ВВЕДЕНИЕ
МВД являясь структурным подразделением системы органов исполнительной власти осуществляет свои полномочия в области обеспечения законности и правопорядка.
Правовое положение Министерства внутренних дел Республики Беларусь определено Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 04 декабря 2007 года № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Республики Беларусь и организаций, входящих в систему органов внутренних дел».
Министерство внутренних дел Республики Беларусь республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД (далее – внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
На основе положений теории прав человека, доктрины административного права и национального законодательства сформулированы определения понятия «административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел» и образующих его юридическую характеристику категорий:
1) «административно-публичные полномочия»,
2) «правовые ограничения»,
3) «ответственность»,
4) «гарантии правовой и социальной защиты»,
5) с учетом функциональных особенностей их организации.
Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел – закрепленная правовыми нормами система взаимосвязанных, но не определенных административно-публичных полномочий, правовых ограничений, ответственности и гарантий правовой и социальной защиты сотрудника ОВД, обусловленная содержанием деятельности по реализации функций ОВД в сфере правоохранительных и регулятивно-служебных общественных отношений.
Актуальность темы работы заключается в том, что на сегодняшний день органы внутренних дел оказывают решающее влияние на состояние преступности в государстве, а также поддерживают законность и правопорядок.
Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом.
Это позволяет создавать благоприятные правовые условия для деятельности юридических лиц [12, с. 59]. Таким образом, проявляется функционирование исполнительной власти, выполняется выражение государственной воли.
Правовой статус сотрудников органов внутренних дел в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».
Основываясь на изучении исторически сложившихся научных и практических подходов к определению сущности правоохранительных органов, проводимых органами внутренних дел, с учетом особенностей национального законодательства и современных тенденций в развитии административно-правовой науки, сформулировано определение органов внутренних дел.
1 СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие и особенности административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел
Сотрудниками органов внутренних дел является совокупность лиц, находящихся в служебных и трудовых отношениях с органами внутренних дел, обладающих официальными, профессиональными и квалификационными различиями, в силу особенностей их функций, интегрированных на основе общей цели деятельность органов внутренних дел в единую систему его субъектов с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с этими органами и (или) другими правовыми актами, которые определяют функциональный статус таких лиц в системе организации решения задач, поставленных перед ОВД.
Сформулированное с должным учетом современных тенденций в развитии административного права, теории государственного управления, определение понятия «сотрудник органов внутренних дел» отражает единый подход и способствует отличать эту концепцию от таких категорий как «личный состав органов внутренних дел».
Разъяснение действующей редакции статьи 31 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», прямо указывает в определении термина «сотрудник органов внутренних дел», чтобы занять должность сотрудника ОВД, можно будет указать предметный состав указанных органов и исключить возможность присвоения статуса сотрудника УВД человеку, работающему на государственной службе в ОВД, но не на обычной или старшей должности.
Нормативная консолидация понятия «сотрудник ОВД» позволит завершить легализацию системы специальных правовых статусов сотрудников ОВД, служащих основой для формирования специального административно-правового статуса категории работников ОВД, чья ежедневная особенности работы объективно требуют специального регулирования, включая социальную защиту [1, с. 29; 31; 34].
Органы внутренних дел (ОВД) представляют собой сложный социальный организм, который является неотъемлемой частью современного общества. Их состояние и возможности развития всегда определяются тенденциями развития общества в целом.
Однако, независимо от исторических условий и социально-экономических тенденций развития, этот институт социального контроля и один из важнейших субъектов обеспечения национальной безопасности объективно требует повышенного внимания и научно взвешенного отношения со стороны государственных органов [18, с. 13].
Законодатель в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» [9] определяет ОВД как государственные правоохранительные органы, занимающиеся борьбой с преступностью, осуществляет охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в соответствии с возложенными на них задачами Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Этот нормативный правовой акт также устанавливает правовую позицию, согласно которой ОВД является неотъемлемой частью системы национальной безопасности Республики Беларусь.
2 ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Порядок принятия на службу в ОВД
Порядок принятия на службу в ОВД обладает своими особенностями, связанными со спецификой службы в органах внутренних дел.
Так, сотрудником кадровой службы при обращении гражданина выясняются следующие вопросы согласно предъявляемым требованиям для оформления на службу в органы внутренних дел Республики Беларусь:
- возраст;
- гражданство;
- наличие образования, специальность по образованию;
- степень годности по результатам комиссии в районном военном комиссариате;
- проходил ли ранее службу в органах внутренних дел;
- наличие судимости у него и его близких родственников.
Кандидату выдаются бланки для заполнения:
- анкета;
- автобиография;
- декларации;
- перечень необходимых документов для предоставления в комплектующий орган;
- перечень необходимых документов для прохождения военно-врачебной комиссии;
- направление для прохождения военно-врачебной комиссии;
- индивидуальная ведомость физической подготовленности для сдачи зачетов.
После заполнения кандидатом анкеты, автобиографии и предоставления в комплектующий орган проводится:
- проверка достоверности заполнения анкеты и автобиографии;
- оформление запросов для проведения специальной проверки.
Направляются запросы:
- для предоставления сведений о степени годности кандидата к службе в Вооруженных Силах в РВК, где кандидат состоит на воинском учете;
- для получения характеристик на кандидата (в учебные заведения, войсковые части, предприятия, организации и учреждения, где ранее кандидат обучался, проходил службу и работал).
Кандидат предоставляет рекомендации-поручительства сотрудников либо пенсионеров ОВД о целесообразности приема его на службу.
После полного изучения предоставленных документов, результатов специальной проверки и положительного прохождения ВВК кандидат направляется для прохождения предварительной стажировки в предполагаемой должности.
В случае успешного прохождения предварительной стажировки, вопрос о приеме на службу в ОВД рассматривается на аттестационных комиссиях комплектующего органа, которые ходатайствуют о приеме кандидата на службу в ОВД и направлении его на первоначальную подготовку [9].
Психодиагностическое обследование с целью профессионального медико-психологического отбора проводится штатным психологом-экспертом (медицинским психологом) ПФЛ при ЦВВК (ВВК).
Обследования должны отвечать практическим и научным требованиям, которые предъявляются к психодиагностике (применение стандартных психодиагностических тестов, текстов инструкций, стимульных материалов, временных интервалов, способов тестирования и приемов обработки).
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственности наступают на общих основаниях.
На основании Положения о материальной ответственности лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь устанавливаются основания и порядок привлечения к материальной ответственности сотрудников за материальный ущерб, причиненный ими государству при исполнении служебных обязанностей, а также порядок определения размера ущерба и его возмещения.
Сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:
1) материального ущерба, причиненного государству сотрудником при исполнении им служебных обязанностей;
2) противоправности поведения сотрудника;
3) прямой причинной связи между противоправным поведением сотрудника и ущербом;
4) вины сотрудника в причинении ущерба.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения сотрудника, которым причинен ущерб, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за противоправное поведение.
Не допускается привлечение сотрудника к материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении приказа начальника органа внутренних дел, а также в результате правомерных действий.
Сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
Приказ о привлечении к материальной ответственности доводится сотруднику, причинившему ущерб, под роспись. При этом сотруднику разъясняется порядок обжалования приказа о привлечении к материальной ответственности, о чем в нем делается отметка, удостоверенная подписью сотрудника.
В случае если привлеченный к материальной ответственности сотрудник на основании приказа о привлечении к материальной ответственности не полностью возместил ущерб ко дню увольнения со службы в органах внутренних дел, оставшаяся за ним задолженность взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса, которую начальник органа внутренних дел направляет для исполнения в орган принудительного исполнения по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, причинившего ущерб и уволенного со службы в органах внутренних дел, либо по известному месту получения таким лицом заработной платы и приравненных к ней доходов.
В случае, если сотрудник, причинивший ущерб, уволен со службы в органах внутренних дел и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба осуществляется в судебном порядке по иску соответствующего органа внутренних дел.
В случае перевода к новому месту службы сотрудник, привлеченный к материальной ответственности и не возместивший ущерб, возмещает его по новому месту службы на основании записи в денежном аттестате сотрудника.
Действующее законодательство о службе не содержит исчерпывающего перечня составов дисциплинарных проступков, перечисляя лишь грубые нарушения служебной дисциплины, выделенные в служебном законодательстве, предусматривающие санкции в виде увольнения в порядке дисциплинарного взыскания, в т.ч. и увольнение в связи с утратой доверия.
4 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
4.1 Проблемы службы в органах внутренних дел
Правовое регулирование общественных отношений просто необходимо в современном обществе. Прежде всего, необходимо упорядочить и защитить общественные отношения. С помощью правового регулирования осуществляется непосредственное управление.
Правоохранительные органы являются государственными правоохранительными органами и являются неотъемлемой частью современного общества. Этот институт, как и все социальные институты, регулируется верховенством закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» работник органов внутренних дел является гражданином Республики Беларусь, которому присвоено специальное звание для работы в органах внутренних дел [1].
Служба в органах внутренних дел имеет свои особенности, в том числе особый порядок работы.
Порядок работы в органах внутренних дел регулируется различными отраслями права. Это такие отрасли права, как административное, трудовое, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное право и т. д.
Службу в органах внутренних дел регулирует огромное количество нормативных правовых актов. Следует отметить, что это положение основано прежде всего содержится в Основном Законе Государства Конституции Республики Беларусь. Служба в органах внутренних дел также регулируется Законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», постановлениями и распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Важнейшим элементом службы является служебная дисциплина. Ее поддержание необходимо для организации нормальной деятельности сотрудников внутренних дел.
Служебная дисциплина – это строгое выполнение сотрудниками органов внутренних дел их должностных обязанностей, установленных законодательными актами. Официальная дисциплина сотрудников органов внутренних дел регулируется Дисциплинарными правилами органов внутренних дел, которые утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Устав определяет содержание официальной дисциплины в органах внутренних дел Республики Беларусь, обязанности начальства поддерживать его, порядок применения стимулов и дисциплинарных взысканий сотрудникам внутренних дел и порядок обжалования решений по применению дисциплинарные санкции к ним.
Наряду с обеспечением способности овладеть последними социально значимыми теоретическими и профессиональными концепциями особое внимание уделяется практической ориентации преподавания, активному включению самих студентов в этот процесс и овладении различными навыками повседневной работы с людьми.
И в этом есть большая необходимость. Так, например, во время социологического опроса руководителей отделов органов внутренних дел, в котором работают выпускники Академии 2016 года, 24,5% из них отметили отсутствие практической подготовки молодых специалистов. В то же время 81% опрошенных заявили о высоком уровне теоретических знаний выпускников [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел представляет собой уникальные элементы, которые составляют как его ответственность, так и ограничения, как гарантии, а также права и обязанности, которые в первую очередь облегчают деятельность этих лиц.
2. Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также его права и обязанности, возникающие в связи с этим.
3. Принятие на службу в органы внутренних дел регулируется законодательством Республики Беларусь. Стоит отметить, что потенциальный сотрудник проходит множество проверок, связанных как с его психологическими особенностями, так и с возможностью работы по такой профессии.
4. Прохождение сотрудником органов внутренних дел службы в рассматриваемых органах позволяет говорить о необходимости как аттестации, так и повышения квалификации сотрудников. Что касается привлечения сотрудника к материальной и дисциплинарной ответственности, то здесь следует отметить, что механизм привлечения уже совершен ввиду того, что в подобном виде он применяется также и в обычных трудовых отношениях.
5. Прекращение службы в органах внутренних дел строго регламентировано законодательством. Так, каждый вопрос, по каждому основанию увольнения подробно рассмотрен в законодательстве, тем самым определяя важность рассматриваемой темы, а также порядка не только принятия на службу сотрудников органов внутренних дел, но также и их увольнения.
6. Гарантии юридического и социального статуса сотрудников ОВД – это способы обеспечения и улучшения положения сотрудников в соответствии с ограничениями, которые они имеют в связи с осуществляемой ими деятельностью.
7. К проблемам работы органов внутренних дел можно также отнести такой вопрос, как низкая квалификация работников некоторых подразделений. Так, прохождение начального курса обучения иногда недостаточно, а бестактность в работе сотрудников органов внутренних дел и иногда даже жестокость наводит на мысль о необходимости совершенствования системы отбора сотрудников для службы в органах внутренних дел.
8. На основании проведенного анализа предлагаем следующие пути совершенствования работы органов внутренних дел, а также законодательства, регламентирующего их работу:
1) В нынешней практике существует ситуация, когда факультет остается в стороне от процесса отбора курсантов, а затем оказывается ответственным за многие (хорошие и плохие) качества будущего офицера. По-видимому, на этапе конкурсного отбора необходимо найти формы участия преподавательского состава в отборе будущих курсантов. Такое участие может быть реализовано в форме создания выездных комиссий по месту нахождения Управления внутренних дел, состоящего из специалистов выпускных (профильных) отделов, психологов, социологов и представителей компонента, которые будут работать на первом этап отбора абитуриентов.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. :// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Об органах внутренних дел : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г., №408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. О Национальном собрании Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Беларусь и текста Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2003 г., № 218 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10. О вопросах прохождения службы в органах внутренних дел Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 марта 2012 г., № 133 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. Об утверждении Правил профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь : Приказ Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 4 марта 2013 г., № 67 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению : постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 16 февр. 2018 г., № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2013. – Ч. 2 – 438 с.
14. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
15. Бахрах, Д. Н. Государственная служба : основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – С. 10–18.
16. Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97–98.
17. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
18. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
19. Геврасева, А. П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления : конспект лекций / А. П. Геврасева. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
20. Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. – 2012. – №. 10 (555). – С. 51–56.
21. Добриян, С.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел : учеб. пособие / С.В. Добриян [и др.] ; под общ. ред. С.В. Добрияна – Минск : Академия МВД Республики Беларусь; 2015, – 115 с.
22. Касьянчик, С.С. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел Республики Беларусь : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.14 / С.С. Касьянчик ; УО «Академия МВД». – Минск, 2016. – 30 с.
23. Касьянчик, С. С. О системе гарантий правовой защиты сотрудника органов внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / С. С. Касьянчик // Борьба с преступностью: теория и практика : тез. докл. ІV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 25 марта 2016 г. : в 2 ч. / Могилев. ин-т МВД Респ. Беларусь ; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-RОМ).
24. Катаева, В. И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских учений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108–113.
25. Кеник, К. И. Государственная служба : законодательство нуждается в совершенствовании / К. И. Кеник // Юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 27–32.
26. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
27. Манохин, В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / В. М. Манохин. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
28. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
29. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
30. Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь. / А. А. Постникова, А. И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
31. Пушкарева, Г. В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики / Г. В. Пушкарева // Вестник Моск. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 21–38.
32. Старилов, Ю. Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
33. Томашевский, К. Л. Очерки трудового права (История, философия, проблемы систем и источников) / К. Л. Томашевский, О. С. Курылева. – Минск : «Изд. центр БГУ», 2009. – 335 с.
34. Чуприс, О. И. Государственная служба Республики Беларусь : состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь : сб. статей ; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2011. – С. 66–75.
35. Агейко, О.В. Основы профайлинга: пособие для магистрантов высших учебных заведений 2-го этапа высшего образования 1-26 81 13 «Государственное управление в сфере правоохранительной деятельности» / О.В. Агейко, Е.В. Спирица. // Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. – 123 с.
36. Аврутин, Ю.Е. Психология оперативного исследования: пособие / Ю.Е. Аврутин, М.В. Пряхина, Н.Ю. Самарин, В.М. Статник. – Москва: ЦОК МВД России, 2010. – 192 с.
37. Аминов, И.И. Профилирование. Технологии предотвращения незаконных действий: учебник для университетов / И.И. Аминов, Н.Д. Эриашвили, Ю.М. Волынский-Басманов, В.Ю. Волынский, М.Е. Каменева / 2-е изд., перераб и дополненное. – Москва: Юнити Дана: Закон и право, 2012. – 183 с.
38. Анисимова, Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: учеб. метод. Пособие / Н.Н. Анисимова. 2-е изд., перераб.; науч. ред. Ю.Н. Демидова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. – 78 с.
39. Анисимова, Н.Н. Правовое и техническое обеспечение профайлинга / Н.Н. Анисимова, И.Л. Бирагов // Информост. – 2008. – № 1. – С. 7–10.
40. Биркенбил, В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов / В.Ф. Биркенбил. – СПб.: Питер, 1997. – 224 с.
41. Бродецкий, А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Азбука молчания: учебное пособие для вузов / А.Я. Бродецкий. – М., 2000. – 164 с.
42. Волынский-Басманов, Ю.М. Профайлинг – метод выявления лица, вынашивающего преступные замыслы / Ю.М. Волынский-Басманов // Транспортная безопасность и технологии. – 2006. – № 4. – С. 58–60.
43. Греченков, А.А. Традиции и инновации в подготовке курсантов Академии МВД Республики Беларусь / А. А. Греченков, А. Г. Свергун // Инновации в юридическом образовании: контент, технологии, менеджмент: колл. материалы Интернационала. научный метод. Конф., Минск, 31 октября. 2008 год / Aкад. МВД Республики Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – 263 с.
44. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. – М., Академический проект, 2015 г. – 120 с.
45. Белкин, А. Формирование личности с изменением пола // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер А.А. Пузырь. – Москва: Издво Моск. государство. Унты, 1982. – С.197-205.
46. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М., Издательство: Лабиринт, 2005. – 240 с.
47. Буданов, В.Г. Методология синергетики в пост-неклассической науке и в образовании / В.Г. Буданов. – Москва. 2008. – с. 240.
48. Вебер, М. Произведения М. Вебера по социологии, религии и культуре / М. Вебер. Абз. 2. – Москва: ИНИОН, 1991. – 301 с.
49. Дериси, О.Н. Подлинность человека / О.Н. Дериси // Этот человек: антология философских трудов / Постскриптум Гуревич. – Москва: Высшая школа, 1995. – С. 156-159.
50. Егидес, А.П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности (Практическая психология) / А.П. Егидес. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
51. Еремина, Т.И. Визуальная психодиагностика. Экспрессметоды идентификации личности по внешности, мимике и жестам: учебное пособие / Т.И. Еремина. – Ростовн/Д., 2012. – 236 с.
52. Ениколопов, С.Н. Психологические особенности криминального профайлинга / С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 295 –299.
53. Закороротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Закороротная. Автореферат диссертации. дис. ... Докт. философ. наук. Ростов-на-Дону: РСУ, 1999. 22в.
54. Зинк, Н. Мастерство, новый код и системный НЛП / Н. Зинк, Д. Маншоу, М. Холл. Москва, Общество практической психологии, 1998. – 126 с.