что соответствует требованиям статей 18 и 27 Конвенции ООН «О правах ребенка» [2].
Введение обновленной государственной политики по воспитанию молодежи, надлежащей защите прав ребенка, коренного улучшения дел относительно искоренения позорных фактов насилия в семье, организации эффективного противодействия правонарушениям со стороны несовершеннолетних выдвигает новые задачи перед компетентными государственными органами. Одновременно сроки выполнения масштабных преобразований объективно предопределяют решение большинства из них молодым поколениям белорусов. Тему формирования нового мировоззрения молодежи, ее позитивного отношения к законопослушному поведению является чрезвычайно актуальным и важным направлением государственной деятельности.
Рассматриваемая нами тема является актуальной в настоящее время, так как проблема насилия в семьях и неблагополучных семейных условиях для детей остается одной из самых острых в обществе. Каждый год тысячи детей становятся жертвами насилия со стороны родителей или опекунов, а также страдают от недостатка заботы и внимания. Актуальность данной темы подтверждается приведенной судебной статистикой. Так, например, в 2022 году за совершение различных преступлений осуждены 927 несовершеннолетних, что на 6,1% больше, чем в 2021 году, в котором осуждены 874 несовершеннолетних [3].
Механизм реализации ОВД мер по государственной защите детей в неблагополучных семьях является важным инструментом для предотвращения насилия и защиты прав детей. Однако в настоящее время в этой области существует много проблем, связанных с недостаточной эффективностью работы социальных служб и правоохранительных органов, а также недостаточным финансированием данной сферы.
Неблагополучные семьи становятся объектом наблюдения со стороны социальных, государственных и психологических учреждений. Среди неблагополучных семей можно условно выделить два типа:
1) явно неблагополучные. К ним относятся аморальные, асоциальные, семьи алкоголиков и наркоманов, так называемые конфликтные, неполные ячейки общества;
[...]
Глава 1 Правовые основы деятельности органов внутренних дел по реализации требований декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Среди наиболее важных задач, которые решаются государственными органами, в том числе органами внутренних дел Республики Беларусь, особое место занимает обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, прежде всего, защита детей от преступных посягательств и их вовлечения в противоправную деятельность [4].
Правовые основы деятельности органов внутренних дел по реализации мер по государственной защите детей в неблагополучных семьях охватывают различные аспекты, направленные на обеспечение безопасности, заботы и социальной защиты несовершеннолетних в трудных условиях семейного окружения. Данный контекст определен законодательством, регулирующим права и обязанности органов внутренних дел в данной сфере.
Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году, дети имеют право на особую заботу и помощь, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает [2].
Важно, что эти задачи ясны для каждого государства. Неотъемлемое значение в осуществлении целенаправленной политики в области защиты прав и свобод ребенка – будущее страны, ее выживание, экономическое и социальное благополучие и процветание [5].
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье все дети имеют следующие права:
- право на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья (ст.184);
- право на жизнь в семье (ст.185);
- право на образование и труд (ст.186);
- право на отдых и досуг (ст.187);
- гарантии свободы личности ребенка (ст.188);
- право на защиту (ст.189) [6].
На основании статьи 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия [6].
Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность [7].
Главная проблема в неблагополучной семье – это отсутствие условий для нормального развития младших ее членов. Это могут быть как материальные трудности, так и нехватка внимания, психологические проблемы, межличностные отношения. В зависимости от проблем, выделяют разные виды и категории неблагополучных семей. Например, семьи алкоголиков и наркоманов, одним словом — аморальные. Даже если один из родственников имеет пристрастие к психотропным веществам, это сказывается на всех. Прежде всего, страдают дети, поскольку начинают считать нормой такой образ жизни одного или обоих родителей. Все окружающие люди попадают в созависимость от пристрастий одного человека. Ссоры на почве алкоголизма, рукоприкладство, стресс оказывают огромное влияние на детей и их психологическое развитие [8].
Иной пример, конфликтная семья – это та ячейка общества, внутри которой происходят постоянные ссоры родителей, нарастает их взаимное отчуждение, отсутствует уважение друг к другу. Громкие скандалы, выяснения отношений на повышенных тонах также пагубно сказываются на развитии детской психики, как и тихое противостояние отдельных членов ячейки общества. Негатив в отношениях между родственниками сказывается на будущем малыша. Он попросту не сможет построить свои семейные отношения, а отсутствие поддержки со стороны родителей скажется на самооценке и отношении к себе на протяжении всей жизни. Неблагополучные семьи возникают, когда родители не умеют правильно строить свой диалог с детьми. Они могут быть слишком строгими, даже жестокими, или же наоборот теряют авторитет, слишком опекая своих чад [8].
[...]
Глава 2 Организационные основы деятельности органов внутренних дел по реализации требований декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» В Республике Беларусь государственная защита детей является одним из приоритетных направлений государственной политики. В связи с этим, органы внутренних дел играют важную роль в организации реализации мер по государственной защите детей в несчастных семьях.
Одной из основных функций органов внутренних дел является предотвращение преступлений и правонарушений, в том числе и в отношении детей. В случае выявления фактов нарушения прав ребенка, сотрудники полиции должны незамедлительно принимать меры для защиты его интересов [20, c. 231].
Органы внутренних дел также участвуют в реализации мер по государственной защите детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Для этого созданы отделы по делам несовершеннолетних и семейной политики в каждом районном и городском управлении внутренних дел. Эти отделы занимаются организацией социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.
Согласно ст. 20 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних являются инспекции по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних [14]. Данные органы также осуществляют полномочия по реализации мер по государственной защите детей в неблагополучных семьях.
В работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, отделы по делам несовершеннолетних проводят различные мероприятия. Они помогают детям, которые оказались без попечения родителей, решают вопросы с их устройством в детские дома или приюты. Также они занимаются работой с детьми, находящимися в семьях, где имеются проблемы с наркотиками, алкоголем или насилием. Органы внутренних дел совместно с другими организациями проводят профилактические мероприятия, направленные на поддержку таких детей [21, c. 29].
В настоящее время инспекции по делам несовершеннолетних являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности и специальной милиции органов внутренних дел, осуществляют свою деятельность на принципах гласности, открытости, законности, гуманизма, уважения прав несовершеннолетних.
Приоритетная задача инспекций – снижение преступности несовершеннолетних – решается во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, иными правоохранительными органами, а также с местными исполнительными органами, учреждениями образования, общественными объединениями, религиозными организациями [22, c. 114].
При этом большое внимание уделяется реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по защите детей в неблагополучных семьях», что способствует укреплению института семьи в Республике Беларусь, сохранению традиционных духовных ценностей, включая интересы по защите прав ребенка.
Согласно статье 12 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
– осуществляют предусмотренные законодательством меры по координации деятельности органов, управлений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
[...]
Глава 3 Формы и методы деятельности органов внутренних дел по реализации требований декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Охрана и защита прав детей является одной из важнейших задач общества, а государственная защита детей в неблагополучных семьях играет особую роль в обеспечении их безопасности и благополучия. В Республике Беларусь были предприняты значительные усилия для улучшения механизма реализации органами внутренних дел мер по защите детей в таких семьях.
Функционирование правовой системы государства на должном уровне зависит от эффективного выполнения своих обязанностей всеми ветвями власти, что возможно только при условии четко закрепленных на уровне соответствующих нормативно-правовых актов полномочий. Залогом эффективного функционирования системы субъектов защиты детей в неблагополучных семьях в Республике Беларусь является разделение единого процесса деятельности на отдельные связанные между собой функциональные операции и их распределение между всеми субъектами в соответствии с компетенцией, определенной в отечественном законодательстве и международных актах, ратифицированных нашим государством [34, c. 5].
Обеспечение реализации прав и свобод несовершеннолетних, в том числе защита детей от жестокого обращения, является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.
В целях профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми проводятся различные мероприятия (рейды, проверки жилищно-бытовых условий, оперативное реагирование на поступившую информацию о семейном насилии и прочего) по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении. При выявлении указанные семьи ставятся на профилактические учеты в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Регулярно осуществляются посещения детей и семей, состоящих на таких учетах, проверка мест возможной концентрации групп несовершеннолетних антиобщественной направленности и мест, представляющих потенциальную опасность для несовершеннолетних [35].
Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются органами внутренних дел во взаимодействии с другими субъектами профилактики [36].
Порядок организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Порядок выявления, постановки на учет и проведение воспитательно-превентивной работы с лицами, ранее судимыми к лишению свободы. Оценка результатов работы по предупреждению преступлений со стороны ранее судимых.
– разработку и осуществление совместно с иными правоохранительными органами, заинтересованными ведомствами и организациями (центры занятости, наблюдательные комиссии РИК, собесы и другие);
– мероприятий в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению ранее судимыми преступлений;
– совместные выезды работников милиции и представителей общественных формирований для проведения профилактической работы по месту работы и жительства;
– использование средств массовой информации по пропаганде юридических знаний и законопослушания [37, c. 56].
Меры индивидуальной профилактики:
– проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на учете, в том числе с участием родственников и представителей общественности;
– осуществление гласного и негласного контроля за поведением лиц, состоящих на учете, оказание им помощи в трудоустройстве;
– вынесение лицам, подпадающим под действие закона о превентивном надзоре, официальных предупреждений за совершение правонарушений;
– установление превентивного надзора [38].
[...]
ЗаключениеНа основании проведенного исследования, следующие выводы:
1. В нашей стране создан реальный механизм выявления ситуаций нарушения прав и законных интересов детей с целью их защиты, а также ситуаций социально опасного положения ребенка.
Система выявления и защиты детей, находящихся в социально опасном положении определена такими нормативными документами как Кодекс Республики Беларусь об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, другими нормативными правовыми актами.
Деятельность органов внутренних дел по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» находит свои правовые основы в ряде нормативных актов, определяющих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» устанавливает основные принципы государственной политики в отношении детей, определяет порядок защиты их прав и интересов. Декрет №18, в свою очередь, является ключевым нормативным актом, направленным на комплексную государственную защиту детей в неблагополучных семьях.
Анализ указанных законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что органы внутренних дел в рамках данного декрета не имеют четко выраженных полномочий по организации защиты прав и свобод ребенка. Однако, инструкции и методические рекомендации, утвержденные с участием Министерства внутренних дел, более детально раскрывают их функции и полномочия в данном контексте.
Вопросы правового регулирования защиты детей в неблагополучных семьях требуют дальнейшего совершенствования. Так, видится целесообразным дополнить ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» конкретными задачами по участию ОВД в защите прав ребенка. Отметим, что вопросы организации охраны детства в Республике Беларусь должны постоянно оставаться в центре внимания ученых.
В целом, созданный механизм выявления и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, обоснован на законодательном уровне и предоставляет основания для реагирования на ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Однако, для дальнейшего совершенствования системы защиты прав детей, возможно, потребуется дополнительное развитие и конкретизация полномочий органов внутренних дел в данной области.
2. В ходе рассмотрения организационных основ деятельности органов внутренних дел по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» было выявлено, что эти меры направлены на обеспечение благополучия и защиты прав детей в трудных семейных обстоятельствах.
Органы внутренних дел активно осуществляют сотрудничество с другими государственными органами, общественными и некоммерческими организациями с целью эффективной реализации предусмотренных Декретом мер по государственной защите детей. Комиссии по делам несовершеннолетних играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая учет детей, нуждающихся в государственной защите, и реагируя на сигналы об их неблагополучии.
Основное внимание в работе органов внутренних дел уделяется предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники активно взаимодействуют с образовательными учреждениями, оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве, участвуют в разработке нормативных актов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
[...]
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
2. О правах ребенка: Конвенции ООН (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
3. Данные судебной статистики за 2022 год об осужденных несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://www.court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/children/6feb6d4214a94434.html#:~:text=Данные%20судебной%20статистики%20за%202022%20год%20об%20осужденных%20несовершеннолетних&text=По%20данным%20судебной%20статистики%20в,в%20котором%20осуждены%20874%20несовершеннолетних.
4. Охрана детства – одно из приоритетных направлений государственной политики Беларуси [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/june/74369/.
5. Терзиев, В., Димитрова П. Социальная политика как инструмент общественного развития // Universum: экономика и юриспруденция. 2017. №2 (35) [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-kak-instrument-obschestvennogo-razvitiya.
6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З [Электронный ресурс] : Принят Палатой предст. 3 июн. 1999 г., одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г., в ред. закона от 17 июля 2023 г. № 300-З // ЭТАЛОН. Национальный центр правовой информации. – Минск,2024.
7. Махракова Е.А. НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ // Вестник магистратуры. 2015. №11-3 (50) [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neblagopoluchnaya-semya-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti.
8. Соловьева Татьяна Владимировна, Долотказина Надежда Юрьевна К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ» // E-Scio. 2022. №5 (68) [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-semeynoe-neblagopoluchie.
9. Шовдра Дарья Ивановна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ // Вопросы российской юстиции. 2022. №22 [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi.
10. Вашнёва, В.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Охрана детства» / В.И. Вашнёва. – Минск: БГПУ имени Максима Танка, 2020. – 173 с.
11. Деятельность ОВД по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : пособие / В. О. Янчин. – Минск : Академ. МВД Респ. Беларусь, 2022. – 113 с.
12. Коляго, В.В. Реализация органами внутренних дел законодательства, направленного на защиту детей в неблагополучных семьях (с образцами документов) / О.Г. Каразей [и др.]. – Минск: Полиграф. центр М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 2015. – 54 с.
13. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII: в ред. от 11 мая 2016 г. [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З: в ред. от 9 января 2017 г. [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
15. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
16. Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 : Постановление Мин. юстиции Респ. Беларусь [и др.] от 18 июля 2008 г. № 43/210/112/121/57 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
17. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №263-З, в ред. закона от 19 мая 2022 г. № 171-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
18. О признании детей находящимися в социально опасном положении: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 января 2019 г., № 22 [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
19. Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 ноября 2017 г., № 146 [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
20. Постникова, А.А. Административная деятельность органов внутренних дел : учебное пособие : в 2 ч. / А.А. Постникова, И.Л. Федчук ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Академия МВД, 2016. – Ч. 1. – 454 с.
21. Федчук, И.Л. Деятельность органов внутренних дел по реализации мер государственной защиты детей в неблагополучных семьях: практ. пособие / И.Л. Федчук, А.Г.Солодовников, А.А.Постникова. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. – 99 с.
22. Забелов, С.М. Административное право: курс интенсивной подготовки; С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск: «ТетраСистемс», 2007. – 271 с.
23. Козелецкий, И.В. Административное право: учебное пособие в 2 ч. / И.В. Козелецкий, А.И. Сахуркова. – Минск: Акад. МВД, 2016. – 454 с.
24. Серебрякова, И.М. Правовые и организационные проблемы деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь: монография / А.А. Кармолицкий, И.М. Серебрякова. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 244 с.
25. Предупреждение преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://balashiha.ru/article/preduprezhdenie-prestupnosti-nesovershennoletnih-476368?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f.
26. Левшук О.И. Реформирование законодательства об административной ответственности несовершеннолетних / О.И. Левшук // [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://elib.institutemvd.by/jspui/bitstream/MVD_NAM/6057/1/levshuk.pdf.
27. Добриян, С.В. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: учебник : в 2 ч. / под общ. ред. С.В. Добрияна ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Академия МВД, 2020. – 454 с. Ч. 2 : Процессуально-исполнительное право / И.И. Мах [и др.]. – 252, [4]с.
28. Ильянова О.И. Особенности взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации // Право и управление. 2022. №5. [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystvie-organov-vnutrennih-del-so-sredstvami-massovoy-informatsii.
29. Каразей, О.Г. Реализация органами внутренних дел законодательства, направленного на защиту детей в неблагополучных семьях (с образцами документов): методические рекомендации / О.Г. Каразей [и др.]; под общ. ред. Р.И. Мельника. – Минск: М-во внутр. дел Республики Беларусь, 2015. – 54 с.
30. Добриян, С.В. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: учебник : в 2 ч. / под общ. ред. С.В. Добрияна ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Академия МВД, 2020. – 454 с. Ч. 1: Административно-деликтное право / В.Н. Крюков [и др.]. – 227, [5]с.
31. Инспекция по делам несовершеннолетних информирует [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: http://sch189.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=135691.
32. Постникова, А.А. Административная деятельность органов внутренних дел : учебное пособие : в 2 ч. / А.А. Постникова, И.Л. Федчук ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Академия МВД, 2016. – Ч. 1. – 454 с.
33. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся направлению «Юриспруденция» и по специальности «Юриспруденция» / К.Ф. Гуценко; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Юридический факультет. – М.: Кнорус, 2013. – 376 с.
34. Комиссия по делам несовершеннолетних Мингорисполкома [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://minsk.gov.by/ru/org/8672/.
35. Коляго, В.В. Реализация органами внутренних дел законодательства, направленного на защиту детей в неблагополучных семьях (с образцами документов) / О.Г. Каразей [и др.]. – Минск: Полиграф. центр М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 2015. – 54 с.
36. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: http://du32.pinsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=23701.
37. Данилин А.Н. Методические рекомендации «Деятельность по охране общественного порядка и обеспечению безопасности» (планы лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине) / А.Н.Данилин; Могилев.: М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт МВД Респ. Беларусь». Могилев, 2020. – 66 с.
38. Об основах деятельности по профилактике правонарушений [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З // национальный центр правовой информации. – Минск, 2024.
39. Игнатова Юлия Евгеньевна К вопросу о защите детей в неблагополучных семьях // Теория и практика общественного развития. 2014. №20 [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zaschite-detey-v-neblagopoluchnyh-semyah.
40. Трудоустройство обязанных лиц [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://komtrud.minsk.gov.by/employment/employer/trudoustroystvo-obyazannykh-lits.php.