Нормативное правовое обеспечение медицинского обслуживания в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Нормативное правовое обеспечение медицинского обслуживания в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
251.00 BYN
Нормативное правовое обеспечение медицинского обслуживания в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 89.
Поделиться
Введение
1 Развитие и исторические основы правового регулирования медицинской помощи
1.1 Возникновение и развитие законодательства о медицинской помощи
1.2 Общая характеристика действующего законодательства о медицинской помощи в Республике Беларусь
1.3 Системно-отраслевая принадлежность правовых норм о медицинской помощи
2 Юридическая природа и реализация права на медицинскую помощь
2.1 Понятие права на медицинскую помощь
2.2 Проблемы реализации права на медицинскую помощь
2.3 Медико-социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
3 Организационно-правовые формы медицинской помощи в современных условиях
3.1 Медицинское страхование как одна из форм социальной защиты населения в сфере медицинского лечения и обслуживания
3.2 Организационно-правовые формы медицинской помощи в зарубежных странах
3.3 Совершенствование организационно-правовых форм медицинской помощи в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье населения – это один из главных показателей благосостояния государства, отражающий уровень экономического и социального развития страны. Здоровье человека определяется целым рядом факторов, среди которых уровень медицинской помощи населению занимает, по данным Всемирной организации здравоохранения, 10-е место.
Охрана здоровья – это социальная проблема. Ведущую роль в ее решении играет прежде всего государство. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой. Даже в самых благополучных, экономически устойчивых государствах вынуждены решать множество вопросов, связанных с оптимизацией медицинской помощи населению [1, с. 4].
В Республике Беларусь проводятся изучение и глубокий анализ всех сторон деятельности системы здравоохранения, которая должна в полной мере отвечать потребностям населения в полноценном медицинском обслуживании и способствовать улучшению его здоровья. В центре внимания находятся вопросы совершенствования организации медицинского лечения и обслуживания населения, поскольку усугубление экономической ситуации в республике изменило возможности здравоохранения в обеспечении качественного и доступного медицинского лечения и обслуживания и осуществлении принципа равных возможностей в деле охраны здоровья.
В 1998 г. состоялся Первый съезд врачей Республики Беларусь, где обсуждались стратегия и перспективы развития здравоохранения нашей страны в новых социально-экономических условиях. Президент Республики Беларусь в своем выступлении на съезде отметил, что «в республике начата подготовка к более глубокому реформированию и совершенствованию системы здравоохранения, в том числе и переход к платной медицине. В концепции социально-экономического развития государства одно из приоритетных мест принадлежит здравоохранению, что объясняется пониманием того, что здоровье людей – основа сильного государства. ... формирование здоровой уверенной в своих силах нации, способной достичь высот современного социально-экономического прогресса, это задача отечественного здравоохранения» [2, с. 1–2].
Актуальность исследования правовых аспектов медицинской помощи с целью получения обобщающих теоретических результатов и разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства бесспорна, что подтверждается складывающимися тенденциями развития государственной системы здравоохранения и демографической ситуации в нашей республике. В условиях формирования многоукладности экономики с сохранением основных позиций государственной системы здравоохранения, создания конкурентной среды среди лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, внедрения рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли возникает необходимость осмыслить уровень разработанности проблем правового обеспечения медицинской помощи в правовой науке, что позволит определить пути и способы его нормативного обеспечения в отраслевом законодательстве. Нахождение оптимальных организационно-правовых путей налаживания наиболее эффективной медицинской и всякой другой здравоохранительной помощи населению, является конкретным выражением обеспечения нормального функционирования всей системы здравоохранительной деятельности и обязательно должны базироваться на соответствующей теоретической основе [3, с. 314]. Перед законодателем же стоит задача формирования новой законодательной базы, регулирующей данный вид общественных отношений.
В сложившихся условиях возрастает роль исследований по фундаментальным научным проблемам, в том числе и правовым, имеющим первостепенное значение для улучшения показателей здоровья белорусской нации.
В настоящей работе предпринята попытка осуществить системный анализ действующего законодательства и перспектив его развития, а также дать очерк истории законодательства о медицинской помощи. Проблему наиболее полного удовлетворения потребности населения в квалифицированной и доступной медицинской помощи в настоящее время нельзя решить без разработки вопросов их организации. Научное обоснование путей дальнейшего развития и совершенствования организационно-правовых форм медицинской помощи имеет особо важное практическое значение в связи с созданием базы для перехода к системе медицинского страхования. Автором проанализированы и выявлены положительные аспекты моделей организации медицинского лечения и обслуживания в зарубежных странах с точки зрения возможности их применения в отечественных условиях.
Таким образом, социальная значимость права на медицинскую помощь, недостаточная теоретическая разработка и дискуссионность некоторых вопросов обусловливают выбор темы работы и ее актуальность.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации права на медицинскую помощь в Республике Беларусь.
Предмет исследования – теоретические положения, касающиеся права на медицинское обслуживание, законодательство Республики Беларусь в сфере оказания медицинской помощи.
1 Развитие и исторические основы правового регулирования медицинской помощи
1.1 Возникновение и развитие законодательства о медицинской помощи
Первыми лечебными учреждениями на территории нынешней Республики Беларусь были шпитали – небольшие стационары со смешанными функциями призрения и лечения [4, с. 13]. Феодалы, церковь, местная администрация вынуждены были создавать убежища для нищих, инвалидов, больных в связи с широким распространением массовых болезней (цинга, дистрофия, чахотка), увечий в результате бытовых и производственных травм. Содержание шпиталей осуществлялось в основном за счет пожертвований. Кроме того, по королевским привилеям и постановлениям магистратов шпитали получали доходы с бань, пивоварения, медоварения, пошлин за проезд и т.п. [4, с. 13]. Следует отметить, что содержавшиеся отдельными феодалами, магистратами, православной и католической церковью шпитали в большинстве своем к концу ХУШ века потеряли свое значение и пришли в упадок. В 1775 г. с целью упорядочения шпитальных дел Сейм Речи Посполитой учредил шпитальные комиссии, отдельные для Польского Королевства и Великого Княжества Литовского, но с единым уставом. Согласно этому уставу декларировалось централизованное государственное управление шпитальным делом. Однако деятельность шпитальных комиссий не была полностью реализована [5, с. 43]. Беларусь была лишена организационных основ здравоохранения. После присоединения территории Беларуси к Российской империи в конце XVIII в. на белорусские земли было распространено действие общероссийского законодательства о здравоохранении. В 1775 г. был принят Закон «Об укреплении губернской администрации на местах», которым были введены «приказы общественного призрения» [6, с. 57]. На территории Беларуси также были учреждены Приказы общественного призрения, деятельность которых выразилась в открытии и содержании больниц, богаделен, инвалидных домов [7]. Были введены Приказы общественного призрения в Могилеве (1781), Полоцке (1781), Минске (1796), Витебске (1802). В Гродно функции приказа до 1805 г. выполняла шпитальная комиссия [4, с. 13]. Наряду с больницами Приказов общественного призрения действовали больницы на благотворительных началах. В некоторых местах такие заведения были единственными, где можно было получить медицинскую помощь [8, с. 49].
После отмены крепостного права медицинское дело в Беларуси развивалось путем, отличным от пути развития медицины в центральной России, где с 1864 г. медицинским делом ведали земские выборные органы – земские самоуправления, к ведению которых было отнесено попечение о бедных, сиротах и неизлечимых больных, участие в мероприятиях по сохранению народного здоровья, увеличение средств для оказания врачебной помощи населению и «изыскание способов обеспечения местности в санитарном отношении» [9, с. 119]. В Белоруссии медицинские учреждения еще длительный период времени оставались в подчинении Приказа общественного призрения. Губернским Приказом общественного призрения выделялись из государственной казны мизерные средства для бесплатного обслуживания населения.
После начала первой мировой войны состояние здравоохранения резко ухудшилось, появились пустующие земские больницы. В ходе войны были созданы общественными силами Всероссийский земский союз, Всероссийский союз городов, Северопомощь, которые оказывали медицинскую помощь раненым и больным, беженцам. Фельдшеры и медсестры обслуживали лечебницу, амбулаторию, открытые в 1915 г. в Витебске. Фельдшеры, санитары-дезинфекторы входили в состав «летучих санитарно-эпидемических отрядов», организованных силами самоуправления в уездах Могилевской губернии для борьбы с распространением эпидемических заболеваний. И тем не менее медицинская организация Белоруссии во время первой мировой войны пришла в полный упадок. После Октябрьской революции были упразднены остатки земской медицины и заложены основы для организации новой системы сельского здравоохранения. Первые декреты Советской власти создали политические и экономические предпосылки для улучшения материальных условий жизни, прекращения войны и создания единой государственной системы здравоохранения. После установления в Белоруссии Советской власти на ее территории вступили в силу законодательные акты РСФСР. Они продолжали действовать и после провозглашения независимой Белорусской Советской Социалистической Республики. Правовые акты РСФСР действовали на территории Белоруссии и в последующие годы, оказывая определяющее влияние на законодательную практику ее государственных органов. Такое положение определилось, во-первых, тем, что белорусское правотворчество было не развито по сравнению с РСФСР и, во-вторых, тем, что у всех советских республик были единые политические и экономические задачи. Законодательные акты БССР воспроизводили в основном соответствующие правовые нормы РСФСР. Действие основополагающих правовых актов РСФСР компетентными органами республики полностью распространялось на территорию Белоруссии.
2 Юридическая природа и реализация права на медицинскую помощь
2.1 Понятие права на медицинскую помощь
Медицинскую помощь можно рассматривать как процесс, направленный на выявление физиологических отклонений в функционировании человеческого организма и их устранения путем качественного лечения, а при невозможности выздоровления – принятие медицинских мер, поддерживающих организм больного и продляющих ему жизнь. В соответствии со ст. 1 Закона «О здравоохранении» медицинская помощь – комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование.
Законодательное закрепление права на медицинскую помощь позволяет наряду с другими правовыми средствами определить механизм правового обеспечения этого процесса и его реализации. В итоге реализация этого права дает возможность существовать и развиваться самой цивилизации. В объективном смысле право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни [19, с. 342]. Право на медицинское лечение и доступное медицинское обслуживание нашло свое закрепление в Конституции Республики Беларусь и иных нормативных актах. Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях и доступное медицинское обслуживание означает, что гражданину медицинская помощь во всех случаях ее оказания государственными учреждениями здравоохранения предоставляется бесплатно и что гражданин обладает правом на получение любых видов такой медицинской помощи, а также вправе обратиться за ней в любое медицинское учреждение соответствующего профиля.
Под правом на медицинскую помощь и обслуживание в объективном смысле необходимо понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе удовлетворения потребностей населения в медицинском лечении и обслуживании. Нормами права определяется порядок предоставления медицинской помощи и обслуживания, регулируются отношения при реализации указанного права.
Однако чаще всего, говоря о праве на медицинскую помощь и обслуживание, мы имеем в виду субъективное право конкретного гражданина. Поэтому далее в этой части работы исследуется понятие, субъект, объект и содержание субъективного права на медицинскую помощь и обслуживание.
Субъектами права на медицинскую помощь и обслуживание граждане Республики Беларусь становятся при наличии у них определенных социально-юридических свойств. Одним из таких свойств, которыми государство наделяет граждан в сфере медицинских отношений, является правосубъектность, которая предполагает наличие у лица социально-юридических свойств, которые делают его способным к обладанию субъективным правом на соответствующие виды медицинской помощи, т.е. качеств субъекта права на бесплатное лечение и медицинское обслуживание.
Это главное, необходимое условие возможности обладания субъективным правом на конкретные виды медицинской помощи. Признав гражданина субъектом права на медицинскую помощь и наделив его социально-юридическим свойством в области правовых отношений в названной сфере – правосубъектностью, нормы законодательства о здравоохранении закрепляют за ним совокупность неотъемлемых и неотчуждаемых прав на различные виды медицинской помощи и обслуживания. Однако объем этой правосубъектности пока не полон. Предпосылкой возникновения у лица в полном объеме правосубъектности по медицинской помощи и обслуживанию является заболевание, требующее медицинского лечения и обслуживания. Это значит, что предпосылками к возникновению в полном объеме правосубъектности по каждому виду медицинской помощи выступают индивидуальные, в каждом случае разные, особенности граждан, причем оцениваются они не ими самими, а государством.
Указанные особенности граждан Республики Беларусь, конкретизируемые применительно к каждому виду медицинской помощи и обслуживания, предоставляют им способность самостоятельно осуществлять права на соответствующие виды лечения и обслуживания. Обладая такой способностью, гражданин, субъект права путем своего волеизъявления сам непосредственно может участвовать в правоотношении по поводу конкретного вида медицинской помощи и обслуживания. Право быть субъектом правоотношений по медицинской помощи и обслуживанию возникает у граждан с момента рождения. Однако встает вопрос: какими конкретными юридическими способностями обладает гражданин в момент рождения? На наш взгляд, в данный момент он обладает способностями двоякого типа. Во- первых, гражданин наделен юридической способностью быть носителем всех без исключения субъективных прав и обязанностей на отдельные виды медицинской помощи и обслуживания. Однако эти права и обязанности выступают на стадии общего обладания и не могут быть реализованы непосредственно в конкретных правоотношениях. Во-вторых, гражданин наделен юридической способностью правообладания на получение медицинского лечения на стадии конкретного обладания.
3 Организационно-правовые формы медицинской помощи в современных условиях
3.1 Медицинское страхование как одна из форм социальной защиты населения в сфере медицинского лечения и обслуживания
К настоящему времени практически во всех развитых странах законодательно установлены разнообразные социальные гарантии, реализация которых осуществляется с помощью различных механизмов социальной поддержки, оказания социальной помощи наиболее уязвимым социальным группам и слоям населения, отдельным гражданам. Система социальной защиты - это система полного или частичного возмещения издержек существования и развития человека, расходования средств на мобилизацию способностей и инициативы человека, предоставления ему возможностей для роста экономической активности и самообеспечения.
Система социальной защиты - это система оказания помощи человеку, находящемуся в трудном социальном положении и одно¬временно система предупреждения возможных трудностей.
Система социальной защиты - это совокупность мероприятий и учреждений, призванных обеспечить достойное существование в обществе обделенным группам людей.
Система социальной защиты:
- гарантирует экономическое и социальное существование по¬чти всех групп населения при возникновении жизненных рисков общего характера (старость, болезнь, безработица, несчастный случай, беременность и т. д.);
- сглаживает неравномерность в первичном распределении доходов и компенсирует «жестокость рынка» (социальные пособия, жилищные субсидии, компенсационные выплаты многодетным семьям и т. п.);
- охватывает мероприятия, направленные на предотвращение возможных опасностей на производстве (профилактика производственного травматизма, охрана труда молодежи и т. п.);
способствует созданию удовлетворительной ситуации на рынке труда (посредничество при поиске работы, профессиональные консультации, государственные меры по расширению занятости, вып¬латы пособий, лицам, работающим неполный день);
- поддерживает социальное равновесие в обществе (позволяет не допустить снижения уровня жизни населения до предела, способного вызвать социальную напряженность, позволяет предотвратить конфликты между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями).
Социальная защита может осуществляться посредством использования следующих относительно независимых систем социальной поддержки и реализации социальных гарантий:
1 ) социального страхования;
2) социального обеспечения;
3) социального попечительства.
Ведущей среди них является система социальной защиты, основанная на социальном страховании, которое более соответствует принципам рыночного хозяйства и экономической свободы, чем социальное обеспечение. Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность обеспечения граждан по социальному страхованию, причем в наибольшей мере за счет средств предприятий, организаций и государства, оптимальное сочетание интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального страхования и управление последними через организации трудящихся. В отечественной практике получила распространение социальная поддержка преимущественно посредством социального обеспечения. Социальное страхование и попечительство остаются неразвитыми, отсутствует благотворительность. Отличительным признаком социального страхования является участие самих граждан в образовании фондов социального страхования. Обязанность по уплате страховых взносов возлагается в соответствующих долях на предприятия и самих работающих, а государство участвует в формировании таких фондов путем выделения значительных дотаций и субсидий из своего бюджета. Иначе строится система выплат по социальному обеспечению. От социального страхования оно отличается тем, что осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета и распространяется только на определенные категории граждан. Виды и размеры такой поддержки определяются законодательством. При этом предполагается, что в соответствии с законодательством осуществляется социально справедливое распределение бюджетных средств. Однако социальное обеспечение оказывается в большей зависимости как от состояния государственного бюджета, так и от политических целей. Из-за дефицита государственного бюджета, конкуренции с другими многочисленными задачами и целями государства планируемые меры по социальному обеспечению час¬то оказываются ориентированными на сиюминутную политическую целесообразность, а не на долговременные интересы дела. Поэтому только в определенных, достаточно ограниченных сферах воз¬можно успешное применение социального обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать в общем виде ряд наиболее важных положений, которые могут быть использованы при проведении работы по совершенствованию законодательства о здравоохранении и повышению эффективности организации медицинской помощи и обслуживания:
1. В дореволюционный период городские медицинские учреждения либо находились в ведении больничных касс, либо финансировались за счет больничных касс. Совокупность таких учреждений и стали обозначать термином «кассовая медицина». Кассовая медицина стала ведущей формой страховой медицины. И в первые месяцы Советской власти были приняты декреты по социальному страхованию, исходящие из дореволюционного опыта роли и значения страховых организаций – больничных касс и страховых товариществ. Но затем отношение к ним стало меняться.
Развитие законодательства шло по пути принятия нормативных актов, предусматривающих основы организации медицинской помощи и обслуживания. В итоге отношения, возникающие в процессе реализации права на медицинскую помощь, стали объектом ведомственного нормотворчества и профессиональной медицинской этики.
2. Правовое регулирование медицинской помощи и обслуживания состоит из двух взаимосвязанных частей: правовое регулирование организации медицинской помощи и обслуживания и правовое регулирование осуществления права на медицинскую помощь и обслуживание. Взаимосвязь и взаимоопределяемость этих двух частей предопределяет необходимость их органичного и последовательного развития.
В связи с этим законодательство о медицинской помощи и обслуживании можно определить как систему правовых актов и норм, регулирующих организацию медицинской помощи и обслуживания и реализацию права на медицинскую помощь, в том числе предоставление всех видов медицинского лечения и обслуживания, а также правовой статус пациента. Отношения, возникающие после обращения гражданина в лечебное учреждение за медицинской помощью, не имеют пока достаточно полной правовой регламентации, хотя нуждаются в ней с учетом их первостепенной важности.
3. Системно-отраслевая принадлежность норм о медицинской помощи обусловливает необходимость признания отношений по медицинскому лечению и обслуживанию самостоятельными, а не являющимися составной частью административно-правовых, гражданско-правовых и (или) социально-правовых отношений с целью эффективного развития правового регулирования отношений в анализируемой сфере.
4. Право на медицинскую помощь и обслуживание в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе удовлетворения потребностей населения в медицинском лечении и обслуживании.
Под субъективным правом на медицинскую помощь и обслуживание понимается закрепленная в Конституции Республики Беларусь и других нормативных актах возможность лица обладать и пользоваться всеми видами медицинской помощи и обслуживания, возможность определять меру своего поведения при выборе объема, формы и вида реализации этого права, а также возможность субъекта требовать определенного поведения обязанных лиц, осуществляющих медицинское лечение и обслуживание, и защиты государственными органами в случае нарушения данного права.
5. Медицинская и врачебная тайна – это разные вещи. Врачебная тайна – это то, что знает врач. А медицинская – это то, что может знать любой работник медицинского учреждения (не только врач). Поэтому предусмотрена обязанность не разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Но по субъектному составу – это уже не врачебная тайна:
5.1. Необходимо объединить содержание медицинской и врачебной тайны в понятии профессиональная тайна. Профессиональную тайну составляют сведения о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, сведения о личной жизни гражданина и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, за разглашение которых несут ответственность не только медицинские и фармацевтические работники, но и лица, которым эти сведения стали известны при исполнении служебных, профессиональных и иных обязанностей (например, служащие хозяйственных частей – пищеблока, медицинского транспорта и т.д.).
5.2. Все эти вопросы должны найти детальную регламентацию в соответствующих правовых нормах. При этом правовое обеспечение реализации правоотношений по медицинской помощи и обслуживанию предполагает:
1) четкое определение в правовых нормах прав в сфере медицинской помощи и обслуживания и корреспондирующих им обязанностей субъектов правовых отношений;
2) детальное определение в правовых нормах механизма реализации субъективного права на медицинскую помощь и обслуживание;
3) установление в нормах права эффективных средств восстановления нарушенного субъективного права на медицинскую помощь и обслуживание;
4) регламентацию в правовых нормах порядка привлечения виновных к определенному виду юридической ответственности.
1 Современные тенденции и опыт реформирования здраво-охранения за рубежом / Н.Н. Пилипцевич, Ю.Т. Шарабчиев, А.К. Цыбин, Л.Е. Малюкова // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 1997. – № 3. – С. 3–7.
2 Здоровье нации – высшая ценность государства. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Первом съезде врачей республики // Сов. Белоруссия. – 1998. – 30 июня. – С. 1–2.
3 Щепин, О.П. Медицина и общество / О.П. Щепин, Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Медицина, 1983. – 392 с.
4 Из истории развития стационарной помощи в Беларуси / Н.Ф. Змачинская, Т.Г. Светлович, И.Н. Мороз, К.Н. Анищенко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 1998. – № 5. – С. 13–18.
5 Андрюшис, А. Практическая деятельность литовских и вильнюсских шпитальных комиссий (1775–1808 гг.) / А. Андрюшис // Мiжнародныя сувязi медыкау Беларусi: матэрыялы навукова-практ. гiсторыка-мед. канф., прысвеч. 75-годдзю з дня нараджэння праф. Р.Р. Кручка. – Мiнск, 1994. – С. 41–49.
6 Заблудовский, П.Е. История отечественной медицины / П.Е. Заблудовский. – М.: Наука, 1960. – Ч. 1. – 400 с.
7 Полное собрание законов Российской империи. – СПб., 1830. – Т. ХХ. – Ст. 14392.
8 Кульпанович, О.А. Светская благотворительность в Беларуси в XIX – начале ХХ в. / О.А. Кульпанович // Здравоохранение Беларуси. – 1995. – № 6. – С. 49.
9 Елейникова, В.С. Земская медицина в Беларуси / В.С. Елейникова // Седьмая научная конференция по истории медицины Беларуси, посвященная 50-летию окончания Второй мировой войны: сб. материалов, Минск, 7–9 сент. 1995 г. – Минск, 1995. – С. 119–122.
10 О медицинской помощи: постановление СНК БССР, 10 мар. 1930 г. // Собр. законодательства БССР. – 1930. – № 15. – Ст. 108.
11 Конституция (Основной Закон) СССР 5 дек. 1936 г.: утв. постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР 5 дек. 1936 г. / История сов. Конституции (в документах) 1917¬–1956 гг.; сост. А.А. Липатов, Н.Т. Савенков. – М.: Юрид. лит-ра, 1957. – 652 с.
12 Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: Закон СССР, 19 дек. 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1969. – № 52. – Ст. 466.
13 О здравоохранении: Закон БССР, 4июня 1970 г. // Собр. законодательства БССР. – 1970. – № 17. – Ст. 220.
14 Конституция (Основной Закон) СССР 7 октяб. 1977 г.: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. / Конституция СССР и развитие советского законодательства. – М.: Юрид. лит-ра, 1983. – 421 с.
15 Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года: приняты ЦК КПСС и Советом Министров СССР, 21 нояб. 1987 г. // Известия. – 1987. – 27 нояб. – C. 12.
16 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.
17 О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 159. – 2/1460; Нац. правовой Интернет-портал. – 28.10.2016. – 2/2431.
18 О санитарно-эпидемическом благополучии населения: За¬кон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 340-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 8. – 2/1892; Нац. правовой Интернет-портал. – 05.07.2016. – 2/2385.
19 Тихомирова, Л.В. Юридическая энцикло¬педия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Норма, 1999. – 526 с.
20 Государственное право Германии / Сокр. пер. с немец. семитомного издания. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1994. – Т. 1. – 311 с.
21 Европейская Конвенция против эвтаназии: обращение Па¬латы врачей Германии // Медицина. – 1997. – № 4. – С. 47.
22 О трансплантации органов и тканей человека: За¬кон Респ. Беларусь, 4 марта 1997 г., № 28-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 15. – 2/1304; Нац. правовой Интернет-портал. – 11.01.2015. – 2/2230.
23 О донорстве крови и ее компонентов: Закон Респ. Беларусь, 29 нояб. 2010 г., № 197-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 291. – 2/1749; Нац. правовой Интернет-портал. – 11.01.2015. – 2/2236.
24 О некоторых вопросах, связанных с донорством крови и ее компонентов: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 02 июня 2011 г., № 693 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 64. – 5/33884; Нац. правовой Интернет-портал. – 12.05.2015. – 5/40511.
25 Об оказании психиатрической помощи: Закон Респ. Беларусь, 06 фев. 2012 г., № 349-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 10. – 2/1901; Нац. правовой Интернет-портал. – 29.12.2015. – 2/2329.
26 Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит-ра, 1982. – Т. 2. – 360 с.
27 Савицкая, А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием / А.Н. Савицкая. – Львов, 1982. – 194 с.
28 Новоселов, В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления / В.И. Новоселов. – Саратов: Саратов. ун-т, 1977. – 166 с.
29 Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник / В.С. Андреев. – М.: Юрид. лит-ра, 1987. – 352 с.
30 Руденский, П.О. Программа «Медикейд»: механизм реализации и проблемы финансирования / П.О. Руденский // США–ЭПИ. – 1993. – № 6. – С. 109–117.
31 Суховерхий, В.Р. Гражданско-правовое регулирование отношений по здравоохранению / В.Р. Суховерхий // Советское государство и право. – 1975. –№ 6. – С. 105–109.
32 Азарова, Е.Г. Конституционные права личности в сфере социального обеспечения / Е.Г. Азарова // Советское государство и право. – 1980. – № 9. – С. 3–19.
33 Литовка, А.Б. Медицинское право – комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития / А.Б. Литовка, П.И. Литовка // Правоведение. – 2000. – № 1. – С. 80–83.
34 Герасименко, Н.Ф. Очерки становления современного российского законодательства в области охраны здоровья граждан / Н.Ф. Герасименко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 165 с.
35 Правовые основы здравоохранения в России / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 226 с.
36 Шайхатдинов, В.Ш. Система социального обеспечения Российской Федерации на современном этапе / В.Ш. Шайхатдинов // Рос. юрид. журн. – 1994. – № 1. – С. 49–56.
37 МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919–1966. – Женева: МБТ, 1966. – 1058 с.
38 Хабиби, Р. Об экономических функциях общественных фондов потребления / Р. Хабиби // Эконом. науки. – 1975. – № 5. – С. 30–34.
39 Шайхатдинов, В.Ш. Предмет и система советского права социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – Свердловск, 1983. – 47 с.
40 Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития / В.П. Галаганов // Государство и право. – 1992. – № 12. – С. 38–46.
41 Ардашева, Н. Понятие эксперимента в медицине и защита прав человека / Н. Ардашева // Государство и право. – 1995. – № 12. – С. 102–107.
42 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З (с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 7–9. – Ст. 101; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 12.01.2017. – 2/2452.
43 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 ч. / Под ред. А.Н. Садикова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – Ч. 2. – 312 с.
44 О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З (с изм. и доп.) «2008 170 2/1463 03.112015 2/2311 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 170. – 2/1463; Нац. правовой Интернет-портал. – 03.11.2015. – 2/2311.
45 Шишков, С. Будет ли в России Медицинский кодекс? / С. Шишков // Рос. юстиция. – 1997. – № 1. – С. 37–39.
46 Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 712 с.
47 Малеина, М.Н. Человек и медицина в современном праве: учеб. и практ. пособие / М.Н. Малеина. – М.: БЕК, 1995. – 272 с.
48 Об утверждении Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»: Федер. Закон Рос. Федерации, 22 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. – 1993. – № 31. – Ст. 352.
49 О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 103. – 2/215; Нац. правовой Интернет-портал. – 17.05.2016. – 2/2360.
50 Тихомиров, А.В. Медицинское право: практ. пособие / А.В. Тихомиров. – М.: Статут, 1998. – 418 с.
51 Фогель, Я.М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста / Я.М. Фогель. – М.: Юрид. лит-ра, 1980. – 125 с.
52 Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. № 275–З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 76. – 2/50; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 14.03.2014. – 2/2058.
53 Казаренкова, Т.Б. Социально-гуманистические аспекты современной медицины: дис. ... канд. социол. наук: 09.00.11 / Т.Б. Казаренкова. – Ростов-н/Д.,1993. – 150 с.
54 Фонотова, Э.А. Врач и пациент – партнеры / Э.А. Фонотова // Медицина. – 1999. – № 2. – С. 12–16.
55 Макшанов, И.Я. Врачебная деонтология: учеб. пособие / И.Я. Макшанов . – Минск: Выш. шк., 1998. – 159 с.
56 Пристром, М.С. Гериатрическая служба в Республике Беларусь / М.С. Пристром // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 1997. – № 4. – С. 3–8.
57 Калинина, Т.В. Демогра¬фическая ситуация в Республике Беларусь в последнее десятилетие / Т.В. Калинина, Т.А. Рогачева, Н.Н. Пилипцевич // Вопросы организации и информацизации здравоохранения. – 1998. – № 5. – С. 55–63.
58 Сытый, В.П. Состояние и пути совершенствования гериатрической службы Беларуси / В.П. Сытый // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 1999. – № 1. – С. 7–12.
59 Достойная смерть. Из проекта ВОЗ «Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие» // Медицина. – 1997. – № 4. – С. 46.
60 Кричагин, В.И. Сколько стоит здравоохранение, если нет концепции инвестирования / В.И. Кричагин, О.Б. Бельская // Мед. консультация. – 1994. – № 3. – С. 2–6.
61 Семенков, А.В. Медицинское страхование / А.В. Семенков, А.Ю. Чернов. – М.: Финстатинформ., 1993. – 128 с.
62 Гришин, В.В. ОМС: состояние, анализ, пути развития / В.В. Гришин // Экономика и жизнь. – 1995. – № 3. – С. 15.
63 Современные тенденции и опыт реформирования здраво-охранения за рубежом / Н.Н. Пилипцевич, Ю.Т. Шарабчиев, А.К. Цыбин, Л.Е. Малюкова // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 1997. – № 3. – С. 3–7.
64 Шведова, Н.А. О частном медицинском страховании в США / Н.А. Шведова // США–ЭПИ. – 1993. – № 2. – С. 32–39.
65 Страховая медицина: (Австрия, Великобритания, Фран¬ция, ФРГ, Швеция, Швейцария). Законодательство зарубеж. государств. Обзор. информ. / М.М. Вильданова, Е.И. Каминская, Н.А. Нужнова [и др.]. – М., 1992. – 55 с.
66 Кузьменко, М.М., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / М.М. Кузьменко, В.В. Баранов, Ю.В. Шиленко; под ред. Э.А. Нечаева, Е.Н. Жильцова. – М.: Медицина, 1994. – 298 с.
67 Конд, Ф. Союз частных медицинских компаний Германии / Ф. Конд // Мед. страхование. – 1993. – № 1. – С. 42–43.
68 Сибурина, Т.А. Страхование здоровья за рубежом: проблемы, опыт, перспективы / Т.А. Сибурина, Е.Н. Индейкин, А.Н. Ловенецкий. – М.: Союзмединформ, 1992. – 95 с.
69 Салахутдинова, С.К. Бюджетно-страховая система Канады / С.К. Салахутдинова // Мед. страхование. – 1993. – № 1. – С. 23–29.
70 Гехт, И.А. О некоторых проблемах внедрения страхования / И.А. Гехт // Здравоохранение Рос. Федерации. – 1995. – № 4. – С. 17–20.
71 Первова, Л. Т. Гражданско-правовые проблемы регулирования медицинского обслуживания граждан в Российской Федерации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Л. Т. Первова. – Москва, 2006. – 26 с.
72 Григорьев, И. Ю. Системный анализ нормативно-правового обеспечения регионального здравоохранения : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: 05.13.01 / И. Ю. Григорьев. – Тула, 2004. – 29 с.
73 Ломакина, И. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 / И. Г. Ломакина. – Москва, 2006. – 25 с.
74 Жамкова, О. Е. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 / О. Е. Жамкова. – Москва, 2007. – 35 с.
75 Кизилов, В. В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.14 / В. В. Кизилов. – Ростов-на-Дону, 2005. – 30 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 89.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты