Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования»
по дисциплине: «Правовое регулирование»
2019
251.00 BYN
Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правовое регулирование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие и система государственных доходов
1.1. Понятие государственных доходов
1.2. Классификация государственных доходов
Глава 2. Формирование доходной части республиканского бюджета
2.1. Налоговые доходы республиканского бюджета
2.2. Неналоговые доходы, поступающие в республиканский бюджет
Глава 3. Формирование доходной части местных бюджетов
3.1. Налоговые доходы местных бюджетов
3.2. Неналоговые доходы местных бюджетов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Размер доходов государства обусловлены экономически и другими факторами, в том числе правовым регулированием взаимоотношений между реальным сектором экономики, где и создается ВВП, и государством изымаемым часть образующего в нем дохода в свою пользу. В Республики Беларусь создана необходимая правовая база, касающаяся функционирования института государственных доходов. Содержание, и структура государственных доходов аккумулируемых главным образом в консолидированном бюджете Республики Беларусь имеет определенные особенности, обусловленные экономической и социальной политикой белорусского государства. Исходя из этого, изучения процесса формирование доходов государственного бюджета, правовое регулирование государственных доходов является очень актуальным в настоящее время.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием государственных доходов Республики Беларусь. Предмет исследования – это законодательство Республики Беларусь, регулирующие институт государственных доходов.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность и содержание государственных доходов, их роль в решении социально-экономических вопросов страны;
- проанализировать состав и классификацию государственных доходов;
- изучить формирование доходной части бюджета республиканского и местных бюджетов.
В процессе написания дипломной работы были использованы нормативные правовые акты, научные и периодические издания, учебные пособия, материалы Министерства финансов, статистики и анализа, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Глава 1. Понятие и система государственных доходов
1.1. Понятие государственных доходов
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Доходы – это экономические отношения организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны [8, с. 62]. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, то есть та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета. Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на финансовых взаимоотношениях между участниками бюджетного процесса. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода. Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня [12, с. 7]. Для осуществления его функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Республики Беларусь и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают города и районы, и входящие в них административно-территориальные образования. Это местные доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления – местные Советы и местная администрация. В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности – государственной, общественной, частной [10, с. 17]. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и так далее. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы. Материальной основой государственных доходов является национальный доход, то есть та часть, которая централизуется в консолидированном бюджете Республики Беларусь. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета. Исполнить бюджет по доходам – это, значит, мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы. На современном этапе развития финансово-правовой доктрины термин «государственные доходы» применяется при обозначении финансовых ресурсов, включающих не только средства бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь. Следует отметить, что использование этого термина в отношении денежных средств, поступивших в публичные фонды, сформированные как в рамках бюджетной системы, так и за ее пределами, обусловлено исторически сложившимся пониманием терминов «государственное» и «публичное», выразившимся в их отождествлении [36]. Государственные доходы – это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственные централизованные денежные фонды [1, с. 344-345].
Глава 2. Формирование доходной части республиканского бюджета
2.1. Налоговые доходы республиканского бюджета
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение [3, с. 47]. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития. За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
- офшорный сбор;
- гербовый сбор;
- консульский сбор;
- государственная пошлина;
- патентные пошлины;
- таможенные пошлины и таможенные сборы.
Под налоговыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета [47, с. 127]. К ним относятся: прямые налоги на доходы и прибыль (налог на доходы и прибыль предприятий, объединений и организаций всех форм собственности); налоги, взимаемые с фонда заработной платы (чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС); внутренние налоги на товары и услуги (общие налоги с продаж и налог на добавленную стоимость; акцизы; прочие налоги на товары и услуги); доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций (таможенные доходы и прочие доходы); прочие налоги, сборы и пошлины. При их неуплате наступает определенная юридическая ответственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Бюджетного Кодекс Республики Беларусь (далее – БК) налоговые доходы включают [7]:
- республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы, и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами. Такое деление налоговых доходов установлено и статьей 7 Налогового кодекса (Общая часть) [20]. Эта структура налоговых доходов позволяет говорить о двухуровневой налоговой системе, которая, как правило, соответствует двухуровневой бюджетной системе Республики Беларусь. Это, однако, не означает, что республиканские налоги, сборы (пошлины) поступают только в республиканский бюджет. Они частично закрепляются БК и за местными бюджетами. Только местные налоги и сборы поступают исключительно в местные бюджеты;
- пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин). Пеня – это один из способов обеспечения выполнения плательщиком налогового обязательства.
Глава 3. Формирование доходной части местных бюджетов
3.1. Налоговые доходы местных бюджетов
Под местными бюджетами принято понимать две последних позиции из приведенного списка. У бюджетов первичного и базового уровня много общих моментов в организации и практике исполнения, потому законодательство Республики часто применяет к этим типам бюджетов общие правила и требования [44, с. 32]. Местные налоги и сборы выступают только как регулирующие доходы местных бюджетов. Однако согласно статье 121 Конституции, к исключительной компетенции местных Советов депутатов (от сельского до областного) относится право установления в соответствии с законом местных налогов и сборов [17]. Следовательно, налог или сбор, установленный сельским или районным Советом депутатов, будет собственным доходом сельского бюджета. По всей вероятности, данное положение в отношении местных налогов и сборов должно относиться к установлению этих налогов и сборов местными Советами депутатов областного и базового уровня. В настоящее время в соответствии с нормами закона о республиканском бюджете право на установление местных налогов и сборов в значительной мере предоставлено Советам депутатов областного уровня, и весьма незначительно – базового уровня [39, с. 55]. При установлении этих местных налогов и сборов будет произведено это нормативное отчисление в нижестоящие (районные, городские городов областного подчинения, сельские и поселковые) бюджеты.
Исполнение бюджета по доходам это:
- Сбор и аккумулирование доходов на счет казначейства;
- Распределение собранных средств между местным бюджетом и бюджетами более высокого порядка;
- Урегулирование обязательств и поступлений в случаях: если одно и то же лицо является и плательщиком и получателем бюджетных ассигнований, при необходимости возврата излишне перечисленных средств.
Доходы бюджета могут различаться по источникам, в первую очередь это [11, с. 32]:
- Налоговые платежи полностью или частично зачисляемые в местный бюджет;
- Доходы от использования и продажи собственности;
- Проценты от размещения бюджетных денежных средств в банках;
- Штрафы и подобные платежи;
- Межбюджетные трансферты – это дотации из других бюджетов, чаще всего вышестоящих;
- Прочие поступления.
К местным бюджетам относятся областные, городские, районные, сельские, поселковые бюджеты [38]. Для целей бюджетного планирования они подразделяются на: областные базового и первичного уровня. Бюджеты базового уровня: Районные – 118; Областные – 6; Городские (городов областного подчинения) – 10. Бюджеты первичного уровня: Сельские – 1 152; Поселковые – 9; Городские (городов районного подчинения) – 14.
В областные бюджеты зачисляются следующие налоговые доходы:
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на прибыль;
- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республики Беларусь через постоянное представительство;
- налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по областным лотереям;
- налог на недвижимость, находящиеся на территории городов областного подчинения;
- налог на добавленную стоимость;
- экологический налог.
Заключение
Для осуществления его функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Республики Беларусь и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают города и районы, и входящие в них административно-территориальные образования. Это местные доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления – местные Советы и местная администрация. В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности – государственной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и так далее. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы. Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемые в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.
1. Алексеева, Т. Государственные ценные бумаги как основной источник финансирования дефицита бюджета / Т. Алексеева // Финансы. Учет. Аудит. – 2013. – № 4. – С. 19-21.
2. Артемов, Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии / Ю.М. Артемов //Финансы. – 1995. – № 11. – 89 с.
3. Барздов, Г.А. Пути повышения устойчивости финансирования дефицита республиканского бюджета за счет размещения государственных ценных бумаг / Г.А. Барздов // Белорусский банковский бюллетень. – 2013. – № 4. – С. 47-48.
4. Беларусь в цифрах: Стат. справочник / М-во стат. и анализа Республики Беларусь; Отв. за вып.: Л.Л. Рыбчик. – Минск, 2017. – 96 с.
5. Боженок, С.Я. Формирование системы источников государственных доходов / С.Я. Боженок // Российский следователь. – 2009. – № 23.
6. Бюджетная классификация Республики Беларусь: нормативные документы. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 192 с.
7. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. Головачев, А.С. Макроэкономика: Курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 256 с.
9. Горегляд, В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса / В.П. Горегляд // Финансы. – 2002. – № 10. – С. 14-18.
10. Государственные финансы: Учеб.пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2013. – 166 с.
11. Государственный бюджет: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, Л.A. Ханкевич // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. – № 2. – С. 32.
12. Журавков, А.А. Становление и развитие денежно-кредитной системы Республики Беларусь в конце XX-начале XXI в.: учебно-методическое пособие / А.А. Журавков. – Минск, 2006. – С. 7.
13. Заико, Л.В. Бюджет Беларуси / Л.В. Заико. – Минск: Национальная экономическая газета, 2012. – № 98. – С. 3.
14. Заяц, А.К., Шабалина, Т.М., Околова, С.М. Бюджет 2011: анализ и новые подходы / А.К. Заяц и др. – Минск: Финансы. Учет. Аудит, 2012. – № 3. – С. 21-24.
15. Киреева, Е.С. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы / Е.С. Киреева. – Минск: Финансы. Учет. Аудит, 2011. – № 7. – С. 32-34.
16. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой Представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by.
19. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
20.Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 19 дек. 2002 г., № 166-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29 дек. 2009 г., № 71-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и перечисления в республиканский бюджет страховыми организациями части прибыли, полученной от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 06 июля 2006 г., № 77 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
23. Об утверждении среднесрочной финансовой программы республиканского бюджета на 2017-2019 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 дек. 2016 г., № 1094 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
24. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
25. О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности: Указ Президента Респ. Беларусь, 01 марта 2010 г., № 101 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26. О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2014 г., № 224-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
27. О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 марта 2016 г., № 106 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
28. О мерах по повышению эффективности социально- экономического комплекса Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 фев. 2016 г., № 78 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития: Указ Президента Республики Беларусь, 28 дек. 2005 г., № 637 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. О порядке формирования и использования средств инновационных фондов: Указа Президента Респ. Беларусь, 7 авг. 2012 г., № 357 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
31. О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 июля 2016 г., № 289 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
32. О предупреждении социального иждивенчества: Декрет Президента Респ. Беларусь, 2 апр. 2015 г., № 3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
33. О республиканском бюджете на 2019 год: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2018 г., № 160-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 дек. 2015 г., № 1080 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
35. О формировании государственного целевого бюджетного фонда национального развития в 2019 году: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 апр. 2019 г., №233 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
36. Печай, А.А. Публичные фонды как категория современного финансового права / А.А. Печай // Журнал российского нрава. – 2004. – № 11.
37. Прогнозирование социально экономического развития Республики Беларусь: Вопросы теории и методики / Под общ. ред. В.Н. Шимова и др. – Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2014. – 336 с.
38. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
39. Свидирович, В. Финансовые возможности и производственные реальности белорусской экономики / В. Свиридович // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. – № 12. – С. 53-58.
40. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для вузов / Т.В. Сорокина. – 2-е изд., перераб. – Минск.: БГЭУ, 2012. – 289 с.
41. Ткачук, М.И. Государственный бюджет: уч. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; под общ. ред. М.И. Ткачук. – Минск: Выш. шк., 2012. – 240 с.
42. Финансовое право: учебник / под. ред. Н.И. Химичевой. – М., 1998. – С. 298.
43. Формирование доходов республиканского бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coolreferat.com/Формирование доходов бюджета Республики Беларусь часть. – Дата доступа: 05.05.2019.
44. Ханкевич, Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.A. Ханкевич // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. – № 2. – С. 32.
45. Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практическое пособие / Л.А. Ханкевич. – Минск: Молодежное научное общество, 2010. – 250 с.
46. Хотько, А.В. Что год текущий нам готовит / А.В. Хотько // Экономика. Финансы. Управление. – 2004. – № 4. – С. 21-23.
47. Чернявский, А. Бюджетная децентрализация в странах с переходной экономикой / А. Чернявский // Вопросы экономики. – 2012. – № 11. – С. 126-128.
48. Шулейко, О.JI. Налоговое стимулирование инвестиционной активности / O.JI. Шулейко // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 1. – С. 69-70.
49. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/09/9736. –
50. Янжул, И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах / И.И. Янжул. – М., 2002. С. 53-57.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты