Меры взыскания в системе средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Меры взыскания в системе средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы»
по дисциплине: «Правоведение»
2018
301.00 BYN
Меры взыскания в системе средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-правовые аспекты института мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы
1.1 История становления и развития мер взыскания в уголовно-исполнительном праве Республики Беларусь
1.2 Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, в системе мер исправительного воздействия: понятие и значение
1.3 Международно-правовые стандарты и зарубежный опыт правового регулирования мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы
2 Классификация мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, и их общая характеристика
2.1 Сущность и содержание мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы
2.2 Злостное нарушение осужденными к лишению свободы установленного порядка и условий отбывания наказания
3 Процессуальные аспекты применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы
3.1 Правовые основания и порядок применения к осужденным к лишению свободы мер дисциплинарного взыскания
3.2 Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры взыскания к осужденным к лишению свободы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Республики Беларусь, применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Таким образом, лишение свободы направлено еще и на выполнение превентивных функций.
Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и не правовыми средствами.
Ученые и практики всегда уделяли внимание вопросам совершенствования процесса исполнения наказания и перевоспитания правонарушителей, в том числе дисциплинарным мерам воздействия и практике их применения.
В ряду пенитенциарных средств, побуждающих осуждённых к исправлению, важную роль играют меры взыскания. Разрешение вопроса об изыскании наилучших мер взыскания осуждённых в виду поддержания дисциплины стоит непосредственным образом в зависимости от установления цели и задачи исправительных учреждений.
Признаками исправления осуждённых в процессе исполнения наказания могут быть хорошее поведение, улучшение нравственной и моральной стороны и успехи в работе. Исправленный преступник составляет ценное приобретение для общества. Необходимо показать осуждённым наглядную пользу хорошего поведения, вызвать среди них готовность вести правопослушный образ жизни. В связи с этим меры взыскания занимают особую роль в системе средств и методов исправления осуждённых.
Использование мер взыскания как важного структурного компонента в механизме реализации воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы, имеет широкое распространение в правоприменительной и правотворческой деятельности. Система мер взыскания позволяет своевременно реагировать на изменения поведения осужденного, направляя его в русло соблюдения порядка отбывания наказания и правил поведения.
Актуальность работы обусловлена тем фактом, что глобальные экономические и социальные изменения, произошедшие в Республике Беларусь, выдвинули на первый план решение проблемы формирования гражданского общества и воспитания граждан в духе уважения законов, соблюдения норм, правил морали и нравственности. Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь, связанный с коренными изменениями в социально-экономическом и политическом устройстве, сопровождается обострением криминальной обстановки в государстве. В этих условиях одной из самых важных задач исправительных учреждений является укрепление законности, повышение эффективности воспитательного воздействия с помощью различных организационных, правовых и иных средств, в том числе предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, мер взыскания, применяемых к осужденным.
Целью дипломного исследования является характеристика мер взыскания в системе средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и развития института мер взыскания в уголовно-исправительном праве Республики Беларусь;
- определить понятие и значение мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, в системе мер исправительного воздействия;
- охарактеризовать международно-правовые стандарты и зарубежный опыт правового регулирования мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы;
- дать общую характеристику сущности и содержания мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы;
- рассмотреть злостное нарушение осужденными к лишению свободы установленного порядка и условий отбывания наказания;
- исследовать процессуальные аспекты применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы.
Объект исследования дипломной работы – общественные правоотношения, возникающие в системе средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы.
Предмет исследования – соответствующие нормы уголовно-исполнительного права Республики Беларусь, регламентирующие порядок применения к осужденным к лишению свободы мер взыскания.
Нормативную основу работы составили нормативные правовые акты Республики Беларусь (Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З (далее – УИК), Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 174 (далее – Правила) и иные нормативные правовые акты), а также нормативные правовые акты зарубежных стран.
1 Теоретико-правовые аспекты института мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы
1.1 История становления и развития института мер взыскания в уголовно-исправительном праве Республики Беларусь
С распадом Союза ССР и принятием декларации о суверенитете начинается этап становления и развития уголовно-исполнительного законодательства и права Республики Беларусь.
В самом общем виде историю становления и развития института мер взыскания в Беларуси можно разделить на три периода:
Первый – дореформенный, когда Беларусь еще входила в состав Российской империи. Начинается он с 1775 г. вместе с появлением первым норм уголовно-исполнительного права. Этот период характеризуется законодательным закреплением права телесного наказания заключенных за нарушение правил, установленных администрацией исправительных учреждений; введением мер стимулирования труда заключенных в виде зачетов рабочих дней и применением взысканий в зависимости от классовых различий согласно Уставу о содержащихся под стражею 1857 г.; появлением элементов прогрессивной системы отбывания наказания в виде разделения осужденных на два разряда - испытуемые и исправляющиеся, установленных Уложением о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г.
Система мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, впервые была упомянута в Своде законов Российской Империи. Ст. 29-33 данного Свода закрепляли достаточно строгие взыскания для лиц, виновных в побеге арестантов. Обо всех происшествиях в тюрьме, а также о ходе расследования случившегося администрация места лишения свободы доносила императору: «За упуск арестантов из-под стражи, караульные или конвойные нижние чины подлежат взысканию, а Начальники их ответственности, в Своде Военных Законов определенным. …О побегах арестантов Воинские Начальники обязаны доносить Государю Императору тем же порядком, как определено о других происшествиях» [1]. Кроме этого начальнику и другим должностным лица тюремного замка запрещалось использовать труд арестантов для собственных нужд: за нарушение этого правила на них возлагалась дисциплинарная ответственность. Однако на практике данное предписание нередко нарушалось, а нарушения оставались безнаказанными [2, с. 87].
Позже, в 1842 г., был принят Устав об арестантских ротах, который был направлен на милитаризацию тюрьмы, на превращение ее в каторжную казарму. Говоря об условиях и порядке содержания в арестантских ротах, следует отметить, что в них царила военная дисциплина с применением самых тяжелых телесных наказаний к ее нарушителям. Первая статья Устава определяла подсудность военному суду не только командира рот и солдат, но и гражданских лиц. Арестантские роты гражданского ведомства предназначались для осужденных за различные преступления. Сюда же направлялись по воле помещика его крепостные, а также беглые и бродяги. Иногда в арестантские роты направлялись и заключенные привилегированных сословий. В большинстве случаев арестантские роты подчинялись губернским строительным комитетам, и тогда работа отбывающих наказание заключалась в основном в строительстве и ремонте казенных зданий, дорог и улиц [3].
Второй период – послереформенный. Он также связан еще с вхождением Беларуси в состав земель Российской империи. Этот период начинается с закона Государственного совета от 27 февраля 1879 года «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления». Цель тюремной реформы -скоординировать порядок действий чинов ближайшей тюремной администрации и добиться достижения в условиях тюрьмы нравственного исправления. В Уставе о содержащихся под стражей 1890 г. отсутствовали меры взыскания в виде телесных наказаний, что подчеркивает прогрессивное значение этого послереформенного законодательства. Отличается этот период и применением к заключенным стимулирующих норм в виде условно-досрочного освобождения, что отражено в законе от 22 июня 1909 г. «Об условно-досрочном освобождении». В целом этот период характеризуется гуманностью к заключенным, либерализацией тюремного режима в области применения поощрений и взысканий в местах лишения свободы.
Третий период начинается с октября 1917 г. и охватывает весь советский период. Режим отбывания наказания согласно первому советскому исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 г. основывался на правильном сочетании принципов обязательного труда и культурно-просветительной работы. Согласно статье 52 ИТК РСФСР 1924 г. в качестве поощрения по постановлению распределительной комиссии вводятся зачеты рабочих дней, предоставляются отпуска заключенным с выездом за пределы исправительных учреждений. В то же время в середине 30-х годов руководство НКВД СССР становится на путь ужесточения репрессий. По постановлению ЦИК и СКК СССР от 8 августа 1936 г. органам НКВД было предоставлено право в дисциплинарном порядке переводить в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и систематически нарушающих внутренний распорядок. Согласно Положению об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 г. в исправительно-трудовых колониях вводятся три вида условий отбывания наказания: общий, облегченный и строгий. В ИТК РСФСР 1970 г. система мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденным в местах лишения свободы, была детально регламентирована. Советский период развития рассматриваемого института радикально отличается от двух предыдущих и подчеркивает линию на гуманизацию исполнения уголовного наказания, введение и использование правовых институтов, стимулирующих исправление осужденных [4, с. 112].
2 Классификация мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, и их общая характеристика
2.1 Сущность и содержание мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы
В юридической литературе предлагались различные варианты классификации мер взыскания в зависимости от нарушений режима. Ряд таких авторов, как Н. А. Стручков, Ю. М. Ткачевский, А. С. Михлин, И. С. Самошенко и некоторые другие, делили все меры взыскания на две группы в зависимости от степени их тяжести [7, c. 161].
К первой группе они относят те взыскания, которые применяются к осужденным, как правило, за единичные проступки. Эта группа взысканий не связана с переводом осужденного в другое учреждение, не влечет за собой длительного изменения его правового положения, а выражается лишь в единовременном лишении какого-либо права.
Взыскания, отнесенные ко второй группе, связаны с изменением условий отбывания наказания осужденных, с переводом правонарушителей в другое учреждение, в силу чего они влекут за собой комплексное изменение условий содержания от лучшего к худшему.
Приведенная выше классификация в своей основе содержит лишь правоприменительный аспект воздействия на нарушителей установленного порядка отбывания наказания, так как правом применения взысканий, отнесенных к первой группе, законодатель наделяет администрацию исправительных учреждений, а применение взысканий, отнесенных ко второй группе, является прерогативой суда.
Безусловно, что в основу этой классификации положен достаточно четкий признак, однако выделенные классификационные группы нуждаются в дальнейшей более детальной градации.
Представляется, что подобное деление взысканий на две группы является не совсем удачным, поскольку деление по степени тяжести не просматривается в первой группе взысканий. В результате такого подхода «выговор» и «перевод в ПКТ» поставлены на одну ступень, что является неприемлемым с точки зрения градации взысканий по степени тяжести.
Ряд авторов выделяют и другие виды классификации мер взыскания, где все взыскания делились на три группы.
Как отмечает П. Р. Федореев [20, c. 114], предусматриваемые уголовно-исполнительным законодательством меры взыскания неоднозначны по своему пресекательному воздействию и подразделяются на три группы:
- меры, имеющие морально-психологическое значение или ограничивающие имущественные права осужденных и носящие разовый характер;
- меры срочного характера в рамках того же учреждения;
- меры, связанные с переводом осужденного для дальнейшего отбывания лишения свободы в другое учреждение уголовно-исполнительной системы с более строгим режимом.
Также можно классифицировать в зависимости от степени тяжести и вида исправительного учреждения:
- взыскания, носящие предупредительный характер, которые применяются к осужденным за совершение малозначительных проступков;
- взыскания, связанные с лишением определенных материальных благ и запрещающие осужденному использование какого-либо права;
- взыскания, существенно ограничивающие свободу осужденного в исправительном учреждении. Эти взыскания являются наиболее суровыми и должны применяться в отношении тех осужденных, которые совершают злостные (тяжкие) нарушения установленного порядка отбывания наказания.
В. И. Селиверстова рассматривает классификацию мер взысканий во взаимосвязи с классификацией самих нарушений режима. Подобная «привязка» способствует более тщательному подходу в вопросах применения дисциплинарной практики и предусматривает дифференциацию персоналом исправительных учреждений применения мер взыскания исходя из тяжести содеянного и личности нарушителя установленного порядка отбывания наказания [35, c. 113].
Взыскания первой группы должны назначаться за нарушения режима, не являющиеся «злостными» и допущенные лицом, которое в принципе характеризуется положительно [35, c. 114].
Взыскания второй группы могут назначаться за «злостные» и «не злостные» нарушения режима, допущенные лицом, имеющим не снятые взыскания за ранее допущенные нарушения, но не отнесенные к числу злостных нарушителей режима.
Взыскания третьей группы могут назначаться злостным нарушителям режима, ранее подвергшимся взысканиям и вновь совершившим «злостные» или «не злостные» нарушения.
Взыскания четвертой группы предназначены для злостных нарушителей режима, и осуществляются в случае безуспешности применения других мер воздействия, в том числе и взысканий третьей группы.
В процессе применения мер взыскания необходимо придерживаться принципа дифференцированного подхода к различным категориям осужденных. Указанный принцип характерен и для мировой практики деятельности пенитенциарных учреждений. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, отмечается необходимость индивидуального подхода «...а, следовательно, и наличия гибкой системы классификации осужденных по группам». Исходя из этого, предусматривается градация строгости применяемых мер дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей режима [36, c. 33].
3 Процессуальные аспекты применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы
3.1 Правовые основания и прядок применения к осужденным к лишению свободы мер дисциплинарного взыскания
Применение мер взыскания в отношении лиц, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, осуществляется в рамках определенных правил, которые в своей совокупности можно назвать порядком производства по делам о проступках осужденных. Этот порядок применения мер взыскания к осуждённым, лишённым свободы, определятся положениями статьи 113 УИК, а также главами 55-60 Правил.
Основанием ответственности осужденного за нарушение режима является совершенный им проступок. Существует мнение, что в соответствии с полномочиями администрации исправительного учреждения осужденный находится в ее подчинении, в связи с чем их проступки относятся к дисциплинарным [37, c. 217].
По мнению таких ученых-юристов, как А. С. Михлин и Ю. Ф. Кваша, производство о проступках осужденных можно подразделить на следующие этапы [50, c. 71]:
1. Возбуждение производства и проведение проверки;
2. Рассмотрение материалов о проступке и принятие решения о применении меры взыскания;
3. Исполнение меры взыскания;
4. Обжалование осужденным принятого в отношении его решения о применении меры взыскания.
Также существует позиция, согласно которой ряд авторов более детализируют в процессуальном отношении этапы производства о проступках осуждённых, допускаемых при отбывании лишения свободы в исправительных учреждениях [51, c. 116].
В связи с этим, они выделяю следующие этапы:
1. Возбуждение производства;
2. Проведение проверки факта нарушения режима содержания, сбор и документирование необходимых материалов;
3. Рассмотрение материалов о допущенном нарушении режима осужденным;
4. Вынесение решения о применении меры взыскания;
5. Исполнение меры взыскания;
6. Обжалование осужденным принятого в отношении него администрацией учреждения решения о применении меры взыскания.
По мнению Н. А. Стручкова, ответственность за нарушения режима в исправительных учреждениях, «предполагающая применение мер взыскания, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, по своей природе является дисциплинарной, а сами нарушения режима, если они не достигают степени общественной опасности преступления - дисциплинарными проступками» [7, c. 35].
Поводы для возбуждения производства о применении мер взысканий к осуждённым к лишению свободы могут быть различными. Наиболее распространены следующие [52, c. 130]:
- рапорты начальствующего состава, записки лиц вольнонаемного состава;
- акты, составляемые представителями администрации исправительного учреждения;
- жалобы и заявления на неправомерные действия нарушителя режима со стороны других осужденных, а также докладные записки;
- сообщения ведомственных органов управления, органов прокуратуры и иных лиц.
Правовое значение повода к возбуждению производства по факту совершения осужденным дисциплинарного проступка заключается в том, что он вызывает публичную деятельность администрации исправительного учреждения, побуждает должностных лиц соответствующим образом реагировать на сигнал о допущенном осужденным нарушении установленного порядка отбывания наказания.
Основанием для возбуждения производства по факту совершения осужденным дисциплинарного проступка служат фактические данные, полученные из перечисленных выше источников, в которых содержатся признаки нарушения установленного порядка отбывания наказания [53, c. 317].
Завершение стадии возбуждения дисциплинарного производства осуществляется руководителем исправительного учреждения, которые поручают тому или иному сотруднику исправительного учреждения, как правило, начальнику отряда, сотруднику оперативного или режимного отдела либо работнику предприятия учреждения, если проступок осужденного связан с нарушением трудовой дисциплины, провести проверку по факту нарушения.
В процессе проведения проверки подлежит установлению состав дисциплинарного проступка.
Объектом дисциплинарного проступка осужденного, по мнению Н. А. Стручкова, является урегулированный нормами уголовно-исправительного права порядок отбывания наказания в виде лишения свободы [7, c. 36].
По объективным признакам дисциплинарный проступок осужденного представляет собой определенное противоправное деяние, которое может быть совершено путем действия или без действия.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. История становления и развития института мер взыскания в уголовно-исполнительном праве Республики Беларусь носит многовековую историю. При этом такая история охватывается временем вхождения Беларуси в состав Российской империи. Основной нормативный правовой акт Республики Беларусь, впервые закрепивший меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, стал Исправительно-трудовой кодекс Республики Беларусь. впоследствии он явился основой для формирования института мер взыскания в современном УИК.
2. Нарушение осужденным установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении влечет за собой применение к нему определенных санкций со стороны администрации учреждения. В то же время эти санкции (меры взыскания) должны зависеть, в первую очередь, от тяжести совершенного проступка и личности лица, его совершившего.
В целом, анализ действующих в рассматриваемой сфере правоотношений международных документов позволяет сделать вывод, что они, по сути, являются своего рода отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира.
3. Дисциплинарная практика в исправительных учреждениях отличается разнообразием и существенными различиями в применении тех или иных мер взыскания, поэтому разработка проблемы классификации нарушений и взыскании имеет важное значение. Ее целью является систематизация нарушений установленного порядка отбывания наказания и применяемых мер взыскания в отношении нарушителей режима в местах лишения свободы, а также выработка рекомендаций для сотрудников исправительных учреждений, касающихся применения дисциплинарной практики в отношении осужденных.
Негативное влияние злостных нарушителей на оперативную обстановку в исправительных учреждениях не ограничивается совершением ими противоправных деяний. Данная категория осужденных представляет собой угрозу обществу и потому, что они являются источниками криминальных традиций и обычаев - криминальной субкультуры.
4. Поводы для возбуждения производства о применении мер взысканий к осуждённым к лишению свободы могут быть различными. Наиболее распространены следующие:
- рапорты начальствующего состава, записки лиц вольнонаемного состава;
- акты, составляемые представителями администрации исправительного учреждения;
- жалобы и заявления на неправомерные действия нарушителя режима со стороны других осужденных, а также докладные записки;
- сообщения ведомственных органов управления, органов прокуратуры и иных лиц.
Основанием для возбуждения производства по факту совершения осужденным дисциплинарного проступка служат фактические данные, полученные из перечисленных выше источников, в которых содержатся признаки нарушения установленного порядка отбывания наказания.
При применении мер взыскания к осужденным учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Не допускается за одно нарушение налагать несколько взысканий. За несколько нарушений, совершенных одновременно или в течение одних суток, может налагаться одно взыскание.
5. К должностным лицам исправительных учреждений следует относить сотрудников рядового и начальствующего состава ИУ, а также служащих, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях по специальному полномочию.
1. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и о ссыльных // Свод законов Российской империи. – 1832. – Т. XIV. – С. 365.
2. Шаяхметова, Т. Е. Правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы в Российской империи XIX века / Т. Е. Шаяхметова // GENESIS: исторические исследования. – 2017. – № 4. – С. 83–90.
3. Устав об арестантских ротах [Электронный ресурс] / История России. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://sci.house/istoriya-rossii-scibook/ustav-soderjaschihsya-pod-strajeyu-1886-1890-29579.html. – Дата доступа:
4. Бабаян, С. Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08; Академия права и управления / С. Л. Бабаян. – Рязань, 2003. – 264 с.
5. Бабаян, С. Л. Проблемы применения мер поощрения и взыскания / С. Л. Бабаян // Преступление и наказание. – 2007. – № 6. – С. 13.
6. Исправительно-трудовой кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1971 г. [Электронный ресурс] / Левоневский Валерий Станиславович. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic65/text291.htm. – Дата доступа:
7. Стручков, Н.А. Советское исправительно-трудовое право: (Общая часть) / Н. А. Стручков. – М.: Юрид. лит., 1984. 240 с.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 января 2017 г. – Минск: НЦПИ, 2018. – 224 с.
9. Журавлев, М. П. Правонарушения осужденных к лишению свободы и меры дисциплинарной ответственности: монография / М. П. Журавлев, Г. А. Аванесов, В. Е. Квашис. – М., 1970. – 78 с.
10. Марцев, А. И. Дисциплинарная ответственность осужденных к лишению свободы: учеб. пособие / А. И. Марцев. – Омск, 1969. – 98 с.
11. Курганов, С. И. Дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы и «прогрессивная система» / С. И. Курганов // Проблемы исполнения наказания в воспитательно-трудовых колониях и предупреждения преступности молодежи: сб. науч. тр. ВНШЕ МВД СССР. – М., 1989. – С. 114–120.
12. Крахмалъник, Л. Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства / Л. Г. Крахмальник. – М., 1978. – 220 с.
13. Епанешников, B. C. Дисциплинарные меры воздействия на осужденных к лишению свободы как институт исправительно-трудового права: дис. канд. юрид. наук / В. С. Епанешников. – М., 1993. – 127 с.
14. Бубон, К. В. О российской системе и практике применения наказаний в качестве мер юридической ответственности / К. В. Бубон // Адвокат. – 2009. – № 4. – С. 56.
15. Глоточкин, А. Д. Исправительно-трудовая психология / А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков. – М., 1968. – 426 с.
16. Селиверстов, В. И. Проблемы исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-¬исполнительной системы: сб. научных трудов / В. И. Селиверстов. – М., 1998. – С. 24–25.
17. Кардополов, Ю. Ф. Индивидуализация карательно-воспитательного воздействия при лишении свободы: автореф. дис...канд. юрид. наук / Ю. Ф. Кардополов. – Томск, 1967. – 27 с.
18. Дмитриенко, А. В. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие / А. В. Дмитриенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный университет. – М.: Инфра-М, 2016. – 279 с.
19. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. – М., 1990. – 560 с.
20. Федореев, П. Р. Меры взыскания морально-психологического аспекта / П. Р. Федореев // Журнал «Российский следователь». – 2005. – № 4. – С. 51–52.
21. Шарков, А. В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А. В. Шаркова. – 3-е изд. – Минск: Тесей, 2012. – 384 с.
22. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 20 окт. 2000 г., № 174 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2016. – № 349. – 8/31822.
23. Михеев, И. Л. Международные стандарты защиты прав осужденных / И. Л. Михеев. – Саратов, 2010. – 140 с.
24. Бахин, С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях / С. В. Бахин // Правоведение. – 1991. – № 2. – С. 42.
25. Карташник, В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. / В. А. Карташник. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 288 с.
26. Пономарев, П. Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации / П. Г. Пономарев. – Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. – 59 с.
27. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml. – Дата доступа:
28. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы к государствам-членам «Европейские пенитенциарные правила», которая была принята 11 января 2006 года [Электронный ресурс] / Комитет за гражданские права. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://zagr.org/25.html. – Дата доступа: 17.10.2018.
29. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2007 г., № 263-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 408-З. – 2/2406.
30. Уголовно-исполнительный кодекс Украины [Электронный ресурс] / Правовед. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravoved.in.ua/section-kodeks/80-uiku.html. – Дата доступа:
31. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/. – Дата доступа:
32. Трунцевский, Ю. В соответствии с международными нормами / Ю. Трунцевский, И. Упоров, В. Черный // Человек: преступление и наказание. – 2000. – № 10–12. – С. 53.
33. Чхиквадзе, В. М. Международные аспекты проблем прав человека. Права человека: проблемы и перспективы / В. М. Чхиквадзе. – М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1990. – 230 с.
34. Бабай, А. Н. Роль общепризнанных принципов и норм международного права и правовой системе России / А. Н. Бабай, В. С. Тимошенко // Российская юстиция. – 2006. – № 10. – С. 62.
35. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17 февраля 1996 г. №7-25 «О концепции модельного уголовно-исполнительного кодекса для государств-участников СНГ» [Электронный ресурс] / Законодательство Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/megd2007/bz03/dcm03768.htm. – Дата доступа:
36. Защита прав человека в местах лишения свободы: сборник нормативных актов и официальных документов. – М., 2003. – 274 с.
37. Шарков, А. В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А. В. Шаркова. – 3-е изд. – Минск: Тесей, 2012. – 384 с.
38. Шарков, А. В. Уголовно-исполнительное право. Особ. часть: учеб. пособие / под ред. проф. А. В. Шаркова. – Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2003 – 223 с.
39. Андреев, С. Н. Надзор за осужденными в исправительных колониях в системе профилактики правонарушений / С. Н. Андреев. С. В. Екимов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2015. – № 10. – С. 32–34.
40. Минеев, И. Квалификация злостных нарушений порядка отбывания уголовного наказания / И. Минеев // Российская юстиция. – 2000. – № 5. – С. 68.
41. Павлов, И. Н. Некоторые аспекты реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний в уголовно-исполнительном праве / И. Н. Павлов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 6. – С. 45–47.
42. Степаненко, В. И. Некоторые вопросы уголовно-правовой классификации осужденных / В. И. Степаненко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2008. – № 1. – С. 108–111.
43. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан. – Алматы, 1999. – 563 с.
44. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Узбекистан. – Ташкент, 2000. 460 с.
45. Степашин, С. В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / С. В. Степашин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1999. – 458 c.
46. Ведищев, Н. П. Некоторые вопросы отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы / Н. П. Ведищев // Адвокат. – 2010. – № 3. – C. 23.
47. Баров, Ю. А. Эффективность обеспечения надзора в исправительных учреждениях в вопросах выявления и перекрытия каналов поступления запрещённых вещей и предметов / Ю. А. Баров // Вестник Кузбысского института ФСИН России. – 2014. – № 4. – С. 53–61.
48. Степаненко, В. И. Понятие классификации осужденных / В. И. Степаненко // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития: материалы межвуз. науч.-практ. конф . – Минск, 2008. – Т. 2. – С. 43–44.
49. Дергачёв, А. В. Организация режима в исправительных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы / А. В. Дергачев // Вестник Кузбысского института ФСИН России. – 2014. – № 2. – C. 13–15.
50. Михлин, А. С. Злостные нарушители режима в ИТК: учебное пособие / А. С. Михлин, Ю. Ф. Кваша. – Рязань, 1982. – 185 с.
51. Ахраменка, Н. Ф. Наказание в виде лишения свободы в предупреждении преступлений / Н. Ф. Ахраменка// Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2010. – 189 с.
52. Долженкова, Д. Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к лишению свободы / Д. Г. Долженкова // Журнал Российского права. 2011. – № 5/6. – С. 128–135.
53. Шевцов, Ю. Л. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Ю. Л. Шевцов, Н. Ф. Ахраменко, В. М. Хомич. – Минск: ГУИСТ БГУ, 2012. – 696 с.
54. Гринюк, Д. В. Теоретико-правовые и организационные аспекты отбывания наказания в виде лишения свободы в тюрьмах / Д. В. Гринюк // Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь в 2009 году. – Минск, 2009. – С. 20–38.
55. Санташов, А. Л. Дифференциация ответственности с учетом места и вида исправительных учреждений / А. Л. Санташов, С. П. Середа // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для ОВД РБ: тезисы докл. Междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2008. – С. 258–259.
56. Об утверждении Инструкции о порядке аттестации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных к наказанию в виде лишения свободы и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь: постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 10 нояб. 2010 г., № 353 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2015. – № 112. – 8/30093.
57. Стуканов, В. Г. Исправительная педагогика: учебное пособие / В. Г. Стуканов. – Минск: Академия МВД, 2012. – 197 с.
58. Зубков, А. И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / А. И. Зубков. – М., 2001. – 536 с.
59. Барков, А. В. Понятие должностного лица и судебная практика по уголовным делам / А. В. Барков // Судебная практика в контексте принципов законности и права: сб. науч. тр. / А. В. Барков, В. М. Хомич. – Минск: Тесей. 2006. – 536 с.
60. Здравомыслов, Б. В. Должностные преступления. Понятие и квалификация / Б. В. Здравомыслов. – М.: «Юридическая литература», 1975. – 236 с.
61. Заерко, А. Л. Тюрьмы Беларуси: Кн. 1 / А. Л. Заерко. – Минск, 2002. – 379 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты