Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Развитие туризма на современном этапе
1.2 Нормативно-правовые основы развития туризма в Республике Беларусь
Глава 2 Анализ рекламной деятельности туроператора «вояж тур» и мероприятия по ее совершенствованию
2.1 Деятельность туроператора «Вояж тур» на современном
международном туристическом рынке
2.2 Сотрудничество оператора «Вояж Тур» с международными и национальными компаниями. Официальные представители и партнеры
в разных странах мира. Авиакомпании-партнеры
2.3 Изучение потребителей туристических услуг компании «Вояж Тур». Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристических услуг
Глава 3 Таиланд как привлекательная туристическая дистанция для белорусских туристов
3.1 Таиланд как экзотическая, увлекательная страна для туристов
3.2 Разработка туристического маршрута в Таиланд. Расчет тура
Список использованных источников
Введение.
На данный момент туризм является одной из самых крупных отраслей в мире и развивается огромными темпами. В нынешнее время открывается много направлений и стран, ранее недоступных для туристов, строится все больше и больше отелей для размещения путешественников, улучшаются условия пребывания в курортных зонах. В мире набирают популярность не только путешествия с рекреационной целью, но и событийные туры, например, футбольные матчи, концерты, Формула 1, также гастрономические туры, клубные туры, туры с комбинацией нескольких стран, круизы. Очень важно сейчас предлагать и разрабатывать туры, которых нет еще на туристическом рынке, как показывают исследования, новинки привлекают туристов и пользуются спросом.
Успешное развитие туризма оказывает на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Таким образом, создание развитой туристской индустрии, как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики Беларуси.
Цель исследования – изучение предоставляемых услуг компании «Вояж Тур» и выявление потребностей белорусских туристов. Такие данные, дают любой компании четкую картину, что именно создавать в дальнейшем и предлагать своему потребителю.
Для достижения вышенаписанной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-методологические основы исследования;
2) рассмотреть особенности и структуру работы компании «Вояж Тур» и дать оценку эффективности данной модели и принципов построения работы.
3) разработать совершенно новый продукт и предложить его на использование на белорусском туристском рынке.
Объектом исследования является один из крупнейших туристических операторов Беларуси, компания «Вояж Тур».
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования.
1.1 Развитие туризма на современном этапе.
Туризм является продуктом исторического развития. Еще в древности люди совершали туристические поездки с торговыми целями, для удовлетворения потребности в новых знаниях, совершали военные походы и т.д. Мобильность людей, которая была связана с тем, чтобы удовлетворить различного рода потребности (биологические, утилитарные и др.), способствовала на ранних этапах развития общества тому, что появлялась разнообразная познавательная и практическая деятельность людей, происходило расширение кругозора, накапливался опыт, появлялись нормы поведения.
Туризм является специфическим видом досуговой деятельности личности. Этот вид деятельности в последнее время привлекает все большее внимание ученых различных отраслей знаний.
Туризм занимает важное место среди эффективных и значимых видов досуга. Рассматривая взаимосвязь туризма и досуга, можно глубже проникнуть в саму сущность деятельности в туризме и четче представить социально-культурные компоненты данной деятельности. В систему ценности досуга, как считает Г.И. Афонин, входят следующие относительно самодостаточные элементы: отдых, просвещение, творчество, развлечение, созерцание, праздник. Изучение данных элементов, по мнению ученого, в целом дает возможность для системного видения туристических ценностей [4, с. 4].
Социальной составляющей туризма является обеспечение потребностей в различных услугах: культурно-познавательных, коммуникативных, организации активного и творческого отдыха, путешествий и др.. И, по мнению исследователей, одним из более подходящих для этой роли сегодня представляется туризм как один из эффективных инструментов комплексного всестороннего развития личности, объединяющий в себе многообразие форм, формирующих активную личность [4, с. 3].
В зарубежной литературе самым распространенным и является определение туризма американского профессора Дж. Уоркера: «Туризм – наука, искусство и бизнес привлечения, обустройства и развлечения людей, путешествующих ради удовольствия или по делам» [42, с. 5].
Туристический бизнес на сегодняшний момент считается одной из самых важных отраслей экономики, и за такое быстрое развитие его признали экономическим феноменом XXI века. Сегодня, в связи с активным развитие транспортных сообщений, человек может беспрепятственно путешествовать по всему миру. Во многих странах туризм играет одну из главных ролей в создании ВВП, рабочих мест и обеспечении занятости населения, также туризм значительно влияет на развитие многих отраслей: транспорт и связь, производство, сельское хозяйство, строительство. Из этого можно сделать вывод, что туризм стабилизирует экономический и социальный рост.
ЮНЕСКО считает, что этот бизнес является наиболее важным фактором гуманитарного влияния, который сохраняет мир и способствует сближению народов посредством формирования диалога между традицией и культурой [32].
Значение туризма постоянно возрастает, это связано с увеличивающимся влиянием туризма на экономику отдельной страны. Международный туризм выполняет в некоторых странах ряд экономических функций:
туризм – это источник денежных поступлений и вариант для занятости населения;
с помощью туризма экономическая система расширяется за счёт создания отраслей, связанных со сферой туризма;
международный туризм расширяет вклады в баланс страны;
рост доходов населения и увеличение благосостояния страны меняется с ростом занятости в туризме.
Туристский потенциал региона – это совокупность условий, способствующих развитию туризма в определенном регионе, сложившаяся под воздействием ряда определенных факторов.
Многие ученые давали свою трактовку понятия «туристский потенциал». Сам термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» и означает «скрытые возможности», которые в хозяйственной практике благодаря труду могут стать реальностью.
В экономической литературе этот термин в широком понимании трактуют как возможности, имеющиеся силы, запасы, средства, которые могут быть использованы, или как уровень мощности в каком-либо отношении, совокупность средств, необходимых для чего-либо [5, с. 12].
В развитии современных представлений о потенциале можно выделить три направления. Представители первого Д. Черников, С. Белова, Е. Фигурнов и др. утверждают, что потенциал – это совокупность необходимых для функционирования или развития системы разных видов ресурсов без учета их взаимосвязей. Определяя исследуемую категорию, необходимо принять во внимание положение академика Л.И. Абалкина о том, что понятие «потенциал» и «ресурсы» не следует противопоставлять.
Глава 2 Анализ рекламной деятельности туроператора «вояж тур» и мероприятия по ее совершенствованию.
2.1 Деятельность туроператора «Вояж тур» на современном международном туристическом рынке.
«Вояж Тур» – это оператор, который начал свою деятельность на белорусском рынке в 2001 году и на данный момент является одним из ведущих операторов. Возглавляет компанию «Вояж Тур» – Евгений Сазыкин.
Миссия «Вояж Тур» заключается в том, чтобы максимально способствовать созданию цивилизованного туристского рынка, где отношения в цепочке клиент - агент - оператор основаны на взаимном доверии и уважении. Конечная цель деятельности компании - сделать качественный отдых доступным для всех категорий населения страны.
Основная цель «Вояж Тур» - дальнейшее повышение эффективности деятельности компании и ее конкурентоспособности на рынке, что предполагает целенаправленную работу по четырем направлениям:
управление ожиданиями рынка посредством укрепления лояльности к продукту компании и проведения эффективных мероприятий по дальнейшему повышению узнаваемости бренда «Вояж Тур».
улучшение показателей деятельности компании за счет более высоких объемов продаж и дифференциации турпродукта, постоянного мониторинга текущего положения дел на рынке и оперативной корректировки планов;
повышение качества управления компанией путем эффективного планирования и повышения точности прогнозов результатов деятельности;
работа по самым высоким мировым стандартам, внедрение инновационных туристских технологий, без которых невозможно поступательное движение вперед.
«Вояж Тур» занимается:
организацией отдыха для своих клиентов на массовые туристические направления
разработкой, составлением, реализацией индивидуальных маршрутов и авторских туров,
созданием эксклюзивного отдыха в самые нетронутые уголки мира, из них такие страны, как Барбадос, Виргинские острова, Сен-Мартен, Сент-Люсия, Гренада, Сен-Бартелеми, Аргентина, Эквадор, Япония, Мьянма, ЮАР, Южная Корея, Исландия, Иордания, Азербайджан, Галапагосские острова, Багамские острова, Маврикий, Мадагаскар, Перу, Филипинские острова и другие;
организацией и нестандартным комбинированием туров в азиатские страны: Камбоджа, Индия, Вьетнам, Индонезия, Сингапур, Малайзия и Таиланд, Камбоджа;
организацией деловых и корпоративных мероприятий;
осуществлением и организацией экскурсий на отдыхе;
визовой поддержкой;
страховой поддержкой.
Перспективы развития.
Специалисты компании тщательно изучают рынок и прогнозируют дальнейшие направления развития спроса. Работа планируется на основе полученных данных с тем, чтобы направлять объемы продаж в необходимое русло. Долгосрочные планы и планы на ближайшие 3, 5 и 10 лет постоянно обновляются и дополняются с учетом анализа тенденций на рынке мирового туризма и международной политики. Компания является многопрофильном туроператором и предлагает не только отдых по массовым, экзотическим и экскурсионным направлениям, но и организацию деловых корпоративных мероприятий, спортивных сборов и тематических выездов.
В целях «Вояж Тур» – закрепление лидерских позиций как ведущего белорусского туроператора и увеличение занимаемой компанией доли рынка с одновременным повышением качества предлагаемого турпродукта. А также дальнейшее внедрение инновационных технологий, без которых невозможно динамичное развитие современного турбизнеса.
Качество продукта.
Компания уделяет большое внимание клиентоориентированности и практикует в своей работе комплексный подход к качеству. Это означает качество во всем, начиная с предлагаемого продукта и заканчивая работой всех сотрудников. Благодаря этому визитной карточкой компании «Вояж Тур» является неизменно высочайшее качество предоставляемых услуг. Осуществляется всесторонний контроль качества всех составляющих турпродукта на каждом этапе его формирования, продвижения и реализации.
В числе постоянных партнеров более 20 туроператоров, свыше 40 авиакомпаний и более 5 тысяч отелей по всему миру. Отношения с партнерами основаны на принципах открытости и порядочности, без чего невозможно строить успешный бизнес.
Компания намерена способствовать повышению престижа белорусской туристской отрасли, установлению честной конкуренции и цивилизованных отношений между участниками рынка.
Глава 3 Таиланд как привлекательная туристическая дистанция для белорусских туристов.
3.1 Таиланд как экзотическая, увлекательная страна для туристов.
В настоящее время огромную популярность среди белорусских туристов набирают азиатские страны, а именно государство Таиланд. Каждый год поток белорусских туристов увеличивается, что говорит о том, что туристам интересна эта страна. Таиланд. Обширные экскурсии, прекрасные пляжи, теплое море и благоприятный климат оставляют только хорошие воспоминания об отдыхе в Таиланде. Религиозность населения, уважение культурно-религиозных традиций, богатое историческое наследие прекрасно соседствуют с высоким экономическим ростом. Страна богата и небоскребами, и роскошными отелями, и многоярусными торговыми центрами. В Таиланде есть условия для любителей разнообразных видов отдыха. Морские курорты в разных частях страны имеют замечательные условия для комфортного отдыха на пляжах. Горные долины Севера и их самобытные малые народности будут интересны любителям первозданной природы. Национальные парки, красивейшие водопады, уникальные животные и растения не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей. В Таиланде весь год теплая погода, цветущие растения и спелые фрукты, приветливое море и отличный сервис. Для туристов разработаны специальные познавательные маршруты по древним храмовым комплексам, по местам, где сохранились памятники-останки бывших столиц, развалины Северных княжеств.
Королевство Таиланд расположилось на западе полуострова Индокитай и севере полуострова Малакка. Территория Таиланда вместе с прилегающими островами более 500 тысяч квадратных метров удивительно разнообразна по своему ландшафту. На севере и западе Таиланда простираются невысокие горы, на востоке Таиланда – обширное песчаное плато, а центральные и южные провинции Таиланда представляют собой равнинную низменность с небольшими горными участками и кряжами. Однако настоящую славу туристическому Таиланду принесли его многочисленные морские курорты Таиланда, невероятно увлекательная экзотика Таиланда и неповторимый колорит Тайских древностей.
Столица – Банкок.
Таиланд находится в Юго-Восточной Азии. Страна граничит с Лаосом на северо-востоке, с Камбоджей – на юго-востоке, с Бирмой (Мьянмой) – на севере, западе и юго-западе и с Малайзией на юге. Таиланд омывается водами Андаманского моря и Сиамского залива. Основная часть территории расположена на полуострове Индокитай, а южная часть – на Малайском полуострове. В Таиланде достаточно гористый рельеф. Самая высшая точка – гора Дой-Интанон (2595 метров). Главная река – Чао-прай, расположенная между центральными и западными горными массивами. Благодаря наличию пяти климатических зон, в Таиланде можно отдыхать круглый год. В то время, когда муссон приносит дожди на юг, можно отдыхать на севере, и наоборот. Страна делиться на пять регионов: Северный, Северо-Восточный, Восточный, Южный и Западный.
Религия. Буддистов 90%, король Таиланда не только глава государства, но и покровитель всех буддистов мира. Представлены в небольшом количестве также мусульмане, христиане, индуисты. Примечательно, что в стране полная свобода вероисповедания. Тайцы традиционно поддерживают идею о свободе совести, благодаря чему представители всех религиозных общин могут свободно исповедовать свою веру.
Кухня. Тайская кухня сочетает в себе качества китайской и остроту мексиканской. Тайская кухня основана на пяти вкусах: сладком, кислом, соленом, горьком и остром. Ингредиенты, придающие блюдам соответствующие вкусы, следующие. Сладкий - от сахарного тростника сахарной пальмы, спелого ананаса. Кислый - от лимона, лайма, неспелого манго или ананаса, уксуса. Соленый - от соли, тайского рыбного соуса. Горький от горького огурца. Острый - от свежего или сушеного чилийского перца. Привычный хлеб в тайской кухне заменен рисом. Неотъемлемая часть любой трапезы - супы. Но особенность их в том, что, как правило, супы едят параллельно со всеми остальными блюдами по две- три ложки, чтобы освежить полость рта. Тайский суп представляет собой мясной или рыбный бульон, приправленный зеленью и специями, иногда в него добавляют рисовую лапшу или рис. Лапша и макароны трёх типов: тонкая рисовая лапша, толстая и сытная лапша, жёлтая яичная лапша. Мясо считается деликатесом, предметом роскоши и поэтому в «чистом» виде встречается редко. Оно зачастую комбинируется в рецептах с овощами, рисом, лапшой, рыбой или моллюсками и большим количеством кокосового соуса. Распространены блюда из морепродуктов. Часто рыбу готовят целиком, с головой и хвостом, лишь предварительно почистив её. улицы и каналы тайских городов уставлены лотками и тележками, велосипедами и лодками, торгующими разнообразными закусками. В Таиланде очень любят вечеринки и праздники, во время шумных и заводных фестивалей обязательно подают тщательно приготовленные традиционные блюда в знак уважения к местным обычаям и традициям.
1. Афонин, Г.И. Туризм как социально-культурное явление: автореф. дис. … канд. филос. наук / Г.И. Афонин. – Казань, 2006. – 19 с.
2. Балабанова, Е. Д. Использование инновационных технологий в экскурсионной деятельности / Е.Д. Балабанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.web.snauka.ru/issues/2014/10/39703.
3. Биржаков, М.Б. Анимация как разновидность туристских услуг в сфере досуговой деятельности / М.Б. Биржаков // Национальный туристический журнал туристические фирмы – 2006. – № 39 – С. 21–25.
4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Питер, 1999. – 378 с.
5. Васькович, Д.А. Перспективы использования геокэшинга в пешеходных экскурсиях / Д.А. Васькович // Современные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации, экскурсоведения и физической культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф., проводимой в рамках VIII Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ, Минск, 24 сент. 2013 г.: в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол. : Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2013. – Ч. 2. – С. 117–119.
6. Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: уч. пособие / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. – М.: Академия, 2010. – 312 с.
7. Вольвач, Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография / Я.В.Вольвач. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 128 с.
8. Гаранин Н.И. Менеджмент туристкой и гостиничной анимации: учеб. пособие / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2005. – 375 с.
9. Гордеева, Л.В. Анимация как услуга туристического бизнеса / Л.В. Гордеева // Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 1. – С.123–126.
10. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., N 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
11. Гулян, А.Э. Воспитание толерантности средствами культурных традиций / А.Э. Гулян, В.И. Флоря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 2. – С. 100-102.
12. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs21.htm.
13. Засимович, Е.С. Новый язык туризма – анимация / Е.С. Засимович, И.И. Волобуева // Современные проблемы сервиса и туризма. – Черкизово: РГУТиС, 2010. – № 4. – С. 41–48.
14. Зеленова, Е.В. Туризм как разновидность социокультурных технологий / Е.В. Зеленова // СОТИС – социальные технологии, исследования. - 2007. - № 5. - С.76-82.
15. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы / Э.А. Зелетдинова // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С.96-105.
16. Зорин А.И. Концепты туризма: опыт структурно-семантического анализа / А.И. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - 380 с.
17. Измайлова, Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурно-познавательного туризма / Д.А. Измайлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С.72-74.
18. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме: учеб. пособие / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Академия, 2012. –223 с.
19. Квартальнов, В.А. Биосфера и туризм: в 2 т. / В.А. Квартальнов. - М.: Наука, 2002. – 2 т.
20. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М., 2000. – 268 с.
21. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Т.М. Красильникова. - М., 2004. - 539 с.
22. Кривуля, Н.Г. Анимация в эпоху инновационных трансформаций / Н.Г. Кривуля. //Анимация как феномен культуры: материалы IV Междунар. науч.-практ.конф., 26 апреля 2008 г. / сост. и науч.ред. Н.Г. Кривуля М.: ВГИК, 2008 – 358 с.
23. Кузнецов, Ю.В. Методические основы маркетингового подхода к формированию региональной туристской политики / Ю.В. Кузнецов, И.И. Черкасова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – № 1. – С. 119–122.
24. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – М., 2005. – 282 с.
25. Малюта, Л.Е. Инновационные подходы к классификации экскурсий по форме проведения на примере экскурсионного обслуживания в городе Сочи // Sochi Journalof Economy. 2009. –№ 3. – С. 137–143.
26. Матюхина, Ю. А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина. – М.: Альфа - М: Инфра-М, 2011. – 224 с.
27. Новиков, В.С. Менеджмент в туризме / В.С. Новиков. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
28. О туризме [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 1999 г., N 326-З: в ред. от 18.07.2016 г. N 410-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
29. Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 416 с.
30. Осауленко, А.П. Этапы развития туризма как социального института / А.П. Осауленко // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения, отбора и закрепления кадров. – М., 2003. - С. 25.
31. Потаева, Г. Р. Основы экскурсоведения / Г. Р. Потаева, Т.А. Федорцова. – Минск: БГУ, 2011. – 159 с.
32. Приезжева, Е.М. Организация и методы игровой деятельности в туризме / Е. М. Приезжева. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с.
33. Пядушкина, И.И. Анимация в социокультурном сервисе и туризме / И.И. Пядушкина – М.: Академия, 2011. – 197 с.
34. Романенко, Л.П. Анимационный сервис / Л.П. Романенко. – СПБ.: Герда, 2006. – 135 с.
35. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / И.Л. Смаргович. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
36. Спивак, А. Рекреационные технологии в индустрии туризма / А. Спивак, М.А. Дедюлина // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета. – Таганрог, 2006. – С. 25-26.
37. Сущенко, Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод) : автореф. дис. … канд социол. наук / Е.Н. Сушенко. - Ставрополь, 2006. - 20 с.
38. Сычанина, С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме: автореф. дис. … канд. философ. наук / С.Н. Сычанина. – Краснодар, 2004. - 20 с
39. Тихонова, В.А. Игровой туризм как вид альтернативного туризма / В.А. Тихонова // Студенческий научный поиск – науке и образованию ХХI века (с международным участием): Материалы VI-й межрегиональной студ. науч.-практ. конф., 20 апреля 2012 г. / Рязань, СТИ / под общ. ред. проф. А.Г. Ширяева. – Рязань: СТИ, 2012. – С. 243 – 245.
40. Тихонова, В.А. Игровой туризм как средство продвижения турпродукта / В.А. Тихонова // Современные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации, экскурсоведения и физической культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф., проводимой в рамках VIII Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ, Минск, 24 сент. 2013 г.: в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2013. – Ч. 2. – С. 117 – 119.
41. Уокер, Дж. Р. Управление гостеприимством / Дж. Р. Уокер. -М.: ЮНИТИ, 2006. – 880 с.
42. Фенько, А.Б. Туризм как показатель социального статуса / А.Б. Фенько // Социологические исследования. - 2007. - № 2. - С. 125-131.
43. Чабан, В.С. Введение в туризм / В.С. Чабан, М.Б. Биржаков. – М.; СПб. : Невский фонд, 2006. - 184 с.
44. Шамсутдинова, Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности / Д.В. Шамсутдинова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгр., 17-18 апр. 2007 г. – М., 2007.– С. 482-484.
45. Шашина, В.П. Методика игрового общения / В.П. Шашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 282 с.