Введение
В условиях текущей социально-экономической ситуации вопросы пополнения государственной казны выходят на передний план. Несмотря на усилия фискальных органов, поступление средств в бюджеты всех уровней дополнительно осложняется действиями недобросовестных налогоплательщиков, которые, нарушая закон и уклоняясь от уплаты налогов и иных обязательных платежей, используют многоуровневые схемы и изощренные способы по уходу от исполнения налоговых обязательств. С криминологической точки зрения налоговые преступления, безусловно, относятся к социальным явлениям, имеющим отличительные черты по субъекту преступления и объекту посягательства, охватывающему экономическую сферу деятельности страны. Ещё Ю. Н. Демидов отмечал, что преступность в экономической направленности в социально-бюджетной сфере представляет собой все возрастающий количественно и качественно по степени общественной опасности массив противоправных деяний, посягающих на гарантированные конституционные права граждан, приводит к снижению экономического роста и уровня жизни населения [1; с. 13]. При анализе внешних характеристик налоговой преступности в республике, на первый взгляд, может показаться, что данная категория преступлений является малораспространенной. В последние годы особое распространение получили случаи неисполнения нанимателями обязанностей налогового агента по перечислению налога на доходы с физических лиц в бюджет и увеличение таким способом оборотных средств организации налогоплательщика. Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с расследованием налоговых преступлений. Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с расследованием налоговых преступлений. Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с расследованием налоговых преступлений.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие и признаки налоговых преступлений;
- проанализировать особенности расследования налоговых преступлений;
- определить методику расследования налоговых преступлений;
- проанализировать этапы расследования налоговых преступлений;
- рассмотреть организацию совместной работы при расследовании налоговых преступлений;
- определить типичные следственные ситуации расследования налоговых преступлений.
1 Общая характеристика налоговых преступлений
1.1 Понятие и признаки налоговых преступлений
Практическое применение эффективных мер ответственности за правонарушения и преступления в сфере экономических отношений является важной составляющей проводимой государством правовой и экономической политики, поддержания управляемости происходящими в государстве и обществе экономическими процессами и в конечном итоге обеспечения экономической безопасности страны и ее населения. Установленные меры уголовной ответственности призваны, с одной стороны, гарантировать защиту добросовестных участников экономических отношений от противоправных посягательств, создать необходимые благоприятные условия осуществления ими законной экономической деятельности, с другой – удерживать участников экономических отношений от совершения правонарушений и обеспечивать применение санкций, адекватных характеру допускаемых отступлений от установленных правил. Общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), относится к преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности (глава 25 УК). За последние пять лет количество осужденных за преступления против порядка осуществления экономической деятельности сократилось вдвое. Эта тенденция обусловлена внесением в последние годы системных поправок в действующее законодательство с исключением уголовной ответственности за ряд деяний, ранее признававшихся преступными, установлением достаточно высоких стоимостных критериев квалификации материальных составов преступлений и более широким использованием для воздействия на участников экономических отношений инструментов не уголовной, а административной и материальной ответственности. Таким образом, уголовная ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности является сегодня крайней мерой, предусмотренной законом, и устанавливается лишь за наиболее общественно опасные нарушения законодательства. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Установление уголовной ответственности по ст. 243 УК за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов обеспечивает выполнение плательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов, сборов в республиканский и местные бюджеты. Объектом преступного посягательства выступают финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов. В рамках определения объекта преступного посягательства целесообразно рассмотреть понятие бюджет. Дефиниция бюджет включает в себя определенную форму поступления и выбытия денежных средств, которые обеспечивают эффективную реализацию основных задачи и функций государства, а также органов местного самоуправления [14, c. 36]. Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Центральным звеном бюджетной системы является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Функции местных органов власти, в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения этих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному – областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет. Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в средствах массовой информации всех сведений (за исключением сведений, отнесенных к государственным секретам) об утвержденных бюджетах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов заключается в том, что у соответствующих субъектов имеются необходимые бюджетные права, предоставленные им законодательством. В частности, самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
2 Особенности расследования налоговых преступлений
2.1 Методика расследования налоговых преступлений
Уклонение от уплаты налогов, совершенное путем сокрытия доходов в форме действия, может состоять во внесении в отчетные документы о доходах или иных объектах налогообложения заведомо ложных данных, уменьшающих сумму доходов и иных объектов налогообложения, а также в заключении мнимых сделок, налогообложение объектов, по которым налог ниже, чем по сделке реальной или налогообложение объектов вообще отсутствует. Уклонение от уплаты налогов, совершенное путем сокрытия доходов в форме бездействия, может состоять в непредставлении декларации о доходах, не отражении объектов налогообложения в документах, а при отсутствии регистрации юридического лица и в полном отсутствии всей бухгалтерской документации, необходимой для налогообложения [12]. Основными носителями документальной информации о налоговых преступлениях являются налоговая декларация физического лица и бухгалтерские документы организаций. В отличие от других экономических преступлений, где наблюдается незаконное изъятие чужого имущества, при налоговых преступлениях наличествует факт не передачи или неполной передачи части своей собственности в бюджет государства в виде налога. Особенностью механизма налоговых преступлений является то, что способы их совершения и сокрытия совпадают. Основными способами сокрытия дохода или прибыли от налогообложения являются:
– занижение в первичных, учетных и отчетных документах данных о выручке;
– завышение в первичных, учетных или отчетных бухгалтерских документах данных о материальных затратах;
– сокрытие прибыли по сговору с руководителями других предприятий, пользующихся налоговыми льготами;
– отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности (будучи не зарегистрированной в установленном законодательством порядке как юридическое лицо, хозяйственная единица не осуществляет постановку на учет в налоговые органы бухгалтерские документы);
– необоснованное списание товарно-материальных ценностей при фактической их продаже без оприходования выручки;
– частичное неоприходование выручки (в случаях необоснованного фиктивного занижения цен на реализуемую продукцию с осуществлением реальных расчетов наличными деньгами);
– завышение численности работающих;
– составление фиктивных актов о списании материалов на производстве;
– взаиморасчеты “товар за товар” без их отражения в бухгалтерских документах;
– подмена реального договора на оказание услуг, налогообложение по которому предполагается более жестким, другим договором с льготным налогообложением;
– отнесение на себестоимость продукции затрат, не связанных с производством продукции, и др.
Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов или страховых взносов. Основными способами выявления налоговых преступлений являются:
– встречная сверка документов и операций;
– анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи;
– проверка контролирующих регистров одновременно с документами;
– динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций;
– проверка составления списаний материальных ценностей нормам затрат;
– сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции;
– проверка хозяйственных операций на определенную дату.
Камеральная налоговая проверка проводится в порядке, урегулированном НК, уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Камеральная проверка включает в себя изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение проведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса. В бухгалтерских документах при искажении их данных наблюдаются следующие взаимосвязи:
– если фальсифицированы первичные бухгалтерские документы, то подложными оказываются и отчетные бухгалтерские документы;
– если фальсифицированы отчетные бухгалтерские документы, то, как правило, первичные бухгалтерские документы остаются подлинными.
Приемы и способы уклонения от уплаты налогов:
1) отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности (следствием такой ситуации является как отсутствие надлежащего бухгалтерского учета, расчета налогооблагаемой базы и, соответственно, причитающихся налогов, так и неуплата этих налогов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды).
3 Проблемы и пути совершенствования расследования налоговых преступлений
3.1 Проблемы расследования налоговых преступлений
Характер действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, свидетельствует о том, что преступление, предусмотренное ст. 243 УК, является корыстным. Однако отдельные суды, как показало обобщение, ошибочно признавали в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность обвиняемого, совершение преступления, предусмотренного ст. 243 УК, из корыстных побуждений. По приговору суда Ленинского района г. Минска К. признан виновным по ч. 2 ст. 243 УК и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок три года с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на два года. Назначение дополнительного наказания в виде конфискации имущества суд мотивировал совершением преступления из корыстных побуждений, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 УК является отягчающим обстоятельством. Определением судебной коллегии по уголовным делам Минского городского суда приговор изменен, поскольку в силу ч. 3 ст. 64 УК отягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части УК в качестве признака преступления, не может учитываться при определении меры ответственности виновного. Преступление, предусмотренное ст. 243 УК, является корыстным, поэтому корыстные побуждения не могут быть признаны отягчающим ответственность обстоятельством. Таким образом, из описательно мотивировочной части приговора подлежит исключению указание на признание отягчающим ответственность К. обстоятельством совершение преступления из корыстных побуждений. В целом принятое постановление Пленума № 1 должно способствовать правильному разрешению вопросов, возникающих у судов при рассмотрении уголовных дел об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов, создать основу для единообразного и правильного применения судами уголовного закона. У следователя в распоряжении только предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, полученный из органа дознания, он не имеет права прекратить уголовное преследование в связи с полным возмещением налогоплательщиком ущерба, причиненного бюджетной системе, так как данное решение будет нарушать УПК, в соответствии с которой под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе, подразумевается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, устанавливаемом на основании налогового законодательства с учетом расчета размера пеней и штрафов, предоставленного ИМНС. В связи с этим, любой другой размер ущерба просто не может признаваться «размером, определяемым на основании налогового законодательства». При этом, полное или частичное возмещение ущерба после назначения судебного заседания может подлежать учету лишь в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. На основании изложенного, полагаем, что без соответствующего решения ИМНС не допускается и окончание предварительного расследования с обвинительным заключением. Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать вывод о том, что способствовать более эффективному расследованию анализируемой категории преступления, может более предметное регулирование процедуры взаимодействия следователя и ИМНС, для этого необходимо внести соответствующие дополнения в нормы действующего УПК. Дискуссия о специальном субъекте преступления, предусмотренного ст. 243 УК, имеет под собой основу в виде законодательства иной отраслевой принадлежности (налогового, но не уголовного). Однако диспозиция ст. 243 УК не предусматривает ограничений по кругу субъектов, подлежащих привлечению к уголовной ответственности за совершение данного преступления. Кроме того, отдельные положения НК (Общая часть) косвенно подтверждают обоснованность занятой Пленумом позиции об ответственности фактического руководителя организации-плательщика (ч. 2 п. 3 ст. 37, п. 2 ст. 19 НК). По приговору Минского областного суда, оставленному без изменения судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, И. (учредитель и один из заместителей директора ОДО) осужден по ч. 2 ст. 243 УК. На И. не были возложены обязанности по оформлению и представлению налоговым органам отчетов, связанных с исчислением налогов. Однако судом установлено, что обвиняемый осуществлял фактическое руководство ОДО ввиду болезни директора. Другие сотрудники, в том числе и директор, не были осведомлены о представляемых им фиктивных бестоварных документах и намерениях уклониться от уплаты налогов и сборов [12]. Таким образом, при наличии официального руководителя, который является лицом номинальным, введен в заблуждение и не осведомлен о противоправных намерениях лица, осуществляющего фактическое руководство этим предприятием, а также о ложном характере подписываемых им по указанию такого лица документации и налоговой отчетности, теневой руководитель, по сути, выполняет объективную сторону состава данного преступления, сознавая при этом общественную опасность своего деяния, предвидит последствия в виде причинения ущерба государству в крупном или особо крупном размере и желает их наступления, а следовательно, является субъектом данного преступления.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Так, уже было сказано о том, что первый допрос налогоплательщика, сведения в декларации которого не отражают действительного положения вещей или когда она вообще не представлена, чрезвычайно важен. Его проведение правильнее начать с вопроса о том, как предприниматель начал заниматься своим бизнесом. При этом важно выяснить, какое у него образование, был ли опыт работы в данной области предпринимательской деятельности. Необходимо также уточнить, какими были доходы за предыдущие налоговые периоды, сколько средств удалось таким образом накопить, на что они потрачены: на развитие производства, амортизацию оборудования, закупку новых технологий и т.п. Собираются сведения, когда и на какие средства были приобретены квартира, машина, коттедж, другое ценное имущество. Нередко результат всего расследования напрямую зависит от информации, представленной допрашиваемым, хотя основные доказательства удается добыть, изучая банковские счета, бухгалтерские книги, кассовые чеки, черновые записи и др. Тактически грамотно продолжить допрос выяснением деталей уже доказанного эпизода преступной деятельности гражданина либо с наиболее уязвимых мест в позиции подозреваемого. Важным стимулом к даче правдивых показаний по налоговым преступлениям становится предъявление доказательств, в особенности документов, заключений экспертиз, актов аудиторских проверок, ревизий и др. Считаем, что в данном случае следует дать больше полномочий налоговым органам, которые смогли бы собирать больше информации о совершенном преступлении ввиду наличия у них больше знаний и умений в области налогового права, нежели у следователя. Также следует увеличить возможности взаимодействия следственных органов и налоговых органов. Мы приходим к выводу, что тема расследования экономических преступлений в сфере бизнеса является очень сложной и многогранной. Существует множество пробелов, которые нужно устранять в данной сфере. Преступления данной категории направлены на экономические интересы государства, организаций и граждан. Посягая на права и свободы субъектов экономических отношений, они не только причиняют материальный ущерб участникам экономической деятельности, но и вносят дисбаланс в нормальное функционирование хозяйственного механизма. Экономическая преступность в сфере бизнеса сегодня достигла такого уровня, что стала представлять собой угрозу безопасности государства и общества.
1. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. Минск : Элайда, 2005. – 342 с.
2. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Аронов. В.А. Кашин. М.: Магистр. 2007. 576 с.
3. Барулин, С.В. Налоги и налогообложение: учебник / С.В. Барулин, О.С. Кирилова, Т.В. Муравлева. М.: Экономистъ, 2006. 398 с.
4. Басецкий, И.И. Защитник в уголовном процессе / И.И. Басецкий, B.Л. Василевская. Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2001. 299 с.
5. Басецкий, И.И. Свидетель в уголовном процессе / И.И. Басецкий, Л.И. Родевич. Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1999. 287 с.
6. Бекешко, С.П. Подозреваемый в советском уголовном процессе / C.П. Бекешко, Е.А. Матвиенко. Минск: Вышэйшая школа, 1969. 128 с.
7. Белкин, А.Р. Теория доказывания / А.Р. Белкин. М.: НОРМА, 1999. 418 с.
8. Бибило, В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.И. Бибило. Минск: Право и экономика, 2001. 210 с.
9. Борико, С.В. Уголовный процесс: Учебник / С.В. Борико. Минск: Амалфея, 2012. 400 с.
10. Данилевич, А.А. Уголовный процесс в схемах. Общая часть : учеб.-метод, пособие / А.А. Данилевич, О.В. Петрова, В.И. Самарин. 2-е изд., с изм. и доп. Минск : Изд. центр БГУ, 2013. 127 с.
11. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат. 2010. -426 с.
12. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. Минск: Тесей, 2005. 352 с.
13. Маньковский, И.А. Налогообложение и налоговое право Республики Беларусь : практ. пособие / И.А. Маньковский. Минск : Молодежное, 2006. – 532 c.
14. Махота, Е. Уплата налога на прибыль в 2014 году / Е. Махота // Финансовый директор. – 2014. № 1. С. 36-43.
15. Налоги и налогообложение : учебник / под общ. ред. Н.Е. Заяца, Т.Е. Бондарь. 4-е изд. – Минск : Выш. школа, 2007. – 564 с.
16. Налоги и налогообложение: учебник / И.А. Майбуров [и др.]; под ред. И.А. Майбурова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 511 с.
17. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. 5-е изд., испр. и доп. Минск: Высшая школа, 2008. 320 с.
18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс] : 19 дек. 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс] : 29 дек. 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Недоступ, А. Изменен порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость / А. Недоступ // Налоговый вестник. -2014. № 2. С. 26-34.
21. Недоступ, А. Изменения в Налоговом кодексе в части исчисления и уплаты НДС / А. Недоступ // Налоговый вестник. -2014. № 1. С. 50-68.
22. Недоступ, А. Налог на недвижимость 2014 / А. Недоступ // Консультант бухгалтера. -2014. № 2. С. 51-54.
23. Недоступ, А. Уплата налога на недвижимость в 2014 году / А. Недоступ // Финансовый директор. -2014. № 1. С. 44-47.
24. Новации налогового законодательства -2014: комментарии к Закону Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения // Налоги Беларуси. -2014. № 1. С. 36-59.
25. Новинка 2014 года – единый налог на вмененный доход // Главный бухгалтер. 2013. № 39. С. 77.
26. Новый особый режим налогообложения вводится с 1 января 2014 года для организаций, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов // Налоги Беларуси. -2014. № 3. С. 36-37.
27. Нулевая ставка НДС и освобождение от налога // Экономическая газета. -2014. 18 марта (№ 21). Прил. : с. 4-5.(Всё о налогах).
28. О бухгалтерском учете и отчетности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 июля 2013 г., № 57-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. Павлова, А. С 1 января 2014 года перечень доходов, непризнаваемых объектами обложения подоходным налогом, дополнен новыми позициями : комментарий к ст. 153 НК в редакции Закона № 96-З / А. Павлова // Главный бухгалтер. Зарплата. -2014. № 3. С. 3-7.
30. Парыгина, В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики : учеб. пособие / В.А. Парыгина. М. : Статус-Кво 97, 2005.
31. Пепеляев, С.Г. Налоговое право: учебник / С.Г. Пепеляев [и др.] ; под ред. С.Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2004.
32. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2010. − 768 с.
33. Пилипенко, А.А. Налоговое право : учеб. пособие / А.А. Пилипенко. Минск : Книжный Дом, 2006. – 567 c.
34. Попов, Е.М. Налог на недвижимость специфическая форма распределения денежных доходов организаций / Е. М. Попов, Т. Е. Попова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2011. – № 6. – С. 45-51.
35. Послед, М.Ч. Налоги, которые мы платим: сравнительный анализ особенностей налогообложения в 2008-2011 годах / М. Ч. Послед // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2010. – № 12. – С. 21–38.
36. Санюкевич, А. Изменения в исчислении налога на прибыль в 2014 году, актуальные для банков / А. Санюкевич // Моя бухгалтерия. Банковская деятельность. -2014. № 2. С. 27-31.
37. Сасов, К.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по налогообложению / К.А. Сасов; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Волтерс Клувер, 2008. 320 с.
38. Сборник образцов уголовно-процессуальных документов с комментариями: возбуждение уголов, дела и предвар. расследование: учеб.-практ. пособие / под рук. и науч. ред. М.А. Шостака. Минск: Амалфея, 2006. 703 с. Уголовный процесс БССР: учеб. пособие / Под ред. С.П. Бекешко, Е.А. Матвиенко. Минск: Вышэйшая школа, 1979. 542 с.
39. Сидоренко, Д. Особые режимы налогообложения и отдельные категории плательщиков: плюс новый налог / Д. Сидоренко // Налоговая оптимизация. 2014. № 1. С. 65-73.
40. Соловьев, В.А. О правовой природе налога / В.А. Соловьев // Журн. рос. права. -2002. -№3. С. 22-28.
41.Тедеев, А.А. К вопросу о месте налогового права в системе российского права / А.А. Тедеев // Законодательство и экономика. 2004. № 4. С. 40-46.
42. Тедеев, А.А. Налоговое право: учебник / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Эксмо, 2004. – 864 с.
43. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Элек-тронный ре-сурс] : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.04.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
44. Уголовный кодекс Республики Беларусь: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
45. Уголовный процесс. Общая часть : Учебник / под. общ. Редакцией И.В. Данько. Минск: Академия МВД, 2012. 478 с.
46. Франк, Ф.К Об определении понятия и сущности общих принципов налогового права /Ф.К. Франк//Журн. рос. права.-2003.-№4.-С. 107-112.
47. Ханкевич, Л.А. Налоговое право/ Л.А. Ханкевич. Минск: Тетра Системе, 2007. – 127с.
48. Худяков, А.И. Основы налогообложения: учеб. пособие / А.И. Худяков, М.Н. Бродский, Г.М. Бродский. СПб.: Европейский дом, 2002. -432 с.
49. Цинделиани, Н.А. Налоговое право России: учебник / И.А. Цинделиани [и др.]. М: Эксмо, 2008. 576 с.
50. Шахмаметьев, А.А. Налоговое резиденство иностранных организаций: теория и практика правового регулирования / А.А. Шахмаметьев // Государство и право. 2009. № 8.-С. 46-53.
51. Шепенко, Р.А. Налоговое право: конституционные нормы / Р.А. Шепенко. М: Статут, 2006.-303 с.
52. Шостак, М.А. Уголовный процесс : учеб. пособие / М.А. Шостак. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. 630 с.
53. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т.Ф. Юткина. М.: ИНФРА-М, 2001.-576 с.
54. Яговкина, В.А. Некоторые аспекты института налогового правоотношения / В.А. Яговкина // Правоведение. 2002. № 5. С. 93-96.