ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ
1.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.2 ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.3 ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.4 СИСТЕМА ПОЭТАПНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА» В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ
2.1. МАТЕРИАЛЬНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1 МАТЕРИАЛЬНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»
2.1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА БОЛЬНЫХ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»
2.1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»
2.2 СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»
2.3 МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья нации – одна из основ ее безопасности. Поэтому здоровье населения, особенно подрастающего поколения, является приоритетным на государственном уровне.
В современном обществе медико–социальная реабилитация оказывается профессионально и является важнейшим аспектом здоровья населения любого государства.
Во всех странах мира, в том числе и в Республике Беларусь, сформированы система государственной помощи населению, в которую включены: социальное законодательство; органы и учреждения, оказывающие медико–социальную помощь; учебные заведения по подготовке специалистов по оказанию медико–социальной помощи.
Глобальной стратегией Всемирной организации здравоохранения является достижение «Здоровья для всех в XXI столетии», провозглашенное в мае 1998 г. Всемирной декларацией по здравоохранению. Декларация подтверждает, что улучшение здоровья и благосостояния является конечной целью усиление справедливости в отношении здоровья [19].
Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», граждане Республики Беларусь [16] независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.
Продлить жизнь человеку возможно не только путем радикального хирургического вмешательства и применение всевозможных лекарственных препаратов, но также и профессиональный уход, создание комфортной психологической обстановки, ежедневная старательная работа с пациентом. От поведения медицинского персонала, а также их умения вселить оптимизм и уверенность в успехе лечения в особой степени зависят настроение и самочувствие пациента, и, непосредственно, качество его жизни. В настоящее время в Республике Беларусь на медперсонал хирургических отделений возложена важнейшая задача – обучение пациентов и их родственников самоуходу и самоконтролю.
У больного человека особый взгляд на мир, наличие своих, особых ожиданий, отягощенных тревогой и страхом. Поэтому основными задачами психологической помощи являются: объединить усилия врача и пациента против болезни, сделать процесс лечения наиболее эффективным, сохранить силы пациента и правильно выстроить его поведение в преодолении заболевания. Примечательно, что психологическая помощь необходима также и медицинскому персоналу хирургического отделения, а именно обучение тактики общения с пациентом, профилактика синдрома выгорания, обучение навыкам психологической саморегуляции.
До последних лет мало кто уделял внимание восстановительному лечению пациентов хирургического отделения; доктора относились к этому с большой толикой скептицизма. Однако на сегодняшний день этот вид лечения приобретает все больший смысл в связи с возрастающим количеством больных, получивших радикальное лечение.
Следует отметить, что социальная реабилитация пациентов при любых заболеваниях, является строго индивидуальным процессом, поскольку осуществляется по отношению к людям с различным диагнозом и степенью физических или психических нарушений. Особенно, на наш взгляд, в социальной реабилитации нуждаются пациенты с различными видами травм. В послеоперационный период, как правило, данная потребность возрастает еще больше, именно потому мы считаем целесообразным рассмотрение актуальности методов реабилитации пациентов после хирургических вмешательств.
Послеоперационный период является продолжительным и ответственным, часто предопределяющим исход травматологических вмешательств. Любая травма и хирургическое вмешательство по её устранению приводят к значительному снижению функциональных возможностей пациента и изменению его социального статуса (ограничение социальной активности, невозможность выполнения некоторых бытовых навыков).
Составление программы медико–социальной реабилитации предусматривает, прежде всего, индивидуальный подход, учитывающий характер возникших паталогических изменений, наличие сопутствующей патологии, общее состояние пациента, психологический статус. Восстановление функций организма после травмы невозможно без корректной терапии, методы которой определяют особенности медико–социальной реабилитации.
Таким образом, актуальность темы обусловлена высокой значимостью проблемы социально–психологической и медицинской реабилитации пациентов с различными заболеваниями, в частности, после хирургических вмешательств.
Объект исследования – особенности социально–психологической и медицинской реабилитации пациентов.
Предмет исследования – особенности социально–психологической и медицинской реабилитации пациентов на примере хирургического отделения УЗ «Свислочская центральная районная больница».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ
1.1 Цели, задачи, предмет реабилитации
Толчок к развитию реабилитации, поскольку наука служила во время войн: Первая и вторая мировые войны. В результате достижений в области медицины, санитарии, гигиены значительно снизились заболеваемость и смертность от острых инфекционных заболеваний. В то же время ускорение научно–технического прогресса, стремительная индустриализация и урбанизация, загрязнение окружающей среды и рост стрессовых ситуаций привели к росту серьезных неинфекционных заболеваний. Увеличивается число пациентов с наследственной и врожденной патологией, хроническими заболеваниями органов дыхания, пищеварительной и мочеполовой систем, аллергическими заболеваниями, травмами и отравлениями. Однако, как и остальное население, инвалиды должны иметь физические, социальные и экономические возможности, которые позволяют им, по крайней мере, вести полноценную социальную, экономическую и творческую жизнь.
В.А. Епифанов определяет реабилитацию (от латинского слова «rehabilitatio» – реабилитация трудоспособности) как комплекс медико– воспитательных, физико–медико–профилактических, социально–правовых мер и средств, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больного [10].
Реабилитация – это отрасль современной медицины, которая в своих различных методах опирается, прежде всего, на личность пациента и активно стремится к восстановлению функций человека, нарушенных болезнью, а также его социальных отношений.
Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнью, травмой или физическими, химическими и социальными факторами.
Целью реабилитации является эффективное и скорейшее возвращение больного и инвалида в бытовые и профессиональные процессы, в общество; восстановление личных качеств человека.
К частным задачам реабилитации относятся
- восстановление способности пациента справляться с повседневной жизнью, т.е. способности двигаться, помогать себе и выполнять простые бытовые задачи;
- восстановление трудоспособности, т. е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;
- предотвращение развития патологических процессов, приводящих к временной или постоянной нетрудоспособности, т.е. осуществление вторичных мер вторичной профилактики.
По мнению экспертов Всероссийской организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации труда, реабилитация – это система государственных, социально–экономических, медицинских, профессиональных, образовательных и психологических мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или постоянной потере трудоспособности и достижение эффективного и скорейшего возвращения больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно–полезной жизни.
Это определение предполагает в первую очередь восстановление рабочих функций и способностей, возможность участия в общественной жизни и производственной деятельности как средство достижения экономической самостоятельности и самодостаточности больных и инвалидов и снижения затрат на их содержание, т.е. реабилитация служит не только чисто экономическим, но и, по крайней мере, социальным целям.
Одним из достоинств этого определения экспертов ВОЗ и Международной организации труда сущности реабилитации относятся (Осадчих А.И.):
- идея реабилитации как системы;
- государственное финансирование системы реабилитации;
- профилактическая направленность реабилитационных мероприятий;
- социальный характер цели системы реабилитации;
- расширение сферы охвата реабилитационных мероприятий для детей.
Если абилитация рассматривается как комплекс мер, применяемых для определения и развития физического, личностного и социального статуса больных с врожденными и патологическими состояниями, приобретенными в раннем детстве, то реабилитация интерпретируется с точки зрения восстановления (возвращения в исходное состояние) физического, личностного и социального статуса при заболеваниях, имевших место у больных других возрастных групп.
В настоящее время реабилитация превратилась в самостоятельную науку со специфическим исследовательским субстратом – саногенетическими механизмами в их биосоциальном единстве, методологией исследования – использованием специфических функциональных нагрузок, разнообразными специфическими методами и терминологией реабилитации, а также специализированными формами организации в структуре здравоохранения.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗ «СВИСЛОЧСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА» В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ
2.1. Материальное и кадровое обеспечение базы исследования
2.1.1 Материальное и кадровое обеспечение в деятельности УЗ «Свислочская центральная районная больница»
УЗ «Свислочская центральная районная больница» расположена по адресу Гродненская область, г. Свислочь, ул. 17 Сентября д. 3
Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, имеет свою печать и штампы с изображением Государственного Герба Республики Беларусь со своим наименованием.
Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» (далее – Учреждение) является государственным, самостоятельным, многопрофильным лечебно–профилактическим учреждением по организации своевременной доврачебной, врачебной квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению Свислочского района, а также другим гражданам согласно приказам Министерства Здравоохранения Республики Беларусь и управления здравоохранения Гродненского облисполкома.
Имущество Учреждения относится к коммунальной собственности районного уровня управления и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Учреждение действует на основании законодательства Республики Беларусь и устава. Учреждение имеет право с разрешения районного исполнительного комитета заниматься хозяйственной деятельностью, оказывать палатные услуги населению, заключать договоры с юридическими и физическими лицами на оказание дополнительной медицинской помощи и других видов услуг. Мощность амбулаторно–поликлинических учреждений составляет 400 посещений в смену, стационаров – 270 коек.
Основной целью Учреждения является сохранение и укрепление здоровья населения района.
Исполнительным органом Учреждения является главный врач, назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Свислочским районным исполнительным комитетом на контрактной основе по согласованию с управлением здравоохранения Гродненского облисполкома.
Главный врач организует работу в Учреждении и несет ответственность за ее результаты перед вышестоящими органами и трудовым коллективом.
Главный врач имеет заместителей, которые назначаются на должность главным врачом по согласованию с управлением здравоохранения Гродненского облисполкома и районным исполнительным комитетом
Медсансовет – рабочий коллективный совещательный орган управления Учреждения. Создается для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности по улучшению состояния здоровья населения района. Состав – 5–7 человек – утверждается приказом главного врача.
В состав медсансовета входят главный врач, его заместители и ведущие районные специалисты.
Председателем медсансовета является главный врач Учреждения. Заседания проводятся регулярно, но не реже 1–го раза в месяц и правомочен при наличии 2/3 установленного состава.
Ассоциация средних медицинских работников избирается на конференции средних медработников в количестве 9–11 человек. Ассоциация средних медицинских работников избирает из своего состава председателя.
Общее руководство Ассоциацией осуществляет заместитель главного врача.
Основная задача – повышение теоретических и практических навыков совершенствование качества и культуры обслуживания больных на рабочих местах.
Ассоциация работает по плану, утвержденному главным врачом Учреждения. Заседания проводятся не реже 1–го раза в 2 месяца. Решения принимаются большинством, но не менее 2/3 состава. Контроль за исполнением осуществляется Советом Ассоциации.О проделанной работе Ассоциация отчитывается ежегодно на конференции средних медработников.
Для осуществления четкого руководства и контроля за состоянием лечебно–диагностического процесса Учреждение в своей деятельности создает аттестационную комиссию, общественный Совет по питанию, лечебно–контрольную комиссию (ЛКК), врачебно–контрольную комиссию (ВКК), врачебно–отборочную комиссию (ВОК), организационно–методический кабинет и другие, положения о которых утверждаются главным врачом Учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реабилитация – комплекс медико– воспитательных, физико–медико–профилактических, социально–правовых мер и средств, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больного. Целью реабилитации является эффективное и скорейшее возвращение больного и инвалида в бытовые и профессиональные процессы, в общество; восстановление личных качеств человека. Реабилитацию следует рассматривать как сложную социально– медицинскую проблему, которую можно разделить на несколько видов или аспектов: медицинский, физический, психологический, профессиональный (трудовой) и социально–экономический.
Основные принципы реабилитации заключаются в следующем: раннее начало реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитации, комплексный характер реабилитационных мероприятий, индивидуальность системы реабилитационных мероприятий, осуществление реабилитации в коллективе пациентов, возвращение инвалида к активному общественно полезному труду. Выделяют несколько направлений реабилитации: ноореабилитация, психореабилитация, сенсореабилитация, логореабилитация, кинезореабилитация, вегетореабилитация, экореабилитация, лудореабилитация, эгореабилитация.
В настоящее время различают четыре основных вида реабилитации – медицинскую, физическую, психосоциальную и профессиональную.
Системный подход, характеризующий отечественное здравоохранение, распространяется и на организацию реабилитационной помощи. В качестве методологической основы организации лечебного процесса представляется оправданным принять концепцию М.М. Кабанова, в которой динамически сочетаются медико–социальная и психологическая модели реабилитации.
В зависимости от тяжести заболевания пациента планируются следующие этапы: этап 1. лечебно–реабилитационный; этап 2. ранняя стационарная медицинская реабилитация; этап 3. амбулаторный; этап 4. домашний; этап 5. поздняя (повторная) стационарная медреабилитация.
УЗ «Свислочская центральная районная больница» расположена по адресу Гродненская область, г. Свислочь, ул. 17 Сентября д. 3
Основной целью Учреждения является сохранение и укрепление здоровья населения района.
Исполнительным органом Учреждения является главный врач. Медсансовет – рабочий коллективный совещательный орган управления Учреждения.
Качественная медицинская помощь неотделима от укрепления материально–технической базы учреждения и создания благоприятных условий для пациентов в отделениях больниц и поликлиник. За последние 5 лет произошли значительные изменения в материально– технической базе районной системы здравоохранения. Так в 2018 году было приобретено 43 вида оборудования на сумму 59298,18 руб, а в 2019 году было приобретено 30 видов оборудования на сумму 110476,36 руб. Повышение уровня качества и эффективности лечения и профилактики достигается разработкой, производством и внедрением в практику новых видов медицинских изделий, оборудования, аппаратуры и лекарственных средств, более современными методами и средствами профилактики, диагностики и лечения, совершенствованием форм и методов организации лечебно–профилактических процессов, развитием видов специализированной медицинской помощи и их интеграцией, повышением уровня профессиональной квалификации, созданием системы поэтапной реабилитационной профилактики, повышением качества медицинской помощи и профилактической работы, повышением уровня качества и эффективности лечения.
В УЗ «Свислочская ЦРБ» госпитализируются больные всего терапевтического профиля: заболевания органов дыхания, сердечно–сосудистой системы, органов пищеварения, мочеполовой системы, эндокринной системы, костно–мышечной, со злокачественными новообразованиями и другое.
Работники здравоохранения – это самая важная, самая ценная и самая значительная часть ресурсов. Доступность врачей в области выше, чем в среднем по области и составляет 41,8 на 10 тысяч человек. Однако, несмотря на то, что должности врачей заполнены на 97,7%, УЗ видит острую потребность в специалистах: хирург, врач лабораторной диагностики, невролог, онколог, педиатр, стоматолог, акушер–гинеколог, врач–рентгенолог.
Поскольку качество медицинской помощи зависит от квалификации персонала, обучение является одним из наиболее актуальных вопросов. Действующая система сертификации медицинских работников ориентирована на косвенные признаки профессионализма, такие как длительность работы в отрасли, занимаемая должность и наличие научной степени.
1. Азарова, Л.А. Психодиагностика: применение методов математической статистики в социально–психологических исследованиях: метод. рекомендации / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 84 с.
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – с. 368.
3. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учеб. пособие / В. В. Александров, А. И. Алгазин. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 144 с
4. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореферат дисертация / Ю.А. Афонькина. – СПб, 2003. – 33 с.
5. Белова, А. Н. Реабилитация больных/ А. Н. Белова, С. В. Прокопенко. – Москва: Изд–во ИП «Т. А. Алексеева», 2013. – 288 с.
6. Белых, О. Б. Структурный анализ социальной реабилитации / О. Б. Белых // Вестник Челябинского гос. ун–та. – 2008. – № 1. – С. 80–85.
7. Бодров, В.А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – 855 с.
8. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. – М. : ПЕР СЭ, Логос, 2007.
9. Васильева, Л.П. Актуальные аспекты социальной реабилитации подростков–инвалидов / Л. П. Васильева, В. В. Ковальчук // Социальная политика: современность и будущее: материалы Междунар. Научно – практ. конф., 20 янв. 2009 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. – С. 35–40. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/157338/1/110–114.pdf
10. Васильева, Л.П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 124 с.
11. Васильева, Л.П. Профессиональное консультирование подростков с нарушениями психофизического развития на этапе выбора профессии / Л. П. Васильева // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 3. – С. 9–15.
12. Васильева, Л.П. Профориентационное направление в социальной реабилитации / Л.П. Васильева, В.В. Ковальчук // социальная работа. – 2010. – № 6.
13. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: академический проект, 2007. – 333 с.
14. Волкова, О. В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О. В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 1. – С. 60–64.
15. Девятова, М.В. Лечебная физическая культура при артрозах нижних конечностей: производственно–практическое издание / М. В. Девятова, Н. С. Карлова, Д. И. Шадрин. – СПб.: Гиппократ, 2008. – 128 с.
16. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учеб. для студ. мед. вузов / В. И. Дубровский. – Москва: МИА, 2006. – 598 с.
17. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А.Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с.
18. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В. А. Епифанов. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 568 с.
19. Епифанов, В.А. Восстановительная медицина: учеб. для вузов / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2013. – 304 с. ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426371.html
20. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» Статья 19. Предупреждение инвалидности среди детей.
21. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. № 1224–XI. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 48–З I; Глава 1 Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения.
22. Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. №285–З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании).
23. Зборовский, К.Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов: Учебно–методическое пособие. – Минск: Общественная организация «Белорусская ассоциация социальных работников», 2008. – 156 с.
24. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2–е изд., перераб., доп. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
25. Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии: учеб. пособие / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2007. – 160 с.
26. Клебанович, М.М. Массаж при болях в спине и сколиозах [Текст]: научно–популярная литература / М. М. Клебанович. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с.
27. Лечебная физическая культура и массаж: учебник. Епифанов В.А. 2–е изд., перераб. и доп. 2013. – 528 с.:ил. ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426456.html
28. Лечебная физическая культура: учеб. для вузов / под ред. С.Н.Попова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
29. Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Г. В. Каштанова [и др.]; под общ. ред. Г. В. Каштановой. – Москва: АРКТИ, 2006. – 101 с
30. Малявин, А. Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2010. – 352 с.
31. Малявин, А.Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания [Текст]: рук. / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2010. – 352 с.
32. Медицинская реабилитация. В 3т.: рук. / под ред. В.М. Боголюбова. – 2–е изд., доп. – [Б. м.]: М, 2007 – т.1. – 679 с., т.1.– 629с., т.3.– 584 с.
33. Пономаренко, Г.Н. Медицинская реабилитация: учеб. для мед. вузов / Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2014. – 360 с.
34. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 1 июля 2011 г. № 65 «Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 10»
35. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 26 января 2013 г. № 11
36. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 128 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности».
37. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы».
38. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: уч. пособие – СПб: 2001, 224 с.
39. Смычек, В.Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / А.В. Копыток, Показатели инвалидности детского населения Республики Беларусь. – Минск: УП «Энциклопедикс», 2016. – 356 с.
40. Смычек, В.Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / В.Б. Смычек, Г.Я. Хулуп, В.К. Милькаманович. – Мн.: Юнипак, 2005. – 420 с.
41. Теория и практика социальной реабилитации / Р. В. Куприянов, Д. Р. Шарифулина, Е. А. Берецкая. – Казань: Казан. гос. технол. ун–т, 2005. – 230 с.
42. Физиотерапия [Текст]: учеб. пособие / Г. Ш. Гафиятуллина [и др.]. – Москва: ГЭОТАРМедиа, 2010. – 272 с.
43. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова, Н. Ф.Дементьева. – М.: «Дашков и Ко», 2006. – 430 с.
44. Шайтов, Л. Массаж и мануальная терапия при боли в пояснице: производственно–практическое издание / Л. Шайтов, С. Фриц; пер. с англ., под ред. И.С.Красиковой. – М.: БИНОМ, 2010. – 304 с.
45. Шуплецова, Т.С. Комплексная реабилитация: метод. рекомендации / т. с. Шуплецова [и др.]. – Минск, 2000. – с. 7–8.