Введение
В Республике Беларусь проводится активная инвестиционная политика, направленная на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г., «важнейшей целью инвестиционной политики Республики Беларусь является привлечение инвестиций в основной капитал и их приоритетное направление в инновации, производства с высокой долей добавленной стоимости, развитие человеческого потенциала и сферы, призванные обеспечить экологическую и социально-экономическую безопасность страны». В настоящий момент экономика Беларуси находится в состоянии, не являющимся благоприятным, что затрагивает все сферы жизни белорусов и, прежде всего, социальную сферу, которая, в свою очередь, вызывает социальную напряженность в обществе. Дефицит бюджета не позволяет правительству самостоятельно справляться с данным явлением, поэтому оно должно привлекать другие средства помимо бюджета. Именно поэтому государству в переходе к рыночной экономике и в преодолении экономического кризиса требуются инвестиции. Одним из условий экономического роста является именно инвестиционная деятельность, как компонент экономики государства. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. Актуальность темы дипломного исследования заключается в том, что сегодня инвестиционная политика является одним из приоритетных направлений экономической политики Республики Беларусь. Она направлена на создание структуры и масштабов инвестиций, способов их использования и источников поступления в разных секторах экономики. Главная цель стабилизация экономики – обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, максимальное привлечение национальных валовых сбережений, внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности. Важно оценить инвестиционную политику Беларуси на современном этапе, ее показатели и эффективность. Все это вместе создает актуальность темы исследования с точки зрения ее новизны, теоретической и практической применимости. С целью привлечения инвестиций в Республике Беларусь был принят ряд специальных нормативных правовых актов, направленных на регулирование инвестиционной деятельности. Однако, несмотря на значимость принятия специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, приток инвестиций остался небольшим. Причинами тому служат отсутствие четкого механизма предоставления гарантий для инвесторов, в особенности иностранных, декларативный характер многих положений законов, а также необходимость дальнейшей их доработки с учетом накопленного опыта Республики Беларусь в привлечении инвестиций за последнее время.
1 Правовая природа инвестиций и их соотношение с категорией «объекты гражданских прав»: историко-правовой анализ
Обращаясь к истории инвестиций, следует отметить, что инвестиции уходят далеко вглубь истории общества и государства. Независимо от того, как они назывались, инвестиции сопутствуют человеку со времени его становления. Только благодаря им обеспечивается поддержание жизнедеятельности общества и развитие всех его сфер. Самое главное свойство общественных отношений по поводу инвестиций – их объективный характер. Потребность в инвестициях возникает независимо от воли и сознания людей по мере осознания ими своих интересов. Инвестиции требовались для устройства жилищ, создания охотничьего снаряжения, других условий выживания. Государство включилось в инвестиционные отношения с момента своего появления. В древности с участием государственных инвестиций шло строительство мелиоративных систем, велась борьба с эпидемиями, выполнялись иные «общие дела». Исторический прогресс проявляется в формировании у людей и их общностей все новых, неизвестных ранее, более сложных и разнообразных потребностей, для удовлетворения которых требуются столь же новые, сложные и разнообразные объекты для инвестиций. Сказанное особенно характерно для нашего времени, начала XXI в. – лет, отличающихся крупными прорывами в науке, технике, технологиях и нередко называемых временем научно-технической революции. Все: дома, заводы, машины и т.д. – нуждается в постоянной модернизации, замене старого на более совершенное новое. Объективное движение инвестиций со свойственной им многогранностью объективно и зримо показывает основные направления развития общества и государства, служит материальной гарантией именно такого развития. Столь ответственное назначение инвестиций требует постоянного совершенствования механизма их правового регулирования. Термин «инвестиции» сложен и универсален, употребляется экономическими и юридическими науками, используется во многих нормативных правовых актах. Его востребованность наукой и практикой обусловлена тем, что происходящие в обществе процессы для их функционирования и развития нуждаются в постоянной материально-финансовой поддержке. Различные формы проявления такой поддержки и охватываются этим термином. Однако, несмотря на «вечность» термина, понятие инвестиций не одинаково трактуется и отечественными, и зарубежными учеными [2, c.110]. В переводе с латинского языка слово «инвестиции» означает «вложения». Традиционно наука рассматривает инвестиции в двух аспектах: как экономическую и как правовую категории, которые тесно взаимосвязаны. В экономическом понимании инвестиция представляет собой вложение капитала в целях его увеличения в будущем. При этом увеличение капитала должно компенсировать инвестору отказ от потребления средств, имеющихся в настоящее время, риск и инфляционные потери. В юридических же исследованиях инвестиции определяются как принадлежащие инвестору на законном основании (титуле) объекты гражданских прав (в виде имущества и исключительных прав на интеллектуальную собственность), имеющие денежную оценку и вложенные им в объект предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли, недопущения расходов (потерь) и (или) достижения положительного социально-экономического эффекта. Инвестиции также понимаются как любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода, и как действия, заключающиеся в распоряжении имущественными благами с целью получения выгоды. Поскольку Республика Беларусь не располагает достаточным запасом природных ресурсов, то инновационный путь развития, направленный на создание конкурентоспособных производственных сил, является наиболее приоритетным. Значительная доля промышленной продукции во внутреннем валовом продукте предъявляет высокие требования к объёму инвестиций в основной капитал, их инновационному характеру и эффективности. В сравнении с другими странами СНГ Республика Беларусь осуществляет большой объём инвестиций в основной капитал. По официальным данным Министерства экономики Республики Беларусь в 2018 г. Республика Беларусь инвестировала 7 693 180,0 тыс. долларов США. Основные вопросы, на которые следует обратить внимание при повышении привлекательности Республики Беларусь для вложения инвестиций, могут быть обобщены следующим образом. В целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Агентство является государственной организацией, подчинённой министерству экономике, и участвует в разработке и реализации мероприятий по формированию положительного инвестиционного имиджа страны, мониторинге и сопровождении реализации инвестиционных проектов и приватизации государственного имущества [2]. В политике Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций необходимо сделать акцент на стимулирование создания филиалов транснациональных корпораций в форме новых предприятий на конкурентной основе. Это позволит интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию, Кроме того, приход транснациональных корпораций в каждую отрасль на конкурентной основе поможет избежать злоупотреблений монопольным положением.
2 Понятие, виды и формы инвестиций
Отсутствие единства подходов к определению понятия «инвестиция» остается одной из актуальных проблем, которая существенно осложняет международное экономическое сотрудничество, особенно в условиях все возрастающей динамики инвестиционных отношений, наблюдаемой в последние десятилетия. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» под инвестициями понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности: движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты; права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота). В настоящее время в правовой литературе представлен достаточно широкий спектр определений «инвестиций», что свидетельствует не только о наличии разных точек зрения на концептуальные основы этого комплексного явления, но и об актуальности дальнейших исследований в данной области. Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина и М.В. Макарова определяют понятие «инвестиций» как совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определённый срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта [7, с.10]. Н.В. Игошин даёт достаточно общее понятие «инвестиций» как экономической категории, выражающейся в долгосрочном вложении капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли [8, с.5]. С.В. Валдайцев и П.П. Воробьёв характеризуют понятие «инвестиций» как вложение инвестором (иностранным инвестором) принадлежащих ему объектов гражданских прав в виде имущества (в т.ч. денежных средств, паёв, акций и др. ценных бумаг, машин, оборудования); исключительных прав на интеллектуальную собственность (в т.ч. технологии, конструкторские разработки, и т.п.) в осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности [9, с.13]. Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной литературе показывает, что в различных школах и направлениях определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту – связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора. В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как и европейской, так и в американской методологии. Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций» с одной стороны, и «вложений капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению её представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала – покупка финансовых активов. В специальных исследованиях, посвященных проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Инвестиция – это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Бочаров В., полагает, что «инвестиции» выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности в результате которых формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект [10, с.24]. Таким образом, учёт многообразных форм инвестиций осуществляется на основе более широкой трактовки инвестиций как любого вложения капитала, направленного на его прирост. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода), при этом в большинстве трактовок экономистов инвестиции являются статичным понятием, т.е. основаны на вложении капитала с учетом предполагаемой прибыли по истечении определенного периода времени. В российской юридической литературе достаточно обстоятельно понятие «инвестиции» обосновала Н.Н. Вознесенская: «Под инвестициями следует понимать такое предоставление средств иностранным инвесторам, при котором обязательным является экономическая активность [11, c. 55].
3 Общая характеристика способов осуществления инвестиций
Под способом инвестиционной деятельности понимается совокупность соединенных воедино намерений, практических действий и средств по осуществлению инвестиционных вложений с целью достижения заданных конкретных финансово-экономических, производственных и социальных результатов. Для рассмотрения существующих способов инвестиционной деятельности в Республике Беларусь необходимо провести анализ развития в период их формирования. Так, в Республике Беларусь среди правовых механизмов привлечения инвесторов можно выделить правовые способы осуществления инвестиционной деятельности, которые условно разделяются на три этапа: становления, развития и реформирования [34, с.26]. Первый этап – это этап становления инвестиционного законодательства, включающего в себя как законодательство об отечественных инвестициях, так и законодательство об иностранных инвестициях. На данном этапе после принятия Закона Республики Беларусь от 29 мая 1991 г. № 824-XII «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» законодательно закреплялась такая форма инвестиционной деятельности, как концессия [20]. Кроме того, почти одновременно на данном этапе был принят Закон Республики Беларусь от 14 ноября 1991 г. № 1242-XII «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», в котором законодательно закреплялись следующие формы инвестиционной деятельности (иностранных инвестиций):
1) долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;
2) создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;
4) приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
5) в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь [35]. Таким образом, на этапе становления инвестиционного законодательства отечественные инвесторы единолично имели право осуществлять инвестиционную деятельность только в форме концессии. В то время как иностранные инвесторы самостоятельно, либо совместно с отечественными инвесторами, имели право осуществлять инвестиционную деятельность в любых формах.
Второй этап – это этап развития инвестиционного законодательства на основе кодификации. На данном этапе после принятия Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 законодательно закреплялись следующие формы инвестиционной деятельности:
1) инвестиционный договор;
2) создание юридического лица;
3) приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
- доли в уставном фонде юридического лица;
- недвижимости;
- ценных бумаг;
- прав на объекты интеллектуальной собственности;
- концессий;
- оборудования;
- других основных средств [19, ст.5].
На этапе развития инвестиционного законодательства на основе кодификации отечественные инвесторы наравне с иностранными инвесторами получали право осуществлять инвестиционную деятельность в любых формах, предусмотренных на данном этапе. Кроме того, помимо ранее существовавших форм инвестиционной деятельности, появляется такая форма, как инвестиционный договор. Третий этап- это этап реформирования инвестиционного законодательства. На данном этапе разработаны следующие нормативные правовые акты:
1) Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», который содержит открытый перечень способов осуществления инвестиций и в соответствии со статьей 4 на территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:
а) создание коммерческой организации, в том числе путем строительства, объектов недвижимости;
б) приобретение, за исключением случаев осуществления выпуска, обращения ценных бумаг на фондовой бирже, организации и деятельности фондовой биржи, акций, иных ценных бумаг, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации, недвижимого имущества, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
в) приобретение в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь права пользования объектами, составляющими исключительную собственность государства (недра, воды, леса), объектами, находящимися только в собственности государства, и права на осуществление вида деятельности, на которое распространяется исключительное право государства;
г) иные способы осуществления инвестиций в целях получения прибыли (доходов, иных поступлений), кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь [19, ст.4].
Заключение
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1) В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: во-первых, потребность в инвестициях возникает независимо от воли и сознания людей по мере осознания ими своих интересов. Инвестиции требовались для устройства жилищ, создания охотничьего снаряжения, других условий выживания. Во-вторых, рассмотрение договорных моделей, используемых в инвестиционной сфере, позволит еще более улучшить инвестиционное законодательство Республики Беларусь, а также практику его применения. В-третьих, наиболее привлекателен для привлечения инвестиций именно Минск.
2) Отметим, что под инвестициями понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности: движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты; права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
3) По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе существует разделение инвестиций на прямые и портфельные. Во-вторых, проводя анализ критериев выделения вреди объектов гражданских прав группы вкладываемых объектов, то есть инвестиций, можно сказать следующее: у объектов, которые могут выступать вкладом в инвестиционную деятельность, можно установить обязательность наличия признака, выделяющего их среди всех объектов гражданских прав – возможность их денежной оценки. Однако, данный признак, стоящий на более высокой ступени классификации, носит вспомогательный характер и не может лежать в основе последующего деления имеющих денежную оценку объектов гражданских прав на «вкладываемые» и «не вкладываемые» объекты.
4) Субъекты инвестиционной деятельности могут выступать одновременно как инвесторы, так и пользователи объектов инвестиционной деятельности, которые наделены в соответствии с законодательством комплексом прав и обязанностей.
1. Национальная стратегия устойчивого экономического развития [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: srrb.niks.by/info/program.pdf.
2. Экономическая оценка инвестиций: учебник / Под ред. М.И. Римера. – СПб: Питер, 2009. – 412 с.
3. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, 11 окт. 1985 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс]. ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. Об инвестициях: Закон Респ. Беларусь 12 июля 2013 г., № 53-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. О создании дополнительных условий для инвестиций в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 6 авг. 2009 г., №10 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. О государственно-частном партнерстве: Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2015 г., 345-З // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7.Подшиваленко, Г.П. Инвестиции: Учебное пособие / Под общ.ред. Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В Макарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2004. – 336 с.
8. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов / Н.В. Игошин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 278 с.
9. Валдайцев, С.В. Инвестиции: учеб. / Под ред. В.В. Ковалёва, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2004. – 290 с.
10. Бочаров, В. Финансово – кредитный механизм регулирования инвестиционной деятельности предприятия. – СпБ.: Из-во Санкт- Петербург, 1993 – 85 с.
11. Фархутдинов, И.З. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие / И.С.Фархутдинов. – М. :ВолтерсКлувер, 2006. – 432 с.
12. Чернов, В.А. Инвестиционная стратегия / В.А.Чернов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 158 c.
13. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учеб.пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2004. – 478 с.
14.Александер, Г. Инвестиции / Г.Александер, Дж.Бейли, У.Шарп – М.: Инфра-М, 2001. – 1028 с/
15. Толковый словарь русского языка /под ред. С.И.Ожегова. Изд. 3-е, стер. – М.: 1996. – 928 с.
16. Большая советская энциклопедия. Т.10. Гл. ред. А.М.Прохоров. – 3-е изд. – М.: 1972. – 590 с.
17. Юридическая энциклопедия /Под.ред. В.А Якушина. – т.3. – Тольятти. – 2004. – 433 с.
18. Сокол, П.В.Инвестиционный договор в жилищном строительстве. – М.: - 2004. – 144 с.
19.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Республики 8 июня 2001 г.: текст по состоянию 12 марта 2013 г// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001 – № 62. – 2/780.
20Об инвестиционной деятельности в Республики Беларусь: закон Республики Беларусь, 29 мая 1991 г. № 824-XII // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь – 1991. – № 22. – Ст. 300
21 Организация и финансирование инвестиций: учеб.пособие / под ред. Т.К.Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 196 с.
22. Актуальные проблемы гражданского права : сб. науч. трудов. Выпуск первый (девятый) / редкол.: И.А. Маньковский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2017. – 212 с.
23. Белов, В. А. Гражданское право : Актуальные проблемы теории и практики / В. А. Белова. – М. :Юрайт-Издат, 2007. – 993 с.
24. Вабищевич, С. С. К вопросу о содержании категории «инвестиции» на современном этапе / С. С. Вабищевич // Вестник Молодеж. науч. об-ва. – 2005. – № 2. ‒ С. 7‒9.
25. Губский, Е. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Е. Губский, Г. Кораблёва, В. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2010. – 840 с.
26. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 520 с
27. Червонюк, В.И. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / Под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Червонюка. – Право и закон, М.: КолосС, 2003. – 544 с.
28 Симонов, Д.Е. Методологические аспекты информационно-аналитического обоснования и оценки инвестиционных решений в процессе формирования стратегического бизнес-портфеля / Д.Е. Симонов // 5-й международный научно-практический интернет-семинар «Проблемы управления хозяйствующими субъектами в информационном обществе». –МИТСО. – 2016. – С.55-59.
29. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/.
30. Кацубо, С.П. Хозяйственное право: курс лекций / С.П. Кацубо. – Минск: Дикта, 2009. – 272 с
31. Паращенко, В. Н. Хозяйственное право. Общие положения / В. Н. Паращенко. – Минск : Веды, 2002. – 315 с.
32. Садиков, О. Н. Гражданское право : курс лекций / О. Н. Садиков. М. :Юристъ, 2010. 845 с.
33 О порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 6 нояб. 2009 г., № 1488 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. Макаревич, В.Д. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / В.Д. Макаревич // Актуальные проблемы науки XXI века: сб. науч. ст. молодых ученых / Минский ин-т управления. – Минск, 2013. – Вып. 2. – С. 26 – 28.
35. Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 нояб. 1991 г., №1242-XII // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
36. Поплыко, В.И. Финансирование и кредитование инвестиций: учеб.-метод. пособие / В.И.Поплыко. Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2009. – 114 с.
37. Румянцева, Е.Е. Инвестиции и бизнес-проекты: учебнопракт. пособие в 2-х ч. / Е.Е.Румянцева. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. – 439 с.
38. Яковлева, Н.А. Анализ эффективности инвестиционных проектов с учетом фактора времени, риска и инфляции / Н.А.Яковлева. – Мн.: БГУ, 2000. – 64 с.
39. Витушко, В. А. Гражданское право. Общая часть / В. А. Витушко. – Минск : БГЭУ, 2015. – 350 с.
40. Казиева, Г. Т. Инвестиции как объекты гражданских прав / Г. Т. Казиева. – Алматы: КазГЮУ, 2004. – С. 276–286.
41. Каравай, А. В. Гражданское право : учебник / А. В. Каравай, В. Ф. Чигир. – Минск :Амалфея, 2014. – 960 с.
42. Карасева, М. В. Финансовое правоотношение / М. В. Карасева. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2007. – 295 с.
43. Макарова, М.Ю. Иностранные инвестиции: правовой режим по Инвестиционному кодексу/ М.Ю. Макарова // VI Международная научно-практическая конференция. Минск: Изд-во МИУ, 2002.
44. Макарова, М.Ю. Проблемы государственной регистрации и хозяйственной деятельности организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь / М.Ю. Макарова // VII Международная научно-практическая конференция. Минск: Изд-во МИУ, 2003.
45. Национальный инфраструктурный план 2016-2030 [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/G4P/NIP-2016-2030.pdf
46. Сергеев, А. П. Гражданское право : учебник / А. П. Сергеев. М. :Велби, 2008. – 255 с.
47. Сидорова, Е. К вопросу понятии «государственные инвестиции» / Е. Сидорова // Власть. – 2011. – № 9. – С. 105–107.
48. Симонов, Д.Е. Тенденции развития инвестиционной сферы АПК и цели аграрной реформы / Д.Е. Симонов // Деловой вестник. – 1993. – №10. – С.6-8.
49. Симонов, Д.Е. Информационно-аналитическое обеспечение инвестиционного менеджмета в системе стратегического управления / Д.Е. Симонов. – Вести Института современных знаний – 2014. – №1. – С.68-72.
50. Дедков, С. Инвестиции ТНК в экономику Беларуси: баланс интересов и рисков / С. Дедков // Наука и инновации. – 2018. – Т. 10. – № 188. – С. 26-30.
51. Шмарловская, Г.А. Прямые иностранные инвестиции и развитие внешней торговли: взаимосвязь процессов в мировой практике и Беларуси / Г.А. Шмарловская // Белорусский экономический журнал. – 2018. – № 2 (83). – С. 50-65.
52. Глыбовская, К.С. Роль иностранных инвестиций в Республике Беларусь / К.С. Глыбовская // Молодежь и научно-технический прогресс Сборник докладов XI международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. – Сост.: В.Н. Рощупкина, В.М. Уваров. 2018. – С. 164-167.
53. Пасюкевич, М.В. Привлечение иностранных инвестиций как фактор экономического роста Республики Беларусь / М.В. Пасюкевич // Банковский бизнес и финансовая экономика: современное состояние, глобальные тренды и перспективы развития Тезизы докладов III Международной научно-практической конференции молодых ученых. – Редкол.: Л.И. Стефанович (гл. ред.) [и др.]. 2018. – С. 237-239.