ВВЕДЕНИЕ
Процесс обновления концептуальных основ системы образования обусловлен тенденциями развития общества. Вследствие этой исторически сложившейся закономерности за последние десятилетия активно корректируются принципиальные установки как общей, так и отраслевой педагогики. Наиболее существенным изменениям подвергаются методики обучения гуманитарным наукам и дисциплинам эстетического цикла.
Современная система музыкального образования находится на переломном этапе своего развития, переживает один из сложных и непростых эпизодов своей истории. Этот период характеризуется реформированием, противопоставлением теорий, взглядов установок, поиском новых технологий, форм, методов обучения в области музыкального образования. Нельзя сказать, что в сфере музыкального образования нет определенных успехов и достижений. Однако вместе с тем обнажились и некоторые противоречия.
Социально-исторические реформы всегда в той или иной мере изменяют сложившиеся представления о многих категориях музыкальной эстетики. Существующие противоречия становятся очевидными при сравнении эстетических взглядов на одни и те же парадигмы или явления музыкальной культуры представителей разных поколений. Наиболее отчетливо значительность этой дистанции обозначилась в конце XX начале XXI столетия. Прагматизм мышления людей стал причиной возникновения глубокого дисбаланса между рациональными и эмоциональными приоритетами в иерархии их жизненных идеалов. При этом именно установка на развлекательные формы массовой культуры нанесла наибольший ущерб детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. В условиях массового преобладания музыкального ширпотреба искажается художественный и музыкальный вкусы подрастающего поколения, что приводит к формированию потреби-тельского отношения к искусству.
Возможность музыкального искусства влиять на духовное совершенствование человека общеизвестна.
Мысли и переживания, воплощенные в музыке, наполняют неповторимым колоритом все сферы жизни. Однако этот неограниченный потенциал музыкального искусства реализуется недостаточно.
Истинное музыкальное восприятие характеризуется как прочувствованный и осмысленный акт, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. Несмотря на эзотеричность музыкального восприятия, в процессе слушания художественного произведения человек становится естественным, независимым от стереотипов мышления и воздействия многочисленных субъективных факторов.
Подобное состояние не всегда может совпадать с традиционными представлениями общества об эстетических идеалах и нравственной культуре.
Подтверждением этому является, с одной стороны, массовое стремление детей и подростков к участию в музыкальных шоу-программах и мероприятиях, с другой, зачастую, их снисходительное отношение к высокоху-дожественной музыке как виду искусства, в котором запечатлен духовный опыт человечества, как к форме общественного сознания.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с регулированием музыкального образования.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с регулированием музыкального образования.
Цель работы – нормы права и научная литература, связанная с регулированием музыкального образования.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
рассмотреть структуру музыкального образования в Республике Беларусь;
определить государственные органы, регулирующие систему музыкального образования;
рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере музыкального образования.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал образованного человека, сочетающего в себе личность активную, разумную, преисполненную гражданского долга, способную достижению жизненного успеха на основе христианских ценностей.
Выдающийся педагог и мыслитель своего времени, создатель научной педагогики Я.А. Коменский считал развитие творческих, эстетических дарований важнейшим фактором обучения, основанного на гуманности, религиозности и нравственности.
Идеи, обоснованные Я.А. Коменским, в последующие годы были развиты и дополнены новыми поколениями ученых, философов, педагогов (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори и др.): образование должно быть направленно на развитие природных дарований детей, на обеспечение естественного роста ребенка, реализацию заложенного в нем потенциала.
История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь, в период обращения русского народа к христианскому учению. С принятием христианства, наряду с фольклорным направлением, начинает развиваться православное богослужебное пение, имеющее византийские православные традиции. Музыкально-педагогическая мысль того времени базировалась на положениях и учениях Русской Православной Церкви, находивших воплощение в древнерусской православной педагогике [17, c. 43].
Основными центрами образования, в том числе музыкального, являлись княжеские дворы и монастыри. В содержание образования этого периода, кроме чтения и письма, входило и богослужебное пение. Особое значение в деле подготовки профессиональных певчих в Древней Руси имели специ-альные певческие школы. Традиционным было создание певческих школ при церковных хорах, учителями становились опытные певчие, под руководством которых начинающие певцы осваивали основы певческого мастерства.
Важным шагом на пути реорганизации системы музыкального образования на Руси стало открытие на юго-западе страны в XVI – начале XVII вв. Львовской, Луцкой, Киевской и некоторых других братских школ. Отличительной чертой братских школ являлось обучение музыке, что говорит о пересмотре государственными и общественными деятелями взглядов на воспитательные и образовательные возможности музыки и целесообразность ее введения в содержание отечественного музыкального образования [46, c. 5].
Принципиально новое для Руси в этот период – появление первых предпосылок музыкального образования светской направленности. Это было связано, прежде всего, с деятельностью профессиональных и полупрофессиональных музыкантов-скоморохов, главным для которых считалось развлечение слушателей.
На рубеже XVIII–XIX веков уже формировались основы русского национального музыкального мышления. Н.М. Карамзин утверждал музыкальное начало в русской культуре как национально-ментальное. Проблемы музыкального просвещения находят живой отклик у русского писателя, философа, музыкального теоретика В.Ф. Одоевского. Горячо поддерживая музыкальное образование в среде простых людей, он ставил центральным во-просом музыкального обучения – изучение нотной грамоты. В.Ф. Одоевский отмечал, что «этическое», «духовное» всегда оказывалось выше «земного», «чувственного» [17].
В начале XIX века в сфере музыкальной культуры очевидный приоритет оставался за духовной музыкой. Высокий ранг музыки обеспечивался знаменитыми духовными концертами Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского, воплощавшими идеи соборности, православия, национального, и именно в такой ипостаси русская музыка воспринималась «всерьез». Востребован-ность церковной музыки превращала сферу духовной музыкальной культуры не только в наиболее развитую, но и в музыкальнообразовательную структуру, воспитавшую плеяду русских композиторов, певцов, регентов.
Благодаря усилиям передовых русских музыкантов-педагогов были определены пути развития музыкального образования, в котором значительное место отводилось классическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора.
ГЛАВА 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРО-ВАНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура музыкального образования в Республике Беларусь
Система музыкального образования в Республике Беларусь является частью национальной системы образования и включает несколько взаимодействующих компонентов. Это участники образовательного процесса (обучающиеся и педагогические кадры); учреждения образования и организации, которые осуществляют образовательную деятельность; учебные программы и образовательные стандарты; органы управления образованием республиканского и регионального уровней. Структура системы музыкального образования, содержание и характер ее деятельности регламентируются законо-дательными актами, среди которых центральное место занимает Кодекс Республики Беларусь об образовании [1].
Деятельность системы музыкального образования в нашей стране опирается на инфраструктуру искусства, которая включает следующие учреждения и организации:
а) учреждения культуры, занимающиеся созданием и пропагандой произведений искусства различных жанров (художественные музеи, кинотеатры, видеотеки, музыкальные салоны, концертные залы, галереи, выставки, театры, филармонии, цирки, киностудии, художественные мастерские, дома художественного творчества, дома народных ремесел и декоративно-прикладного творчества и т.д.);
б) культуро-охранные учреждения (дворцово-парковые, ландшафтные, историко-культурные заповедники, реставрационные мастерские и т.д.);
в) образовательные учреждения художественного профиля (школы искусств, художественные, музыкальные, хореографические школы, средние специальные и высшие учреждения образования культуры и искусств);
г) учреждения дополнительного образования и внешкольная работа общеобразовательных школ художественного профиля; д) учреждения, создающие предметы искусства и технические средства для трансляции произведений искусства;
е) научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением и сохранением произведений искусства [2].
Деятельность системы музыкального образования направлена на достижение цели национальной системы образования, которая сформулирова-на как формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося [1, с. 11].
Образование в Беларуси делится на основное, дополнительное и специальное. Основное образование включает следующие уровни: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Дополнительное образование делится на два вида: дополнительное образование детей и молодежи; дополнительное образование взрослых. Специальное образование предназначено для людей с особенностями психофизического развития.
В учреждениях общего среднего и дополнительного образования музыкальное обучение осуществляется на основе образовательных стандартов, достижений в области науки и культуры, культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, что следует рассмат-ривать как доминирующую тенденцию развития всей системы музыкального образования в Беларуси [1, с. 89].
Таким образом, в зависимости от решаемых задач в системе музыкального образования выделяется две подсистемы – общее музыкальное образование (непрофессиональное, любительское) и профессиональное музыкальное образование, – что является еще одной тенденцией развития всей бело-русской системы музыкального образования.
ГЛАВА 3 ПУТИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗО-ВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Административное структурирование и укрепление си-стемы музыкального образования
В настоящее время в практике музыкального образования довольно слабо используются достижения отечественной научной школы, способствующие развитию музыкального творчества младших школьников. Анализ современных программ по музыкальному образованию показал, что в большинстве из них отмечаются лишь некоторые технологические аспекты развития креативности. Все это указывает на необходимость разработки педагогической технологии музыкального образования младших школьников, обеспечивающей развитие креативности детей и качество их музыкального образования.
Опираясь на современные исследования в области теории педагогических технологий (В.М. Монахов, В.Г. Селевко и др.), можно определить специфику педагогической технологии музыкального образования школьников, в которой именно художественно-творческая деятельность является ключевой позицией объединяющей художественно-творческое познание ребенком ценностей музыкального искусства, специфику детского восприятия, погружение ребенка в интеллектуально-эмоциональное пространство, пронизанное музыкально-творческим содержанием.
Содержание музыкальных занятий базируется на современных научных подходах к творческому освоению музыкального искусства, адекватных самой музыке и закономерностям психического развития детей. Организация включенности детей в творческую музыкальную деятельность предполагает игровую и проблемную стратегию педагогического процесса с использованием педагогом традиционных и инновационных форм, методов и средств развития креативности. При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.
Одним из способов погружения школьника в эмоционально-смысловое пространство искусства является проблематизации знания. Появление проблематизации как средства приобщения, введения ребенка в музыку с одной стороны дает возможность приблизить его к музыке, к пониманию ее интонационной природы, специфики ее воздействия на человека, особенностей ее возникновения и бытия. С другой стороны, проблематизация является условием обеспечения деятельностного подхода на музыкальных занятиях художественного по своему содержанию и учебного по форме [45].
Погружение ребенка в проблемную ситуацию, требующую поиска путей ее решения, способствует приобретению детьми знаний, накоплению умений, совершенствованию навыков. Однако важно помнить о том, чтобы пресловутые ЗУН не стали самоцелью на уроке музыки, а являлись лишь средством приближения ребенка к музыке. Поскольку урок музыки это, прежде всего, урок искусства, одной из методологических основ которого является эстетика, то и ЗУНы должны быть явно с эстетической направленностью (эстетические переживания, художественное мышление и т.д.). Поэтому и деятельность на уроке музыки должна быть художественной по содержанию.
Обратимся к практике Российской Федерации.
Понимание на государственном уровне значимости развития системы российского музыкального образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должно привести к полноценному осуществлению ею важнейших социально-культурных функций:
1) сохранения и приумножения ценностей отечественной музыкальной культуры и дальнейшего возвышения ее роли в мировом культурном пространстве;
2) удовлетворения общественно-культурной потребности в профессио-нальных кадрах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Педагогика, основанная на вековых традициях русской народной педагогики, получила широкое развитие в трудах великих русских ученых, педагогов, обогативших теорию и практику образования прогрессивными идеями, главными из которых являются природосообразность, уважение к личности учащегося, единство нравственного, эстетического и физического начал. Опираясь на богатейший опыт мировой педагогической практики, в том числе и в области музыкального образования, русские педагоги определили пути развития образования, в котором значительное место было отведено художественно-эстетическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора.
2. Деятельность системы музыкального образования в нашей стране опирается на инфраструктуру искусства, которая включает следующие учреждения и организации:
а) учреждения культуры, занимающиеся созданием и пропагандой произведений искусства различных жанров (художественные музеи, кинотеатры, видеотеки, музыкальные салоны, концертные залы, галереи, выставки, театры, филармонии, цирки, киностудии, художественные мастерские, дома художественного творчества, дома народных ремесел и декоративно-прикладного творчества и т.д.);
б) культуро-охранные учреждения (дворцово-парковые, ландшафтные, историко-культурные заповедники, реставрационные мастерские и т.д.);
в) образовательные учреждения художественного профиля (школы искусств, художественные, музыкальные, хореографические школы, средние специальные и высшие учреждения образования культуры и искусств);
г) учреждения дополнительного образования и внешкольная работа общеобразовательных школ художественного профиля; д) учреждения, создающие предметы искусства и технические средства для трансляции произведений искусства;
е) научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением и сохранением произведений искусства.
3. Государственная политика в сфере музыкального образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:
государственно-общественный характер управления;
обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
повышение качества музыкального образования для каждого.
достаточной урегулированности системы музыкального образования в Республике Беларусь. Подобно ситуации в БССР следует также отметить тот факт, что в нашем государстве постоянно происходят изменения, в том числе и в системе музыкального образования, а вступление Республики Беларусь в Болонский процесс, например, не повлекло ожидаемого результата, что также свидетельствует о том, что наше государство еще не готово к резким изменениям в образовательной сфере.
4. По вопросам реализации права на музыкальное образование может осуществляться субсидиарное правовое регулирование Кодексом об образо-вании и другими кодексами. В частности, в Кодексе о браке и семье преду-сматривается ответственность семьи за ребенка, его музыкальное образова-ние и воспитание, обязанности родителей по получению детьми музыкального образования. Нормы некоторых других кодексов, например, Трудового кодекса, регулируют особенности трудовых правоотношений в области музыкального образования.
1. Аб зацвярджэнні Палажэння аб мерах па рэалiзацыi Указа Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь, 18 кастр. 2007 г., № 527 : Постановление М-ва культуры Респ. Беларусь, 14 дек. 2007 г., № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 29. – 8/17815.
2. Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь : Закон Рэсп. Беларусь ад 12 снеж. 2005 г. № 70-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/. – Дата доступа:
3. Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны : Указ Президента Респ. Беларусь, 18 окт. 2007 г., № 527 // Нац. реестр право-вых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 252. – 1/ 9038.
4. Аб некаторых пытаннях дзейнасцi фонду Прэзiдэнта Рэсп. Бела-русь па падтрымцы культуры i мастацтва : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 янв. 2017 г., № 23 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2004 г., № 195, 1/6077; 2007 г., № 252, 1/9038; 2011 г., № 61, 1/12565; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.01.2014, 1/14748; 27.05.2015, 1/15818; 27 янв. 2017 г. – 1/16876.
5. Абдуллин, Э. Б., Музыкально-педагогические технологии учителя музыки / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М, 2005. – 400с.
6. Абрамова, А.Л. Эффективность механизма правового регулирования / Науч. ред. В.В. Сорокин [Текст] / А.Л. Абрамова Барнаул, 2005. – 443 с.
7. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве [Текст] / С.С. Алексеев. М., 1966. – 655 с.
8. Алексеев С.С. Право: азбука теория философия: Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. М., 1999. – 432 с.
9. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005. – 543 с.
10. Альферович, О. И. Эмоции в музыке / О. И. Альферович // Мастацкая і музычная адукацыя. – 2016. – № 2. – С. 32 – 34.
11. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие / Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец; Под ред. Под ред. Н. А. Яко-влевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 543 с.
12. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л. В. Голубева, Т. А. Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 322 с.
13. Ананьев, О. В. Изучение регионального творчества деятелей искусств как условие инкультурации личности: метод исследовательского проекта // Мастацкая адукацыя і культура. – 2011. – № 3. – С. 57-60.
14. Балиев, А. Культура границ не знает / А. Балиев // Совет. Белоруссия. – 2007. – 8 февр. – С. 3.
15. Барвинская, Е. М. Вокально-педагогическая компетентность учителя музыки / Е. М. Барвинская // Музыка в школе. – 2009. – № 6. – С. 5359.
16. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Академия, 2002. – 416 с.
17. Белаш, С. А. Роль школьного музея в процессе художественноэстетического развития и патриотического воспитания учащихся // Мастацкая адукацыя і культура. – 2011. – № 1. – С. 47-52.
18. Богачёва, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности / И. В. Богачёва, И. В. Фёдоров, О. В. Сурикова. – Минск : АПО, 2012. – 98 с.
19. Ващилко, Г. Г. Формирование договорно-правовой базы международного культурного сотрудничества Республики Беларусь в 1991–2000 гг. / Г. Г. Ващилко // Романовские чтения – 5 : сб. тр. Междунар. науч. конф., Могилев, 27–28 нояб. 2008 года / Могилев. гос. ун-т ; редкол.: Н. М. Пурышева (пред.) [и др.]. – Могилев, 2009. – С. 159–160.
20. Вербицкий, А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А. А. Вербицкий, О. Б. Ермакова // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 12-18.
21. Выготский, Л. С. Психология искусства. – М. : Педагогика, 1987. – 344 с.
22. Гапанович-Кайдалов, Н. В. Организация государственного управления культурой в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Н. В. Гапанович-Кайдалов // Социум и власть. – 2008. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosud... https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosud.. Дата доступа:
23. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : учебное пособие / Б.С. Гершунский. – М.: Флинта, 1998. – 543 с.
24. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учи-теля. – М. : Вита–Пресс, 2005. – 543 с.
25. Горшинев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом образовании / В.М. Горшинев. М., 1972. – 543 с.
26. Громова, С. А. Активизация мыследеятельности учащихся в процессе слушания музыки на уроке / С. А. Громова // Мастацкая і музычная адукацыя. – 2015. – № 1. – С. 16 – 20. – № 2. – С. 24 – 28.
27. Дорняк, И. И. Белорусско-польское сотрудничество в области культуры, науки и образования в 1991–2004 гг. / И. И. Дорняк // Весн. Гродзен. дзярж. ун-та. Сер. 1, Гісторыя, філасофія, паліталогія і сацыялогія, культуралогія, мастацтвазнаўства, педагогіка, псіхалогія, правазнаўства, філалогія. – 2008. – № 3. – С. 30–35.
28. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2010. – 543 с.
29. Ефимович, Е. В. Международное культурное сотрудничество Республики Беларусь в постсоветский период / Е. В. Ефимович // Европа: актуальные проблемы этнокультуры : материалы VIII междунар. науч.-теорет. конф., Минск, 22 дек. 2014 г. : к 100-летию БГПУ / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. В. Тугай (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2015. – С. 250–252.
30. Ефремичева, Н. В. Исторический аспект компетентностного подхода в образовании. Европейские традиции. Российский опыт / Ефремичева, Н. В. // Искусство и образование. – 2010. – № 3. – С. 38-47.
31. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактичеких систем / Н. И. Запрудский. – Минск, «Сэр-Вит», 2008. – 336 с.
32. Запрудский, Н. И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. – Минск, «Сэр-Вит», 2008. – 164 с.
33. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр–Вит, 2010. – 256 с.
34. Запрудскі, М. І. Як настаўніку абагульніць, аформіць і прэзентаваць свой вопыт работы на кваліфікацыйным экзамене / М. І. Запрудскі // Фізіка, 2013. – № 5. – С. 10–15.
35. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. 532 с.
36. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W20615613. – Дата доступа
37. Калашникова, М. Б. Формирование психологической компетентности педагогов / М. Б. Калашникова // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 55-60.
38. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности [Текст] / С.А. Карелина М., 2008. – 543 с.
39. Картина мира через призму китайской и белорусской культур : сб. ст. науч.-практ. круглого стола, Минск, 15 дек. 2017 г. / Белорус. гос. экон. ун-т, Респ. ин-т китаеведения ; редкол.: Н. В. Попок (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 223 с.
40. Клебанов, Л. Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана : моногр. / Л. Р. Клебанов. – 2-е изд., испр. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2015. – 160 с.
41. Ключевые понятия музеологии : пер. с фр. / сост.: А. Девалье, Ф. Мересс. – М. : ИКОМ России, 2012. – 101 с.
42. Кодекс Республики Беларусь о культуре [Электронный ресурс] : 20 июля 2016 г., № 413-З : принят Палатой представителей 24 июня 2016 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
43. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 янв. 2011 г. № 243-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
44. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
45. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (утв. Министром образования Республики Беларусь 24 июня 2013 года).
46. Корецкий А.Д. Договор в механизме правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 [Текст] / Корецкий Аркадий Данилович. Ростов н / Д, 1999. – 543 с.
47. Крывашэй, Д. А. Нацыянальная культура ў сферы мiжнароднага суработоўнiцтва Рэспублiкi Беларусь з краiнамi Цэнтральнай i Заходняй Еўропы ў 1991–1996 гг.: некаторыя факты i падзеi / Д. А. Крывашэй // Аператыўная iнфармацыя па праблемах культуры i мастацтва : зборнiк / Нац. б-ка Беларусi. – Мiнск, 1997. – Вып. 6. – С. 4–28.1. Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей : Постановление Совета министров Респ. Бела-русь, 14 мая 2007 г., № 578 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 119. – 5/25167.
48. Лавров, В. В. Организация межсубъектных взаимоотношений при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия / В. В. Лавров // Криминалистъ. –2015. – № 2. – С. 39–43.
49. Лосев, С. С. Авторское право. Национальное и международное законодательство / С. С. Лосев. – Минск : Ураджай, 2000. – 270 с.
50. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц. Ростов-на-Дону, изд. «МАРТ», 2002. -543 с.
51. Новоселов, В. И. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях: авто-реф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02. – М., 1979. – 20 с.
52. О кадетских училищах: Указ Президента Республики Беларусь от 28 янв. 2010 г. № 54 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
53. Об авторском праве и смежных правах : Закон Респ. Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/. – Дата доступа:
54. Об изменении указов Президента Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь, 10 янв. 2018 г., № 11 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 13 янв. 2018 г., 1/17461.
55. Об утверждении положения о суворовском училище: Указ Президента Республики Беларусь от 30 дек. 2011 г. № 614 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
56. Российская музейная энциклопедия / Сектор Рос. музейн. энцикл. [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: www.museum.ru/rme/ dictionary. – Дата доступа:
57. Сапаргалиев, Г. С. Основания возникновение правоотношений в области народного образования / Г.С.Сапаргалиев // Известия АН Казахской ССР, сер. «Общественные науки». 1976. – № 4.– С. 82–87.
58. Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации : учебник / А. П. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2004. – 752 с.
59. Спасская, В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики / В. В. Спасская. 2-е изд. Москва : По-матур, 2012 // ФБГУ «Федеральный центр образовательного законодательства» [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://фцоз.рф/elbook.html. – Дата доступа:
60. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa; Учeбник для юридических ВУЗoв и факультетов / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова. М. – НОРМА-ИНФРА, 1998. – 432 с.
61. Тихомиров, Ю.А. Юридическая коллизия / Ю.А.Тихомиров. – М.: Манускрипт, 1994. — 140 с.
62. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. М., Изд. «Интерстиль», 2002. – 43 с.
63. Черданцев, А.Ф. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa; Учeбник для ВУЗoв / А.Ф. Черданцев. М. – Юрaйт-M, 2002. -433 с.