Туристический потенциал в контексте развития безвизовой зоны Диплом
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Туристический потенциал в контексте развития безвизовой зоны»
по дисциплине: «Туризм и гостеприимство»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Туристический потенциал в контексте развития безвизовой зоны
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Туризм и гостеприимство
Организация: Гродненский зоопарк
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2 ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ КАК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА
2.1 ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ КАК СМЕШАННЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: ОСОБЕННОСТИ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
2.2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗООПАРКОВ КАК ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
ГЛАВА 3 ГРОДНЕНСКИЙ ЗООПАРК: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
3.1 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРОДНЕНСКОГО ЗООПАРКА
3.2 ГРОДНЕНСКИЙ ЗООПАРК, КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
ГЛАВА 4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРОДНЕНСКОГО ЗООПАРКА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ БЕЗВИЗОВОЙ ЗОНЫ «GRODNOVISAFREE»
4.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ ГРОДНЕНСКОГО ЗООПАРКА
4.2 ГРОДНЕНСКИЙ ЗООПАРК В РАМКАХ ТУРА ВЫХОДНОГО ДНЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения и приумножения достижений в области развития туристической отрасли, которые достигла Гродненская область в 2016–2019 гг. Указом Президента Республики Беларусь № 318 от 23 августа 2016 г. был введен режим безвизовой туристической территории для туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и г. Гродно. Эта территория включала в себя город Гродно и пять прилегающих сельсоветов Гродненского района с Августовским каналом. Резкий рост туристических прибытий в первый же год введения безвизового режима обусловил его расширение. Указ Президента Республики Беларусь № 8 от 9 января 2017 г. распространил безвизовый туристический режим на всю территорию Беларуси, но при условии, что иностранные граждане въезжают и выезжают из страны через Национальный аэропорт Минск. Указ вступил в силу с 12 февраля 2017 г. Указ Президента Республики Беларусь № 462 от 26 декабря 2017 г. установил новую безвизовую туристическую зону на основе туристско-рекреационной зоны «Брест» в составе г. Бреста, четырех районов Брестской области и одного района Гродненской области, а также расширил территорию безвизовой зоны туристско-рекреационный парк «Августовский канал» и г. Гродно на всю территорию Гродненского района. Указ вступил в силу с 1 января 2018 г. Все это обусловило развитие туризма на территории нашей страны в целом и в Гродненском регионе в частности.
Однако, социально-экономическая ситуация в стране и мире, а также рыночная конъюнктура меняются столь стремительно, что указанных мер и достигнутых успехов уже недостаточно для поддержки устойчивого развития региональной туристической отрасли. Необходимо диверсификация регионального туристического продукта за счет вовлечения в процесс производства и оказания туристско-экскурсионных услуг новых объектов показа и достопримечательностей, а также расширения клиентской базы за счет внутренних туристов и экскурсантов.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Гродненская область часто рассматривается как один из самых перспективных регионов Беларуси для развития туристской отрасли. Она выделяется наиболее высокой территориальной концентрацией и значительной познавательной ценностью объектов историко-культурного наследия, что обусловливает ее специализацию, прежде всего, на развитии экскурсионного туризма. Кроме экскурсионного туризма перспективным является также развитие санаторно-курортного хозяйства, оздоровительного, экологического, сельского, охотничьего, фольклорно-этнографического, религиозного туризма. Также значимым объектом туризма в данном регионе является Гродненский зоопарк.
История Гродненского зоопарка началась с группы энтузиастов из Общества любителей природы во главе с Яном Кохановским преподавателем биологии в мужской гимназии им. А. Мицкевича. По его инициативе в 1926 году, или 20 сентября 1925 на благотворительные средства в парке (теперь парк им. Э. Жилибера) для учебных целей был создан ботанический сад. К 1927–1928 учебному году к саду был добавлен среди прочих отделов зоологический, образованный переездом гимназического зооуголка.
Первоначально в нём содержалось 17 видов животных. Первым обитателем сада считается обыкновенный бобр чёрного окраса: за ним в Лунно ездил сам Кохановский, откуда пришла телеграмма о раненом животном. После расширения сад начал называться биологическим. Сучебными и познавательными целями его посещали уже не только гимназисты, но и учащиеся остальных гродненских образовательных учреждений. Количество экспонатов в отделе росло, для них не хватало ни площади, ни помещений. В связи с этим Ян Кохановский вместе с другими любителями природы добились от городского управления переноса зоологического отдела на заброшенный городской велотрек по улице Станиславовской (иначе Станиславского, теперь ул. Яна Кохановского). После соответствующих ремонтно-строительных работ 7 сентября 1930 г. (или 7 сентября 1929 г. ) состоялся переезд зоологического отдела из парка на новое место. Эта территория принадлежит зоопарку и сейчас.
Таким образом, Гродненский зоологический парк является старейшим зоопарком в республике, с богатой историей и уникальной коллекцией животных. Он расположен в центре города в шаговой доступности от железнодорожного вокзала и является весьма перспективным объектом посещения и достопримечательностью города. К сожалению, в рамках безвизового туристического режима потенциал зоопарка используется недостаточно. Очевидно, что необходимо специальное исследование, посвященное вопросам интеграции Гродненского зоопарка в процесс формирования регионального туристического продукта.
Принимая во внимание актуальность темы исследования, целью дипломной работы является выявление туристического потенциала Гродненского зоопарка в контексте развития безвизовой зоны «Grodno Visa Free».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сегодня как никогда остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы, развитие его экологической культуры. Каждый человек должен понимать, что его существование на планете Земля возможно только в гармонии с природой. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Своеобразными институтами экологического воспитания являются зоологические парки [18, с. 26].
Зоологические парки традиционно являются одними из самых популярных мест посещения и достопримечательностей многих крупных городов и столиц мира. История зоопарков уходит своими корнями в глубокую древность. Многие великие правители прошлого имели большие зверинцы, которые использовались для развлечения придворных и гостей, как места отдыха, а также для организации охоты монарха. Лишь в XIX веке зоопарки в качестве первостепенной приобретают современную функцию охраны и изучения редких и исчезающих видов животных. Во второй половине ХХ века по мере коммерциализации всех сторон жизни современного общества, ведущие зоопарки мира становятся успешными предприятиями досуга, как для местных жителей, так и для туристов.
В научной литературе проблема использования и повышения туристического потенциала зоопарков в рамках развития туристической отрасли является относительно новой и малоизученной темой. Однако, на сегодняшний день имеется несколько заслуживающих упоминания работ, которые составляют теоретико-методологический фундамент данного дипломного проекта.
Закономерно, что основные работы по данной теме принадлежат зарубежным авторам. В нашей стране, в силу исторического советского опыта, зоологические парки долгое время рассматривались как преимущественно научные и культурно-просветительские учреждения. Вопросы привлечения туристов и повышения туристического потенциала зоопарков имели второстепенный характер. Значительный вклад в изучение теоретических и прикладных вопросов развития зоологических парков, как предприятий туристической отрасли, внесли А. Бедворт, У. Фрост, К. Хеджинбот, М. Шэкли, Б. Муллан, Г. Марвин и многие другие.
В частности, британский автор Уорвик Фрост уделили большое внимание теоретическим проблемам, связанным с функционированием современных зоопарков. Автор глубоко рассмотрел вопрос о соотношении основных направлений деятельности зоопарков: сохранение биологического разнообразия, «образовательная деятельность» (в рамки которой автор включил как научно-исследовательскую, так и культурно-просветительскую работу), а также организацию досуга и развлечения населения. Для У. Фроста в современных условиях всеобщей коммерциализации зоопарки не смогут полностью оказаться от деятельности по организации досуга и развлечения населения, поскольку она приносит определенные доходы и дивиденды для администрации зоопарков. Британский ученый подчеркивает, что собственно продажа билетов и оказание сопутствующих услуг вряд ли обеспечит современный зоопарк искомым объемом оборотных средств. Однако, такого рода деятельность привлечет к зоопарку широкое общественное внимание и позволит сформировать позитивный имидж, как важного для общества в целом учреждения. Последнее, в свою очередь, повлияет на диверсификацию финансовых источников для работы зоопарка за счет привлечения средств спонсоров и благотворительных фондов [47, с. 121].
По мнению американской исследовательницы Миры Шэкли, зоопарки являются важнейшими элементами в организации природоведческого туризма, который принципиально отличается от зеленого или сельского туризма. В случае с природоведческим туризмом американский ученый подчеркивает особенность базовых туристических ресурсов, как объектов интереса для путешественников. Это т.н. «дикая природа», которая в минимальной степени подверглась антропогенным воздействиям и сохранила свой аутентичный, нетронутый человеком характер. М. Шэкли справедливо указывает, что далеко не каждая естественная природная территория может стать объектом посещения для туристов, увлеченных познанием природы. Такие неорганизованные, стихийные поездки опасны как для путешественников, так и для местных биосистем. Поэтому необходимы определенные меры по организации природоведческого туризма, что ведет к его институциализации. В данном контексте, М. Шэкли указывает на три основных формы по организации природоведческого туризма: зоологические парки, «природные резервации» (в отечественной терминологии – национальные парки, заповедники и заказники), организация экологических маршрутов по «диким территориям».
ГЛАВА 2 ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ КАК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Зоологические парки как смешанные туристические ресурсы: особенности и туристический потенциал
Ряд авторов (М. Б. Биржаков, И. В. Зорин, A. С. Кусков и др.) под туристскими ресурсами считают те ресурсы, которые доступные туристам, которые являющиеся объектами их интереса и способные удовлетворить потребности, возникающие в процессе туризма [2, 21].
Туристские ресурсы ограничены в количественном отношении и дифференцированы качественно. Они выступают как товар, который требует значительные затраты на воспроизводство. Туристские ресурсы используются не только туристы, но и туристские предприятиями. Особенно это касается социально-экономических туристских ресурсов, которые представлены в первую очередь объектами туристской инфраструктуры.
Для целей туризма основой использования туристских ресурсов является туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций, возможностей удовлетворения существующей потребности туриста в конкретной туристской услуге или товаре [4, с. 32].
Зоологические парки являют собой смешанные туристические ресурсы, так как в процессе их деятельности используются различные туристические ресурсы.
Огромный рекреационный потенциал содержат городские парки, среди которых выделяются детские, зоологические, ботанические, физкультурно-оздоровительные, парки развлечений и аттракционов. Детские парки – это своеобразная детская страна с игровыми городками и площадками, сооружениями для спорта и научно-технического творчества. В состав спортивных парков входят спортплощадки и тренировочные манежи. Зоологические парки знакомят посетителей с жизнью животных. При организации территории зоопарка используются группировка представителей фауны по видам, странам света, показ животных данной местности [6, с. 18].
Ботанические парки отличаются богатством видов и форм зеленых насаждений, формирующих парковые композиции. В ботанических парках, как правило, проводятся научные исследования. Парки развлечений и аттракционов включают большое количество сооружений и устройств, предназначенных для развлечений, проведения культурно-массовых и зрелищных мероприятий [4, с. 28].
В условиях современной экономики интенсификация экономических связей, интенсификация производства и ускорение темпов жизни непреодолимо увеличивают потребности людей в отдыхе и возобновлении энергии, а также увеличение их доходов и возможность накопления средств, в свою очередь, формируют платежеспособный спрос на отдых и туризм.
В соответствии с основным принципом функционирования современной экономики, описанным Дж. Кейнсом, именно спрос порождает предложение. Таким образом, в начале двадцатого века рекреационная и туристическая деятельность получили мощный импульс для развития и начали формировать собственную отраслевую инфраструктуру, поглощая другие отрасли, которые традиционно не были связаны с ней: транспорт, санаторно-курортную, а также музеи и охрану окружающей среды. Эти изменения также затронули зоологические парки, социальная роль которых претерпела значительные изменения за последние двести лет.
Первые учреждения по искусственному содержанию животных появились еще на заре существования человечества. В историческом контексте это было чрезвычайно важно: момент, когда человек смог покорить животное, вызвал не только техническую революцию, но и духовную.
Исторически сложилось так, что различные представления формировались с целью создания зоопарков: сначала животные содержались как живой запас мяса, затем для культурных, развлекательных и, наконец, экологических, образовательных, развлекательных и туристических целей [38, с. 32].
Эволюция зоопарков от животноводческих ферм до музеев дикой природы происходила очень медленно в течение более 5 тысяч лет.
Идея научного изучения животных в искусственно созданных условиях впервые появилась в Европе в начале XVIII века. В 1793 году для этого был создан первый зверинец в городе Париже, опыт которого был быстро перенят другими странами. Тогда мировое сообщество признало зоологические парки институтами природоохранного фонда и назвало их «музеями дикой природы». Однако до второй половины XIX века функционирование зоологических парков было ориентировано только на аудиторию ученых и специалистов.
ГЛАВА 3 ГРОДНЕНСКИЙ ЗООПАРК: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
3.1 Особенности становления и развития Гродненского зоопарка
Об истории самого первого и многие годы единственного зоологического парка на территории современной Беларуси было известно немногое даже жителям Гродно. Создание его именно в этом городе не было случайным: среди его жителей нашлись любители и защитники природы, которые заботились о ее будущем. Если обратиться к нашей давней истории, можно узнать, что польский король Стефан Баторий, неоднократно бывая в Гродно, содействовал существованию двух зверинцев. Первый из них существовал здесь издавна и был первым на территории современной Беларуси. Второй был создан уже по инициативе С. Батория в Беловежской пуще. В XVIII в. естествоиспытатель Ж. Э. Жилибер содержал в ботаническом саду медицинской академии небольшое отделение для изучения животных и выведения новых пород домашнего скота [36, с.40].
Продолжателем его дела, уже в ХХ в., стал учитель биологии мужской гимназии Я. Кохановский. При поддержке общественности и местных властей ему удалось создать классический зоологический парк. Это был третий и один из лучших парков в Польше, не уступал многим европейским. Вначале он создал при поддержке Гродненского общества любителей природы ботанический сад, который в 1928 г. был дополнен зоологическим отделом. Эту дату и принято считать годом открытия зоопарка. Но фактически самостоятельным он стал в 1930 г., когда городской магистрат передал для его нужд заброшенный велотрек, который был приспособлен для содержания животных. Из-за отсутствия постоянного финансирования за животными ухаживали Я. Кохановский и его ученики. Благодаря помощи общества друзей природы зоопарк действовал на общественных началах. Но из-за материальных трудностей через несколько лет его пришлось сдать в аренду отставному полковнику М. А. Адамовичу [46 c.3].
После установления в Гродно в 1939 г. советской власти зоопарк был национализирован. В 1939 г. Гродненскому государственному зоопарку были переданы все животные (около 400), помещения и другие материальные ценности. По воспоминаниям местных жителей, обязанности директора исполнял бывший помощник Адамовича Венедикт Куприянович Жиромский (1893–1961 гг.). По свидетельству его родственников, он когда-то окончил сельскохозяйственную школу и очень любил животных. Поэтому при поддержке и помощи Я. Кохановского по-прежнему продолжал заботиться о них [16, c. 166].
Во время Великой Отечественной войны немецкие власти Гродно не закрыли зоопарк, и он некоторое время продолжал действовать. В. К. Жиромский и его супруга Евгения Станиславовна делали все, чтобы его сохранить. В это время они жили на территории зоопарка. С трудом удавалось им доставать необходимые продукты для корма животных. С подходом частей Красной Армии город был разграблен немецко-фашистскими захватчиками. Огромный материальный ущерб нанесен зоопарку. Были вывезены или уничтожены принадлежавшие ему материальные ценности. Не пощадили животных, наиболее ценных вывезли в Кенигсберг, а остальных уничтожили. В их числе были любимцы посетителей – знаменитый «плачущий» зубр и лев «Принц» [17, c. 14].
После освобождения Гродно 16 июля 1944 г. зоопарк фактически не существовал. Большинство помещений было разрушено, а уцелевшие заняли ветеринарная лечебница, воинская часть, бездомные жители. Хотя в первую очередь принимались меры по восстановлению промышленных предприятий и жилого фонда, власти республики и города не оставили без внимания и единственный зоопарк. Совет Народных Комиссаров (СНК) БССР издал 15 августа 1944 г. постановление № 470 «О восстановлении деятельности заказников и зоопарков». Во исполнение его Главное управление по заповедникам при СНК БССР направило в Гродненский горисполком ходатайство о выделении для ремонта помещений зоопарка 20 куб. м досок, 1000 погонных метров толи, 50 кг гвоздей и 200 кв. м стекла. Гродненский горисполком 12 декабря 1944 г. принял решение №242 «О восстановлении зоопарка». В нем предписывалось городским службам немедленно освободить ранее занимаемую зоопарком территорию, сохранившиеся помещения и приступить к ремонтным работам. Но для их проведения не хватало необходимых материалов. Из местных ресурсов было выделено только 20 куб. м досок, остальное пришлось просить через облисполком в СНК БССР. Еще в ходе небольших восстановительных работ начали поступать животные. Но для их содержания не было ни одного приспособленного помещения. Первыми экспонатами стали осел и ослица, переданные по решению горисполкома из треста зеленого строительства. Они и подросший детеныш ослицы использовались и как тягловая сила.
В этот самый трудный для зоопарка период первым директором был Венедикт Куприянович Жиромский. Он очень много сделал для его восстановления. С трудом ему удалось добыть 2 лошади, но не было повозки и саней. Еще в ходе восстановительных работ им принимались меры по формированию коллекции редких видов животных. Для этого налаживались контакты с зоопарками соседних стран. К весне 1946 г. к двум ослам добавились два оленя и павлин. Затрудняло работу недостаточное финансирование. Выделяемые средства шли в основном на выплату зарплаты и кормление животных. Не хватало кадров, из 16 положенных по штату работников имелось только 4, но фактически работало 2 [44, c. 111].
ГЛАВА 4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРОДНЕНСКОГО ЗООПАРКА В РАМКАХ РАЗВИТИЯ БЕЗВИЗОВОЙ ЗОНЫ «GRODNOVISAFREE»
4.1 Особенности формирования продвижения туристско-экскурсионных услуг Гродненского зоопарка
Пребывание в зоопарке и, в особенности общение с элементами живой природы (животными, растениями) должно вызвать у посетителей сильные положительные эмоции. В первую очередь это должно достигаться привлекательным видом экспозиций и животных, естественным поведением животных, вежливостью и предупредительностью персонала, удобством осмотра экспозиций.
Для продвижения туристско-экскурсионных услуг Гродненского зоопарка рекомендуется следующее:
- необходимо предоставлять посетителям комфортные условия отдыха: высококачественные точки общепита и сувенирной торговли, выделенные в специальные зоны; возможности для отдыха, рассчитанные на разные погодные условия (скамейки, столики, укрытия от дождя, в зимнее время - теплые помещения);
- расширить работу контактной площадки «Бабушкин дворик», с особым упором тактильных контактов с животными;
- продолжать и развивать организацию детских праздников и представлений с природоохранной тематикой;
- рекомендуется создание кружков юных биологов - зоологов (КЮБС), других клубов по интересам с обучением детей зоологии, навыкам практической работы с животными;
- осуществлять рекламную и издательскую деятельность с целью публикации научной и популярной литературы, отражающей все стороны деятельности зоопарка;
- изготавливать все виды рекламных, информационных материалов с символикой учреждения и их распространение;
- подготовка научных работ, каталогов, проспектов, монографий по профилю учреждения;
- создание видео-, аудио-, фото- и мультимедийной продукции и их реализация;
- обеспечение повышения квалификации специалистов учреждения, организация стажировок, совместной работы, обмен специалистами с зоопарками Беларуси и иностранных государств.
Цель продвижения туристско-экскурсионных услуг зоопарка – формирование единого современного социально-культурного комплекса, призванного стать важным звеном в культурной жизни Гродно, его популяризация за рубежом как объекта туризма и значимой научно-просветительской организации.
Достижение данной цели возможно при изучении потребностей целевого сегмента «семьи с детьми», «туристы», «иностранные туристы», «школьники», «студенты» и разработки новых форм организации досуга - дифференциация услуг по целевым сегментам.
В ценовой политике необходимо придерживаться стратегии дифференцирования уровня цен в зависимости от возраста посетителей, а также разработать и внедрить концепцию «гибкой цены», учитывая сезонность предоставляемых услуг и посещение зоопарка семейными группами.
Также можно предложить проведение рекламных компаний и мероприятий по стимулированию сбыта, позиционирования зоопарка в качестве природоохранной организации, с целью формирования устойчивого положительного образа в глазах общественности. Для этого необходимо развивать партнерские отношения со средствами массовой информации, коммерческими и административными структурами, планировать рекламный бюджет на рекламные кампании.
С целью продвижения туристско-экскурсионных услуг зоопарка на внешний рынок необходимо развивать сотрудничество с туристическими центрами и фирмами Гродненского региона, а также с другими зоопарками мира. Кампании по стимулированию сбыта (предложение цены — скидка с цены отдельным группам лиц - сегментам потребителей, например, студентам; предложение в натуральной форме — купон на бесплатное посещение; предложение в активной форме — собрать 10 билетов в зоопарк и получить 1 пригласительный билет) способствуют увеличению посещаемости.
Достижение целей продвижения туристско-экскурсионных услуг зоопарка на рынке невозможно без совершенствования внутреннего маркетинга («фирменного климата»). Работа в этом направлении предполагает формирование в коллективе чувства ответственности, гордости, единения, патриотизма, корпоративного духа. Совместно с профильными отделами зоопарка необходимо обеспечить донесение полной и достоверной информации о зоопарке, коллекции животных до всех сотрудников зоопарка.
Необходимо также уделять внимание формированию внешнего облика зоопарка, использованию фирменного стиля с целью создания благоприятного имиджа и продвижения услуг зоопарка на рынок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблемы повышения туристического потенциала зоологических парков на сегодняшний день являются крайне актуальными, но слабо изученными в научной литературе. Особенно это касается отечественной науки, которая по традиции рассматривает зоопарки как преимущественно культурно-просветительские учреждения.
Следует отметить, что в условиях современной экономики зоологические парки вышли на этап трансформации от сохранения и изучения биоразнообразия к рекреации местного населения и массовому туризму. Очевидно, что экологическое назначение этих предприятий способствует развитию туризма в рамках актуальных трендов развития туристической отрасли: зеленого туризма, экологического туризма и природоведческого туризма. Функционирование зоопарков в индустрии туризма позволяет им получать значительный доход, в то время как охрана природы ставит перед ними не цель получения прибыли, а только сохранение биоразнообразия.
Сегодня они вносят значительный вклад в экономику городов, регионов и даже государств. Определение правильного вектора развития зоологических парков как одного из основных мест отдыха и туризма является задачей науки, власти, бизнеса и граждан. Примером этого является деятельность Гродненского зоопарка, который является самым популярным объектом города Гродно. Ежегодно его посещают около 180 тыс. человек.
Зоологические парки широко используются в качестве популярных туристических объектов. Многие туристы специально планируют свой маршрут путешествия, что бы посетить какой-нибудь интересный зоологический парк. Можно сказать, что на сегодняшний день туристов привлекают зоологические парки, которые имеют свои особенности: наличие редких видов животных, частичное и полное пребывание животных в условиях, максимально приближенных к естественной среде обитания, участки территории в парке для проведения пикников и т.д.
Гродненский зоопарк является старейшим зоологическим парком на территории Беларуси. За время существования зоопарка он неоднократно претерпевал серьезные изменения, также он был практически разрушен, но благодаря большой помощи государства, несмотря на определенные трудности, удалось не только восстановить, но и фактически создать заново. Благодаря этому он стал значимым культурно-просветительным центром.
В настоящее время Гродненский зоопарк является важным туристическим объектом города Гродно. В самом зоопарке его сотрудниками проводятся экскурсии на различные темы и для разных категорий посетителей. Многочисленные туристические фирмы при организации туров в Гродненский регион, включают в программы туров посещение Гродненского зоопарка.
В рамках развитие созданной в 2016 г. безвизовой туристической зоны «Grodno Visa Free» перед Гродненским зоопарком открываются новые перспективы для развития коммерческой деятельности, что позволит не только привлечь внебюджетные средства на финансирование природоохранной и научной деятельности зоопарка, но сформировать его положительный имидж как одного из знаковых объектов города Гродно. Зоопарк стремится максимально использовать новые возможности за счет развития сферы дополнительных услуг. В частности, на территории зоопарка работают два предприятия общественного питания: бар «Пеликан» и детское кафе «Мишутка». Большим успехом у посетителей с маленькими детьми пользуется контактная площадка «Бабушкин дворик». Однако, этого недостаточно для повышения эффективности работы зоопарка в новых условиях.
Для продвижения туристско-экскурсионных услуг Гродненского зоопарка рекомендуется предоставлять посетителям комфортные условия отдыха, расширить работу контактной площадки «Бабушкин дворик», с особым упором тактильных контактов с животными, продолжать и развивать организацию детских праздников и представлений с природоохранной тематикой, осуществлять рекламную и издательскую деятельность с целью публикации научной и популярной литературы, отражающей все стороны деятельности зоопарка, изготавливать все виды рекламных, информационных материалов с символикой учреждения и их распространение и др. Также необходима разработка и продвижение тематических туристско-экскурсионных продуктов в тесной кооперации с природоохранными учреждениями Гродненского региона: национальными парками, ландшафтными заказниками и лесхозами.
В процессе исследования в качестве элемента тематических туристско-экскурсионных продуктов был разработан проект экскурсии по Гродненскому зоопарку «Животные в истории и культуре Беларуси» в рамках тура выходного дня. Экскурсия предназначена для массовой аудитории. В рамках данной экскурсии туристы смогут ознакомиться с обитателями зоопарка и условиями их содержания.
1. Атрощенко, О. А. Информационные технологии в экологическом туризме : учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-89 02 02 «Туризм и природопользование» / О. А. Атрощенко//. – Минск : БГТУ, 2014. – 334 с.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебник./ М. Б. Биржаков//– СПб., Герда, 2007. – 576 с.
3. Воронина, Т. В. Научно-просветительная работа в зоопарках : сборник статей / под ред. Т. В. Ворониной, Е. Я. Мигуновой и Н. Р. Рубинштейн. – Тверь : ООО «Издательство «Триада», 2012. – 386 с
4. Гайдукевич, Л. М. География международного туризма: учеб. пособие / Л. М. Гайдукевич [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2003. – 304 с.
5. Герасимчук, Н. С. Гродненский зоопарк / Н. С. Герасимчук. – Гродно : ПТОДО «Радиус», 2002. – 136 с.
6. Горохов, В. А. Парки мира / В. А. Горохов, Л. Б. Лунц. – М.: Стройиздат, 1985. – 328 с.
7. Гракова, Л. В. Оценка туристско-рекреационного потенциала развития экологического туризма Беларуси / Л. В. Гракова // Весці БДПУ. Сер. 3. – 2009. –№ 4. – С. 50–55.
8. Гродназнаўства: дапаможнік по курсе “Краязнаўства” для студэнтаў гуманітарных спецыяльнасцяў / В.Р. Карнелюк. – Гродна, ГрДУ імя Я.Купалы, 2010. – 352 с.
9. Гродно. Энциклопедический справочник / Беларус. Советская Энциклопедия / Ред. кол.: И. П. Шамякин, С. М. Андреевский, А. А. Дылейко и др. – Минск, 1989.– 438 с.
10. Данилевич, С. Э. Туризм в Республике Беларусь: актуальные проблемы развития / С. Э. Данилевич // Труды молодых специалистов Полоцкого гос. ун-та. Вып. 25. Экономические науки. – 2008. – С. 119–123.
11. Демянчик, В. Т. Экологическая и агроэкологическая структура парка “Стошаны” Пинского района / В. Т. Демянчик // Прыроднае асяроддзе Палесся: асаблівасці і перспектывы развіцця: зборнік навуковых прац. Вып. 4. – Брэст, 2011. –– С. 20–24.
12. Диксон, Э. Исследование зоопарков: пер. с англ. [Электронный ресурс] // ВИТА – Центр защиты прав животных: сайт. – 2008. – Режим доступа: http://www.vita.org.ru/amusement/zoo/zoo-inquiry.htm
13. Дроздов, А. В. Основы экологического туризма : учеб. пособие / А. В. Дроздов. – М. : Гардарики, 2005. – 271 с.
14. Ермонина, И. В. Развитие экологического туризма в лесном хозяйстве / И. В. Ермонина, С. В. Довжик // Сб. научных трудов Института леса НАН Беларуси. – Гомель, 2008. – Вып. 68. – С. 599–611.
15. Заварин, В. П. Принципы проектирования зоологических парков (на примере Северо-Западного региона СССР): дис. … канд. архитектуры / В. П. Заварин. – Л., 1987. – 230 с.: ил.
16. Игнатович, Ф. И. Ян Кохановский – видный педагог, эколог и общественный деятель 1-й пол. XX века / Ф. И. Игнатович // Румлёўскія старонкі: турыстычны патэнцыял нацыянальнай культурна-гістарычнай спадчыны Панямоння : матэрыялы III адкрытай рэгіян. навук.-практ. канф. па праблемах рэгіяналістыкі і краязнаўства "Румлёўскія чытанні" (Гродна, 19 лют. 2009 г.). – Гродна, 2010. – C.165–170.
17. Игнатович, Ф. И. И. И. Кохановский и его деятельность по пропаганде видового разнообразия фауны и сохранению редких видов путём первого в Беларуси зоопарка / Ф. И. Игнатович // Актуальные проблемы экологии - 2007 : тезисы докладов III Междунар. науч.-практ. конф., 21-23 ноября 2007 г. Гродно РБ / УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы". – Гродно, 2007. – С. 14–15.
18. Колбовский, Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. Ю. Колбовский. – М. : Академия, 2006. – 256 с.
19. Колендо, Е. Т. Оценка туристской привлекательности малых городских поселений Беларуси / Е. Т. Колендо // Вестник.БГУ. Серия 2. – 2010. – № 1. – С. 70–77.
20. Кусков, А. С, Рекреационная география: Учебно-методический комплекс / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова.– М.: МПСИ, Флинта, 2005.–496 с.
21. Кусков, А. С. Основы туризма : учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М. : КНОРУС, 2008. – 400 с.
22. Лобанок, П. И. Заповедные территории Беларуси: монография / П. И. Лобанок. – Минск: Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2008. – 416 с.
23. Медзвядзёва, М. Стан і перспектывы турызму: [нататкі са з’езду экскурсаводаў і гідаў-перакладчыкаў Беларусі] / М. Медзвядзёва // Краязнаўчая газета. – 2012. – Кастр. (№ 37). – С. 1.
24. Московский государственный зоологический парк: Ежегодный отчет 2016: информационно-справочный материал о работе Московского зоопарка в 2016 году / гл. ред. В. В. Спицин. – М., 2017. – 264 c.
25. Обеспечивая будущее для диких животных планеты. Природоохранная стратегия всемирного сообщества зоопарков и аквариумов / пер. Т. Аржановой. – Берн: Исполнительный отдел WAZA, 2005. – 96 с.
26. Основы зоопарков и аквариумов : пер. с англ. / под ред. К. Саусман. – М.: Московский зоопарк, 2007. – 370 с.: ил.
27. Официальный сайт зоопарка в Варшаве[Электронный ресурс] режим доступа: www.zoo.waw.pl
28. Официальный сайт зоопарка в Сан-Диего [Электронный ресурс] режим доступа:: https://zoo.sandiegozoo.org/
29. Официальный сайт зоопарка в Санкт-Петербурге[Электронный ресурс] режим доступа:http://spbzoo.ru/
30. Официальный сайт Московского зоопарка [Электронный ресурс] режим доступа:https://www.moscowzoo.ru/
31. Официальный сайт Гродненского зоопарка [Электронный ресурс] режим доступа:http://www.grodnozoo.by
32. Официальный сайт портала Экскурсии. By [Электронный ресурс] режим доступа:https://ekskursii.by//
33. Плыткевіч, С. Беларуская экзотыка: фотаальбом / С. Плыткевіч. – Мінск: Рыфтур, 2002. – 159. с.
34. Погерило, Ц. И. Гродненский зоопарк вчера и сегодня/Ц. И. Погерило // Аркуш (Гродна). – 2000. – 3–9 авг. – С. 2.
35. Рябова, Е. В. К вопросу о развитии культурно-познавательного туризма в Беларуси / Е. В. Рябова // Вестник молодежного научного общества. – 2005. – № 1. – С. 69.
36. Саяпин. В. Ю. О парке Жилибера и зоопарке Кохановского /В. Ю. Саяпин.– Гродно: ЮрСаПринт, 2011. – 80 с.
37. Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию основания каф. междунар. туризма фак. междунар. отношений Белорус. гос. ун-та, Минск, 12 окт. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Л. М. Гайдукевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – 291 с.
38. Сосновский, И. П. Живые музеи / И. П. Сосновский. – М.: Знание, 1981. – 160 с.: ил.
39. Спицин, В. В. Информационный сборник Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов / гл. ред. В. В. Спицин. - М., 2016. – Вып. 26. – 474 с.
40. Тарасенак, А. I. Экатурызм у нацыянальных парках: шанц або пагроза? / А. І. Тарасенак // Родная прырода. – 1996. – № 6. – С. 15.
41. Тарасенок, А. И. Обоснование плана действий по продвижению Беларуси на международном туристском рынке / А. И. Тарасенок // Вiсник ДIТБ. Серiя «Економiка, органiзацiя та управлiння пiдприємствами туристичної індустрії та туристичної галузі в цілому». – 2012. – Вип. 16. – С. 346–353.
42. Тарасенок, А. И. Новые подходы к структурированию туристского пространства: от рекреационных районов к геоэкономическим системам / А. И. Тарасенок // Вестн. Бел. гос. ун-та. – Сер.2, Химия. Биология. География. – 2010. – № 1. – С. 95–98.
43. Тарасенок, А. И. Понятие экологического туризма / А. И. Тарасенок // Беларусь в современном мире: Тез докл I Респ науч конф., Минск, 22 – 23 окт. 2002 г. / Редкол.: А. В. Шарапо, Е. А. Достанко, В. М. Руденков и др. – Минск: БГУ, 2003. – С. 323–325.
44. Тарасюк, Д.П. Восстановление и деятельность Гродненского государственного зоопарка по сохранению и пропаганде видового разнообразия животных в первые послевоенные годы (1944–1956 гг.)/ Д.П. Тарасюк// Материалы IV открытой региональной научно-практической конференции по проблемам краеведения «Румлевские чтения». –Гродно, 2011. – С. 111-120
45. Тарасюк, Д. П. Гродненский зоопарк и его деятельность в период перестройки и независимости : (1985–2002 гг.) / Д. П. Тарасюк, Ф. И. Игнатович // Актуальные проблемы экологии : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 24-26 окт. 2012 г.) / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы". – Гродно, 2012. – Ч. 2. –С. 196–198.
46. Тарасюк, Д.П. История гродненского зоопарка/ Д.П. Тарасюк, Ф.И. Игнатович// ЮрСаПринт.- Гродно, 2018. – 262 с.
47. Таргоня, Н. П. Золотое кольцо Беларуси / Н. П. Таргоня // Труды молодых специалистов Полоцкого гос. ун-та. Вып. 35. Гуманит. науки. – Новополоцк, 2009. – С. 113–116.
48. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь Статистический сборник под ред. И. С. Кангро, Ж. Н. Василевской, О. А. Довнар и др. – Минск : 2019. – 76 с.
49. Федорова, И. Л. Географические аспекты организации культурного туризма / И. Л. Федорова // Веснік Брэсцкага ун-та. Серыя 5. – 2011. – № 1. – С. 117–124.
50. Яхновец, И. Н. Правовое регулирование природного туризма и его основных видов в Республике Беларусь / И. Н. Яхновец // Право. – 2012. – № 1. – С. 65–69.
51. Frost, W. Zoos and tourism: conservation, education, entertainment? / W. Frost. – London: Routledge, 2011. – 262 p.
52. Shackley, M. Wildlife tourism / M. Shackley. – London: International Thomson Business Press,1996. – 152 p.
53. Zoos, Parks and Gardens Industry / Australian Bureau of Statistics (ABS). – Canberra: ABS, 1998. – 32 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты