Координация бюджетной политики стран-членов Европейского союза
БИП (Белорусский институт правоведения)
Готовые дипломы
на тему: «Координация бюджетной политики стран-членов Европейского союза»
по дисциплине: «Европейское право»
2020
189 BYN
Координация бюджетной политики стран-членов Европейского союза
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Европейское право
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Поделиться
Введение
Глава 1 Основы бюджетной политики Европейского Союза
1.1 Понятие бюджетной политики Европейского союза
1.2 Основная координация бюджетной политики
Глава 2 Последствия кризиса для ЕС и координация бюджетной политики на современном этапе
2.1 Влияние кризиса на бюджетную политику ЕС
2.2 Координация бюджетной политики в рамках Европейского Союза и современный экономический цикл («финансовые правила» как инструмент координации бюджетной политики в рамках Европейского Союза)
Глава 3 Перспективы координации бюджетной политики стран-членов Европейского Союза
3.1 Расширение Европейского союза и возможности формирования системы бюджетного федерализма
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Под воздействием глобального финансово-экономического кризиса актуализировались проблемы реформирования европейской валютной системы и, вместе с этим, обеспечения стабильности бюджетных отношений, углубления экономической интеграции в бюджетной сфере и укрепления тех институциональных структур, которые способны обеспечить финансовую стабильность в Европейском союзе.
Следует учитывать, что европейская валютная система развивается в условиях глобализации мировых финансов и экономики, что подвергает ее риску «заражения» национальных финансовых и экономических систем и риску рецессии, что особенно проявилось в период глобального финансово-экономического кризиса, а также долгового кризиса в еврозоне. С одной стороны, воздействие глобализации привело к обострению проблем, существующих в функционировании экономического и валютного союза. С другой стороны, были сформированы предпосылки для разработки мер активизации процессов интеграции, которые включают в том числе и меры, направленные на консолидацию бюджетной политики и формирование коллективной системы макропруденциального надзора.
Можно предположить, что полномочия органов, осуществляющих макропруденциальный надзор, расширятся после того, как начнет функционировать бюджетный союз, так как по ряду вопросов (в частности, запрета на «короткие» продажи) можно принимать лишь рекомендации, не являющиеся обязательными решениями.
Актуальность и значимость исследования бюджетной политики ЕС определяется тем, что в ее рамках правительства стран ЕС собирают налоги и расходуют средства государственных бюджетов с целью обеспечения устойчивых темпов экономического роста (который является краеугольным камнем конкурентоспособности экономики ЕС), реструктуризации национальных экономик за счет инструментов структурной политики либо обеспечения платежеспособного спроса посредством конъюнктурной политики. Важнейшим элементом бюджетной политики является социальная политика, предполагающая качественное совершенствование человеческих ресурсов и масштабное финансирование, здравоохранения и образования.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования координации бюджетной политики стран-членов Европейского союза.
Предметом исследования выступают ряд зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель дипломной работы заключается в комплексном и всестороннем изучении процесса координации бюджетной политики стран-членов Европейского союза.
Исходя из указанной цели, можем выделить следующие задачи дипломной работы:
– изучить понятие бюджетной политики ЕС;
– исследовать основную координацию бюджетной политики ЕС;
– рассмотреть влияние кризиса на бюджетную политику ЕС;
– проанализировать координацию бюджетной политики в рамках Европейского Союза и современный экономический цикл («финансовые правила» как инструмент координации бюджетной политики в рамках Европейского Союза);
– определить перспективы расширения Европейского союза и возможности формирования системы бюджетного федерализма.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1 Понятие бюджетной политики Европейского союза
В современном мире Европейский союз – это наиболее значимое и динамично развивающееся интеграционное объединение, которое является визитной карточкой организации политической и экономической жизни на Европейском континенте. Сегодня в состав ЕС входят 28 государств, совокупный объем ВВП которых в 2018 г. составил 15,86 трлн евро, лишь немногим уступая ведущей экономике мира – экономике США (20,5 трлн долл., или 18 трлн евро).
Эволюционное развитие ЕС с середины XX в. привело к тому, что в настоящее время Европейский союз не только решает вопросы экономического развития, но и все более активно участвует в совершенствовании раз личных сфер общественной жизни и выработке общеевропейской международной политики. В деятельности ЕС немалую роль призван играть самостоятельный бюджет, который формируется на основе установленных принципов и обеспечивает финансирование мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач интеграционного объединения [41, с. 213].
Деятельность классических международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы, зависит главным образом от членских взносов и добровольных пожертвований государств-участников, которые в большинстве случаев стараются минимизировать свои международные финансовые затраты. А если наиболее сильные в экономическом плане государства по тем или иным причинам перестают участвовать в работе международных объединений или значительно сокращают свои взносы в их бюджет, то у последних возникают серьезные трудности в реализации их уставной деятельности. Европейский союз, правовая природа которого имеет «наднациональный» характер, в ряду международных организаций стоит особняком и имеет оригинальную бюджетную систему, доходная часть которой формируется за счет принципиально разных источников. Свой нынешний вид бюджетный механизм ЕС принял не сразу, на это ему потребовалось несколько десятилетий, в ходе которых для достижения амбициозных целей и решения сложных задач был необходим поиск новых устойчивых источников финансирования. Формирование и развитие бюджетного права Европейского союза неразрывно связаны с эволюцией интеграционного объединения.
Уже в Парижском договоре 1951 г. (ЕОУС) было оговорено право высшего руководящего органа взимать прямые сборы с реализации продукции угольной и сталелитейной промышленности для формирования собственных средств организации. Однако эта, по сути, первая попытка создания наднационального интеграционного бюджета не получила на том этапе должной поддержки со стороны государств-учредителей и поэтому в учрежденных в 1957 г. Римскими договорами двух новых Сообществах (ЕЭС и Евратом) было решено вернуться к классической схеме финансирования международных объединений на основе взносов государств-членов пропорционально размерам их ВВП [30, с. 45].
Согласно Римским договорам, разрешалось наделение Сообществ «собственными средствами», однако только после завершения формирования таможенного союза в рамках ЕЭС. Установленная система финансирования (в первую очередь в отношении ЕЭС) начала давать сбои уже к середине 60-х гг. прошлого века, когда программа ЕЭС по поддержке сельскохозяйственной сферы производства стала пробуксовывать. Поэтому в 1965 г. на обсуждение руководителей государств-членов было внесено предложение об урегулировании возникших проблем посредством наделения ЕЭС частичной бюджетной автономностью. Потребовалось почти четыре года, прежде чем был сформирован единый подход к решению этого вопроса, и только 21 апреля 1970 г.
ГЛАВА 2 ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ ЕС И КООРДИНАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Влияние кризиса на бюджетную политику ЕС
В данный момент эксперты сошлись во мнениях что долговой кризис европейского союза затронул экономики не только периферийных стран-участниц, но и остальных государств.
С 2010 года возросло количество стран чья экономика до этого момента казалась достаточно устойчивой. Однако и они ощутили этот удар, повлекший дестабилизацию рынка. На сегодняшний день можно смело утверждать, что что вся зона евро находился под влияние кризиса, который стал следствием событий произошедших на рынке облигаций в Греции. Также причиной европейского кризиса является невозможность рефинансирования госдолга без посредников. С 2009 года наблюдался рост задолженностей во всем мире, и были сделаны сбывшиеся прогнозы о понижении кредитного рейтинга в ряде стран.
К этому итогу вела экстренная политика помощи частным компаниям, принадлежавшим к банковскому сектору. Также необходимо отметить то, что Греция повязла во внутреннем госдолге из-за несоизмеримо высоких заработных плат государственным служащим и трат на социальную сферу в таких объёмах, обеспечить которые эта страна не в силах. Существует достаточно много неоднозначных точек зрения у экспертов на причины кризиса Еврозоны. Часть из них считают, что главным фактором значительный рост фонда инвестиций, как раз в период 2000-2007 гг., который формировался за счет сбережений частного сектора. Такой рост можно связать с тем, что многие мировые рынки инвесторов вышли на новый уровень со слишком высокими темпами экономического роста [24].
Тогда как другие выделяют причиной доступность кредитования в период с 2002 по 2008 год, которой воспользовалось огромное количество людей, несмотря на значительную долю риска. Таким образом населению моментально были выданы существенные денежные средства под низкие проценты.
В итоге кредиторы предоставившие займы оказались в плачевном финансовом положение поскольку столкнулись огромной долей невыплат процентов, что оказало сопротивление свободной деятельности банков и в дальнейшем их банкротства.
Также нельзя исключать такой фактор, как сравнительно низкий темп экономического роста, который продолжается с 2008 г. и по сегодняшний день. Немалое влияние на развитие европейского кризиса оказала практика оказания государственной финансовой помощи частным держателям и банковским отраслям. Для получения гарантированной финансовой помощи крупнейшие банки Греции в феврале 2012 г. выразили согласие на участие в программе государственной поддержки получив под залог имущества 880 млн. евро. Конец этой ситуации сегодня видится непредсказуемым. Жители некоторых стран выходят на митинги против политики, которую проводит правительство.
В феврале 2004 года комиссией были предложены пять новых направлений (headings) для выполнения всех пунктов Лиссабонской стратегии по устойчивому развитию ЕС и стимулированию экономики предложения. В новом документе поддержка сельского хозяйства перестала играть первоочередную роль и стала подкатегорией. Несмотря на это представители совета Европы утверждают, что сокращение финансирования европейского села едва ли произойдет в течение ближайших 10 лет [31, с. 19].
Сельскохозяйственный сектор занимает крупную долю в экспорте товаров. Поэтому данная договоренность все лишь предполагает сохранение лимита на расходы по данной статье. Продолжается трансформация формы, а не содержания: вместо прямых субсидий осуществляется поддержка доходов менее состоятельным фермерам. Ресурсы на ОСХП в новом европейском бюджете останутся самой большой статьей расходов до 2013 года.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ КООРДИНАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
3.1 Расширение Европейского союза и возможности формирования системы бюджетного федерализма
Установлено, что в настоящее время бюджетная политика ЕС переживает сложный этап трансформации, поскольку современная экономика ЕС уже не выдерживает международной конкуренции и вынуждена искать более совершенную модель социально-экономического развития.
После того, как основные рычаги денежно-кредитной политики стран еврозоны перешли на наднациональный уровень, для ЕС в целом актуализировались проблемы координации его экономической и бюджетной политики. Авторы полагают, что устойчивость бюджетной политики ЕС во многом зависит от деятельности международных финансовых организаций, которые способствуют достижению контролируемости и транспарентности финансовых рынков через Еврокомиссию и Европейский центральный банк Бюджетные процессы на общеевропейском уровне изучены и исследованы в отечественной литературе лишь поверхностно и в основном – в контексте экономической интеграции в ЕС, либо затрагивая некоторые аспекты бюджетного взаимодействия странчленов ЕС (труды В.В. Агеева, Ю.А. Борко, О.В. Буториной, В.П. Гутника, С.И. Долгова, Н.С. Епифанова, Т.М. Фадеевой) Вопросы трансформации бюджетных отношений в ЕС под влиянием внешних шоков и глобального финансово-экономического кризиса изучены намного слабее [4, с. 67].
В зарубежной литературе сделано немало работ (М. Араха, А. Алесина, Р. Битсма, Ч. Бланкарт, Л. Калмфорс, А. Фатас, А. Хайд, Д. Митрани, Р. Перотти, Р. Солоу и пр.), посвященных анализу бюджетной политики стран ЕС и оценке воздействия бюджетных ограничений на реализацию экономической политики ЕС. Некоторые из них касаются вопросов распределения бюджетных средств ЕС, формированию доходов и расходов бюджета, реформированию бюджетных отношений в ЕС. Более подробно исследуемая проблематика анализируется в официальных документах Европейской комиссии и ЕС.
В ряде исследований эмпирически было доказано и обосновано, что при валютном союзе учитываются преимущественно национальные (в противовес наднациональным) интересы интеграционной группировки. В целом же, необходимо восполнить имеющийся в научной литературе пробел в части трансформации и совершенствования механизмов бюджетных отношений в ЕС в условиях нестабильности мировой экономики и с учетом необходимости повышения конкурентоспособности экономики ЕС [5, с. 13].
В доходной части современного бюджета ЕС основные нетто-плательщики – это Австрия, Дания, Германия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Франция, Швеция и Финляндия.1 На четыре крупнейшие страны ЕС – Германию, Францию, Великобританию и Италию – в бюджете ЕС на 2017 г. приходилось 60,1 % всех отчислений2 , на Германию – традиционно около 20-25 % этих отчислений. В итоге чистый денежный поток одних стран формирует чистый денежный поток других стран, и это выступает в большей степени недостатком бюджетного процесса, нежели его преимуществом, так как новые страны-члены ЕС менее развиты по сравнению с действующими [1, c. 97].
После вступления в силу Лиссабонского договора процедуры утверждения многолетних финансовых планов изменились, и он стал носить статус регламента Совета ЕС, который принимается единогласно и предварительно одобряется одной третью парламентов стран – членов ЕС (таким способом принят уже действующий регламент плана на период 2014-2020 гг.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Бюджетное право ЕС представляет собой совокупность нормативных правовых актов, предусматривающих бюджетное устройство и бюджетный механизм Европейского союза и регулирующих порядок составления, согласования, утверждения и исполнения собственного бюджета ЕС, включая контроль за его исполнением.
Предметом бюджетного права ЕС являются публичные (общественные) отношения, возникающие по поводу формирования и расходования собственных средств Европейского союза, а базовым методом, который присущ бюджетному праву ЕС, служит императивно-правовой метод, основное содержание которого заключается в издании директивных финансово-бюджетных предписаний полномочными институтами ЕС, наделенными специальной компетенцией в силу учредительных договоров ЕС. Бюджет Европейского союза разрабатывается и реализуется с учетом ряда принципов, призванных обеспечить эффективное функционирование бюджетной системы ЕС и рациональное управление финансовыми ресурсами. Принципы бюджетного регулирования Евросоюза отражены в нормативных документах первичного и вторичного права ЕС, важнейшими из которых являются Лиссабонский договор 2009 г., Решение Совета ЕС 2014/335/ЕС от 26 мая 2014 г. о системе собственных средств Европейского союза, Регламент Совета ЕС 608/2014 от 26 мая 2014 г. о мерах по имплементации системы собственных средств ЕС2, Регламент 966/2012 Европейского парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г. о финансовых правилах, применяемых к основному бюджету ЕС3 , а также ряд других нормативных актов, призванных конкретизировать положения о доходах и расходах собственного бюджета Европейского союза.
Координация бюджетной политики претерпевает постоянные видоизменения и вопрос остается открытым.
Как показывает жизнь, формирование механизмов европейского регулирования - долгосрочный и постоянный процесс, который не только не окончился заключением Соглашения по Европейскому Союзу, но обрел новую силу. Методы такого регулирования довольно неоднородны, так как должны охватывать все сферы жизни стран Евросоюза, но, тем не менее, ориентировано на одну цель - единую Европу. Как было сказано выше, европейское регулирование включает как экономические, политические, так и социальные методы, но все они призваны обеспечить максимальную эффективность всех начатых процессов в Евросоюзе [2].
Однако, на наш взгляд, регулирование нельзя рассматривать исключительно как процесс контроля и координации каких-либо действий или решений. Другими словами, успех регулирования зависит не только от официальных органов, законодательных актов, программ или направлений, которые его осуществляют. Большое значение имеет фактор поддержки таких действий со стороны граждан Евросоюза, которые для этого должны не только понимать происходящие процессы и одобрять их, но также активно участвовать.
Бюджетный процесс ЕС нуждается в обеспечении единой, общеевропейской политики в таких областях, как:
1. осуществление общей политики экономического роста и роста конкурентоспособности;
2. реализация основных направлений устойчивого развития в морской, аграрной и экологической политиках;
3. территориальное и социально-экономическое сплочение субрегионов и стран ЕС;
4. реализация общей политики безопасности. Несмотря на то, что в ЕС общий бюджет уже создан, однако средства бюджета направляются главным образом на долгосрочные проекты, тогда как часто необходимо предусматривать мгновенную помощь при наступлении кризисных ситуаций.
1. Allen, A., Moessner R. The liquidity consequences of the euroarea sovereign debt crisis / A.W. Allen, R. Moessner // Bank of International Settlements Working Papers. – 2012. – Vol. 390.
2. Beetsma, R. The confidence effects of fiscal consolidations / R. Beetsma, J. Cimadomo, O. Furtuna, M. Giuliodori // Economic Policy. – 2015. – Vol. 30 (83). – pp. 439-489.
3. Leska, D. The Current Economic and Debt Crisis in Eurozone and Crisis of Grand Theories of European Integration / D. Leska // Human Affairs. – 2013. – Vp. – pp. 429- 442.
4. Агеев, В.В. Развитие европейского федерализма. Монография. - Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2001. - 132 с.
5. Волков, А. М. Тенденции и перспективы развития европейской валютно-экономической интеграции: автореф. дисс. … канд. экон. наук: 08.00.14 / А. М. Волков. – М., 2012. – 26 с.
6. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».
7. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». – Дата доступа: 19.03.2020.
8. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) II Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».
9. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (16 декабря 2004 г.) (не был введен в действие) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».
10. Документы Европейского Союза, т. V. – Амстердамский договор. Ред. кол. изд. Ю.А. Борко (отв. ред.), М.В. Каргалова, В.Г. Шемятенков, Л.М.Энтин. – 1999. – 191 с.
11. Документы Европейского Союза, т. VI. – Консолидированная версия Договора о Европейском союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество. Ред. кол. изд. Ю.А. Борко (отв. ред.), В.Г. Шемятенков, Н.Ю. Кавешников. – 2001. – 224 с.
12. Европейская интеграция: учебник; под ред. О.В. Буториной. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. – 720 с.
13. Европейский Союз: Справочник-путеводитель / О.В. Буторина, Ю.А. Борко, И.Д. Иванов; отв. ред. О.В. Буторина. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2003. – 288с. Западноевропейские модели социально-экономического развития. Отв. ред. В.П. Гутник. – М.: ИМЭМО РАН, 2000. – 215с.
14. Кондратов, Д. Международный рынок евро: проблемы и перспективы развития / Д.И. Кондратов // Экономический журнал ВШЭ. – 2013. – № 2. – С. 283-319.
15. Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона. Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI). – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 34 с
16. Лукьянов, С. Оценка значимости отраслевых входных барьеров как инструмента ограничения конкуренции / С.А. Лукьянов // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3 (27). – С. 194-198.
17. Международные валютно-кредитные отношения / под ред. С.А. Лукьянова. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, 2015. – 296 с.
18. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / Под ред. В. В. Полякова, Е. Н. Смирнова, Р. К. Щенина. - М. : Юрайт, 2014. - 450 с.
19. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. Р. К. Щенина, В. В. Полякова. – М.: Юрайт, 2014. – 446 с.
20. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.04 // Экономика и жизнь (http://www.akdi.ru/econom/program/45.htm). Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 № 1663-р. – 98 с.
21. Пазына Е.О. Правовые основы системы собственных средств Европейского Союза и пути ее реформирования // Альманах современной науки и образования в 2-х ч. Ч. I. Тамбов: Грамота, 2007. № 7(7). С. 135-137.
22. Пазына, Е. О. Особенности разработки и принятия бюджета Европейского союза после Лиссабонской реформы / Е. О. Пазына // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 5(106). - С. 190.
23. Протокол о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов [Электронный ресурс] // Портал «Право ЕС». - Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/protoc/12
24. Протокол о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов: современный взгляд на проблему // Портал «Право ЕС» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/protoc/12
25. Сидорова Е.А. Новый закат старой Европы – вероятность или неизбежность? // МЭ и МО. – 2008. - № 3. – С. 105-115.
26. Сидорова Е.А. Пакт стабильности и роста и бюджет Евросоюза: что впереди? // Экономические стратегии. – 2010. - № 6 (80). С. 104-109.
27. Сидорова Е.А. Проблемы повышения конкурентоспособности в рамках ЕС // Внешнеэкономический Вестник. – 2007. - № 6. – С. 36-45.
28. Сидорова Е.А. Финансы Евросоюза: еврозона и Великобритания в период кризиса // Актуальные проблемы Европы. – 2011. - № 1. – С. 148-180.
29. Смирнов, Е. Инновационный механизм развития экономики Европейского союза: монография / Е.Н. Смирнов. – М.: Изд-во «Перо», 2015. – 390 с.
30. Смирнов, Е. Н. Ведущие развитые страны ЕС - в авангарде процессов инновационного развития экономики региона / Е. Н. Смирнов // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 23. - С. 138.
31. Смирнов, Е. Н. Инновационный механизм развития экономики ЕС: дис. докт. экой. наук : 08.00.14 / Смирнов Евгений Николаевич. - М., 2016. - С. 58.
32. Смирнов, Е. Н. Трансформация внешнеэкономических связей ЕС в условиях инновационного развития его экономической системы / Е. Н. Смирнов // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 1. - С. 95.
33. Смирнов, Е. Противоречия глобального экономического роста, или еще раз об эффективности моделей социально-экономического развития / Е.Н. Смирнов // ЭКО. – 2015. – № 4 (490). – С. 93-104.
34. Смирнов, Е. Трансформация внешнеэкономических связей Европейского союза в условиях инновационного развития его экономической системы // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2013. – № 1. – С. 95- 102.
35. Смирнов, Е. Экономика Европейского союза: инновационный аспект развития: монография / Е.Н. Смирнов. – Saarbrucken: LAP LAMBERT, 2013. – 163 с.
36. Смирнов, Е. Н. Противоречия глобального экономического роста, или еще раз об эффективности моделей социально-экономического развития // ЭКО. – 2015. – № 4 (490). – С. 93-104.
37. Смирнов, Е. Н. Экономика Европейского союза: инновационный аспект развития: монография. – Saarbrucken: LAP LAMBERT, 2013. – 163 с.
38. Соловьёв А.К. Особенности бюджетной политики ЕС // SPERO. – 2012. - № 12. – С. 91-104.
39. Хесин Е.С. Великобритания: «чрезвычайный бюджет» в Европейском Союзе // Год планеты. Вып. 2010. – М.: Идея-Пресс, 2011. – С. 215-224.
40. Хохлов И.И. Наднациональность политики Европейского Союза. – М.: Междунар. отношения, 2007. – 154 с.
41. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: вопросы истории. – М.: Международные отношения, 2003. – 400 с
42. Экономика Европейского союза: учебник / под ред. Р.К. Щенина. – М.: Кнорус, 2012. – 558 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты