Введение
Статьей 46 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду [1], основными инструментами обеспечения которого являются: осуществление регулярных наблюдений, оценка состояния окружающей среды и динамики ее изменения, прогнозирование изменений, разработка и внедрение мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий антропогенного воздействия на экологические системы (далее – экосистемы). Практическая реализация перечисленных задач осуществляется посредством мониторинга окружающей среды: оценки состояния окружающей среды и прогнозирования ее изменений на региональном (континент, субконтинент, страна, область, район, речной бассейн) и локальном (населенный пункт, водоем, предприятие) уровнях под воздействием природных и антропогенных факторов на основании применяемой системы наблюдений. Итогом функционирования и развития мониторинга окружающей среды является обеспечение информационных потребностей различных целевых групп (органы государственного управления, общественность), в том числе своевременное выявление негативных тенденций изменения состояния окружающей среды для разработки и обоснования комплекса мероприятий по снижению антропогенного воздействия, предотвращению расширения зон экологического риска. В официальных документах термин «мониторинг окружающей среды» появился в период проведения Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 5–6 июня 1972 г.). Лексико-семантическое значение термина «мониторинг» связывают с латинским словом «monitor» (надзирающий, предупреждающий) и английским словом «monitor» (наставник, контролирующее устройство) [2, 3]. Анализ общетеоретических разработок концепции мониторинга показал, что термины «мониторинг окружающей среды» и «экологический мониторинг» употребляют как синонимы. Так, в зарубежной естественно-научной литературе термин «мониторинг» определен как «система повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой» [4]. Отечественные исследователи считают, что «мониторингом правильнее называть систему наблюдений, позволяющую выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности» [5]. Приведенное определение мониторинга поддержал и академик И.П. Герасимов [6] и канадский исследователь Р. Манн [4].
Глава 1. Понятийно-категориальные и теоретические основы мониторинга окружающей среды и экологической экспертизы
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Экологический мониторинг нужно отличать от экологического контроля. В соответствии с тем же законом экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ОС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требования, и том числе нормативов и нормативных документов в области охраны ОС. Термин «мониторинг» официально введен в науку на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. Через два года в столице Кении г. Найроби состоялось первое межправительственное совещание по мониторингу. На совещании было решено уделить первостепенное внимание мониторингу загрязнения ОС на трех уровнях – локальном, региональном и глобальном. С 1974 г. понятие «мониторинг» вводится в русскую литературу Ю.А.Израэлем. С самого начала в трактовке мониторинга проявились две точки зрения. Многие зарубежные исследователи предлагали осуществлять систему непрерывных наблюдений одного или нескольких компонентов ОС с заданной целью и по специально разработанной программе. Другая точка зрения, высказана Ю.А.Израэлем. Он предлагал понимать под мониторингом только такую комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза, которая позволяет выделить частные изменения состояния биосферы, происходящие только под влиянием антропогенной деятельности (т.е. мониторинг антропогенных изменений). Альтернативная концепция была предложена в 1975 г. И.П.Герасимовым. Он придавал мониторингу также и функции управления. Но это было нецелесообразно, так как функциями управления обычно занимаются органы государственной и местной власти. В связи с этим практическое воплощение нашла концепция Ю.А.Израэля. Во всех концепциях в качестве объектов мониторинга рассматриваются экосистемы, находящиеся под действием антропогенных факторов. Экосистемы, не испытывающие антропогенных воздействий, также представляют интерес. Они являются точкой отсчета или эталоном для сравнения с экосистемами, измененными под воздействием человеческой деятельности [23]. Важнейшей частью мониторинга ОС является мониторинг антропогенных загрязнений. Ему уделяется основное внимание. Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений на базе имеющихся в регионе ведомственных данных становится, в общем случае, неопределённой. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности. Мониторинг – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
К целям экологического мониторинга относится:
- цель соблюдения установленных нормативов качества окружающей среды;
- цель выявления источников загрязнения окружающей среды и определения их вклада в загрязнение;
- цель информирования населения о состоянии окружающей среды;
- цель оценки эффективности проводимых природоохранных мероприятий [27];
- цель получения объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых - - осуществляется социально-гигиенический мониторинг;
иные цели в области охраны окружающей среды, к таковым мы можем отнести цели оценки данных положения невредимости экосистем и среды обитания человека; выявления причины изменения этих данных и оценки последствия таких изменений, а также определение исправляющих мероприятий в тех случаях, когда целевые данные экологических условий не достигаются; образование условий для определения мер по решению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Глава 2. Организационно-правовой механизм мониторинга окружающей среды и проведения экологической экспертизы
В современной естественно-научной литературе под термином «экологический мониторинг» понимается «система наблюдения, контроля, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений» [8]. Приведенное определение смешивает понятия двух принципиально различных направлений: мониторинг и контроль. В национальном законодательстве легальное определение комплексного понятия «мониторинг окружающей среды» приведено в абзаце семнадцатом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» (далее – Закон): мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов [9]. Приведенная дефиниция раскрывает и нормативно закрепляет содержание мониторинга: наблюдения, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, порядок проведения которых определен на уровне Правительственных и иных нормативных правовых актов (далее – НПА) и технических документов. Так, согласно статье 69 Закона, мониторинг окружающей среды проводят в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов [9]. Одновременно частью первой статьи 68 Закона установлено, что в целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной экологической информации создается Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – НСМОС). При этом на уровне природоресурсных кодексов и законов приняты общие нормы, определяющие правовые, экономические и организационные основы охраны отдельных компонентов природы (почв, атмосферного воздуха, в том числе озонового слоя, подземных и поверхностных вод, растительного мира, в том числе лесов, животного мира), а также нормы, устанавливающие необходимость проведения мониторинга и определяющие орган государственного управления, ответственный за обозначенный вид мониторинга. Например, согласно статье 83 Кодекса Республики Беларусь о земле, мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды; организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь; порядок проведения мониторинга земель и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь [78]. По сути, основной НПА, устанавливающий правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, и направленный на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду – Закон ниже по юридической силе по сравнению с отраслевыми природоресурсными кодексами (Кодекс Республики Беларусь о земле [78], Водный кодекс [79], Лесной кодекс). Правовые предписания Закона концептуального характера реализуются, как правило, не через нормы прямого действия, а преимущественно посредством многочисленных отсылок на акты Правительства или республиканских органов государственного управления. В случае коллизии между НПА, Кодекс имеет приоритет над Законом. Все это создает трудности в правоприменении, снижает эффективность правового регулирования экологических правоотношений [78]. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. № 247 «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)» для реализации норм о мониторинге, принятых на уровне природоресурсных кодексов и законов, создана система мониторинга окружающей среды. Она является открытой и включает виды мониторинга по направлениям, обеспечивает их взаимодействие в целях получения комплексной информации о состоянии окружающей среды, анализа и прогноза ее изменений. Данное положение реализовано на практике в том объеме, которого позволяют достичь современные приемы и методы сбора, обработки, анализа первичных данных мониторинга, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. При этом на уровне Правительственных и иных НПА и технических документов наиболее четко закреплена система наблюдений: сеть пунктов, параметры и периодичность проведения регулярных наблюдений. Алгоритм оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды в рамках мониторинга в Республике Беларусь не урегулирован в полном объеме, требует дополнительной научной проработки на уровне теорий, концепций, методологий [80].
Глава 3. Совершенствование порядка проведения мониторинга окружающей среды и экологической экспертизы
В условиях научно-технического прогресса на формирование качества окружающей природной среды значительное влияние оказывают факторы антропогенного характера, что обуславливает необходимость экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности. Экологическая безопасность опасных производственных объектов заключается в сохранении объектом состояния, при котором обеспечивается приемлемая защищённость природной среды и жизненно важных потребностей человека от возможного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объекте, их прямых и отдалённых последствий. Одним из инструментов обеспечения экологической безопасности является экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза нацелена на установление соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Она является эффективным управленческим рычагом рационального природопользования и охраны окружающей среды, выступает как основная форма экологического контроля, позволяя при проектировании, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объекта обеспечить соответствие экологическим требованиям защиты окружающей среды и предупредить возможные экологические нарушения. Экологическая экспертиза является специфическим элементом экологического прогнозирования. Она позволяет прогнозировать степень экологической опасности и обосновывает рекомендации последующих проектных дополнений для более целесообразной их реализации в конкретных природных условиях, контролирует проектные материалы со стороны государственной экологической политики, выражающей потребности общества в благоприятной окружающей природной среде. Можно выделить ряд проблем, препятствующих эффективной и качественной реализации экологической экспертизы. Во-первых, возможности экологической экспертизы как инструмента влияния на принятие экологически значимых решений ограничены. Обоснованием служит место экологической экспертизы в цикле подготовки проекта. Как правило, проект является готовым, когда проводиться экологическая экспертиза. Если результаты экспертизы содержат несоответствия установленным нормам, необходимо дополнительное финансирование проекта для локализации или ликвидации антропогенного воздействия. Чтобы избежать непредвиденных затрат на изменение проекта, многие исполнители прибегают к подкупу экспертиз или стараются избежать дополнительных исследований. Что подтверждает сокращение отрицательных результатов экспертиз. Во-вторых, высокая загруженность экспертов отражается в их объективности, в результате развивается формализм и предвзятость при проведении экологических экспертиз. Увеличиваются сроки экспертиз, которые снижают их эффективность. Проведение государственной экологической экспертизы затрудняют излишние бюрократические процедуры, отсутствие необходимых подзаконных нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов, низкое материально-техническое обеспечение. Для решения данной проблемы необходимо увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования экологической экспертизы и оплаты труда экспертов. В-третьих, на современном этапе развития не хватает новых запатентованных устройств, позволяющих сократить сроки исследования и повысить качество полученных выводов. Однако отсутствие новых технических разработок открывает возможности учёным для самореализации и продвижения новых научных идей. Незначительную роль в принятии решений принимает общественная экологическая экспертиза, что свидетельствует о её формальности и игнорирования мнения общественности. Все эти факторы дискредитируют прописанные законом принципы экологической экспертизы, а также отражаются на её качестве. Происходит снижение потенциала и эффективности системы экологических экспертиз. Для привлечения интереса общественности необходимо регулярное информирование населения и общественных организаций о проведении и результатах экологических экспертиз в средствах массовой информации. В-четвёртых, для повышения качества судебных экспертиз необходимо создание новых узконаправленных специальностей в высших учебных заведениях, которые позволили бы студентам получать знания. относящиеся не к широкому спектру судебных экспертиза, а только к некоторым видам экологических экспертиз. Например, Политехнический университет Петра Великого обладает специалистами высшей категории во многих сферах деятельности, при этом техническое оснащение позволяет получить базовые знания и умения студентам.
Заключение
На основании исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы:
1. Считаем, что понятия «мониторинг» и «экологическая экспертиза» не требуют утончения на данный момент. Государственный экологический мониторинг состоит из множества видов наблюдений, таких как глобальный, национальный, региональный, локальный, фоновый и импактный, воздушной среды, водной среды, почв. А так же выявление изменений состояния компонентов природной среды, оценку и прогноз состояния природной среды, информирование населения о состоянии природной среды. Рассматривает различные факторы воздействия на природную среду – антропогенные, климатические, биологические, радиационные, медико-экологические и т.д.
2. Экологическая экспертиза призвана решать ряд вопросов, связанных с установлением последствий агрессивного воздействия на биосферу: а) загрязнения почвы, водоёмов и воздуха сточными водами, отходами коммунальных и промышленных предприятий, которые превышают допустимые концентрации, а также радиоактивными отходами; б) изменение седы обитания из-за неправильной распашки земель; в) сокращений или исчезновения видов животных и растений; г) ошибочным определением процедуры и источника загрязнения, нарушений регламента в сфере защиты окружающей среды, неправильный подсчёт ущерба, возможности распространения загрязнений и др.
3. В результате проведённого обзора выявлено, что для оценки сельскохозяйственных земель в зарубежных странах используется ряд параметров, характеризующих не только естественные условия производства, но и особенности организаций (специализация, уровень механизации и др.) и регионов, в которых расположены земельные участки (уровень цен, заработная плата и др.). Заслуживает внимания использование процентной ставки при расчётах коэффициента капитализации, а также расчёт денежной оценки земли на основе моделей её зависимости от различных параметров земельных участков. Главным критерием оценки сельскохозяйственных земель является величина финансовых показателей при производстве на конкретном участке (чистый доход, прибыль и др.). Установлено, что оценка и планирование использования земель в ходе применения различных моделей осуществляются с использованием закономерностей рынка на основе принципов спроса и предложения – сопоставляются необходимость земель для каждой цели и наличие участков каждого вида. Указанные особенности имеют ценность при управлении сельскохозяйственными землями в условиях Беларуси.
1. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2013. – 501 с.
2. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
3. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
4. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
5. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 1999. – 256 с.
6. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
7. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 3-6.
8. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
10. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 151 с
11. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2013.208 с.
12. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 760 с.
13. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
14. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2010. – 480 с.
15. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2008. – 480 с.
16. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
17. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
18. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.416 с.
19. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
20. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
21. Макарова, Т.И. Формирование правового регулирования экологических отношений в современной истории Беларуси / Т.И. Макарова // Мінск: Бизнеснесофсет, 2012. – С.454-459.
22. Макарова, Т.И. Экологическая и правовая концепция как научная основа регулирования отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой / Т.И. Макарова // Право и демократия / под ред. В.Н. Бибило [и другие]. – Минск: БГУ, 2006. – С. 45 – 62.
23. Макарова, Т.И. Доктрина международного права окружающей среды: образование, фонды, содержание / Т.И. Макарова // Евразийский юридический журнал. -2013. №10. – С.51-54.
24. Макарова, Т.И. Законодательство Республики Беларусь в свете Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхус) / Т.И. Макарова // Государство и право. – 2007. – № 1.C. 83 – 91.
25. Макарова, Т.И. Методология экологического права: вопрос о развитии современных теоретических и правовых подходов / Т.И. Макарова // Минск: Бизнес-бухгалтерский учет, 2013. – С.203-209.
26. Макарова, Т.И. Право человека на благоприятную среду как неотъемлемое право: теоретический и правовой аспект / Т.И. Макарова // Беларусь Китай / Белорусский, государственный ун-т / под общ. Ред. Г.А. Василевича. – Минск: ред. центр БГУ, 2009. – С. 155-166.
27. Международное публичное право. Специальная часть: обучение. пособие / Ю.П. Бровка [и др.]. – Минск : Амальфея, 2011. – С.565-614.
28. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» с поправками, внесенными Законом от 17 июля 2002 года / Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
29. Основы сохранения энергии: учебник. пособие / Б.И. Врублевский [и другие]; Издание B.И. Врублевской. – Гомель : «ЦНТУ« Развитие », 2002. – 190 с.
30. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник / В.В. Петров. – M. : BEK, 1995. – 557 с.
31. Петрова, Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды / Т. В. Петрова. – M., 2002. – 320 с.
32. Правовая основа устойчивого развития на местном уровне / Т. Макарова [и другие]. – Минск: «Ковчег», 2010. – 60 с.
33. Тимошенко, А.С. Формирование и развитие международного экологического права / А.С. Тимошенко. – М .: Наука, 1986. – 170 с.
34. Шахрай, И.С. Учет в области охраны окружающей среды: проблемы правового регулирования / И.С. Шахрай // Закон в современном белорусском обществе/ Национальный Центр законодательных и правовых исследований. – Минск: Бизнессофт, 2013. – Выпуск 7. – С.588-595.
35. Шингель, Н.А. Граждане как субъекты прав на землю в Республике Беларусь / Н. А. Шпигель. – Судовая весна. – 2012. – № 1. – С. 64-67.
36. Юридическая ответственность за экологические преступления / М.М. Бринчук [и другие]. – М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 169 с.
37. Тимофеев, Л.А. О правовых проблемах актуализации вопросов международного водного сотрудничества в законодательстве России / Л.А. Тимофеев // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 1 (68). – С. 77.
38. Бушев, А. Погода подорожает к лучшему: как обеспечить экологическую безопасность Союзного государства / А. Бушев / Союз Беларусь – Россия. – 2012. – № 11. – С.16-18.
39. Балашенко, С.А. Некоторые проблемы государственного экологического менеджмента на этапе реформирования общества (по материалам Республики Беларусь) // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, стран Балтии. / С.А. Балашенко. – Минск, 1999. – 216 с.
40. Боголюбов, С.А. Главное – прогнозирование реализации экологической политики / С.А. Боголюбов // Экологическое право. – 2011. – № 6. – С.40-42.
41. Боголюбов, С.А. Научное и юридическое сопровождение единой государственной экологической политики / С.А. Боголюбов // Аграрное и земельное право. – 2011. – № 5. – С.20-21.
42. Боголюбов, С.А. Право и единая государственная экологическая политика / С.А. Боголюбов // Российское право. – 2011. – № 3. – С.5-7.
43. Василевич, Г.А. Законодательство о природных ресурсах и вопросы его совершенствования / Г.А. Василевич // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, Балтии. – Минск, 1999. – С.11-13.
44. Залиханов, М.Ч. Технологические и политические аспекты современной экологической политики России / М.Ч. Залиханов // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2010. – № 5. – С.14-16.
45. Карпович, Н.А. Реализация экологической функции государства в деятельности местных органов власти / Н.А. Карпович // Закон в современном белорусском обществе. – Минск, 2011. – С.20-22.
46. Колбасов, О. С. Экология / О.С. Колбасов. – Журнал российского права. – 2000. – № 5/6. – С.10-13.
47. Колеснев, В.И. Государственное регулирование экологической политики в агропромышленном комплексе / В.И. Колеснев // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, Балтии. – Минск, 1999. – С.34-36.
48. Лаевская, Е.В. К вопросу о самозащите права на благоприятную окружающую среду в современном белорусском обществе / Е.В. Лаевская. – Минск, 2011. – 76 с.
49. Макарова, Т.И. Теоретические и правовые проблемы закрепления принципа устойчивого развития в законодательстве Республики Беларусь / Т.И. Макарова // Закон в современном белорусском обществе. – Минск, 2011. – 45 с.
50. Манкевич, И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду и его гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь / И.П. Манкевич // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ , стран Балтии. – Минск, 1999.
52. Пахарева, Г.В. Теоретические аспекты гармонизации природоохранного законодательства России и Беларуси // Черные дыры в российском законодательстве. – 2008. – № 6. – С.19-21.
53. Эколого-экономические аспекты землепользования: учеб.-метод. пособие / В. В. Шумак [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2012. – 64 с.
54. Бондаренко, Е. В. Опыт учета экосистемных сервисов почв при оценке деградации земель (на примере УО ПЭЦ МГУ) ):дис канд. биол. наук: 03.02.13, 03.02.08 / Е. В. Бондаренко. – М., 2016. – 121 с.
55. Национальный план действий Республики Беларусь по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016– 2020 гг. – Минск: Минприроды, 2016. – 56 с.
56. Макаров, О. А. Экономическая оценка и сертификация почв и земель: учеб. пособие / О. А. Макаров, И. З. Каманина. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 240 с.
57. Цветно в, Е. В. Некоторые подходы к эколого-экономической оценке земель сельскохозяйственного назначения / Е. В. Цветнов, А. И. Щеглов, О. Б. Цветнова // Вестн. МГУ им. М. В. Ломоносова, сер. 17, Почвоведение. – 2017. – №3. – С. 3–19.
58. Нестеро вский, Е. А. Кадастр земель зарубежных стран : учеб. пособие / Е. А. Нестеровский. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 288 с.
59. Ивасенко, А. Г. Зарубежный опыт оценки земель сельскохозяйственного назначения / А. Г. Ивасенко // Вестн. УГТУ – УПИ. – 2008. – №4. – С. 80–85.
60. Волко в, С. Н. Землеустройство: в 7 т. / С. Н. Волков.– М., 2005. – Т.7.: Землеустройство за рубежом. – 408 с.
61. Оценка эколого-экономического ущерба от нарушения земель / В. В. Германов, В. А. Богданов, Ю. В. Рябов [и др.]. // Вестн. СПбГУ, сер. 7. – 2015. – № 4. – С. 136–144.
62. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Содержание и технология работ = Кадастравая ацэнка сельскагаспадарчых зямель сельскагаспадарчых агранiзацый и сялянскiх (фермерских) гаспадарак. Змест i тэхналогiя работ: ТКП 302-2011(03150). – Введен 01.05.2011. –– Минск: Госкомимущество, 2011. – 137 с.
63. Константинов, Н. С. Экономический механизм повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель:дис. …канд. эк. наук: 08.00.05/ Н. С. Константинов. – Горки, 2015. – 110 с.
64. The value of land: prosperous land and positive rewards through sustainable land management., Bonn (Germany), 2015. – 165 p.