Правовое регулирование создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ Диплом
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Правовое регулирование создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Поделиться
Введение
1 Общие положения о правовом регулировании органов управления хозяйственных обществ
1.1 Общие положения о хозяйственных обществах
1.2 Общая характеристика органов управления хозяйственных обществ
2 Правовое регулирование создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
2.1 Создание органов управления хозяйственных обществ
2.2 Реорганизация хозяйственных обществ
2.3 Ликвидация хозяйственных обществ
3 Проблемы и пути совершенствования создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
3.1 Проблемы создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
3.2 Пути совершенствования процесса создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рыночные отношения зачастую строятся благодаря взаимодействию физических лиц разными способами, но одно всегда остается неизменным – юридический факт, на котором они основываются. Таковым, как правило, является договор, либо соглашение и многое другое. В некоторых случаях такое взаимодействие возможно только путем объединения физических лиц, как правило, причиной является объединение капиталов этих физических лиц. Это необходимо для придания законной юридической силы такому объединению. Такое возможно при помощи заключения соглашения об объединении, в котором будут учтены все детали, начиная от того, кто сколько вложил и заканчивая правами и обязанностями этих объединившихся. Форма объединения капиталов физических лиц может быть разнообразна. Белорусское законодательство дает возможность объединения в многочисленные формы юридических лиц. Возникновение института юридического лица явилось результатом усложнившейся социальной организации общества, быстро развивающимися экономическими отношениями, а также общественного сознания. Это означает, что настал тот момент, когда для нормального товарооборота, да и в целом для нормального существования рыночных отношений недостаточно только физических лиц с их частным капиталом, при этом не всегда большим. Большинство цивилистов признают необходимость существования юридического лица, которому передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действий (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица). Русский цивилист Д.И.Мейер таким образом обосновывал объективность существования данного субъекта права: «Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане, физические лица. Но вместе с тем в государстве отдельные физические лица вступают в известные союзы, образуют общество; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных физических лиц. Эти союзы преследуют какую-либо цель, ведут какие-либо дела, имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение потребностей для достижения цели союза. Как отдельные физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти нужны и союзу, совокупности отдельных лиц». Актуальность темы исследования состоит в том, что правовое регулирование деятельности органов управления хозяйственных обществ осуществляется в Республике Беларусь достаточно широко, что говорит, во-первых, о необходимости рассмотрения правового регулирования, во-вторых, о совершенствовании правового регулирования. Таким образом, следует отметить, что разница в органах управления различных хозяйственных обществ говорит о необходимости рассмотрения их системы и совершенствования их регулирования.
1 Общие положения о правовом регулировании органов управления хозяйственных обществ
1.1 Общие положения о хозяйственных обществах
Бурному развитию учения о юридических лицах послужил сильный скачок развития экономики мира середины и конца XIX века. Немецкими цивилистами была заложена основа нынешнего учения о юридических лицах. В основе такого пристального и детального изучения института юридических лиц лежит следующее:
1) Коллективные интересы.
Так как целью создания юридического лица, как правило, является удовлетворение интересов нескольких лиц, появляется необходимость в определенном их оформлении и закреплении, а также в определенном упорядочении отношений внутри этого юридического лица.
2) Объединение не только воли лиц, но также и их капиталов. В принципе, открывая любой бизнес создается юридическое лицо, либо регистрируется индивидуальный предприниматель, но в данной работе рассматривается конкретно юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений, таким образом, для открытия любого юридического лица необходим капитал, который образуется за счет вложений учредителей (участников). Как показывает практика, несмотря на то, что законодатель разрешил открывать юридическое лицо, когда есть только один учредитель (участник), все равно, в большинстве своем в этом процессе участвует как минимум двое лиц.
3) Ограничение предпринимательского риска также с подвигло на изучение данного института гражданского права.
4) Управление капиталом, как один из факторов, также важен. Этот фактор влияет на многое при создании юридического лица.
Однако не всем юридическим лицами присуща такая черта как объединение капитала и извлечение какой-либо прибыли. Многие юридические лица создаются, преследуя некоммерческие идеи. Как правило это ассоциации и союзы и создаются они, в большинстве случаев, юридическими лицами.
В соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс [1]. Как мы видим, белорусский законодатель дает определение термину юридические лица связывая все его признаки воедино. Попросту – это совокупность указанных в законе признаков юридического лица. Таким образом мы видим, что под юридическим лицом понимается именно организация, в виде объединения физических или юридических лиц. Однако не все такие объединения могут именоваться юридическими лицами. Законодатель Республики Беларусь выделяет четыре основных критерия, которыми должно обладать это объединение, для признания его юридическим лицом, в частности это:
В соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс [1]. Как мы видим, белорусский законодатель дает определение термину юридические лица связывая все его признаки воедино. Попросту – это совокупность указанных в законе признаков юридического лица. Таким образом мы видим, что под юридическим лицом понимается именно организация, в виде объединения физических или юридических лиц. Однако не все такие объединения могут именоваться юридическими лицами. Законодатель Республики Беларусь выделяет четыре основных критерия, которыми должно обладать это объединение, для признания его юридическим лицом, в частности это:
1) Организационное единство;
2) Обособленное имущество;
3) Имущественная ответственность;
4) Выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.
При наличии в совокупности всех этих критериев объединение лиц будет официально признано юридическим лицом. Необходимо провести более детальное изучение всех этих критериев.
Итак, первым критерием является организационное единство. Этот признак предполагает наличие внутренней структуры, органов управления юридическим лицом, структурных подразделений и структурных единиц, входящих в его состав, наличие штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, наличие трудового коллектива. Благодаря организационному единству становится возможным превратить волю множества участников в единую волю юридического лица, а также единообразно и целенаправленно выразить эту волю вовне. Таким образом, множество лиц и структурных подразделений, объединенных в организацию, выступают в гражданском обороте как одно лицо, как один субъект права. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами и другими актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц. Такое положение дел, когда в соответствующей статье Гражданского кодекса прямо не закреплен признак «организационное единство», не может рассматриваться объективно обоснованным и правильным. Поэтому необходимо норму о том, что организационное единство является обязательным признаком юридического лица, прямо закрепить в Гражданском кодексе. Однако есть и другая точка зрения. Некоторые авторы, например, Е.В. Богданов считают, что указанный признак вообще не является обязательным для юридического лица, поскольку присущ не всем видам данного субъекта права, а потому не должен быть закреплен в ГК. Свою позицию Е.В. Богданов обосновывает путём анализа такого вида юридического лица, как «компания одного лица, т.е. юридического лица, создаваемого лишь одним учредителем» [2, с. 98]. Анализируя предложенную позицию, можно сделать вывод, что, говоря о компаниях одного лица, автор подразумевает унитарные предприятия и высказывает мнение о том, что для них не характерно наличие организационного единства. Однако данная точка зрения вызывает сомнения, потому что и при наличии одного учредителя, как это имеет место в унитарных предприятиях, у юридического лица существует определенное количество служб, структурных подразделений (даже если они представлены всего одним человеком), определенный штат работников, трудовой коллектив. Помимо этого, основываясь на п. 4 ст. 113 ГК Республики Беларусь, можно сказать, что учредитель (собственник имущества) не обязательно является директором (руководителем) данного юридического лица, а может его назначать. Отсюда следует вывод, что позиция Богданова Е.В. не достаточно обоснована и требует некоторых оговорок.
2 Правовое регулирование создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
2.1 Создание органов управления хозяйственных обществ
В отличие от других деловых обществ, акционерные общества (далее –АО), как правило, имеют более сложную структуру руководящих органов, которая во многом определяется их объемом и количеством участников. По словам Н.Н. Пахомова, во внутренних отношениях акционерного общества, идет «многоэтапный» процесс формирования воли его органами в соответствии с их компетенцией [30, с. 9]. На основе анализа корпоративного законодательства зарубежных стран, последние могут быть систематизированы, в зависимости от выбранной системы органов АО, на три группы:
1) страны, законодательство которых предусматривает трехуровневую систему органов: совет, наблюдательный совет и общее собрание;
2) страны, законодательство которых предусматривает двухуровневую систему органов: правление (СД) и общее собрание акционеров;
3) страны, законодательство которых предоставляет право выбора между двумя названными моделями [31, c. 258].
1) страны, законодательство которых предусматривает трехуровневую систему органов: совет, наблюдательный совет и общее собрание;
2) страны, законодательство которых предусматривает двухуровневую систему органов: правление (СД) и общее собрание акционеров;
3) страны, законодательство которых предоставляет право выбора между двумя названными моделями [31, c. 258].
Согласно законодательству Республики Беларусь акционерные общества могут иметь как двухуровневую, так и трехуровневую систему органов управления. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», действующим с изменениями от 10 января 2006 г. (далее – Закон о ХО), система органов управления акционерного общества может быть представлена как следует: общее собрание акционеров как высший орган управления; наблюдательный совет (СД) как орган общего управления; Правление и / или директор в качестве исполнительных органов акционерного общества (аналогичная система органов также предусмотрена Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» (далее –Закон об АО). В то же время в акционерном обществе с более чем пятидесяти акционерами должен быть создан СД (наблюдательный совет), а с числом акционеров до пятидесяти создание СД (надзорный) доска) может быть предусмотрено только в уставе [32]. Поскольку АО создает систему руководящих органов, состоящую из нескольких звеньев, возникают вопросы о разграничении компетенции этих органов. С практической точки зрения особую актуальность имеют вопросы о границах вмешательства собрания акционеров и СД в текущее руководство деятельностью акционерного общества, осуществляемой исполнительными органами. Разделение полномочий между общим собранием акционеров и другими органами управления основано на функциональном принципе. Задача общего собрания акционеров ограничивается формированием воли акционерного общества по вопросам, наиболее важным для самого существования общества. Компетенция общего собрания акционеров характеризуется фундаментальным характером вопросов, отнесенных к его компетенции, долговременной обоснованностью принятых им решений, невозможностью решения этих вопросов в рабочем порядке без ущерба для акционеров. Закон о ХО разграничивает исключительные и другие полномочия общего собрания. Следует отметить, что вопросы, отнесенные к другой компетенции общего собрания акционеров, могут быть отнесены уставом акционерного общества к компетенции СД (директоров). Круг вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания, не может быть передан на решение других органов управления, в том числе СД (наблюдательного совета) [33, c. 5]. Перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания, не является исчерпывающим, и Устав ОАО может также включать другие вопросы в качестве исключительной компетенции общего собрания (в отличие от Российской Федерации, где общее собрание акционеров принимает решение только по вопросам, прямо предусмотренным общим собранием) в соответствии с Законом об АО). С нашей точки зрения, позиция российского законодателя является более приемлемой и целесообразной, поскольку, как отмечается в специальной литературе, законодательное ограничение исключительной компетенции является своего рода гарантией принципа «разделения властей». Необоснованное законодательное расширение компетенции общего собрания может привести к вмешательству в действующее руководство АО, для которого общее собрание в качестве руководящего органа не подходит. Посредником в системе органов АО является СД (наблюдательный совет). В соответствии с белорусским законодательством СД (наблюдательный совет) относится к руководящим органам (хотя, например, в соответствии с Законом об акционерных обществах Германии наблюдательный совет является исключительно наблюдательным органом). Законодательно, функции этого органа определены как осуществление общего управления АО в период между заседаниями. В то же время СД (наблюдательный совет) обладает достаточно широкой компетенцией, включая вопросы как управления акционерным обществом, так и контроля, в частности, утверждения годового финансового и бизнес-плана акционерного общества. компания и контроль за ее реализацией. Закон о ХО также предусматривает исключительную компетенцию СД (наблюдательного совета), которая не может быть передана исполнительному органу компании для принятия решения. Однако компетенция СД (наблюдательного совета) в уставе акционерного общества может быть отнесена к решению ряда других вопросов. Как правило, СД (наблюдательный совет) создается в акционерном обществе для повышения управляемости компании, поскольку при значительном количестве акционеров общее собрание не может следить за текущей деятельностью компании, что может повлечь за собой необоснованное фактическое расширение полномочий исполнительного органа. В результате СД (наблюдательный совет), с одной стороны, является проводником воли общего собрания акционеров, а с другой стороны, определяет направления деятельности исполнительного органа ОАО [34, c. 71].
3 Проблемы и пути совершенствования создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
3.1 Проблемы создания и функционирования органов управления хозяйственных обществ
В деятельности органов управления хозяйственных обществ, их правовом регулировании имеются некоторые проблемы. Рассмотрим их. Анализируя нормы, можно вывести следующее определение понятия исполнительного органа ООО, что позволит в дальнейшем, основываясь на нем, более точно осуществлять разграничение данного органа с иными в системе подобных управленческих структур различных организационно-правовых форм юридических лиц: исполнительный орган ООО – это орган управления, который создан (образован) с целью осуществления руководства текущей деятельностью общества, исполняющий решения вышестоящих органов управления и подотчетный общему собранию его участников, а в случае создания в обществе СД (наблюдательного совета) – то и данному органу управления общества [56]. Исходя из этого, можно утверждать, что в данной части законодатель пошел по пути введения диспозитивных норм, которые позволяют варьировать в уставе необходимые обществу положения (в части предоставления права формировать исполнительный орган или досрочно прекращать его полномочия).
Указанные конструкции могут на практике функционировать в следующих вариантах:
1) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.);
2) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция и др.).
Следовательно, руководство текущей деятельностью в обществе осуществляется:
- либо единоличным исполнительным органом общества, когда такое руководство и принимаемые таким органом решения, реализуемые в юридических рамках предоставленных ему законом и уставом полномочий, принимаются на основе единоначалия и при отсутствии в обществе коллегиального исполнительного органа общества;
- либо единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества, когда они функционируют как единое целое, объединенные общей целью и направленной для ее реализации воли – в целях осуществлениях возложенных на них законом и уставом общества обязанностей по принятию решений и их исполнению (возложению и реализации).
Если конструкция единоличного исполнительного органа ООО достаточно давно используется в праве, то вторая – коллегиальный исполнительный орган – наоборот, что вызывает ряд проблемных вопросов у правоприменителей. В силу этого имеет место необходимость более подробного рассмотрения именно этой правовой конструкции. Если в уставе общества закреплены положения об образовании коллегиального исполнительного органа общества, то в уставе общества, как представляется, исчерпывающим образом должны быть закреплены следующие положения:
1) наименование коллегиального исполнительного органа;
2) порядок избрания;
3) количество членов;
4) срок, на который избираются члены данного органа;
5) порядок деятельности (может в субсидиарном порядке, дополнительно к уставу, устанавливаться внутренними документами общества);
6) компетенция;
7) полномочия членов коллегиального исполнительного органа;
8) порядок принятия решений;
9) иные положения, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции иных органов управления общества.
Необходимо учитывать, что коллегиальный исполнительный орган в обществе (если создание данного органа поименовано в уставе и является в силу этого обязательным) может действовать одновременно с единоличным исполнительным органом общества. И эта специфика подлежит исследованию. Если руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (что должно быть отражено в уставе общества), то функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества [57]. Исполнительный орган ООО проводит свои собрания (заседания) и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном уставом общества. Например, заседание проводится в форме совместного присутствия членов коллегиального исполнительного органа общества в сроки, предусмотренные уставом, для решения вопросов, вынесенных на рассмотрение в соответствии с предложенной повесткой дня. Вопросы, рассматриваемые коллегиальным исполнительным органом общества, обсуждаются и (или) решаются в коллегиальном составе членами данного органа, который в такой момент является соответствующим гражданско-правовым сообществом. Решение собрания коллегиального исполнительного органа общества, по общему правилу, считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее 50% общего числа членов коллегиального исполнительного органа общества.
