Введение
Обзор источников по теме исследования
Глава 1. Общая характеристика ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
1.1 Понятие ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
1.2 Особенности ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
Глава 2. Правовое регулирование ноу-хау в гражданском праве
2.1 Правовое регулирование ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
2.2 Правовое регулирование ноу-хау в гражданском праве Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
3.1 Проблемы правового регулирования ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования правового регулирования ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы проводимого исследования. Юридический термин «ноу-хау» был впервые использован в 1916 году в зале суда Соединенных Штатов Америки. В национальной правовой системе выражение «ноу-хау» используется в транскрипции и произносится как «know how». Наряду с термином «ноу-хау» используются термины: «конфиденциальная информация», «секреты производства». Анализ законодательства об интеллектуальной собственности Республики Беларусь позволяет сделать вывод о необходимости его дальнейшего развития и систематизации. Участие Республики Беларусь в международной системе защиты прав интеллектуальной собственности требует гармонизации национального законодательства с требованиями Всемирной торговой организации. В контексте предстоящих изменений и дополнений в четвертую часть ГК Российской Федерации важно координировать законодательную деятельность двух государств с целью обеспечения максимальной гармонизации правовых норм, обеспечивающих регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Международная торговая палата определяет «ноу-хау» как «набор ин-формации, профессиональных знаний и опыта в процессе производства и технической реализации производства продукта» [1]. В российской и белорусской науке появление терминов «ноу-хау» и «коммерческая тайна» связано с именами известных цивилистов из дореволюционной России: А.И. Каминки, В.Н. Шретер и другие. Таким образом, по мнению В.Н. Шрётер: «Ноу-хау - это некое исключительное право, дополнение к защите прав изобретателя, которое, в отличие от патента, не требует подробного описания сути и допускает исключительное использование» [2, с. 90]. Ноу-хау – это о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющей реальную или потенциальную коммерческую ценность в связи с их неизвестностью третьим лицам, если такая информация от третьих лиц не имеет свободного доступа на законных основаниях и владелец такой информации принимает меры для защиты их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны» [3].
Глава 1. Общая характеристика ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
1.1 Понятие ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
Секрет производства, или ноу-хау (от английского «know how» «знать как») является относительно «молодым» институтом гражданского права для правовой действительности. Относительно правовой природы ноу-хау в научной доктрине между исследователями нередко возникают споры. В частности, неоднозначен вопрос о понятии содержания «ноу-хау». Например, О.В. Добрынин отмечает, что ноу-хау – это конфиденциальная информация, которая в соответствии с законодательством охраняется коммерческой тайной и, имеющая реальную ценность вне зависимости от того, приобрела ли она статус известности для третьих лиц. Р.Б. Ситдиков считает необходимым исключить из перечня объектов интеллектуальной собственности те объекты, составляющие ноу-хау, которые не являются результатом творчества. О.А. Потрашкова понимает под ноу-хау – объект права, который является одновременно и объектом интеллектуальной собственности, и информацией [29]. Мы согласны с позицией О.А. Потрашковой, которая отмечает, что ноу-хау – это, прежде всего, конфиденциальная информация, которая представляет собой разновидность информации и тесно взаимосвязана с коммерческой тайной. Законодатель относит ноу-хау к объектам интеллектуальной собственности. ГК определяет ноу-хау (секрет производства) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Исходя из определения, содержащегося в ГК можно сделать вывод, что секрету производства присущи следующие признаки: Нематериальность ноу-хау. К такому объекту интеллектуальной собственности нельзя применить правомочие владения, так как невозможно физически обладать идеями. К тому же вещное правомочие пользование также неприменимо к ноу–хау, поскольку такой объект не будет потребляться в процессе пользования [35]. Секрет производства представляет собой сведения, причем характер та-ких сведений может быть любым, так как перечень, приведенный в ГК не является закрытым. Такие сведения должны иметь коммерческую ценность, в связи с тем, что неизвестны третьим лицам. Определяя коммерческую ценность, имеется в виду то, что обладатель секрета производства получает преимущества при осуществлении своей деятельности перед конкурентами, не обладающими ноу-хау. Помимо того, что обладание секретом производства приносит материальную выгоду, существует мнение, что результаты творческой деятельности человека, полученные с использованием ноу-хау, могут приносить и моральное удовлетворение. Обладатель ноу-хау должен предпринимать разумные меры по охране конфиденциальности сведений. На сегодняшний день, наиболее эффективной мерой охраны секрета производства является введение относительно его ре-жима коммерческой тайны. Нельзя не упомянуть такой признак, как творческий характер работы, в результате которой образуется ноу-хау. Такой объект не может быть заимствован из иных источников, а для его использования часто необходимо обладание специальными знаниями в области науки, техники. Отсутствие свободного доступа со стороны третьих лиц к сведениям, составляющим ноу-хау на законных основаниях, также будет являться критерием, определяющим содержание понятия «секрет производства». В данном случае сведения, составляющие ноу-хау, не могут быть обнародованы в ка-ких-либо источниках информации (например, в СМИ, сети Интернет, в печатных изданиях и т.п.); третьи лица не имеют права на свободный доступ на предприятие, к оборудованию, использующих технологии ноу-хау и непосредственно к информации, составляющей ноу-хау (в электронном виде, или на печатном носителе и т.п.) [48]. Кроме того, у третьих лиц отсутствует возможность без каких-либо дополнительных усилий понять сущность секрета производства только лишь исходя из факта применения объекта, созданного с использованием технологии ноу-хау (к примеру, технологии изготовления товара).
Глава 2. Правовое регулирование ноу-хау в гражданском праве
2.1 Правовое регулирование ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
Термин «ноу-хау» в английском языке означает «знать, как» - сокращение от фразы «знать, как это сделать». Впервые этот термин использовался в судебном споре, рассмотренном в 1916 году американским судом, в котором истец пытался определить предмет заявленной правовой защиты следующим образом: «... это только наши знания, которые мы Разумеется, держится в секрете об эксплуатации машин, а также о способах работы на них и, в некоторой степени, о способе продвижения товара на рынок» [24]. Позднее термин «ноу-хау» получил широкое распространение в законодательстве других стран и был закреплен в правовых нормах и контрактах, особенно в регулировании иностранных инвестиций. В то же время широко используются другие термины, за исключением ноу-хау («секреты производства», «промышленные секреты», «коммерческая тайна», «производственная тайна»). Исходя из практики, содержание понятия ноу-хау определяется законодательством государства, в котором требуется правовая защита для этого объекта. В настоящее время Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне) используют Понятия «секрет производства (ноу-хау)» без специальных определений этих терминов. Так, в пункте 1 ст. 980 ГК секреты производства (ноу-хау) связаны с результатами интеллектуальной деятельности, соответственно, являются объектами интеллектуальной собственности. Глава 66 ГК (статьи 1010, 1011, 1012 ГК) регулирует право на защиту секрета производства (ноу-хау) от незаконного использования. Например, ст. 1010 ГК гласит, что лицо, на законных основаниях владеющее информацией, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право защищать эту информацию от незаконного использования [1]. Раздел 1 Закона о коммерческой тайне определяет секреты производства (ноу-хау) как тип коммерческой тайны, т. е. как информацию любого характера (техническую, производственную, организационную, коммерческую, финансовую и другую), соответствующую требованиям Закон о коммерческой тайне, в отношении которого действует режим коммерческой тайны [2]. Вместе с тем примечательно, что межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 используется в Республике Беларусь «Инновации. Термины и определения, принятые Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации 8 декабря 2004 года (далее именуемые ГОСТ 31279-2004), определяют ноу-хау как «полностью или частично конфиденциальную ин-формацию, включая техническую, административную и финансовую информацию», которая имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам» [4]. Согласно законодательству Республики Беларусь, это определение ближе к понятию «коммерческая тайна», нежели к понятию «ноу-хау». Кроме того, ГОСТ 31279-2004 определяет ноу-хау как конкретную информацию (только техническую, административную и финансовую), а Закон о коммерческой тайне определяет коммерческую тайну (и ее тип - ноу-хау) как информацию любого характера [18]. Однако до настоящего времени определение «секреты производства (ноу-хау)» отсутствует в международных документах. Правовая защита коммерчески ценной информации (которая включает секреты производства (ноу-хау)) частично регулируется разделом 7 Соглашения по торговым аспектам права интеллектуальной собственности 1994 года как части Всемирной торговой организации (далее именуемой Соглашение ТРИПС). Однако Соглашение ТРИПС не содержит определения «производственных секретов» или определения «ноу-хау». В терминологии, принятой в Соглашении ТРИПС, понятие «конфиденциальная информация» относится к объектам интеллектуальной собственности, которые должны иметь следующие особенности: он не должен быть общеизвестным или легкодоступным; должен иметь коммерческую ценность, поскольку не известен третьим лицам; владелец информации принял необходимые меры для защиты ее конфиденциальности (статья 39 Соглашения ТРИПС). Эти положения частично совпадают с критериями коммерческой тайны, приведенными в ст. 140 ГК и ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Однако к числу объектов интеллектуальной собственности относится только тип коммерческой тайны - производственные секреты (ноу-хау), что также затрудняет понимание определения и содержания понятия «секретная информация» в Соглашении ТРИПС.
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
3.1 Проблемы правового регулирования ноу-хау в гражданском праве Республики Беларусь
Любой вуз комплексно реализует нескольких видов деятельности. Основными результатами его функционирования являются новые знания, научные разработки, прототипы, новые методы исследования и т. п. В условиях высококонкурентного рынка, сокращающегося бюджетного финансирования вузам необходимо искать новые стратегические источники средств для дальнейшего развития. В настоящее время у большинства бюджетных вузов практически единственным источником дополнительного финансирования являются поступления от оказания платных образовательных услуг по основным программам и/или программам дополнительного образования. При этом именно повышение конкурентоспособности вуза и эффективная коммерциализация результатов активной научной, исследовательской и инновационной деятельности открывают новые стратегические возможности его развития [1]. На пути решения данной задачи перед руководством вуза и руководителями отдельных подразделений возникают различные затруднения. Специалисты, занимающиеся изучением данной проблематики, выделяют следующие факторы, препятствующие эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) вуза [6, 9]:
– зачастую потенциальные покупатели не имеют представления об университетских разработках, что затрудняет использование традиционных маркетинговых инструментов их продвижения на рынок;
– вузы нередко не обладают достаточными правами собственности на такие объекты, чтобы принимать решения об их вовлечении в коммерческий оборот;
– малый и средний бизнес предъявляет низкий спрос на проведение исследований;
– миссии и стратегические задачи деятельности вузов и коммерческих организаций сильно отличаются, что вызывает несогласованность действий субъектов научно-инновационной сферы, т. к. бизнес нацелен на достижение быстрой финансовой отдачи, а не на получение более значимых результатов научного поиска;
– у многих вузов существует недостаток финансовых ресурсов для подготовки прототипов и демонстрационных моделей с целью привлечения внимания инвесторов к своим разработкам;
– сохраняется низкий уровень охраны прав и неразвитость рынка интеллектуальной собственности.
Несомненным является тот факт, что процесс коммерциализации РИД вуза нуждается в комплексной маркетинговой поддержке, проведении предварительных маркетинговых исследований, оценке и отбору РИД которые могут быть коммерциализированы. В частности, оценка актуальности и перспективности РИД может осуществляться в несколько этапов [7]:
1) проведение технологического аудита, включающего выработку критериев и экономических показателей для отнесения производства к современному высокотехнологичному уровню [51];
2) осуществление анализа отечественного и зарубежного рынка и определение рыночного потенциала РИД;
3) определение потенциала ресурсо-обеспеченности РИД;
4) определение возможности осуществимости РИД.
Одним из необходимых условий коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вузов является их идентификация в системе бухгалтерского учета, которая предполагает принятие объектов к учёту в качестве нематериальных активов [9]. В Положении по бухгалтерскому учёту ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» непосредственно не приводится понятие «нематериальные активы». Однако в нём содержатся условия, единовременное выполнение которых позволяет рассматривать объект в таком качестве [5]:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее – контроль над объектом);
в) существует возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Заключение
На основании исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы:
1. Отсутствие свободного доступа со стороны третьих лиц к сведениям, составляющим ноу-хау на законных основаниях, также будет являться критерием, определяющим содержание понятия «секрет производства». В данном случае сведения, составляющие ноу-хау, не могут быть обнародованы в ка-ких-либо источниках информации (например, в СМИ, сети Интернет, в печатных изданиях и т.п.); третьи лица не имеют права на свободный доступ на предприятие, к оборудованию, использующих технологии ноу-хау и непосредственно к информации, составляющей ноу-хау (в электронном виде, или на печатном носителе и т.п.). Кроме того, у третьих лиц отсутствует возможность без каких-либо дополнительных усилий понять сущность секрета производства только лишь исходя из факта применения объекта, созданного с использованием технологии ноу-хау (к примеру, технологии изготовления то-вара). Исходя из положений ГК, секрет производства (ноу-хау) относится к объектам интеллектуальной собственности, и в отношении них признается исключительное право. Таким образом, секрет производства и права на него существуют только до тех пор, пока сведения, его составляющие, не известны третьим лицам. Разумеется, исключительное право на секрет производства может быть передано другому лицу на основании договора, однако, это не исключает тот факт, что сведения должны оставаться неизвестными для треть-их лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 981 ГК условия предоставления правовой охраны секретам производства (ноу-хау) определяются ГК и иными законодательными актами. Вместе с тем, природа права на объект интеллектуальной собственности и содержание такого права должны быть определены на уровне ГК.
2. Принимая во внимание основные направления совершенствования законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, определенные в Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205, в частности, развитие законодательства с учетом экономических аспектов управления интеллектуальной собственностью, унификацию подходов в правовом регулировании охраны различных объектов интеллектуальной собственности, увеличение кодифицированной составляющей законодательства, обеспечивающей системность и комплексность регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, полагаем необходимым оценить целесообразность и правовые последствия изменения сложившейся системы прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечить единообразное толкование и применение норм о секретах производства (ноу-хау) путем устранения указанных выше противоречий.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011 г., № 262-З // ЭТАЛОН. Законодательство Републики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Об авторском праве и смежных правах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г. №370-XIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., № 160-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений: от 9 сентября 1886 г. (вступила в силу для Республики Беларусь 12.12.1997 г.) // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2001-2016.
6. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: от 20 марта 1883 года (вступила в силу для Республики Беларусь 25.12.1991 г.) // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2001-2016.
7. Батенин, А.С. Объект гражданско-правовой защиты авторских прав / А.С. Батенин // Журнал международного права и международных отношений. — 2005. — № 4.
8. Близнец, И.А., Общая теория интеллектуальной собственности / под ред. И. А. Близнеца, К. Б. Леонтьева. – М. : Юристъ, 2004. – 109 с.
9. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник / М. М Богуславский. – М.: Юристъ, 2004. – 567 с.
10. Гаврилов, Э.П. В патентном праве новизна, а в авторском оригинальность / Э.П.Гаврилов // Патенты и лицензии. 2007. N 12. С. 25 30.
11. Иванова, Д.В. Система права интеллектуальной собственности: введение в проблему / Д.В. Иванова // Право и демократия : сб. науч. трудов. Вып. 26. Минск, 2015. С. 162-169.
12. Каменкова, В.Ю. Вопросы интеллектуальной собственности в сфере спорте / В.Ю. Каменкова // Спортивное право в Республике Беларусь : сб. ст. / Белорус. республик. союз юристов. – Промышленно-торговое право. – 2011. – С. 161–170.
13. Кашапов, Н.В. Специфика регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в Российской Федерации / Н.В.Кашапов // Интеллектуал. собственность. автор. право и смеж. права. – 2009. – № 2. – С. 14–20.
14. Леонтьев, К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.03 / К.Б. Леонтьев ; Рос. акад. наук. – М., 2003. – 207 с.
15. Липцик, Д. Авторское право и смежные права: пер. с фр. / Д. Липцик; предисл. М.Федотова. М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. С. 58.
16. Мечковская, Н.Б. Как Интернет и «Википедия» разрушают авторское право и почему особенно трудно гуманитариям / Н.Б. Мечковская // Социология : научно-теоретический журнал / Белорусский государственный университет. 2015. № 3. С. 82-93.
17. Нечепуренко, Ю.В. Интеллектуальная собственность как объект управления / Ю.В. Нечепуренко // Интеллектуальная собственность в Беларуси : научно-практический журнал / Гос. комитет по науке и технологиям РБ, Национальный центр интеллектуальной собственности; РУП "Белорусское авторское общество" ; изд.: Национальный центр интеллектуальной собственности. Минск, 2005 . № 1 (28). С.10-13.
18. Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А. Близнец [и др.]; под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2010. С. 47.
19. Правовые средства обеспечения развития экономики Республики Беларусь : материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 9–10 ноября 2007 г. / редкол. : И. Н. Колядко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2008. – 427 с.
20. Романенко, А.И. К вопросу о коллизионном регулировании деликтных отношений авторского права в сети интернет / А.И. Романенко // Право-вые проблемы и пути их решения в условиях развития современного общества : материалы международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 23–24 октября 2015 г. / БГУ, Юридический фак. ; редкол.: Т. А. Червякова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2016. С. 110-112.
21. Савицкая, К.Д. Мультимедийное произведение как охраняемый результат интеллектуальной деятельности / К.Д. Савицкая // Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов (73 ; 2016 ; Минск). Сборник работ 73-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 16–25 мая 2016, Минск. В 3 ч. Ч.3 / БГУ, Гл. управление науки ; отв. за выпуск С. Г. Берлинская. – Минск : БГУ, 2016. – С. 364-368.
22. Федорова, Ю.А. Коллективное управление имущественными права-ми авторов в Республике Беларусь / Ю.А. Федорова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2007. − № 9. – С. 55−62.
23. Шакель, Н.В. / Авторское право в трансграничном пространстве / Н.В. Шакель // Беларусь в современном мире: материалы VII Международной конференции, посвященной 87-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2008 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Тесей, 2008. — 304 с.
24. Методика проверки легитимности содержания электронных библиотек и коллекций [Электронный ресурс] / Российская государственная библиотека; Российская ассоциация электронных библиотек: [метод. рекомендации], 2004. URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_48mi.pdf.
25. Шмелева, Е.А. Инновационные образовательные продукты / Е.А. Шмелева // Научный поиск. 2013. № 4. С. 6-10.
26. Авторское право: история возникновения [Электронный ресурс]. URL: http://clubs.ya.ru/4611686018427429272/replies.xml?item_no=31.
27. Алехина Л.А. Эволюция авторского права / Л.А. Алехина // История государства и права. 2006. № 9. С. 38 – 39.
28. Борисова Ю.В. Исторические аспекты возникновения авторского права / Ю.В. Борисова // Законность. 2012. № 3. С. 64 – 67.
29. История авторского права [Электронный ресурс]. URL: http://abookclub.ru/audioknigi/detail.php?ID=15643.
30. Право на копирование [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1104401.
31. Статут королевы Анны, 1710 [Электронный ресурс]. URL: http://www.copyrighthistory.com/anne.html.
32. Лосев, С.С. Регистрация компьютерных программ / С.С. Лосев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2010.
33. Попова, И.В. Программа для ЭВМ в системе объектов авторского права: автореф. дне. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / И.В. Попова. Нац. академия наук Беларуси. Минск, 1999. 20 с.
34. Гражданский кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации, 18 дек. 2006 г., N 230-ФЗ: с измен. от 13 мая 2008 г. // Консультант Плюс: Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». М., 2010.
35. Council Directive on the legal protection of databases 1996 // Official Journal of the EC. -1996. P. 20 L. 77.
36. Лосев, C.C. Авторское право. Национальное и международное законодательство / С.С. Лосев. Минск : Изд-во «Ураджай», 2000. 270 с.
37. Янтикова, Е.В. Состав смежных прав и их признаки / Е.В. Янтикова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2010.
38. Гражданский кодекс Белорусской ССР: Принят третьей сессией Верх. Совета Белорусской ССР шест. созыва 11 июня 1964 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Минск, 2010.
39. Моргунова, Е.А. Авторское право: учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. М. : Норма, 2009. 288 с.
40. Баттахов, П.П. Право работника на вознаграждение за использование служебного результата интеллектуальной деятельности как разновидность интеллектуальных прав в соответствии с частью четвертой ГК Российской Федерации / П.П. Баттахов // Юриспруденция. М.: Изд-во РГГУ. 2009. № 4 (16)
41. Близнец, И.А. Авторское право и смежные права: Учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. – М.: Изд-во Проспект, 2009
42. Еременко, В.И. Развитие института служебных произведений в Беларуси / В.И. Еременко / Законодательство и экономика , 2013, № 1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
43. Клюев, М. А. Служебное произведение / М.А. Клюев / Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 1.
44. Коршунов, Н. М. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие / Н.М. Коршунов. М.: Эксмо, 2006.
45. Мандрюков, А. В. Правовое регулирование создания служебных произведений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.audarurist.ru/articles/48/sozdanija-sluzhebnyh-proizvedenij.
46. Осипов, М.Ю. Дизайнерское решение как самостоятельный объект права интеллектуальной собственности 13.11.2012 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1330.
47. Близнец, И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование / И.А. Близнец. Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. 371 с.
48. Богданова, О.В. Объекты авторских прав как предпосылка эффективности их защиты / О.В. Богданова // Право и экономика. 2016. № 7. С. 27 32.
49. Витко, В.С. Договоры заказа на создание произведений / В.С. Витко. М.: Статут, 2016. 159 с.
50. Витко, В.С. О признаках понятия «плагиат» в авторском праве. / В.С. Витко. М.: Статут, 2017. 142 с.
51. Иоффе, О.С. Основы авторского права. / О.С. Иоффе. М.: Знание, 1969.