Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях совершенствования процесса укрепления национальной безопасности суверенитет государства требует уточнения роли и места органов внутренних дел в структуре механизма бело-российского государства. Функциональное назначение органов внутренних дел напрямую связано с установлением их места и роли в формировании гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение. До принятия Закона об ОВД в Беларуси Закон от 26 февраля 1991 года [16, c. 77], который регулировал отношения между полицией Беларуси и обществом, определял его место в государственном механизме, обозначал структурные Организация, регламентированные задачи, права и обязанности государство полиции. Однако оно не раскрыло концепцию органов внутренних дел. И только с принятием Закона об ОВД было сформулировано понятие «органы внутренних дел», в котором содержатся основные черты, которые характеризуют и определяют их место и роль в обществе и государстве [27]. В ст. 1 Закона об ОВД содержится определение правоохранительных органов как государственных правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью, охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и другими законодательными актами Республика Беларусь. Органы внутренних дел являются неотъемлемой частью системы национальной безопасности Республики Беларусь [27]. Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с управлением органов внутренних дел. Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с управлением органов внутренних дел.
Глава 1 Административно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
- представляет собой совокупность юридических средств;
- средства носят административно-правовой характер;
- объектом воздействия выступают управленческие отношения;
- направлено на решение задач общества и государства;
- активизирует субъекты управленческих отношений;
- повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
- обеспечивается принудительной силой государства.
Сторонники естественно-правовой теории рассматривают закон как средство фиксации изначально существующих прав и свобод, а представители позитивитской школы указывают на то, что закон это проявление воли государства, и именно государство создает права и свободы. С научной точки зрения, каждый юрист сам формирует свое отношение к правопониманию, но с точки зрения сотрудника правоохранительных органов применяющего нормы права выбора точки зрения по сути нет, так как он обязан руководствоваться позитивисткой моделью правопонимания. Административно-правовые отношения имеют ряд специфических признаков. Одним из таких признаков является особый предмет правового регулирования. Административно-правовые отношения отличаются разнообразием видов отношений, урегулированных нормами его права. Основные права и свободы граждан закреплены в Конституции и являются объектом как конституционно-правового, так и административно-правового регулирования. В научной литературе права и свободы для систематизации знаний классифицированы по различным основаниям. Так, с позиций субъекта (гражданина, человека) выделяют соответственно права и свободы человека и права и свободы гражданина. По способу реализации – индивидуальные и коллективные. Индивидуальное право может осуществляться коллективно, но в то же время такое право может осуществляться и защищаться индивидуально. Права коллективные в силу их природы индивидуально осуществляться не могут. Например, право на забастовку (ст. 41 Конституции) – коллективное право, но индивидуальная забастовка будет прогулом [12, с. 264]. По сфере проявления человеческой деятельности выделяют личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Можно классифицировать права и свободы на основные и дополнительные(производные). Последние возникают на основе первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством (ст. 37 Конституции) – основное право, а избирательное право (ст. 38 Конституции), в данном случае будет производным от него правом, сутью проявления основного права. Права и свободы сгруппированы во втором разделе Конституции. Так, статьи (21-23) закрепляют общие положения в области прав и свобод человека. Последующие статьи (24-32) относятся к личным правам и свободам, статьи 33-40 относятся к политическим правам и свободам, Социально-экономическим и социально-культурным правам и свободам посвящены соответственно группы статей 41-48 и 49-51 Конституции. Таким образом, в Конституции права и свободы изложены в логической последовательности, при этом можно выделить, что в отличие от Конституций, действовавших в советский период, личные права излагаются первыми, чем подчеркивается тезис «человек – высшая ценность».
Глава 2 Правовые основы организации и функционирования органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод личности
Зарождение белорусской милиции связано с революционными событиями 1917 года, когда на смену царской полиции пришла народная милиция Временного правительства, а после октября – советская рабочая и рабоче-крестьянская милиция, наследницей которой является современная милиция Республики Беларусь. События Февральской революции 1917 года привели к образованию новых правоохранительных органов для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Временным правительством принимаются постановления «О ликвидации корпуса жандармов» (06.03.1917), «Об упразднении Департамента полиции» (10.03.1917). Провозглашается замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности народной милиции были определены в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Вместо полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти [39, с. 5]. Целью перехода 17 сентября 1939 г. Красной армией границы Польши было возвращение западных областей, перешедших под власть Польши по Рижскому мирному договору. Этот договор был подписан между Советской Россией, Украиной и Польшей 18 марта 1921 г. По нему к Польше только западно-белорусских земель отошло 113 тыс. км2 с населением около 4 млн человек [31]. Так, на территории Западной Беларуси были созданы Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское воеводства, которые делились на поветы и гмины и на которых была развернута сеть полицейских участков постарунков. Многие земли находились в собственности католической церкви. Кроме того, за заслуги в советско-польской войне 1919-1920 гг. польские власти раздавали крупные участки белорусских земель бывшим офицерам и чиновникам, новым колонистам, называвшимся осадниками. Последние были хорошо организованы, вооружены и в отношении местного населения исполняли полицейские функции (по всей территории Западной Беларуси на хуторах насчитывалось около 10 тыс. человек). Западную Беларусь ос обождал специально созданный Белорусский фронт, состоявший из четырех армий и насчитывавший в составе около 201 тыс. красноармейцев[12, c. 66]. Противостояло импримерно 45 тыс. польских солдат и офицеров. В то же время СССР не объявлял войны Польше. Правительство Польши также признало, что состояния войны с СССР нет, и поэтому в своем приказе главнокомандующий полесской армией Э. Рыдз-Смиглы отдал приказ не вступать в военные действия с частями Красной Армии. Создавшаяся ситуация привела к тому, что значительных военных столкновений между польскими и советскими войсками почти не было. В большей степени это было связано с тем, что Польше приходилось вести войну с фашистской Германией, чья армия была несравнимо более организованной и подготовленной. Однако с небольшими очагами сопротивления Советской армии все же пришлось столкнуться. Кроме того приходилось участвовать в локальных военных столкновениях с остатками польской полиции жандармерии и определенной части офицеров, не ожидавших ничего хорошего от новой власти и переходивших на нелегальное положение. Освобождая населенные пункты Западных областей Беларуси, СССР сразу взял курс на создание советских органов власти временных управлений, взявших на себя функции организации советской власти на освобожденных территориях.
Глава 3 Пути совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности
Прежде всего необходимо обратить внимание, что должность сотрудника ОВД относится к особой группе профессий: так называемым профессиям общественного доверия. Специфика данных профессий заключается в том, что их представителям другие люди вверяют свое благополучие, судьбу, жизнь и здоровье, ожидая квалифицированных и эффективных действий с их стороны. Причем выполнение этих действий неизбежно связано с вторжением в частную сферу человека, его личную жизнь и связанные с ней права и свободы[68, с. 197]. К подобным профессиям можно отнести врачей, воспитателей детских учреждений, адвокатов и др. Так, от сотрудников ОВД граждане ожидают профессиональных действий по обеспечению безопасности, охране их жизни и здоровья в любой ситуации и без какой-либо дискриминации. Таким образом, правоохранительная деятельность ОВД в субъективном смысле отражает социально-обеспечивающую роль ОВД, обусловленную выполнением задач в интересах отдельных граждан либо социальных групп. Вообще отличительной чертой профессии сотрудника ОВД от иных профессий общественного доверия является возможность принудительного, насильственного вторжения в личную жизнь человека и ограничения его прав и свобод. В связи с этим полагаем, что возможности такого ограничения должны быть обусловлены прежде выполнением указанной выше социальной функции милиции – охрану и защиту прав и свобод человека, которая должна являться для них приоритетной. Данный тезис нашел отражение на международном уровне, получив закрепление в международных стандартах. Таким образом, место и роль сотрудников ОВД Республики Беларусь в сфере общественных отношений, связанных с правами и свободами человека, видится в двух аспектах. С одной стороны, исходя из социальной роли профессий общественного доверия, приоритетной задачей ОВД является защита, охрана, а в некоторых случаях – реализация прав, свобод и законных интересов граждан (правоохранительный аспект). Вместе с тем неотъемлемым компонентом выполнения большинства задач, стоящих перед сотрудниками ОВД, является принудительное ограничение прав и свобод человека и гражданина, в том числе относящихся к категории личных (правоограничительный аспект). В связи с этим возникает вопрос о соотношении указанных аспектов в повседневной деятельности сотрудников ОВД. На первый взгляд, рассматривая деятельность подразделений ОВД, непосредственно контактирующих с населением (патрульно-постовая служба, ГАИ, служба участковых инспекторов и др.), можно сделать вывод о превалировании правоограничительной деятельности над правоохранительной. Так, при относительно низком уровне уличной преступности сотрудникам все реже приходится применять реальные меры, связанные с непосредственной защитой права и свобод граждан и по пресечению противоправных посягательств на них. Таким образом, правоохранительный аспект все больше переходит в плоскость либо косвенной защиты прав человека путем профилактических мероприятий, либо деятельности по восстановлению прав, нарушенных в результате противоправного деяния. При этом правоограничительные меры принудительного характера не перестают быть атрибутом повседневной деятельности сотрудников территориальных подразделений ОВД. Как показывает практика последних лет средства массовой информации, разрушая традиционные идеологию и нравственные ценности общества, практически ничего не дают взамен, что приводит к нравственной деградации общества со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
Заключение
Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений. Органы внутренних дел и их должностные лица в ходе непосредственного осуществления своих функций издают акты применения норм административного права, осуществляют правоприменительную административную деятельность, вступают в административно-правовые отношения с различными субъектами административного права. Эти отношения определяются организационными, юридическими и иными условиями общества. Административно-правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и гражданами, а также другими субъектами административного права, предполагают наличие прав и обязанностей у участников этих отношений. В зависимости от характера прав и обязанностей участников правоотношений последние могут быть отношениями власти-подчинения. Отношения власти-подчинения возникают в связи с осуществлением сотрудником милиции функций по предупреждению, пресечению и привлечению правонарушителей к ответственности. В этих случаях он выступает как представитель государственного органа исполнительной власти, как лицо, наделенное государственно-властными полномочиями по применению мер принуждения.
1. Административное право : учебник / Л. М. Рябцев [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 с.
2. Административное право: учеб. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-вавнутр. дел Республики Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2013, ч. 1 : Административно-регулятивное право. – 438 с.
3. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – Т. 2. – 360 с.
4. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 1. – 360 с.
5. Антонова, В. П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (по материалам «Лазаревских чтений») / В. П. Антонова // Государство и право. – 1998. – № 8. – С. 5–32.
6. Ардашкин, В. Д. О подчинении и принуждении в советском государственном управлении / В. Д. Ардашкин // Вопросы советского государства и права : сб. ст. / редкол.: А.И. Ким [и др.]. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1966. – С. 315.
7. Афанасьев В.С. Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии // Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М.: НОРМА, 1996. – 465 с.
8. Балуев, Е.Н. Механизм реализации правоохранительной функции современного государства / Е.Н. Балуев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2011. – №2. – С. 94-100.
9. Бачила, В. В. Становление и развитие органов внутренних дел в Республике Беларусь / В. В. Бачила, А. Ф. Вишневский, А. С. Жмуровский, А. И. Мурашко // Право.by. – 2017. – № 1. – С. 5–14.
10. Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К. С. Бельский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С. 14–21.
11. Бельский, К. С. Полицейское право как подотрасль административного права / К. С. Бельский, Б. П. Елисеев, И. И. Кучеров // Государство и право. – 2001. – № 12. – С. 45–53.
12. Бондаренко, Н. Л. Принципы гражданского права Республики Беларусь :моногр. / Н. Л. Бондаренко. – Минск: БГЭУ, 2007. – 179 с.
13. Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность: очерк теории / С. Н. Братусь. – М.: Юрид. лит., 1976. – 215 с.
14. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : Учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
15. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. А.Ф. Вишневского. – Минск: Тесей, 1998. – 576 с.
16. Глебов, А. П. О деятельностном подходе в исследовании государства / А.П. Глебов // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. – С. 7-21.
17. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : курс лекций / С. Н. Бочаров [и др.] ; под ред. И. Б. Кардашовой ; Моск. ун-т МВД России. – М.: Щит-М, 2004. – 190 с.
18. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : Рус. яз., 1990. – Т. 3. – 555 с.
19. Дементьева, В. В. Возникновение коллегиальности римских магистратов / В. В. Дементьева // Альманах по древней истории и культуре. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. – Т. 2. – С. 72–90.
20. Демичев, Д. М. Принципы деятельности Правительства Совета Министров Республики Беларусь. Часть 1 / Д. М. Демичев // Право.by. – 2017. – № 5. – C. 71–77.
21. Демичев, Д. М. Принципы деятельности Правительства Совета Министров Республики Беларусь. Часть 2 / Д. М. Демичев // Право.by. – 2017. – № 6. – С. 34–39.
22. Демичев, Д. М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь / Д. М. Демичев // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. – Минск : Право и экономика, 2007. – С. 132–230.
23. Евменова, Т. Л. Республика Беларусь : Международное и конституционное право прав человека и гражданина в дискурсе европартнерства / Т. Л. Евменова, Л.Ф. Евменов // Республика Беларусь – Европейский союз : проблемы и перспективы партнерства / под ред. Л.Ф. Евменова [и др.] – Мн. :Беларускаянавука, 2013. – С. 251–264.
24. Жуков, В.Н. Функции государства // Теория государства и права / В.Н. Жуков; под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007. – 496 с.
25. Инструкция о порядке деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности : утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 15 января 2014 г. № 13 (в ред. Постановления от 28 апреля 2018 г. №132) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
26. Инструкция о порядке конвоирования, изоляции, охраны лиц, содержащихся под стражей, и надзора за ними : утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь
от 20 декабря 2016 г. № 333 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
27. Инструкция о порядке организации идеологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь : утверждена Приказом МВД № 333 от 30 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
28. Инструкция о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа : утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 июня 2008 г. № 162 [Электронный ресурс] //ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
29. Каск Л.И. Функции и структура государства / отв. ред. Д.А. Керимов. Л.: Ленингр. ун-т, 1969. – 65 c.
30. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка : Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml.
31. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
32. Крамник, А.Н. Административное право. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
33. Кручинин, В.Н. Теоретические основы и проблемы классификации имеющихся подходов к пониманию функций государства / В.Н. Кручинин // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 1. – С. 36–51.
34. Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев. – М.: Спарк, 2004. – 528 с.
35. Лебедев, А.Ф. Общая теория права : учебное пособие / А.Ф. Лебедев. – Минск, Амалфея, 2015. – 364 с.
36. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. – М.: Юрист, 1999. – 339 с.
37. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / И. И. Мах. – Минск :Амалфея, 2008. – 704 с.
38. Морозова, Л.А. Функция Российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право, 1993. – № 6. – С. 98-108.
39. Нерсесянц, В.С. Теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Инфра-М, 2005. – 272 с.
40. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности : Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 (в ред. Указа от 29 ноября 2013 г. № 529) [Электронный ресурс] //ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
41. О милиции : Закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 года № 637-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
42. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел : Указ
Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611 (в ред. Указа от 21 ноября 2018 г. № 457) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
43. О нормативных правовых актах : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. 130-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
44. О распределении обязанностей между Министром внутренних дел Республики Беларусь и заместителями Министра внутренних дел Республики Беларусь : Приказа МВД от 5 сентября 2013 г. № 422 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
45. О составе Совета Безопасности Республики Беларусь : Указ
Президента Республики Беларусь от 13 января 2016 г. № 7 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
46. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (в ред. Закона от 9 января 2019 г. № 169-З) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
47. Об органах внутренних дел: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263–3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
48. Об утверждении Инструкции о порядке отбора и изучения призывников для комплектования внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и особенностях отбора военнослужащих срочной военной службы внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь для прохождения службы в органах внутренних дел Республики Беларусь : Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 72 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
49. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2016. – 1376 с.
50. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
51. Петров, А.П. Конституционное право : учебное пособие / А.П. Петров. – Минск :Амалфея, 2011. – 688 с.
52. Подгруша, А. И. О правовой основе оперативно-розыскной мониторинга, осуществляемого криминальной милицией органов внутренних дел / А. И. Подгруша // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2016. – № 2. – C. 50–56.
53. Постникова, А. А. Содержание и система полицейских функций органов внутренних дел Республики Беларусь / А. А. Постникова, С. С. Касьянчик // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2016. – № 1. – С. 21–27.
54. Правовое положение полиции МВД России : учебник / С. Ю. Анохина [и др.] ; под ред. Ф. П. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014. – 815 с.
55. Ромашов, Р.А. Государство (предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации) / Р.А. Ромашов. – СПб.: Ин-т правоведения и предпринимательства, 1998. – 153 с.
56. Середа, Р.А. Правоохранение и правоограничение в деятельности органов внутренних дел: вопросы соотношения и обусловленности (часть 1) / Р. А. Середа // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2018. – № 1. – C. 196–199.
57. Соловей, Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации :автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Ю. П. Соловей ; Акад. М-вавнутр. дел Рос. Федерации. – М., 1993. – 40 с.
58. Сорокин, В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень) / В.Д. Сорокин. – СПб.:Юрид. центр Пресс, 2003. – 661 с.
59. Степаненко, Д.М. Инновационная и экологическая функции государства: модель взаимосвязи / Д.М. Степаненко // Право.by. – 2017. – № 4. – С. 81–87.
60. Степаненко, Д.М. Содержание инновационной функции государства / Д.М. Степаненко // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. – 2017. – № 5. – С. 90–96.
61. Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности: [монография] / В. Г. Стуканов ; учреждение образования «Акад. М-вавнутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2016. – 278 с.
62. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа ИНФА-М-НОРМА, 1997. – 570 с.
63. Туманов, С.Н. К вопросу о понятии и структуре функции государства / С.Н. Туманов // Вестник Пермского университета. – 2012. – №4. – С. 33-42.
64. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. – М. : «Альта-Принт», 2005. – 1239 с.
65. Хаманева, Н. Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора / Н. Ю. Хаманева // Государство и право. – 1998. – № 12. – С. 31.
66. Червонюк, В.И. Теории государства и права / В.И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 704 с.
67. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, – 2000. – 422 с.
68. Чернецкий, Р. Е. Административно-правовые отношения в сфере реализации мер пресечения / Р. Е. Чернецкий // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2017. – № 1. – С. 55–58.
69. Чиркин, В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М. :Юристъ, 2001. – 318 с.
70. Числов, А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / А.И. Числов. –СПб., 2000. – 18 с.
71. Шкляревский, А. Н. Административно-правовое обеспечение общественного порядка органами милиции Республики Беларусь :дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / А. Н. Шкляревский. – Минск, 2010. – 121 с.