Заключение
Можно сделать следующие выводы:
1. Субъект малого и среднего предпринимательства – это индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и отвечающие установленным законодательством критериям. В связи с отсутствием на законодательном уровне определения термина «субъект малого и среднего предпринимательства» считаю необходимым дополнить ст. 3 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» частью первой следующего содержания: «Субъект малого и среднего предпринимательства – это индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и отвечающие установленным настоящим Законом критериям».
2. Банк обязан назначить должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, создать специальное подразделение по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, а также назначить должностных лиц и (или) создать постоянно действующее подразделение (подразделения) по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с характером и объемами осуществляемых банковских операций и иной деятельности. Должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, подчиняется непосредственно руководителю банка и подотчетно совету директоров (наблюдательному совету) [3, ст.1091].
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что органы управления банком в какой-то степени схожи с органами управления иного юридического лица, но, ввиду своих функций банк также имеет отдельные, свойственные только ему, органы, которые отвечают прежде всего за безопасность его функционирования.
3. Руководство текущей деятельностью в АО возлагается на исполнительные органы (правление и / или СД). Законодатель устанавливает компетенцию исполнительных органов на остаточной основе. В соответствии с Законом о ХО, в компетенцию исполнительных органов АО входит решение всех вопросов, не входящих в исключительную компетенцию других органов управления этой компании, как это определено законодательством и уставом АО. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы по соглашению другой коммерческой организации. Таким образом, система органов управления представляет собой совокупность таких органов, которые расположены между собой в определенной иерархической иерархии, основанной на разграничении их функций и компетенции. Следует отметить, что белорусское законодательство регулирует компетенцию органов управления через открытый список в диспозитивной форме, позволяющий уставу конкретного АО перераспределять полномочия органов управления, за исключением юридически закрепленных вопросов исключительной компетенции руководящего органа, например, директора.
1 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декаб. 1998 г., 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г., № 135-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2 Богданов, Е.В. Сущность и ответственность юридического лица / Е.В. Богданов // Государство и право. – 1997. – № 10. – С. 97–101.
3 Фролов, Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица / Ю.Н. Фролов // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование. – 1999. – №1. – С. 196–200.
4 Шаблова, Е.Г. Гражданское право: учебное пособие / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 136 с.
5 Братуся, С.Н. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права: учебник / С.Н. Братуся. – М.: Юридическая литература, 1984. – 287 c.
6 Басин, Ю.Г. Избранные труды по гражданскому праву / Ю.Г. Басин, И.П. Грешников. – СПб.: Юридический центр-Пресс, 2003. – 591 с.
7 Белова, Т.А. О понятии правоспособности в гражданском процессуальном праве / Т.А. Белова // Актуальные вопросы развития советского государства и права. – Минск, 1985. – С. 66–68.
8 Кацубо, С.П. Хозяйственное право: конспект лекций / С.П. Кацубо. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2016. – 228 с.
9 Вартанян, А.М. Правовое положение производственных кооперативов в Республике Беларусь: монография / А.М. Вартанян. – Гродно: ГГАУ, 2011. – 224 с.
10 О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З: в ред. 30.12.2015 № 344-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11 Лаевская, Е.В. Гражданское право Республики Беларусь: учебник / Е.В. Лаевская. – Минск.: ФУСТ БГУ, 2003. – 328 с.
12 Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс лекций / Е.А. Реуцкая. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 324 с.
13 Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июл. 1999 г. № 296-З: в ред от 13.11.2017, № 68-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14 Иванова, О.В. Хозяйственное право: учебник / О.В. Иванова. – М.: Городец, 2010. – 272 с.
15 Исаева, Т.В. Становление и формирование институтов гражданской правоспособности и дееспособности в России в XIX – начале XX века: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Т.В. Исаева. – Саратов, 2011. – 25 с.
16 Бакиновская, О.А. Краткий курс по хозяйственному праву / О.А. Бакиновская. – Минск, 2008. – 188 с.
17 Лихачев, Г.Д. Гражданское право. Общая часть: курс лекций / Г.Д. Лихачев. – М.: Юстицинформ, 2005. – 464 с.
18 О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 9 декаб.1992 г., № 2020-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2017 г., № 52-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19 Орлова, Л.М. Хозяйственное право / Л.М. Орлова. – Минск: Изд-во БГУ, 1973. – 192 с.
20 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0200166.
21 Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д.А. Колбасин. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 203 с.
22 Буханка, А.В. Гражданское право: в 3 т. / А.В. Буханка. – Минск: БГУ, 2007. – Т. 1. – 611 с.
23 Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 912 с.
24 Пунько, Т.Н. Гражданское и хозяйственное право: курс лекций / Т.Н. Пунько. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 337 с.
25 Об утверждении инструкции об организации корпоративного управления банком, открытым акционерным обществом «банк развития Республики Беларусь», небанковской кредитно-финансовой организацией: постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 30 октяб. 2012 г., № 557: в ред. постановления Правления Национального банка Респ. Беларусь от 29.06.2016 г., № 361// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26 Глушко А.В. Правовая природа центральных банков / А.В. Глушко // Финансовое право. – 2007. № 4. – С. 34-35
27 Пунько, Т.Н. Хозяйственное право: курс лекций / Т.Н. Пунько М.Н. Кулак. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 353 с.
28 Об утверждении инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках, открытом акционерном обществе «банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах: постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 30 октяб. 2012 г., № 625: в ред. постановления Правления Национального банка Респ. Беларусь от 29.06.2016 г., № 361 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29 Банковский кодекс Республики Беларусь: кодекс Респ. Беларусь, 25 октяб. 2000, № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г, № 397-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30 Пахомова, Н.Н. О правовом статусе СД и их членов в хозяйственных обществах / Н.Н. Пахомова // Современное право. – 2005. – № 1. – С. 9-11.
31 Долинская, В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: монография / В.В. Долинская. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 736 с.
32 Об акционерных обществах: Федеральный закон Российской Федерации, 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.corpgov.ru/bd/db.php3?db_id=3554&base_id=1.
33 Молчанов, А.А. Органы управления акционерным обществом: внутриорганизационный аспект / А.А.Молчанов, М.Д. Тихомиров // Юрист. – 2006.– № 8. – C. 3-7.
34 Лукьянцев, А.А. Управление акционерным обществом на современном этапе / А.А. Лукьянцев, Г.Л. Рубеко // Правоведение. – 2003. – № 6. – C. 65-75.
35 Ломакин, Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ / Д.В. Ломакин // Законодательство. – 2000. – №4. – С. 34-46.
36 Суханов, Е.А. Предпринимательские корпорации в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации / Е.А. Суханов // Журнал российского права. – 2015. – №1. – С. 5-13.
37 Качалова, А.В. О правовой природе реорганизации хозяйственных обществ /А.В. Качалова // Законодательство. – 2014. – №12. – С. 25-31.
38 Зыкова, И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация: учебное пособие / И.В. Зыкова. – Москва: Ось-89, 2007. –256 c.
39 Телюкина, М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц / М.В. Телюкина // Законодательство. – 2005. – №1. – С. 38-47.
40 Об утверждении Инструкции о порядке принятия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации: постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 30 октяб. 2012 г., № 556 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
41 Савина, И.В. Банковское право: учебное пособие / И.В. Савина. – Минск: Академия МВД, 2013. – 383 с.
42 Сергеев, А.П. Гражданское право / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. –Минск, 2009. – 106 с.
43 Сергеев, А.П. Гражданское право: учебник / А.П. Сергеев. – СПб: Проспект, 2008. – 773 с.
44 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 23.11.2017 г., №7 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
45 Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 13 июл. 2012 г., № 415-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.10.2016 г., №439-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
46 Климкин, С.И. Реализация правоспособности юридического лица через его органы / С.И. Климкин // Цивилистические записки: Межвуз. сб. научн. тр. М., 2001. – С. 158-176.
47 Могилевский, С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект: монография / С.Д. Могилевский. – М., 2001. – 360 c.
48 Суханова, Е.А. Гражданское право: Общая часть / Е.А. Суханова. – М.: Вольтерс Клувер, 2006. – 720 с.
49 Тарасов, И.Т. Учение об акционерных компаниях /И.Т. Тарасов. – М.: Статут, 2000. – 666 c.
50 Асаул, А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А.Н. Асаул. – СПб.: Гуманистика, 2006. – 203 c.
51 Каору, И. Японские методы управления / И. Каору. – М: Экономика, 2004. – 56 с.
52 Аверин, А.В. Корпоративная культура современного общества: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / А.В. Аверин. – Ставрополь, 2006.
53 Цепов, Г.В. Акционерные общества: теория и практика / Г.В. Цепов. – М.: Проспект. – 2006. – 159 с.
54 Сигина, Т.В. Управление в акционерном обществе (гражданско-правовой аспект): дисс. …к.ю.н.: 12.00.03. / Т.В. Сигина. – М., 2008. – 227 с.
55 Сыродоева, О.Н. Акционерное право США и России: (сравнительный анализ) / О.Н. Сыроедова. – М.: СПАРК, 1996. –112 с.
56 Макарова, Д.А. Управление акционерными обществами. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д.А. Макаров. – М., 2002. – 201 c.
57 Paul L. Davies. The Board of Directors: Composition, Structure, Duties and Powers. Company Law Reform in OECD Countries // A Comparative Outlook of Current trends. Stockholm, Sweden. 7–8 December 2000. URL: http://www.oecd.org/daf/ca/corporategovernanceprinciples/1857291.pdf
58 О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июня 2008 г., N 329// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
59 Витушко, В. А. Гражданское право : в 2-х ч. Особенная часть : в 2-х кн. / В. А. Витушко. – Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2012. – Кн. 1.
60 Витушко, В. А. Гражданское право : в 2-х ч. Особенная часть : в 2-х кн. / В. А. Витушко. – Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2012. – Кн. 2.
61 Маньковский, И. А. Гражданское право. Общая часть : в 3-х т. / И. А. Маньковский, С. С. Вабищевич. – Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2013. – Т. 1: Введение в гражданское право; Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2014, Т. 2 : в 2 полутомах: Гражданские правоотношения; Т. 3 : Личные и вещные права.
62 Михайлова, И. А. Гражданская правосубъектность физических лиц: проблемы законодательства, теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / И. А. Михайлова; Моск. акад. экономики и права. – М., 2011. – 301 с.
63 Невзгодина, Е. Л. Гражданское право / Е. Л. Невзгодина. – М.: Томск, 2010. – С 19–31.
64 Нечаева, А. М. О правоспособности и дееспособности физических лиц / А.М. Нечаева – Минск : РИОР, 2011. – С. 230.
65 Орловский, Т. Е. Гражданское право / Т. Е. Орловский, С. М. Корнеев. – Минск. – 2011. – С. 113.
66 Остапенко, А. В. Дееспособность граждан как гражданско-правовая категория : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.03 / Остапенко Алексей Викторович. Волгоград, 2011. 30 с.
67 Савина, И. В. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / И. В. Савина; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2013. – 383 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 75.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты