Обращение граждан и юридических лиц как конституционно-правовой институт Диплом
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Обращение граждан и юридических лиц как конституционно-правовой институт»
по дисциплине: «Конституционное право»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Обращение граждан и юридических лиц как конституционно-правовой институт
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 91.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С УСТНЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ
2.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ
2.4 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Статья 2 Конституции Республики Беларусь провозглашает, что человек, его права, свободы и гарантии реализации этих прав являются высшей ценностью и целью общества и государства. Нынешнее состояние белорусского общества заставляет ученых-юристов и законотворческих и правоохранительных органов уделять больше внимания содержанию, сущности, системе реализации граждан Республики Беларусь для защиты их нарушенных или оспариваемых прав. Важнейшей и актуальной проблемой в сфере защиты прав граждан является проблема правовых гарантий и механизмов такой защиты от противоправных действий государственных органов и должностных лиц.
Статья 40 Конституции Республики Беларусь гарантирует право граждан обращаться в государственные органы. Как правовой механизм гарантирования гражданских прав, в частности, жалоба является одной из важнейших форм осуществления гражданами права на участие в управлении государственными делами в соответствии со статьей 37 Конституции Республики Беларусь. Каждое письменное и устное обращение является показателем потребностей, нужд и настроений людей. Обращение граждан является одним из основных источников общественного мнения, это своего рода диалог между гражданами и государством. Обращения, как реализация конституционных прав граждан, всегда будут актуальны, поскольку они являются важным источником информации, полезной для решения государственных проблем, содержат информацию о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к ним.
Актуальность данной работы заключается в следующем. Повышение эффективности работы по обращению граждан – одна из важных составляющих построения реального государства для народа. За последнее десятилетие в Республике Беларусь принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности государства в сфере взаимодействия с гражданами, в частности обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и другие организации. В законодательство об апелляциях вводится ряд новых элементов, которые в первую очередь связаны с расширением сферы охвата сети Интернет.
Сейчас он используется не только как коммерческий инструмент, но и как средство коммуникации. В связи с этим расширение применения информационных технологий в сфере государственного управления и, прежде всего, создание эффективных каналов электронного взаимодействия между властью и народом имеет важное значение для сближения власти с народом, повышения открытости и доступности власти.
Кроме того, в этот период в республике были внесены существенные изменения в порядок организации работы граждан в государственных органах и других государственных организациях, с тем чтобы максимально упростить процесс получения гражданами удостоверений и других документов.
В этом случае необходимо определить правовой статус обращений граждан и юридических лиц, определить правовую систему обжалования в Республике Беларусь, их взаимоотношения с юридическими ведомствами и органами. Также важно разграничить правовое регулирование обращений граждан и юридических лиц, а также сферы, связанные с общественными отношениями. Кроме того, практика применения нового законодательства к обращениям граждан и юридических лиц показывает, что многие правила, хотя и важные, и эффективные, по-прежнему нуждаются в толковании и разъяснении того, как они применяются.
Целью настоящей работы является комплексное исследование норм законодательства об обращениях граждан и юридических лиц Республики Беларусь, определение места данных норм в правовой системе Республики Беларусь, а также анализ вопросов, связанных с особенностями подачи и рассмотрения обращений в Республике Беларусь и поиск возможных недостатков в нормативной базе.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие, сущность и значение конституционно-правового института обращений граждан и юридических лиц
На современном этапе развития белорусского законодательства создана и действует система правовых гарантий защиты и реализации прав и свобод граждан. Наиболее эффективным средством защиты гражданских прав в данной системе считается судебная защита, то есть право гражданина обратиться в суд с иском о защите его нарушенных имущественных и неимущественных прав, а также обжаловать в отношении него решения или действия, совершенные. Вместе с тем обращение в судебные органы не является единственной гарантией защиты граждан их прав. Конституция Республики Беларусь (далее-Конституция) определяет систему права граждан на обращение в государственные органы как одну из гарантий реализации и защиты прав и свобод граждан, а также участия граждан в решении государственных вопросов. Согласно статье 40 Конституции, каждый гражданин имеет право на индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы [18].
Даже советские ученые подчеркивали, что «ни наука, ни техника, как бы быстро они ни развивались, какими бы достижениями не удивлялись, не характеризуют прогрессивную социальную систему до такой степени, что человек находится в ее реальном положении» [2, с. 3].
Исходя из этого, следует отметить, что обращение граждан (как к судебным, так и к внесудебным органам) является «правовой категорией реального правового закрепления гарантий прав граждан, закрепленных в Конституции», а также свидетельствует об эффективности их применения[23, ст.
Термин «обращение» используется во многих нормативных правовых актах Республики Беларусь: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК), Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее–ГПК), Трудовой кодекс Республики Беларусь и др. Во-первых, это связано с неоднозначностью слова «преобразование». Во-вторых, это связано с другим порядком защиты прав, установленным законом.
Так Морозов Н. В. считает, что категория «обращение граждан» употребляется в двух значениях. В материальном смысле это фактически восстановление нарушенных прав, свобод или законных интересов или содействие в их реализации и, возможно, предотвращение угрозы нарушения. Форма выражения здесь может быть жалобой, заявлением, предложением, ходатайством, устным и письменным выражением. Восстановление нарушенных или оспариваемых прав или законных интересов в процессуальном смысле является деятельностью судебных органов. Отличительной особенностью здесь является то, что иск, предъявленный судебными органами в качестве гаранта нарушенных прав, возникает при наличии у гражданина препятствий на пути реализации этого права и в форме, предусмотренной процессуальным законодательством» [23, с. 23].
Таким образом, можно выделить два основных направления обеспечения прав: защита прав граждан в судебном порядке и внесудебном порядке. Однако предметом исследования являются лишь обращения граждан и юридических лиц в государственные органы и другие организации в административном (внесудебном) порядке, которые являются частью универсального механизма защиты и реализации гражданских прав. Хотя в этом смысле не исключается возможность подачи апелляции в суд и прокуратуру. Поэтому для целей настоящего исследования под «обращением граждан и юридических лиц» следует понимать в узком смысле, то есть только в рамках отношений граждан и юридических лиц с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими организациями и индивидуальными предпринимателями, а не с судебными органами, поскольку обращение в суд является предметом отдельного исследования в рамках процессуально-правовой науки. Термин «конверсия» носит обобщающий, коллективный характер [22].
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 Общая характеристика порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц
Несмотря на появление и широкое использование персональных компьютеров, большое количество сообщений по-прежнему отправляется в рукописной форме. Многие из них написаны мелким шрифтом, с множеством ударов, ошибок и т. д. Это часто затрудняет понимание того, что значит писать. В этой связи закон об апелляциях предусматривает, что текст апелляции должен быть читаемым. Рукописный текст должен быть написан четким, легко читаемым почерком [93].
С учетом установленной законом обязанности заявителя вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их сотрудникам, не допускать использования нецензурных или оскорбительных слов или выражений, закреплен запрет на обращение с нецензурными или оскорбительными словами или выражениями. Нарушение вышеуказанных требований может привести к тому, что дело не будет рассмотрено. Письменный запрос юридического лица должен содержать:
- Наименование и (или) адрес организации или должности обвиняемого;
- Полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- заявление о сущности обращения;
- Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя или лица, уполномоченного подписывать обращение в установленном порядке;
- Личная подпись руководителя или уполномоченного лица, подписанная в установленном порядке по обращению, заверенная печатью юридического лица. К письменному заявлению, поданному представителем заявителя, должны прилагаться документы, подтверждающие его полномочия. Несоблюдение этого требования также может привести к невниманию к существу дела. Следует отметить, что буквальное толкование этого правила на практике может вызвать определенные трудности. Например, гражданин обращается в государственный орган, представляющий интересы недееспособного лица, его опекуна.
В соответствии с законом он обязан приложить к своему обращению оригинал документа, которым гражданин назначен опекуном. Однако оригиналы документов всегда должны храниться у опекуна. Похоже, что в этом случае достаточно приложить копию указанного документа к апелляции. Письменный запрос требует обязательного приема и регистрации. Отказ в приеме заявления не допускается.
Порядок приема и регистрации обращений в организациях регламентируется Положением о порядке ведения учета обращений граждан и юридических лиц, иных организаций и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2012 г. № 1786[85]. Ведение делопроизводства по заявке заявителя осуществляется уполномоченным должностным лицом отдельно от других видов делопроизводства и осуществляется централизованно или децентрализованно.
2.2 Правовое регулирование работы с устными обращениями
В качестве одной из форм обращения граждан и юридических лиц Закон «Об обращениях» выделяет устное обращение. В соответствии со статьей 1 апелляционного кодекса устное обращение-это обращение, поданное заявителем в ходе личного приема [26].
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Практика правоприменения в отношении конституционно-правового института обращений граждан и юридических лиц
В политологической литературе, в целом, существует консенсус относительно необходимости для авторитарных политических систем обеспечивать высокую степень этой лояльности для собственного выживания. Расхождения существуют по степени риска, исходящего от невысокой лояльности, который возрастает или снижается на различных этапах существования авторитарной политической системы [71, с. 42].
Одним из краеугольных элементов обеспечения этой лояльности является поддержание (и, как минимум, на ранних этапах существования авторитарных режимов это именно поддержание, а не его имитация) двусторонней связи между политическими элитами и массами. В условиях отсутствия полноценной электоральной системы (а она размывается одной из первых в любом авторитарном режиме) возникают некие новые формы этой двусторонней связи. В Беларуси практически в неизменном виде оставили советский институт обращений граждан.
Эта двусторонняя связь выполняет целый ряд функций:
а) поддержание и укрепление легитимности правящих элит;
б) дополнительный информационный канал о состоянии дел в обществе;
в) инструмент внутриэлитной борьбы;
г) индикаторы лояльности масс как согласия «играть по правилам» в рамках сложившейся политической системы.
Первым нормативным актом в выстраивании системы работы с обращениями граждан стал Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. №407-XIII «Об обращениях граждан». В данный Закон были внесены изменения и дополнения Законом Республики Беларусь от 01.11.2020 №340-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рассмотрения обращений граждан» [2].
Значительно расширен перечь организаций, подпадающих под действие закона. По существу, после включения общественных объединений и предприятий независимо от форм собственности, под его действие попали все юридические лица. Также действие закона прямо распространено на всех иностранных граждан, независимо от их статуса в Республике Беларусь.
Упорядочены виды обращений. Особо подчеркнуто отделение законодательной инициативы от обращений. Убраны гарантии граждан при подаче обращения (касающиеся, прежде всего, порядка распространения полученной в результате обращения информации).
Ограничены права граждан по знакомству с результатами их обращения – только с материалами проверки по жалобе. Сама процедура подачи жалобы незначительно облегчена [74].
Прямо прописано право граждан требовать в судебном порядке компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждений, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений.
Таким образом, в 2004 г. акцент при работе с обращениями был сделан на стимулировании подач жалоб, которые, в свою очередь, должны были касаться преимущественно каких-то бытовых, житейских вопросов, не затрагивая основы социально-политического и экономического развития. Представители же юридических лиц превращались в своеобразных «козлов отпущения», на которых можно было попытаться «спустить пар» за какие-то частные проблемы. Генерализация обращений фактически блокировалась [86, с. 129].
Следующим важным шагом в развитии законодательства об обращениях граждан стала Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Право на обращение является конституционным правом гражданина и имеет особое значение в системе гражданских прав. Это право входит в систему правовых гарантий гражданских прав, таких как право на свободный доступ к информации, право на участие в управлении делами государства, право на защиту нарушенных прав и свобод, право на свободное выражение своего мнения. Термин «обращение» неоднозначен и упоминается во многих нормативно-правовых актах. Однако значение слова «обращение» на законодательном уровне раскрывается в законе об апелляциях и чаще всего используется в качестве формы общения граждан с органами государственной власти и другими организациями. На основании анализа законодательного определения термина «обращение» и теоретических положений этого понятия, мы считаем, что в апелляционном праве существует более правильное определение, четко определяющее сферу применения термина «обращение» и непосредственно дающее определение каждой составляющей (заявление, жалоба, предложение).
2. Законодательство об обращениях граждан и юридических лиц является системой, в которой центральное место занимает Закон «Об обращениях». Правовой основой этой системы является статья 40 Конституции, в которой говорится, что каждый человек имеет право обращаться в государственные органы. При этом эта система начала активно развиваться только в 2005 году, в связи с принятием главой государства ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование работы с обращениями граждан и юридических лиц. В результате анализа нормативно-теоретических источников сделан вывод о том, что законодательство об административном судопроизводстве является частью единого законодательства по обращениям граждан, которое является особым правилом в системе общих правил обжалования.
Основной тезис состоит в том, что административное производство теперь входит в состав Апелляционного правового органа. Положения закона применяются ко всем обращениям, которые не имеют особых правил подачи и рассмотрения. Данная норма обусловлена тем, что рассмотрение таких заявлений и жалоб регулируется другими отраслями права и имеет существенные особенности.
3. Право на обращение касается широкого круга вопросов. Совокупность правовых норм, разработанных при разработке конституционных норм права на обращение, образует самостоятельный комплекс правовых институтов. Обработка обращений граждан является важной частью управленческой деятельности, которая является одним из управленческих процессов в процессе управления. Институт также тесно связан с нормотворческим содержанием Института права и дисциплины государственного управления. Возможность обжалования действий государственных органов, а также возможность обжалования ответа на саму жалобу является одним из способов обеспечения законности и поддержания дисциплины должностных лиц.
При решении вопроса о взаимосвязи между апелляционным органом и правовыми нормами административного судопроизводства считаем необходимым включить его в состав органа уполномоченного рассматривать обращения по следующим причинам:
1) в последнее время административно-процессуальное законодательство отделено от законодательного блока обращения граждан;
2)исполнение административной процедуры по инициативе органа, как правило, невозможно, поскольку дать ответ на обращение невозможно без наличия обращения;
3)заявление о проведении административного производства подается в виде апелляционной жалобы;
4) структура законодательной процедуры в обеих областях очень схожа, а процедура реализации административной процедуры является лишь более формальной и сложной по сравнению с процедурой рассмотрения обращений. Важность апелляционного органа проявляется в его функциях: функции управления правами человека, информацией, контролем.
1. Александров, Д.П. О применении хозяйственными судами Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»/ Д.П. Александров // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Добранов, В.Н. Судебному обжалованию не подлежит // ИБ КонсультантПлюс: Материалы судебной практики Белорусский Выпуск [Электронный ресурс]. - Минск, 2013.
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Чуприс, О. И. Проблемы правового регулирования и практики применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц // О.И. Чуприс / Специализация в судебной системе Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие. В 2 кн. Кн. 1 Специализация в общих судах Республики Беларусь / редкол.: В.П. Мороз (гл. ред.) [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. – С. 246 – 258.
5. Чуприс, О.И., Марчук, Е.А. Место институтов административных процедур и работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе административного права Республики Беларусь / О.И. Чуприс, Е.А. Марчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Экноміка. Права. – 2012. – №2. – С. 45 – 48.
6. Широбоков, С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: автореф. дис.... к.ю.н. / С.А. Широбоков; Уральский юр. ин-т МВД России. – Екатеринбург, 1999. – С. 8.
7. Штейнер, А.И. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц / А.И. Штейнер // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 91 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исправл.и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с. a. Дубровин, Е.В. Понятие административной юстиции и перспектива ее развития в Республике Беларусь // Е.В. Дубровин / Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. / редкол.: А.В. Барков (гл. ред.) и [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. – С. 87 – 99.
9. Захаров, В.Е. Комментарий к отдельным нормам Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 г. №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» / В.Е. Захаров // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Зиссер, Ю. Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан при их подаче через сеть интернет / Ю. Зиссер, Е. Корнушенко //Юрист. – 2006. – №7 – С. 47 – 51.
11. Инструкция о порядке рассмотрения в таможенных органах Республики Беларусь письменных и устных обращений граждан: постановление Государственного Таможенного комитета Респ. Беларусь, 27 июля 2005 г., № 51: в ред. постановления Государственного Таможенного комитета Респ. Беларусь от 20.03.2008 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: постановление Минюста Респ. Беларусь, 19 янв. 2009 г., № 4: в ред. постановления Минюста Респ. Беларусь от 15.01.2013 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
15. Лысик, С.Л. Об электронном обращении в государственный орган / А.Л. Лысик // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный 83 ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев – Москва: Издательство МГУ, 1971. – С. 3
17. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика / Е.И. Лыскова // Государство и право. – 2009. – № 9. – С. 108 – 109.
18. Метелева, У.В. Понятие и основные виды административного производства по разрешению административных споров // У.В. Метелева / Закон и право. – 2008. – № 6. – С. 72 – 74.
19. Минько, Н.С. Проблемы работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе исполнительной власти // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Морозов, Н.В. Содержание института обращения граждан РФ и его место в конституционно-правовой доктрине / Н.В. Морозов// Право и политика. – 2012. – №6. – С. 1040 – 1044.
21. Николаев, М.В. Обращения юридических лиц (коммерческих организаций) в органы государственного управления // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. Обзор административно-процедурного законодательства некоторых зарубежных стран// [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.zakon.kz: 8080/analytics/188182 a. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г., № 407- XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.11.2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. Об основах административных процедур: Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., №433-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
25. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., №1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.01.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.belarus21.by/ru/apparat_upoln
27. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 113-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
28. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 419-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. О документировании населения Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2008 г., № 294: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 08.07.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
30. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 05.04.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
31. О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата: Директива Президента Респ. Беларусь, 27 дек. 2006 г., № 2 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
32. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 февр. 2010 г., №60: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
33. О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 июля 2012 г., № 667 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.prokuratura.gov.by
35. Официальный сайт Минского городского суда Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://mingorsud.gov.by
36. Официальный сайт Докшицкого районного исполнительного комитета Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://dokshitsy.vitebsk-region.gov.by
37. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mshp.minsk.by/feedback/fd68f2245d9ed074.html a.Официальный сайт Министерства информации Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mininform.gov.by
38. Официальный сайт Министерства архитектуры и строительств Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mas.by
39. Официальный сайт Комитета государственного контроля Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru
40. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by
41. Официальный сайт Министерства энергетики Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://minenergo.gov.by
42. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by
43. Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mvd.gov.by
44. Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mjkx.gov.by
45. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by
46. Википедия. Значение слова «спам» // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E0%EC–
47. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by
48. Официальный сайт Министерства культуры Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.kultura.by
49. Официальный сайт Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mlh.by
50. Официальный сайт Министерства обороны Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mod.mil.by/
51. Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://edu.gov.by/
52. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.nalog.by
53. Официальный сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.rescue01.gov.by
54. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.minpriroda.by
55. Официальный сайт Министерства промышленности Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.minprom.gov.by
56. Официальный сайт Министерства связи и информатизации Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mpt.gov.by
57. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
58. Официальный сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru
59. Официальный сайт Министерства торговли Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/– Дата доступа: 09.01.2020.
60. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.mintrans.gov.by.
61. Официальный сайт Министерства юстиции Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.minjust.by
62. Официальный сайт Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.vpk.gov.by
63. Официальный сайт Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.gki.gov.b
64. Официальный сайт Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.gknt.org.by
65. Официальный сайт Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.gosstandart.gov.by
66. Официальный сайт Государственного пограничного комитета Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://gpk.gov.by
67. Гринюк, А.М. Клиентоориентированная работа с обращениями граждан / А.М. Гринюк // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
68. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.gtk.gov.by/ru
69. Официальный сайт Минского городского исполнительного комитета Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru
70. Официальный сайт Минского областного исполнительного комитета Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by/ru
71. Гритчина, Н.И. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение/ Н.И. Гритчина // Закон и право. – 2013. – №1. – С. 40 – 45.
72. Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 1786 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
73. Положение о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 марта 2005 г., № 285: в ред. постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 05.04.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
74. Ратнер, Л.И. Об усилении гарантий своевременного и правильного разрешения жалоб трудящихся // Советское государство и право. – 1959. – № 9. – С. 56.
75. Рекомендации по применению отдельных положений Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» // [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.center.gov.by/elpri/elpri.html
76. Ремнев, В.И. Право жалобы в СССР / В.И. Ремнев – М.: Знание, 1982. – С. 44 – 45.
77. Данисевич, А.Н. Анонимные обращения: правовые последствия // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
78. Саванович, Н.А. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» / Н.А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
79. Саванович, Н.А. Обращения за разъяснениями законодательства / Н.А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
80. Саванович, Н.А. Обращения работников к нанимателю: определение модели правового регулирования / Н.А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
81. Саванович, Н.А. Работа с обращениями граждан и юридических лиц: пособие / Н.А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
82. Смушкин, А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: 2-е издание // А.Б. Смушкин / ИБ КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / 2020. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
83. Соловов, М.В. Административные процедуры как часть административного процесса // М.В. Соловов / Государство и право. – 2011. – № 5. – С. 114 - 117.
84. Соловьева, А.К. Перспективы развития административной юстиции в России: организационный и формальный подход // А.К. Соловьева / Правоведение. – 1999. – № 1. – С. 66.
85. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание / под ред. проф. С.С. Алексеева// [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.e-reading. ws/bookreader.php/1566/Alekseev_-_Teoriya_gosudarstva_i_prava.html
86. Филипчик, Р.И. О некоторых вопросах рассмотрения обращений заявителей государственными органами и судами / Р.И. Филипчик/ Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. / редкол.: А.В. Барков (гл. ред.) и [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. – С. 118 – 134.
87. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса: серия «Русское юридическое наследие» / Под ред. В.А.Томсинова. – М.: Издательство «Зерцало», 2003. – С. 96.
88. Подгруша, В.В. Обращения граждан: «правила игры» на законодательном уровне упорядочены / В.В. Подгруша // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 91.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты