Районные (городские) суды-основное звено судебной системы в Республике Беларусь
БИП (Белорусский институт правоведения)
Готовые дипломы
на тему: «Районные (городские) суды-основное звено судебной системы в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Правоведение»
2019
189 BYN
Районные (городские) суды-основное звено судебной системы в Республике Беларусь
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ
2.1. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ
2.2. СОСТАВ И КОМПЕТЕНЦИЯ РАЙОННЫХ ГОРОДСКИХ СУДОВ
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь содержит в себе правовую норму, которая проводит разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Учитывая, что судебная власть занимает одну из основных ветвей власти, можно смело говорить о том, что судебная власть в Республики Беларусь на сегодняшний день является актуальной темой для проведения исследования в рамках данной работы.
Также можно отметить и тот факт, что именно суд выполняет одни из важных функций по защите законных прав и интересов граждан. Так можно выделить три основные функции:
– осуществление правосудия. Но не только суды общей юрисдикции участвуют в осуществлении правосудия, также можно это отнести и к Конституционному Суду Республики Беларусь. Для последнего осуществление правосудия находит свое отражение в контроле за конституционностью нормативных правовых актов государства;
– защита прав, свобод и законных интересов граждан;
– участие в системе «сдержек и противовесов». Данная система подразумевает под собой то, такая система применительно к принципу разделения власти, такое разделение предполагает, что ограничивает возможность сосредоточения власти у одной из ветвей власти, что в свою очередь обеспечивает самостоятельное нормальное функционирование всех органов власти.
Отметим и то, что судебная власть в Республики Беларусь принадлежит только судам.
На сегодняшний момент судебную власть необходимо рассматривать в рамках ее системы. Система судов Республики Беларусь с учетом всех последний изменений строится на принципах территориальности и специализации.
Так, в настоящее время система судов Республики Беларусь состоит из:
– Конституционного Суда Республики Беларусь;
– судов общей юрисдикции.
Еще недавно система судов делилась на три ветви: Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды. Однако с течением времени, потребовалось внесение изменений в действующую на тот момент систему судов. Как следствие, была проведена судебная реформа, а новая система судов стала состоять только из двух ветвей.
Выбор темы исследования: рассмотрения лишь районных (городских) судов из всей системы судов общей юрисдикции был сделан, исходя из важности закрепления и полного изучения их деятельности, так как именно они выступают в качестве первой инстанции большинства споров, рассматриваемых в разных видах судопроизводства.
Следовательно, вышеизложенные обстоятельств предопределяют актуальность темы исследования.
Так, целью дипломной работы является комплексный анализ, как общетеоретических положений относительно системы судов общей юрисдикции в Республике Беларусь, так и непосредственно деятельности районных (городских) судов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть действующую в Республике Беларусь систему судов общей юрисдикции, дать им общую характеристику;
– исследовать порядок создания, прекращения деятельности районных (городских) судов;
– изучить состав и компетенцию районных (городских) судов;
– охарактеризовать особенности организации деятельности районных (городских) судов.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Прежде, чем приступать к рассмотрению действующей в Республике Беларусь системы судов общей юрисдикции необходимо остановиться на истории ее становления и развития.
Так, развитие органов, реализующих судебную власть на территории современной Республики Беларусь, происходило поэтапно, сформировалась система органов в завершенном виде именно в XVI в., когда появляются на законодательном уровне такие суды как земские, подкормские и Главный суды [1, c. 148].
Решения по делам, имеющим ключевое значение, касающимся интересов государства и высших сословий принимал так называемый Господарский суд – высший коллегиальный суд. До 1981 г., времени создания Главного суда, Господарский суд выступал в качестве первой и апелляционной инстанции [2, c. 19].
Одним из видов Господарского суда был Соймовый суд. Этот суд отличался демократичностью своего состава: в него входили господарь, паны рад, а так же 8 депутатов сойма. Время работы данного суда – время работы сойма. В конце XVIII века в Беларуси частично была восстановлена судебная система времен Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ): Главный суд, подкормские суды, межевые и городские магистраты [2, c. 20].
С течением времени поветовые суды сменились уездными судами. Что примечательно, данные суды осуществляли правосудие, руководствуясь исключительно российским правом. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществляться и на территории Беларуси.
К достаточно прогрессивным чертам судебной системы России можно отнести следующие декларируемые принципы правосудия: независимость судей, их несменяемость, выборность, суд присяжных, институт адвокатуры и другие. Данные нововведения стали результатом принятия судебных уставов 1864 г. Так же в данный период осуществляли правосудие такие суды как местные и общие. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.) [2, c. 99].
Необходимо отметить важность принятия советской властью такого документа как Декрет о суде № 1. Он не только полностью изменил судебную систему, но так же провозгласил такие принципы как выборность, участие заседателей, коллегиальность и гласность [4, c. 86].
Далее определенные изменения в состав судебной системы были внесены Декретом о суде № 2, датируемым 1918 г. В соответствии с данным Декретом были внедрены окружные народные суды [4, c. 87].
С принятием Декрета о народном суде РСФСР в 1918 году был учрежден так называемый единый народный суд. Данный суд отличался наличием трех составов, которые могли вести заседание: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей [4, c. 90].
В 1919 г. было опубликовано постановление Наркома юстиции БССР, которым учреждался народный суд, а так же упразднялись прежние судебные и следственные учреждения. Данное постановление декларировало создание органов пролетарского правосудия [5, c. 89].
Документом, обобщавшим ранее действовавшие судебные системы, явилось Положение о судоустройстве, принятое ЦИК БССР 30.03.1923 г.
Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно-территориального деления [4, c. 95].
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ
2.1. Порядок образования, реализации и прекращения деятельности районных (городских) судов
Районный суд функционирует в каждом районе административно-территориальной единицы Республики Беларусь, а в городах существуют также городские суды. Основы деятельности, правового положения и компетенция районных (городских) судов одинакова.
Районный (городской) суд – это, прежде всего, суд первой инстанции. Они занимаются основной массой уголовных и гражданских дел. Единственным исключением являются уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к подсудности областных судов и Минского городского суда, дела особой сложности или особой общественной ценности, принятые к производству Верховным Судом Республики Беларусь, а также гражданские дела, рассматриваемые вышестоящими судами, изъятые и принятые ими к производству [23, с. 48].
Помимо этой категории дел, они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Районный (городской) суд максимально приближен к населению. Именно благодаря им обеспечивается доступ к правосудию. В случае возникновения коллизии, подпадающим под юрисдикцию суда, обычно рассматривается одним из этих судов, исходя из территориальной подсудности.
Также в их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения – залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий – обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена.
Вышестоящими судами для районных (городских) судов являются областные суды, Минский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь.
Порядок образования, реорганизации и ликвидации судов, состав, компетенция суда и судей определены в ст. 30 – 35 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе суде [20].
В Республике Беларусь действует 142 районных (городских) суда [24].
Районный (городской) и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь, Председателя Верховного суда Республики Беларусь [20].
Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, специализированный суд – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе [20].
Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.
Требования к кандидатам на должность судьи районного суда аналогичны требованиям к кандидатам на должность судьи судов общей юрисдикции. Кандидат на должность судьи районного суда также обязан сдать квалификационный экзамен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая, что судебная власть занимает одну из основных ветвей власти, можно смело говорить о том, что судебная власть в Республики Беларусь на сегодняшний день является актуальной темой для проведения исследования в рамках данной работы.
На сегодняшний момент судебную власть необходимо рассматривать в рамках ее системы. Система судов Республики Беларусь с учетом всех последний изменений строится на принципах территориальности и специализации.
Выбор темы исследования: рассмотрения лишь районных (городских) судов из всей системы судов общей юрисдикции был сделан, исходя из важности закрепления и полного изучения их деятельности, так как именно они выступают в качестве первой инстанции большинства споров, рассматриваемых в разных видах судопроизводства.
Следовательно, вышеизложенные обстоятельств предопределяют актуальность темы исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Развитие органов, реализующих судебную власть на территории современной Республики Беларусь, происходило поэтапно, сформировалась система органов в завершенном виде именно в XVI в., когда появляются на законодательном уровне такие суды как земские, подкормские и Главный суды.
С течением времени поветовые суды сменились уездными судами. Что примечательно, данные суды осуществляли правосудие, руководствуясь исключительно российским правом. Просуществовали на территории Беларуси вплоть до введения мировых судов в 1871 г., когда буржуазная судебная реформа начала осуществляться и на территории Беларуси.
Одним из значимых событий в нашей стране можно отнести реформирование судебной системы и создание самостоятельной службы судебных исполнителей, проведенные на основании принятого Президентом Республики Беларусь 29 ноября 2013 г. пакета нормативных правовых актов.
В настоящее время судебная власть имеет все более важное значение и занимает одно из основных мест, как в теории, так и в практике разделения государственной власти. Многие авторы считают, что именно благодаря судебной власти принцип разделения власти получил свое распространение в различных государствах. Защита прав, свобод и законных интересов не только граждан, но и юридических лиц, иных органов государства возможна только в том случае, если судебная власть будет основываться на независимости, непредвзятости, а также базироваться на само государство, использовать его для решения поставленных задач.
В настоящее время система судов в Республике Беларусь разделена на две ветви – Конституционный Суд Республики Беларусь и суды общей юрисдикции. К судам общей юрисдикции относятся по иерархии: Верховный Суд Республики Беларусь, областные (Минский городской), экономические суды областей (г. Минска), районные (городские) суды.
Сегодня все суды общей юрисдикции находятся под единым организационным и судебным контролем Верховного Суда Республики Беларусь. При этом сохраняются принципы территориальности и специализации судебной системы. Споры о юрисдикции или подсудности по категориям дел полностью исчезли.
Одной из главных целей реформы является ее постоянная реализация - создание единого толкования судом одних и тех же норм уголовного, гражданского, административного и хозяйственного законодательства. Единое информационное пространство предоставляет возможность оперативного обмена документами между всеми судами общей юрисдикции.
1. Атакулова, А.А. Реализация судебной системы / А.А. Атакулова // Новая наука: от идеи к результату. – 2015. – № 7-2. – С. 148-150.
2. Волкова, В.А. Понятие и сущность судебной власти в Республике Беларусь / В.А. Волкова // Материалы конференции «Уголовное правосудие в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз» (Минск, 27-28 октября 2017 г.). – Минск: Издательство БГУ, 2017. – С. 16-29.
3. Демичев, Д.М. Верховный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 6 (114). – С. 97-109.
4. Демичев, Д.М. Система судебных органов в Республике Беларусь / Д.М. Демичев // Право и государство: теория и практика. – 2017. – № 4 (100). – С. 86-97.
5. Долин, М.С. Судоустройство: учебное пособие / М.С. Долин. – М.: Прогресс, 2016. – 554 с.
6. Дорохов, В.А. Верховный Суд Республики Беларусь / В.А. Дорохов // Инновационная наука. – 2016. – № 5-2 (17). – С. 218-220.
7. Завадская, Л.Н. Формирование независимой и независимой судебной системы (государственно-правовой аспект) / Л.Н. Завадская // Теория права: новые идеи. – 2018. – № 2. – С. 55-60.
8. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №529 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
9. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
10. О Конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь, 04.01.2014 г., № 121-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
11. Козырев, В.С. Организация судебной системы / В.С. Козырев // Образование и право. – 2017. – № 11. – С. 206-222.
12. Канксиди, М.Д. Понятие «судебная власть» в теории разделения властей / М.Д. Канксиди // Правовая мысль. – 2018. – № 4. – С. 68-71.
13. Судебная система Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/sudebnaya-sistema-respubliki-belarus/.
14. Бруй, М.Г. Судоустройство: электр. учеб.-метод. компл. / М.Г. Бруй. – Минск: УО «МИУ», 2017. – 291 с.
15. Малашко, Е.А. Судебная система Республики Беларусь. / Е.А. Малашко. – Мозырь: Белый ветер, 2016. – 132 с.
16. Данилевич, А.А. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович. – Минск: Амалфея, 2016. – 219 с.
17. О Концепции судебно-правовой реформы: постановление Верховного Совета Респ. Беларусь от 23 апр. 1992г. № 1611-XІІ [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Ефремова, Н.А. Судоустройство: учеб.-метод. компл. / Н.А. Ефремова, В.О. Климова. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 323 с.
19. Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия. Система судебной власти в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Система дистанционного обучения Могилевского института МВД Республики Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4817.
20. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г., № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Афонченко, Т.П. Судоустройство: учебное пособие / Т.П. Афонченко, И.Н. Цыкунова, Е.И. Парменова, Ж.Ч. Коновалова. – Гомель: УО «БТЭУПК», 2018. – 234 с.
22. Гавриленко, В.Г. Судоустройство / В.Г. Гавриленко. – Мн.: Право и экономика, 2016. – 124 с.
23. Бибило, В.Н. Судоустройство: Учебник. / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2017. – 313 с.
24. Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: http://court.gov.by/.
25. Сенько, А.С. Судоустройство: отв. на экзаменац. вопр. / А.С. Сенько. – Минск: ТетраСистемс, 2016. – 164 с.
26. Байдуков, В.А. Обеспечение судебной власти в деятельности районного суда: дис. … канд. юрид. наук / В.А. Байдуков. – Екатеринбург, 2018. – 215 с.
27. Лебедев, В.М. Организация деятельности судов: учебник / В.М. Лебедев. – М.: Норма, 2017. – 624 с.
28. О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 10.10.2011 г. № 454 [Электронный ресурс] // Официальный сайт М-ва юстиции Респ. Беларусь. – Режим доступа : http://www.minjust.by. – Дата доступа : 25.03.2020.
29. Хацук, Ж.В. Гражданский процесс зарубежных стран : учеб.-метод. пособие / Ж.В. Хацук. – Минск : БИП-С Плюс, 2019 – 88 с.
30. Луспеник, Д. Пленум Высшего Специализированного Суда Украины: начало истории [Электронный ресурс] / Д. Луспеник // Судебно-юридическая газета. – Режим доступа : http://www. sud.ua.
31. Здрок, О.Н. Гражданский процесс зарубежных стран : учеб. пособие/ О.Н. Здрок. – М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2015. – 176 с.
32. Елисеев, Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: учебник / Н.Г. Елисеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2016. – 624 с.
33. Омаров, М.Д. Служба и профессиональная деятельность судьи федерального суда: административно-правовое регулирование: дис. ... канд. юрид. наук / М.Д. Омаров. – М., 2015. – 170 с.
34. Кочурко, Ю.В. Становление и развитие судебной власти на территории Беларуси: исторический и правовой аспекты / Ю. В. Кочурко // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 2017. – №1. – С. 114-123.
35. Федотов, А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации / А.В. Федотов // История государства и права. – 2019. – № 5. – С. 5–16.
36. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 янв. 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
37. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
38. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
39. Коновалова, Ж.Ч. Судоустройство: пособие / Ж.Ч. Коновалова [и др.]. – Минск: Высш. Шк., 2019. – 254 с.
40. Инструкция по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь: утв. Приказом Председателя Верховного Суда Республики Беларусь от 20.09.2018 № 74 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
41. Фурсов, Д.А., Харламова, И.В. Теория правосудия в кратком трехтомном изложении по гражданским делам / Д.А. Фурсов, И.В. Харламова. – Т. 1. – М.: Статут, 2019. – 524 с.
42. Чиркин, В. Е. Государствоведение: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2019. – 400 с.
43. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
44. Сукало, В. О. О задачах по повышению эффективности судебной деятельности и роли органов судейского сообщества в их решении / В. О. Сукало // Судовы веснік. – 2017. – № 4. – С. 7–11.
45. Жур, Я. Дело приобретает электронный оборот / Я. Жур // СБ Беларусь сегодня. – 2018. – 14 апр. – С. 3-9.
46. Таранова, Т.С. Гражданский процесс (общая часть): учебное пособие для студентов и вузов / Т.С.Тарасова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 384 с.
47. Калинкович, В. Л. Информационные технологии и право: проблемы и перспективы / В. Л. Калинкович // Информационные технологии и право: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28 мая 2015 г. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – С. 21–24.
48. Сукало, В.О. Эффективность защиты прав и свобод граждан судами общей юрисдикции: доклад [Электронный ресурс] / В.О. Сукало // Офиц. сайт Верховного Суда Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://court.by/justice/press_office/f1b5dde712604c8c.html.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты