Модели современного конституционализма
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Модели современного конституционализма»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
189 BYN
Модели современного конституционализма
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
1.1 Историческое становление института конституционализма в Республике Беларусь
1.2 Современное понятие конституционализма как политико-правовая система
ГЛАВА 2 ТИПОЛОГИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК МОДЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
2.1 Мировой конституционно-правовой опыт
2.2 Типология конституционализма
ГЛАВА 3 БЕЛОРУССКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В правовой литературе нет однозначного понимания явления – конституционализма. Под ним принято понимать правление, реально ограниченное Конституцией, политическую систему, опирающуюся на Конституцию и конституционные методы правления. Имеется и иное мнение - что это правовая теория, обосновывающая необходимость конституционного строя. Разработка и принятие Конституций в бывших постсоветских и постсоциалистических государствах породили обращение научной и политической общественности к предшествующему опыту конституционного строительства в данных государствах.
Происходит учет как позитивного, так и негативного опыта конституционной истории государств. Современный конституционализм оказался в эпицентре споров о перспективах их правового и политического развития наблюдается проявление глубинного конфликта между государством и обществом на этапе модернизации – перехода от традиционного и иерархически построенного общества к обществу гражданскому, от авторитарного государства к демократическому. В этих условиях происходит складывание новой модели конституционного развития, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Не стала исключением и Республика Беларусь, где также складывается новая модель отношений между государством и обществом. Современная белорусская конституционная модель занимает особое место в мировом политическом процессе. Она отличается от классической модели, которая сформировалась в странах буржуазной демократии, прежде всего тем, что у нас еще идет процесс формирования среднего класса, способного и готового стать социальной базой демократических преобразований.
В Республике Беларусь необходимо проводить реформы в максимально короткий исторический промежуток времени в условиях формирования политической и правовой культуры общества.
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
1.1 Историческое становление института конституционализма в Республике Беларусь
Столетие русской революции позволяет осмыслить историю правового и политического развития страны в длительной перспективе, поставив вопрос о преемственности институтов имперской, советской и постсоветской политической системы. Эта проблема решается нами в трех измерениях: сравнительном (сопоставление классических и современных революций), историческом (эволюция легитимирующей формулы политического режима) и когнитивно-информационном (выяснение мотивации основных акторов политико-правового развития – разработчиков и создателей политических конституций ХХ в.) [34, с. 240].
В основе исследования лежат архивы всех конституционных комиссий ХХ в. – программные документы политических партий Февральской революции, Временного правительства и Учредительного собрания, материалы конституционных комиссий, разрабатывавших все советские конституции, а также документы о разработке действующей белорусской Конституции 1994 г.
Речь идет, таким образом, о реконструкции «долгого ХХ века» – создании полноценной политической или конституционной истории русской революции и определении степени ее влияния на современное политико-правовое конструирование. Эта задача, в принципе, решенная на материале других революций (английской, американской, французской, мексиканской), до последнего времени даже не поставлена в отечественной академической литературе.
Но без ее решения трудно определить историческое место постсоветских конституционно-правовых преобразований – их реальные исторические границы и возможности, а, следовательно, выстроить программу необходимых преобразований в будущем. Революция определяется нами как радикальное и насильственное изменение информационной картины мира и основа новой социальной и когнитивной адаптации общества. Она означает, прежде всего, разрушение старой нормативной системы – ценностей, принципов и норм, лежащих в основе старого порядка.
Следствием неизбежно становится нормативный хаос, который выражается в прекращении действия старых правовых норм и отсутствии новых. Однако всякая успешная революция (то есть та, которая приводит революционеров к власти) неизбежно заканчивается созданием новой нормативной системы, без которой невозможна консолидация политического режима и осуществление целей заявленных им социальных преобразований. Так возникает порядок из хаоса – постепенное формирование ядра новой правовой системы, претендующей на занятие места старой [24].
Формирование нового порядка выражается в появлении системообразующего мифа (выражающего максимизацию завышенных ожиданий революционного периода), проектах социального конструирования, их столкновении и селекции, результатом которой становится появление доминирующего проекта – такого, который в действительности определяет ключевые параметры конструирования новой политико-правовой системы. Он, как правило, закрепляется и фиксируется в политических конституциях и выражается наиболее четко в эволюции легитимирующей формулы власти.
Формирование теоретической конструкции политико-правовой модели более совершенного государства занимало и продолжает занимать одно из центральных мест в общецивилизационной политико-юридической мысли. Ключевым инструментом в ее реализации является конституционный процесс.
ГЛАВА 2 ТИПОЛОГИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК МОДЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
2.1 Мировой конституционно-правовой опыт
Отдельные авторы сильно удревняют происхождение конституционализма и его важнейшего проявления – конституции. Так, П.Д. Баренбойм считает, что конституция имеет божественное происхождение, и истоки конституционализма лежат в глубокой древности [7, с. 49].
Другие же, например, Ш.И. Алиев, полагают, что родоначальницей конституционализма является Древняя Греция [4, с. 12].
Действительно, при большом желании и интеллектуальной изощренности, переходящей в мыслительные фантазии, можно обнаружить идеи в тех или иных источниках, в том числе в Библии, которые могут быть представлены как конституционные. Но настоящая наука та, которая придерживается фактов, в том числе исторических фактов. История же свидетельствует (и это факт, исторический факт), что общество и государство могут существовать и развиваться и без конституции. И это характерно не только обществам, пребывающим в дикости, варварским государствам, но и обществам достаточно продвинутым, а также вполне просвещенным государствам. В Европе первые признаки конституционализма появились еще в XII–XIII вв. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая Хартия вольностей – Maqna Charta Liberatum (1215 г.) заложила основы правового государства, правовой защиты прав личности. Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам.
Великий парламент 1265 г., где рядом с поименно приглашенными прелатами и баронами впервые сидели выборные представители от населения графств, рыцарей, горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма. Нельзя обойти вниманием правовые акты, принятые в Англии в XVII веке: «Habeas Corpus асt» (1679 г.) и «Bill of rights» (1689 г). Оба появились в ходе острейшей политической борьбы, которая шла между сторонниками абсолютизма и новыми общественными силами (в первую очередь буржуазией). Основное достоинство указанных актов в том, что они ограничивали абсолютную власть монарха. С принятием их буржуазия получила значительные права в парламенте, включая решение вопросов внешней политики, торговли, налогов и пошлин.
Впервые в истории в них были закреплены гарантии прав человека перед судом и полицией. Все это позволило рассматривать «Habeas corpus aсten» и «Bill of rights» как документы, заложившие основы современной британской конституции и оказавшие существенное влияние на развитие теории и практики конституционализма в других странах. Однако в целом в Средние века существовали лишь отдельные акты конституционного типа (писаное оформление прав феодалов, городов, корпораций; соглашений между городами и королевской властью, между феодалами и королями). Утверждению идеи о конституции в ее современном значении, т. е. как об основном законе государства, способствовали буржуазные революции. Борясь с феодалами за власть, буржуазия добивалась ограничения власти монарха (короля, царя, императора и т. п.) парламентом или устройством буржуазной республики, закрепления капиталистических порядков [12].
Этим целям прекрасно служили конституции буржуазных государств. Встречающееся иногда утверждение о том, что в Великобритании нет конституции, неверно. В этом государстве нет писаной конституции, но неписаная конституция имеется. Правда, в течение непродолжительного времени (1653–1660 гг.) здесь действовала и писаная конституция – орудие управления Оливера Кромвеля (1599–1658 гг.). Но эта конституция не оставила значительного следа в развитии британского конституционализма.
ГЛАВА 3 БЕЛОРУССКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Конституция Республики Беларусь 1994 года – это первая белорусская конституция, принятая народом суверенного независимого государства. В 90-х гг. ХХ века, обусловленные крушением социалистической системы и распадом Советского Союза, были приняты новые конституции многих независимых государств, входивших в состав единого государства. В конституциях постсоветских государств наблюдалось определенное сходство набора составляющих их конституционно-правовых норм, институтов, принципов. Но такое сходство касалось только общих черт.
В новых конституциях нашли закрепление принципиальные позиции: отказ от социалистической модели общественного развития; признание идеологического и политического плюрализма; признания концепции разделения властей как условия построения правового государства; формирование новой модели социально-экономического развития; защита прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства и ряд иных важных положений. Все эти конституции были «продуктом» своего времени. Другим аспектом выступало разнообразие конституционно-правовых институтов, обусловленных национальной спецификой, традициями, сложившимися в этих странах [49].
Принятие новой Конституции, вовлечение Республики Беларусь в мировое сообщество как суверенного и независимого государства повлекли кардинальные изменения в законодательстве. На основе Конституции и общепризнанных принципов международного права в Республике Беларусь была проведена систематизация и кодификация законодательства, создана законодательная база для экономических, политических и социальных преобразований, обеспечения прав, свобод граждан и гарантий их реализации. Принятие новой конституции явилось радикальной политической и идеологической акцией тех, кто ее готовил, и имело целью укрепить существующий общественный строй, государство, веру граждан в новый порядок, закрепленный конституцией, его стабильность и незыблемость [56].
Обладая первичными равными стартовыми возможностями, постсоветские республики в дальнейшем реализовывали свой конституционный потенциал разными путями. Профессор С.А. Авакьян выделяет ряд причин появления новых основных законов, которые всегда обусловлены ситуацией в конкретной стране на соответствующем этапе ее развития: возникновение нового государства; оформление нового социально-экономического и политического строя в соответствующем государстве; изменение формы государства, формы правления, политического режима; факторы эволюционного свойства и окончание периода действия конституции. Названные выше причины могут действовать одновременно, переплетаться, проявляться не в принятии новой конституции, а во внесении изменений и дополнений в действующую конституцию, подготавливать принятие новой конституции, по сути, вбирающей многие из прежних реформ, и т. д. [2, с. 161-165].
Как свидетельствует мировой опыт, абсолютно неизменяемых конституций в мире не существует. Самые стабильные и старейшие конституции в мире – Конституция США 1787 г. и Конституция Норвегии 1814 г. – подвергались изменениям не единожды, но все они не затрагивали базисных конституционных принципов. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г. в разделе 9 провозглашает нерушимость Конституции (ст.136), «даже если ее действие нарушено восстанием», но и она изменялась неоднократно [61, с. 124].
А Конституция Аргентинской Республики 1994 г. в статье 36 констатирует, что Конституция будет продолжать действовать, даже когда ее соблюдение будет прервано силовыми актами против конституционного порядка и демократической системы. Стабильность не означает неизменности конституции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, отмечая многозначность понятия «конституционализма», необходимо указать на тот факт, что это, прежде всего, особая правовая идеология, направленная на предотвращение деспотизма и гарантирующая индивидуальные свободы, что предполагает формулирование принципов, которым должна отвечать организация публичной власти. Конституционализм исторически как идеология и логически как описательная теория предшествовал созданию конституций.
Он не сводим к наличию конституции, которая должна основываться на определенных принципах, способных повлечь конкретные последствия. Как политико-правовой феномен, конституционализм лучше всего описывается посредством характеризующих его принципов: выборное представительство, господство права и разделение властей. Вместе с тем конституционализм может быть охарактеризован как определенная практика, соответствующая установленным принципам. Условия, в которых действует конституция, неизбежно оказывают влияние на ее легитимность. Существует определенная зависимость между общественным доверием к конституции и отношением к власти. Доверие или недоверие к власти обычно формирует соответствующее отношение к конституции и наоборот. Разумеется, эта зависимость не абсолютна.
Известны случаи, когда защита конституции означала противостояние власти и превращалась в мотив поведения различных политических сил и граждан. Тем не менее, кризис легитимности политической системы не может не отразиться на легитимности конституции.
Конституционализм означает, прежде всего, сам факт наличия конституции и ее активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции (писаной или неписаной) как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства.
1. Абламейко, М. С. Подготовка и принятие Информационного кодекса Республики Беларусь – настоятельная потребность времени // М.С. Абламейко, Г.А. Василевич [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://law.bsu.by/pub/26/26_Vasilevich.doc
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. / С.А. Аавкьян. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – Т.1. – 863 с.
3. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – Москва: Сашко, 2000. – 426 с. 3. Ромашов, Р.А. Современный конституционализм: вопросы истории и теории. СПб.: Пушкин: Ин-т правоведения и предпринимательства, 1998. – 164 с.
4. Алиев Ш.И. Историко-философские корни современного конституционализма: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. 25 с.
5. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1998.
6. Бакирова Г.Я. Объединение Германии: предпосылки, процесс и международно-правовые последствия. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. 196 с.
7. Баренбойм П. Первая Конституция мира. Библейские корни независимого суда: учеб. пособ. М.: Белые Альвы, 1997. 144 с.
8. Боботов С.В., Жигачёв И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: НОРМА, 1997. 333 с.
9. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // ВЕСТН. МОЛОДЕЖНОГО НАУЧ. О-ВА. - 2001.-№ 1.-С.11-19.
10. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171с.
11. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. - 2005.-N 1.-С.10-15.
12. Василевич, Г.А. Становление конституционализма как объективная основа развития демократии (народовластия) [Электронный ресурс] / Г.А. Василевич // Конституционный процесс и развитие политической системы общества: материалы науч.-практ. конф., Минск, 17-18 окт. 2001 г. – Режим доступа: https://law.bsu.by/pub/26/Vasilevich39.doc.
13. Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1991. – № 31.– Ст. 536.
14. Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1996. – № 35. – Ст. 632.
15. Германия. Факты. Франкфурт-на-Майне: Изд-во Socitäts-Verlag, 1993. 419 с.
16. Государственное право Германии: в 2 т. (Сокращенный перевод немецкого семитомного издания). М.: ИГиП РАН, 1994. Т. 1. 313 с.; Т. 2. 320 с.
17. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина. - М., 1996. – 584 с.
18. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адук. i вых., 2012. C. 108. 7. Народ. газета. – 1994. – 30 марта. – С. 6 – 7.
19. Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь как основа стабильности общества и государства / Д.М. Демичев // Конституция – Основной Закон белорусского государства и общества (к 20-летию принятия)
20. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М.: ИНФРА-М, 2008.
21. Еременко, Ю.П. Понятие и система социалистического конституционализма / Ю.П. Еременко // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 г. - Саратов, 1980. – С. 175–196.
22. Жан-Поль Жакке. Конституционное право и политические институты: учеб. пособ. : пер. с фр. М. : Юристъ, 2002. 365 с.
23. Законность в Российской Федерации / В.Н. Кудрявцев [и др.], редкол.: Ю.А. Тихомиров [и др.]; Ин-т законодательства и сравнит. правопорядка при Ген. Прокуратуре Российской Федерации. – М.: Спарк, 1998. – 215 с.
24. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. - 1997 - № 10.
25. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
26. Каргин, К.В. Юридические документы / К.В. Каргин; науч. ред. В.А. Толстик. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с
27. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
28. Кондратович, Н.М. Правовой статус человека и гражданина: динамика развития в условиях информационного общества / Н.М. Кондратович, Т.С. Масловская // Отраслевое деление международного права: традиционные и новые подходы; под ред. А.А. Дорской, З.Ш. Матчановой. – СПб.: Астерион, 2018. – 432 с.
29. Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 1: Средняя Азия / под ред. Т.Я. Хабриевой.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма, 20010.- С. 422-457
30. Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. – Т.1: Северная и Центральная Америка. – М.: Институт законод. и срав. правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. – 832 с.
31. Конституции Франции 1793 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm
32. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2007. С. 116-117.
33. Конституционное право зарубежных государств: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспрудениия» / под общей ред. д.ю.н., проф. В. И. Червонюка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 4
34. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
35. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
36. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 200 с.
37. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
38. Кравец, И.А. Конституционность нормативных правовых актов: доктрина и практика в России // Право и политика. – 2006. – № 8. – С. 23-37. 10. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году [Электронный ресурс] : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 23 янв. 2018 г., № Р-1120/2018. – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=30045.
39. Кривогуз И.М. Крушение «реального социализма» в Европе и судьбы освободившихся народов. М., 2001. 200 с.
40. Кузин, Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. посо- бие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф.А. Кузин. – М.: «Ось-89», 2000. – 320 с.
41. Курманова, А.Ч. Конституция Кыргызской Республики как высший правовой гарант законности / А.Ч. Курманова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. – 2008. – Т. 8. – № 2. – С. 27-30.
42. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь?: две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. — 64 с.
43. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11-12 мар. 2014 г. / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.) [и др.]; Белорус. гос. ун-т. – Минск: Право и экономика, 2014. С. 36.
44. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/ 6032. 2. О государственном суверенитете Республики Беларусь (с изм. и доп. от 19 сент. 1991 г.): Декларация Верхов. Совета Респ. Беларусь, 27 июл. 1990 г. // СЗ БССР. – 1990. – № 22. – Ст. 432;
45. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 142. – 1/5825
46. О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики: Закон БССР, 25 авг. 1991 г. // Ведомости Верхов. Совета БССР. – 1991.– № 28. – Ст. 425.
47. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 20 янв. 2016 г., № Р-1028/2016 // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2016. – № 1. – С. 30–55
48. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
49. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
50. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3-х т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: ИКД “Зерцало-М”, 2001. – 528 с.
51. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 24-36.
52. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. - 2012. — № 6. — С. 97—106.
53. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле (Новополоцк, 18-19 мая 2012 г.): в 2-х т. Т.1 / Полоцкий государственный университет; редкол.: А.Н. Пугачев (отв. ред.) др. - Новополоцк: ПГУ, 2012. - С. 134-138.
54. Пунтус, С.А. Проверка конституционности законов по запросам судов: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / С.А. Пунтус. – Екатеринбург, 2004. – 22 с.
55. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-24-noyabrya-1996-goda.
56. Республиканский референдум 7 сентября 2004 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-17-oktyabrya-2004-goda.
57. Романов А.К. Правовая система Англии: учеб. пособ. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2002. 344 с.
58. Ф. Иеринг Р. Избранные труды. В 2 т. Т.II.- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.- С. 334-335.
59. Фридмэн Л. Введение в американское право: пер. с англ. / под ред. М. Калантаровой. М., 1993. 286 с.
60. Червонюк В.И. Публичные власти и публичные должностные лица как субъект ответственности в современных конституционных системах // Вестник Московского университета МВД России Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 10. С. 41- 51.
61. Чиркин В.Е. Конституционное право в британском и французских вариантах // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 122–127.
62. Чиркин, В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2001. – 412 с.
63. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
64. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. - Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты