Анализ рынка выездного туризма в Республике Беларусь и перспективы его развития
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Анализ рынка выездного туризма в Республике Беларусь и перспективы его развития»
по дисциплине: «Экономика туризма»
2018
251.00 BYN
Анализ рынка выездного туризма в Республике Беларусь и перспективы его развития
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика туризма
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 90.
Поделиться
Введение
1 Туристический рынок как условие развития национальной экономики
1.1 Характеристика и структура рынка туристических услуг
1.2 Особенности функционирования рынка туристических услуг. Конъюнктура рынка
1.3 Роль и значение рынка выездного туризма. Тенденции в развитии рынка выездного туризма в мире
2 Анализ современного состояния рынка выездного туризма в Республике Беларусь
2.1 Организационно-экономическая характеристика туризма как рыночного сегмента национальной экономики
2.2 Оценка емкости рынка выездного туризма в Республике Беларусь
2.3 Оценка конъюнктуры рынка выездного туризма Республики Беларусь
2.4 Проблемы, ограничивающие развитие рынка выездного туризма в Республике Беларусь
3 Перспективы развития рынка выездного туризма в Республике Беларусь
3.1 Построение прогнозов туристического спроса выездного туризма в Республике Беларусь
3.2 Формирование маркетинговой стратегии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Выездной туризм одна из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. С каждым годом туристический рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничества туроператоров и поставщиков туристических услуг всё более разнообразными, специфика обслуживания более сложной. Вместе с тем, совершенствуются технологии, растёт общий уровень профессионализма работников туризма. Сложность и постоянно изменяющаяся специфика выездного туризма делают необходимым изучение основ и постоянное пополнение знаний об этой отрасли.
На сегодняшний день в большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социально-культурного, политического и физического развития, способствует повышению экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристического рынка. Передвижение туристов как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным структурам, субъектам хозяйствования и т.д. Развитая туристическая индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.
Объектом исследования является выездной туризм
Предметом исследования − территориальные уровни выездного туризма: глобальный, региональный, локальный.
Цель исследования – анализ рынка выездного туризма в Республике Беларусь и разработка перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть туристический рынок как условие развития национальной экономики;
дать характеристику структуры рынка туристических услуг;
определить особенности функционирования рынка туристических услуг;
определить роль и значение рынка выездного туризма. Тенденции в развитии рынка выездного туризма в мире;
провести анализ современного состояния рынка выездного туризма в Республике Беларусь;
обозначить перспективы развития рынка выездного туризма в Республике Беларусь.
Теоретико - методологической базой исследования послужили теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области географии и туризма, представленные в работах: М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, А.Д. Чудновский, Н.В. Королев, Е.А. Гаврилова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева и др.
Обработка данных производилась с использованием программных продуктов Microsoft Office.
В процессе выполнения работы применялся комплекс методов и подходов: картографический, математико-статистический, сравнительно-географический, исторический, системный, типологический, нормирования, агрегирования, балльных оценок и др. Расчеты проводились в программе Excel.
Информационная база исследования формировалась при незначительности имеющейся статистической базы.
Медные копейки постоянно падали в цене. Этому обстоятельству в значительной мере способствовал неумеренный выпуск медных денег государственной казной. Изобилие дешевого сырья, просчеты и безграмотные действия реформаторов перечеркнули все полученные достижения. Не имеющие своей внутренней стоимости деньги теряли свою покупательную способность. Их приходилось выпускать все больше. Перепроизводство медных копеек вызвало инфляцию. Правительство активно скупало на старые медных деньги серебряные монеты. В 1650 году уплата налогов и пошлин производилась по царскому указу серебряными монетами, а жалование – медными. На этом этапе реформа стала преследовать только фискальные цели.
Источником необходимого металла была только внешняя торговля, активность которой сдерживалась отсутствием выходов к морям и наличия флота.
К официальной денежной эмиссии добавился еще и массовый сброс в обращение «воровских денег». Фальшивомонетничество было самым распространенным преступлением в 17 веке. Денежные мастера работали и не государство и на себя.
Другой серьезной ошибкой реформаторов стала уплата жалования всем ратным людям на театрах военных действий, прежде всего в Белоруссии и на Украине. Местное население отрицательно относилось к медным деньгам и отказывалось принимать новые деньги. Попытки превратить в рубли талеры, которые покупали за 50 копеек, было крупным просчетом власти.
Для оздоровления денежной системы приступили к накоплению запасов серебра. Угроза польско-шведского военного союза заставили Россию начать переговоры о мире. Русско-шведская война закончилась для России невыгодным миром в Кардиссе (1961г.), по которому она уступила все ранее завоеванные местности, прилегающие к Финскому заливу. Россия вновь испытала дефицит сырья. Шведское правительство стало строго соблюдать королевскую монополию на вывоз меди. Россия вновь испытала дефицит сырья. В дело пошла бытовая медь, но ее также было недостаточно. Денежные дворы были вынуждены простаивать.
Результатом ухудшения материального положения народа явился «медный бунт» 1662г.
С 1660 г. казна целенаправленно создавала запас серебра и к 1663 году накопило его достаточное количество. В июне 1663 года медные копейки были выведены из обращения, их больше не чеканили, а денежные дворы медного дела закрыли. Положение спасали с помощью казенной монополии на самые ходовые товары, вывозимые за рубеж.
В течении месяца после отмены реформы казна выкупала медные монеты по курсу 100 медных монет за одну серебряную.
В последующие годы началась циркуляция серебряных копеек. Инфляция вызвала такое глобально расстройство рынка, что голландские купцы возвратились домой с серебряными монетами вместо товара.
Правительство стремилось упорядочить денежное обращение в стране. Для этого были принять попытки поиска собственных серебряных руд. Они оказались безрезультативными. Проблема снабжения денежных дворов сырьем нашла свое отражение в Новом Торговом Уставе 1667г.
Иноземные купцы должны были уплачивать пошлину только золотой или серебряной иностранной монетой. Причем серебряным талерам отдавалось большее преимущество перед золотыми монетами, так как серебро шло в переплавку, и казна получала от этого 28% дополнительной прибыли.
Подобные статьи решали три задачи: обеспечивали казну необходимыми талерами; запрещали свободное хождение иноземной монеты на территории России; сохраняли самую выгодную статью дохода русской казны.
Новый Торговый Устав явился вершиной государственной политики меркантилизма 17 вв. Статьи о методике взымания пошлин поддерживались иностранцами.
Последующие указы отразили возросшую заинтересованность русских властей в ввозе европейской золотой монеты. Они попадали в страну в основном через Астраханский и Среднеазиатский рынок.
Подобно талеру, золотые монеты подлежали сдачи в казну по определенному весовому эталону.
Попытка усовершенствовать денежную систему России и приблизить ее к заподноевропейским образцам окончилась безрезультатно. Положительного решения не получила ни одна из целей реформ. Не была внедрена система новых номиналов, не удался переход от дорогого к более дешевому сырью. Необходимые преобразования тесно переплетались со стремлением реформаторов получить дополнительную прибыль и извлечь материальную выгоду для себя.
1 Туристический рынок как условие развития национальной экономики
1.1 Характеристика и структура рынка туристических услуг
Рынок – опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, предоставления услуг, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия: свободная конкуренция производителей, одинаковые правила для всех в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, возможность свободного выбора потребителей [3, с.80].
Под рынком услуг принято понимать систему отношений куп¬ли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам:
услуга не существует до момента ее предоставления, а значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, поскольку
сравнивать можно только ожидаемые и полученные выгоды;
услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок .
Через термин "рынок туризма" определяется вся совокупность фирм, работающих в данной сфере.
Сделки на туристическом рынке не всегда проводятся в одном и том же месте. Они могут состояться и без прямого привлечения продавца и покупателя туристического продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристический рынок не ограничен определенным местом или географической зоной.
Ряд авторов (М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева.) рассматривают туристический рынок в качестве инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристического продукта, сферы его реализации и проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристического продукта [50, с.43].
По мнению В.С. Боголюбова и В.П. Орловская туристический рынок есть область проявления общественно-экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса его купли-продажи [3, с.86].
Приведем классическое определение туризма, данное Дмитриевым М.Н. «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность за пределами своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [14, с.102].
По мнению Е.Л. Писаревского рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи туристического продукта в данное время и в определенном месте [35, с.102].
С точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристический рынок можно представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка предложений и рынка спроса.
Спрос на туристические услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристического предложения [14, с.92].
Спрос и потребление − категории не тождественные. Они отличаются качественно и количественно. Спрос выступает как категория рынка и стадия воспроизводства в виде обмена товаров. Потребление - только как стадия (причем заключительная) воспроизводственного процесса. Количественное отличие состоит в том, что потребление не всегда связано со спросом, поскольку потребности населения в туристических услугах не всегда удовлетворяются через рынок. Значительная часть потребностей населения в отдыхе удовлетворяется через дачную рекреацию, спортивные самодеятельные туры, поездки к родственникам в деревню и т. д.
Спрос и потребление не совпадают между собой во времени и пространстве. Потребление во времени, как правило, отстает от спроса, поскольку туристская путевка сначала покупается (на нее предъявляется спрос), а затем уже потребляются туристические услуги. Причем туристические услуги могут потребляться длительное время (например, лечебные или обучающие туры) или изменить свою потребительскую стоимость с течением времени (отпускные туристические чеки, кредитные карты) [14, с.92].
В пространстве спрос и потребление также могут не со¬впадать. Спрос на отдых у моря предъявляется большей частью населения, но удовлетворить его, при одинаковых доходах, чаще всего могут жители прибрежных территорий.
К факторам, вызывающим спрос на туристические услуги, относятся: число покупателей, их денежные доходы, оценка их перспектив, престижность туристического отдыха, реклама, наличие свободного времени, цены на путевки и др. При определенном уровне дохода и наличии свободного времени именно цена определяет реальную возможность приобрести тот или иной тур. Характер взаимосвязей между ценой и продолжительностью тура отражен в законе спроса.
2 Анализ современного состояния рынка выездного туризма в Республике Беларусь
2.1 Организационно-экономическая характеристика туризма как рыночного сегмента национальной экономики
В социальной организации современного общества туризм занимает особое место. Это, пожалуй, самая многосторонняя и динамичная характеристика современной цивилизации, выражающаяся в добровольной временной смене ритма жизни, места проживания и часто - социокультурного окружения в целом. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место и в экономике нашего государства. Беларусь, находясь в центре Европы, недостаточно эффективно извлекает выгоду из этого. Ее преимуществами являются не только географическое положение, но и гостеприимство народа, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц. Совершенствование управления туристической отраслью сегодня является актуальной задачей государства.
Место туристической отрасли в экономике государства, а также номенклатура предлагаемых туристам услуг определяется природно-климатическими, территориальными, историко-культурными и политическими особенностями. А между тем туризм является существенным источником доходов и способствует развитию отраслей, обслуживающих рассматриваемую сферу.
Анализ выполнения мероприятий Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 373 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 37, 5/33538), показал, что поставленные задачи в целом решены, произошли положительные перемены в развитии туристической индустрии.
В 2011 – 2014 годах количество объектов туристической индустрии (средств размещения, оздоровительных учреждений, объектов торговли и общественного питания придорожного сервиса) увеличилось на 391 единицу (2010 год – 1134, 2014 год – 1525).
Улучшилось состояние гостиничной базы. На рынок гостиничных услуг пришли мировые гостиничные сети. Начата работа по развитию сети кемпингов и стоянок для кемперов.
Количество субъектов туристической деятельности по сравнению с 2010 годом увеличилось на 302 субъекта и составило в 2014 году
1254 субъекта.
Объем импорта туристических услуг в 2014 году составил
251,3 млн. долларов США при плане 360 млн. долларов США (2010 год – 146,7 млн. долларов США).
Причинами невыполнения показателей стали отсутствие оперативного реагирования субъектов туризма на изменения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижение темпов роста экономики и курса российского рубля в Российской Федерации как поставщика 70 процентов общего объема экспорта туристических услуг, уменьшение количества транзитных туристов, направляющихся на отдых в Крым и Украину, отказ инвесторов от введения ряда объектов туристической индустрии по причине финансовой несостоятельности (28 объектов), девальвация белорусского рубля, а также отсутствие полного финансирования мероприятий Государственной программы (запланированный объем финансирования на 2011 – 2014 годы – 3 708 970,1 млн. рублей, фактический – 978 144,1 млн. рублей).
На сегодняшний день в сфере туризма существует ряд нерешенных проблем.
По причине отсутствия соответствующей методики, специалистов и необходимого финансирования до настоящего времени в стране не внедрен вспомогательный счет туризма, который позволил бы оценить реальный вклад туризма в экономику страны.
Беларусь является визовой страной для туристов из большинства стран мира, что также не добавляет привлекательности туристическому имиджу страны.
Продвижение туристического продукта страны на внешнем и внутреннем рынках осуществляется недостаточно эффективно. Остается нерешенным вопрос о функционировании туристических информационных центров как внутри страны, так и за рубежом.
Развлекательные и событийные мероприятия проводятся в основном в столице страны и (или) областных городах и имеют сезонную периодичность. Сроки их проведения часто корректируются.
Дома ремесел и музеи, расположенные в регионах, как правило, имеют одинаковую направленность, отсутствует их индивидуальность.
Слабо развита инфраструктура туризма (кемпинги, хостелы, объекты питания, придорожного сервиса и другое).
В местах нахождения основных туристических объектов создано недостаточное количество автомобильных парковок, санитарных зон и пунктов по реализации сувенирной продукции.
Невладение иностранным (иностранными) языками обслуживающего персонала, работающего на объектах туризма, также затрудняет нахождение в Республике Беларусь иностранных туристов, особенно в регионах.
3 Перспективы развития рынка выездного туризма в Республике Беларусь
3.1 Построение прогнозов туристического спроса выездного туризма в Республике Беларусь
Развитие и совершенствование системы выездного туризма планируется с учетом научно обоснованной потребности в активном отдыхе и оздоровлении населения республики, а также наличия, освоения и рационального использования природных лечебных ресурсов, экономического потенциала государства и предполагает:
– совершенствование государственного регулирования системы выездного туризма и оздоровления населения;
– упорядочение льгот на отдых и оздоровление и условий их предоставления;
– оптимизацию сети оздоровительных организаций;
– совершенствование организации отдыха и оздоровления детей;
– осуществление мер по рациональному использованию средств, выделяемых на отдых и оздоровление населения;
– совершенствование законодательства в области организации отдыха и оздоровления населения, деятельности оздоровительных организаций;
– улучшение научно-организационного и методического обеспечения по вопросам организации отдыха и оздоровления населения;
– обеспечение подготовки и повышения квалификации работников оздоровительных организаций.
Приоритетными задачами в сфере государственного регулирования системы выездного туризма являются:
– обеспечение координации деятельности оздоровительных организаций различной подчиненности и их организационно-методическое сопровождение;
– выполнение государственных программ в области отдыха и оздоровления населения;
– совершенствование законодательства в области организации отдыха и оздоровления населения, деятельности оздоровительных организаций;
– направление государственных инвестиций на развитие курортных зон.
Оптимизация сети оздоровительных организаций предполагает определение порядка и проведение государственной аттестации на основе единых критериев во всех оздоровительных организациях вне зависимости от подчиненности и форм собственности. Не прошедшие государственную аттестацию оздоровительные организации реорганизуются в соответствии с законодательством.
Осуществление мер по рациональному использованию средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования, выделяемых на отдых и оздоровление населения, предполагает:
– обеспечение дифференцированного подхода при установлении цены на путевки в оздоровительные организации в зависимости от страны нахождения оздоровительных организаций, их сезонной заполняемости, условий проживания (размещения), объема и качества предоставляемых услуг и других факторов;
– установление цен на едином уровне для всех потребителей с учетом конъюнктуры рынка и с использованием скидок.
Основными направлениями совершенствования организации отдыха и оздоровления детей являются:
– совершенствование порядка организации образовательного процесса в условиях санаторно-курортной или оздоровительной организации, привлечение для осуществления образовательного процесса в условиях санаторно-курортной или оздоровительной организации педагогических работников учреждений образования по месту расположения санаторно-курортной или оздоровительной организации.
Разработка и реализация комплекса мер по внедрению рыночных механизмов в сферу деятельности оздоровительных организаций являются основой создания в Республике Беларусь современной высокоэффективной, конкурентоспособной системы оздоровительных организаций, развития рынка и экспорта санаторно-курортных услуг.
В целях улучшения научного, организационного и методического обеспечения по вопросам отдыха и оздоровления населения предусматриваются:
– координация научного, организационного и методического обеспечения по вопросам отдыха и оздоровления населения Республиканским научно-методическим советом по курортологии, созданным при Республиканском центре по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения;
– осуществление научных разработок в данной сфере государственными научными учреждениями Национальной академии наук Беларуси, научно-исследовательскими учреждениями и учреждениями образования Министерства здравоохранения и Министерства образования, а также создаваемыми для этих целей научными подразделениями (в том числе временными научными коллективами) в соответствии с законодательством.
Подготовка и повышение квалификации работников оздоровительных организаций проводится в учреждениях Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства культуры, Министерства спорта и туризма, Министерства торговли, а также в других организациях и координируется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования проведенного в рамках данной работы можно сделать следующие выводы.
Туристический рынок можно рассматривать в качестве: инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристического продукта; сферы реализации туристического продукта; сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристического продукта. В широком плане туристический рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристического продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). Туристический рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. Более полно туристический рынок можно определить как сферу реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристического продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.
Субъектами туристического рынка являются потребители туристического продукта (туристы); производители туристического продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирует туристический рынок в соответствии с политикой государства).
На туристическом рынке туристический продукт выступает как меновая стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар. Поэтому туристический рынок характеризуют как «рынок покупателя». Туристический рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристического спроса, предложения туристического продукта, цены и конкуренции.
Спрос на туристический продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристическом продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным. Предложение на туристическом рынке – это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.
Предложение туристического продукта обусловлено определенным предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие производителей туристического продукта (туроператоры), уровень развития туристической индустрии, объем туристических ресурсов. Обмен спроса на предложение на туристическом рынке означает обмен денег туриста на туристический продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства туристического продукта. Данный процесс зависит от цены на туристический продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение – цены поднимаются; если же предложение превышает спрос – цены снижаются.
Большое количество производителей туристического продукта рождает конкуренцию между ними, которая также является составной частью туристического рынка.
Конкуренция – взаимная борьба предпринимателей за монопольное, или наилучшее положение на туристическом рынке. Конкуренция, как и любое явление в обществе имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди положительных – высокий уровень мотивации (заинтересованность) производителей продукта на повышение качества и снижение цен. К отрицательным относится – конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, массовое увольнение рабочих и сокращение рабочих мест.
На основании статистических данных ЮНВТО и ЮНКТАД можем сделать выводы, что по таким показателям, как доля в структуре мирового туристического рынка, интенсивность туристических потоков и уровень доходов выделяют группу стран, которые традиционно являются монополистами мирового туристического рынка. К их числу относятся США, Китай, Франция, Испания, Италия, Германия. Основными факторами, которые обусловливают лидирующее положение данной группы стран, являются мощная туристическая инфраструктура, высокий уровень сервиса для туристов и высокая маркетинговая активность в сфере продвижения своего туристического продукта на мировой рынок.
Масштабы развития выездного туризма свидетельствуют о его глобальном характере. Исследование динамики туристических потоков также позволяет выделить группу наиболее динамических туристических центров, которые на данный момент не относятся к странам-лидерам мирового туристического рынка, однако демонстрируют высокие темпы прироста туристических потоков и доходов от туризма. К ним можно отнести Мексику, Таиланд, административные единицы Китая – Гонконг и Макао и др. Высокий потенциал для развития выездного туризма обусловлен наличием у данной группы стран отличительных конкурентных преимуществ: уникальные туристические ресурсы, высокая ценовая конкурентоспособность и относительно высокий уровень сервиса для туристов.
Успешное развитие выездного туризма оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть является одним из эффективных направлений структурной перестройки экономики.
1. Бессараб, Д. А. География выездного туризма. В 2 частях. Часть 2. География видов туризма / Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 c.
2. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский ; под общ. ред. д-ра юрид. наук Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 272 с.
3. Боголюбов, В. С. Экономика туризма. Учебник / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - М.: Академия, 2013. - 192 c.
4. Большаник, П. В. Туристическое страноведение. Учебное пособие / П.В. Большаник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 244 c.
5. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2013. - 232 c.
6. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 232 c.
7. Батенева, Т. В Россию за зубами: [иностранцы стали чаще приезжать к нам на лечение] / Т. Батенева // Рос. газета. – 2016. – 21 марта. – С. 12. https://rg.ru/2016/03/21/inostrancy-stalichashche-priezzhat-v-rossiiu-na lechenie.html
8. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: Учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 224 c.
9. Бородин, В.В. Экономика туризма: Учебное пособие / В.В. Бородин. - М.: Форум, 2011. - 240 c.
10. Велединский, В. Г. Сервисная деятельность: учебник по направлению подготовки спец. высш. проф. обр. и сред. проф. обр. / В. Г. Велединский. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2013. – 174 с.: ил. – (Бака- лавриат). – Библиогр.: с. 158 – 161.
11. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 336 с.
12. Гворыс, В. Об организации безопасного туризма на транспорте / В. Гворыс, Б. Скибински // ОБЖ. – 2015. - № 7. – С. 49 – 51.
13. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / А.П. Дурович. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
14. Дмитриев, М.Н. Экономика туристического рынка.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 311 c.
15. Гущина, И.А. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / И.А. Гущина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 c.
16. Дьяченко, М. Все не исключено: [cтрахование выезжающих за рубеж россиян - необходимая мера: о страховых случаях, о видах страхования, о тонкостях страхования, о правах российских туристов] // Огонек. - 2013. - № 29. - С. 50 – 51.
17. Дмитриев, М.Н. Экономика туристического рынка.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 311 c.
18. Ехина, М. А. Бронирование гостиничных услуг. Учебник / М.А. Ехина. - М.: Academia, 2016. - 240 c.
19. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, 2012. - 368 c.
20. Захарова, Е. «Турист стремился составить знакомство с «духовной физиономией» посещаемых мест: [русские туристы рубежа XIX – XX веков в восприятии современников] / Е. Захарова // Родина. – 2015. - № 11. – С. 101 – 104.
21. Здоров, А.Б. Экономика туризма / А.Б. Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 272 c.
22. Зыкова, Т. Кругосветка в один клик: [туристические агентства будут продавать путешествия в виртуальную реальность] / Т. Зыкова // Рос. газета. – 2017. – 31 янв. – С. 3. https://rg.ru/2017/01/30/turagentstva-budut-prodavat-puteshestviia-v-virtualnuiu-realnost.html
23. Информационное обеспечение туризма: учебник / Н.С. Морозова, Н.А. Морозов, А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Л.А. Родигин. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
24. История туризма: учебник /коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 256 с.
25. Косолапов, А. Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. Учебное пособие / А.Б. Косолапов. - М.: КноРус, 2015. - 296 c.
26. Кужель, Ю. Л. Страноведение - ОАЭ, Япония, Китай. Учебное пособие / Ю.Л. Кужель, А.О. Яворская, Т.Т. Христов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 262 c.
27. Крылов, Э.И. Экономика туризма: Учебник / Э.И. Крылов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 272 c.
28. Кудрявцева, Е. За всеми пересадками: [медицинский туризм, одна из самых перспективных отраслей] / Е. Кудрявцева // Огонек. – 2015. - № 49. – С. 32 – 34.
29. Латухина, К. Пляж без границ: [отдыхать в России должно быть комфортно, интересно и выгодно] / К. Латухина // Рос. газета. – 2015. – 17 авг. – С. 2. https://rg.ru/2015/08/17/putinsite.html 181. Мельников, С. Отдых на нарах: [в здании Тобольского централа - тюремного замка открывают хостел для туристов] / С. Мельников // Огонек. - 2014. - № 47. - С. 6.
30. Маркетинг туризма: учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 224 с
31. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, Н.В. Королев, Е.А. Гаврилова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
32. Можаева, Н. Г. Организация туристической индустрии и география туризма. Учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. - Москва: ИЛ, 2014. - 336 c.
33. Мухатаев, А. 10 туристических рисков: [основные случаи выплат компенсаций туристам на необычных примерах] / А. Мухатаев // Огонек. – 2013. - № 29. – С. 52.
34. Новикова, И. А. Париж - не Марс, он рядом, он для нас: [интервью директора турфирмы "Таис-Тур" в городе Шахты в связи 10-летним юбилеем] // Шахтинские известия. - 2013. - 18 сент. - С. 8.
35. Овчаров, А.О. Экономика туризма: Учебное пособие / А.О. Овчаров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 253 c.
36. Основы туризма: учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
37. Перова, Т. Скорая помощь туристам: [турист, находящийся в стране временного пребывания может рассчитывать на оказание безвозмездной экстренной помощи со стороны объединения туроператоров] / Т. Петрова // Соц. защита. – 2013. - № 5. – С. 152 – 154.
38. Смирнов, А. Н. Профессиональные стандарты: новые подходы к оценке специалистов: [профессиональные стандарты для специалистов области культуры, искусства и туризма] / А. Н. Смирнов // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 1. - С. 5 – 10.
39. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 464 с.
40. Скобкин, С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ): Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 431 c.
41. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 346 c.
42. Скобкин, С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 496 c.
43. Тарасенок, А.И. Геоэкономика туризма: Учебное пособие / А.И. Тарасенок.. - М.: ИНФРА-М, Нов. знание, 2011. - 272 c.
44. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: Учебное пособие / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и К, 2016. - 262 c.
45. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: Учебное пособие. 2-е изд. / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и К, 2016. - 262 c.
46. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма. Учебное пособие (Изд.:4) / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - Москва: Наука, 2016. - 208 c.
47. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристического продукта: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 304 с.
48. Узбекова, А. Лучше уж вы к нам: [у России появятся представительства по туризму за рубежом] / А. Узбекова // Рос. газета. – 2014. – 20 июня. – С. 4.
49. Узбекова, А. Куда податься нашему туристу?: [может ли Россия предложить уникальную систему включающую отдых и лечение на лучших курортах по доступной цене?] / А. Узбекова // Рос. газета. – 2014. – 22 авг. – С. 6. https://rg.ru/2014/08/22/pugiev.html
50. Узбекова, А. По серебряному ожерелью: [летом россиян зовут отдыхать на север] / А. Узбекова // Рос. газета. – 2016. – 21 апр. – С. 6. https://rg.ru/2016/04/20/est-li-u-severnogoturizma-perspektivy-v-rossii.html
51. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 320 с.
52. Электронный ресурс Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 90.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты