Становление и развитие избирательного права в Республике Беларусь Диплом
ГрГУ им. Я. Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Становление и развитие избирательного права в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Становление и развитие избирательного права в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку «9» без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Поделиться
Перечень условных обозначений
Введение
Глава 1 Образование Республики Беларусь и необходимость формирования избирательного законодательства
Глава 2 Характеристика источников избирательного права
Глава 3 Проблемы совершенствования избирательного законодательства Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что люди проявляют большой интерес к социальным и политическим процессам, происходящим в нашей стране и во всем мире. Формирование правопорядка и гражданского общества во многом зависит от политической культуры избирателей, их активности во время избирательных кампаний и результатов выборов.
Изучение избирательного права и избирательного процесса, способствует развитию интереса к общественной жизни, совершенствованию правовой и политической культуры, преодолению правового нигилизма граждан. Избирателям необходимо разобраться в чем заключается основная цель выборов, их основные особенности, как они проходят, как участвовать в выборах в управлении, влиять на принятие решений. Активное и ответственное участие в политической жизни не может быть воспитано в человеке за один день или быть результатом нескольких бесед. Важно глубоко понимать и понимать процесс, ориентироваться в системе, приобретать практические навыки и способности, ценить отношение и опыт в деятельности.
Избирательная система определяет порядок выборов в государстве, а также включает все связанные с ними общественные отношения. Однако избирательная система не может формироваться, тем более играть значительную роль в процессе формирования государственности; напротив, государство несет полную ответственность за структуру и форму избирательной системы.
Молодое поколение граждан Республики Беларусь для продолжения развития государства, опыт и сформировавшаяся политическая и гражданская позиция предыдущих поколений являются гарантом стабильности и правильности выбора.
Особенности избирательной системы могут повлечь за собой самые разные последствия – от раскола внутри общества и напряженности ситуации в борьбе за власть до распада страны.
Республика Беларусь, как и многие суверенные постсоветские государства, стоит на пути развития демократического государства, одним из основных принципов которого является выбор политиков, которые будут управлять страной посредством всеобщих альтернативных выборов. Демократические выборы – лучший способ, скорее всего, привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени предусматривают организацию общества, основанного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека.
Следует отметить, что сами выборы, как показывает мировая практика, еще не обеспечивают демократию и приход к власти самых достойных, компетентных людей. Их эффективность зависит от многих факторов. Это развитые институты экономики, социальных условий, духовной сферы, достаточно высокого уровня политической культуры и просвещения народа, необходимы его демократические традиции.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в процессе становления и развития избирательного права в Республике Беларусь.
Предметом исследования послужили положения избирательного законодательства Республики Беларусь, международное законодательство и законодательство некоторых зарубежных стран, а также учебная и специальная литература, посвященная исследованию особенностей становления и развития избирательного права в Республике Беларусь.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ особенностей становления и развития избирательного права в Республике Беларусь, а также выявление направлений совершенствования избирательного законодательства Республики Беларусь.
Для достижения цели дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
- исследовать особенности образования Республики Беларусь и определить необходимость формирования избирательного законодательства;
- осуществить характеристику источников избирательного права;
- проанализировать проблемы совершенствования избирательного законодательства Республики Беларусь.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы диалектики, формальной логики и системного анализа, в частности, общелогические методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и аналогии, методы наблюдения, описания и сравнения, а также современные исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Правовой основой исследования послужили: Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты.
[...]
[...]
Глава 1 Образование Республики Беларусь и необходимость формирования избирательного законодательства
В настоящее время политическая система Республики Беларусь включает в себя множество различных форм и методов участия граждан в политической жизни и управлении государством. В то же время основной формой участия традиционно были выборы в органы государственной власти. Выборы обеспечивают эффективное взаимодействие между государством и обществом, являются свободными, равными, прямыми, тайными и проводятся в рамках определенного типа избирательной системы. Определение последнего особенно важно при систематических изменениях, которые сопровождают качественные и относительно быстрые изменения: изменения в политической системе, изменения в экономических моделях, социальных системах, образе жизни людей и т.д.
«Республика Беларусь – страна, в которой системная трансформация началась в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. и была связана, главным образом, с приобретением суверенитета и провозглашением демократического политического режима. Ряд авторов (среди которых, к примеру, Дж. Элстер, К. Оффе и У. Пройс) считают, что выбор подходящего типа избирательной системы – «одно из наиболее сложных и важных решений, которое необходимо делать во время перехода от коммунистического правления» к демократии.
Помимо прочих факторов, сложность подобных решений обусловливается необходимостью, во-первых, одновременно принимать во внимание международные избирательные стандарты и национальную специфику государства, а во-вторых, определять реальные возможности дальнейшего эффективного нормативно-правового обеспечения функционирования выбранного типа избирательной системы» [8, с. 33].
Существенный для развития белорусской избирательной системы период наступил, «во-первых, после выборов в конце 1980-х – начале 1990-х годов, которым предшествовал ряд массовых протестных выступлений, направленных против коммунистического режима, а, во-вторых, после провозглашения суверенитета. 27 июля 1990 г. в Белорусской Советской Социалистической Республике (далее – БССР) была принята Декларация о государственном суверенитете, которой 25 августа 1991 г. по решению Верховного Совета БССР был придан статус конституционного закона, на основании чего в дальнейшем были внесены изменения в Конституцию 1978 г. (например, статья 6 закрепила многопартийность).
Верховный Совет БССР 27 июня 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, который 25 августа 1991 г. приобрёл статус конституционного закона. Вышеназванный документ стал основным политико-правовым актом, регулирующим основы конституционного устройства белорусского государства вплоть до принятия 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь» [13, с. 25].
Статья 1 Декларации гласила: «Белорусская Советская Социалистическая Республика – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы» [36]. Однако для того, чтобы реализовать объем политических прав в демократической стране, сначала необходимо институционализировать избирательную систему Республики Беларусь в соответствии с демократическими принципами.
«19 сентября 1991 г. БССР была переименована в Республику Беларусь, 27 февраля 1991 г. был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь». В последнем закреплялись положения о том, что: вся власть исходит от народа и осуществлять ее он может как непосредственно, так и через представителей соответствующих органов власти; правом выступать от имени всего белорусского народа обладает Верховный Совет (парламент); власть осуществляется тремя структурами – законодательной, исполнительной и судебной в пределах определенной компетенции, самостоятельно, независимо друг от друга.
В Законе «О референдуме (народном голосовании) в Республике Беларусь», принятом 13 июня 1991 г. были обозначены следующие системообразующие избирательные принципы: всеобщности, равенства, прямых и тайных выборов (ст. 3 Закона). Правом принимать участие в решении ключевых вопросов политической, социальной, экономической и духовной жизни страны был наделен не только парламент, но и белорусский народ. Согласно Закону, был установлены ограничения, в соответствии с которыми на референдум не могли быть вынесены следующие моменты: вопросы о суверенной национальной государственности, охране общественного порядка, здоровья и безопасности населения, налогах, бюджете, амнистии, помиловании и др.» [8, с. 33]
[...]
[...]
Глава 2 Характеристика источников избирательного права
Источниками избирательного права Республики Беларусь выступают правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие право граждан республики (а в иных случаях – и граждан других государств) избирать и быть избранными в органы государственной власти и регулирующие порядок осуществления этого права. Все источники избирательного права составляют определенную систему. При этом различные источники имеют разную юридическую силу.
Избирательное право Республики Беларусь включает следующие правовые источники:
1) Конституция Республики Беларусь является Основным Законом государства, имеющим высшую юридическую силу на всей территории страны. В Конституции заложены «основы регулирования правовой, политической и экономической системы государства. Основной Закон закрепляет неотъемлемые права человека и гарантии их реализации, взаимные обязанности гражданина и государства, порядок формирования и функционирования органов власти. Она закрепляет основные принципы избирательного права, ограничения в реализации избирательных прав граждан, а также основные положения избирательного процесса и субъективное право граждан избирать и быть избранным» [3, с. 25];
2) Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (в ред. от 16 февраля 2023 г.), который «регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и от гражданского общества, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь» [20].
3) Декреты и Указы Президента Республики Беларусь (например, Указ Президента Республики Беларусь от 20 ноября 2023 г. № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь»);
4) Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь о назначении выборов Президента Республики Беларусь;
5) Решения Конституционного Суда, затрагивающие вопросы избирательного права;
7) Постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, касающиеся применения норм Избирательного кодекса Республики Беларусь;
8) Нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает «ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, либо реализации права законодательной инициативы граждан, либо работе Центральной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутатов (ст. 191 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Статья 192 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за нарушение законодательства о выборах, об отзыве депутатов и о реализации права законодательной инициативы граждан» [43].
Нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, закрепляющие «ответственность за нарушение норм избирательного права. Так, в соответствии с нормами названного Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутатов и о реализации права законодательной инициативы (ст. 10.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)» [24].
Нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, предусматривающие «особенности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий (например, § 2 ГПК Республики Беларусь Особенности рассмотрения жалоб на решения Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата, на решение органов, образовавших комиссию)» [16].
[...]
Глава 3 Проблемы совершенствования избирательного законодательства Республики Беларусь
На современном этапе избирательная система Республики Беларусь конституционный институт. Законодатель Главу 1 (ст.ст. 64-72) Конституции Республики Беларусь определяет как избирательную систему.
Принципы избирательной системы закреплены в Конституции в определенной научной и логической последовательности, от более общих к конкретным, частным явлениям: «принцип всеобщих выборов; свободных выборов; открытости и гласности подготовки и проведения выборов; равных выборов; прямых выборов депутатов; тайного голосования; обеспечения про ведения выборов избирательными комиссиями; финансирования подготовки и проведения выборов за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств, за исключением случаев, предусмотренных законом; непроведения выборов в период чрезвычайного и военного положения, отзыва депутатов и членов Совета Республики по основаниям, предусмотренным законом» [4, c. 115].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь всеобщие выборы ограничиваются следующими избирательными цензами: гражданства, возрастным, состоянием здоровья, оседлости, моральным цензом и специфическим требованием несовместимости.
Согласно Конституции Республики Беларусь на 18 февраля 2022 г., выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются все общими: «право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет; пассивное избирательное право при выборах Президента Республики Беларусь – с 35 лет (по проекту изменений Конституции –с 40 лет), членов Совета Республики –с 30 лет, депутатов Палаты представителей – с 21 года, депутатов местных Советов – с 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей (данная норма в проекте изменений Конституции отсутствует)» [28].
Думается, в контексте презумпции невиновности необходимо предоставить активное избирательное право гражданам, находящимся под стражей.
На современном этапе Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь не ограничивают избирательные права граждан Республики Беларусь, которые обладают гражданством иного (иных) государств. В данном контексте проект изменений и дополнений Конституции на 18 февраля 2022 г. предполагает значительно ограничить пассивное избирательное право при выборах Президента: «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества» [28].
Думается, что «право замещать все высшие государственные должности в Республике Беларусь должно принадлежать только гражданам Республики Беларусь, которые не имеют иного гражданства, а не только должность Президента, как согласно проекту Конституции. Соответствующие изменения целесообразно внести в Конституцию Республики Беларусь.
Ограничение пассивного избирательного права граждан Республики Беларусь на основании иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества, видится неприемлемым в контексте возможного произвольного толкования данной нормы. Также желательно оставить без изменений ценз оседлости. Полагаем, 20 летний срок постоянного проживания непосредственно перед выборами является весьма значительным по сравнению с действующим 10 летним» [45, с. 279].
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 64 Конституции Республики Беларусь, «возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией; любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону» [28].
Тем не менее указанной конституционной норме противоречат следующие положения ИК Республики Беларусь:
– «Центральная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты в случае наличия судимости у лица, выдвинутого кандидатом (ст. 68 прим. ИК Республики Беларусь).
[...]
Заключение [...]
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным целям, сделаем некоторые выводы.
Анализ особенностей формирования и развития правовой базы избирательной системы Республики Беларусь показал, что при установлении конкретной избирательной системы с соответствующим нормативно-правовым оформлением необходимо учитывать множество факторов: исторических, политических, культурных и т. д.
В современной Республике Беларусь правовой основой избирательной системы являются, прежде всего, Конституция Республики Беларусь и законы, наблюдается явное стремление к систематизированию норм избирательного права путем кодификации
Принятый 11 февраля 2000 г. ИК Республики Беларусь является документом, объединившим ранее принятые избирательные законы в условиях сложившейся государственной системы. В целом, модернизация избирательной системы проходила в условиях постиндустриальной модернизации, в основу которой заложены человеческий капитал и экономика знаний. Избирательные принципы, воплотившиеся в общественно-политическую жизнь страны в 1990-е гг. активно применяются и по сей день, обеспечивая функционирование политической системы Республики Беларусь.
С 4 марта 2023 г. вступили в силу поправки в ИК Республики Беларусь, внесенные Законом от 16.02.2023 г. № 252-З «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь». Документ приведен в соответствие с Конституцией и сложившейся практикой. Изменения затронули все этапы избирательного процесса.
Первая избирательная кампания по новым правилам пройдет в 2024 г. Единый день голосования состоится 25 февраля, соответственно крайний срок для проведения первого заседания ВНС – 25 апреля (ч. 2 ст. 67, ч. 5 ст. 89-2 Конституции). Это означает, что в этот срок должны приступить к своей работе местные Советы депутатов, проведены выборы членов Совета Республики, а также созвана первая сессия Совета Республики.
Источниками избирательного права Республики Беларусь выступают правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие право граждан республики (а в иных случаях – и граждан других государств) избирать и быть избранными в органы государственной власти и регулирующие порядок осуществления этого права. Все источники избирательного права составляют определенную систему. При этом различные источники имеют разную юридическую силу.
В процессе совершенствования избирательного законодательства, законодательно закрепились новые принципы избирательного права: принцип свободных выборов, принцип разграничения полномочий по проведению выборов, гласность избирательного процесса, периодичность, регулярность выборов, допустимость применения различных правовых систем, принцип народовластия, политическое многообразие.
Избирательная система занимает одно из ключевых мест в реализации принципа народовластия. Ее организация показывает, как реализуется в государстве непосредственная или представительная демократия, осуществляется связь государственных институтов с институтами гражданского общества, какую ответственность народные представители несут перед своими избирателями.
В настоящее время избирательная система Республики Беларусь является мажоритарной. Это означает, что избранным считается кандидат, набравший большинство голосов в своем округе. Существование этой системы обусловлено положением Конституции, предусматривающим отзыв депутатов. При существовании пропорциональной избирательной системы такой отзыв невозможен при голосовании по всему списку кандидатов
В Республике Беларусь есть определенные предпосылки к переходу к смешанной системе. Это создаст условия для стимулирования многопартийности, так как политические партии должны будут делать упор, на голосование не по персонифицированным мотивам, а по идейно-политическим предпочтениям, активизирует работу политических партий не только во время выборов, но и в межвыборный период на выборах всех уровней (на сегодняшний день не все политические партии имеют свои организационные структуры в регионах, не позволит кандидатам от политических партий, баллотировавшимся по партийным спискам, использовать членство в политической партии в качестве трамплина и сделает кадровый состав партий более устойчивым.
[...]
1. Абраменко, Е. Г. К вопросу о совершенствовании избирательной системы в Республике Беларусь / Е. Г. Абраменко // Международная юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины: Материалы конференции. В 3-х частях, Гомель, 19-20 ноября 2020 года. Том Часть 2. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. – С. 136-138.
2. Авакьян, С. А. Конституционное право. Энциклопедический словарь / С. А. Авакьян. – М.: Норма, 2017. – 688 с.
3. Альфер, С. А. Избирательное право Республики Беларусь: пособие для студентов вузов / С. А. Альфер.– 2 е изд., испр. и доп.– Минск: Тесей, 2010.– 343 с.
4. Антонова, О. В. О принципах избирательного права в Республике Беларусь / О. В. Антонова // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2015. – № 2. – С. 112-122.
5. Аргучинцев, Г. К. История государства и права зарубежных стран : в вопросах и ответах / Г. К. Аргучинцев, Н. И. Ильинский. – Минск : Амалфея, 2016. – 282 с.
6. Астаповский, В. Е. Демократические выборы – основа политической системы Республики Беларусь / В. Е. Астаповский // Проблемы управления. – 2010. – № 1. – С. 49-53.
7. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2017. – 784 с.
8. Беларусь у кантэксце еурапейскай псторъп: асоба, грамадства, Б43 дзяржава : зб. навук. арт., прысвеч. 80-год. Гродзен. дзярж. ун-та 1мя Янк1 Купалы i 65-год. пст. адукацъп у Гродзен. дзярж. ун-це 1мя Янш Купалы. У 2 ч. Ч. 1 / ГрДУ 1мя Я. Купалы ; рэдкал.: А. А. Каваленя (гал. рэд.), I. Ф. Киурка (гал. рэд.) [i шш.]. – Гродна : ГрДУ, 2019. – 424 с
9. Беньковская, А. А. Особенности развития избирательной системы в Республике Беларусь / А. А. Беньковская, Д. Ю. Точёная // Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания : сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., 30 ноября 2020 г. / под ред. Н. В. Пантелеевой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. – С. 58-60.
10. Василевич, Г. А. Источники белорусского права / Г. А. Василевич, С. Г. Василевич. – Минск : БГУ, 2016. – 262 с.
11. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А.Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016.– 399 с.
12. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2018. – 767 с.
13. Василенков, П. Т. Избирательная система СССР / П. Т. Василенков. – М.: Юридическая литература, 1956. – 551 с.
14. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
15. Выборы: правовые основы, избирательные технологии / С. А. Альфер, И. И. Бугрова, А. Е. Вашкевич и др. – 2 е изд., испр. и доп. – Минск: Амалфея, 2000. – 304 с.
16. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г. № 238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
17. Дубинин, А. А. Избирательное право в Беларуси: истоки и современность / А. А. Дубинин ; науч. рук. О. Н. Шупицкая // Правовая система Республики Беларусь : состояние, проблемы и перспективы развития: сб. науч. статей, посвящ. 45-лет. юрид. фак. Гродн. гос. ун-та им. Янки Купалы / Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» ; гл. ред.: С. Е. Чебуранова ; редкол.: А. М. Вартанян [и др.]. – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2023. – С. 79-84.
18. Ермошина, Л. М. Пути совершенствования избирательного законодательства Республики Беларусь / Л. М. Ермошина; подготовила В. Олехнович // Юстыцыя Беларусі = Юстиция Беларуси. – 2013. – № 7. – С. 4-7.
19. Ивашкевич, Е. Ф. Современные конституционные процессы в странах постсоветского пространства / Е. Ф. Ивашкевич, Н. В. Кабышко // Право. Экономика. Психология. – 2020. – № 3(19). – С. 13-21.
20. Избирательный кодекс Республики Беларусь, 11 февраля 2000 г. №370-З: принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобрен Советом Республики 31 января 2000 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 16 февраля 2023 г. № 252-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
21. Изменения в Избирательный кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ilex.by/news/izmeneniya-v-izbiratelnyj-kodeks/. – Дата доступа: 05.02.2024.
22. Ипатов, В. Д. Избирательный процесс в Беларуси: этапы развития и. основные принципы» [Электронный ресурс] / В. Д. Ипатов, А. Н. Пестунов //. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/izbiratelnyy-protsess-v-belarusi-/.
23. Кацубо, С. П. Основы прав человека: учеб. пособие / С. П. Кацубо. – Мн.: Университетское, 2016. – 263 с.
24. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 6 января 2021 г. № 91-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
25. Колюшин, Е. И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений : моногр. / Е. И. Колюшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М., 2020. – 384 с.
26. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государства от 7 октября 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
27. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г. А. Василевич, Д. Г. Василевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2022. – 240 с.
28. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февраля 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
29. Курак, А. И. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие и соотношение / А. И. Курак // Науч. тр. Акад. управления при Президенте Республики Беларусь. – Мн.: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. – С. 509-522.
30. Макаревич, К. К. Избирательные комиссии как институт политических выборов: состояние и оптимизация функционирования в современной России [Электронный ресурс] / К. К. Макаревич // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/izbiratelnye-komissii-kak-institut-politicheskikh-vyborov sostoyanie-i-optimizatsiya-funktsi.
31. Малиновский, В. А. Конституционные советы Казахстана и Франции: некоторые грани сравнения [Электронный ресурс] / В. А. Малиновский // Цифровой репозиторий Университета КАЗГЮУ. – Режим доступа: http://repository.kazguu.kz/bitstream/handle/123456789/371/%D0%B C%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0 %B9%E2%84%962%2859%29.pdf?sequence=1=y.
32. Миклашевич, П. П. Обновленная Конституция Республики Беларусь: сущностное содержание поправок / П. П. Миклашевич // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2022. – № 2. – С. 5-34
33. Мясников, А. П. Новая избирательная система как фактор демократического обновления политической системы / А. П. Мясников // Юристъ – Правоведъ. – 2017. – № 2 (51). – С. 31-47.
34. Основы права : учебник / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2002. – 848 с.
35. Пляхимович, И. И. Комментарий к Конституции Республики Беларусь: в 2 т. / И. И. Пляхимо вич. – Минск: Амалфея, 2015. – Т. 1. – 1221 с.
36. Поуны тэкст Дэкларацьп аб дзяржауным суверэштэце Беларускай ССР [Электронны рэсурс] // Словы i вобразы – Режим доступа: http://krytyka.by/by/page/monitoring/7090.
37. Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы студенческой межвузовской научной конференции, Гродно, 27–28 апреля 2001 года / Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" ; под ред. Н. В. Сильченко. – Гродно: ГрГу, 2001. – 244 с.
38. Радько, Т. Н. Теория государства и права: Учебник / Т. Н. Радько. – Минск: Асвета, 2005. – 288 с.
39. Романенко, А. В. Избирательное право в Республике Беларусь, его принципы и правовое регулирование / А. В. Романенко // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета / Полоцкий государственный университет ; ред. кол.: Д. Н. Лазовский (пред.) [и др.]. – Новополоцк : ПГУ, 2018. – Вып. 22 (92): Юридические науки. – С. 43-44.
40. Саидов, А. Конституционные реформы – веление избирателей и требование време ни [Электронный ресурс] / А. Саидов // Официальный сайт Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – Режим доступа: https://parliament.gov.uz/ru/events/ other/38186/.
41. Северин, Э. Н. Политическая модернизация в контексте теории модернизации / Э. Н. Северин // Весн. Брэсц. дзярж. ун-та, Сер. 1, Филасофия, пашталопя, эканомжа. – 2018. – № 1. – С. 108-113.
42. Свирид, А. В. Некоторые вопросы реформирования избирательного законодательства Республики Беларусь / А. В. Свирид // Отечественная юриспруденция. – 2017. – Т. 2, № 5(19). – С. 10-12.
43. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 9 марта 2023 г. № 256-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
44. Хамутовская, С. В. Правовая база избирательной системы Республики Беларусь: особенности формирования и развития / С. В. Хамутовская // Социологический альманах : научное издание / Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – 2019. – Вып. 10. – С. 273-280.
45. Цаплин, М. К. Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов / М. К. Цаплин. – М.: Лаборатория книги, 2015. – 45 с.
46. Цед, В. Н. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Республики Беларусь / В. Н. Цед // Сацыяльна-эканамічныя іправавыя даследаванні. – 2015. – № 2. – С. 210-216.
47. Цед, В. Н. Совершенствование активного избирательного права в Республике Беларусь / В. Н. Цед // Механизмы защиты прав и свобод человека в Республике Беларусь: монография / под ред. М.И. Пастухова. – Минск: БИП, 2019. – С. 63-67.
48. Цюга, С. А. Совершенствование Национального законодательства по вопросам правосубъектности участников Избирательного процесса и проведению избирательных действий в Республике Беларусь / С. А. Цюга // Государство и право в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета, Минск, 26–27 ноября 2020 года / Редколлегия: Т. Н. Михалёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 309-313.
49. Четвериков, А. О. Избирательные системы государств – членов ЕС [Электронный ре сурс] / А. О. Четвериков // Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА. – Режим доступа: https://eulaw.edu.ru/publikatsii/stati-po-pravu-evropejskogo-soyuza/izbiratelnye-sistemy gosudarstv-chlenov-es-a-o-chetverikov/.
50. Чудаков, М. Ф. Правовой статус гражданина в избирательной системе: науч.-прав. и практ. пособие / М. Ф. Чудаков; Белорус. центр конституционализма и сравн.-правовых исслед. – Минск: Тесей, 2001. – 35 с.
Работа защищена на оценку «9» без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты