Введение
Развитый финансовый рынок воздействует на экономику страны по трем основным направлениям. Во-первых, облегчает и ускоряет мобилизацию сбережений, так как предлагает вкладчикам и инвесторам дополнительные инструменты и каналы для размещения их фондов на более выгодных условиях в сравнении с условиями по банковским депозитам. Во-вторых, расширяет и упрощает доступ субъектов хозяйствования к финансированию. В-третьих, снижает возникающие риски, так как создает среду, которая конкурентоспособна, прозрачна и характеризуется присутствием множества разнообразных финансовых продуктов и услуг, в том числе производных инструментов, которые позволяют эффективно управлять рисками. Очевидно, что сегодня после участившихся кризисов в экономиках с доминирующей банковской системой большинство государств мира стремятся к созданию развитых фондовых рынков. Реформы в финансовой системе они часто закладывают в основу экономического развития страны. Почти во всех странах с развитой экономикой финансовые системы представляют собой широкий ряд финансовых продуктов и услуг. Эффективность развитых систем способствовала макроэкономической стабильности и устойчивому экономическому росту. Ключевыми элементами финансового рынка являются банки и небанковские финансовые учреждения. Поскольку деятельность данных секторов предполагает важные совместные действия, они должны быть равнозначно развиты. Так, государственная финансовая система большинства стран для удовлетворения своих финансовых потребностей опирается на банки, а субъекты хозяйствования и домашние хозяйства полагаются на доступность широкого спектра финансовых продуктов и услуг, которые предлагаются не только банками, но и страховыми, лизинговыми, факторинговыми, венчурными компаниями, взаимными, пенсионными, инвестиционными фондами и другими небанковскими организациями [1, c. 3–4].
Глава 1 Порядок государственной регистрации и лицензирования небанковских кредитно-финансовых организаций
1.1. Понятие и общая характеристика небанковских кредитно-финансовых организаций
По определению Всемирного банка, небанковская финансовая организация – это финансовое учреждение, которое не имеет полноценной банковской лицензии и не может осуществлять в совокупности ключевые банковские операции [22, c. 22]. Однако предоставляя дополнительные и альтернативные финансовые услуги, небанковские финансовые организации улучшают общесистемный доступ к финансам, помогают облегчить долгосрочные инвестиции и финансирование, часто являющиеся проблемой на ранних стадиях развития деятельности субъектов хозяйствования в финансовой системе, имеющей ориентацию на развитие банковских учреждений. Они также создают возможности для лучшего управления рисками, влияя на уменьшение потенциала системного риска (возникающего по причине скопления ресурсов), путем распределения рисков между учреждениями, которые готовы их принять, и применения методов управления портфелем, которые перераспределяют риски через разнообразные части финансовой системы [61, c. 4]. Кроме того, присутствие и развитие на рынке договорных (коллективных) сберегательных учреждений (страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов) расширяет диапазон продуктов, доступных людям и компаниям, имеющим ресурсы для инвестирования. Согласно определению Международного валютного фонда, небанковская финансовая организация – это финансовое учреждение, которое не имеет полноценной банковской лицензии или деятельность которого не находится в компетенции национального или международного банковского контролирующего органа. Организации данного профиля способствуют развитию финансовых услуг, связанных с банковской деятельностью, таких как инвестиции, управление рисками, сбережения, финансовое посредничество. Они могут быть представлены инвестиционными фондами, финансовыми компаниями, страховыми организациями, пенсионными фондами, хедж-фондами, организациями по обмену валют и микрофинансовыми учреждениями [33, с. 153]. Банк международных расчетов определяет небанковские финансовые институты в качестве частных или общественных финансовых учреждений (за исключением банков), занимающихся прежде всего оказанием финансовых услуг и вспомогательной деятельностью по финансовому посредничеству (например, управлением фондами). К таким организациям относятся специализированные организации, хедж-фонды, брокеры ценных бумаг, фонды денежного рынка, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые лизинговые корпорации, паевые тресты, центральные клиринговые контрагенты и другие вспомогательные финансовые институты, а также любые общественные финансовые учреждения, такие как банки развития и агентства по экспортному кредиту [44, c. 294]. Приведенные определения показывают, что в международной практике применяется единый термин «небанковская финансовая организация» и выработан схожий подход к определению данного типа организаций (под ними понимаются финансовые учреждения, не имеющие полноценной банковской лицензии и занимающиеся оказанием финансовых услуг или финансовым посредничеством). В то же время в разных странах деятельность небанковских финансовых организаций имеет свои особенности. Так, страны Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) до недавнего времени ориентировались на развитие банковской системы с незначительным присутствием рынка ценных бумаг, страховых, лизинговых рынков и пенсионных фондов. Другие виды небанковских финансовых организаций отсутствовали или оставались слаборазвитыми.
Глава 2 правовые основы деятельности организации с официальным статусом «небанковская кредитно-финансовая организация»
2.1 Небанковская кредитно-финансовая организация «Хоумкредит»
Экономика любого государства – предмет особого контроля со стороны правительства данной страны. Организации, вовлеченные в сферу финансово-кредитных отношений, взаимодействуют между собой в процессе осуществления своих хозяйственных и финансовых операций. В этой связи сложно переоценить роль коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, которые непосредственно задействованы в обслуживании финансовых операций государства, граждан, субъектов хозяйствования, взаимодействуют с международными финансовыми институтами, иностранными банками и другими национальными и иностранными финансовыми учреждениями. Результаты работы данных организаций, а также выбранные ими направления развития, безусловно, затрагивают большое количество других сфер и звеньев финансово-кредитной системы государства. Именно поэтому национальные регуляторы отводят особую роль и значимость регулированию финансовой деятельности. Несмотря на разнообразие финансовых институтов на финансово-кредитном рынке Республики Беларусь, наибольший интерес с позиции регулирования Центральным банком страны вызывают банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Если банки в Республике Беларусь функционируют давно и уже имеют большую историю своей работы, то небанковские кредитно-финансовые институты явление новое и пока мало изученное. Однако не все НКФО в Республике Беларусь продолжают свою работу. Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 14 сентября 2018 г. № 414 (далее – постановление № 414) принял решение о государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ЗАО «Альфа–Банк», связанных с реорганизацией путем присоединения к нему ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Хоум Кредит». Также в соответствии с постановлением № 414 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет произведена запись о прекращении деятельности ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Хоум Кредит». Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 14 сентября 2018 г. № 414 (далее – постановление № 414) принял решение о государственной регистрации изменений и дополнений в Устав ЗАО «Альфа–Банк», связанных с реорганизацией путем присоединения к нему ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Хоум Кредит». Также в соответствии с постановлением № 414 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет произведена запись о прекращении деятельности ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Хоум Кредит».
Глава 3 Правовой статус микрофинансовых и лизинговых организаций
3.1 Микрофинансовые организации, их виды и правовой статус
Микрофинансирование – категория услуг, предлагаемая недостаточно обеспеченному населению и начинающим предпринимателям. Она представлена микрокредитованием, сберегательными операциями, микрозаймами, денежными переводами, страхованием и микролизингом, при этом сумма отдельно взятой транзакции невелика. История развития микрофинансирования в нашей стране начинается с регистрации первого потребительского кооператива в 2002 г. Эта некоммерческая организация работала на основании «Положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденного постановлением Совета Министров от 30.12.2010 г. №1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В нее входили 10 небольших фирм, которые объединили свои паевые взносы для оказания временной финансовой помощи членам организации. В отличие от банков, чья деятельность регулируется официальными государственными органами, кредитные кооперативы координируют свою работу через создаваемые ими «гражданские институты». В нашей стране ими являются Республиканская ассоциация потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи (РАПКФВ) и Республиканский микрофинансовый центр (РМЦ). Год спустя после своего учреждения РАПКФВ уже объединяла 70% белорусских кредитных кооперативов. Данная ассоциация действует в сфере совершенствования правового пространства, а также работает в направлении методологического обеспечения и популяризации кредитной кооперации в стране. Ее усилия привели к упразднению в 2009 г. нормы, устанавливающей обязанность уплаты авансового подоходного налога с полученных пайщиками займов. При поддержке РАПКФВ был зарегистрирован ряд кредитных кооперативов в Минске, один – в Бресте и один – в Витебске. Также эта структура организует обучение и консультирование персонала вновь создаваемых и действующих потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи (ПКФВ), проводит анализ финансового состояния своих участников, разрабатывает рекомендации по профилактике и преодолению кризисных явлений, программы учета и стандартизации документооборота [33, c. 55]. Республиканский микрофинансовый центр был создан марте 2009 г. в форме «кооператива второго уровня». Он строит свою деятельность на аккумулировании свободных денежных средств и перераспределении их между МФО, нуждающимися в привлеченных сторонних ресурсах для пополнения собственных портфелей или повышения уровня ликвидности. РМЦ участвует в методологическом обеспечении микрофинансирования, проводя обучение и текущее консультирование персонала МФО, а также взаимодействует с зарубежными микрофинансовыми центрами, тем самым способствуя внедрению в Беларуси лучшего мирового опыта [25, c. 67]. По данным РАПКФВ и РМЦ, на начало 2013 г. в республике зарегистрировано 29 кооперативов трех видов. Большинство из них которых входят субъекты малого предпринимательства, на третьем месте – организации смешанного типа. Количество действующих МФО растет очень медленно из-за ряда сдерживающих факторов. Основной из них – отсутствие четкого законодательства, регламентирующего данный сегмент экономики. В случае получения финансирования для физических либо юридических лиц нет особого значения, кто выдает денежные средства. В обратном случае, при размещении сбережений, немаловажен статус организации, а также гарантии возврата привлеченных займов.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Сегодня законодательство стран ЕАЭС, регулирующее деятельность небанковских кредитно-финансовых организаций, несовершенно, а регулирование деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций и других финансовых организаций (лизинговых, микрофинансовых и страховых) имеет свои отличительные особенности. Устранение противоречий и пробелов в законодательных актах, а также активное развитие соответствующей научной литературы будут способствовать совершенствованию теоретических основ развития небанковских кредитно-финансовых институтов, что, в свою очередь, положительно отразится на построении системы регулирования, контроля и оценки деятельности данных институтов на финансово-кредитном рынке страны.
2. Нацбанк по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь [28, c.90]. При достижении установленного размера (квоты) прекращается государственная регистрация банков, учредителями (акционерами) которых являются иностранные инвесторы. Все это обусловило особой характер полномочий Нацбанка в сфере государственной регистрации банков. Также для небанковских кредитно–финансовых организаций Республики Беларусь устанавливаются требования по формированию специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе. Анализ данных, представленных на официальных сайтах небанковских кредитно–финансовых организаций, позволяет говорить о выполнении всеми небанковскими кредитно–финансовыми организациями Республики Беларусь требования по формированию резервов по состоянию на начало 2017 года.
1. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования: утв. Декретом Президента Респ. Беларусь от 16 янв. 2009 г. № 1 (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : Беларусь. ТехнологияПроф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : Беларусь. ТехнологияПроф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
3. Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитнофинансовых организаций и лицензировании банковской деятельности: утв. пост. Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 7 дек. 2012 г. № 640 (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : Беларусь. ТехнологияПроф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: : Кодекс Респ. Беларусь, 15дек. 1998 г., № 219-З (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : Беларусь. ТехнологияПроф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
5. О регулировании лизинговой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 25 февр. 2014 г., № 99 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
6. Сведения о лизинговых организациях, включенных в реестр лизинговых оргнизаций // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/finsector/leasing/ register.
7. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2015 г. // Ассоциация лизингодателей [Электронный ресурс] – М., 2017. – Режим доступа: https://leasing-belarus.by/analitika/rejtingkompanij/.
8. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2016 г. // Ассоциация лизингодателей [Электронный ресурс] – М., 2017. – Режим доступа: https://leasing-belarus.by/analitika/rejting-kompani j.
9. Лизинг: основы теории и практики: учеб.пособие / В.А. Шабашев, Е.А. Федулова, А.В. Кошкин; под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.: КНОРУС, 2008– 192 с.
10. Сведения о лизинговых организациях, включенных в реестр лизинговых организаций [Электронный ресурс] /Национальный банк Республики Беларусь.– Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/leasing /Register/.
11. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2016 г. / С. В. Шиманович, А. И. Цыбулько. – Минск : Международный университет «МИТСО», 2017. – 80 с.
12. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2017 г. / С. В. Шиманович, А. И. Цыбулько. – Минск : Международный университет «МИТСО», 2018. – 92 с.
13. Алымов, Ю.М. О стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011–2015 гг. / Ю.М. Алымов // Банковский вестник. –2011. – 17/516. – С. 9-18.
14. Захкин, А.А. Микрофинансирование на рынке финансовых услуг: история вопроса и мировой опыт / А.А.Захкин // Банковские услуги. – 2013. – №2. – С.8-14.
15. Лаврушин, О.И. Банковское дело: учеб. для вузов / О.И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 2007.
16. Осипов, В.М. Банковская система РБ: актуальные проблемы взаимодействия с реальным сектором экономики // Деньги и кредит. 2008. №2. С. 38-42
17. Указ Президента Республики Беларусь «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» от 30.06.2014 г. №325 (с изменениями от 31.12.2015 г.) Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.01.2016, 1/16207
18. Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 389 «Единое расчетное и информационное пространство в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
19. Указ Президента Республики Беларусь от 10.01.2014 № 13 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 389» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru. –
20. Инструкция о порядке функционирования единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 10.06.2014 № 393 (электронный архив Национального банка Республики Беларусь).
21. Сведения о банках и небанковских кредитно–финансовых организациях, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах по состоянию на 01.03.2017 [Электронный ресурс]: Национ. банк Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/system/banks/list.
22. Выполнение ИНКАСС.ЭКСПЕРТ нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Официальный сайт ЗАО Небанк. кред.–фин. орг. ИНКАСС.ЭКСПЕРТ. – Режим доступа: http://www.incass–expert.by/wps/portal/nkfo/company/reports.
23. Выполнение ОАО «Небанковская кредитно–финансовая организация «ЕРИП» нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком Республики Беларусь, по состоянию на 01.02.2017 Электронный ресурс]: Официальный сайт ЗАО Небанк. кред.–фин. орг. ЕРИП. — Режим доступа: http://raschet.by/nkfo/raskrytie–informatsii/.
24. Показатели, характеризующие выполнение нормативов безопасного функционирования на 01.01.2017 [Электронный ресурс]: Официальный сайт ЗАО Небанк. кред.–фин. орг. Хоум Кредит. – Режим доступа: http://homecredit.by/about/financial_stat.php.
25. Создание банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/BankCreation/.
26. Глушко, Н.А. Сравнительная характеристика деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь / Н.А. Глушко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы X Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18–19 мая 2017 г. : в 2 т. / редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др. ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т. – Минск : БГЭУ, 2017. – Т. 1. – С. 147–149.
27. Статистический бюллетень [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/bulletinYearBook/Stat_Bulletin_Yearbook%202016.pdf.
28. Новости и пресс-релизы [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/News.
29. Информация о финансовом состоянии банков [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/system/Banks/FinancialPosition/BalanceSheet.
30. Сведения о банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/system/banks/list.
31. Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций [Электронный ресурс] : постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь 28 сент. 2006 г. №137 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
32. О методике расчета показателей капитала, левереджа и ликвидности Базель III [Электронный ресурс] : Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/system/Basel_III/L23_14_79_2012.pdf. – Дата
33. Райзберг, Б.А. Ликвидность / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева // Словарь современных экономических терминов. – 6-е изд. перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – С. 191.
34. Basel III: The Liquidity Coverage Ratio and Liquidity Risk Monitoring Tools. Bank for International Settlements. January 2013. – Режим доступа: https://www.bis.org/publ/bcbs238.pdf.
35. Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2016 [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/finstabrep/FinStab2016.pdf.
36. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : постановление Министерства финансов Респ. Беларусь и Министерства экономики Респ. Беларусь, 27 дек. 2011г. №140/206 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
37. Леванов, М. Б. Понятие и юридическая природа кредитного до-говора // М. Б. Леванов, М. Н. Шимкович // Проблемы управления. – 2008. – № 4.
38. Лунц, Л. А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве / Л. А. Лунц. – М. : Изд-во «Статут», 2003. – 231 с.
39. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А. В. Малько. – М. : Юристъ, 1997. – 272 с.
40. Марковник, Н. Р. О некоторых вопросах кредитного договора / Н. Р. Марковник. – Минск : «Промышленно-торговое право». – 2012. – №7. – С.36-43.
41. Маркс, К. Предисловие к «Критике политической экономии». Соч. 2-е изд. – Т. 13. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М. : Государственное изда-тельство политической литературы, 1959. – 655 с.
42. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 294 с.
43. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/. – Дата доступа: 05.04.2019.
44. Новоселова, Л. О правовой природе средств на банковских сче-тах // Л. Новоселова // Хозяйство и право. – 1996. – № 7.
45. Орехов, С. А. Кредитный договор: организационно-правовой ас-пект: Учеб.-практ. пособие / С. А. Орехов, В. В. Афонин. – М. : «Спутник+», 2012. – 298 с.
46. Особенности взыскания банком задолженности по кредитному договору с поручителя (по состоянию на 09.10.2017) / Замулко М. Г. // Кон-сультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
47. Подгруша, В. В. Гражданское право: Справочник-комментарий / В. В .Подгруша. – Мн. : Кн. дом, 2003. – 831 с.
48. Потребительский кредит [Электронный ресурс] / Беларусбанк. – Режим доступа: https://belarusbank.by/ru/fizicheskim_licam/kredit/consumer/kredit-na-potrebitelskie-nuzhdy.
49. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / под общей редакцией В. А. Витушко, Р. И. Филипчик. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 461 с.
50. Решение Экономического суда Могилевской области от 09 фев. 2016 г. (дело № 261-8/2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Бе-ларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
51. Рудичева, Н. И. О принципах банковского кредитования / Н. И. Рудичева // Российская юстиция. – 2016. – № 4. – С. 17-19.
52. Сидорчук, И. П. Гражданское право (особенная часть): краткое изложение курса / И. П. Сидорчук. – 2-е изд. – Минск : Амалфея, 2009. – 342 с.
53. Сидорчук, И. П. Гражданское право (особенная часть): краткое изложение курса / И. П. Сидорчук, Ю. Н. Гайдук. – Минск : Амалфея, 2008. – 342 с.
54. Суханов, Е. Заем и кредит. Финансирование под уступку денеж-ного требования. Банковский вклад. Банковский счет / Е. Суханов // Хозяй-ство и право. – 1996. – № 7.
55. Тарасов, А. В. Некоторые проблемные вопросы теории и практи-ки кредитного договора / А. В. Тарасов. – «Промышленно-торговое пра-во». – 2012. – №2. – С.31-38.
56. Томкович, Р. Р. Кредитный договор в праве Республики Бела-русь: теоретико-прикладные аспекты / Р. Р. Томкович. – «Юрист». – 2011. – №6. – С.34-39.
57. Трофимов, К. Безналичные деньги. Есть ли они в природе? / К. Трофимов // Хозяйство и право. – 1997. – № 3.
58. Функ, Я. Законодательная регламентация кредитного договора в Республике Беларусь / Я. Функ. – Бюллетень нормативно-правовой инфор-мации. – 2012. – №7. – С.32-38.
59. Халфина, Р. О. Общее учение о правоотношении / Р. О. Халфи-на. – М. : Юридическая литература, 1974. – 352 с.
60. Цветков, А. В. Кредитный договор: проблемы правоприменения / А. В. Цветков. – «Юстиция Беларуси». – 2013. – №2. – С.32-41.
61. Чеговадзе, Л. А. Структура и состояние гражданского правоот-ношения / Л. А. Чеговадзе. – М. : Бек, 2004. – 542 с.
62. Яшина, А. А. Правовое регулирование кредитных отношений в современных условиях / А. А. Яшина. – М., «Юрист», 2011. – 214 с.