Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения»
по дисциплине: «История»
2019
251.00 BYN
Влияние Реформации на появление идеологии Просвещения
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Истоки и идеи Реформации
3 Возникновение идей Просвещения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена двумя факторами: во–первых, необходимостью объективно оценить события реформационного движения, так как история Реформации представлялась в искаженном виде в, сложившейся в нашей советской исторической науке. Объективная оценка этой борьбы поможет выявить и изучить ее особенности в разных частях Европы. Это не только расширит наше понимание прошлого, но и поможет подтвердить новое восприятие этой проблемы. Во–вторых, современная ситуация в Западной Европе напоминает ситуацию 16 века. С одной стороны, сейчас существует полная свобода вероисповедания, нос с другой – христианская религия настолько раздроблена, что многие люди начинают ошибаться в поисках истины и веры во Христа. С этой точки зрения мы должны учиться и извлекать уроки из прошлого. общество, которое отвергает опасности прошлого, теряет свое будущее. Исходя из вышеизложенного, мы должны осознать необходимость не только нового прочтения многих страниц в истории Западной Европы, но и глубокого анализа, чтобы провести параллели между прошлым и настоящим.
В 16 веке в европейском обществе стала наблюдаться борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками феодального строя. Сторонником второго направления являлась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль. В ходе Реформации был заложен фундамент первых буржуазных революций, сформулированы основы буржуазной морали, религии, философии, идеологии гражданского общества и установлены основные принципы отношений между человеком, группой и обществом. Именно данные идеи стали активно развиваться в эпоху Просвещения.
Говоря о эпохе Просвещения, необходимо отметить, что данный период истории занимает особое место в западноевропейской цивилизации. Именно с эпохи Просвещения начинается современная новоевропейская цивилизация, характерной чертой которой является выдвижение на первый план человека с его земными интересами и потребностями.
В 17 веке идеология Просвещения зародилась в Англии, которая затем широко распространялась во Франции, Германии, а чуть позже в Северной Америке, Восточной и Юго–Восточной Европе, а также в России.
Век Просвещения был самым важным поворотным моментом в духовном и эстетическом развитии Европы, который повлиял практически на все сферы социальной, политической и культурной жизни.
1. Историография и источники
В современной исторической науке процесс Реформации исследован достаточно глубоко, что обусловлено обилием источников и сведений, рассказывающих об этом периоде.
Начало изучения процесса Реформации началось во второй половине XIX века и связана с именами историков Российской империи Б. Порозовской, В.Соколова и Р.Виппера.
Б. Порозовская в 1891 году издала библиографический очерк «Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность», посвященный Жану Кальвину. Автор приводит сведения из детства и воспитания, а также реформы французского деятеля Реформации [1].
Начало изучения Английской Реформации в российской дореволюционной исторической науке связана изданием монографии В. Соколова «Реформация в Англии». Автор проанализировал истоки реформационных процессов в Англии, связанной со складыванием оппозиции католической церкви в лице протестантов, начало создания англиканской церкви королем Генрихом VIII. Завершается фундаментальный труд возникновением реакции в лице католической церкви против протестантизма [2].
Настоящей энциклопедией истории кальвинизма является магистерская диссертация Р.Ю. Виппера «Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма», написанная на основе двухлетней работы в женевских архивах. Работа была настолько высокого уровня, что он получил за неё степень доктора всеобщей истории, был отмечен премией С. М. Соловьёва и приглашен на кафедру всеобщей истории в Новороссийском университете в Одессе. В исследовании выявлено политическое развитие Женевы в дореформационный и реформационный периоды, подробно анализируется деятельность Жана Кальвина и борьба партий в Женеве в 1536–1538 гг. [3].
В начале 20 века в западной науке возникло направление, которое устанавливало связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи. Ярким примером данного направления является теория М. Вебера о роли протестантской (прежде всего кальвинистской) этики в формировании «духа капитализма», выдвигавшееся в труде «Протестантская этика и дух капитализма». Основной идеей Вебера является влияние религии на капиталистическое устройство общества [4].
Дальнейшее исследование проблематики, посвященной Реформации в Европе, связано с советской исторической наукой. Марксистская историография в общих оценках Реформации отталкивается от характеристики, данной основоположниками марксизма, увидевших во всей совокупности социальных движений её первый акт европейской буржуазной революции. При этом наиболее интенсивно изучалась Реформация в Германии, Нидерландах, Речи Посполитой.
2. Истоки и идеи реформации
В 14-15 веках Европа переживала множество религиозных потрясений. Одним из признаков религиозных потрясений стал конфликт французского короля Филиппа IV с Папой Римским Бонифацием VII в 1303 году. Суть конфликта состояла в том, что Бонифаций VII требовал о всех христианских правителей подчинению его власти. В итоге французский король отказался выполнить требование Папы Римского и был подвержен анафеме. Вскоре Филипп вместе с войском двинулся в папский дворец в Ананьи и заявил, что Папа будет доставлен во Францию, где будет находится его резиденция. Горожане Ананьи освободили Бонифация VIII, но вскоре он умер. Победа Филиппа IV Красивого была полной. Вскоре кардиналы избрали папой француза, и он решил перебраться из Италии на юг Франции в город Авиньон который оставался его центром с 1309 по 1377 год. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого – в сентябре 1377 года. В обществе наблюдалось недовольство независимой политикой авиньонских пап. Население требовало восстановления единства во главе с Папой Римским. через год после окончания «Авиньонского пленения» начался Великий западный раскол, когда и в Авиньоне, и в Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир. Преемником Климента VII был Бенедикт XIII, низложенный и отлучённый Констанцским собором в 1417 году, после чего бежал в родную Испанию. Он и был последним авиньонским папой.
Антипапские выступления, сливавшиеся с прежними имперскими притязаниями, продолжались в Германии и вылились в борьбу Людвига Баварского с папством.
Широкое движение за реформу католической церкви развернулось во второй половине 14 в. в Англии. Оно нашло выражение в принятии королем и парламентом в 1343, 1351 и 1353 гг. постановлений, близких к соответствующим указам Филиппа Красивого и предусматривавших ограничение церковных поборов и запрещение обращаться в папский суд.
Кроме этого признаком кризиса католической церкви было появление религиозных ересей в европейских странах. В период доминирующего положения католической церкви ереси являлись специфической формой социального протеста.
Среди них выделялись табориты, хилиазм, ересь лоллардов, учение Иохима Флорского.
Представителями радикального крыла чешского гуситского движения были табориты. В основе учения лежало холистическое учение о «царстве» всеобщего равенства и социальной справедливости. Табориты отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них – все христианские святыни и обряды. Левое крыло составляли пикарты, выступления которых встречали оппозицию умеренных табритов, выражавших интересы главным образом зажиточного крестьянства и состоятельных горожан [8, с. 46].
3. Возникновение идей просвещения
Идеи Реформации не прошли бесследно для феодального общества европейских стран, и нашли свое отражение в 18 веке в период эпохи Просвещения, а именно ослабление позиций католической церкви и развитие науки и образования, рост национального самосознания европейских народов, зарождение капиталистических отношений и др. В истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, вот лозунг эпохи Просвещения. Наука стала своего рода высшей культурной ценностью, которая противоставлялась социальной действительности.
К наиболее известным ученным эпохи Просвещения, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, И. Кант и др.
Французский философ и мыслитель эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо (1712–1778) проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу [61, с. 112-113].
Суверенитет народа неотчуждаем и неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Ему также принадлежала важная гипотеза о главной роли частной собственности в самом процессе формирования права, государства и общественного неравенства. Тут он выступал за борьбу против неправильного (неравного) распределения собственности.
В своих политических построениях Руссо делает акцент на группе, классе, сословии, но не на индивиде, по этой причине отдельного гражданина в них всегда поглощает общество.
Очень подробно философ развивает так называемую идею народного суверенитета, из которой он выводит принцип народного контроля на постоянной основе за государственными организациями при помощи демократического «трибунала». Согласно его принципу суверенитета, не являлись злом революции против тиранов, наоборот – они справедливы и закономерны. Русо выдвигает идею прямого народоуправления в республике, в которой правит демократия, где разделены исполнительная и законодательная государственная власть.
Заключение
Проанализировав источники по проблеме влияния Реформации на появление идеологии Просвещения, мы решили задачи, поставленные в исследовании. А также пришли к нижеизложенным выводам:
Основными истоками Реформации были злоупотребления и богатство католической церкви, продажа индульгенций, попытки сохранения феодальных порядков представителями католической церкви. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей.
Одним из них стал английский богослов Дж. Уиклиф, который считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Он считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Уиклиф впервые перевел Библию на английский язык полностью.
Идеи Уиклифа развивал священник и богослов Ян Гус (1369–1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.
Вслед за Яном Гусом идеи Дж. Уиклифа нашли отклик у М. Лютера и Ж. Кальвина. Учение Лютера содержит три составные части: 1) учение о радикальном оправдании человека верой; 2) учение о непогрешимости Писания, как единственного источника истины; 3) доктрина универсального богослужения и находящейся в связи с этим свободы самостоятельного толкования Писания. Главными отличиями кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.): толкование Библии на основе только Библии, признание богодухновенности только Священного Писания — Библии (признание погрешимости любых церковных соборов), отсутствие монашества, отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности, принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) и др. Важно отметить, что центральной идеей деятелей Реформации была идея невмешательства, согласно которой.
Согласно Кальвину, Бог дает человеку знак, по которому он может узнать свою судьбу, предопределенную свыше, это результат профессионально–трудовой деятельности, человек рожден для труда, как птица для полета. Успех в трудовой деятельности – показатель предизбранности бога, а труд – главный способ служению бога. Отсюда происходит поощрение католицизмом любой трудовой деятельности, включая капиталистическое предпринимательство. Именно накопление капитала и зарождение предпринимательства становятся актуальными в эпоху Просвещения.
1. Порозовская, Б.Д. Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность / Б.Д. Порозовская. – Санкт–Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891. – 104 с.
2. Соколов, В.А. Реформация в Англии / В.А. Соколов. – Москва: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1881. – 538 с.
3. Виппер, Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. – Москва: Печатня С. П. Яковлева, 1894. – 103 с.
4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – Москва: Прогресс, 1990. – 271 с.
5. Смирин, М.М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны / М.М. Смирин. – Москва: Учпедгиз, 1962. – 262 с.
6. Кузнецов, В. Н. Вольтер и философия французского Просвещения 18 века / В.Н. Кузнецов. – Москва: Издательство МГУ, 1965. – 278 с.
7. Лотман, Ю. М. Руссо и русская литература 18 в. / Ю.М. Лотман // Эпоха Просвещения: из истории международных связей русской литературы. – 1967. – С. 208–282.
8. Гараджа, В. И. Протестантизм / В.И. Гараджа. – Москва: Политиздат, 1971. – 200 с.
9. Ивонин, Ю. Е. Сравнительный анализ ранней Реформации в Англии и Франции / Ю.Е. Ивонин // Вопросы истории. – 1973. – № 11. – С.321–330.
10. Ям, К. Е. Труды Гольбаха в России / К.Е. Ям // Вопросы научного атеизма. – 1974. – Выпуск 16. – С. 188–209.
11. История Средних веков: в 2 т. Реформационное движение в Венгрии / Воронежский государственный университет им. Ленинского комсомола; редкол.: С.Д. Сказкин [и др.]. – Москва: Высшая школа, 1977. – Т.2: Позднее средневековье 16 – середина 17 вв. – 336 с.
12. Заиченко, Г.А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств / Г.А. Заинченко // Философские науки. –1985. – № 4. – С. 98–109.
13. Сапрыкин, Ю. М. Абсолютистские идеи англиканской Реформации в 16 в. / Ю. М. Сапрыкин /// Вестник Московского университета. – 1985. – Серия 8. – С. 14–28.
14. Лозинский, С. Г. История папства / С.Г. Лозинский. – Москва: Издательство политической литературы, 1986. – 384 с.
15. Лазарев, В. В. Становление философского сознания Нового времени / В.В. Лазарев. – Москва: Наука, 1987. – 137 с.
16. Чернышева, О. В. Церковь в скандинавских странах / О.В. Чернышева, Ю.Д. Комаров. – Москва: Наука, 1988. – 176 с.
17. Дмитриев, М. В. Православие и Реформация: реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине 16 в. / М.В. Дмитриев. – Москва: Издательство Московского государственного университета им. Ломоносова, 1990. – 135 с.
18. Огурцов, А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. – Москва: Институт философии РАН, 1993. – 213 с.
19. Бобылёв, А. В. Дореформационный период и Реформация / А.В. Бобылёв. – Москва: Собор Петра и Павла, 1999. – 47 с.
20. Кретинин, Г.В. Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, Н.В.Брюшинкин, В.И. Гальцов. – Калининград: Янтарный сказ, 2002. – 534 с.
21. Голяндин, А. Был ли Лютер мятежником? / А. Голяндин // Знание – сила. – 2000. – № 1 – С. 72–81.
22. Аверинцев, С. С. Связь времён / С.С. Аверинцев. – Киев: Дух и Литера, 2005. – 448 с.
23. Ивонин, Ю.Е. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры 16 – 16ІІ вв. / Ю.Е. Ивонин, Л.И. Ивонина. – Смоленск: Русич, 2004. – 464 с.
24. История Средних веков: в 2 т. / Московский государственный университет им. Ломоносова; редкол.: С.А. Карпов [и др.]. – Москва: Издательство МГУ, 2008. – Т.2: Раннее Новое время (16 – середина 17 в.). – 432 с.
25. Длугач, Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества) / Т.Б. Длугач. – Москва: Издательство Института философии РАН, 2006. – 256 с.
26. Занин, С. В. Общественный идеал Жан–Жака Руссо и французское Просвещение 18 века / С.В. Занин. – Санкт–Петербург: Издательский дом Мiръ, 2007. – 535 с.
27. Макаров, И. В. Очерки истории Реформации в Финляндии (1520 — 1620–е гг.): формирование национальной церковности. Портреты Выдающихся деятелей финской Реформации / И.В. Макаров. – Санкт–Петербург: Реноме, 2007. – 560 с.
28. Жукоцкий В. Д. Реформация как универсалия культуры: перекличка эпох и поколений / В.Д. Жукоцкий. – Москва: Новый хронограф, 2008. – 411 с.
29. Храмцев, Д. В. Протестантизм и капитализм [Электронный ресурс] / Д.В. Храмцев // Самиздат. – 2004. – Режим доступа: http://samlib.ru/h/hramcew_d_w/3456erert.shtml.
30. Гараджа, В.И. Реформация / В.И. Гараджа // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Москва: Мысль, 2010. – Т. 3. – С. 567–575.
31. Радоман, А.А. Виленский земский привилей 1565 великого князя Сигизмунда Августа [Электронный ресурс] / А.А. Радоман // Новости и история Беларуси. – Режим доступа: http://belhist.ru/2012/11/andrej–radoman–vilenskij–zemskij–privilej–1565/.
32. Яковенко, Н.А. Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время / Н.А. Яковенко. – Москва: Новое литературное обозрение, 2012. – 768 с.
33. Александри, В. Французские просветители и царская цензура / В. Александри // Антирелигиозник. – 1939. – № 6. – С. 15-24.
34. Мацек, Й. Гуситское революционное движение / Й. Мацек. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1954. – 232 с.
35. Кратохвил, М. Ян Гус / М. Кратохвил. – Москва: Молодая гвардия, 1959. – 175 с.
36. Tazbir, J. Bracia Polscy na wygnaniu. Studia z dziejow emigracji arianskie / J. Tazbir. – Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1977. – 280 s.
37. Кернс, Э. Дорогами христианства / Э. Кернс. – Москва: Протестант, 1992. – 416 с.
38. Митер, Г. Основные идеи кальвинизма / Г. Митер. – Санкт–Петербург: Христианский мост, 1995. – 236 с.
39. Лемэтр, Н. Католики и протестанты: религиозный раскол 16 века в новом освещении / Н. Лемэтр // Вопросы истории. – 1995. – № 10. – С. 44–53.
40. Хоркхаймер, М. Понятие просвещения. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т.В. Одорно. – Москва: Медиум, 1997. – 312 с.
41. Фюре, Ф. Постижение Французской революции / Ф. Фюре. – Санкт–Петербург: ИНАПРЕСС, 1998. – 219 с.
42. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Москва: Прогресс, 1990. – 272 с.
43. Беркхоф, Л. История христианских доктрин / Л. Беркхоф. – Санкт–Петербург: Библия для всех, 2000. – 205 с.
44. Гобри, И. Лютер / И. Гобри. – Москва: Молодая гвардия, 2000. – 513 с.
45. Дворник, Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации / Ф. Дворник. – Москва: Языки славянской культуры, 2001. – 800 с.
46. Брендлер, Г. Мартин Лютер. Теология и революция / Г. Брендлер. – Москва: Университет, 2000. – 368 с.
47. Сирота, А.Е. Как труд стал призванием? [Электронный ресурс] / А.Е. Сирота // Маранат проект. – Режим доступа: http://www.maranat.de/sir_02_07.html.
48. Хрестоматия по всеобщей истории: новая история в отрывках из источников / Киевский гос. ун–т; редкол.: П.Н. Ардашев (гл. ред.) [и др.]. – Ч. 1. Эпоха гуманизма и Реформации. – Киев: Типография 2–й артели, 1914. – 319 с.
49. Augsburger Reichsabschied [Электронный ресурс]: Internet–Portal «Westfalische Geshichte». – Augsburg, 2004. – Режим доступа: https://www.lwl.org/westfaelische–geschichte/portal/Internet/finde/langDatensatz.php?urlID=739&url_tabelle=tab_quelle.
50. Макграт, А. Богословская мысль Реформации / А. Макграт. – Москва: Богомыслие, 1994. – 191 с.
51. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640–1870): учебное пособие для ВУЗов / Московский гос. ун–т; редкол.: Е. Е. Юровская (гл. ред.) [и др.]. – Москва: Высшая школа, 1990. – 255 с.
52. Библия Уиклифа [Электронный ресурс]: Миссия переводчиков Библии. – Москва, 2019. – Режим доступа: https://wycliffe.ru/about/history/russian–bible/.
53. Книга согласия [Электронный ресурс]: Лютеранский портал «Только Христос». – Москва, 2010. – Режим доступа: http://soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedanie_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/.
54. Лютер, М. О свободе христианина / М. Лютер. – Уфа: ARC, 2013. – 768 с.
55. Лютер, М. Диспут о прояснении действенности индульгенций. 95 тезисов / М. Лютер. – Санкт–Петербург: Коло, 2017. – 60 с.
56. Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере / Ж. Кальвин. – Москва: Издательство РГГУ, 1998. – 581 с.
57. Кальвин, Ж. О христианской жизни / Ж. Кальвин. – Москва: Протестант, 1995. – 128 с.
58. Цвингли, У. Объяснение христианской веры / У. Цвингли. – Тбилиси: Ассоциация друзей Грузии, 1997. – 62 с.
59. Магдебургские центурии [Электронный ресурс]: Викитека. – Санкт-Петербург, 2007. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B8.
60. Вольтер, Ф. Эстетика / Ф.Вольтер. – Москва: Искусство, 1974. – 392 с.
61. Руссо, Ж. Трактаты / Ж. Руссо. – Москва: Наука, 1969. – 704 с.
62. Монтескье, Ш. О духе законов / Ф.Вольтер. – Москва: Директ-Медиа, 2011. – 596 с.
63. Кондорсе, Ж. Эскиз исторической картины прогресса / Ж. Кондорсе. – Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. – 266 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты