Введение
Можно выделить следующие направления развития электронного документооборота:
– внедрение новых электронных форм документов, прямое вытеснение соответствующих бумажных форм;
– расширение аэропортовой и маршрутной сети, обеспечивающей возможность реализации электронного документооборота;
– увеличение перечня операций, осуществляемых с применением преимущественно электронного документооборота, включение в него наряду с прямыми перевозками транзита и перевалки, а также мультимодальных перевозок;
– развитие обеспечивающих решений, таких как RFID-технологии [1].
Следует отметить, что движущая сила перевода документопотоков в безбумажную форму находится не только внутри самого авиационного сек-тора. Заметное побуждающее воздействие оказывают интегрированные операторы экспресс-доставки почты и грузов, поскольку электронный формат позволяет создать общую транскорпоративную и транспроцессную информационную систему, сформировать сквозные информационные потоки, объединяющие операционную деятельность с планированием и контролем.
Формируя технологическую платформу современного документооборота, необходимо принять решение либо о приобретении соответствующих продуктов известных мировых разработчиков, либо об инициировании самостоятельной разработки.
Крупные разработчики редко обращаются к проблемам автоматизации процессов в гражданской авиации из-за того, что требующие решения задачи сложны и уникальны, а количество потенциальных их пользователей ограничено. Небольшие специализированные фирмы, в свою очередь, не всегда в состоянии взяться за масштабные задачи из-за ограниченности людских и финансовых ресурсов. Более того, возникает проблема сопровождения и усовершенствования программного продукта после возможного ухода с рынка разработчика. По этим причинам и в авиакомпаниях, и в аэропортовой деятельности все чаще используются программные продукты известных мировых разработчиков, хотя стоят они и недешево. Получив такие инструменты, компании смогут на равных бороться с зарубежными конкурентами, чувствовать себя полноценными игроками на мировых рынках. Вместе с тем именно интеграция в мировую практику организации деятельности воздушного транспорта таит в себе и основной недостаток зарубежных продуктов: чем более они «интеллектуальны», чем шире область их применения, тем более глубоких изменений они требуют в управленческих, технологических и производственных процессах компаний [2].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с документационным сопровождением гражданской авиации на примере ОАО «Авиакомпания «Белавиа».
Предмет работы – нормы права и научные статьи, связанные с документационным сопровождением гражданской авиации на примере ОАО «Авиакомпания «Белавиа».
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с документационным сопровождением гражданской авиации на примере ОАО «Авиакомпания «Белавиа».
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие документационного сопровождения;
- определить особенности документационного сопровождения;
- рассмотреть понятие документационного сопровождения гражданской авиации;
- проанализировать особенности документационного сопровождения гражданской авиации;
- рассмотреть проблемы документационного сопровождения гражданской авиации;
- определить пути совершенствования документационного сопровождения гражданской авиации.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Глава 1 Общая характеристика документационного сопровождения
1.1 Понятие документационного сопровождения
Авиакомпания «Белавиа» - лидер пассажирских перевозок в Республике Беларусь. В основу деятельности авиакомпании заложен принцип создания положительного имиджа, который формируется на основе безопасности, регулярности и точности выполнения полетов, улучшении качества обслуживания пассажиров.
Белавиа - современная, динамичная компания, отвечает последним инновациям в области гражданской авиации, стремится к постоянному развитию и совершенствованию, а также к привлечению нового числа пассажиров. Первоочередными задачами ставит для себя модернизацию воздушного флота, эффективное использование ресурсов, внедрение новых информационных технологий и постоянное повышение качества обслуживания, как на борту, так и на земле.
Основной акцент в своей работе авиакомпания делает на предоставлении возможности клиентам летать как прямыми рейсами, так и без промедления продолжить путешествие в любую точку мира, стараясь учесть при этом все пожелания пассажира.
Делопроизводство или документационное обеспечение управления (ДОУ) – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами – является важным аспектом работы любого предприятия: в организациях создаются документы, отражающие результаты и ведение производственной деятельности, финансовое состояние, работу с персоналом, материально-техническое обеспечение и т.п. Именно документы обеспечивают реализацию управленческих функций, в них определяются планы, фиксируются учетные и отчетные показатели и другая информация. В связи с этим, можно сказать, что от того как налажена работа с документами, во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений, эффективность их выполнения и деятельность организации в целом.
На рынке представлены сегодня всего три западных поставщика систем электронного документооборота. Причиной этого является низкий спрос на комплексные системы автоматизации документооборота. Гораздо большую популярность имеют специальные разработки по автоматизации определенных функций, бизнес-процессов или отдельных подразделений предприятия [11].
Импортные системы имеют ряд недостатков, которые очевидны они очень дорогие, зачастую просто чересчур громоздкие и мощные для не-больших организаций, при их внедрении одной из главных проблем является отсутствие документации и учебных материалов на русском языке. И, конечно же, пока импортные системы не поддерживают особенностей отечественного документооборота.
Есть у импортных систем и немалые достоинства. Это соответствие стандартам требований к системам электронного документооборота, стандартам информационной безопасности, и стандартам обеспечения аутентичности юридической силы электронных документов.
Приводится и ряд очевидных критериев, присущих всем рассматриваемым системам (и всем системам класса СЭД, в принципе), и критерии, которые позволяют отличать решения друг от друга. В целом, функциональные возможности систем совпадают, и лишь подробная детализация некоторых принципиальных задач документооборота и особенности их реализации позволяют сделать сравнение различных решений. Стоит отметить, что по всем приведенным в обзоре системам имеется достаточно большая практика внедрений. Эти системы используются сотнями организаций для автоматизации документооборота. Кроме указанных решений, на рынке присутствует еще более 50 программных продуктов, не получивших большого распространения.
Если проанализировать новые версии систем, занимающих лидирующие позиции на рынке, то стоит отметить, что последние три года их развитие был направлено в основном на совершенствование сервисных возможностей, так как базовые возможности в той или иной форме уже были реализованы ранее.
В отделе для осуществления процесса планирования работ используется комплекс программных средств, состоящий из следующих программных средств:
- БД MS Project – база данных проектов и ресурсов.
- БД ЭТЛАС – база данных документов ПКО в части проектов и связанной с ним документации: технические задания, внутренние задания между секторами, документы основания – перечни мероприятий, приказы и пр.
- СУБД MS SQL Server – обеспечение хранения и обработки данных. Это система управления реляционными базами данных. Предназначен для поддержки систем, работающих в среде клиент-сервер.
- MS ProjectServer – система, обеспечивающая совместную работу при планировании и отслеживании работ по проектам, получение сводных отчетов по проектам и работам ПКО.
Глава 2 Общая характеристика документационного сопровождения гражданской авиации
2.1 Понятие документационного сопровождения гражданской авиации
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» - крупнейший авиаперевозчик Республики Беларусь. Базируется в Национальном аэропорту Минск и осуществляет регулярные рейсы в 55 аэропортов 29 стран Европы и Азии. Создана 5 марта 1996 года. С 1997 года является действительным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), с 2010 – членом Ассоциации европейских региональных авиакомпаний (ERAA).
Знаменательным событием закончился 2015 год для ОАО «Авиакомпании «Белавиа» Впервые в истории авиакомпании пассажиропоток достиг двух миллионов человек. Двухмиллионный пассажир был определен на регистрации регулярного рейса № В2 868 Амстердам-Минск.
Первая женщина-пилот приступила к работе в авиакомпании «Белавиа» 12 февраля 2016.
Летом того же года в Национальном аэропорту «Минск» приземлился Boeing 737-800, прибывший с завода-изготовителя (г. Сиэтл, США) в новой ливрее «Белавиа».
12 сентября 2016 авиакомпания совершила первый полет в новый аэропорт Московской области «Жуковский» и стала первым перевозчиком, который начал выполнять полеты в новый международный аэропорт Московской области «Жуковский».
В апреле 2017 года ОАО «Авиакомпания «Белавиа» выполнила первый регулярный рейс по маршруту Минск - Брюссель (Шарлеруа) - Минск.
А в мае были возобновлены регулярные рейсы в Ереван и открыто новое направление Минск-Нижний Новгород-Минск.
30 декабря 2017 года годовой пассажиропоток «Белавиа» впервые в истории авиакомпании достиг трех миллионов человек. Предварительно, общее количество пассажиров по итогам 2017 года ориентировочно составит 3 008 000 человек.
Весной 2018 года авиакомпания «Белавиа» выполнила первый рейс в Казань и Ростов-на Дону. А спустя полгода был открыт еще один регулярный рейс по маршруту Минск-Кишинев-Минск.
30 июня 2018 года в Национальном аэропорту Минск приземлился самолет Embraer-195 в новой ливрее «Белавиа».
Авиакомпания «Белавиа» и ОАО АК «Уральские авиалинии» подписали двустороннее соглашение о совместной эксплуатации авиалиний с 1 августа 2018 г.
Белавиа и AZAL подписали соглашение о совместной эксплуатации авиалинии 19 октября.
В конце октября был совершен первый полет в Кишенев.
12 декабря 2018 года в Национальном аэропорту «Минск» приземлился брендированный в фирменные цвета World of Tanks самолет «Белавиа». Воздушное судно стало вторым совместным проектом компаний.
В этом же месяце «Белавиа» совершила первый полет в Воронеж.
Весной 2019 года два новых Embraer-175 и 195 пополнили флот авиакомпании «Белавиа».
В апреле этого же года был открыт рейс в аэропорт «Шереметьево», а в мае авиакомпания совершила первый полет в столицу Эстонии.
15 июля «Белавиа» выполнила первый полет в Мюнхен.
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» обладает современным парком воз-душных судов западного производства. Все самолеты соответствуют требованиям общемировых стандартов по технической безопасности, шумам и могут выполнять полеты в страны ближнего и дальнего зарубежья без каких-либо ограничений.
В настоящий момент воздушный флот «Белавиа» насчитывает:
7 - Boeing 737-800;
6 - Boeing 737-500;
5 - Boeing 737-300;
2 - CRJ-200 LR;
6 - Embraer 195;
4 - Embraer 175.
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» каждый день получает и выставляет большой объем документов, поэтому компании необходимо своевременное извлечение входящих и исходящих документов.
Для исследования документационного сопровождения гражданской авиации в Республике Беларусь важно также отметить, что в нашем государстве существует несколько авиакомпаний, занимающихся перевозками пассажиров.
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования документационного сопровождения гражданской авиации
3.1 Проблемы документационного сопровождения гражданской авиации
На сегодняшний день для того чтобы увеличивать эффективность управления нужно совершенствовать работу с документами по причине управленческого решения, базирующегося на данных и служебных документах.
Авиастроение – это такая отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Авиастроение сегодня одна из наиболее наукоемких отраслей машиностроения. Человечество сейчас живет в информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, следовательно, в разработке новых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств.
Эффективным средством решения этих проблем в последнее десятилетие выступают новые информационные CALS-технологии сквозной поддержки сложной наукоемкой продукции на всех ее этапах от маркетинга до утилизации. Базирующиеся на стандартизованном едином электронном представлении данных и коллективном доступе к ним, эти технологии позволяют существенно упростить выполнение этапов жизненного цикла продукта и повысить производительность труда, согласно западному опыту, примерно на 30%, автоматически обеспечить заданное качество продукции. [1]
Целью применения CALS-технологий является повышение эффективности их деятельности за счет ускорения процессов исследования и разработки продукции, придания изделию новых свойств, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации продукции, повышения уровня сервиса в процессах ее эксплуатации и технического обслуживания.
Именно информационные технологии наряду с прогрессивными технологиями материального производства позволяют при значительном сокращении сроков постановки на производство изделий, отвечающих запросам и ожиданиям потребителей существенно повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции.
В 2018 году Utair стала первой авиакомпанией, которая внедрила программу планирования экипажей Jeppesen Crew Pairing и программу снижения рисков во время планирования экипажей Boeing Alertness Model. Такая система будет способствовать оптимизации расходов на персонал.
Цифровые технологии помогают авиакомпаниям выявлять потенциально опасных пассажиров. Об этом в апреле 2017 года заявлял заместитель директора департамента маркетинга «Аэрофлота» Антон Мягков.
Анализ информации об активности в социальных сетях тех или иных пользователей позволяет авиакомпании составить портрет клиента и предупредить службы безопасности о возможности совершения им противоправных действий. Такая технология особенно актуальна в периоды проведения массовых мероприятий, например, чемпионат мира по футболу, который был в 2018 году.
Повышению безопасности полетов служит и система Digital Optimization for Flight Operations. Благодаря этой системе осуществляется постоянный обмен информацией между бортовым компьютером и системой Sabre Flight Explorer (система, позволяющая в режиме реального времени отслеживать положение судна, отображать маршрут самолета). [2] На бортовой компьютер автоматически передаются сведения по загрузке и плану полета, а с бортового компьютера в течение всего полета поступает информация о местоположении.
Конкуренция является одним из основных двигателей в развитии информационных технологий в авиации. Услуги по перевозке у всех авиакомпаний более или менее одинаковы, в то же время ввод новых сервисных услуг, повышающих комфорт пассажиров, строятся именно на использовании информационных технологий.
Повысить конкурентоспособность, снизить издержки, быстро реагировать на конъюнктуру рынка авиаперевозок, оперативно предлагать клиентам новые сервисы может только внедрение современной информационной системы, позволяющей автоматизировать все бизнес-процессы современной авиакомпании и служб аэропортов.
Хотелось бы отметить, что большинство новых ИТ-инициатив авиа-предприятий направлены именно на повышение лояльности пассажиров, на взаимодействие с пассажирами напрямую. Поэтому ожидается развитие контактцентров и услуг, которые предлагаются авиакомпаниями. Доля продаж через интернет будет постоянно расти, поэтому авиакомпании будут концентрироваться на создании удобных систем для пассажиров, при помощи которых клиенты смогут не только произвести операции с билетом, но и за-бронировать дополнительные услуги. [3]
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существующий комплекс программных средств позволяет:
1) осуществлять ведение данных по техническим и внутренним заданиям, отслеживание их текущего состояния, прикрепления к ним приложений и связанных документов;
2) осуществлять календарное и ресурсное планирование проектов;
3) улучшить отслеживание и поиск необходимой информации по проекту;
4) упростить составление отчетности по необходимым документам, истории ТЗ, хода выполнения проектных работ по отделу, сектору, исполнителям;
5) осуществлять контроль хода выполнения проектов;
6) создать единую организацию размещения документов.
2. В заключение необходимо отметить, что в кадровой подсистеме, как и в целом в общей системе управления организацией, используются следующие виды унифицированной системы документации:
1) плановая система документации, т.е. плановые задания по кадровым вопросам, плановые расчеты по численности, оплате труда, обучения и раз-вития персонала, заявки и наряды на отдельных специалистов и прочих сотрудников и т.п.;
2) первичная учетная документация по учету труда и заработной плате;
3) отчетно-статистическая система документации – по численности персонала, заработной плате, балансу рабочего времени, производительности труда, высвобождению работников и т.п.;
4) документация по социальному обеспечению организации, т.е. по социальному страхованию, по пособиям, по пенсиям, по льготам и т.д.;
5) организационно-распорядительная система документации, включающая устав, положения, постановления, приказы, распоряжения, правила, акты, письма, докладные записки, инструкции, заявления, объяснительные записки, анкеты, представления, протоколы, решения и т.п.
Каждое подразделение организации, в том числе и ее кадровое управление, оформляет, разрабатывает, исполняет ту или иную документацию, которая соответствует задачам данного подразделения и его функциональному назначению и специфике или сфере деятельности.
Основная часть кадровой документации для каждой организации носит внутренней характер.
И порядок работы с такой документацией регулируется исключительно внутренними правилами и положениями, локальными актами организации.
3. Формирование современной информационной среды авиаперевозок находится в неразрывной связи с построением стандартизированной системы информационного обмена между перевозчиками всех видов транспорта и складским хозяйством, созданием международного единообразного перевозочного документа для всех видов транспорта, реализацией принципа единого окна в административных процедурах, возникающих в связи с перевозкой, развития инфраструктуры транспортных коридоров, соединяющих Европу, Азию и Америку [11].
4. На наш взгляд, большое количество подзаконных нормативных правовых актов отражает специфику государственного регулирования на воздушном транспорте.
Огромное количество подзаконных нормативных акта приводит к усложнению единства правового регулирования, а также к различным правовым коллизиям между отдельными приказами, распоряжениями уполномоченных органов государственной власти и законами.
Вместе с тем следует согласиться с мнением ученых-правоведов, отмечающих недостаточное правовое регулирование вопросов безопасности на воздушном транспорте, в том числе ненадлежащего уровня контроля за соблюдением нормативных правовых актов субъектами воздушного транспорта.
5. Итак, инновации и развитие воздушного транспорта напрямую зависят от экономической ориентированности государства, государственной и частной заинтересованности в авиационной отрасли.
При правильном инвестировании, разработки новых технологий обслуживания и модернизации аэропортов и аэродромов, развитие воздушного транспорта можно достигнуть возможность поддержания парка воздушных судов на достойном уровне, увеличения дальности полетов, географии полетов и достижения общедоступного уровня к авиационной отрасли.
Вследствие чего высокого конкурентоспособного уровня на мировом рынке и среде транспортных услуг.
6. До настоящего времени на уровне законодательства не установлен порядок сопровождения воздушных судов, а также не урегулированы вопросы, связанные с передачей и поступлением соответствующей информации о нарушении требований авиационной безопасности, при наличии которой необходимо организовать сопровождение воздушного судна в полете.
1. Бирюков, В. В. Взаимодействие государства с субъектами малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономики России: учебное пособие / В.В. Бирюков, Е.В. Романенко Е.В. Омск: СибАДИ, 2014. 112 с.
2. Нерадъко, А. Инновационное развитие воздушного транспорта России / А. Нерадъко // Информационно-аналитическое издание «Советник Президента». 2011. № 90. [Электронный ресурс].
3. Богданов, С.В. Проблемы перехода к инновационной модели развития рынка авиационных перевозок России / С.В. Богданов // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 2 (2). С. 46-54.
4. Овсянников, О.А. Концептуальные основы Инновационной про-граммы развития инфраструктуры воздушного транспорта / О.А. Овсянников // Доклад в Совете Федерации Федерального Собрания 2015, [Электронный ресурс].
5. Эихлер Л.В. Ренгольд Е.Ю. Взаимодействие государства и предпринимательства в транспортном комплексе / Л.В. Эихлер, Е.Ю. Ренгольд // Вестник СибАДИ. 2014. № 4(38). С. 144-151.
6. Ренгольд О.В. Семенова Е.Д. Тенденции изменений инвестиционных вложений в транспортную отрасль Российской Федерации/ О.В. Ренгольд, Е.Д. Семенова // Наука XXI века: опыт прошлого взгляд в будущее [Электронный ресурс]: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Электрон. дан. Омск: СибАДИ, 2015.. С. 319-323.
7. Альбом форм организационно-распорядительных документов. – Мн., 2006.
8. Внутренние документы предприятия в сфере труда / К. Томашевский, Е. Волк и др. // Библ. ж-ла «Юрист». Право и бизнес. – 2007. – №4. – 103 с.
9. Внутренний аудит кадровой документации / К. Томашевский, Н. Ка-люта и др. // Библ. ж-ла «Юрист». Право и бизнес. – 2008. – №11. – 95 с.
10. Давыдова, Э.Н. Делопроизводство: учебно-практическое руководство / Э.Н.Давыдова, А.Е.Рыбаков. – 6-е изд., стереотип. – Мн., 2004.
11. Макаревич, А.Ф. Методические рекомендации по делопроизводству / А.Ф.Макаревич. – 2-е изд.Мн., 2009.
12. Андреева, В.И. Делопроизводство / В.И.Андреева. – М., 1997.
13. Бондарева, Т.Н. Секретарское дело: практическое пособие / Т.Н.Бондарева. – М., 1989.
14. Делопроизводство: образцы, документы. Организация и технология работы. – М., 2003.
15. Делопроизводство: учеб. для нач. проф. образования / Е.Н.Басовская, Т.А.Быкова, Л.М.Вялова, Т.В.Кузнецова и др. – 2-е изд., стер. – М., 2002.
16. Документоведение и документационное сопровождение управления. Специальность 350800: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента. – М., 2001.
17. Кузнецова, Т.В. Введение в специальность "Документоведение и документационное сопровождение управления": учеб. пособие / Т.В.Кузнецова. – М., 2003.
18. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное сопровождение управления) / Т.В.Кузнецова. – 4-е изд. испр. и допол. – М., 2003.
19. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство и техническая документация / Т.В.Кузнецова, Е.А.Степанов, Н.Г.Филиппов. – М., 1991.
20. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство / М.В.Кирсанова. – Москва-Новосибирск, 2000.
21. Ларин, М.В. Управление документацией в организациях / М.В.Ларин. – М., 2002.
22. Мандрица, В.М. Делопроизводство. Документирование управленческой деятельности: экзаменационные ответы / В.М.Мандрица, М.В.Семенов. – Ростов-на-Дону, 2001.
23. Организация работы с документами: учебник / Под ред. проф. В.А.Кудряева. – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 2003.
24. Павлюк, Л.В. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере / Л.В.Павлюк, Т.И.Киселева, Н.И.Воробьев. – Москва-Санкт-Петербург. 2000.
25. Рыбаков, А.Е. Кадровое делопроизводство: образцы документов и комментарии / А.Е. Рыбаков // Отдел кадров. – 2008. № 10. – 272 с.
26. Санкина, Л.В. Делопроизводство: практическое пособие / Л.В.Санкина. – М., 2002.
27. Бендиков М. А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 16.
29. Информационные технологии завтра: CNews [Электронный ресурс]
30. Офиц. сайт компании S 7. URL : https://www.s7.ru/
31. Рейтинг авиакомпаний России 2017, список 10 самых безопасных и крупных [Электронный ресурс].