Конституционно-правовое регулирование социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Конституционно-правовое регулирование социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2019
251.00 BYN
Конституционно-правовое регулирование социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Поделиться
Введение
Глава 1 Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина в Республике Беларусь
1.1 Понятие и значение социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь
1.2 Социальные права граждан Республике Беларусь
1.3 Экономические права граждан Республике Беларусь
Глава 2 Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь
2.1 Защита прав человека и гражданина: понятие, признаки, способы
2.2 Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
2.3 Административно-правовые способы защиты прав человека
2.4 Юридические средства самозащиты прав и свобод человека
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Конституция Республики Беларусь 1994 года провозглашает Республику Беларусь государством всеобщего благосостояния, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и развитие человека. Формирование государства всеобщего благосостояния в Республике Беларусь требует активной работы по мотивации производства, распределению доходов между различными секторами общества посредством налоговой системы и бюджетной политики, здравоохранения и других социальных программ. В общественном сознании Беларуси и других стран права человека стали общепризнанной гуманистической ценностью и элементом демократии. При демократическом расположении прав и свобод граждан они представляют собой важнейший социально-политико-правовой институт и объективно выступают за изменения в достижениях конкретного общества, как показатель зрелости и цивилизации. В обществе важно уважать не только личные права граждан, но и социально-экономические права на труд, образование и так далее. Актуальность исследования на эту тему определяется тем фактом, что в современном демократическом государстве индивидуальные права человека составляют важнейший политический, правовой и социальный институт, который служит ориентиром для достижений общества, его «визитной карточкой». Права человека – это определенные нормативно структурированные характеристики и особенности существования человека, которые выражают его свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями их жизни, их отношений с обществом, государством и другими людьми. Права человека дают обществу возможность управлять государством или отделяться от него, чтобы определять себя в личной жизни, в выборе веры, в отношении к религии или в собственности. Включение гражданского общества государством, национализация всех сфер жизни происходит тогда, когда права человека отсутствуют или носят декоративный характер. Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, Конституция Республики Беларусь. Предметом исследования выступают социальные и экономические права граждан Республики Беларусь.
Глава 1 Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина в Республике Беларусь
1.1 Понятие и значение социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь
Социальные и экономические права являются неотъемлемой частью системы прав и свобод для обеспечения права на достоинство людей и граждан. Общая интегрирующая (дифференцирующая) характеристика этих прав состоит в том, что они в совокупности определяют право на достаточный жизненный уровень (статья 2 Конституции Республики Беларусь) [1, с. 10]. Определенная группа основных прав и свобод человека и гражданина является социально-экономические права и свободы. Это понятие включает в себя комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Характеристика социально-экономических и экономических прав состоит в том, что они представляют собой системообразующую особенность государства и права. Содержание этих прав и характер государства взаимосвязаны и взаимозависимы. Создание и реализация социально-экономических прав определяется характером государства, его неотъемлемыми чертами, свойствами. Объем (мера) и характер установленных прав, в свою очередь, составляют объективную характеристику государства, его политики и практики. Права человека – права, лежащие в основе правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств. Социально-экономические права – это способности людей производить и распространять материальные блага, предназначенные для обеспечения удовлетворения экономических и тесно связанных духовных потребностей и интересов людей. К социально-экономическим правам относятся: трудовые права, право на охрану семьи и материнства, право на социальное обеспечение, право на жилище и так далее. Конституция Республики Беларусь однозначно устанавливает неотъемлемое (объективное) право каждого (гражданина и не гражданина, трудоспособного и нетрудоспособного и т.д.) на достойный уровень жизни: пользоваться необходимыми благами цивилизации, жить достойно, в материальном достатке, чувствовать себя равноправным членом сообщества и так далее. Однако объективное право каждого не трансформируется самопроизвольно в субъективное. Идеология социального государства исходит из требования разделения функций и обязанностей государства, прав и обязанностей человека и гражданина, их взаимной ответственности. Согласно статье 21 Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». Положения этой статьи в юридической литературе трактуются неоднозначно. Прежде всего, подвергается сомнению корректность термина «каждый» [2]. Справедливо указывается, что тот, кто в состоянии трудиться, должен сам заботиться о своем благополучии. Государство же обязано заботиться, оказывать содействие, помощь социально незащищенным гражданам (инвалидам, многодетным и т.д.), то есть, тем, кто по объективным причинам не в состоянии обеспечить себе достойный уровень жизни. Следовательно, должна быть взаимная ответственность человека, гражданина и государства в осуществлении экономических и социально-экономических прав. Тесная связь между экономическими и социально-экономическими (социальными) правами не дает оснований для их идентификации. В философской, политической и юридической литературе эти права рассматриваются как единая социальная группа прав и свобод человека и гражданина. Между тем, содержание этих прав, их функциональное назначение и их юридическая собственность различны [3, с. 21]. Поэтому социальные и экономические права человека являются одними из самых актуальных тем, изучаемых юристами, политологами и правозащитниками. В знак признания социально-экономических прав предоставление и защита государства являются одной из важнейших предпосылок развития общества и каждого человека. Обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека является одним из приоритетов внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Глава 2 Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь
2.1 Защита прав человека и гражданина: понятие, признаки, способы
Защита прав человека (в широком смысле) подразумевает защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства [21, с. 29]. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривается как в широком, так и в узком понимании. В узком смысле механизм защиты прав и свобод человека и гражданина означает совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, с помощью которого раскрывается процесс осуществления такой деятельности. Механизм защиты предполагает возможность самому защитить свои права и свободы с помощью форм и методов защиты, где под формами понимаются условия для защиты нарушенных прав, а под методами – средства и способы воздействия. Б. Л. Железнов в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет [22, с. 53]:
1) соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. В то же время нормы других отраслей права вытекают из конституционных норм, а сами конституционные нормы, которые включают статус человека и гражданина, транспонируются нормами других отраслей права;
2) регулируемые нормами права общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод. Такие отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они формируются между индивидом, общественными объединениями, с одной стороны, и государством – с другой;
3) гарантии прав человека и гражданина.
В широком смысле механизм защиты прав человека и гражданина состоит из следующих элементов:
- правовых норм, установивших права человека и гражданина;
- юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;
- юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;
- правовых отношений – «выступающие как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права)»;
- деятельности субъектов правозащитной деятельности, в том числе органов государственной власти, неправительственных организаций и управомоченного лица по защите своих прав и свобод;
- применение данными лицами определенных методов защиты;
- социальной, в том числе юридической ответственности, к которой привлекаются лица, нарушившие права и свободы человека и гражданина.
Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в узком смысле является комплексом применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Механизм защиты прав имеет следующее действие: субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных правовых условиях (форма защиты), применяет то или иное установленное средство или способ защиты (метод защиты). Отметим, что существует четыре уровня защиты прав и четыре вида гарантий. Критерием отграничения в данном случае является территория применения:
- международные гарантии;
- внутригосударственные (национальные) гарантии;
- региональные гарантии прав человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав на территории региона;
- местные гарантии, применяемые на уровне муниципального образования.
Таким образом, определим механизм защиты прав человека и гражданина, как систему определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав, находясь в определенной жизненной ситуации. Классическая юриспруденция традиционно разделяет государство и гражданское общество как разные явления. Государство символизирует публичное пространство, гражданское общество – деполитизированное производство свободы, основу которого составляют экономика свободного рынка и человек как единица социального измерения. В практике современных цивилизованных стран классические границы между государством и гражданским обществом «трансформируются во взаимопроникающие, гибридные институты, которые не могут быть однозначно определены как коллективные или общественные».
Заключение
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
1. Социально-экономические права человека являются одним из ключевых вопросов, которые сегодня исследуют юристы, политологи и правозащитники, признавая социально-экономические права, обеспечивая защиту государства, одно из важнейших условий развития общества и личности. Обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека является одним из важных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
2. Социальные права и гарантии их реализации являются неотъемлемой частью системы прав человека и гражданина. Их характеристики выражены в том или ином аспекте права на достоинство. К социальным правам относят право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на социальное обеспечение, на жилище, и образование.
3. Экономические права и их реализация создают условия для достойной жизни, осуществления социальных и экономических прав и являются гарантией личного достоинства. К экономическим правам граждан Республики Беларусь относят:
- право на труд.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
- право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда;
Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.
- право на отдых;
Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
1. Шабайлов, Д. В. Сущность социально-экономических прав и гарантии их реализации в Республике Беларусь : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Д. В. Шабайлов. Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2011. – 22 с.
2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Козлова, Е. И. Конституционное право России / Е. И. Козлова. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.
4. Кацубо, С. П. Основы прав человека : учеб. пособие / С. П. Кацубо. – Мн. : Университетское, 2002. – 263 с.
5. О здравоохранении : Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Мн. : Книжный Дом, 2010 – 767 с.
7. Кунцевич, К. Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. Кунцевич. – Мн. : Молодежное, 2003 – 172 с.
8. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Пастухов, М. И. Конституционное право Республики Беларусь / М. И. Пастухов. – Мн. : Право и экономика, 2005 – 268 с.
10. О пенсионном обеспечении : Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей : Закон Респ. Беларусь, 29 дек. 2012 г., № 7-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 июня 2013 г., № 569 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. О занятости населения : Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Трудовой Кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении положения об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 июня 1999 г., № 860 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О профессиональных союзах : Закон Респ. Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Котляр, И. И. Права человека : учеб. пособие / И. И. Котляр. – Мн. : Тесей, 2005. – 288 с.
19. Подупейко, А. А. Конституционное право Республики Беларусь : курс лекций / А. А. Подупейко. – Мн. : Академия МВД РБ, 2008 – 256 с.
20. Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь : учеб. пособие / В. Н. Кивель. – Мн. : Академия управления при Президенте РБ, 2007 – 263 с.
21. Вицин, С. Е. Механизмы защиты прав и свобод человека в правовом государстве / С. Е. Вицин // Защита прав человека : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М., 1999. – С. 28-33.
22. Железнов, Б. Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод / Б. Л. Железнов // Ученые записки. Т. 138. Юридические науки. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2000. – 253 с.
23. Макушин, А. А. Конституционная защита прав и свобод человека: подходы к понятию / А. А. Макушин // Конституц. и муницип. право. – 2004. – № 4. – С. 21-23.
24. Терехин, В. А. Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод граждан : понятие и структура / В. А. Терехин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2004. – № 2. – С. 140-148.
25. Снежко, О. А. Защита прав граждан – основная обязанность Российского государства / О. А. Снежко // Право и политика. – 2005. – № 10. – С. 103-114.
26. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Кн. дом ; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
27. Енгибарян, Р. В. Конституционное право : учебник / Р. В. Енгибарян, Э. В. Тадевосян. – М. : Юристъ, 2000. – 492 с.
28. Гражданский Кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. Приходько, И. А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе. Основные проблемы : Дис. … д-ра юрид. наук / И. А. Приходько. – М., 2005. – 672 с.
31. Салищева, Н. Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации / Н. Г. Салищева // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. – М., 1994. – С. 74-75.
32. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 12(14). – Ст. 125.
33. Брэбан, Г. Французское административное право / Г. Брэбан. – М., 1988. – 488 с.
34. Коркунов, Н. М. Русское государственное право / Н. М. Коркунов. – СПб., 1899. – С. 497-498.
35. Советское административное право. – М., 1990. – С. 240.
36. Собрание Постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1991. – № 5-4. – Ст. 24.
37. Собрание Постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1993. – №28. – Ст. 544.
38. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1996. – № 21. – Ст. 376.
39. Теория государства и права. – М., 1986. – С. 307-308.
40. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
41. Рябцев, Л. М. Личные права граждан / Л. М. Рябцев. – Мн., 1993. – С. 25.
42. Шустров, Д. Г. Иерархия конституционных ценностей / Д. Г. Шустров // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 6. – С. 6-15.
43. Чичерин, Б. Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. – М., 1999. – 495 с.
44. Уголовный Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты